Файл: Методика и технология воспитат деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 3096

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Тренинг «Знакомство».

Собрание проводится по следующим методикам: как самостоятельный рассказ каждого о себе либо как интервью (в парах родители узнают друг о друге, а затем представляют информацию для всех). Представляется только по­зитивная информация.

Собрание второе

(в конце 1-й четверти - ноябрь)

Повестка:

1. Итоги 1-й четверти и задачи на 2-ю.

2. Обмен опытом семейного воспитания «Мы и наши дети -система отношений».

3. О работе родителей с учащимися класса в 1-й четверти.

4. Планирование работы родителей в классе на 2-ю четверть.

5. Индивидуальная консультация.

До начала собрания каждому родителю выдается лист с четвер­тными отметками, пропусками занятий, опозданиями и делами, в которых принимал участие его ребенок. Выслушав информацию классного руководителя и сравнив ее с собственными результата­ми, родитель может задать вопросы классному руководителю в индивидуальной беседе после классного собрания. В общей информации об итогах 1-й четверти классный руководитель сообщает об органи­зации внутриклассной и внутришкольной жизни детей в 1-й чет­верти, обращает внимание родителей на некоторые особенности в поведении детей, не называя никого в отрицательном смысле, но выделяя положительное. Исключения составляют только чрезвы­чайные ситуации. Классный руководитель в обобщенном плане зна­комит родителей с мнением их детей, высказанным во время обсуждения итогов четверти на классном часе, проведенном по вышеуказанным технологиям. Обращается внимание родителей на особенности 2-й четверти, на организацию новогодних праздни­ков и зимних каникул.

Обмен опытом семейного воспитания в вопросе взаимоотно­шений родителей и детей. Вначале родители по кругу высказыва­ются о том, как устанавливается коммуникация в их семье меж­ду родителями и детьми. Какими, по их мнению, качествами дол­жен обладать родитель, выстраивая отношения дома со своими детьми.

Затем родителям предлагается несколько советов А.С. Мака­ренко из книги «Родителям о воспитании», касающихся системы взаимоотношений в семье. После такой информации родители объединяются в группы и готовят ответы на вопросы: какие сове­ты А.С. Макаренко они считают для себя полезными и почему? Какие основные ошибки допускают родители в отношениях с детьми, почему? Какими основными качествами должен обладать ро­дитель, чтобы правильно строить свои отношения с детьми дома? (Макаренко А.С. Книга для родителей.- М.,1988.)

В заключение этого обсуждения проводится рефлексия: что счита­ют родители полезным для себя в этом обсуждении?

Информацию о том, что, как и кем сделано в 1-й четверти и кто предлагается в помощь классу на 2-ю четверть, готовит роди­тельский комитет. Предложения обсуждаются и принимаются.

Затем родителям предлагается по одному подойти к классному руководителю с конкретными вопросами для консультации. Ос­тальные родители в это время могут подойти к другим учителям, которые также ведут консультации в своих кабинетах.


Собрание третье

(после окончания 2-й четверти)

Повестка:

1. Отчет лучших учащихся об организации своего свободного времени (5 учащихся).

2. Итоги 2-й четверти.

3. О работе родителей во 2-й четверти.

4. Планирование работы родителей на 3-ю четверть.

5. Об окончании учебного года и подготовке класса к новому учебному году.

Собрание четвертое

(апрель)

Повестка:

1. Ознакомление с результатами 3-й четверти, сравнительный анализ с 4-й четвертью, затруднения у учащихся, рекомендации родителям по оказанию помощи детям в 4-й четверти.

2. Информация о помощи родителей классу в 3-й четверти и планирование совместной с классом деятельности на 4-ю чет­верть.

3. Об окончании учебного года и подготовке школы и класса к

новому учебному году.

4. Об организации летнего отдыха детей.

5. Индивидуальные консультации.

6. Поскольку методика проведения той или иной части собра­ния дана выше, то можно ее использовать и на данном собрании.


Собрание пятое


Чаще всего такое собрание проводится вместе с детьми, уча­щимися данного класса.

Повестка:

1. Отчет об учебе, об организации внутришкольной жизни, о делах класса в течение учебного года. (Эта часть состоит из выступлений самих учащихся, которые в театрально-игровой и концертной форме знакомят родителей с самыми важными событиями уходящего учебного года. Если дети не приглашаются, то эту информацию делает классный руково­дитель. Выдаются дневники, и дети уходят с собрания.)

2. О работе родителей вместе с классом в течение учебного года и о работе родительского комитета. Информация родительского комитета.

3. О подготовке школы и класса к новому учебному году. Сооб­щение родительского комитета.

4. Советы родителям по организации летнего отдыха детей и рекомендации учителей-предметников по летним заданиям (чте­ние, сбор гербариев, подготовка к конкурсу «Природа и фанта­зия» и др., т.е. - то, что специфично для региона и школы).

Задание 6. Продумать форму планирования работы с родителями на учебный год на уровне классного руководителя и родительского комитета. (Например, каждым родителем или творческой группой заполняется схема.)


Месяц

Сентябрь

...

Май

Родительский комитет

Содержание (повестка)


Содержание (повестка)

Родительские собрания

Содержание


Содержание

Индивидуальная работа с родителями

Конкретно, с кем


Конкретно,

с кем

Работа родителей с классом

Конкретно, кто и что делает


Конкретно, кто и что делает

Задание 7. Укажите, какие критерии оценки эффективности работы родителей совместно со школой, с классом вы считаете наиболее целесообразными.

1. Наличие организационной структуры.

2. Конкретные дела родителей в помощь школе, классу.

3. Сотрудничество, которое стало традицией. Большинство ро­дителей участвуют в совместной воспитывающей деятельности с учащимися.


4. Помощь родителей в социальной защите детей.

5. Позитивный уровень сохранности здоровья детей.

6. Оперативная реакция родителей на запросы школы и реак­ция школы на потребности родителей и их детей.

7. Другие.








Тема 7: ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ

Задачи:

1.Уяснить возрастные особенности развития подростков.

2.Знать содержание и технологию педагогического влияния на подростков.

3.Уметь диагностировать некоторые особенности развития и использовать данные исследования в практической работе.


Обязательная литература:


  1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000.

  2. Буданова Л. Свободное время: за и против подростков // Воспитание школьников. – 1996.- №1.

  3. Воронов Ю. Подросток в «стае» // Воспитание школьников. – 1994.- №6.

  4. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М., 1990.

  5. Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М., 2002.

  6. Цымбаленко Л., Щеглова С. Какие они, подростки девяностых? // Воспитание школьников. – 1996.- №1.


Дополнительная литература:


  1. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. – М., 1995.

  2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создавать. – М., 1992.

  3. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. - М., 1994.

  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком, КАК? - М., 1997.

  5. Глассер У. Школы без неудачников. - М., 1991.

  6. Леви В. Л. Нестандартный ребенок. - М., 1993.

  7. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л., 1985.

  8. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. - М., 1991.

  9. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна - М.,1987.

  10. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной.- М.,1995.


Задания для работы с литературой:


Задание 1. Прочитайте публикации и определите психолого-педагогические доминанты развития подростков.

Задание 2. Вычлените основные качества саморазвивающейся личности.

Задание 3. Назовите основные направления педагогической деятельности с подростками.

Задание 4. Проиллюстрируйте некоторые приемы педагогического влияния на подростков.

Практические задания:


Задание 1. Проведите в 7-8-х классах исследование, позволяющее изучить отношение подростков к отдельным предметам и учителям, используя методику «Составление расписания» (автор Л.Б. Байбородова).

Ход проведения: Школьникам предлагается составить расписание самого благоприятного для них дня либо расписание занятий на всю неделю.

Обработка результатов: При обработке расписания выделяются следующие рубрики: 1) число выборов уроков, совпадающее с фактическим расписанием; 2) число выборов уроков больше, чем в фактическом расписании; 3) число выборов уроков меньше, чем в фактическом расписании; 4) отсутствие выборов уроков по данному предмету.

Задание 2. Определите степень удовлетворенности подростков школьной жизнью по методике А.А.Андреева.


Ход проведения: Учащимся предлагается оценить степень согласия с предложенными им утверждениями по следующей шкале:

4 - совершенно согласен;

3- согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

  1. Я иду в школу с радостью.

  2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

  3. В нашем классе хороший классный руководитель.

  4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

  5. У меня есть любимый учитель.

  6. В классе я могу свободно высказать свое мнение.

  7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

  8. У меня есть любимые школьные предметы.

  9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10.На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных: Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если У больше 2, но меньше 3 или 2, то это свидетельствует соответственно о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.


Задание 3. По результатам проведенных опросов напишите аналитическую записку или рекомендации в адрес классного руководителя.

Задание 4. Выясните коммуникативные склонности у подростков с помощью опросника Р.В. Овчаровой.

Ход проведения: Учащимся необходимо ответить на 20 вопросов, не затрачивая много времени на обдумывание. В листе ответов напротив номера вопроса нужно поставить знак «+» или «-».

1.Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

2.Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

3.Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

4.Если возникли какие-то помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?

5.Любите ли Вы придумывать или организовывать своим товарищам игры и развлечения?

6.Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?

7.Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

8.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?

9.Часто ли в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

10.Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

11.Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

12.Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

13.Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

14.Верно ли, что резко стремитесь к доказательству Вашей правоты?

15.Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?


16.Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

17.Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18.Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

19.Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

20.Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?


Л и с т о т в е т о в:

1 6 11 16

2 7 12 17

3 8 13 18

4 9 14 19

5 10 15 20


Обработка полученных результатов: Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:

  • Низкий уровень 0,1 – 0,45.

  • Ниже среднего - 0,46 – 0,55.

  • Средний уровень – 0,56 – 0,65.

  • Выше среднего – 0,66 – 0,75.

  • Высокий уровень – 0,76 – 1.


Задание 5. По результатам проведенного исследования подготовьте серию тренинговых игр для развития коммуникативных умений подростка.


Задания для самоконтроля:

I.Определите потребности, характерные для подросткового возраста (выберите нужное):

а) потребность во «взрослом» обращении;

б) потребность в опеке;

в) потребность в самоутверждении, потребность занять достойное место в коллективе сверстников;

г) потребность в активной познавательной деятельности;

д) потребность поиска смысла жизни;

е) потребность в половой идентификации;

ж) потребность в общении как самостоятельном виде деятельности;

з) потребность в проявлении ожидаемого поведения.

II.Определите наиболее типичные конфликты, возникающие между родителями и подростками.


Аудиторная работа: «круглый стол» на тему

«Взрослые и дети: парадоксы общения»


Задачи: Помочь студентам определить основные конфликтные моменты в общении взрослых с подростками и найти бесконфликтные способы взаимодействия с ними.

Оборудование: Карточки с проблемными вопросами.

Ход обсуждения: На столе разложены карточки с заранее написанными на них проблемными вопросами. Студенты по очереди берут карточку и читают вслух, высказывая свое мнение. Остальные могут подключиться к обсуждению.

Содержание карточек:

  1. Как вы полагаете, почему современное молодое поколение представляется многим родителям и педагогам серьезной проблемой?

  2. Какие проблемы переживают молодые люди?

  3. Есть ли претензии у молодежи к старшему поколению? Каковы они?

  4. Можно ли назвать современную молодежь инфантильной? Почему?

  5. Почему молодые люди часто слепо верят своим кумирам, подражают им в одежде, поведении, образе жизни и весьма критично относятся к своим родителям?

  6. В чем вы видите причины юношеского максимализма?

  7. Как вы считаете, легко ли быть молодым?

  8. Считаете ли Вы, что в общении родителей и подростков существует некий парадокс, т.е. какое-то несоответствие? В чем он заключается?

  9. Можно ли взрослым и молодым людям строить свои отношения без конфликтов? Как это сделать?