Файл: Cherednichenko_I_P__Telnyh_N_V_-Psihologia_up.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.07.2020

Просмотров: 6828

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Предмет и методы психологии управления

1.1. Управление как наука и искусство

1.2. Предмет психологии управления

1.3. Основные методы психологии управления

1.4. Психологические законы управления

Глава 2. Психологические теории управления

2.1. Теории и практика менеджмента

2.2. Психологические теории управления

Глава 3. Личность и ее потенциал в системе управления

3.1. Понятие личности в психологии

3.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности

3.3. Типология личности в трудовой деятельности

3.4. Способности в структуре личности

Глава 4. Темперамент и характер в трудовой деятельности

4.1. Темперамент в системе управления

4.2. Характер

Глава 5. Познавательные процессы и внимание в трудовой деятельности

5.1. Ощущение

5.2. Восприятие

5.3. Память

5.4. Мышление

5.5.Воображение

5.6. Внимание

Глава 6 Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления

6.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями

6.2. Стресс в процессе управления

6.3. Воля в процессе управления

Глава 7. Мотивация труда

7.1. Мотивация как система побуждений человека к деятельности

7.2. Теории мотивации, их характеристика

7.3. Виды, типы и уровни

Глава 8. Психофизиологические основы управление

8.1. Функциональные состояния человека

8.2. Требования к поддержанию работоспособности

8.3. Специфика трудов экстремальных ситуациях

8.4. Возрастные изменения работоспособности

Глава 9. Психология принятия решений

9.1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности

9.2. Влияние подсознания на принятие решения

9.3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений

Глава 10. Руководство и лидерство

10.1. Влияние и власть в организациях

10.2. Специфика феномена лидерства

10.3. Лидерство и руководство

10.4. Стили лидерства и руководства

Глава 11. Психология управления трудовым коллективом

11.1. Трудовой коллектив и его структура

11.2. Отношения в системе «руководитель — подчиненный»

11.3. Трудности е управлении трудовым коллективом и их преодоление

11.4. Развитие трудового коллектива

14.3. Стратегии поведения в конфликте

Глава 12. Управление и социально-психологический климат в коллективе

12.1. Понятие социально-психологического климата

12.2. Диагностика социально-психологического климата коллектива

12.3. Факторы, влияющие на морально-психологический климат

12.4. Пути регуляции социально-психологического климата

Глава 13. Межличностное общение в управлении

13.1. Общение и управление

13.2. Восприятие человека человеком

13.3. Управленческое общение как коммуникации

Глава 14. Психологические основы управления конфликтными ситуациями

14.1. Понятие конфликта

14.2. Причины возникновения конфликта

Словарь основных психологических понятий

Литература

Введение

Глава 1. Предмет и методы психологии управления

1.1. Управление как наука и искусство

1.2. Предмет психологии управления

1.3. Основные методы психологии управления

1.4. Психологические законы управления

Глава 2. Психологические теории управления

2.1. Теории и практика менеджмента

Европа

США

Школа «научного управления».

Школа «человеческих отношений».

Япония

Россия

2.2. Психологические теории управления

Теория психоанализа

Теория научения

Теория стилей управления

Управленческая теория Р. Блейко и Д. Мутона

Теория рационального управления

Теория соучаствующего управления

Вероятностная модель управленческой эффективности

Теория ситуационного лидерства

Глава 3. Личность и ее потенциал в системе управления

3.1. Понятие личности в психологии

3.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности

3.3. Типология личности в трудовой деятельности

1. Теоретический человек

2. Экономический человек

3. Эстетический человек

4. Социальный человек

5. Политический человек

6. Религиозный человек

3.4. Способности в структуре личности

Глава 4. Темперамент и характер в трудовой деятельности

4.1. Темперамент в системе управления

Сангвиник.

Холерик.

Меланхолик.

Флегматик.

4.2. Характер

Оценка характера.

Акцентуации характера.

Глава 5. Познавательные процессы и внимание в трудовой деятельности

5.1. Ощущение

Классификация ощущений.

Свойства ощущений.

5.2. Восприятие

5.3. Память

Виды памяти.

Процессы памяти.

5.4. Мышление

Проблемность мышления.

5.5.Воображение

Воображение и органические процессы.

5.6. Внимание

Глава 6 Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления

6.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями

6.2. Стресс в процессе управления

6.3. Воля в процессе управления

Глава 7. Мотивация труда

7.1. Мотивация как система побуждений человека к деятельности

7.2. Теории мотивации, их характеристика

Теория А. Маслоу

Теория К. Алдерфера

Теория Ф. Герцберга

7.3. Виды, типы и уровни

Глава 8. Психофизиологические основы управление

8.1. Функциональные состояния человека

8.2. Требования к поддержанию работоспособности

Релаксация

8.3. Специфика трудов экстремальных ситуациях

Монотонность.

Изменение восприятия пространственной структуры

Ограничение информации

Одиночество

Групповая изоляция

Угроза для жизни

Психическая адаптация к экстремальным ситуациям

Этапность адаптации

8.4. Возрастные изменения работоспособности

Глава 9. Психология принятия решений

9.1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности

9.2. Влияние подсознания на принятие решения

9.3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений

Механизмы специфических и неспецифических защит от манипуляции

Глава 10. Руководство и лидерство

10.1. Влияние и власть в организациях

10.2. Специфика феномена лидерства

Личность лидера

Личностные черты лидера.

Представления лидера о себе самом.

Потребности и мотивы, влияющие на поведение лидера

Стиль принятия решений в управленческой деятельности

Характеристики последователей

10.3. Лидерство и руководство

10.4. Стили лидерства и руководства

Глава 11. Психология управления трудовым коллективом

11.1. Трудовой коллектив и его структура

11.2. Отношения в системе «руководитель — подчиненный»

11.3. Трудности е управлении трудовым коллективом и их преодоление

11.4. Развитие трудового коллектива

1. Мероприятия по профессиональной и социальной адаптации новичков

2. Мероприятия по стимулированию самореализации личности

3. Мероприятия по усилению сплоченности трудового коллектива

Глава 12. Управление и социально-психологический климат в коллективе

12.1. Понятие социально-психологического климата

12.2. Диагностика социально-психологического климата коллектива

12.3. Факторы, влияющие на морально-психологический климат

12.4. Пути регуляции социально-психологического климата

Глава 13. Межличностное общение в управлении

13.1. Общение и управление

13.2. Восприятие человека человеком

Восприятие физического облика человека

Восприятие функциональных признаков человека

Мимика.

Жесты.

Физический контакт.

13.3. Управленческое общение как коммуникации

Глава 14. Психологические основы управления конфликтными ситуациями

14.1. Понятие конфликта

14.2. Причины возникновения конфликта

Рассогласование трудового процесса как причина конфликта

Различия в представлениях о перспективе и миссии организации

Социально-психологические предпосылки конфликта

Индивидуальные особенности личности как причина конфликта

14.3. Стратегии поведения в конфликте

14.4. Способы разрешения конфликта

Словарь основных психологических понятий

Литература

2. Репрессия. Человек запрещает проявляться своим эмоциям, как отрицательным, так и положительным. Он чувствует, например, злость на нерадивого подчиненного, но не позволяет ей вырваться в виде крика. Страх, тщательно скрываемый за маской равнодушия, вызывает учащенное сердцебиение или диарею. Эмоция никуда не уходит, она беспокоит человека, вызывая зачастую физические страдания: боли в сердце, в желудке и т. п., что может даже привести к соответствующим заболеваниям. В процессе принятия решения физическое состояние руководителя настолько ухудшается, что заставляет его подсознательно перекладывать решение на другого, доверенного человека, который в организации выполняет роль «серого кардинала», теневого советника.

3. Регрессия.Эта защита возникает в ситуации ослабления волевого контроля над поведением. Человек выбирает способы реагирования, которые более просты и более свойственны детям: плачет, кричит, бросается в драку, жалуется другим на свои проблемы. Этот способ наиболее часто проявляется, когда руководитель ведет слишком жесткую политику в отношении подчиненных, и когда сотрудники либо не имеют четкого видения перспектив своего развития, либо это видение их не радует (например, перспектива быть уволенным). В этом случае актуализируется детская составляющая личности человека, что, естественно, ухудшает результаты его деятельности. В процессе принятия решения руководитель предпочитает более простые способы действий, которые не всегда оказываются наиболее продуктивными.

4. Отрицание.Возникает, когда человек, вместо того, чтобы решать проблему, объявляет ее несуществующей. Подсознательная тревога за собственную творческую потенцию или компетентность заставляет руководителя побуждать своих сотрудников более интенсивно работать над сбытом вместо того, чтобы усовершенствовать продукцию или разрабатывать новый план маркетинга.

5. Изоляция. Появляется в ситуации сильнейшего стресса, когда человек изолирует травмированную часть своей души от остального сознания. Человек смотрит на происшедшее как бы со стороны, как будто все произошло не с ним. Кай будто это — дурной сон, который скоро закончится. Подобной тактики — «прятать голову в песок» иногда придерживается руководитель предприятия, попавшего в кризисную ситуацию. До него не доходит серьезность положения, он считает, что все можно исправить в любой момент, поэтому тянет с принятием решения, например, упускает время для защиты от нападок прессы.

6. Реактивные образования возникают, когда человек, понимающий, что ему что-то недоступно, начинает действовать в прямо противоположном направлении («Зелен виноград!»). Иногда реактивные образования проявляются в тенденции поступить наоборот, противоположно тому, к чему человека подталкивают. В этом случае руководитель может принимать неадекватные решения, например, уволить за «аморальное поведение» молоденькую секретаршу, которая влюбилась в его заместителя (а не в него самого), или «из принципа» отказаться от выгодной сделки.


7. Проекция,или, как еще называют эту защиту, «феномен проекции», состоит в переносе своих потребностей, чувств, интересов, представлений и даже черт характера на других людей. Так, увлеченный проектом руководитель имеет тенденцию считать, что его сотрудники так же переживают за реализацию проекта, как и он сам. Ему и в голову прийти не может, что люди по-разному оценивают свою роль в этом деле и имеют другие потребности и интересы. Или — порядочному человеку трудно представить, что старушка — «божий одуванчик» может оказаться мошенницей. Правильно и противоположное — если человек обманывает других, то он не может поверить в искренность их намерений.

8. Сублимация. Очень часто проявляется в случае, когда недостижимая цель подменяется другой, в которой реально получить удовлетворение от выполненного действия. Например, человек, у которого в семье имеются проблемы, может получать удовольствие от принятия все большего количества поручений на работе, углубляясь в которые он отвлекается от основной проблемы. Некоторые руководители, зная эту особенность, отдают предпочтение работникам (особенно, работницам), у которых семьи нет и не предвидится в ближайшем будущем. Но такая тактика не всегда приводит к ожидаемым результатам, так как неудовлетворенность семейным положением может выливаться не только в повышении работоспособности, но и в усилении конфликтности данного работника. Иногда такой работник проявляет тенденцию концентрироваться на процессе работы, а на ее результате, поэтому постоянно перепроверяет свои выводы, дорабатывает концепции и т. д. При принятии решения оно откладывается, руководитель вместо того, чтобы заниматься важными делами, предпочитает концентрировать внимание на текущей, срочной работе. Иногда сублимация проявляется в подмене предмета реагирования: в результате собственных просчетов руководитель вынужден платить многотысячные издержки, но строго взыскивает с подчиненных за лишнюю включенную лампочку.

Психологические защиты проявляются в самом процессе решения проблемы, внедряются в этот процесс, затрудняя его, а иногда и искажая. Но это — индивидуальная проблема, которую можно преодолеть, подстраховать коллективным мнением. Другое дело — когда искажающее влияние, причем, совершенно сознательно, оказывают конкретные люди.

9.3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений

Существуют три основных механизма влияния людей друг на друга: сообщение, убеждение и внушение.

Влияющим в сообщении оказывается сама информация, воспринимая которую человек корректирует свое поведение, формирует мнение, на основе данной информации принимает соответствующее решение.

При убеждении человек организует подачу информации таким образом, чтобы повлиять на изменение ценностей, установок и т. п. других людей. В этом случае или приводят систему доказательств, подтверждающих данное положение, или обращаются к мнению авторитетных людей.


Самыми опасными для принятия решения являются внушающие воздействия. Они могут быть различными. Элементы внушения присутствуют в любой коммуникации: это и имидж, и особенности организации подачи материала, и невербальные средства и общение, и многое другое. Но существует и особая форма внушающих воздействий, которая непосредственно касается принятия решений. Это — психологическая манипуляция.

Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. Человек действует как марионетка, убежденная, что сама ведет кукловода, а не наоборот. Обязательным условием манипуляции является сохранение адресатом иллюзии самостоятельности принятия решении, а не «наведение» их извне. При этом адресат признает себя ответственным за свои поступки.

Каковы же психологические основания для манипуляции? Ф. Перлз утверждает, что в каждом из нас есть два начала, которые условно можно назвать «собака сверху» и «собака снизу». «Собака сверху» — это активное начало, выраженное в стремлении командовать, подчинять, давить авторитетом. «Собака снизу» — пассивное начало, выражающее нашу потребность подчиняться, соглашаться, слушаться. Каждое из этих начал может проявляться либо манипулятивно, либо творчески.

Э. Шостром выделяет восемь основных схем манипуляций. Он утверждает, что в каждом из нас сидит манипулятор, даже несколько видов, один из которых преобладает.

1.Диктатор. Он безусловно преувеличивает свою силу, доминирует, приказывает, цитирует авторитеты — короче, делает все, чтобы управлять своими жертвами. Разновидности Диктатора: Настоятельница, Начальник, Босс, Младшие Боги.

2.Тряпка. Обычно жертва Диктатора и его прямая противоположность. Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Она преувеличивает свою чувствительность. При этом характерные приемы: забывать, не слышать, пассивно молчать. Разновидности Тряпки — Мнительный, Глупый, Хамелеон, Конформист, Смущающийся, Отступающий.

3.Калькулятор. Преувеличивает необходимость все и всех контролировать. Он обманывает, увиливает, лжет, старается, с одной стороны, перехитрить, с другой — перепроверить других. Разновидности: Делец, Аферист, Игрок в покер, Делатель рекламы, Шантажист.

4.Прилипала. Полярная противоположность калькулятору. Изо всех сил преувеличивает свою зависимость. Это личность, которая жаждет быть предметом забот. Позволяет и исподволь заставляет других делать за него его работу. Разновидности: Паразит, Нытик, Вечный Ребенок, Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный, Человек с девизом «Ах, жизнь не удалась, и поэтому...».

5.Хулиган. Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью угроз разного рода. Разновидности: Оскорбитель, Ненавистник, Гангстер, Угрожающий. Женская вариация Хулигана — Сварливая Баба («Пила»).


6.Славный парень. Преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. Он убивает добротой. В некотором смысле столкновение с ним куда труднее, чем с Хулиганом. Вы не сможете бороться со Славным Парнем. Удивительно, но в любом конфликте Хулигана со Славным Парнем Хулиган проигрывает. Разновидности: Угодливый, Добродетельный, Моралист, Человек организации.

7.Судья. Преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, полон обвинений, негодования, с трудом прощает. Разновидности: Всезнающий, Обвинитель, Обличитель, Собиратель улик, Позорящий, Оценщик, Мститель, Заставляющий признать вину.

8.Защитник. Противоположность Судье. Он чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Он портит других, сочувствуя сверх всякой меры, и отказывается позволить тем, кого защищает, встать на собственные ноги и вырасти самостоятельным. Вместо того чтобы , заняться собственными делами, он заботится о нуждах других. Разновидности: Наседка с цыплятами, Утешитель, Покровитель, Мученик, Помощник, . Самоотверженный.

Разобравшись, какие бывают манипуляторы, рассмотрим, как они действуют. Э. Шостром выделяет четыре типа манипуляторных систем:

1. Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он ни за что не станет демонстрировать свою слабость, а будет играть роль человека, полного сил. Как правило, он пользуется при этом своим социальным положением или рангом: родитель, старший сержант, учитель, босс. Он становится «собакой сверху», опираясь при этом на бессилие других и добиваясь контроля над ними. Его любимая техника — «обязательства и ожидания», принцип табели о рангах.

2. Пассивный манипулятор — противоположность активному. Он прикидывается беспомощным и глупым, разыгрывая «собаку снизу». В то время как активный манипулятор выигрывает, побеждая противников, пассивный манипулятор выигрывает, терпя поражение. Позволяя активному манипулятору думать и работать за него, пассивный манипулятор одерживает сокрушительную победу. И лучшие его помощники — вялость и пассивность.

3. Соревнующийся манипулятор воспринимает жизнь как постоянный турнир, бесконечную цепочку «выигрываний» и «проигрываний». Себе он отводит роль бдительного бойца. Для него жизнь — это постоянная битва, а люди— соперники и даже враги, реальные или потенциальные. Он колеблется между методами «собаки сверху» и «собаки снизу» и являет собой смесь пассивного и активного манипулятора.

4. Безразличный манипулятор. Он играет в безразличие, в индифферентность. Старается уйти, устраниться от контактов. Его девиз: «Мне наплевать». Его методы то пассивны, то активны; он то Сварливая Баба, то Мученик, то Беспомощный. На самом деле ему не наплевать, и даже очень не наплевать, иначе он не стал бы затевать сложную манипулятивную игру. В «безразличность» часто играют супружеские пары. Игра «Угрожать разводом» служит прекрасным примером того, как манипулятор старается завоевать партнера, а отнюдь не разойтись с ним.


Философия активного манипулятора зиждется на том, чтобы главенствовать и властвовать во что бы то ни стало. Философия пассивного манипулятора — никогда не вызывать раздражения. Философия соревнующегося манипулятора — выигрывать любой ценой. Философия индифферентного манипулятора — отвергать заботу.

Приведем некоторые примеры манипуляции, влияющие на процесс принятия решений. Э. Берн считает, что многие виды манипуляций сродни игре. Игра —- психологический маневр с целью получить удовлетворение за счет другого человека. Зачастую игрок — сам человек с проблемами. Психологи описывают такие типичные игры в трудовых коллективах:

Игроки в кошки—мышки. В фильме «Осенний марафон» бездарная переводчица просит талантливого и совестливого коллегу помочь ей с переводом. И тот безотказно правит чужие беспомощные каракули — вернее, переписывает все заново. Времени у него и на свою жизнь не хватает, но он уже влез с головой в чужое дело и не замечает, как унылые глазки горе-переводчицы, следящей за ним, превращаются в два огромных, сверкающих торжеством кошачьих глаза. Мышка проглочена — работа сделана. Чужими руками.

Мудрец. Он, как и полагается мудрецу, наставляет. Думать трудно, поскольку истина конкретна и в каждом конкретном случае ее нужно заново извлекать на свет. «Мудрец» извлек ее из потемок своего ленивого разума раз и навсегда. На все случаи жизни у него одна всеобъемлющая формула: «А я что говорил! Слушать надо!» Эта манипуляция потоньше описанной выше: она обеспечивает «мудрецу» умственное превосходство без всяких усилий с его стороны (и, конечно, без малейших оснований).

Чужое крыло. Кому не приходилось терпеть коллегу — вечного ребенка? Будучи несостоятелен профессионально, он с изумительным искусством вжился в амплуа робкого, нерешительного, не всегда понимающего, чего от него хотят, ждущего дружеской подсказки (опеки). Взывая к извечной тяге людей великодушных — брать под крыло слабых, неприспособленных, — он устраивается под чужим крылом, как кукушонок в гнезде малиновки: комфортабельно и основательно. Нет сомнений — этот «подкидыш» переживет и пересидит (подсидит) всех своих талантливых и перспективных коллег

Как, Вы не слыхали? (Не видали?) Сотрудница, привычно опаздывающая на полчаса, вбегает в офис с потрясенным видом: «Ну, как вам вчерашнее?» Люди поднимают головы, разгневанный начальник забывает все, что собирался выложить «этой нахалке». Далее излагается вчерашняя телесенсация с переперченными и пересоленными подробностями. Все с жаром включаются в обсуждение, а опоздавшая тихо проскальзывает за свой стол. Когда страсти стихают, нарушительница спокойствия настолько уже поглощена работой, что делать ей замечание было бы величайшей бестактностью... Прием грубоват, но действует безотказно.