ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.07.2020
Просмотров: 7187
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Предмет и методы психологии управления
1.1. Управление как наука и искусство
1.2. Предмет психологии управления
1.3. Основные методы психологии управления
1.4. Психологические законы управления
Глава 2. Психологические теории управления
2.1. Теории и практика менеджмента
2.2. Психологические теории управления
Глава 3. Личность и ее потенциал в системе управления
3.1. Понятие личности в психологии
3.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности
3.3. Типология личности в трудовой деятельности
3.4. Способности в структуре личности
Глава 4. Темперамент и характер в трудовой деятельности
4.1. Темперамент в системе управления
Глава 5. Познавательные процессы и внимание в трудовой деятельности
Глава 6 Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления
6.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями
6.2. Стресс в процессе управления
6.3. Воля в процессе управления
7.1. Мотивация как система побуждений человека к деятельности
7.2. Теории мотивации, их характеристика
Глава 8. Психофизиологические основы управление
8.1. Функциональные состояния человека
8.2. Требования к поддержанию работоспособности
8.3. Специфика трудов экстремальных ситуациях
8.4. Возрастные изменения работоспособности
Глава 9. Психология принятия решений
9.1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности
9.2. Влияние подсознания на принятие решения
9.3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений
Глава 10. Руководство и лидерство
10.1. Влияние и власть в организациях
10.2. Специфика феномена лидерства
10.4. Стили лидерства и руководства
Глава 11. Психология управления трудовым коллективом
11.1. Трудовой коллектив и его структура
11.2. Отношения в системе «руководитель — подчиненный»
11.3. Трудности е управлении трудовым коллективом и их преодоление
11.4. Развитие трудового коллектива
14.3. Стратегии поведения в конфликте
Глава 12. Управление и социально-психологический климат в коллективе
12.1. Понятие социально-психологического климата
12.2. Диагностика социально-психологического климата коллектива
12.3. Факторы, влияющие на морально-психологический климат
12.4. Пути регуляции социально-психологического климата
Глава 13. Межличностное общение в управлении
13.2. Восприятие человека человеком
13.3. Управленческое общение как коммуникации
Глава 14. Психологические основы управления конфликтными ситуациями
14.2. Причины возникновения конфликта
Словарь основных психологических понятий
Глава 1. Предмет и методы психологии управления
1.1. Управление как наука и искусство
1.2. Предмет психологии управления
1.3. Основные методы психологии управления
1.4. Психологические законы управления
Глава 2. Психологические теории управления
2.1. Теории и практика менеджмента
Школа «человеческих отношений».
2.2. Психологические теории управления
Управленческая теория Р. Блейко и Д. Мутона
Теория рационального управления
Теория соучаствующего управления
Вероятностная модель управленческой эффективности
Теория ситуационного лидерства
Глава 3. Личность и ее потенциал в системе управления
3.1. Понятие личности в психологии
3.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности
3.3. Типология личности в трудовой деятельности
3.4. Способности в структуре личности
Глава 4. Темперамент и характер в трудовой деятельности
4.1. Темперамент в системе управления
Глава 5. Познавательные процессы и внимание в трудовой деятельности
Воображение и органические процессы.
Глава 6 Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления
6.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями
6.2. Стресс в процессе управления
6.3. Воля в процессе управления
7.1. Мотивация как система побуждений человека к деятельности
7.2. Теории мотивации, их характеристика
Глава 8. Психофизиологические основы управление
8.1. Функциональные состояния человека
8.2. Требования к поддержанию работоспособности
8.3. Специфика трудов экстремальных ситуациях
Изменение восприятия пространственной структуры
Психическая адаптация к экстремальным ситуациям
8.4. Возрастные изменения работоспособности
Глава 9. Психология принятия решений
9.1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности
9.2. Влияние подсознания на принятие решения
9.3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений
Механизмы специфических и неспецифических защит от манипуляции
Глава 10. Руководство и лидерство
10.1. Влияние и власть в организациях
10.2. Специфика феномена лидерства
Представления лидера о себе самом.
Потребности и мотивы, влияющие на поведение лидера
Стиль принятия решений в управленческой деятельности
10.4. Стили лидерства и руководства
Глава 11. Психология управления трудовым коллективом
11.1. Трудовой коллектив и его структура
11.2. Отношения в системе «руководитель — подчиненный»
11.3. Трудности е управлении трудовым коллективом и их преодоление
11.4. Развитие трудового коллектива
1. Мероприятия по профессиональной и социальной адаптации новичков
2. Мероприятия по стимулированию самореализации личности
3. Мероприятия по усилению сплоченности трудового коллектива
Глава 12. Управление и социально-психологический климат в коллективе
12.1. Понятие социально-психологического климата
12.2. Диагностика социально-психологического климата коллектива
12.3. Факторы, влияющие на морально-психологический климат
12.4. Пути регуляции социально-психологического климата
Глава 13. Межличностное общение в управлении
13.2. Восприятие человека человеком
Восприятие физического облика человека
Восприятие функциональных признаков человека
13.3. Управленческое общение как коммуникации
Глава 14. Психологические основы управления конфликтными ситуациями
14.2. Причины возникновения конфликта
Рассогласование трудового процесса как причина конфликта
Различия в представлениях о перспективе и миссии организации
Социально-психологические предпосылки конфликта
Индивидуальные особенности личности как причина конфликта
14.3. Стратегии поведения в конфликте
14.4. Способы разрешения конфликта
Конечно, менеджеры обычно ограничены в объеме и структуре вознаграждений. При этом они часто объясняют, что у многих рабочих зарплата увеличивается как бы автоматически, находясь в малой зависимости от заслуг и трудовых достижений. Но даже в подобных ситуациях менеджеры имеют определенные рычаги воздействия на мотивацию работников.
К числу процессуальных теорий относится также теория справедливости, основным разработчиком которой стал Дж. Стейси Адаме. Следуя теории справедливости, работники на основе индивидуального подхода субъективно оценивают соответствие полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем сопоставляют их с вознаграждением других работников, выполняющих аналогичную работу.
Если в результате сравнения, по мнению работника, возникает несправедливость в виде неэквивалентной оплаты труда по сравнению с коллегами, выполняющими подобную работу, то у него появляется психологическое напряжение. В этом случае менеджеру необходимо мотивировать этого работника, устранить напряжение и несправедливость установлением эквивалентной оплаты труда.
Работники и сами могут восстановить чувство справедливости либо за счет менее интенсивного труда, либо за счет стремления к повышению вознаграждения. Но если они считают, что им переплачивают, то не всегда стремятся энергичнее работать, а обычно поддерживают интенсивность труда на прежнем уровне.
Обычно восприятие и оценка справедливости носят относительный, а не абсолютный характер. И до тех пор, пока работники не начинают считать, что получают справедливое вознаграждение, они стремятся снизить интенсивность труда (СНОСКА: Генкин Б. М. Основы управления персоналом. М., 1996. С.194.). Исходя из этой теории, необходимо вводить критерий самооценки в систему формальной оценки трудовой деятельности.
Лайману Портеру и Эдварду Лоулеру удалось объединить элементы теории ожидания и теории справедливости в интегративную модель Портера-Лоулера, на которой базируется их комплексная процессуальная теория мотивации. Процесс мотивации по Портеру-Лоулеру главным образом зависит от следующих пяти переменных: усилий работника, оценки им своей роли в процессе труда, результатов выполненных работ, вознаграждения, степени удовлетворения.
В соответствии с моделью Портера-Лоулера на результат труда основное воздействие оказывают три фактора: затраченные на работу усилия, индивидуальные способности и талант, оценка своей роли в процессе труда.
Уровень израсходованных усилий прежде всего зависит от ценности вознаграждения, оценки вероятности наличия связи между усилиями работника и вознаграждением. Достижение необходимого уровня при выполнении работ позволяет ощутить чувство исполненного долга и внутреннего удовлетворения, гордости за достигнутый результат. Кроме чувства самоуважения, вполне очевидна возможность похвалы, поощрения работника руководителем и возникновение перспективы продвижения по служебной лестнице.
Весьма необходима адекватность поощрения затраченным усилиям работника на достижение результата труда. В случае справедливого поощрения улучшается микроклимат в коллективе, усиливается энтузиазм и желание работать более результативно. Окончательной оценкой степени вознаграждения является показатель удовлетворения, величина которого зависит от суммы внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Подобная оценка оказывает влияние на восприятие работником будущих ситуаций и на результативность труда.
Главный вывод Портера-Лоулера заключается в том, что высокая результативность труда является основой, причиной полного удовлетворения работника своей деятельностью, а не его следствием. В связи с этим справедливо утверждение, что мотивация — это не элемент причинно-следственных связей, а единая взаимоувязанная система, в которую входят усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение трудом.
Рассмотрев современные теории мотивации работников, нельзя однозначно выделить среди них наиболее эффективную и значимую. Выбор зависит от индивидуальных достижений работников, конкретной ситуации, менеджера, сущности организации и комплекса различных факторов. В данном случае нет простого рецептурного справочника типа кулинарной книги, нет простых правил, которые менеджер может применить для достижения более высокой мотивации и наилучшей производственной деятельности в любом коллективе.
Человеческий фактор слишком сложен, чтобы менеджер мог сказать: «делай так» или «не делай так». Существенно то, что все теории мотивации подчеркивают, что ни один стиль деятельности менеджера или какой-либо подход не являются универсальным, и выбор необходимого стиля или подхода основан на ряде многочисленных факторов, присущих конкретной ситуации.
Следует признать, что нет абсолютно точного определения подходов в менеджменте первичного уровня, которые можно было бы предписать для деятельности менеджеров в любой ситуации, с разными рабочими. Тем не менее на основе проведенных исследований в менеджменте определены наиболее предпочтительные пути достижения менеджерами позитивной мотивации работников в их труде.
Принципиальным источником, основой хорошего менеджмента считается наделение каждого работника в организации властью, необходимой для выполнения им своих обязанностей и задач. На основе такого подхода менеджер может попытаться создать позитивную мотивацию у работников. Там, где это возможно, менеджер должен передавать столько власти каждому, сколько ему необходимо для выполнения обязанностей.
Многие рабочие устают от однообразного ручного труда, монотонно повторяющегося изо дня в день.
Регулярность делегирования прав — это способ постановки работникам новых задач и приобретения нового опыта, с помощью которого возможно определить диапазон действий работника и степень сложности выполняемой им работы.
Положительную мотивацию создает служебная ротация — перемещение работников для временного выполнения различных задач внутри подразделения или с одного рабочего места на другое. Ее часто могут использовать практически все менеджеры. Ротации также часто подвергаются вышестоящие менеджеры на различных уровнях, Служебная ротация не только помогает облегчить монотонность, однообразность труда, но также повышает уровень знаний работника. Хотя служебная ротация обычно используется на одном и том же уровне в организации, ее можно считать как шаг для дальнейшего продвижения по служебной лестнице.
Значимость служебной ротации заключается в возможности более гибкого маневра рабочей силой, что особенно необходимо во время отсутствия какого-либо работника. Ротация также является средством объединения творческих, интересных, а также непопулярных, скучных видов работ, на которые можно назначить любого работника. С помощью ротации менеджер легко избегает критики и недовольства подчиненных.
7.3. Виды, типы и уровни
При формировании мотивационного комплекса персонала руководитель должен гибко сочетать разные виды, типы и уровни мотивации.
Рассказывают поучительную американскую историю (СНОСКА: Информационная поддержка спонсора. Киев, 2003. С. 21.).
Под окнами дома одного пожилого человека повадились играть дети. Каждый вечер они собирались на лужайке перед домом, бегали и шумели, чем сильно нарушали его спокойствие. Никакие просьбы и уговоры играть подальше от дома не помогали. И тогда он придумал — он вышел к детям и сказал: «Вы очень здорово сегодня бегали, резвились и кричали — за это каждый из вас получит сегодня по 1 доллару». Представляете себе реакцию детей? Мало того, что они получили удовольствие от игры, они получили еще и деньги. Дети были очень довольны. На следующий день хозяин дома вышел к играющим детям и сказал: «Знаете, дети, сегодня мои обстоятельства изменились, и я могу вам дать лишь по 50 центов». Дети взяли деньги, но играли и кричали уже с меньшим энтузиазмом. На следующий день этот мудрый человек роздал детям по 20 центов и сказал: «Приходите завтра, я вам дам по 5 центов», — на что дети ответили: «Вот еще! Будем мы играть и кричать за 5 центов!» Так этот пожилой человек избавился от шума и крика под своими окнами.
О чем же эта история? Она о внутренней и внешней мотивации. Что сделал этот пожилой человек? Он снизил внутреннюю мотивацию детей (их эмоции, желание свободно играть, «бегать и кричать»), переведя ее во внешнюю мотивацию (деньги), а затем убрал и ее.
Внутренняя мотивация — это то, почему человек вкладывает свои усилия, почему он действует изо дня в день, стремясь сделать свою жизнь и жизни других людей лучше. Внутренняя мотивация — это то «топливо», которое поддерживает и не дает сдаться в момент преодоления трудностей и неудач. К внутренней мотивации относят:
— мечту, стремление к самореализации;
— стремление к творчеству;
— самоутверждение, востребованность;
— убежденность;
— любопытство;
— личностный рост;
— потребность общения.
Грамотные руководители знают: нет негативного результата, есть просто результат, с которым надо работать, и тогда поражение оборачивается победой. Поэтому никогда не следует снижать внутреннюю мотивацию персонала! Но и опираться исключительно на нее нельзя. Потому что человек — существо социальное и потребность в признании в нем чрезвычайно сильна. Но здесь важно равновесие. Как энергии инь и ян перетекают одна в другую, разделенные тонкой гранью, так и внутренняя и внешняя мотивация должны уравновешиваться.
К внешней мотивации относят:
— деньги;
— карьеру;
— статус, признание;
— престижные вещи (дом, машина и т. д.);
— возможность путешествовать.
Внешняя мотивация постоянно меняется, она возрастает при успехе и понижается при неудачах, то, что вчера радовало, сегодня может раздражать, и наоборот. Это зависит от преобладающего типа мотивации: «мотивации ОТ» или «мотивации К». Еще Фрейд говорил, что человек, как животное, стремится избежать страдания и получить удовольствие. Не принимая слишком упрощенную трактовку человеческого поведения, все же нужно учитывать, от чего человек хочет уйти и к чему он хочет прийти. «Мотивация ОТ» — это женский тип мотивации, направленный на спасение от голода, нищеты и т. д. путем пересмотра запасов, перехода на режим жесткой экономии и т. д. «Мотивация К» — это мужской тип мотивации, направленный на поиск резервов и стремление увеличить прибыль вместо того, чтобы сокращать расходы. Если человек ориентируется на «ОТ», то он, как правило, зациклен на прошлом и своих проблемах, если для него важнее «К», то он устремлен в будущее, ориентируется на достижения, одновременно уходя от текущих проблем.
Руководитель, формируя в сотрудниках «мотивацию К», прежде всего ориентируется на перспективу. Он намечает конкретные цели деятельности организации (или уточняет, если они намечены извне), а потом представляет их так, чтобы это дало людям, идущим за ним, мощную мотивацию и чувство уверенности. Для этого необходимо:
1. Видение перспективы. Руководитель дает конкретное направление и образ желаемого будущего, а не просто составляет набор альтернативных или возможных направлений.
2. Стабильность перспективы. Люди должны быть уверены, что представленное руководителем направление или цель не будут неожиданно изменены или исправлены. Если цель или направление резко меняются на стадии реализации, это часто становится гибельным для дела.
3. Вдохновение перспективой. Видение перспективы руководителем должно возбуждать воображение людей. В большей мере все зависит от того, насколько руководитель сам действительно воодушевлен видением. Если воображение руководителя не «бурлит», то он никогда не вдохновит подчиненных.
4. Активизация перспективой. Видение перспективы руководителем должно призывать людей к личному участию и действию в достижении цели. Если этого не происходит, то руководителю не удалось передать свое видение другим.
5. Этапность перспективы. Когда необходимо поэтапное осуществление замыслов руководителя, то он должен представить людям те ближайшие этапы, которые люди могут без труда понять.
В организации деятельности персонала нужно учитывать и уровень мотивации. В предисловии к книге «От Руси к России» Лев Гумилев, сын известных поэта и поэтессы, создатель теории этногенеза, говорит о феномене пассионарности. Гумилев исследовал причины возникновения и распада более восьмидесяти этносов на протяжении нескольких тысячелетий и выявил общую закономерность. Речь идет о некоей закономерности появления энергичных, темпераментных и предприимчивых людей в том или ином этносе или народе. Эти люди, или пассионарии (от латинского passio — страсть), своей энергией и активностью запускают целые исторические движения, коими были крестовые походы, нашествия Орды, великие переселения народов и много другое. Пассионарии, по Гумилеву, — которые полны стремления бороться за желанные цели и мировоззрения, люди, обладающие повышенной тягой к действию.
Они преобразуют «мир жизни» по образу «мира мечты».
С. Полукеев, проанализировав представления Гумилева о пассионарности, предложил к рассмотрению девять уровней мотивации. Самая безмятежная и комфортная жизнь на третьем уровне.
Третий уровень мотивации — «Жизнь тихого обывателя, адаптированного к среде», живущего по принципу: «Моя хата с краю, я ничего не знаю», который «всегда доволен собой, своим обедом и женой». По Александру Зиновьеву, это «Гомо Советикус» эпохи развитого социализма, или милый сердцу каждого ленинца идеал: «Минимум усилий с максимальной экономией!»
Четвертый уровень — «Стремление к благоустройству жизни без риска» — без риска что-то потерять: дачу, приработок и т. д. Между третьим и четвертым уровнями находится зона комфорта. В этой зоне, согласно Гумилеву, живут вялые эгоистичные люди, руководствующиеся потребительской идеологией, для которых характерна «обывательская затхлость жизни».
Пятый уровень — «Поиск удачи с риском». Ключевые слова здесь удача и риск. Это мир игр на удачу без гарантий успеха, в надежде «на авось» и улыбку фортуны. С этого уровня мотивации стартуют начинающие коммерсанты и бизнесмены.
Шестой уровень — «Стремление к идеалу знаний и творчества». Для большинства людей работа по профессии — это, прежде всего, призвание и самореализация. По сравнению с предпринимательством и тягой к риску, здесь, казалось бы, достаточно благополучная зона творчества. Но риск здесь в другом — не получить признания своего призвания, которое приходит либо посмертно, либо вообще не приходит!