Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Теоретические аспекты применения дидактических игр в воспитании и обучении).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В современной педагогической практике дошкольного воспитания роль взрослого в дидактической игре обычно крайне сужена. Она сводится к тому, что воспитатель объясняет игру и руководит её ходом, не участвуя в ней сам. Критерием хорошей дидактической игры считается самостоятельность детей. Однако задача взрослого состоит не только в том, чтобы донести до детей правило действия и контролировать его выполнение, но и в том (и то главное!), чтобы сделать его увлекательным, субъективно значимым, осмысленным. А это возможно только при непосредственном участии взрослого в игре. Мы полагаем, что критерием хорошей развивающей игры должна быть не самостоятельность, а активность, увлеченность ребёнка, которую на первых этапах знакомства с игрой может обеспечить только взрослый. Для этого он должен быть не руководителем, не контролером, но непосредственным участником игры, её эмоциональным центром, «заражающим» своей увлеченностью.

Глава 2. Эффективность использования дидактических игр как средства умственного воспитания детей среднего дошкольного возраста

2.1. Выявление уровня умственного развития детей средней группы на базе МАДОУ Компенсирующего вида « Росинка»№ 18 г. Щелково

Для выявления эффективности использования дидактических игр как средства умственного развития детей среднего дошкольного возраста была проведена начальная и контрольная диагностика усвоения программного материала детьми среднего дошкольного возраста на базе МАДОУ Компенсирующего вида «Росинка» № 18 г. Щелково по методике под редакцией Васильевой М. А., В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой «Программа воспитания и обучения в детском саду».


Цель «Программы воспитания и обучения в детском саду» (автор М. А. Васильева) – всестороннее и гармоничное развитие и воспитание детей.

В диагностике приняли участие 20 детей средней группы МАДОУ Компенсирующего вида «Росинка» № 18 г. Щелково.

В исследование были включены дидактические игры по следующим разделам умственного воспитания:

  1. Формирование элементарных математических представлений и сенсорное воспитание.

Комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на формирование элементарных математических представлений и сенсорное воспитание отражен в Приложение 1.

Результаты начального этапа диагностики по разделу «Формирование элементарных математических представлений и сенсорное воспитание», у детей средней группы МАДОУ Компенсирующего вида «Росинка»№ 18 г. Щелково приведены в Приложении 2.

По итогам начального этапа диагностики по указанному разделу можно сделать следующие выводы: низкий уровень (не справились с предложенными заданиями) выявлен у 4 детей; средний уровень (справились с небольшой помощью воспитателя) – 11 детей; высокий уровень (полностью справились с предложенными заданиями) – 5 детей.

2. Ребенок и окружающий мир. Предметное окружение.

Комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на формирование представлений об окружающем мире и предметном окружении отражен в Приложение 3.

Результаты начального этапа диагностики по разделу «Ребенок и окружающий мир. Предметное окружение», у детей средней группы МАДОУ Компенсирующего вида « Росинка»№ 18 г. Щелково приведены в Приложении 4.

По итогам начального этапа диагностики по указанному разделу можно сделать следующие выводы: низкий уровень (не справились с предложенными заданиями) выявлен у 3 детей; средний уровень (справились с небольшой помощью воспитателя) – 13 детей; высокий уровень (полностью справились с предложенными заданиями) – 4 детей.

3. Явления в общественной жизни

Комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на формирование представлений о явлениях в общественной жизни отражен в Приложение 5.

Результаты начального этапа диагностики по разделу «Явления в общественной жизни», у детей средней группы МАДОУ Компенсирующего вида « Росинка»№ 18 г. Щелково приведены в Приложении 6.

По итогам начального этапа диагностики по указанному разделу можно сделать следующие выводы: низкий уровень (не справились с предложенными заданиями) выявлен у 4 детей; средний уровень (справились с небольшой помощью воспитателя) – 13 детей; высокий уровень (полностью справились с предложенными заданиями) – 3 детей.


4. Природное окружение. Экологическое окружение.

Комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на формирование представлений о природном и экологическом окружении отражен в Приложение 7.

Результаты начального этапа диагностики по разделу «Природное окружение. Экологическое окружение», у детей средней группы МАДОУ Компенсирующего вида « Росинка»№ 18 г. Щелково приведены в Приложении 8.

По итогам начального этапа диагностики по указанному разделу можно сделать следующие выводы: низкий уровень (не справились с предложенными заданиями) выявлен у 3 детей; средний уровень (справились с небольшой помощью воспитателя) – 13 детей; высокий уровень (полностью справились с предложенными заданиями) – 4 детей.

5. Развитие речи.

Комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на речевое развитие детей среднего дошкольного возраста отражен в Приложение 9.

Результаты начального этапа диагностики по разделу «Речевое развитие», у детей средней группы МАДОУ Компенсирующего вида « Росинка»№ 18 г. Щелково приведены в Приложении 10.

По итогам начального этапа диагностики по указанному разделу можно сделать следующие выводы: низкий уровень (не справились с предложенными заданиями) выявлен у 5 детей; средний уровень (справились с небольшой помощью воспитателя) – 11 детей; высокий уровень (полностью справились с предложенными заданиями) – 4 детей.

2.2. Внедрение комплекса дидактических игр в процессе умственного воспитания детей в средней группе на базе МАДОУ Компенсирующего вида « Росинка»№ 18 г. Щелково

Комплекс дидактических игр был разработан с учетом результатов первого этапа диагностики группы детей среднего возраста.

В комплекс были включены дидактические игры по следующим разделам умственного воспитания (по классификации, аналогичной начальному этапу исследования):

1. Формирование элементарных математических представлений и сенсорное воспитание.


2. Ребенок и окружающий мир. Предметное окружение.

3. Явления в общественной жизни.

4. Природное окружение. Экологическое окружение.

5. Развитие речи

Перечень дидактических игр второго этапа исследования отражен в Приложении 11.

Комплекс дидактических игр и упражнений, примененный на втором (заключительном) этапе исследования, благодаря принципу системности (регулярному использованию различного рода дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста) позволил выявить следующую динамику в умственном развитии детей 4-5 лет в МАДОУ Компенсирующего вида «Росинка»№ 18»:

  1. По разделу «Формирование элементарных математических представлений и сенсорное воспитание» средний уровень (справились с небольшой помощью воспитателя) – у 12 детей; высокий уровень (полностью справились с предложенными заданиями) – у 8 детей.

Таблица 2

Сравнительные результаты диагностики по разделу «Формирование элементарных математических представлений и сенсорное воспитание» у детей средней группы МАДОУ Компенсирующего вида « Росинка»№ 18 г. Щелково

уровень

начало эксперимента

конец эксперимента

Н

4 чел (23%)

0

С

11 чел (52%)

12 чел (64%)

В

5 чел (25%)

8 чел (46%)

Рисунок 1 - Сравнительные результаты диагностики по разделу «Формирование элементарных математических представлений и сенсорное воспитание» у детей средней группы МАДОУ Компенсирующего вида « Росинка»№ 18 г. Щелково

  1. По разделу «Ребенок и окружающий мир. Предметное окружение» средний уровень (справились с небольшой помощью воспитателя) – у 12 детей; высокий уровень (полностью справились с предложенными заданиями) – 8 детей.

Таблица 3

Сравнительные результаты диагностики по разделу «Ребенок и окружающий мир. Предметное окружение» у детей средней группы МАДОУ Компенсирующего вида « Росинка»№ 18 г. Щелково

уровень

начало эксперимента

конец эксперимента

Н

3 чел (21%)

0

С

13 чел (66%)

12 чел (64%)

В

4 чел (23%)

8 чел (46%)


Рисунок 2 - Сравнительные результаты диагностики по разделу «Ребенок и окружающий мир. Предметное окружение»

у детей средней группы МАДОУ Компенсирующего вида « Росинка»№ 18 г. Щелково

  1. По разделу «Явления в общественной жизни» средний уровень (справились с небольшой помощью воспитателя) – у 13 детей; высокий уровень (полностью справились с предложенными заданиями) – 7 детей.

Таблица 4

Сравнительные результаты диагностики по разделу «Явления в общественной жизни» у детей средней группы МАДОУ Компенсирующего вида « Росинка»№ 18 г. Щелково

уровень

начало эксперимента

конец эксперимента

Н

4 чел (23%)

0

С

13 чел (66%)

16 чел (66%)

В

3 чел (21%)

7 чел (44%)

Рисунок 3 - Сравнительные результаты диагностики по разделу «Явления в общественной жизни» у детей средней группы МАДОУ Компенсирующего вида « Росинка»№ 18 г. Щелково

  1. По разделу «Природное окружение. Экологическое окружение» средний уровень (справились с небольшой помощью воспитателя) – у 14 детей; высокий уровень (полностью справились с предложенными заданиями) – 6 детей.

Таблица 5

Сравнительные результаты диагностики

по разделу «Природное окружение. Экологическое окружение» у детей средней группы МАДОУ Компенсирующего вида « Росинка»№ 18 г. Щелково

уровень

начало эксперимента

конец эксперимента

Н

3 чел (21%)

0

С

13 чел (64%)

14 чел (73%)

В

4 чел (23%)

6 чел (27%)

Рисунок 4 - Сравнительные результаты диагностики

по разделу «Природное окружение. Экологическое окружение» у детей средней группы МАДОУ Компенсирующего вида « Росинка»№ 18 г. Щелково