ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2020
Просмотров: 7446
Скачиваний: 25
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Функции Российского государства
1.3. Сущность и роль права в обществе
1.4. Источники права. Его система
1.6. Правовые отношения, правомерное поведение и правонарушения. Юридическая ответственность
2.2. Права и свободы человека и гражданина
3.2. Субъекты административного права
3.4. Административная ответственность
4.2. Правовое регулирование налогообложения юридических лиц
4.3. Правовое регулирование налогообложения физических лиц
5.2. Субъекты гражданского права
5.3. Объекты гражданского права
5.4. Гражданско-правовые сделки
5.5. Представительство. Доверенность
5.7. Право собственности и другие вещные права
5.8. Общие положения об обязательствах и договорах
5.11. Договор аренды (имущественного найма, проката)
5.13. Договор перевозки грузов
5.14. Расчетные и кредитные правоотношения
5.16. Договор поручения. Агентский договор
5.21. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.1. Предмет и структура предпринимательского права
6.2. Предпринимательская деятельность
6.3. Субъекты предпринимательской деятельности
6.4. Регистрация предпринимателей без образования юридического лица
6.5. Регистрация юридического лица
6.6. Правовой режим имущества в предпринимательской деятельности
6.7. Несостоятельность (банкротство) при осуществлении предпринимательской деятельности
7.3. Трудовой договор (контракт)
7.4. Рабочее время и время отдыха
7.5. Заработная плата. Гарантийные и компенсационные выплаты
7.8. Материальная ответственность работников
ГРАЖДАНСКО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
8.2. Подведомственность и подсудность
8.4. Производство в суде первой инстанции
8.5. Производство в кассационной инстанции судов общей юрисдикции
АРБИТРАЖНОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
9.2. Подведомственность и подсудность арбитражного суда
9.3. Порядок рассмотрения дел и разрешения споров в арбитражном суде
9.4. Производство по пересмотру решений
9.5. Исполнение решений арбитражного суда
9.6. Производство по делам с участием иностранных лиц
10.2. Условия и порядок заключения брака
10.3. Личные и имущественные правоотношения супругов
10.4. Прекращение брака. Недействительность брака
10.5. Личные и имущественные отношения между родителями и детьми
11.2. Экологические требования при осуществлении отдельных видов деятельности
* Памятники права Киевского государства X-XII вв. Выпуск первый. - М.: Юриздат, 1952.
Таким образом, можно говорить о том, что законодательное взимание налогов возникло на стадии формирования государства.
Ныне действующее законодательство о налогах и сборах Российской Федерации представляет собой систему нормативных правовых актов, призванную эффективно обеспечивать финансовыми средствами бюджеты всех уровней: федеральный, региональные и местные.
Нормативные правовые акты о налогах и сборах разделены на две группы: на Законы и иные нормативные правовые акты. К первой группе относятся Налоговый кодекс* РФ, ч. I, федеральные и региональные законы; ко второй - иные нормативные правовые акты, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
* Принят Государственной Думой 16 июля 1998 г. и введен в действие с 1 января 1999 г.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Правовое построение налоговой системы основано на следующих принципах: а) всеобщность налогообложения; б) равенство налогообложения; в) справедливость налогообложения; г) законность налогообложения и др.
Всеобщность налогообложения означает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Принцип справедливости - это, когда налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, экономических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Принцип равенства налогообложения представляет собой положение, согласно которому все налогоплательщики имеют равные обязанности по уплате налогов и сборов и равные права в получении налоговых льгот. Принцип законности налогообложения означает обязательное исполнение требований законодательства всеми субъектами налогового права. В частности, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Система налогов и сборов в Российской Федерации определяется ст. 12-18 НК РФ ч. I, в соответствии с которыми устанавливаются и взимаются: а) федеральные налоги и сборы; б) налоги и сборы субъектов Российской Федерации; в) местные налоги и сборы.
Плательщиками налогов и сборов признаются юридические и физические лица. Филиалы и представительства российских юридических лиц не являются самостоятельными плательщиками налогов и сборов, т.е. не являются налогоплательщиками.
В НК РФ ч. I (ст. 20) введена новая категория налогоплательщиков - это взаимозависимые лица, которыми признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно: одно лицо участвует в имуществе другого лица (организации) и доля такого участия составляет более 20%; одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению; лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое обоснование, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. При этом указывается, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с настоящим Кодексом.
Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ (ст. 128 - 132). Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Например, юридическая или медицинская консультация, оказанная одним лицом другому. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора базируется на обстоятельствах, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Такими обстоятельствами признаются: а) наличие статуса налогоплательщика у конкретного субъекта налоговых отношений, предопределенного налоговой правоспособностью и налоговой дееспособностью; б) наличием объекта налогообложения у плательщика; в) отсутствие права на освобождение от уплаты налога или сбора, т.е. отсутствие налоговых льгот у конкретного налогоплательщика; г) наличие норм законодательства о налогах и сборах, закрепляющих порядок и условия налогообложения.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться: а) залогом имущества; б) поручительством; в) пеней; г) приостановлением операций по счетам в банке; д) наложением ареста на имущество налогоплательщика.
За исполнением законодательства о налогах и сборах установлен налоговый контроль, проводимый должностными лицами в следующих формах: а) налоговые проверки; б) получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц; в) проверки данных учета и отчетности; г) осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиками для извлечения дохода (прибыли); д) в других формах, предусмотренных Кодексом.
В целях повышения эффективности налогового контроля со стороны налоговых органов законодатель предусмотрел в НК РФ ч. I правила, закрепляющие определенную, строго обязательную последовательность контрольных действий: а) учет налогоплательщиков; б) проведение налоговых проверок и оформление их результатов; в) производство по делу о налоговом правонарушении.
В ходе учета налоговые органы получают важные сведения о налогоплательщиках: 1) количестве; 2) месте нахождения; 3) видах деятельности; 4) наличии имущества; 5) источниках прибыли (доходов). При постановке на первичный учет каждому налогоплательщику присваивается идентификационный номер (ИНН). Этот номер налогоплательщики обязаны указывать в декларациях, отчетах, заявлениях, платежных, расчетных и иных документах.
Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки.
Камеральная налоговая проверка проводится у всех налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащим основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проверка проводится регулярно каждый квартал.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя не чаще одного раза в год и не может, как правило, продолжаться более двух месяцев.
За налоговые правонарушения законодательством о налогах и сборах предусматривается ответственность за их совершение. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Налоговая ответственность наступает с шестнадцатилетнего возраста (ст. 109 НК РФ, ч. I). Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, применяемая в виде денежных взысканий (штрафов). В зависимости от смягчающих или отягчающих обстоятельств, установленных Налоговым кодексом РФ ч. I, размер штрафа уменьшается либо увеличивается.
Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
4.2. Правовое регулирование налогообложения юридических лиц
Законодательство и его виды, обеспечивающие налогообложение юридических лиц
Среди нормативных актов, обеспечивающих налогообложение юридических лиц, особое значение имеют: Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость», принятый Верховным Советом РСФСР 6 декабря 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 7 марта 1996 г., от 17 марта 1997г., от 10 января 1997 г., от 18 февраля 1998 г.; Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г., с изменениями и дополнениями, включая внесенные Федеральным законом от 10 января 1997 г., и другими нормативными актами.
Закон «О налоге на добавленную стоимость» введен в действие с 1 января 1992 г. и применяется на всей территории Российской Федерации с изменениями и дополнениями. Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Плательщиками НДС являются: а) организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридических лиц; б) предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность; г) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящихся на территории Российской Федерации и самостоятельно реализующие товары, работы и услуги; д) международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ (государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества; учреждения; другие виды организаций).
Объектами налогообложения являются:
а) оборот по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг;
б) товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
При реализации товаров объектом налогообложения является оборот по реализации всех видов товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне.
При реализации работ объектом налогообложения является объем выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектно-изыскательских и других работ.
При реализации услуг объектом налогообложения является выручка, полученная от оказания услуг.
Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленная:
исходя из свободных (рыночных) цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость;
исходя из государственных регулируемых оптовых цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость;
исходя из государственных регулируемых розничных цен и тарифов, включающих налог на добавленную стоимость.
При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов. Имеются и другие особенности.
Акцизы представляют собой косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. Перечень акцизных и подакцизных товаров уточняется дополнительно в подзаконных нормативных актах.
Подакцизная продукция, изготовляемая предприятиями, оказывающими услуги населению, и бывшие в употреблении подакцизные товары, владельцами которых являются физические лица, обложению акцизами не подлежат.
Все вопросы уплаты акцизов, связанные с таможенным законодательством, предусмотрены в Инструкции Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30 января 1993 г. «О порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых с территории Российской Федерации».
Исходя из общих положений закона и подзаконных нормативных актов, акцизы устанавливаются на высокорентабельные товары, продукцию, предназначенные для населения и являющиеся монополией государства, поскольку оно регулирует спрос и предложение и тем самым обеспечивает эффективность пополнения государственного бюджета.
Плательщиками акцизов являются предприятия и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, а также филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, реализующие произведенные ими товары, перечисленные в ст. 1, Закона «Об акцизах».
Объектами обложения акцизами являются у предприятий:
производящих и реализующих подакцизные товары (в том числе государствам - членам СНГ, а также государствам - субъектам бывшего СССР, не вошедшим в состав СНГ, в случае. если расчеты за подакцизные товары осуществляются не в свободно конвертируемой валюте), - стоимость подакцизных товаров, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз;
производящих подакцизную продукцию, не реализуемую на сторону и используемую ими для производства другой продукции, не облагаемой акцизами, - стоимость используемой подакцизной продукции, определяемая исходя из фактической себестоимости и суммы акцизов по установленным ставкам;
производящих подакцизные товары и продукцию из давальческого сырья*, - стоимость этих товаров и продукции, определяемая исходя из применяемых на данном предприятии максимальных отпускных цен на такие товары и продукцию на момент передачи готовой продукции, а при их отсутствии исходя из рыночных цен, сложившихся на такие же или аналогичные товары и продукцию в данном регионе за отчетный период.