Файл: Cherednichenko_I_P__Telnyh_N_V_-Psihologia_up.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.07.2020

Просмотров: 7173

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Предмет и методы психологии управления

1.1. Управление как наука и искусство

1.2. Предмет психологии управления

1.3. Основные методы психологии управления

1.4. Психологические законы управления

Глава 2. Психологические теории управления

2.1. Теории и практика менеджмента

2.2. Психологические теории управления

Глава 3. Личность и ее потенциал в системе управления

3.1. Понятие личности в психологии

3.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности

3.3. Типология личности в трудовой деятельности

3.4. Способности в структуре личности

Глава 4. Темперамент и характер в трудовой деятельности

4.1. Темперамент в системе управления

4.2. Характер

Глава 5. Познавательные процессы и внимание в трудовой деятельности

5.1. Ощущение

5.2. Восприятие

5.3. Память

5.4. Мышление

5.5.Воображение

5.6. Внимание

Глава 6 Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления

6.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями

6.2. Стресс в процессе управления

6.3. Воля в процессе управления

Глава 7. Мотивация труда

7.1. Мотивация как система побуждений человека к деятельности

7.2. Теории мотивации, их характеристика

7.3. Виды, типы и уровни

Глава 8. Психофизиологические основы управление

8.1. Функциональные состояния человека

8.2. Требования к поддержанию работоспособности

8.3. Специфика трудов экстремальных ситуациях

8.4. Возрастные изменения работоспособности

Глава 9. Психология принятия решений

9.1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности

9.2. Влияние подсознания на принятие решения

9.3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений

Глава 10. Руководство и лидерство

10.1. Влияние и власть в организациях

10.2. Специфика феномена лидерства

10.3. Лидерство и руководство

10.4. Стили лидерства и руководства

Глава 11. Психология управления трудовым коллективом

11.1. Трудовой коллектив и его структура

11.2. Отношения в системе «руководитель — подчиненный»

11.3. Трудности е управлении трудовым коллективом и их преодоление

11.4. Развитие трудового коллектива

14.3. Стратегии поведения в конфликте

Глава 12. Управление и социально-психологический климат в коллективе

12.1. Понятие социально-психологического климата

12.2. Диагностика социально-психологического климата коллектива

12.3. Факторы, влияющие на морально-психологический климат

12.4. Пути регуляции социально-психологического климата

Глава 13. Межличностное общение в управлении

13.1. Общение и управление

13.2. Восприятие человека человеком

13.3. Управленческое общение как коммуникации

Глава 14. Психологические основы управления конфликтными ситуациями

14.1. Понятие конфликта

14.2. Причины возникновения конфликта

Словарь основных психологических понятий

Литература

Введение

Глава 1. Предмет и методы психологии управления

1.1. Управление как наука и искусство

1.2. Предмет психологии управления

1.3. Основные методы психологии управления

1.4. Психологические законы управления

Глава 2. Психологические теории управления

2.1. Теории и практика менеджмента

Европа

США

Школа «научного управления».

Школа «человеческих отношений».

Япония

Россия

2.2. Психологические теории управления

Теория психоанализа

Теория научения

Теория стилей управления

Управленческая теория Р. Блейко и Д. Мутона

Теория рационального управления

Теория соучаствующего управления

Вероятностная модель управленческой эффективности

Теория ситуационного лидерства

Глава 3. Личность и ее потенциал в системе управления

3.1. Понятие личности в психологии

3.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности

3.3. Типология личности в трудовой деятельности

1. Теоретический человек

2. Экономический человек

3. Эстетический человек

4. Социальный человек

5. Политический человек

6. Религиозный человек

3.4. Способности в структуре личности

Глава 4. Темперамент и характер в трудовой деятельности

4.1. Темперамент в системе управления

Сангвиник.

Холерик.

Меланхолик.

Флегматик.

4.2. Характер

Оценка характера.

Акцентуации характера.

Глава 5. Познавательные процессы и внимание в трудовой деятельности

5.1. Ощущение

Классификация ощущений.

Свойства ощущений.

5.2. Восприятие

5.3. Память

Виды памяти.

Процессы памяти.

5.4. Мышление

Проблемность мышления.

5.5.Воображение

Воображение и органические процессы.

5.6. Внимание

Глава 6 Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления

6.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями

6.2. Стресс в процессе управления

6.3. Воля в процессе управления

Глава 7. Мотивация труда

7.1. Мотивация как система побуждений человека к деятельности

7.2. Теории мотивации, их характеристика

Теория А. Маслоу

Теория К. Алдерфера

Теория Ф. Герцберга

7.3. Виды, типы и уровни

Глава 8. Психофизиологические основы управление

8.1. Функциональные состояния человека

8.2. Требования к поддержанию работоспособности

Релаксация

8.3. Специфика трудов экстремальных ситуациях

Монотонность.

Изменение восприятия пространственной структуры

Ограничение информации

Одиночество

Групповая изоляция

Угроза для жизни

Психическая адаптация к экстремальным ситуациям

Этапность адаптации

8.4. Возрастные изменения работоспособности

Глава 9. Психология принятия решений

9.1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности

9.2. Влияние подсознания на принятие решения

9.3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений

Механизмы специфических и неспецифических защит от манипуляции

Глава 10. Руководство и лидерство

10.1. Влияние и власть в организациях

10.2. Специфика феномена лидерства

Личность лидера

Личностные черты лидера.

Представления лидера о себе самом.

Потребности и мотивы, влияющие на поведение лидера

Стиль принятия решений в управленческой деятельности

Характеристики последователей

10.3. Лидерство и руководство

10.4. Стили лидерства и руководства

Глава 11. Психология управления трудовым коллективом

11.1. Трудовой коллектив и его структура

11.2. Отношения в системе «руководитель — подчиненный»

11.3. Трудности е управлении трудовым коллективом и их преодоление

11.4. Развитие трудового коллектива

1. Мероприятия по профессиональной и социальной адаптации новичков

2. Мероприятия по стимулированию самореализации личности

3. Мероприятия по усилению сплоченности трудового коллектива

Глава 12. Управление и социально-психологический климат в коллективе

12.1. Понятие социально-психологического климата

12.2. Диагностика социально-психологического климата коллектива

12.3. Факторы, влияющие на морально-психологический климат

12.4. Пути регуляции социально-психологического климата

Глава 13. Межличностное общение в управлении

13.1. Общение и управление

13.2. Восприятие человека человеком

Восприятие физического облика человека

Восприятие функциональных признаков человека

Мимика.

Жесты.

Физический контакт.

13.3. Управленческое общение как коммуникации

Глава 14. Психологические основы управления конфликтными ситуациями

14.1. Понятие конфликта

14.2. Причины возникновения конфликта

Рассогласование трудового процесса как причина конфликта

Различия в представлениях о перспективе и миссии организации

Социально-психологические предпосылки конфликта

Индивидуальные особенности личности как причина конфликта

14.3. Стратегии поведения в конфликте

14.4. Способы разрешения конфликта

Словарь основных психологических понятий

Литература

Руководитель должен понимать природу управленческих процессов, знать способы повышения эффективности управления, знать информационные технологии и средства коммуникации, необходимые для управления персоналом и т. д., для чего ему необходимо знать психологические особенности функционирования трудового коллектива, принятия управленческих решений в различных условиях и обстоятельствах, работы с людьми.

К психологическим факторам функционирования трудового коллектива относятся психофизическая совместимость в группах, феномены межличностного взаимодействия, мотивация труда, социально-психологический климат и другие психологические явления, включенные в совместную трудовую деятельность по производству определенной продукции или оказанию услуг. К психологическим факторам принятия управленческих решений относятся постановка цели как результата деятельности и процесс принятия решения. Личность человека как микрокосм, с одной стороны, и восприятие этой личности другим человеком, стремление доминировать и подчиняться, статус, социальные ожидания, эмоциональное реагирование и многие другие составляют сущность психологических факторов работы с людьми.

Психология управления как специфическая отрасль практической психологии возникла почти

одновременно с появлением профессии менеджера и профессиональных управленцев. Как и любая прикладная отрасль психологии, она появилась в ответ на конкретный социальный заказ индустриально развитого общества, который исследователи в области менеджмента формулируют следующим образом:

Как сделать управление эффективным?

Каким образом максимально использовать в производстве человеческие ресурсы без принуждения и давления на людей?

Как лучше построить и организовать систему управления коллективом?

Психология управления возникла на определенном этапе развития общества, в котором важно не только получить максимальный результат труда, но и учесть особенности самовыражения человека в процессе труда, реализацию потребностей, достигаемую в результате труда. Иными словами, управленец обращался к личности свободно трудящегося человека, стремящегося наиболее полно раскрыть собственные возможности с максимальной пользой для себя и для дела. Следовательно, предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления:

1. Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда.

2. Управленческая деятельность и ее организация с точки зрения психологической эффективности.

3. Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция.

Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие играют существеннейшую роль в процессе управления. Здесь важны, как минимум, два обстоятельства. Во-первых, среди множества качеств, черт, характеристик личности психология управления выявляет те, которые помогают успешно осуществлять управленческую деятельность. Во-вторых, рассматривая личность в процессе управления, психология не ограничивается только описанием, сравнительным анализом и констатацией фактов. В этой отрасли знаний имеется достаточно большой объем практических советов, рекомендаций и «рецептов», позволяющих руководителю любого ранга и с любым исходным уровнем управленческих способностей развивать в себе качества лидера.


Управленческая деятельность строится по определенным правилам, соблюдая которые можно добиться успеха и, напротив, игнорирование их неминуемо приведет организацию к краху даже при максимально благоприятных прочих условиях. Специалисты в области психологии разрабатывают правила и технические приемы общения, позволяющие сделать его не просто формой, но и фактором управления.

Любой коллектив — это, прежде всего, люди, преследующие свои цели, решающие свои задачи, стремящиеся сохранить или изменить свой формальный и неформальный статус. Члены трудового коллектива связаны друг с другом системой порой очень сложных отношений. Как любой организм, коллектив может переживать и благоприятные, и неблагоприятные периоды в развитии. Кризис может произойти в любой момент под влиянием комплекса внешних и внутренних причин и обстоятельств. Его последствия могут быть как положительными (дальнейший подъем в развитии коллектива), так и отрицательными (коллектив, еще недавно работавший как «часы», становится неуправляемым и распадается). Уровень руководителя и степень его профессионализма определяются не только тем, как он управляет развитием своего коллектива в относительно благоприятные периоды его существования и развития, но и тем, как он действует в сложные моменты, в обстановке кризиса. Руководитель должен управлять в любой, даже, казалось бы, самой неуправляемой ситуации. А для этого нужны и знания, и конкретные навыки руководства в условиях конфликта и кризиса. Искусство управления конфликтом — то, чем профессиональный руководитель отличается от руководителя-дилетанта. Там, где второй лишь разводит руками, первый берется за дело и действует с максимальной пользой и минимальными потерями.

1.3. Основные методы психологии управления

Психология управления как наука опирается на различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент.

По своему характеру и сущности наблюдение — сложный объективный психологический процесс отражения действительности. Его сложность обусловливается тем, что оно ведется в естественной обстановке функционирования организации, в которой место и роль исследователя как наблюдателя оказывает определенное влияние и воздействие на наблюдаемых, с одной стороны, и на подбор и обобщение информации, с другой. Кроме того, в большинстве случаев роль исследователя пассивна, поскольку он лишь фиксирует проявившееся мнение или отношение людей к процессам, фактам и явлениям.

К наблюдению как методу сбора информации обращаются в различных обстоятельствах. Во-первых, при получении предварительного материала для уточнения направлений планируемого исследования. Осуществляемое в подобных целях наблюдение расширяет видение изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций, определению «действующих лиц». Во-вторых, наблюдение используется как самостоятельный метод в условиях, когда иные способы получения психологической информации недоступны.


Существует примерный перечень значимых элементов, который должен быть отражен при наблюдении:

а) наблюдаемые — количество человек, участвующих в ситуации, социально-демографическая структура группы, характер взаимоотношений в ней, распределение ролей между участниками ситуации;

б) обстановка — место нахождения наблюдаемой ситуации и особенности воздействия предметного окружения на деятельность;

в) цель деятельности группы— случайна или закономерна наблюдаемая ситуация, наличие определенных формальных или неформальных целей, ради которых собралась группа, совместимы или противоположны цели различных участников ситуации;

г) социальное поведение— характер деятельности наблюдаемой группы, стимулы деятельности, на кого (на что) направлена деятельность, психологическая атмосфера в группе, типичное для этого места социальное поведение, возможные отклонения в поведении участников наблюдаемой группы;

д) частота и продолжительность— время, длительность и повторяемость наблюдаемой ситуации, ее уникальность или типичность.

В зависимости от места наблюдателя, от организации наблюдения и других факторов различаются несколько его видов:

1. По степени формализованности выделяют структурализированное и неструктурализированное наблюдение.

2. В зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации можно говорить о включенном и невключенном наблюдении.

3. По месту проведения, условиям организации наблюдения различают полевое и лабораторное наблюдение.

4. По регулярности проведения наблюдения оно может быть систематическим и несистематическим.

Как правило, наблюдение, которое проводит руководитель, является неструктурализированным, включенным, полевым и несистематическим.

Неструктурализированное наблюдение является слабо формализованным. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. Если руководитель имеет возможность определить значимые элементы изучаемой ситуации, а также составить подробный план и инструкции для фиксации результатов наблюдений, то открывается возможность проведения структурализированного наблюдения, которое он может поручить кому-либо из подчиненных. Этому типу наблюдения отвечает высокая степень стандартизации, для фиксации результатов используются специальные бланки, достигается известная близость данных, получаемых различными наблюдателями.

Например, для организации структурализированного наблюдения на собраниях, заседаниях М. К. Горшков и Ф. Э. Шереги предлагают следующую карточку выступающего (СНОСКА: Как провести социологическое исследование. / Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э, Шереги. М., 1990. С. 116-117.).

Ф.И.О. _______________________________

Должность ____________________________


1. По чьей инициативе выступил:

001 — записался заранее;

002 — сам попросил слово устно;

003 — сам попросил слово письменно;

004 — выступление предложил президиум.

2. Время начала выступления: ___ час. ____ мин.

3. Основные положения выступления:

Тема_______________________________

Объект выступления___________________

4. Реакция аудитории на появление выступающего:

005 — положительная;

006 — отрицательная;

007 — отсутствует.

5. Направленность выступления:

008 — одобрительное;

009 — нейтральное;

010 — критическое,

6. От чьего имени говорит:

011 — от себя лично;

012 — от имени коллектива;

013 — неопределенно.

7. Время окончания выступления: ___ час. ___ мин.

8. Продолжительность выступления: ______мин.

В дальнейшем данные карточек обрабатываются и получается достаточно четкая картина, определенная заданной схемой.

В соответствии с критерием включенности в деятельность коллектива рассмотрим невключенное и включенное наблюдение. Невключенное наблюдение проводится в контакте с наблюдаемым и с его ведома. И роль наблюдателя, и цель наблюдения, в общем, известны. В отдельных процедурах эта форма наблюдения применяется прежде всего для определения особенностей поведения людей в процессе труда. Чаще всего с этой целью люди наблюдаются в совершенно особых ситуациях или побуждаются к определенным актам поведения. Так, например, инструктор по вождению автомашины исследует особенности работы ученика на тренажере и т. д. Особенность этой формы состоит в том, что наблюдаемому известна не только задача, стоящая перед наблюдателем, но и его социальное положение по отношению к наблюдаемому.

В этой форме наблюдения есть свои преимущества и недостатки. Преимущество заключается в том, что наличие наблюдателя «естественно» оправдывается, хотя зачастую наблюдаемым сообщаются иные цели наблюдения по сравнению с подлинными. Удобным является то, что наблюдателю не приходится маскироваться при регистрации результатов. Он может наблюдать открыто, оглядываться, смотреть в любом направлении и вести свои записи на глазах у наблюдаемых. К недостаткам можно отнести искажение поведения наблюдаемого, его смущение или сознательную маскировку, особенно если возникает сомнение в истинности сообщенных целей наблюдения.

Включенным наблюдением является такой его вид, при котором наблюдатель непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, действует совместно с наблюдаемыми. Характер включенности различен: в одних случаях исследователь полностью соблюдает инкогнито, и наблюдаемые никак не выделяют его среди других членов группы; в других — наблюдатель участвует в деятельности наблюдаемой группы, но при этом не скрывает своих исследовательских целей.

Преимущества этой формы наблюдения заключаются в том, что благодаря непосредственному контакту и знакомству с наблюдаемыми открывается широкий простор для получения информации. Недостатки этой формы состоят в том, что, во-первых, трудно непосредственно фиксировать результаты, так как включенное наблюдение и одновременная запись данных обычно взаимно исключают друг друга; во-вторых, наблюдатель фактически не может оказывать никакого влияния на внешние факторы, ухудшающие условия наблюдения.


Наблюдение может проводиться в разных условиях. Оно называется полевым, если протекает в естественных для наблюдаемой группы условиях, например, в рабочем помещении и т. д. Привычность обстановки, в которой изучается группа, многое дает для правильного понимания поведения наблюдаемых. В тех ситуациях, когда требуется высокая тщательность, подробность в описании наблюдаемых процессов, используют технические средства фиксации (магнитофон, фото-, кино-, телеоборудование). Когда же ставится задача разработки и экспериментальной проверки новой методики, применяют лабораторную форму наблюдения. Так, в специально оборудованном классе могут проводиться занятия по формированию навыков управления или выхода из конфликтов. Каждый из участников деловой игры поочередно выполняет роль, например, руководителя или подчиненного. Для фиксации происходящего все участники школы или некоторые из них ведут запись, затем разбирают учебный пример и, основываясь в том числе и на данных наблюдения, разрабатывают рекомендации.

Наблюдение может носить одноразовый или систематический характер. Систематические наблюдения проводят регулярно в течение определенного периода. Это может быть длительное, непрерывно продолжающееся наблюдение, проводимое в циклическом режиме (один день в неделю, фиксированные в году недели и т. д.). Обычно систематическое наблюдение осуществляется по достаточно структурализированной методике, с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя. Среди систематических наблюдений особо выделяются такие, в которых наблюдателю приходится иметь дело с заранее незапланированным явлением, неожиданной ситуацией. В этом случае наблюдаемое явление носит разовый характер.

Опираясь на данные наблюдения, руководитель должен помнить, что этот метод не лишен существенных недостатков, к которым относятся (СНОСКА: См.: Процесс социального исследования. / Под редакцией Ю. Е. Волкова. М., 1975.):

1) Настроение наблюдателя. Если наблюдатель в благожелательном настроении, он склонен «не замечать» негативных тенденций в поведении людей, и наоборот.

2) Социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемым. Направление интересов и ценностная ориентация наблюдателя, близкое, желательное или подобное его собственному социальное положение могут способствовать тому, что отдельные акты поведения наблюдаемых лиц окажутся охваченными быстрее, будут оценены выше как более значительные или, наоборот, получат заниженную оценку.

3) Тенденция ожидания у наблюдателя. Тенденция ожидания либо формирует определенную точку зрения со стороны наблюдателя (приверженность к определенной гипотезе), либо побуждает наблюдаемого — поскольку последнему известно, что поведение его изучается, — преувеличивать или замаскировывать «сообразную» своему социальному положению роль.