ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.07.2020
Просмотров: 7189
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Предмет и методы психологии управления
1.1. Управление как наука и искусство
1.2. Предмет психологии управления
1.3. Основные методы психологии управления
1.4. Психологические законы управления
Глава 2. Психологические теории управления
2.1. Теории и практика менеджмента
2.2. Психологические теории управления
Глава 3. Личность и ее потенциал в системе управления
3.1. Понятие личности в психологии
3.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности
3.3. Типология личности в трудовой деятельности
3.4. Способности в структуре личности
Глава 4. Темперамент и характер в трудовой деятельности
4.1. Темперамент в системе управления
Глава 5. Познавательные процессы и внимание в трудовой деятельности
Глава 6 Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления
6.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями
6.2. Стресс в процессе управления
6.3. Воля в процессе управления
7.1. Мотивация как система побуждений человека к деятельности
7.2. Теории мотивации, их характеристика
Глава 8. Психофизиологические основы управление
8.1. Функциональные состояния человека
8.2. Требования к поддержанию работоспособности
8.3. Специфика трудов экстремальных ситуациях
8.4. Возрастные изменения работоспособности
Глава 9. Психология принятия решений
9.1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности
9.2. Влияние подсознания на принятие решения
9.3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений
Глава 10. Руководство и лидерство
10.1. Влияние и власть в организациях
10.2. Специфика феномена лидерства
10.4. Стили лидерства и руководства
Глава 11. Психология управления трудовым коллективом
11.1. Трудовой коллектив и его структура
11.2. Отношения в системе «руководитель — подчиненный»
11.3. Трудности е управлении трудовым коллективом и их преодоление
11.4. Развитие трудового коллектива
14.3. Стратегии поведения в конфликте
Глава 12. Управление и социально-психологический климат в коллективе
12.1. Понятие социально-психологического климата
12.2. Диагностика социально-психологического климата коллектива
12.3. Факторы, влияющие на морально-психологический климат
12.4. Пути регуляции социально-психологического климата
Глава 13. Межличностное общение в управлении
13.2. Восприятие человека человеком
13.3. Управленческое общение как коммуникации
Глава 14. Психологические основы управления конфликтными ситуациями
14.2. Причины возникновения конфликта
Словарь основных психологических понятий
Глава 1. Предмет и методы психологии управления
1.1. Управление как наука и искусство
1.2. Предмет психологии управления
1.3. Основные методы психологии управления
1.4. Психологические законы управления
Глава 2. Психологические теории управления
2.1. Теории и практика менеджмента
Школа «человеческих отношений».
2.2. Психологические теории управления
Управленческая теория Р. Блейко и Д. Мутона
Теория рационального управления
Теория соучаствующего управления
Вероятностная модель управленческой эффективности
Теория ситуационного лидерства
Глава 3. Личность и ее потенциал в системе управления
3.1. Понятие личности в психологии
3.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности
3.3. Типология личности в трудовой деятельности
3.4. Способности в структуре личности
Глава 4. Темперамент и характер в трудовой деятельности
4.1. Темперамент в системе управления
Глава 5. Познавательные процессы и внимание в трудовой деятельности
Воображение и органические процессы.
Глава 6 Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления
6.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями
6.2. Стресс в процессе управления
6.3. Воля в процессе управления
7.1. Мотивация как система побуждений человека к деятельности
7.2. Теории мотивации, их характеристика
Глава 8. Психофизиологические основы управление
8.1. Функциональные состояния человека
8.2. Требования к поддержанию работоспособности
8.3. Специфика трудов экстремальных ситуациях
Изменение восприятия пространственной структуры
Психическая адаптация к экстремальным ситуациям
8.4. Возрастные изменения работоспособности
Глава 9. Психология принятия решений
9.1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности
9.2. Влияние подсознания на принятие решения
9.3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений
Механизмы специфических и неспецифических защит от манипуляции
Глава 10. Руководство и лидерство
10.1. Влияние и власть в организациях
10.2. Специфика феномена лидерства
Представления лидера о себе самом.
Потребности и мотивы, влияющие на поведение лидера
Стиль принятия решений в управленческой деятельности
10.4. Стили лидерства и руководства
Глава 11. Психология управления трудовым коллективом
11.1. Трудовой коллектив и его структура
11.2. Отношения в системе «руководитель — подчиненный»
11.3. Трудности е управлении трудовым коллективом и их преодоление
11.4. Развитие трудового коллектива
1. Мероприятия по профессиональной и социальной адаптации новичков
2. Мероприятия по стимулированию самореализации личности
3. Мероприятия по усилению сплоченности трудового коллектива
Глава 12. Управление и социально-психологический климат в коллективе
12.1. Понятие социально-психологического климата
12.2. Диагностика социально-психологического климата коллектива
12.3. Факторы, влияющие на морально-психологический климат
12.4. Пути регуляции социально-психологического климата
Глава 13. Межличностное общение в управлении
13.2. Восприятие человека человеком
Восприятие физического облика человека
Восприятие функциональных признаков человека
13.3. Управленческое общение как коммуникации
Глава 14. Психологические основы управления конфликтными ситуациями
14.2. Причины возникновения конфликта
Рассогласование трудового процесса как причина конфликта
Различия в представлениях о перспективе и миссии организации
Социально-психологические предпосылки конфликта
Индивидуальные особенности личности как причина конфликта
14.3. Стратегии поведения в конфликте
14.4. Способы разрешения конфликта
Эта непрерывная передача управления обеспечивает человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы. Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне.
Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, не понятное ни для него самого, ни для окружающих. Бессознательная регуляция может рассматриваться как целенаправленная лишь в том смысле, что после достижения определенной цели происходит снижение напряжения так же, как и при осознанном управлении.
3.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности
Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоены, застенчивы.
У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя. Самоуважение — один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно», — т. е. срабатывает психологическая защита, и человек успокаивается.
У некоторых людей самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). Человек с истерическими проявлениями высказывает такие суждения: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной». Какие же трудности общения возникают у людей с завышенной самооценкой? Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно — ведь мысль «видите, какой я умный», подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим. А кому приятно, чтобы его кто-то считал глупым?
Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим — неиссякаемый источник негативизма окружающих. Нередко приходится общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво завистливо относятся к успехам сослуживцев. «Самый худший и злобный вид зависти: зависть к умственному превосходству», — утверждал Г. Филдинг. Когда чьи-то способности и успехи не сопровождаются скромностью, они провоцируют зависть и негативное отношение окружающих. Завышенная самооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость. Обида, как правило, — это чувство, возникающее в ответ на несправедливое отношение окружающих. Но что значит для человека «несправедливое»? А то, что чье-то мнение о нем ниже его собственного мнения о себе. Отсюда ясно, что завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимают близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес.
С какими же трудностями в общении сталкивается человек с заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, проявляется робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.
На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем человек вначале учится оценивать других, а потом уже — себя. И лишь к 14-15 годам подросток овладевает умением самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит я способный» и т. п.). Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной.
А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.
Уровень притязаний — тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязаний оказывает влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.
Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели (хотя он мог бы достичь значительно более высоких целей), возможен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чувствует себя «неполноценным»), но также возможен и при высокой самооценке (когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы не «перетруждаться», «не высовываться», проявляя своеобразную «социальную хитрость»).
Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, к разочарованию. В юности часто выдвигаются завышенные, нереалистические притязания, переоцениваются свои способности, в результате эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, вызывает конфликты, неудачи, разочарования. Только путем многочисленных проб и ошибок человек постигает меру своих реальных возможностей. Но, как ни неприятна бывает юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение, заниженный уровень социальных притязаний человека, побуждающий его уклоняться от всякой деятельности, отказываться от достижения поставленных целей, избегать людей (т, к. не верит в себя, боится критики, насмешки) либо быть послушным орудием в руках других людей.
Самоуважение — обобщенное отношение личности к самой себе — прямо пропорционально количеству достигнутых успехов и обратно пропорционально уровню притязаний (самоуважение = успех/ притязание), т. е. чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтобы он мог себя уважать.
Низкое самоуважение означает острую неудовлетворенность собой, отрицательную оценку своей личности, склонность к неврозу, депрессии, когда признание и гипертрофия собственных недостатков служат для невротика не стартовой площадкой для их преодоления, а средством самооправдания, отказа от деятельности.
Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность далеко не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении; так, у интеллектуально развитых и творческих людей остро осознается расхождение между теми свойствами, которые есть, и теми, которыми бы он хотел обладать. Отсюда недовольство собой, которое побуждает человека ставить себе более сложные задачи, стремиться к усовершенствованию, к самоактуализации. Если человек выдвигает нереалистические притязания, он часто сталкивается с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели, терпит неудачи, испытывает фрустрацию.
Фрустрации — специфические эмоциональные состояния человека, возникающие в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Фрустрация проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других («агрессивная фрустрация») либо на себя, обвиняет в неудачах самого себя (регрессивная фрустрация).
Л. П. Гримак считает, что после стресса это наиболее распространенный вид трудных состояний, в которых может оказываться человек в своей жизни и деятельности. Ситуации, в которых это состояние возникает, и причины, его порождающие, получили соответственно названия «фрустрационные ситуации» и «фрустрационные воздействия». Фрустрационные ситуации вызываются конфликтом между актуально значимой потребностью и невозможностью ее реализации, срывом мотивационного поведения.
В повседневной жизни фрустрирующие ситуации могут быть связаны е широким диапазоном потребностей, который условно можно распределить на две группы:
1. Биологические потребности — сюда входят физиологические (голод, жажда, сон), половые или сексуальные (потребность размножения, интимного контакта), ориентировочные (потребность ориентирования в пространстве, времени, окружающей действительности) и т. п.
2. Социальные потребности — трудовые, познавательные, межличностные, эстетические, нравственные.
Для фрустраций характерны следующие признаки отрицательных переживаний: разочарование, раздражение, отчаяние, «чувство лишения». Особенно трудно переносятся переживания человеком, когда он отвергается другим человеком или обществом, лишаясь привычных социальных связей.
Очень часто фрустрация развивается в результате неудовлетворенности собственным профессиональным трудом, его содержанием и результатами. В человеке дремлют возможности, о которых он очень часто и сам не подозревает и которые могут проявиться лишь при определенных обстоятельствах. Человек, по-видимому, использует только небольшую часть имеющихся в его биологической организации возможностей. Человек часто ощущает, что растратил по пустякам свои жизненные силы. Известный психофизиолог Г. Селье писал: «Старея и приближаясь к завершению карьеры, человек начинает сомневаться в важности своих достижений. Он испытывает чувство крушения от мысли, что хотел и мог бы сделать что-то гораздо более значительное. Такие люди часто проводят остаток жизни в поисках козлов отпущения, ворчат и жалуются на отсутствие условий, на обременяющие семейные обязанности — лишь бы избежать горького признания: винить некого, кроме себя» (СНОСКА: Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1990. С. 66.)
Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность — у одних; вялость, неверие в себя, «комплекс неполноценности», безразличие, безынициативность — у других. Если человек длительное время не выходит из фрустрационного состояния, то формируется невроз — болезнь, возникающая вследствие конфликта человека с окружающей средой на почве столкновений желаний человека и действительности, которая их не удовлетворяет.
Невроз — приобретенное функциональное расстройство нервной системы, при котором происходит «срыв» ее деятельности без каких-либо признаков анатомического повреждения. Невроз является следствием неудач, фрустраций и межличностных столкновений и в то же время нередко служит их причиной. Так что получается порочный круг: конфликты приводят к невротизации, а она, в свою очередь, провоцирует новые конфликты.
Таким образом, представление о том, чего ты достоин, являются существеннейшим фактором в деятельности личности, что определяет как личностный, так и профессиональный рост человека.
3.3. Типология личности в трудовой деятельности
Личность в совокупности ее черт ярко проявляется в трудовой деятельности. Существует множество типологий личности. Рассмотрим прежде всего общую типологию, безотносительно к какой-либо профессиональной деятельности. Ее автор, Э. Шпрангер, утверждает, что каждая личность по преимуществу своему относится к одному из шести типов.
1. Теоретический человек
Теоретический человек, в чистом виде, знает лишь одну страсть: страсть в проблеме, к вопросу, которая ведет к объяснению, установлению связей, теоретизированию. Его переживания оторваны от реальной жизни: он может отчаяться от невозможности познать, ликовать из-за чисто теоретического открытия, будь это даже то открытие, которое убивает его. Он изнуряет себя как психологическое существо ради порождения чисто идеального мира закономерных связей. Для него имеет ценность лишь чистота методов познания — истина любой ценой. Мир для него — это бесконечное производство сущностей и система отношений зависимости. С помощью этого представления он преодолевает зависимость от момента. Он живет в мире без времени, его взгляд проникает в далекое будущее, иногда охватывает целые эпохи; погружаясь в них, он связывает прошедшее и будущее в закономерный порядок, создаваемый его духом. Его Я причастно к вечности, светящейся в непреходящей ценности его истин. В практическое поведение он также вносит систему, которая отсутствует у существ, живущих моментом, руководимых инстинктами. В равной мере он соединяет в себе предметность, необходимость, всеобщую закономерность и логику. В наиболее естественном и чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых, которые, как правило, приходят к постановке своих жизненных задач в результате свободного интереса. Но предварительные ступени такого рода духовной организации встречаются и независимо от профессиональной принадлежности.
2. Экономический человек
Экономический человек — это не обязательно человек, связанный с производством. В самом общем плане экономическим человеком является тот, кто во всех жизненных связях на первое место ставит полезность. Все для него становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни. Он экономит материал, силы, время — только бы извлечь из этого максимальную пользу. Вернее было бы назвать его практичным человеком, так как с понятием экономики связана и вся область техники. Смысл же его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте.
3. Эстетический человек
Произведение искусства может родиться только в душе эстетически переживающей: лишь из внутреннего видения вырастает непосредственно данный созерцанию предмет искусства, и лишь из внутреннего ритма души рождается музыка. Эстетический человек обладает собственным органом миропонимания: особой способностью предвидения или проникающей интуицией. Для теоретика люди подобного сорта — мечтатели, романтики. Для последнего природа представляет собой систему функциональных уравнений или комплекс понятийно определяемых энергий. Что касается экономических ценностей, то принцип полезности и эстетический идеал противостоят друг другу. Приписывание полезности эстетическому разрушает его сущность. Эстетический человек, так же как и теоретический, беспомощен всегда перед лицом экономических условий жизни.
4. Социальный человек
Для социального поведения характерен особый акт, а именно обращенность к чужой жизни и чувство себя в другом. Особая жизненная форма, которую мы назвали социальной, возникает, когда эта потребность в самоотречении ради другого становится ведущей жизненной потребностью. Все духовные акты, имеющие отношение к прагматике, целиком исключаются, так как в них определяющим является не социальный момент, а какие-то другие, например, экономические или политические. Социальная направленность в своем высшем проявлении — это любовь. Она может быть основополагающим чувством, обращенным ко всей жизни. Но она может быть направлена и на отдельный предмет или круг предметов и при этом не терять характера ведущей потребности, определяющей все индивидуальное бытие. Отдельный человек становится предметом любви как средоточие ценностей. Можно любить другого человека, потому что в нем открываются ценность истины или красоты, или святости.
5. Политический человек
Людей, ведущей ценностью которых является власть, Шпрангер называет политическими, пусть даже отношения, в которые они включены, и не являются политическими в прямом смысле. Можно говорить об активных и пассивных политических натурах. Одни стремятся к высокому социальному статусу и только тогда, в качестве вождей, в лучах славы чувствуют себя на своем месте. Другие, напротив, не могут ориентироваться в жизни без руководства. Они несамостоятельны в своих вкусах, действиях, суждениях, мировоззрении. Особый тип эта форма жизни образует, когда потребность в опоре определяет бытие и выражается в служении и подражании другому. Наряду с физическими и духовными политическими натурами политическими являются люди, ориентирующиеся на традиции.