ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 3098
Скачиваний: 14
V. Дайте характеристику методов стимулирования поведения.
Аудиторная работа: практическое занятие
«Калейдоскоп воспитательных дел»
Студенты по группам представляют авторскую разработку воспитательных дел и проводят ее защиту:
1-я группа - воспитательное дело ценностно-ориентационного характера;
2-я группа – познавательное дело;
3-я группа – художественно-творческое дело;
4-я группа - обосновывает формы индивидуальной работы с детьми.
Тема 4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Задачи:
1.Познакомиться с ведущим направлением современной педагогической науки – педагогической диагностикой. Освоить предмет и методы педагогической диагностики.
2.Сформировать умения использовать педагогическую диагностику в воспитательной деятельности.
3.Отработать технологию педагогической диагностики отдельных воспитанников, нуждающихся в педагогической поддержке.
4.Сформировать навыки, позволяющие проектировать деятельность классного руководителя на основе данных педагогической диагностики.
Обязательная литература:
-
Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. – Псков, 1994.
-
Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. - 1993.- № 2, 3.- С. 10-15.
-
Воспитательный процесс: изучение эффективности: Метод. рекомендации / Под ред. Е.Н. Степановой. – М., 2000.
-
Воспитывать анализируя / Сост. С.А. Зазыкина, Л.М.Громова. – Смоленск, 1994.
-
Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. – М., 2000.
-
Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. – М., 1981.
-
Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. - М.: Педагогика, 1989.
-
Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. – М., 1999.
-
Инкенкамп К. Педагогическая диагностика. – М., 1991.
-
Степанов Е.Н. Психолого-педагогическая диагностика детского коллектива и положения в нем ребенка. – Псков, 1992.
11.Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. - М., 1982.
12.Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. -М., 1990.
Дополнительная литература:
-
Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков,1994.
-
Изучение личности подростка – члена самодеятельного объединения (сборник диагностических методик). – М., 1992.
-
Методические рекомендации по определению и развитию способностей, склонностей и общего творческого потенциала человека. – Волгодонск, 1992.
-
Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. – М., 1981.
-
Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.
-
Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М., 1998.
-
Феедберг И.М. Проблемные ситуации и развитие личности. – М., 1981.
-
Шамардин В.Н., Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата – к творческому поиску. – М., 1991.
-
Я, ты, мы в зеркале познания: Сборник методик. – М.,1995.
Задания для работы с литературой:
Задание 1. Дайте определение следующим понятиям (варианты разных авторов):
-
Педагогическая диагностика -
-
Цели педагогической диагностики -
-
Методы педагогической диагностики-
Задание 2. Раскройте суть основных функций педагогической диагностики:
-
Обратная связь-
-
Оценка результативности-
-
Воспитательно - побуждающая функция –
-
Коммуникативная функция –
-
Коррекционная -
-
Прогностическая функция –
Задание 3. Дайте краткую характеристику методов изучения школьников: наблюдение, анкета, беседа, тесты, проективные тесты и др.
Задание 4. Подберите критерии и показатели результативности воспитательного процесса. Обоснуйте выбор. Например, «Воспитательный процесс: изучение эффективности: Метод. рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000. – С.10.».
Критерии |
Показатели |
1.Интеллектуальная развитость учащегося |
|
2.Нравственная развитость учащегося |
|
3.Физическая развитость учащегося |
|
Задание 5. На основании имеющихся в литературе методик составьте программу вводной, промежуточной или итоговой диагностики класса, отражающей уровни воспитанности школьников.
Практические задания:
Задание 1. После проведения педагогической диагностики производится обработка результатов, данные которых заносятся в таблицы, графики, диаграммы, карты.
Например: Таблица.
Исследуемая выборка |
Год изучения |
Сформированность нравственного потенциала |
||||||
Направленность личности (тест Н.Е. Щурковой) |
Экспертная оценка педагогов |
|||||||
Нравственная |
Ситуативная |
Безнравственная |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Несформированная |
||
Учащиеся 9 класса |
1999 2000 2001 |
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся 11 класса |
1999 2000 2001 |
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2.
-
Составьте алгоритм работы с таблицей.
-
На основе диагностики студенческой группы (используя тест Н.Е. Щурковой и метод экспертной оценки) заполните таблицу.
Задание 3. Прочитайте приведенные примеры и определите, к какой группе методов они относятся. Один из данных методов (или аналогичные) проведите с детьми в школе.
1.
-
Я думаю, что хороший ученик – это тот, кто …
-
Я думаю, что плохой ученик- это тот, кто …
-
Больше всего я люблю, когда учитель ….
-
Я не люблю школу за то, что …
-
Я хотел бы, чтобы в школе всегда …
2. Представьте, что перед вами картина: ученик сидит дома за столом, перед ним лежат книги, тетради … Художник не изобразил лица ученика. Дорисуйте его словесно, укажите, о чем может думать ученик, что он чувствует.
3.Продолжите ситуацию несколькими фразами:
-
«Звенит звонок, ученики садятся по местам, входит учитель и …»
-
Представьте, что Вы мама. Ваш десятилетний ребенок спрашивает: «Правда ли, что папа давно получил незаконным путем много денег и понес за это наказание?» (Предполагается, что это было.) Что вы ответите?
Задание 4. Используйте методику определения содержания внеурочной работы с детьми, разработанную В.В. Вороновым.
Задача: выявить круг вопросов, которые интересуют учеников, определить тематику бесед со школьниками.
Процедура: предложить учащимся ответить на вопросы следующего бланка:
Я хотел бы обсудить в классе такие вопросы (отметь знаком*).
-
Что и почему происходит в нашей стране?
-
Для чего рождаются и живут люди?
-
Нужно ли ходить в церковь?
-
Как выбрать и получить профессию?
-
Как лучше учиться и получить образование?
-
Как узнать себя и развить свои способности?
-
Как дружить с товарищами?
-
Как находить взаимопонимание со взрослыми?
-
Что такое любовь и как быть счастливым в любви?
-
Как понимать серьезную музыку, живопись, театр?
-
Есть ли жизнь после смерти, НЛО и другие необъяснимые явления?
-
Другие вопросы, напиши какие.
Задание 5. Результаты исследования подсчитать, ранжировать, проанализировать. Составить модель возможных видов воспитательной деятельности.
Задания для самоконтроля:
-
Установите соотношение понятий "воспитанность" и "педагогическая диагностика".
-
Соотнесите функции педагогической диагностики с ее характеристиками.
1. Функция обратной связи |
а) любой диагноз предполагает определение перспективы развития |
2. Функция оценки результативности воспитательной работы |
б) диагностическая работа строится на понимании индивидуально - типологических особенностей партнера, учете его возможностей и перспектив |
3. Воспитательно – побуждающая функция |
в) диагностическая работа осуществляется в сравнении достигнутых результатов с идеальными критериями и показателями |
4. Коммуникативная функция |
г) результаты диагностики используются воспитателем для улучшения и совершенствования воспитательной работы |
5. Прогностическая функция |
д) педагогическая диагностика позволяет воспитателю контролировать свои действия с целью совершенствования управления педагогическим процессом |
-
Соотнесите методы педагогических исследований (слева) с их характеристикой (справа).
1. Наблюдение |
а) анализ, оценка, приведение в систему эмпирического материала
|
2. Беседа |
б) выявление наиболее эффективных условий использования научных рекомендаций, накопление фактического материала, который является основой теоретических выводов и обобщений
|
3. Анкетирование |
в) создание идеальной модели организации и условий воспитательного процесса
|
4. Метод изучения школьной документации |
г) сбор фактов и фиксация непосредственного поведения детей в отношениях, деятельности, поведении
|
5. Теоретические методы |
д) взаимный обмен информацией в свободном диалоге
|
6. Опытная работа |
е) письменный опрос
|
7. Эксперимент |
ж) специально организованная проверка того или иного метода или приема работы для выяснения его педагогической эффективности
|
8. Моделирование |
з) получение информации о ребенке, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, на магнитофоне, кинопленке
|
9. Обобщение опыта |
и) вычленение наиболее специфических черт, особенностей передового или новаторского опыта |
IV. Укажите методы диагностики воспитанности школьников, объединив их в две группы:
-
Методы, основанные на умозрительном выборе детей.
-
Методы, выявляющие эмоциональные отношения школьников.
-
Закончите мысль:
В педагогической диагностике применение тестов имеет давнюю историю. Существуют разные подходы к классификации педагогических тестов. Если в основу классификации положить различные компоненты развития и формирования человеческих качеств, то она будет выглядеть так:
1.
2.
3.
4.
5.
Аудиторная работа: деловая игра «НИЛ»
(научно-исследовательская лаборатория)
Участники:
-
Задачедатель (преподаватель).
-
Исследователи – три группы студентов.
-
Приемная комиссия – преподаватель и 2-3 студента.
1. Подготовительный этап. Преподаватель готовит основной пакет заданий. Члены команд изучают материал, делают домашние заготовки по теме «Педагогическая диагностика»
2. Ход игры. Речь задачедателя:
- Господа научные сотрудники!
Наша лаборатория получила заказ нескольких школ (городских и сельских) на проведение в школах педагогической диагностики с целью оказания помощи в составлении модели воспитательной системы школ. Перед нами стоит задача: исследовать с помощью пакетов различных педагогических диагностик специфические особенности школы, желания педагогического коллектива и школьников в выборе стратегической проблемы для составления Модели воспитательной системы школы. Вам предстоит разработать пакет таких педагогических методик для:
а) сельской школы;
б) городской школы;
в) школы-интерната.
Во время игры:
-
Группы выполняют задания, используя домашние заготовки и привлекая задачедателя как консультанта.
-
Группы обрабатывают результаты, обсуждают план доклада, выбирают спикера, который будет представлять результат исследования группе;
-
Спикер группы докладывает результаты работы. Приемная комиссия анализирует результаты работы, принимает или не принимает исследование.
-
Приемная комиссия после обсуждения подводит итоги, выбирая, интересные работы.
Тема 5. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Задачи:
1.Познакомиться с теоретическим обоснованием проблемы педагогического взаимодействия в воспитательном коллективе; выявить сущность педагогического взаимодействия.
2.Сформировать умения выявлять основные стратегии педагогического взаимодействия.
3.Проанализировать педагогическое общение как форму взаимодействия педагогов и учащихся.
4.Отработать коммуникативные навыки в процессе педагогического общения в воспитательном коллективе.
5.Сформировать умения педагогического сотрудничества как способа оптимизации педагогического взаимодействия.
Основная литература:
-
Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. - Ярославль, 1991.
-
Ильин Е.Н. Искусство общения. - М.,1982.
-
Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. - М., 1988.
-
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.,1987.
-
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.,1979.
-
Михайловский В.А. Педагогика сотрудничества. - Харьков, 1989.
-
Мудрик А.В. Общение школьников. - М.,1984.
-
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. - М., 1999.
-
Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно - развивающее взаимодействие. - Ростов н/Д., 1993.
Дополнительная литература:
-
Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – М.- Воронеж, 1997.
-
Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., 1997.
-
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учеб.-практ. пособие. – М., 1997.
-
Конфликтология в школе / Сост. С.В. Баныкина; Под ред. В.М. Шепеля. – М., 1999.
-
Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. – М., 1996.
-
Рыбаков М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Книга для учителя. – М., 1991.
-
Теория и практика воспитания: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной, О.В. Еремкиной. – Рязань, 1997.
-
Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2000.
Задания для работы с литературой:
Задание 1. На основе теоретического анализа обоснуйте сущность педагогического взаимодействия.
Задание 2. Дайте характеристику субъект - объектного (S-O) педагогического взаимодействия и субъект - субъектного (S-S) взаимодействия. Покажите на примерах случаи использования данных видов взаимодействия. Заполните таблицу:
Стиль руководства |
Демократический |
Авторитарный |
Основные характеристики |
||
Характер отношения к ребенку |
|
|
Методы и приемы |
|
|
Возможный результат |
|
|
Задание 3. Дайте характеристику принципам педагогического взаимодействия (Д.А. Белухин):
-
Гуманистическая направленность –
-
Творчество –
-
Опережающий характер –
-
Равенство в общении и партнерство –
-
Психотерапевтический характер взаимодействия –
-
Эмоциональная вовлеченность -
Задание 4. Прочитав предложенную литературу, выявите особенности педагогического общения.
Задание 5. Сформулируйте основные правила общения воспитателя с воспитанником.
Практические задания:
Проанализируйте предложенные педагогические ситуации, применив «Алгоритм анализа педагогических ситуаций».
Характеристика педагогической системы
1.Назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие.
2.Дайте оценку уровня развития педагогической системы.
3.Каковы особенности учебно-воспитательного процесса в этой системе.
Выявление объектов и субъектов воспитания
1.Определите, какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объективную или субъективную).
2.Дайте их характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.
Характеристика взаимоотношений субъектов
1.Определите стили отношений, руководства, общения педагога.
2.Дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе.
3.Оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом.
Формулирование педагогических проблем и педагогических задач