ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 2618

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Психология как профессия»

РАЗДЕЛ 1. РАБОТА ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

И В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Практический психолог в детском саду

Школьный психолог

Психолог в доме ребенка

Психолог-профконсультант в школе

Психолог районного психологического центра

Психолог-реабилитолог

Педагог-психолог в школе

Преподаватель психологии в общеобразовательной школе

Преподаватель психологии в вузе

Психолог-методист

Социальный работник

Семейный психолог-консультант

Клинический нейропсихолог

Психолог в психиатрической клинике

Детский нейропсихолог

Психолог-консультант в службе экстренной психологической помощи – «Телефон доверия»

Клинический психолог в судебной сексологии

Психолог в поликлинике

Психолог (психотерапевт, консультант при наркологическом диспансере)

Психоаналитик

Гештальт-терапевт

Психолог-игротерапевт

Психолог-перинатолог

Эргономист

Военный психолог

Психолог в гражданской авиации

Психолог – эксперт

Психолог, работающий с персоналом банка

Психолог железнодорожного депо

Кадровый консультант

Психодиагност в управлении персоналом

Тренинг-менеджер

Психолог-консультант

Организационный психолог

Политолог-психолог

Перечень нормативно-правовых документов, законов, постановлений, рекомендаций, регламентирующих труд психолога-практика

Диссертации, защищенные по проблеме «Психология как профессия»

Этические принципы и правила работы психолога

9. Нужно ли развиваться дальше, получив сертификат об окончании гештальт-программы? И что можно для этого сделать?

Д.Н.Хломов: "Во-первых, если работаешь в личностно-ориентированной терапии, то никакой пользы клиенту принести не можешь, если сам не развиваешься. Потому что тот тупик, в котором находится клиент, это тупик и для терапевта тоже. И рецепт, как, например, работать со страхом замкнутых пространств, это, конечно, полная чепуха. Потому, что у каждого человека совершенно индивидуальная реакция, связанная с индивидуальной организацией жизни. В этом смысле, если я сам не развиваюсь, то ничем помочь и не могу. То же самое относится к тому, чтобы быть интересным клиенту".

10. Что Вы делаете для профессионального развития?

Н. Б. Кедрова: "Какие-то банальные вещи: что-то стараюсь читать, куда-то вылезать на какие-нибудь конференции; если есть возможность где-то поучиться, с удовольствием тоже в этом участвую. Причем мне кажется, что совершенно необязательно это должен быть какой-нибудь великий и знаменитый психотерапевт, потому что очень интересные вещи бывают и на наших конференциях, где молодые ребята чего-то показывают, делают. Не знаю... Стараюсь сохранять какое-то любопытство. Студенческие группы, - каждый раз что-то новенькое такое в них возникает.. Когда мне перестанет все это быть любопытно, тогда надо будет оттуда уходить. Мне кажется, что теории всякие, они мало чего добавляют, хотя это тоже интересно, а вот человек, который что-то такое вдруг - или вопрос какой-нибудь задаст, или скажет... и иногда из этого очень много чему можно научиться."

11. В каждой профессии есть свои достижения, которыми стоит гордиться. Свои успехи, счастливые моменты, взлеты. В психотерапии проблема критериев эффективности вообще одна из самых сложных. Невидимая простым глазом реальность, пространство психотерапии не поддаются измерению, прямой оценке. Но у каждого профессионала, вероятно, такие критерии должны быть, иначе невозможна сама деятельность?

Н. Б. Кедрова: "У меня как-то больше профессионального смущения, чем гордости. Гордость у меня бывает, когда я вначале студентам чего-то придумываю и рассказываю, как какая-нибудь техника должна работать, потом прихожу и делаю ее со своим клиентом, и оказывается, что она действительно работает!"

Д. Н. Хломов: "Критерий в гештальттерапии простой - это развитие. Например, когда в работе удается попасть в тупик, - это означает, что мы можем куда-то продвинуться. Если удается продвинуться, значит дальше будет следующий тупик."

12. И, конечно, несколько слов о режиме работы. Терапевт, практикующий частным образом, вынужден сам заниматься организацией своего рабочего пространства. Работать "с девяти до шести" и дальше предаваться отдыху - сладкая мечта. Каждый клиент имеет свои дела, работу и т. д., поэтому терапевт работает и в выходные, и по вечерам.
Например,
Д. Н. Хломов может работать с клиентом и в одиннадцать вечера. И этот график постоянно меняется. Одни клиенты уходят, другие приходят. Больше определенности в групповой терапии - она занимает больше времени, как правило, проходит одна, максимум две группы в день.


Н. Б. Кедрова: "Режим работы и отдыха у меня неправильный, и следовать ему не стоит. Связан он с... не знаю, с какими-нибудь дефектами... Может быть, действительно, с такой алчностью, любопытством, что очень жалко пропустить что-нибудь интересненькое. Действительно, он (день) какой-то такой бесконечный: начинается рано утром, кончается поздно вечером. Что еще сказать? Что касается отдыха, отдыхать очень сложно - потому, что отдых, он как-то редко бывает интересней, чем работа. Поэтому за отдых у меня отвечают дети. Если им удается предотвратить это безобразие... тогда получается отдых.

Гештальт-терапия постепенно занимает определенную нишу в нашей психотерапевтической культуре. Повышается уровень знаний о том, что это такое, люди перестают путать ее с магией и медициной. Гештальттерапия интегрируется разными отраслями психологической практики, продолжает развиваться. А, значит, требуются и те, кто мог бы ее развивать, придумывать что-то новое, необычное, углублять знания и обогащать методики.

13. Каковы перспективы развития профессии?

Н. Б. Кедрова: "Мне кажется, что очень хорошие должны быть перспективы. Потому что профессия очень полезная, очень нужная! (Не выдерживает и усмехается) И люди должны все больше и больше это понимать! Нет, а если без шуток, то я действительно думаю, что перспективы должны быть. Потому что все больше и больше неопределенности в нашей жизни, все больше решений человек должен принимать самостоятельно, все больше зависит не от расписаний и предписаний, а от непосредственных выборов человека, и все важнее какие-то его личные и творческие способности. Поэтому я думаю, что перспективы у нас хорошие, а жизнь наша тоже скучать не дает возможности. Поэтому всякие кризисы, препятствия, сложности, неоправданные изменения образа жизни, они тоже нашим согражданам обеспечены".

14. Как становятся гештальт-терапевтами, где этому обучают? Ответ на вопрос о профессиональной биографии Д.Н. Хломов начал словами "По-моему, все началось во времена Сократа...". Конечно, не всем так повезло с профессиональным стартом, но все-таки воспитание гештальттерапевта - дело серьезное. Начать следует с того, что гештальт-образование не заменяет базового психологического или медицинского образования. И работать в психологической-терапевтической сфере без них не позволяют законодательство и международные образовательные стандарты. Это второе, или параллельное обучение. Гештальттерапевтическое образование в России включает в себя три ступени по два, два с половиной года. Первая ступень необходима для дебюта в качестве терапевта. Вторая ступень позволяет вести образовательные программы в качестве соведушего. Третья дает навыки и знания, необходимые для супервизорской деятельности (наблюдение процесса терапии со стороны, обратная связь терапевту, оценка его работы, сертификация).


Один курс (ступень) называется программой и имеет какую-то специфику, тему, например "Гештальт в работе с семьей и ребенком", эту программу курируют терапевты, специализирующиеся в данной области. Организация обучения - трехдневные семинары, проходящие раз в месяц, между которыми идет работа в небольших учебных группах, направленная на отработку и усвоение материала. В учебной группе нужно отработать определенное количество часов, это "практикум" гештальт-терапевта. На семинарах обучающиеся усваивают какой-то теоретический материал, а также пробуют его применить под наблюдением супервизора-ведущего, или приглашенного терапевта. Также для каждой ступени необходимо пройти определенное количество часов личной терапии у гештальт-ориентированного терапевта. В конце каждой ступени происходит сертификация - своеобразный экзамен, демонстрация работы, которая оценивается коллективом профессионалов.

Сертификат Московского Гештальт Института (МГИ) соответствует сертификату Европейской Гештальт Ассоциации. Помимо основной образовательной программы, студенты МГИ имеют возможность участвовать в ежегодных конференциях, где собираются и демонстрируют свою работу ведущие специалисты, а также в тематических авторских семинарах разных ведущих. (Более подробную информацию о сроках и стоимости обучающих программ можно получить по телефону (095) 964-99-61 - офис МГИ, и по эл. почте: m-gestalt-I@mtu-net. ru ).


Психолог-игротерапевт

В последние годы патопсихологи всё большее внимание уделяют изучению нарушений ведущих типов деятельности психически больных. Это отражает логику развития патопсихологических исследований, расширяет арсенал экспериментальных приёмов и отвечает вопросам психиатрической практики.

В изучении игры и обучения, как ведущих типов деятельности, особенно нуждается детская психиатрия, которая предполагает создание (одновременно усилиями врача, психолога и педагога) оптимальных условий для воспитания и развития аномальных детей. Использование игры в лечебных целях на практике получило название play therapy (игротерапия), а специалиста, занимающегося этой профессией, стали называть «игротерапевтом».

В истории отечественной психологии большое место занимает развитие представлений о детской игре. Задача создания новой теории игры, поставленная Л.С. Выготским, получила детализацию в работах таких виднейших отечественных психологов, как А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, в исследованиях их учеников.

В основе отечественной теории игры лежит представление о её социальной природе. Игра понимается как «особый тип деятельности ребёнка, воплощающей в себе его отношения к окружающей и, прежде всего, социальной действительности, имеющей своё специфическое содержание и строение - особый предмет и мотивы деятельности, и особую систему действий». (Эльконин Д.Б., 1978).


На ранних этапах детства мотив игры реализует потребность ребёнка в действиях с предметами. В ходе формирования потребности действовать «как взрослый», ребёнок берёт на себя не игровые роли, а воспроизведение роли взрослого. Одним из важнейших положений отечественной теории детской игры является подход к игре как ведущей деятельности. Это означает, что «в связи с развитием игры происходят главнейшие изменения в психике ребёнка….развиваются психические процессы, подготавливающие ребёнка к новой, высшей ступени развития (Леонтьев,1972). Именно в игре формируются зачатки самосознания. Таким образом, игра становится «источником развития и создаёт зону ближайшего развития» (Выготский Л.С., 1966).

Исследование нарушений игры представляет собой модель анализа патологических явлений. Игротерапевт, изучая искаженную болезнью игру ребенка, выявляет нарушение его познавательных функций и эмоционально-аффективных состояний в совокупной цепочке взаимодействия: «восприятие - память - мышление - воображение».

Основным результатом деятельности игротерапевта становится нахождение адекватных приёмов формирования полноценной игровой деятельности ребёнка, препятствующих искажению его дальнейшего психического развития и устраняющих сложившиеся новообразования.

Объектами исследования в игротерапии, в нашем случае, являются дети, больные аутизмом, и дети, имеющие задержку психического развития.

Предметом исследования является аутистическое мышление.

Аутизм (от греч. слова autos – сам) обозначает своеобразное течение мыслей, представлений, заключающееся в отгораживании человека от действительности и погружении его в мир внутренних переживаний. Термин «аутизм» был введён в психологию Е. Блейлером (1928) для описания особого вида мышления, регулируемого аффектом. Соответствующие аффективные потребности сводятся к стремлению испытывать удовольствия и избегать неприятных переживаний. Аутизм - это состояние изолированности, отгороженности от мира, и механизм психологической защиты, когда сознание сталкивается с определёнными трудностями, и чувства начинают преобладать над разумом.

Психическое развитие рассматривается как социализация, в процессе которой под воздействием требований окружающей среды аутизм ломается. Действия с различными игрушками являются символами неосознаваемых побуждений. Игра становится деятельностью, наименее контролируемой обществом (аутистической), в которой ребёнок получает возможность проявить подавляемые воспитанием желания и аффекты.

Противопоставление социального опыта воспитания и свободной аутистической игры содержится во взглядах А. Адлера, К. Коффки, отчасти В. Штерна и в некоторых других теориях детской игры. Игра аутистична и с точки зрения Ж.Пиаже. На определённом этапе развития у ребёнка уже нет аутизма, но сохраняется аутистическая игра с её возможностями реализации нереализуемых в действительности желаний.


Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. «Аутизмом» называют состояния доминирования чувственного, аффективного над логическим, рациональным.

  2. Аутизм относительно познавательных процессов - восприятия, мышления, сознания означает их независимость от логических законов реальности.

  3. Аутизм характеризует изначальный этап развития ребёнка, где основу психической жизни составляет «принцип удовольствия».

  4. Аутизм, аутистическая игра, - это слова, употребляемые для обозначения несоциальной природы детской игры, позволяющей ребёнку удовлетворять подавляемые социумом потребности.

К типичным симптомам детского аутизма относят отход ребёнка от контактов со взрослыми и детьми, желание сохранения, постоянства окружающей обстановки, страх перед любыми изменениями, отказ от использования речи, либо речь с нарушениями коммуникативной функции.

В игре аутичных детей игротерапевты отмечают однообразие их действий, манипулирование руками, использование бытовых предметов и фантазирование с патологическими элементами.

При решении вопросов о природе и механизме детского аутизма игротерапевт использует различные психологические теории и проводит разнообразные экспериментальные исследования.

В московском учебном комплексе №1067 «Наш дом», филиале Центра лечебной педагогики, работает игротерапевт Анна Сергеевна Прохорова, выпускница отделения клинической психологии МГУ (1999). Филиал, фактически является детским садом для детей, больных аутизмом, и детей с задержкой развития. Этот детский сад служит местом социальной адаптации детей (после излечения тяжело больных детей в Центре) для подготовки их к школе.

Сложность профессиональной работы А.С. Прохоровой состоит в необходимости практического сочетания в каждой конкретно-ролевой ситуации функций игро-терапевта с воспитательной деятельностью по развитию и подготовке к школе детей-аутистов 5-7 лет (в зависимости от сложности заболевания до 9 лет) в старшей группе сада. Иногда эту работу она выполняет совместно с помощником.

Прохорова А.С. проводит следующие практические занятия:

  • Индивидуальные занятия с ребёнком.

  • Занятия в микро-группе (2-3 ребёнка).

  • Занятия в макро-группе (18 человек детей).

Недельный режим ее работы очень насыщен. В понедельник она занимается арт-терапией (терапией видами занятий, связанными с искусством, например скульптурой, рисунком и т. д.) в мастерской; во вторник и в пятницу - игротерапией в своём рабочем кабинете; в четверг - арт- и игро- терапией.

В связи со строгими требованиями подбора кадров в подобного рода учреждения, обычны нехватки воспитателей. Она вынуждена одновременно выполнять и эти функции. Это помогает ей наблюдать за детьми с точки зрения воспитателя и психолога. В этом состоят сложности её работы, требующей переключения с одной функции на другую. Она говорит, что из-за этого не хватает времени на игротерапию с детьми. Как воспитательница в группе детского сада она должна быть строгой, а в своём кабинете - мягкой (позволять ребёнку делать всё, что ему хочется, например, разбрасывать игрушки). Бывает очень тяжело переключаться с одной социальной роли на другую.