Файл: Основы права Учебник З. Г. Крылова.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 7446

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебное издание

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ

И ПРАВЕ

1.2. Функции Российского государства

1.3. Сущность и роль права в обществе

1.4. Источники права. Его система

1.5. Действие законов

1.6. Правовые отношения, правомерное поведение и правонарушения. Юридическая ответственность

Глава 2

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

2.1. Общие положения

2.2. Права и свободы человека и гражданина

2.3. Федеративное устройство

2.4. Органы государства

Глава 3

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

3.1. Общие положения

3.2. Субъекты административного права

3.3. Государственная служба

3.4. Административная ответственность

Глава 4

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

4.1. Общие положения

4.2. Правовое регулирование налогообложения юридических лиц

4.3. Правовое регулирование налогообложения физических лиц

Глава 5

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

5.1. Общие положения

5.2. Субъекты гражданского права

5.3. Объекты гражданского права

5.4. Гражданско-правовые сделки

5.5. Представительство. Доверенность

5.6. Исковая давность

5.7. Право собственности и другие вещные права

5.8. Общие положения об обязательствах и договорах

5.9. Договор купли-продажи

5.10. Договор поставки

5.11. Договор аренды (имущественного найма, проката)

5.12. Договор подряда

5.13. Договор перевозки грузов

5.14. Расчетные и кредитные правоотношения

5.15. Договор комиссии

5.16. Договор поручения. Агентский договор

5.17. Договор хранения

5.18. Страхование

5.19. Авторское право

Контрольные вопросы к § 5.19

5.20. Патентное право

5.21. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда

Глава 6

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6.1. Предмет и структура предпринимательского права

6.2. Предпринимательская деятельность

6.3. Субъекты предпринимательской деятельности

6.4. Регистрация предпринимателей без образования юридического лица

6.5. Регистрация юридического лица

6.6. Правовой режим имущества в предпринимательской деятельности

6.7. Несостоятельность (банкротство) при осуществлении предпринимательской деятельности

Глава 7

ТРУДОВОЕ ПРАВО

7.1. Общие положения

7.2. Коллективный договор

7.3. Трудовой договор (контракт)

7.4. Рабочее время и время отдыха

7.5. Заработная плата. Гарантийные и компенсационные выплаты

7.6. Трудовая дисциплина

7.7. Охрана труда

7.8. Материальная ответственность работников

7.9. Трудовые споры

Глава 8

ГРАЖДАНСКО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

8.1. Общие положения

8.2. Подведомственность и подсудность

8.3. Судебные расходы

8.4. Производство в суде первой инстанции

8.5. Производство в кассационной инстанции судов общей юрисдикции

Глава 9

АРБИТРАЖНОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

9.1. Общие положения

9.2. Подведомственность и подсудность арбитражного суда

9.3. Порядок рассмотрения дел и разрешения споров в арбитражном суде

9.4. Производство по пересмотру решений

9.5. Исполнение решений арбитражного суда

9.6. Производство по делам с участием иностранных лиц

Глава 10

ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА

10.1. Общие положения

10.2. Условия и порядок заключения брака

10.3. Личные и имущественные правоотношения супругов

10.4. Прекращение брака. Недействительность брака

10.5. Личные и имущественные отношения между родителями и детьми

10.6. Личные и имущественные отношения между другими членами семьи. Усыновление. Опека и попечительство

Глава 11

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

11.1. Общие положения

11.2. Экологические требования при осуществлении отдельных видов деятельности

Глава 12

ОСНОВЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА

12.1. Общие положения

12.2. Уголовная ответственность за отдельные преступления против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти

* Памятники права Киевского государства X-XII вв. Выпуск первый. - М.: Юриздат, 1952.


Таким образом, можно говорить о том, что законодательное взимание налогов возникло на стадии формирования государства.

Ныне действующее законодательство о налогах и сборах Российской Федерации представляет собой систему нормативных правовых актов, призванную эффективно обеспечивать финансовыми средствами бюджеты всех уровней: федеральный, региональные и местные.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах разделены на две группы: на Законы и иные нормативные правовые акты. К первой группе относятся Налоговый кодекс* РФ, ч. I, федеральные и региональные законы; ко второй - иные нормативные правовые акты, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

* Принят Государственной Думой 16 июля 1998 г. и введен в действие с 1 января 1999 г.


Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Правовое построение налоговой системы основано на следующих принципах: а) всеобщность налогообложения; б) равенство налогообложения; в) справедливость налогообложения; г) законность налогообложения и др.

Всеобщность налогообложения означает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Принцип справедливости - это, когда налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, экономических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Принцип равенства налогообложения представляет собой положение, согласно которому все налогоплательщики имеют равные обязанности по уплате налогов и сборов и равные права в получении налоговых льгот. Принцип законности налогообложения означает обязательное исполнение требований законодательства всеми субъектами налогового права. В частности, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).


Система налогов и сборов в Российской Федерации определяется ст. 12-18 НК РФ ч. I, в соответствии с которыми устанавливаются и взимаются: а) федеральные налоги и сборы; б) налоги и сборы субъектов Российской Федерации; в) местные налоги и сборы.

Плательщиками налогов и сборов признаются юридические и физические лица. Филиалы и представительства российских юридических лиц не являются самостоятельными плательщиками налогов и сборов, т.е. не являются налогоплательщиками.

В НК РФ ч. I (ст. 20) введена новая категория налогоплательщиков - это взаимозависимые лица, которыми признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно: одно лицо участвует в имуществе другого лица (организации) и доля такого участия составляет более 20%; одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению; лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое обоснование, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. При этом указывается, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с настоящим Кодексом.

Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ (ст. 128 - 132). Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Например, юридическая или медицинская консультация, оказанная одним лицом другому. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора базируется на обстоятельствах, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Такими обстоятельствами признаются: а) наличие статуса налогоплательщика у конкретного субъекта налоговых отношений, предопределенного налоговой правоспособностью и налоговой дееспособностью; б) наличием объекта налогообложения у плательщика; в) отсутствие права на освобождение от уплаты налога или сбора, т.е. отсутствие налоговых льгот у конкретного налогоплательщика; г) наличие норм законодательства о налогах и сборах, закрепляющих порядок и условия налогообложения.


Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться: а) залогом имущества; б) поручительством; в) пеней; г) приостановлением операций по счетам в банке; д) наложением ареста на имущество налогоплательщика.

За исполнением законодательства о налогах и сборах установлен налоговый контроль, проводимый должностными лицами в следующих формах: а) налоговые проверки; б) получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц; в) проверки данных учета и отчетности; г) осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиками для извлечения дохода (прибыли); д) в других формах, предусмотренных Кодексом.

В целях повышения эффективности налогового контроля со стороны налоговых органов законодатель предусмотрел в НК РФ ч. I правила, закрепляющие определенную, строго обязательную последовательность контрольных действий: а) учет налогоплательщиков; б) проведение налоговых проверок и оформление их результатов; в) производство по делу о налоговом правонарушении.

В ходе учета налоговые органы получают важные сведения о налогоплательщиках: 1) количестве; 2) месте нахождения; 3) видах деятельности; 4) наличии имущества; 5) источниках прибыли (доходов). При постановке на первичный учет каждому налогоплательщику присваивается идентификационный номер (ИНН). Этот номер налогоплательщики обязаны указывать в декларациях, отчетах, заявлениях, платежных, расчетных и иных документах.

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится у всех налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащим основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проверка проводится регулярно каждый квартал.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя не чаще одного раза в год и не может, как правило, продолжаться более двух месяцев.

За налоговые правонарушения законодательством о налогах и сборах предусматривается ответственность за их совершение. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Налоговая ответственность наступает с шестнадцатилетнего возраста (ст. 109 НК РФ, ч. I). Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, применяемая в виде денежных взысканий (штрафов). В зависимости от смягчающих или отягчающих обстоятельств, установленных Налоговым кодексом РФ ч. I, размер штрафа уменьшается либо увеличивается.


Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

4.2. Правовое регулирование налогообложения юридических лиц


Законодательство и его виды, обеспечивающие налогообложение юридических лиц

Среди нормативных актов, обеспечивающих налогообложение юридических лиц, особое значение имеют: Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость», принятый Верховным Советом РСФСР 6 декабря 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 7 марта 1996 г., от 17 марта 1997г., от 10 января 1997 г., от 18 февраля 1998 г.; Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г., с изменениями и дополнениями, включая внесенные Федеральным законом от 10 января 1997 г., и другими нормативными актами.

Закон «О налоге на добавленную стоимость» введен в действие с 1 января 1992 г. и применяется на всей территории Российской Федерации с изменениями и дополнениями. Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Плательщиками НДС являются: а) организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридических лиц; б) предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность; г) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящихся на территории Российской Федерации и самостоятельно реализующие товары, работы и услуги; д) международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ (государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества; учреждения; другие виды организаций).

Объектами налогообложения являются:

а) оборот по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг;

б) товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

При реализации товаров объектом налогообложения является оборот по реализации всех видов товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне.

При реализации работ объектом налогообложения является объем выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектно-изыскательских и других работ.

При реализации услуг объектом налогообложения является выручка, полученная от оказания услуг.


Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленная:

исходя из свободных (рыночных) цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость;

исходя из государственных регулируемых оптовых цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость;

исходя из государственных регулируемых розничных цен и тарифов, включающих налог на добавленную стоимость.

При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов. Имеются и другие особенности.

Акцизы представляют собой косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. Перечень акцизных и подакцизных товаров уточняется дополнительно в подзаконных нормативных актах.

Подакцизная продукция, изготовляемая предприятиями, оказывающими услуги населению, и бывшие в употреблении подакцизные товары, владельцами которых являются физические лица, обложению акцизами не подлежат.

Все вопросы уплаты акцизов, связанные с таможенным законодательством, предусмотрены в Инструкции Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30 января 1993 г. «О порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых с территории Российской Федерации».

Исходя из общих положений закона и подзаконных нормативных актов, акцизы устанавливаются на высокорентабельные товары, продукцию, предназначенные для населения и являющиеся монополией государства, поскольку оно регулирует спрос и предложение и тем самым обеспечивает эффективность пополнения государственного бюджета.

Плательщиками акцизов являются предприятия и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, а также филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, реализующие произведенные ими товары, перечисленные в ст. 1, Закона «Об акцизах».

Объектами обложения акцизами являются у предприятий:

производящих и реализующих подакцизные товары (в том числе государствам - членам СНГ, а также государствам - субъектам бывшего СССР, не вошедшим в состав СНГ, в случае. если расчеты за подакцизные товары осуществляются не в свободно конвертируемой валюте), - стоимость подакцизных товаров, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз;

производящих подакцизную продукцию, не реализуемую на сторону и используемую ими для производства другой продукции, не облагаемой акцизами, - стоимость используемой подакцизной продукции, определяемая исходя из фактической себестоимости и суммы акцизов по установленным ставкам;

производящих подакцизные товары и продукцию из давальческого сырья*, - стоимость этих товаров и продукции, определяемая исходя из применяемых на данном предприятии максимальных отпускных цен на такие товары и продукцию на момент передачи готовой продукции, а при их отсутствии исходя из рыночных цен, сложившихся на такие же или аналогичные товары и продукцию в данном регионе за отчетный период.