ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.07.2020
Просмотров: 7216
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Предмет и методы психологии управления
1.1. Управление как наука и искусство
1.2. Предмет психологии управления
1.3. Основные методы психологии управления
1.4. Психологические законы управления
Глава 2. Психологические теории управления
2.1. Теории и практика менеджмента
2.2. Психологические теории управления
Глава 3. Личность и ее потенциал в системе управления
3.1. Понятие личности в психологии
3.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности
3.3. Типология личности в трудовой деятельности
3.4. Способности в структуре личности
Глава 4. Темперамент и характер в трудовой деятельности
4.1. Темперамент в системе управления
Глава 5. Познавательные процессы и внимание в трудовой деятельности
Глава 6 Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления
6.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями
6.2. Стресс в процессе управления
6.3. Воля в процессе управления
7.1. Мотивация как система побуждений человека к деятельности
7.2. Теории мотивации, их характеристика
Глава 8. Психофизиологические основы управление
8.1. Функциональные состояния человека
8.2. Требования к поддержанию работоспособности
8.3. Специфика трудов экстремальных ситуациях
8.4. Возрастные изменения работоспособности
Глава 9. Психология принятия решений
9.1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности
9.2. Влияние подсознания на принятие решения
9.3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений
Глава 10. Руководство и лидерство
10.1. Влияние и власть в организациях
10.2. Специфика феномена лидерства
10.4. Стили лидерства и руководства
Глава 11. Психология управления трудовым коллективом
11.1. Трудовой коллектив и его структура
11.2. Отношения в системе «руководитель — подчиненный»
11.3. Трудности е управлении трудовым коллективом и их преодоление
11.4. Развитие трудового коллектива
14.3. Стратегии поведения в конфликте
Глава 12. Управление и социально-психологический климат в коллективе
12.1. Понятие социально-психологического климата
12.2. Диагностика социально-психологического климата коллектива
12.3. Факторы, влияющие на морально-психологический климат
12.4. Пути регуляции социально-психологического климата
Глава 13. Межличностное общение в управлении
13.2. Восприятие человека человеком
13.3. Управленческое общение как коммуникации
Глава 14. Психологические основы управления конфликтными ситуациями
14.2. Причины возникновения конфликта
Словарь основных психологических понятий
Глава 1. Предмет и методы психологии управления
1.1. Управление как наука и искусство
1.2. Предмет психологии управления
1.3. Основные методы психологии управления
1.4. Психологические законы управления
Глава 2. Психологические теории управления
2.1. Теории и практика менеджмента
Школа «человеческих отношений».
2.2. Психологические теории управления
Управленческая теория Р. Блейко и Д. Мутона
Теория рационального управления
Теория соучаствующего управления
Вероятностная модель управленческой эффективности
Теория ситуационного лидерства
Глава 3. Личность и ее потенциал в системе управления
3.1. Понятие личности в психологии
3.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности
3.3. Типология личности в трудовой деятельности
3.4. Способности в структуре личности
Глава 4. Темперамент и характер в трудовой деятельности
4.1. Темперамент в системе управления
Глава 5. Познавательные процессы и внимание в трудовой деятельности
Воображение и органические процессы.
Глава 6 Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления
6.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями
6.2. Стресс в процессе управления
6.3. Воля в процессе управления
7.1. Мотивация как система побуждений человека к деятельности
7.2. Теории мотивации, их характеристика
Глава 8. Психофизиологические основы управление
8.1. Функциональные состояния человека
8.2. Требования к поддержанию работоспособности
8.3. Специфика трудов экстремальных ситуациях
Изменение восприятия пространственной структуры
Психическая адаптация к экстремальным ситуациям
8.4. Возрастные изменения работоспособности
Глава 9. Психология принятия решений
9.1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности
9.2. Влияние подсознания на принятие решения
9.3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений
Механизмы специфических и неспецифических защит от манипуляции
Глава 10. Руководство и лидерство
10.1. Влияние и власть в организациях
10.2. Специфика феномена лидерства
Представления лидера о себе самом.
Потребности и мотивы, влияющие на поведение лидера
Стиль принятия решений в управленческой деятельности
10.4. Стили лидерства и руководства
Глава 11. Психология управления трудовым коллективом
11.1. Трудовой коллектив и его структура
11.2. Отношения в системе «руководитель — подчиненный»
11.3. Трудности е управлении трудовым коллективом и их преодоление
11.4. Развитие трудового коллектива
1. Мероприятия по профессиональной и социальной адаптации новичков
2. Мероприятия по стимулированию самореализации личности
3. Мероприятия по усилению сплоченности трудового коллектива
Глава 12. Управление и социально-психологический климат в коллективе
12.1. Понятие социально-психологического климата
12.2. Диагностика социально-психологического климата коллектива
12.3. Факторы, влияющие на морально-психологический климат
12.4. Пути регуляции социально-психологического климата
Глава 13. Межличностное общение в управлении
13.2. Восприятие человека человеком
Восприятие физического облика человека
Восприятие функциональных признаков человека
13.3. Управленческое общение как коммуникации
Глава 14. Психологические основы управления конфликтными ситуациями
14.2. Причины возникновения конфликта
Рассогласование трудового процесса как причина конфликта
Различия в представлениях о перспективе и миссии организации
Социально-психологические предпосылки конфликта
Индивидуальные особенности личности как причина конфликта
14.3. Стратегии поведения в конфликте
14.4. Способы разрешения конфликта
В начале 90-х годов Россия в очередной раз вступила в фазу коренных экономических преобразований. Это выразилось в переходе от планового управления к рыночному регулированию.
Введение рыночных отношений в практику хозяйствования, естественно, обусловило потребность в соответствующих подходах и знаниях по их обеспечению. Сегодня менеджмент — это новое крупное явление в управлении экономикой нашей страны.
Таким образом, психология управления опиралась в своем развитии как на науку управления, характерную для отдельных культур, так и для индустриального общества в целом.
2.2. Психологические теории управления
Теория психоанализа
Любые школы современной теории управления особое внимание уделяют человеку, приоритету личности при изучении любых социальных процессов. Каждый человек убежден, что его способ мышления оптимален, поскольку он результативен, но эффективность творчества всегда снижается из-за обилия ложных путей, ограничений и предубеждений, боязни новизны или чрезмерной авантюрной смелости. Резервы способностей человека, его интеллект, его психика сложнее любого компьютера, космической ракеты. Не случайно еще древние мыслители сформулировали сверхсложную задачу: «Познай самого себя».
Руководителю приходится чаще всего работать именно с людьми, а не с машинами. Если в недалеком прошлом руководитель имел избыток рабочей силы и мог позволить себе немедленно уволить ленивых и бестолковых, то сейчас люди, и особенно опытные специалисты, стали самым дефицитным видом ресурсов, а оплата труда составляет значительную, если не основную часть расходов предприятия. Американские авторы пишут: «... искусство управления людьми стало одним из критических моментов в оценке конкурентоспособности предприятия и эффективности работы руководства» (СНОСКА: Мескон X., Альберт М. Основы менеджмента. М.,1997 г. с. 246.). Каждый специалист в области управления прекрасно понимает, что в руководимом им коллективе не каждый элемент этой сложной открытой системы совершенно надежен, ему необходимо постоянно контролировать настроение и принимать при необходимости неотложные меры. Подобная задача была исследована Дж. фон Нейманом, когда возникла проблема надежности машин, собранных из ненадежных элементов. Полученный результат исследований строго доказывает, что надежность такой системы зависит от правильной организации действия этих элементов, их взаимосвязи и взаимной блокировки. Особенности поведения элементов системы, а в управлении социумом — людей, необходимо постоянно учитывать и прогнозировать.
Каждый человек, как существо биосоциальное, обладает не только своими индивидуальными особенностями, своей эмоциональной, интеллектуальной и психологической неповторимостью, наследственной или приобретенной, но и отражает характерные черты своего социума, типичные для того коллектива, где он работает, живет, учится. В основе биологических свойств личности лежит наследственная информация, ее генотип. Социальные качества личности формируются под воздействием среды, социального окружения.
Одним из первых попытался исследовать личность и мотивы поведения человека австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939), основоположник теории психоанализа. Он считал, что каждое психическое явление имеет в своей основе определенную причину и что поведение человека во многом зависит от бессознательных процессов. Поведение человека определяется двумя инстинктивными стремлениями: стремлением к жизни (эрос) и стремлением к смерти (танатос). Каждое из этих стремлений обладает колоссальной энергией. Энергия эрос называется «либидо», энергия танатос называется «мортидо» (последнее понятие ввел последователь 3. Фрейда Э. Берн). Именно эти направленность и сила определяют активность личности.
Основой теории психоанализа является идея бессознательного, которое определяет поведенческие устремления людей. Фрейд считал, что в основе любого творчества лежат неудовлетворенные, в том числе и сексуальные, желания, часто такие, которых мы стыдимся, которые мы должны скрывать от самих себя и которые поэтому вытесняются в область бессознательного. Эти желания сублимируются, т. е. сексуальная энергия переводится в творческую. Фрейд считал, что все развитие цивилизации обязано именно этому процессу — реализации сексуальных желаний в иной сфере деятельности.
Но сублимация — это один из видов защиты личности человека от его инстинктивных стремлений, проявляющаяся в созидании. Невротические формы защиты искажают деятельность как руководителя, так и подчиненного. Вместо того чтобы решать конкретные проблемы, эти защиты уводят человека от их решения.
Многие проблемы в общении между людьми имеют основу в неблагоприятном процессе социализации, которую Фрейд понимал прежде всего как психосексуальное развитие. Если определенный этап развития человека протекает неблагополучно, то может возникнуть фиксация — стремление взрослого человека в трудных жизненных ситуациях действовать как ребенок определенного возраста.
Фрейд описал четыре стадии социализации: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. На каждой из стадий ребенок фиксирует свое внимание на участках своего тела, которые задействованы в процессах напряжения и наслаждения. Три первые стадии могут сыграть серьезную роль в нарушении психической жизни взрослого человека.
Проблемы в отношениях со взрослыми на оральной стадии (от рождения до 1,5-2 лет) могут вызвать фиксацию, выражающуюся в ситуациях затруднения привлекать внимание к своему рту. Курение, алкоголизм, жевание жевательной резинки, стремление «зажевывать» стресс чем-нибудь вкусным, сквернословие, агрессия на физическом плане (драки) — все это следствия неблагополучно прошедшей оральной стадии развития данного ребенка.
Проблемы в отношениях со взрослыми на анальной стадии (2-3 года) относятся прежде всего в приучении ребенка к туалету. Если взрослые наказывают ребенка за нечаянную неаккуратность, или придают излишнее внимание данному действию, то может возникнуть так называемый «анальный» характер: преувеличенное развитие таких, в общем-то, неплохих черт характера, как бережливость, аккуратность и педантичность. Такой человек в трудовой деятельности может замучить подчиненного или посетителя мелкими придирками, будет ориентироваться не на развитие, а на сохранение, на абсолютизацию правил, а не на применение этих правил к деятельности трудового коллектива.
Третья стадия (фаллическая — 4-5 лет) характеризуется формированием представления о себе как о носителе половой роли. Если здесь наблюдается «перекос» в воспитании (либо чересчур мягком, женском — у мальчиков, либо чересчур жестком, мужском — у девочек), то могут возникнуть так называемые «комплексы» — комплекс Эдипа и комплекс Электры, что выражается в стремлении взрослого человека переносить семейные проблемы на других людей. Следует заметить, что Фрейд, досконально изучивший личностную патологию, неправомерно перенес ее особенности на психически здоровых людей.
Теорию Фрейда дополнил другой представитель школы психоанализа — швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875-1961), автор учения о «коллективном бессознательном», основатель аналитической психологии. Он утверждал, что поведение человека определяется не только его желаниями, но и системой целей, выработанной его опытом, его жизнью. Юнг ввел понятия психологических типов личности («архетипы» — врожденные особенности психического постижения объекта), а также понятия экстравертированности (ориентации на внешний мир) и интровертированности (ориентации на внутренний мир). Юнг указывал, что процессы экстраверсии и интроверсии напоминают процессы сердечной деятельности, направленные на сжатие и расширение. Иными словами, деятельность человека напоминает маятник, раскачивающийся в стороны направленности вовне и направленности внутрь. Но этот маятник неправильный, он долее остается в том или ином положении. Поэтому человека можно отнести либо к экстравертам, либо к интровертам. Кого-то интересует весь мир, кого-то лишь собственные проблемы, собственное здоровье и собственная работа. В управлении важно учитывать и тот момент, что противоположные типы плохо понимают друг друга. Поэтому психологи советуют с каждым из типов говорить «на их языке» — привлекать внимание экстраверта примерами, образами, дополнять свое сообщение жестами, мимикой, пантомимикой. Интроверт же на эти дополнительные факторы в передаче информации практически не обращает внимания — мало того, они ему мешают. Ему важна суть высказывания и соотнесение информации с его потребностями.
Юнг описал типы характеров людей, которые определяются не только экстраверсией и интроверсии, но и преимущественном развитии того или иного психического процесса: ощущения, эмоций (чувствования), мышления и интуиции. У каждого человека какая-то психическая функция более развита, чем остальные. В этом случае мы говорим о том, что данный человек является мыслителем, практиком, мистиком или экзальтированным типом. Юнг также описал разделение в личности конкретного человека представлений для себя и о себе (Эго) и представлений для других (Персону), наряду с такими подструктурами личности как Самость, Тень и Аниму-Анимуса (мужскую и женскую составляющую личности).
Идеи Фрейда, Юнга и их последователей не дают специалистам в области управления готовых рецептов на все случаи жизни, но могут подготовить их к пониманию неадекватных, алогичных поступков своих коллег, вскрыть глубинные, иногда подсознательные причины поведения людей.
Теория научения
В работах И. П. Павлова, Д. Б. Уотсона, Б. Ф. Скиннера обосновывается система поощрений и наказаний (теория научения), определяется разумная сфера деятельности исполнителя в соответствии с его способностями, обосновывается необходимость обратной связи между руководителем и подчиненными. В основе теории научения лежит понятие рефлекса, т. е. ответа организма на внешнее раздражение. Рефлексы подразделяются на врожденные (безусловные) и условные, которые вырабатываются опытом. Врожденные чаще всего проявляются в бессознательных актах, в сложной гамме чувств, эмоций, желаний, а также формируют поведенческие акты, требующие проявления воли и решимости. Безусловные рефлексы определяют инстинктивное поведение личности, которое под влиянием воспитания, обучения и социального опыта тормозится и ограничивается в своих проявлениях. Условный рефлекс, с точки зрения сторонников этой теории, формирует стереотип мышления и поведения и является основным компонентом мотивационной системы человека.
По И. П. Павлову, одну из основ поведения человека составляет рефлекс цели (иначе — ориентировочный), стоящий на границе с врожденными рефлексами и формирующий любознательность, чувство нового и создающий предпосылки для успеха в труде. Этот мощный рефлекс объясняет удивительную 'настойчивость изобретателей, различного типа собирателей и коллекционеров и даже влюбленных. Настойчивое стремление к цели характерно и для руководителей производственных коллективов, и для всех творческих личностей. Трудности лишь побуждают к активной деятельности, к достижению поставленной цели. Практика управления широко использует методы теории научения для адаптации человека в коллективе, так как зависимость между поведением личности в социуме и результатами этого поведения весьма очевидна и поддается корректировке, полезной и для человека, и для коллектива. Деятельность человека в обществе всегда оценивается, поощряется или осуждается. Система положительных или отрицательных компенсаций за поведение основана на нормах и установленных правилах и способствует быстрой адаптации личности к изменяющейся ситуации в коллективе.
Теория стилей управления
Выдающийся немецко-американский психолог К. Левин, занимавшийся созданием теории личности, разработал и обосновал концепцию стилей управления. На основе экспериментальных данных он выявил и описал 3 основных стиля:
— авторитарный (директивный);
— демократический (коллегиальный);
— нейтральный (попустительский). Основным критерием, отличающим один стиль
управления от другого, является способ принятия решения руководителем. Существуют два способа принятия управленческих решений — демократический (коллегиальный) и авторитарный (директивный). Какой из них более эффективен? Некоторые исследователи склонны считать, что демократический. В защиту своего мнения они приводят такие аргументы: уменьшается риск принятия неверного решения, в ходе обсуждения возникают альтернативы или новые варианты решения, невозможные при индивидуальном анализе, появляется возможность учесть позиции и интересы каждого и т. д. Вместе с тем дальнейшие исследования показали, что концепция К. Левина, несмотря на ясность, простоту и убедительность, имеет ряд существенных недостатков. Перечислим их:
1. Доказано, что демократический стиль управления не всегда более эффективен, чем авторитарный. Сам К. Левин установил, что объективные показатели продуктивности у обоих стилей одинаковы.
2. Установлено, что в некоторых ситуациях авторитарный стиль управления более эффективен, чем демократический. Такие ситуации складываются в следующих случаях:
а) когда требуется немедленно принять решение (в экстремальных ситуациях);
б) когда квалификация работников и их общий культурный уровень достаточно низкие (установлена обратная зависимость между уровнем развития работников и необходимостью использования авторитарного стиля управления);
в) когда этого требуют особенности личности (некоторые люди в силу своих психологических особенностей предпочитают, чтобы ими руководили авторитарно).
3. Установлено, что оба стиля управления в чистом виде не встречаются. Каждый руководитель в зависимости от ситуации и своих личностных качеств бывает и демократом, и диктатором. Иногда очень сложно определить, какого стиля управления придерживается на самом деле руководитель (как эффективный, так и неэффективный).
Бывает, что форма и содержание стиля управления не совпадают: авторитарный по сути руководитель ведет себя внешне демократично (улыбается, вежлив, благодарит за участие в дискуссии, но решение принимает единолично и до начала самой дискуссии), и наоборот. Кроме того, многое зависит от ситуации: в одном случае руководитель действует авторитарно, а в другом — как демократ.
Таким образом, эффективность управления не зависит от стиля работы руководителя, а это значит, что способ принятия решений не может применяться в качестве критерия эффективности управления. Иначе говоря, управление может быть эффективным и неэффективным независимо от того, как и каким образом руководитель принимает решение — авторитарно или коллегиально.
Управленческая теория Р. Блейко и Д. Мутона
Американские исследователи Р. Блейк и Д. Мутон предложили измерять любую управленческую деятельность двумя «мерами» — вниманием к производству и заботой о людях (вниманием к человеку) (СНОСКА: Дизель П., Маккинли Р. У. Поведение человека в организации. М., 1998. С. 302.).