ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 3096
Скачиваний: 14
4. Тренинг «Знакомство».
Собрание проводится по следующим методикам: как самостоятельный рассказ каждого о себе либо как интервью (в парах родители узнают друг о друге, а затем представляют информацию для всех). Представляется только позитивная информация.
Собрание второе
(в конце 1-й четверти - ноябрь)
Повестка:
1. Итоги 1-й четверти и задачи на 2-ю.
2. Обмен опытом семейного воспитания «Мы и наши дети -система отношений».
3. О работе родителей с учащимися класса в 1-й четверти.
4. Планирование работы родителей в классе на 2-ю четверть.
5. Индивидуальная консультация.
До начала собрания каждому родителю выдается лист с четвертными отметками, пропусками занятий, опозданиями и делами, в которых принимал участие его ребенок. Выслушав информацию классного руководителя и сравнив ее с собственными результатами, родитель может задать вопросы классному руководителю в индивидуальной беседе после классного собрания. В общей информации об итогах 1-й четверти классный руководитель сообщает об организации внутриклассной и внутришкольной жизни детей в 1-й четверти, обращает внимание родителей на некоторые особенности в поведении детей, не называя никого в отрицательном смысле, но выделяя положительное. Исключения составляют только чрезвычайные ситуации. Классный руководитель в обобщенном плане знакомит родителей с мнением их детей, высказанным во время обсуждения итогов четверти на классном часе, проведенном по вышеуказанным технологиям. Обращается внимание родителей на особенности 2-й четверти, на организацию новогодних праздников и зимних каникул.
Обмен опытом семейного воспитания в вопросе взаимоотношений родителей и детей. Вначале родители по кругу высказываются о том, как устанавливается коммуникация в их семье между родителями и детьми. Какими, по их мнению, качествами должен обладать родитель, выстраивая отношения дома со своими детьми.
Затем родителям предлагается несколько советов А.С. Макаренко из книги «Родителям о воспитании», касающихся системы взаимоотношений в семье. После такой информации родители объединяются в группы и готовят ответы на вопросы: какие советы А.С. Макаренко они считают для себя полезными и почему? Какие основные ошибки допускают родители в отношениях с детьми, почему? Какими основными качествами должен обладать родитель, чтобы правильно строить свои отношения с детьми дома? (Макаренко А.С. Книга для родителей.- М.,1988.)
В заключение этого обсуждения проводится рефлексия: что считают родители полезным для себя в этом обсуждении?
Информацию о том, что, как и кем сделано в 1-й четверти и кто предлагается в помощь классу на 2-ю четверть, готовит родительский комитет. Предложения обсуждаются и принимаются.
Затем родителям предлагается по одному подойти к классному руководителю с конкретными вопросами для консультации. Остальные родители в это время могут подойти к другим учителям, которые также ведут консультации в своих кабинетах.
Собрание третье
(после окончания 2-й четверти)
Повестка:
1. Отчет лучших учащихся об организации своего свободного времени (5 учащихся).
2. Итоги 2-й четверти.
3. О работе родителей во 2-й четверти.
4. Планирование работы родителей на 3-ю четверть.
5. Об окончании учебного года и подготовке класса к новому учебному году.
Собрание четвертое
(апрель)
Повестка:
1. Ознакомление с результатами 3-й четверти, сравнительный анализ с 4-й четвертью, затруднения у учащихся, рекомендации родителям по оказанию помощи детям в 4-й четверти.
2. Информация о помощи родителей классу в 3-й четверти и планирование совместной с классом деятельности на 4-ю четверть.
3. Об окончании учебного года и подготовке школы и класса к
новому учебному году.
4. Об организации летнего отдыха детей.
5. Индивидуальные консультации.
6. Поскольку методика проведения той или иной части собрания дана выше, то можно ее использовать и на данном собрании.
Собрание пятое
Чаще всего такое собрание проводится вместе с детьми, учащимися данного класса.
Повестка:
1. Отчет об учебе, об организации внутришкольной жизни, о делах класса в течение учебного года. (Эта часть состоит из выступлений самих учащихся, которые в театрально-игровой и концертной форме знакомят родителей с самыми важными событиями уходящего учебного года. Если дети не приглашаются, то эту информацию делает классный руководитель. Выдаются дневники, и дети уходят с собрания.)
2. О работе родителей вместе с классом в течение учебного года и о работе родительского комитета. Информация родительского комитета.
3. О подготовке школы и класса к новому учебному году. Сообщение родительского комитета.
4. Советы родителям по организации летнего отдыха детей и рекомендации учителей-предметников по летним заданиям (чтение, сбор гербариев, подготовка к конкурсу «Природа и фантазия» и др., т.е. - то, что специфично для региона и школы).
Задание 6. Продумать форму планирования работы с родителями на учебный год на уровне классного руководителя и родительского комитета. (Например, каждым родителем или творческой группой заполняется схема.)
Месяц |
Сентябрь |
... |
Май |
Родительский комитет |
Содержание (повестка) |
|
Содержание (повестка) |
Родительские собрания |
Содержание |
|
Содержание |
Индивидуальная работа с родителями |
Конкретно, с кем |
|
Конкретно, с кем |
Работа родителей с классом |
Конкретно, кто и что делает |
|
Конкретно, кто и что делает |
Задание 7. Укажите, какие критерии оценки эффективности работы родителей совместно со школой, с классом вы считаете наиболее целесообразными.
1. Наличие организационной структуры.
2. Конкретные дела родителей в помощь школе, классу.
3. Сотрудничество, которое стало традицией. Большинство родителей участвуют в совместной воспитывающей деятельности с учащимися.
4. Помощь родителей в социальной защите детей.
5. Позитивный уровень сохранности здоровья детей.
6. Оперативная реакция родителей на запросы школы и реакция школы на потребности родителей и их детей.
7. Другие.
Тема 7: ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ
Задачи:
1.Уяснить возрастные особенности развития подростков.
2.Знать содержание и технологию педагогического влияния на подростков.
3.Уметь диагностировать некоторые особенности развития и использовать данные исследования в практической работе.
Обязательная литература:
-
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000.
-
Буданова Л. Свободное время: за и против подростков // Воспитание школьников. – 1996.- №1.
-
Воронов Ю. Подросток в «стае» // Воспитание школьников. – 1994.- №6.
-
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М., 1990.
-
Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М., 2002.
-
Цымбаленко Л., Щеглова С. Какие они, подростки девяностых? // Воспитание школьников. – 1996.- №1.
Дополнительная литература:
-
Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. – М., 1995.
-
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создавать. – М., 1992.
-
Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. - М., 1994.
-
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком, КАК? - М., 1997.
-
Глассер У. Школы без неудачников. - М., 1991.
-
Леви В. Л. Нестандартный ребенок. - М., 1993.
-
Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л., 1985.
-
Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. - М., 1991.
-
Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна - М.,1987.
-
Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной.- М.,1995.
Задания для работы с литературой:
Задание 1. Прочитайте публикации и определите психолого-педагогические доминанты развития подростков.
Задание 2. Вычлените основные качества саморазвивающейся личности.
Задание 3. Назовите основные направления педагогической деятельности с подростками.
Задание 4. Проиллюстрируйте некоторые приемы педагогического влияния на подростков.
Практические задания:
Задание 1. Проведите в 7-8-х классах исследование, позволяющее изучить отношение подростков к отдельным предметам и учителям, используя методику «Составление расписания» (автор Л.Б. Байбородова).
Ход проведения: Школьникам предлагается составить расписание самого благоприятного для них дня либо расписание занятий на всю неделю.
Обработка результатов: При обработке расписания выделяются следующие рубрики: 1) число выборов уроков, совпадающее с фактическим расписанием; 2) число выборов уроков больше, чем в фактическом расписании; 3) число выборов уроков меньше, чем в фактическом расписании; 4) отсутствие выборов уроков по данному предмету.
Задание 2. Определите степень удовлетворенности подростков школьной жизнью по методике А.А.Андреева.
Ход проведения: Учащимся предлагается оценить степень согласия с предложенными им утверждениями по следующей шкале:
4 - совершенно согласен;
3- согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
-
Я иду в школу с радостью.
-
В школе у меня обычно хорошее настроение.
-
В нашем классе хороший классный руководитель.
-
К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
-
У меня есть любимый учитель.
-
В классе я могу свободно высказать свое мнение.
-
Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
-
У меня есть любимые школьные предметы.
-
Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10.На летних каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных: Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если У больше 2, но меньше 3 или 2, то это свидетельствует соответственно о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Задание 3. По результатам проведенных опросов напишите аналитическую записку или рекомендации в адрес классного руководителя.
Задание 4. Выясните коммуникативные склонности у подростков с помощью опросника Р.В. Овчаровой.
Ход проведения: Учащимся необходимо ответить на 20 вопросов, не затрачивая много времени на обдумывание. В листе ответов напротив номера вопроса нужно поставить знак «+» или «-».
1.Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2.Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3.Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4.Если возникли какие-то помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5.Любите ли Вы придумывать или организовывать своим товарищам игры и развлечения?
6.Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7.Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
8.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?
9.Часто ли в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10.Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11.Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
12.Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13.Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14.Верно ли, что резко стремитесь к доказательству Вашей правоты?
15.Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16.Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17.Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18.Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19.Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20.Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Л и с т о т в е т о в:
1 6 11 16
2 7 12 17
3 8 13 18
4 9 14 19
5 10 15 20
Обработка полученных результатов: Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
-
Низкий уровень – 0,1 – 0,45.
-
Ниже среднего - 0,46 – 0,55.
-
Средний уровень – 0,56 – 0,65.
-
Выше среднего – 0,66 – 0,75.
-
Высокий уровень – 0,76 – 1.
Задание 5. По результатам проведенного исследования подготовьте серию тренинговых игр для развития коммуникативных умений подростка.
Задания для самоконтроля:
I.Определите потребности, характерные для подросткового возраста (выберите нужное):
а) потребность во «взрослом» обращении;
б) потребность в опеке;
в) потребность в самоутверждении, потребность занять достойное место в коллективе сверстников;
г) потребность в активной познавательной деятельности;
д) потребность поиска смысла жизни;
е) потребность в половой идентификации;
ж) потребность в общении как самостоятельном виде деятельности;
з) потребность в проявлении ожидаемого поведения.
II.Определите наиболее типичные конфликты, возникающие между родителями и подростками.
Аудиторная работа: «круглый стол» на тему
«Взрослые и дети: парадоксы общения»
Задачи: Помочь студентам определить основные конфликтные моменты в общении взрослых с подростками и найти бесконфликтные способы взаимодействия с ними.
Оборудование: Карточки с проблемными вопросами.
Ход обсуждения: На столе разложены карточки с заранее написанными на них проблемными вопросами. Студенты по очереди берут карточку и читают вслух, высказывая свое мнение. Остальные могут подключиться к обсуждению.
Содержание карточек:
-
Как вы полагаете, почему современное молодое поколение представляется многим родителям и педагогам серьезной проблемой?
-
Какие проблемы переживают молодые люди?
-
Есть ли претензии у молодежи к старшему поколению? Каковы они?
-
Можно ли назвать современную молодежь инфантильной? Почему?
-
Почему молодые люди часто слепо верят своим кумирам, подражают им в одежде, поведении, образе жизни и весьма критично относятся к своим родителям?
-
В чем вы видите причины юношеского максимализма?
-
Как вы считаете, легко ли быть молодым?
-
Считаете ли Вы, что в общении родителей и подростков существует некий парадокс, т.е. какое-то несоответствие? В чем он заключается?
-
Можно ли взрослым и молодым людям строить свои отношения без конфликтов? Как это сделать?