Файл: Методика и технология воспитат деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 3098

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

V. Дайте характеристику методов стимулирования поведения.


Аудиторная работа: практическое занятие

«Калейдоскоп воспитательных дел»


Студенты по группам представляют авторскую разработку воспитательных дел и проводят ее защиту:

1-я группа - воспитательное дело ценностно-ориентационного характера;

2-я группа – познавательное дело;

3-я группа – художественно-творческое дело;

4-я группа - обосновывает формы индивидуальной работы с детьми.










Тема 4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА


Задачи:

1.Познакомиться с ведущим направлением современной педагогической науки – педагогической диагностикой. Освоить предмет и методы педагогической диагностики.

2.Сформировать умения использовать педагогическую диагностику в воспитательной деятельности.

3.Отработать технологию педагогической диагностики отдельных воспитанников, нуждающихся в педагогической поддержке.

4.Сформировать навыки, позволяющие проектировать деятельность классного руководителя на основе данных педагогической диагностики.


Обязательная литература:


  1. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. – Псков, 1994.

  2. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. - 1993.- № 2, 3.- С. 10-15.

  3. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Метод. рекомендации / Под ред. Е.Н. Степановой. – М., 2000.

  4. Воспитывать анализируя / Сост. С.А. Зазыкина, Л.М.Громова. – Смоленск, 1994.

  5. Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. – М., 2000.

  6. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. – М., 1981.

  7. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. - М.: Педагогика, 1989.

  8. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. – М., 1999.

  9. Инкенкамп К. Педагогическая диагностика. – М., 1991.

  10. Степанов Е.Н. Психолого-педагогическая диагностика детского коллектива и положения в нем ребенка. – Псков, 1992.

11.Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. - М., 1982.

12.Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. -М., 1990.

Дополнительная литература:


  1. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков,1994.

  2. Изучение личности подростка – члена самодеятельного объединения (сборник диагностических методик). – М., 1992.

  3. Методические рекомендации по определению и развитию способностей, склонностей и общего творческого потенциала человека. – Волгодонск, 1992.

  4. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. – М., 1981.

  5. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.

  6. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М., 1998.

  7. Феедберг И.М. Проблемные ситуации и развитие личности. – М., 1981.

  8. Шамардин В.Н., Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата – к творческому поиску. – М., 1991.

  9. Я, ты, мы в зеркале познания: Сборник методик. – М.,1995.


Задания для работы с литературой:


Задание 1. Дайте определение следующим понятиям (варианты разных авторов):

  • Педагогическая диагностика -

  • Цели педагогической диагностики -

  • Методы педагогической диагностики-

Задание 2. Раскройте суть основных функций педагогической диагностики:

  • Обратная связь-

  • Оценка результативности-

  • Воспитательно - побуждающая функция –

  • Коммуникативная функция –

  • Коррекционная -

  • Прогностическая функция –

Задание 3. Дайте краткую характеристику методов изучения школьников: наблюдение, анкета, беседа, тесты, проективные тесты и др.


Задание 4. Подберите критерии и показатели результативности воспитательного процесса. Обоснуйте выбор. Например, «Воспитательный процесс: изучение эффективности: Метод. рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000. – С.10.».


Критерии

Показатели

1.Интеллектуальная развитость учащегося

  • Освоенность учащимися образовательной программы.

  • Развитость познавательных процессов и интересов личности.

  • Сформированность учебной деятельности.

2.Нравственная развитость учащегося

  • Сформированность основных нравственных качеств (отношений) личности ребенка.

  • Социальная активность учащихся.

3.Физическая развитость учащегося

  • Состояние здоровья ребенка.

  • Овладение навыками личной гигиены.

  • Развитость силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости.



Задание 5. На основании имеющихся в литературе методик составьте программу вводной, промежуточной или итоговой диагностики класса, отражающей уровни воспитанности школьников.


Практические задания:


Задание 1. После проведения педагогической диагностики производится обработка результатов, данные которых заносятся в таблицы, графики, диаграммы, карты.


Например: Таблица.




Исследуемая выборка

Год изучения

Сформированность нравственного потенциала

Направленность личности (тест Н.Е. Щурковой)

Экспертная оценка педагогов

Нравственная

Ситуативная

Безнравственная

Высокая

Средняя

Низкая

Несформированная

Учащиеся 9 класса

1999

2000

2001








Учащиеся 11 класса

1999

2000

2001









Задание 2.

  • Составьте алгоритм работы с таблицей.

  • На основе диагностики студенческой группы (используя тест Н.Е. Щурковой и метод экспертной оценки) заполните таблицу.

Задание 3. Прочитайте приведенные примеры и определите, к какой группе методов они относятся. Один из данных методов (или аналогичные) проведите с детьми в школе.

1.

  • Я думаю, что хороший ученик – это тот, кто …

  • Я думаю, что плохой ученик- это тот, кто …

  • Больше всего я люблю, когда учитель ….

  • Я не люблю школу за то, что …

  • Я хотел бы, чтобы в школе всегда …



2. Представьте, что перед вами картина: ученик сидит дома за столом, перед ним лежат книги, тетради … Художник не изобразил лица ученика. Дорисуйте его словесно, укажите, о чем может думать ученик, что он чувствует.


3.Продолжите ситуацию несколькими фразами:

  • «Звенит звонок, ученики садятся по местам, входит учитель и …»

  • Представьте, что Вы мама. Ваш десятилетний ребенок спрашивает: «Правда ли, что папа давно получил незаконным путем много денег и понес за это наказание?» (Предполагается, что это было.) Что вы ответите?


Задание 4. Используйте методику определения содержания внеурочной работы с детьми, разработанную В.В. Вороновым.

Задача: выявить круг вопросов, которые интересуют учеников, определить тематику бесед со школьниками.

Процедура: предложить учащимся ответить на вопросы следующего бланка:

Я хотел бы обсудить в классе такие вопросы (отметь знаком*).

  1. Что и почему происходит в нашей стране?

  2. Для чего рождаются и живут люди?

  3. Нужно ли ходить в церковь?

  4. Как выбрать и получить профессию?

  5. Как лучше учиться и получить образование?

  6. Как узнать себя и развить свои способности?

  7. Как дружить с товарищами?

  8. Как находить взаимопонимание со взрослыми?

  9. Что такое любовь и как быть счастливым в любви?

  10. Как понимать серьезную музыку, живопись, театр?

  11. Есть ли жизнь после смерти, НЛО и другие необъяснимые явления?

  12. Другие вопросы, напиши какие.


Задание 5. Результаты исследования подсчитать, ранжировать, проанализировать. Составить модель возможных видов воспитательной деятельности.


Задания для самоконтроля:

  1. Установите соотношение понятий "воспитанность" и "педагогическая диагностика".

  2. Соотнесите функции педагогической диагностики с ее характеристиками.


1. Функция обратной связи

а) любой диагноз предполагает определение перспективы развития

2. Функция оценки результативности воспитательной работы

б) диагностическая работа строится на понимании индивидуально - типологических особенностей партнера, учете его возможностей и перспектив

3. Воспитательно – побуждающая функция

в) диагностическая работа осуществляется в сравнении достигнутых результатов с идеальными критериями и показателями

4. Коммуникативная функция

г) результаты диагностики используются воспитателем для улучшения и совершенствования воспитательной работы

5. Прогностическая функция

д) педагогическая диагностика позволяет воспитателю контролировать свои действия с целью совершенствования управления педагогическим процессом

  1. Соотнесите методы педагогических исследований (слева) с их характеристикой (справа).


1. Наблюдение

а) анализ, оценка, приведение в систему эмпирического материала


2. Беседа

б) выявление наиболее эффективных условий использования научных рекомендаций, накопление фактического материала, который является основой теоретических выводов и обобщений


3. Анкетирование

в) создание идеальной модели организации и условий воспитательного процесса

4. Метод изучения школьной документации

г) сбор фактов и фиксация непосредственного поведения детей в отношениях, деятельности, поведении


5. Теоретические методы

д) взаимный обмен информацией в свободном диалоге


6. Опытная работа

е) письменный опрос


7. Эксперимент

ж) специально организованная проверка того или иного метода или приема работы для выяснения его педагогической эффективности


8. Моделирование

з) получение информации о ребенке, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, на магнитофоне, кинопленке


9. Обобщение опыта

и) вычленение наиболее специфических черт, особенностей передового или новаторского опыта



IV. Укажите методы диагностики воспитанности школьников, объединив их в две группы:

  • Методы, основанные на умозрительном выборе детей.

  • Методы, выявляющие эмоциональные отношения школьников.

        1. Закончите мысль:

В педагогической диагностике применение тестов имеет давнюю историю. Существуют разные подходы к классификации педагогических тестов. Если в основу классификации положить различные компоненты развития и формирования человеческих качеств, то она будет выглядеть так:

1.

2.

3.

4.

5.

Аудиторная работа: деловая игра «НИЛ»

(научно-исследовательская лаборатория)

Участники:

  • Задачедатель (преподаватель).

  • Исследователи – три группы студентов.

  • Приемная комиссия – преподаватель и 2-3 студента.


1. Подготовительный этап. Преподаватель готовит основной пакет заданий. Члены команд изучают материал, делают домашние заготовки по теме «Педагогическая диагностика»

2. Ход игры. Речь задачедателя:

- Господа научные сотрудники!

Наша лаборатория получила заказ нескольких школ (городских и сельских) на проведение в школах педагогической диагностики с целью оказания помощи в составлении модели воспитательной системы школ. Перед нами стоит задача: исследовать с помощью пакетов различных педагогических диагностик специфические особенности школы, желания педагогического коллектива и школьников в выборе стратегической проблемы для составления Модели воспитательной системы школы. Вам предстоит разработать пакет таких педагогических методик для:

а) сельской школы;

б) городской школы;

в) школы-интерната.

Во время игры:

  1. Группы выполняют задания, используя домашние заготовки и привлекая задачедателя как консультанта.

  2. Группы обрабатывают результаты, обсуждают план доклада, выбирают спикера, который будет представлять результат исследования группе;

  3. Спикер группы докладывает результаты работы. Приемная комиссия анализирует результаты работы, принимает или не принимает исследование.

  4. Приемная комиссия после обсуждения подводит итоги, выбирая, интересные работы.







Тема 5. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Задачи:

1.Познакомиться с теоретическим обоснованием проблемы педагогического взаимодействия в воспитательном коллективе; выявить сущность педагогического взаимодействия.

2.Сформировать умения выявлять основные стратегии педагогического взаимодействия.

3.Проанализировать педагогическое общение как форму взаимодействия педагогов и учащихся.

4.Отработать коммуникативные навыки в процессе педагогического общения в воспитательном коллективе.

5.Сформировать умения педагогического сотрудничества как способа оптимизации педагогического взаимодействия.

Основная литература:


  1. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. - Ярославль, 1991.

  2. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М.,1982.

  3. Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. - М., 1988.

  4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.,1987.

  5. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.,1979.

  6. Михайловский В.А. Педагогика сотрудничества. - Харьков, 1989.

  7. Мудрик А.В. Общение школьников. - М.,1984.

  8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. - М., 1999.

  9. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно - развивающее взаимодействие. - Ростов н/Д., 1993.


Дополнительная литература:


  1. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – М.- Воронеж, 1997.

  2. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., 1997.

  3. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учеб.-практ. пособие. – М., 1997.

  4. Конфликтология в школе / Сост. С.В. Баныкина; Под ред. В.М. Шепеля. – М., 1999.

  5. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. – М., 1996.

  6. Рыбаков М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Книга для учителя. – М., 1991.

  7. Теория и практика воспитания: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной, О.В. Еремкиной. – Рязань, 1997.

  8. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2000.


Задания для работы с литературой:


Задание 1. На основе теоретического анализа обоснуйте сущность педагогического взаимодействия.

Задание 2. Дайте характеристику субъект - объектного (S-O) педагогического взаимодействия и субъект - субъектного (S-S) взаимодействия. Покажите на примерах случаи использования данных видов взаимодействия. Заполните таблицу:


Стиль руководства


Демократический

Авторитарный

Основные характеристики

Характер отношения к ребенку



Методы и приемы



Возможный результат




Задание 3. Дайте характеристику принципам педагогического взаимодействия (Д.А. Белухин):

  • Гуманистическая направленность –

  • Творчество –

  • Опережающий характер –

  • Равенство в общении и партнерство –

  • Психотерапевтический характер взаимодействия –

  • Эмоциональная вовлеченность -


Задание 4. Прочитав предложенную литературу, выявите особенности педагогического общения.


Задание 5. Сформулируйте основные правила общения воспитателя с воспитанником.


Практические задания:


Проанализируйте предложенные педагогические ситуации, применив «Алгоритм анализа педагогических ситуаций».


Характеристика педагогической системы

1.Назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие.

2.Дайте оценку уровня развития педагогической системы.

3.Каковы особенности учебно-воспитательного процесса в этой системе.


Выявление объектов и субъектов воспитания

1.Определите, какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объективную или субъективную).

2.Дайте их характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.


Характеристика взаимоотношений субъектов

1.Определите стили отношений, руководства, общения педагога.

2.Дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе.

3.Оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом.


Формулирование педагогических проблем и педагогических задач