Файл: Cherednichenko_I_P__Telnyh_N_V_-Psihologia_up.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.07.2020

Просмотров: 7205

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Предмет и методы психологии управления

1.1. Управление как наука и искусство

1.2. Предмет психологии управления

1.3. Основные методы психологии управления

1.4. Психологические законы управления

Глава 2. Психологические теории управления

2.1. Теории и практика менеджмента

2.2. Психологические теории управления

Глава 3. Личность и ее потенциал в системе управления

3.1. Понятие личности в психологии

3.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности

3.3. Типология личности в трудовой деятельности

3.4. Способности в структуре личности

Глава 4. Темперамент и характер в трудовой деятельности

4.1. Темперамент в системе управления

4.2. Характер

Глава 5. Познавательные процессы и внимание в трудовой деятельности

5.1. Ощущение

5.2. Восприятие

5.3. Память

5.4. Мышление

5.5.Воображение

5.6. Внимание

Глава 6 Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления

6.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями

6.2. Стресс в процессе управления

6.3. Воля в процессе управления

Глава 7. Мотивация труда

7.1. Мотивация как система побуждений человека к деятельности

7.2. Теории мотивации, их характеристика

7.3. Виды, типы и уровни

Глава 8. Психофизиологические основы управление

8.1. Функциональные состояния человека

8.2. Требования к поддержанию работоспособности

8.3. Специфика трудов экстремальных ситуациях

8.4. Возрастные изменения работоспособности

Глава 9. Психология принятия решений

9.1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности

9.2. Влияние подсознания на принятие решения

9.3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений

Глава 10. Руководство и лидерство

10.1. Влияние и власть в организациях

10.2. Специфика феномена лидерства

10.3. Лидерство и руководство

10.4. Стили лидерства и руководства

Глава 11. Психология управления трудовым коллективом

11.1. Трудовой коллектив и его структура

11.2. Отношения в системе «руководитель — подчиненный»

11.3. Трудности е управлении трудовым коллективом и их преодоление

11.4. Развитие трудового коллектива

14.3. Стратегии поведения в конфликте

Глава 12. Управление и социально-психологический климат в коллективе

12.1. Понятие социально-психологического климата

12.2. Диагностика социально-психологического климата коллектива

12.3. Факторы, влияющие на морально-психологический климат

12.4. Пути регуляции социально-психологического климата

Глава 13. Межличностное общение в управлении

13.1. Общение и управление

13.2. Восприятие человека человеком

13.3. Управленческое общение как коммуникации

Глава 14. Психологические основы управления конфликтными ситуациями

14.1. Понятие конфликта

14.2. Причины возникновения конфликта

Словарь основных психологических понятий

Литература

Введение

Глава 1. Предмет и методы психологии управления

1.1. Управление как наука и искусство

1.2. Предмет психологии управления

1.3. Основные методы психологии управления

1.4. Психологические законы управления

Глава 2. Психологические теории управления

2.1. Теории и практика менеджмента

Европа

США

Школа «научного управления».

Школа «человеческих отношений».

Япония

Россия

2.2. Психологические теории управления

Теория психоанализа

Теория научения

Теория стилей управления

Управленческая теория Р. Блейко и Д. Мутона

Теория рационального управления

Теория соучаствующего управления

Вероятностная модель управленческой эффективности

Теория ситуационного лидерства

Глава 3. Личность и ее потенциал в системе управления

3.1. Понятие личности в психологии

3.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности

3.3. Типология личности в трудовой деятельности

1. Теоретический человек

2. Экономический человек

3. Эстетический человек

4. Социальный человек

5. Политический человек

6. Религиозный человек

3.4. Способности в структуре личности

Глава 4. Темперамент и характер в трудовой деятельности

4.1. Темперамент в системе управления

Сангвиник.

Холерик.

Меланхолик.

Флегматик.

4.2. Характер

Оценка характера.

Акцентуации характера.

Глава 5. Познавательные процессы и внимание в трудовой деятельности

5.1. Ощущение

Классификация ощущений.

Свойства ощущений.

5.2. Восприятие

5.3. Память

Виды памяти.

Процессы памяти.

5.4. Мышление

Проблемность мышления.

5.5.Воображение

Воображение и органические процессы.

5.6. Внимание

Глава 6 Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления

6.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями

6.2. Стресс в процессе управления

6.3. Воля в процессе управления

Глава 7. Мотивация труда

7.1. Мотивация как система побуждений человека к деятельности

7.2. Теории мотивации, их характеристика

Теория А. Маслоу

Теория К. Алдерфера

Теория Ф. Герцберга

7.3. Виды, типы и уровни

Глава 8. Психофизиологические основы управление

8.1. Функциональные состояния человека

8.2. Требования к поддержанию работоспособности

Релаксация

8.3. Специфика трудов экстремальных ситуациях

Монотонность.

Изменение восприятия пространственной структуры

Ограничение информации

Одиночество

Групповая изоляция

Угроза для жизни

Психическая адаптация к экстремальным ситуациям

Этапность адаптации

8.4. Возрастные изменения работоспособности

Глава 9. Психология принятия решений

9.1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности

9.2. Влияние подсознания на принятие решения

9.3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений

Механизмы специфических и неспецифических защит от манипуляции

Глава 10. Руководство и лидерство

10.1. Влияние и власть в организациях

10.2. Специфика феномена лидерства

Личность лидера

Личностные черты лидера.

Представления лидера о себе самом.

Потребности и мотивы, влияющие на поведение лидера

Стиль принятия решений в управленческой деятельности

Характеристики последователей

10.3. Лидерство и руководство

10.4. Стили лидерства и руководства

Глава 11. Психология управления трудовым коллективом

11.1. Трудовой коллектив и его структура

11.2. Отношения в системе «руководитель — подчиненный»

11.3. Трудности е управлении трудовым коллективом и их преодоление

11.4. Развитие трудового коллектива

1. Мероприятия по профессиональной и социальной адаптации новичков

2. Мероприятия по стимулированию самореализации личности

3. Мероприятия по усилению сплоченности трудового коллектива

Глава 12. Управление и социально-психологический климат в коллективе

12.1. Понятие социально-психологического климата

12.2. Диагностика социально-психологического климата коллектива

12.3. Факторы, влияющие на морально-психологический климат

12.4. Пути регуляции социально-психологического климата

Глава 13. Межличностное общение в управлении

13.1. Общение и управление

13.2. Восприятие человека человеком

Восприятие физического облика человека

Восприятие функциональных признаков человека

Мимика.

Жесты.

Физический контакт.

13.3. Управленческое общение как коммуникации

Глава 14. Психологические основы управления конфликтными ситуациями

14.1. Понятие конфликта

14.2. Причины возникновения конфликта

Рассогласование трудового процесса как причина конфликта

Различия в представлениях о перспективе и миссии организации

Социально-психологические предпосылки конфликта

Индивидуальные особенности личности как причина конфликта

14.3. Стратегии поведения в конфликте

14.4. Способы разрешения конфликта

Словарь основных психологических понятий

Литература

Идентификация — 1) опознание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо.

Инновация — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.

Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Интенция — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.

Интуиция — знание, возникающее без осознания путей и условий его получения.

Иррадиация — способность нервного процесса распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы.

Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия.

Конформность — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Лидер — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Локус контроля — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный), либо собственным способностям и усилиям (интернальный).

Мозговая атака (брейнсторминг) — методика стимулирования творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решения.

Намерение — сознательное стремление завершать действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата.

Невротизм — состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами.

Негативизм — немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп.

Онтогенез — процесс развития индивидуального организма.

Проблема — осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.

Психоанализ — 1)совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; 2) направление в психологии, созданное 3) Фрейдом и его последователями.

Психогении — расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм.

Психоз — глубокое расстройство психики, проявляющееся в нарушении отражения реального мира, возможности его познания, изменении поведения и отношения к окружающему.


Психопатии — патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.

Рейтинг — термин, обозначающий субъективную оценку какого-либо явления по заданной шкале.

Релаксация — состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

Референтность — отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц.

Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Ригидность — затрудненность в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению к развитию своих личностных возможностей.

Сензитивность — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п.

Синдром — определенное сочетание признаков (симптомов) какого-либо явления, объединенных единым механизмом возникновения.

Синестезия — явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств.

Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Стеничность — характеристика высокой работоспособности индивида, устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности, даже при лишении сна в течение нескольких суток. Противоположностью стеничности является астения.

Толерантность — отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

Харизма — наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности.

Эгоцентризм — неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации.

Эйфория — повышенное радостное, веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам.

Экспектации — система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей.

Экспрессия — выразительность; сила проявления чувств, переживаний.


Экстраверсия — интроверсия — характеристика индивидуально-психологических различий человека, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного субъективного мира.

Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение —вчувствование в переживания другого человека.

Эрратическая система — сложная целеустремленная система, включающая человека (группу людей), техническое устройство (средств деятельности), объект деятельности и среду, в которой находится человек.

Эргономика — общее название группы наук, занимающихся комплексным изучением человека в производственной деятельности и оптимизацией средств и условий труда.

Этнические стереотипы — относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей.

Эффект края — явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине.

Эффект незавершенного действия (эффект Зей-гарник) — явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности.

Эффект ореола — распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств.


Литература

1. Арская Л. П. Япония: наука и искусство управления. М., 1998.

2. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976.

3. Акофф Р. Искусство решения проблем. М., 1982.

4. Аунапу Ф. Ф. Методы подбора и подготовки руководителей производства. М., 1971.

5. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980

6. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2000.

7. Андриенко Е. В. Социальная психология М., 2001.

8. Аксельрод А., Хольти Дж. 201 способ победить в ситуациях трудного общения. Челябинск, 1999.

9. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.

10. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. М., 1999.

11. Атватер И. Я Вас слушаю... М., 1984.

12. А. Р. Лурия и современная психология / Под ред. Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник. М., 1982.

13. Берн Э. Что такое человек. // Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Самара, 1996.

14. Берне Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание. М., 1986.

15. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.

16. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.

17 Базаров Т. Ю. Управление персоналом. М., 2000.

18. Береговой Г. Т. Угол атаки. М., 1971.

19. Бассин Ф. В. О силе Я и психологической защите // Вопросы философии. 1969, №2.

20. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.

21. Большаков А. С. Менеджмент: стратегия успеха. СПб., 2001.

22. Братченко С. Л., Рябченко С. А. Авторитарный стиль педагогического общения — а что же дальше? М., 1996.

23. Битянова М. Р. Социальная психология М., 2001.

24. Бороздина Г. В. Психология делового общения. М., 2001.

25. Браун Д. Имидж — путь к успеху. СПб, 1996.

26. Бородкин Ф. М., Коряк Н.М. Внимание — конфликт. Новосибирск, 1989.

27. Вейл Л. П. Искусство менеджмента. М., 1999.

28. Введение в психологию. / Под ред. А. В. Петровского М., 1995.

29. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.

30. Введение в эргономику. / Под ред. В. П. Зинченко. М., 1974.

31. Венда В. Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. М., 1975.

32. Винер Н. Творец и робот. М., 1966.

33. Волков Е. Обманы вокруг нас // «Школьный психолог», 2000, № 05.

34. Вечер Л. С. Секреты делового общения. Мы., 1996.

35. Войскунский А. Я говорю, мы говорим... М., 1990.

36. Герчикова И. Н. Менеджмент. М., 1998.

37. Гализо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М. 1986.

38. Галкина Т. В. Особенности оценки и самооценки в ситуации прогнозирования достигаемых результатов/ «Вопросы психологии», 1985, №6.

39. Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М., 1972.

40. Гальперин П. Я. К проблеме внимания. // Хрестоматия по вниманию. М., 1976.

41. Губачев Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 1976.

42. Горбов Ф. Д., Лебедев В.И. Психоневрологические проблемы труда операторов. М., 1975.

43. Граве П. С, Шнейдман М. Р. Адаптивные системы. Рига, 1972. Т. 1.

44. Гримак Л. П. Общение с собой. М., 1991.

45. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М., 1987.


46. Генкин Б. М. Основы управления персоналом. М., 1997.

47. Глущенко Е. В. Теории управления: учебный курс. М., 1997.

48. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.

49. Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого понимания. М., 2000.

50. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 2000.

51. Грейсон Дж. К. Мл, О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М., 1991.

52. Гришина Н. В. Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов. Л., 1977.

53. Гришина Н. В. Производственные конфликты и их регулирование. Л., 1982.

54. Дизель П., Маккинли Р. У. Поведение человека в организации. М.,1998.

55. Дункан Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. М., 1996.

56. Давид Мартин. Менеджмент. М., 1991.

57. Доценко Е. Л. Психология манипуляций. — М., 1996.

58. Дорошенко В. Ю. Деловое общение в рабочей группе. // Психология и этика делового общения. / Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 1997.

59. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.

60. Донцов А. И. Психология коллектива. М., 1984.

61. Дизель П. Поведение человека в организации. М., 1999.

62. Жуков Ю. М. Ценности как детерминанты принятия решения. // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.

63. Журбин В. И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990,№4.

64. Зайверт Л. Ваше время — в ваших руках. М., 1990.

65. Зайцева О. А., Радугин А. А., Радугин К. А., Рогачева Н. И. Основы менеджмента. М., 2000.

66. Зинченко В. П., Мунипов В.М. Методологические основы эргономики. М., 1974.

67. Зигер В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.

68. Зайцев Г. Г., Файбушевич С. И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. Спб., 1996.

69. Зарайский Д. А. Управление чужим поведением: технология личного психологического влияния. М., 1997.

70. Иванцевич Д. Ж. Основы управления персоналом. М., 2000.

71. Иванцевич Д. Ж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М., 1998.

72. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. Под ред. Е.В. Егоровой-Гантман. М., 1998.

73. Иванцевич Д. Ж. Человеческие процессы управления. М., 1998. '

74. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

75. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. Под ред. Е. В. Егоровой-Гантман. М.,1998.

76. Информационная поддержка спонсора. Киев, 2003.

77. Кабаченко Т. С. Психология управления. М., 2001.

78. Как провести социологическое исследование. Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. М., 1990.

79. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М., 1991.

80. Кричевский Р. Л. Если Вы — руководитель... М., 1996.

81. Комплексные социальные исследования. Под ред. А. С. Пашкова. Л., 1976.

82. Кочеткова Н. Я. « Психологические основы современного управления персоналом». М., 1999.

83. Кабушкин Н. И. Менеджмент организации. М., 1996.

84. Кабушкин Н. И. Менеджмент организации. М., 1996.

85. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. Мн., 2002.