Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Теоретические аспекты применения дидактических игр в воспитании и обучении).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 3
Детская игра |
Дидактическая игра |
1) отсутствие принуждения, руководства со стороны взрослых |
1) предлагается и организуется учителем |
2) возникает спонтанно |
2) заранее планируется учителем |
3) цель игры — сама деятельность и |
3) цель игры — учебная (усвоение знаний, умений) |
4) результат заранее не предполагается, игра заканчивается, когда наскучит детям |
4) результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут |
5) неограниченность во времени |
5) для игры на уроке отводится определенное время |
б) игра, как правило, не подчиняется четко фиксированным правилам |
б) обязательное соблюдение правил, |
7) игровая деятельность — основная, другие виды (познание, общение) являются сопутствующими |
7) учебно-познавательная деятельность доминирует во взаимодействии с игровой |
8) неограниченность средств игры, дети используют в игре все |
8) средства игры продумываются и |
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком — наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью[23].
Основными функциями дидактических игр являются: формирование устойчивого интереса к обучению, снятия напряжения, которое связано с адаптацией ребенка к шкальной жизни; формирование психических новообразований у школьников; формирование непосредственной учебной деятельности; формирование общеучебных мотивов и навыков учебной и самостоятельной работы; формирование адекватных взаимоотношений освоения социальных ролей; функция, состоящая по формированию навыков самоконтроля и самооценки[24]. Также стоит отметить, что для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия:
1) наличие у педагога определенные знаний о дидактических играх, умений для их проведения;
2) выразительность проведения игры — тем самым у учащихся появляется интерес, желание слушать и участвовать в игре;
3) включение педагога в игру: так как умение включаться в игру — один из показателей педагогического мастерства;
4) оптимальное сочетание занимательности и обучения;
5) средства и способы следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
6) используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой[25].
Дидактических игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей. Основная особенность дидактических игр определена их названием это игры обучающие. В процессе игр дети учатся решать познавательные задачи. Любая дидактическая игра ставит своей целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности. Отличительной особенностью дидактических игр является возможность обучать детей посредством активной и интересной для них деятельности[26].
Начинал подготовку к игре, следует в первую очередь решить важнейшие вопросы: какова ее дидактическая цель; какие умения и навыки будут формироваться в процессе игры; как организовать деятельность детей (соревнование отдельных участников, команд, классов); как подводить итоги[27].
Важнейшими этапами игры служат ее планирование и подготовка сценария, в котором детально проработано, как конкретно разыграть идею или ситуацию. Организуя игры необходимо:
1. Выбрать конкретную тему и подобрать материал, который будет использован во время игры.
2. Определить роли детей.
3. Предусмотреть необходимый «реквизит», справочные материалы.
4. Продумать, какими будут правила игры, как познакомить с ними детей в минимально короткий срок, можно ли будет их изменить в целях активизации класса
5. Обдумать, как начать и когда закончить разыгрывание ситуации.
6. Решить, как использовать результаты игры[28].
1.2. Дидактические игры в системе дошкольного образования
В классической педагогике идея соединения воспитания и обучения детей с игрой принадлежит основателю детских садов Фридриху Фребелю. Им была разработана и описана система дидактических игр, основанная на четких теоретических положениях, восходящих к философии Гегеля, и направленная на развитие сознания и деятельности ребенка. Основные принципы системы Фребеля представляются весьма актуальными и сегодня, поэтому целесообразно остановиться на них подробнее.
Первый из них – принцип деятельности. «Дитя – существо деятельное, творящее, – писал Фребель, – оно постоянно требует дела и идёт от дела к познанию. Воспитание должно удовлетворять эту потребность. Дело воспитателя – охранять и руководить действиями ребёнка, но не определять их».[29] Высшим проявлением детской деятельности Фребель считал игру. Именно в игре ребёнок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как субъект и творец. Поэтому в основу воспитательной системы Ф. Фребеля были положены игры, которые он стремился сделать увлекательными, яркими, осмысленными, вызывающими и раскрывающими детскую активность[30].
Второй принцип, который также представляется очень актуальным для нашей темы – это необходимость соединения практического действия или чувственного впечатления со словом. «Необходимо для развития сознания, для укрепления духовной силы и способности ребёнка связывать его действия и поступки со словом. Ни то, ни другое в отдельности не исчерпывает действительности и не способствует развитию духа ребёнка[31]. Все игры Фребеля с его знаменитыми «дарами» (шаром, мячом, кубиком, лучинками) всегда сопровождаются словом или песенкой воспитателя. Эта связь со словом делает действия ребёнка и его чувственный опыт осмысленным и осознанным, открывает возможность овладения ими[32].
Осуществление принципов деятельности и связи действия со словом становилось возможным благодаря постоянному руководству детской деятельностью со стороны взрослого воспитателя. Несмотря на то, что сам Фребель неоднократно указывал на «губительность грубого вмешательства в развитие ребёнка…», на то, что воспитание должно быть «…пассивным, следящим, просто предостерегающим и охраняющим, но отнюдь не предписывающим и не насильственным», все его игры и воздействия предполагают активное участие и руководство взрослого. Передача даров, демонстрация способов действия, стишки и песенки, – всё это исходило от взрослого. Но руководство взрослого основано на уважении к ребёнку, на учете его интересов: «Настоящий воспитатель уже в малютке признает и уважает человека, способного развиваться и совершенствоваться» [33].
Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики, на долгие годы завоевала всю Европу и нашла своих многочисленных последователей и продолжателей. Однако в процессе своего массового использования игры Фребеля были извращены и превратились в формальные упражнения. Основной перекос состоял в том, что всю активность брал на себя взрослый – он сам демонстрировал нужные действия с предметами, сам пел песенки и читал стишки, а ребёнок оставался лишь слушателем и наблюдателем. Очевидно, что такая опасность была заложена в самой методике фребелевских игр, которая расходилась с главным принципом его системы. Принцип деятельности, активности и заинтересованности самого ребёнка оказался нарушенным. В результате эти занятия утратили свой развивающий эффект и получили массу критики и справедливых нареканий за «формализм», «дидактизм», «педантизм» [34].
Не меньшую популярность завоевала система дидактических игр Марии Монтессори, которая строилась во многом на других принципах. В центре системы Монтессори – индивидуальность ребёнка. Внимание воспитателя должно быть, прежде всего, направлено на развитие изначальной, индивидуальной природы ребёнка. При этом психическое развитие сравнивается и практически отождествляется с органическим ростом. Также как воспитатель не может и не должен менять пропорции тела своего ученика, он не должен менять его внутреннюю природу. Сохранить природную индивидуальность ребёнка – главная забота воспитателя[35].
Главное условие сохранения и развития индивидуальности ребёнка, с точки зрения Монтессори, – это предоставление ему полной свободы. «Свобода есть жизненное условие всякого воспитания. Нельзя ничего навязывать ребёнку, заставлять, принуждать его». Только при наличии полной свободы и самостоятельности может проявиться индивидуальный характер ребёнка, его любознательность и познавательная активность.
Характерно, что в системе Монтессори значительное место уделяется развитию воли ребёнка, причём воля понимается как свободное и сознательное самовыражение. О возникновении воли, с точки зрения Монтессори, можно говорить только тогда, когда устанавливается внутренняя координация и способность к продолжительной концентрации. Внутренняя формация воли развивается постепенно, через усиление направленности на какой-либо предмет (или занятие) и ограничение посторонних импульсов, отвлекающих от решения и действия. В развитии детской воли Монтессори выделяет три следующие стадии.
Первая из них заключается в повторении одних и тех же действий, которое часто наблюдается в раннем возрасте. Как полагает Монтессори, в этом проявляется концентрация ребёнка на каком-либо упражнении. Циклично повторяемые упражнения дают ребёнку ощущение силы и независимости. Эту активность ни в коем случае нельзя прерывать или видоизменять[36].
После достижения силы и независимости в движениях ребёнок переходит на вторую стадию развития воли, где он начинает сознательно выбирать самодисциплину, как способ жизни. На этой стадии ребёнок начинает творчески использовать свои способности и может отвечать за свои действия[37].
После достижения стадии самодисциплины, ребёнок переходит на следующую ступень, суть которой состоит в стремлении к послушанию, которое естественно возникает в результате развития свободной воли ребёнка. Этот момент в философии Монтессори является самым трудным для американцев, поскольку воля и послушание для них – две противоположные тенденции: послушание обычно достигается путём подавления учителем воли ребёнка. Однако Монтессори, напротив, рассматривает волю и послушание как две стороны единого процесса, в котором послушание (правилосообразность) является высшей стадией развития воли: «…Воля есть фундамент развития, а послушание – высшая его стадия, основанная на этом фундаменте… Если душа человека не обладает этим качеством, если от него никогда не требовалось законопослушания, социальная жизнь становиться невозможной». Разумеется, здесь имеется в виду не слепое, бессознательное послушание, а сознательное и свободное выполнение определенных норм и правил поведения. Естественное развитие воли ребёнка приводит к тому, что соблюдение норм и правил становится потребностью ребёнка и свободно понимается им. Такое направление развития детской воли складывается, согласно представлениям Монтессори, само собой, по естественным законам. Главная задачи воспитателя – не вмешиваться и не нарушать эти законы, предоставляя ребёнку полную свободу и самостоятельность на всех этапах развития[38].
Эти теоретические положения легли в основу разработанной М. Монтессори системы дидактических игр. В этих играх, как правило, обучающее воздействие передано дидактическому материалу, а воспитатель как бы устраняется от свободной и самостоятельной деятельности детей[39]. Его роль сводится к тому, чтобы окружить ребёнка полезным, развивающим материалом, создать вещную обстановку для полезной и свободной деятельности детей, то есть развивающую среду, и предоставить возможность для самостоятельного выбора нужного ребёнку и полезного занятия. В процессе таких самостоятельных игр дети должны были овладеть практическими навыками, готовящими их к жизни. Широко использовались также материалы для воспитания различных чувств (зрения, слуха, осязания) и познавательной активности. Воспитатель при этом лишь наблюдает за самостоятельной работой каждого ребёнка, отмечая его успехи и промахи[40].
Итак, краткий анализ двух наиболее фундаментальных систем дошкольного воспитания, построенных на дидактических играх, показывает, что предоставление ребёнку полной свободы и самостоятельности в действиях с дидактическим материалом может так же лишить ребёнка собственной активности, как и превращение его в приемника воспитательных воздействий и указаний взрослого. Полное устранение взрослого от процесса дидактической игры имеет столь же отрицательные последствия, как и его доминирование, навязывание своих воздействий. Поэтому чрезвычайно важно определить специфику участия взрослого в дидактической игре, его основные функции[41].
Выводы.
Дидактическая игра – это игра, которая направлена на решение конкретно поставленных задач для обучения школьников, но в тоже время в ней проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности во время обучения.
Дидактическая игра вызывает у детей более живой интерес к процессу познания, облегчает усвоение материала, является средством активизации познавательной деятельности. Учебная деятельность является основным типом деятельности в дидактической игре, которая входит в игровую, тем самым, приобретая очертания игровой совместной учебной деятельности. В дидактических играх ставится задача учебного характера, а именно обучающая задача.
При помощи дидактических игр ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по разным признакам, делает обобщения.