Файл: Lektsii_po_informatike_Balafanov.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2020

Просмотров: 4274

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Информатика

1.1. Информация

1.2. Информатика

1.3. Информация и вычислительные машины

1.4. Новые информационные технологии

УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА

2.1. Немного истории

2.2. Что такое компьютерные системы

2.2.1. Почему используются компьютерные системы

2.2.2. Аппаратное обеспечение

2.3.2. Основные блоки IBM PC

ВКЛЮЧЕНИЕ И ВЫКЛЮЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА

ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА MS DOS ДЛЯ ПЭВМ

5.1 .Операционная система и ее назначение

5.2. Основные понятия и обозначения

5.2.1. Файловая система

5.2.2. Групповое обозначение файлов

5.2.3. Каталоги файлов

5.2.4. Маршруты файлов

5.2.5. Недопустимые имена файлов

5.2.6. Стандартные расширения имен файлов

5.3. Структура операционной системы MS DOS

5.4. Основные команды ОС

5.4.1. Классификация команд

5.4.2. Резидентные команды

ВНЕШНИЕ (ТРАНЗИТНЫЕ) КОМАНДЫ DOS

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИРУСЫ

7.1. Вирусы и их разновидности

7.2. Испорченные и зараженные файлы

7.3. Краткая классификация компьютерных вирусов

7.4. Основные методы защиты от вирусов

ПРОГРАММЫ АРХИВАЦИИ

8.1. Необходимость архивации файлов

8.2. Архивный файл

8.3. Использование программы архиватор ARJ

8.3.1. Помещение файлов в архив

8.3.2. Перемещение файлов в архив

8.3.4. Просмотр оглавления архива

8.3.5. Проверка целостности архивов

8.3.6. Удаление файлов из архива

ОСНОВЫ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ WINDOWS

9.1. Общие сведения о Windows

9.2. Основные функции системы Windows

9.3. Основные понятия Windows

9.4. Основные технологические принципы Windows

9.5. Запуск Windows

9.6. Окончание работы системы Windows

9.7. Справочная система Windows

9.7.1. Краткое описание и вызов

9.7.2. Организация Справки

9.7.3. Работа со Справкой

ОСНОВЫ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ WINDOWS

10.1. Основные операции с окнами

10.1.1. Изменение размеров окна

10.1.2. Перемещение окна

10.1.3. Окна и значки

10.1.4. Окно во весь экран

10.1.5. Виды окон в Windows

10.1.6. Упорядочивание окон

10.1.7. Запуск приложений

10.1.8. Запуск нескольких приложений

10.2. Средства управления работой компьютера

10.3. Работа с файлами

10.3.1. Команда Выполнить

10.3.2. Окно Обзор (Пролистать)

10.3.3. Окна открытия и сохранения файлов

10.3.4. Стандартные элементы диалоговых окон

10.4 Создание, удаление папок и ярлыков

СТАНДАРТНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ WINDOWS

11.1. Редактор WordPad (Write)

11.2. Блокнот

11.3. Картотека (Windows 3.х)

11.4. Календарь (Windows 3.х)

11.5. Калькулятор

11.6. Часы

11.7. Коротко об оставшихся

ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР PAINT (PAINTBRUSH)

12.1. Предварительные сведения

12.2. Окно программы

12.3. Привычные инструменты

12.4. Линии и дуги

12.5. Геометрические фигуры

12.6. Заливка

12.7. Режим Микроскоп

12.8. Ввод текста

12.9. Работа с фрагментами

12.10. Атрибуты образа

12.11. Чтение и запись

12.12. Печать

12.13. Работа с несколькими приложениями

12.13.1. Обмен информацией

12.13.2. Paint и WordPad(Write)

12.13.3. Калькулятор и Блокнот

ПЕЧАТЬ ТЕКСТА В СИСТЕМЕ WINDOWS

13.1. Настройка принтера

13.2. Установка принтера по умолчанию

13.3. Печать из Windows-приложений

13.4. Работа с Диспетчером Печати

ОКНО - ПРОВОДНИК (EXPLORER) В WINDOWS

14.1. Запуск программы Проводник

14.2. Панель инструментов Проводника

14.3. Копирование, перемещение файлов и каталогов

14.4. Удаление и восстановление файлов, каталогов

14.5. Примеры пиктограмм, используемых для отображения структуры диска

14.6. Подтверждение операций

14.7. Поиск файлов

14.8. Связь с прикладными программами

14.9. Другие операции с файлами

14.10. Запуск прикладных программ

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕДАКТОРЕ MS WORD

15.1. Общие сведения

15.2. Установка, запуск и окончание работы редактора Word

15.3. Знакомство с экраном Word для Windows

15.4. Создание и сохранение документов в редакторе Word

15.4.1. Создание нового документа

15.4.2. Возможности окна диалога "Открытие документа"

15.4.3. Создание пустого документа

15.4.4. Открытие существующего документа

15.4.5. Открытие файлов других форматов

15.4.6. Сохранение документа

15.4.7. Итоговая информация

15.4.8. Сохранение без переименования

15.4.9. Автоматическое сохранение документов

ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТА

16.1. Форматирование символов

16.1.1. Шрифты

16.1.2. Установка основных параметров шрифта

16.1.3. Использование окна диалога "Шрифт"

16.1.4. Подчеркивание текста

16.1.5. Форматирование абзацев

16.1.6. Средства форматирования абзаца

16.1.7. Команда Абзац из меню Формат или контекстного меню

16.1.8. Средства панели инструментов "Форматирование"

16.1.9. Выравнивание абзацев

16.1.10. Использование горизонтальной линейки

16.1.11. Интервалы

16.1.12. Установка расстояния перед абзацем и после него

16.1.13. Установка межстрочного интервала

РЕДАКТОР ФОРМУЛ

17.1. Запуск редактора формул

17.2. Строка математических символов

17.3. Набор уравнений

17.4. Форматирование формулы

СОЗДАНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ ТАБЛИЦ

18.1. Создание таблиц

18.1.1. Отображение и укрытие линий сетки

18.1.2. Настройка таблиц

18.1.3. Выбор ячеек

18.1.4. Перемещение и копирование ячеек

18.1.5. Изменение ширины столбцов

18.1.6. Управление строками таблицы

18.1.7. Вставка и удаление ячеек, строк и столбцов

18.1.8. Создание заголовков таблиц. Объединение и разбиение ячеек

18.1.9. Разбиение ячеек

18.1.10. Форматирование таблиц

18.1.11. Использование команды Таблица=Автоформат

18.1.12. Выбор форматов рамки

18.1.14. Нумерация строк и столбцов

18.1.15. Разбиение таблиц

РАБОТА С ГРАФИКОЙ В MS WORD

19.1. Принципы размещения графики

19.2. Создание рисунков в Word

19.3. Инструменты графического редактора

19.4. Обрамление, заливка и заполнение узором

19.5. Выделение рисунков

19.6. Образование групп элементов

19.7. Разгруппировка

19.8. Перемещение геометрических элементов

19.9. Масштабирование геометрических элементов

19.10. Копирование и удаление геометрических элементов

19.11. Расположение геометрических элементов на переднем или заднем плане

19.12. Поворот геометрических элементов

19.13. Редактирование фигур произвольной формы

19.14. Основные возможности при работе с рисунками

19.15. Позиционирование рисунка

19.16. Масштабирование

19.17. Копирование рисунка

19.18. Импорт текстовых файлов

19.19. Перенос файлов из других программ текстовой обработки

19.20. Преобразование файла из формата редакторов MS-DOS

19.21. Сохранение преобразованного файла

19.22. Обратное преобразование документа

19.23. Совместимость форматов

19.24. Импорт графических объектов

19.25. Графические форматы

19.26. Растровая графика

19.27. Векторная графика

19.28. Внедрение

19.29. Вставка и копирование рисунков

19.30. Вставка рисунков из Microsoft ClipArt

19.31. Вставка рисунков в кадр или текстовое окно

19.32. Работа с рисунками

ПЕЧАТЬ ДОКУМЕНТА В РЕДАКТОРЕ MS WORD

20.1. Предварительный просмотр перед печатью

20.2. Режим просмотра разметки страницы

20.3. Режим предварительного просмотра

20.4. Печать документа

20.5. Печать нескольких копий

20.6. Печать части документа

20.7. Печать документа вместе со вспомогательной информацией

20.8. Печать дополнительной информации о документе

20.9. Дополнительные опции печати

20.10. Черновая печать

20.11. Печать страниц в обратном порядке

20.12. Обновление полей

20.13. Обновление связей

20.14. Фоновая печать

20.15. Выбор источника бумаги

EXCEL ДЛЯ WINDOWS

21.1. Общие сведения о программе Excel

21.2. Запуск программы Excel

21.3. Работа с меню Excel

21.4. Содержимое ячеек

21.4.1. Ввод текста

21.4.2. Ввод чисел

21.4.3. Ввод формул

21.4.4. Изменение ширины столбцов и высоты строк

21.4.5. Редактирование содержимого ячейки

21.5. Операции со строками, столбцами, блоками

21.5.1. Перемещение

21.5.2. Копирование

21.5.3. Удаление, очистка

ФОРМАТЫ ЧИСЕЛ, ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ, ВЫВОД НА ПЕЧАТЬ В MS EXCEL

23.1. Защита ячеек

23.1.1. Разблокировка (блокировка) ячеек.

23.2. Применение функций

23.3. Числа

23.4. Печать таблицы на экране и принтере

ГРАФИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ MS EXCEL

24.1. Построение диаграмм

24.2. Изменение размеров диаграммы

24.3. Изменение типа диаграммы

24.4. Построение и редактирование объемной круговой диаграммы

24.5. Редактирование диаграмм

24.5.1. Изменение размеров и перемещение элементов диаграммы

24.5.2. Вставка названий

24.5.3. Изменение цвета секторов на "узоры"

24.5.4. Форматирование легенды

24.5.5. Изменение размера области диаграммы

24.5.6. Подготовка диаграммы к печати

24.6. Построение графиков функций

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТАБЛИЦЫ EXCEL ДЛЯ ЧИСЛЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

РАБОТА В EXCEL КАК С БАЗОЙ ДАННЫХ

26.1. Сортировка и фильтрация данных

26.1.1. Основные понятия баз данных

РАБОЧАЯ КНИГА EXCEL. СВЯЗЬ ТАБЛИЦ

27.1. Листы рабочей книги

27.2. Связь рабочих листов

27.3. Работа с несколькими окнами

27.4. Связь между файлами

СЕТИ

28.1. Зачем объединяют компьютеры в сеть

28.2. Принтеры

28.3. Базы данных

28.4. Локальная сеть

28.5. Глобальная сеть

28.6. Куда звонить

28.7. Интеграция локальных и глобальных сетей

INTERNET

29.1. Немного истории и статистики

29.2. Доступ к Internet

29.3. WORLD WIDE WEB

29.4. Способы доступа к Web

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА

30.1. Оформление письма

30.2. Телеконференции

30.3. Файловые серверы

30.4. Серверы-гейты

30.5. Кодировка

30.6. Код Воляпюк

30.7. Уплотнение и архивирование файлов

30.8. Кодирование двоичных файлов

30.9. Деление больших файлов на части

30.10. Почтовый файловый сервер

30.11. FTP-архивы

30.12. FTPmail-серверы

30.13. Система Archie

30.14. Создание письма

30.15. Отправка писем

30.16. Работа с пришедшей почтой

30.17. Ответ на письмо

       



Контрольные вопросы

1. Для чего служит Строка состояния.
2. Как работают линейки горизонтального и вертикального перемещения?
3. Перечислите способы выхода из Word.
4. Как создается новый документ?
5. Каковы возможности окна диалога "Открытие документа"?
6. Назначение кнопок панели управления окна "Открытие документа".
7. Как создается обычный новый документ?
8. Как автоматически сохранять документы с определенным вами временным интервалом?
9. Каким образом получить итоговую информацию о работе в редакторе?
10. Возможности сохранения набранного документа.
11. Как закрыть редактор Word?
 

       


ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТА

16.1. Форматирование символов

    Форматирование символов включает в себя установку различных параметров шрифта, интервалов между символами и смешений. С помощью этих средств вы сможете выделить в документе наиболее важные места (например, заголовки). Кроме того, существуют дополнительные средства, позволяющие устанавливать отображение символов малыми прописными буквами в виде верхних и нижних индексов и т.д.
    Помимо непосредственно средств форматирования при работе над документом могут быть использованы символы специальных шрифтов, которые позволяют внести разнообразие в оформление документа.

16.1.1. Шрифты

    В понятие шрифта входят:
        - тип шрифта;
        - размер шрифта;
        - начертание;
        - цвет;
        - специальные эффекты.
    Существует множество разнообразных шрифтов, предназначенных для самых различных целей. При обсуждении типа шрифта выделяют некоторые характерные особенности шрифтов.

16.1.2. Установка основных параметров шрифта

    Процесс форматирования сводится к установке требуемых параметров для символов. Вы можете осуществить форматирование уже введенного текста или выполнить требуемые установки, после чего вводимый текст будет форматироваться требуемым образом. Основные параметры шрифта (тип, размер н начертание) можно установить с помощью меню команды Формат, панели инструментов "Форматирование", клавишных команд и контекстного меню.

16.1.3. Использование окна диалога "Шрифт"

    Наиболее полный набор инструментов для работы со шрифтами предоставляет в ваше распоряжение окно диалога "Шрифт". С помощью этого окна можно выбрать требуемый тип шрифта и установить для него все параметры, доступные в Word. В процессе работы Параметры шрифтов можно изменять и дополнять с помощью клавишных команд, контекстных меню и кнопок панелей инструментов. Для открытия окна диалога "Шрифт" выполните одно из следующих действий:
        - выберите команду
Формат=Шрифт;
        - нажмите правой кнопкой мыши в рабочей области документа. На экране появится контекстное меню, из которого выберите команду Шрифт.
    Окно диалога содержит две вкладки: "Шрифт" и "Интервал". Ниже приведено назначение опций вкладки "Шрифт".
    Шрифт - список шрифтов, установленных на вашем компьютере.
    Начертание:
        -
Обычный - используется для основного текста;
        -
Курсив - используется для выделения слов, заголовков;
        -
Полужирный - используется для выделения слов, заголовков;
        -
Полужирныйкурсив - комбинированный стиль, сочетающий оба предыдущих;
    Размер - список допустимых размеров букв (от 8 до 72 пт).
    Подчеркивание:
        -
Нет - текст отображается без подчеркивания;
        -
Обычное - подчеркивание сплошной линией;
        -
Толькослова - подчеркнуты только слова, интервалы между словами остаются не подчеркнутыми;
        -
Двойное - подчеркивание двойной линией;
        -
Пунктирное - подчеркивание пунктирной линией;
    Цвет - содержит список допустимых цветов (Авто, Черный, Красный, Желтый и т.д.).
    Эффекты:
        -
Зачеркнутый - текст перечеркнут сплошной линией, используется при редактировании;
        -
Верхнийиндекс - текст приподнят над базовой линией;
        -
Нижнийиндекс - текст опущен ниже уровня базовой линии;
        -
Скрытый - текст не появляется при печати;
        -
Малыепрописные - текст отображается прописными буквами, имеющими размер строчных;
        -
Всепрописные - текст отображается только прописными буквами;
        -
Поумолчанию - нажатие этой кнопки приводит к тому, что вес параметры, установленные в окне диалога "Шрифт" будут по умолчанию использоваться для всех документов, создаваемых на основе текущего шаблона.
    При работе над текстом существующего документа вы можете изменить параметры шрифта отдельных фрагментов. Для этого вначале вам необходимо выделить требуемый фрагмент, а затем с помощью окна диалога "Шрифт" установить для него требуемые параметры. При этом сделанные вами изменения затронут только выделенный фрагмент и не коснутся Остальной части документа. Таким образом вы можете выделить заголовок, установив для него подчеркивание, или обратить внимание на замечание, выделив его полужирным начертанием или курсивом. Для изменения параметров шрифта воспользуемся окном диалога "Шрифт".
        1. Выделите фрагмент текста, в котором хотите изменить форматирование шрифта.
        2. Выберите команду
Формат=Шрифт.
        3. С помощью опций вкладки "Шрифт" одноименного окна диалога выберите тип шрифта, его размер и начертание.
    Однако при форматировании фрагментов документа вам незачем каждый раз открывать окно диалога "Шрифт". Для этих целей целесообразно воспользоваться клавиатурой или кнопками панели инструментов "Форматирование".


16.1.4. Подчеркивание текста

    Word предлагает четыре типа подчеркивания: одинарное, только слов, двойное и пунктирное. Для установки подчеркивания используется окно диалога "Шрифт". Ваша задача, сводится к выделению текста, который требуется подчеркнуть, затем нажатием кнопки раскрыть список в поле Подчеркивание, из которого выбрать нужный тип подчеркивания.

16.1.5. Форматирование абзацев

    В Word, как и в любом другом текстовом редакторе, абзац - это фрагмент текста, ограниченный символом абзаца, который вводится нажатием клавиши Enter. Абзац также является объектом форматирования. При форматировании абзаца оперируют следующими понятиями.
   
Отступ - устанавливает расстояние текста абзаца (или только первой строки) от поля страницы. Для первой строки абзаца возможно задание отступа или выступа, которые задаются с помощью команды Формат=Абзац. Вы можете задать отрицательный отступ, позволяющий вынести текст на левое поле. Выступы первой строки абзаца применяются для оформления элементов нумерованных списков, а также библиографических указателей.
   
Выравнивание текста - используется в зависимости от цели:
        - по левому краю - в основном тексте обычных документов;
        - по правому краю - в колонтитулах;
        - по центру - при оформлении заголовков;
        - по ширине - в основном тексте деловых писем и печатных изданий.
   
Табуляция - применяется для создания фиксированного отступа в начале первой строки каждого абзаца, а так же позволяет оформить текст в несколько выровненных колонок.
   
Межстрочный интервал - позволяет установить расстояние между  строками абзаца. Кроме межстрочного интервала вы можете установить  расстояние перед абзацем и после него.

16.1.6. Средства форматирования абзаца

    При создании нового документа используются установки шаблона (для писем, отчетов и т.д.), до тех пор, пока не будут заданы новые параметры форматирования. Если вы создадите документ на основании шаблона "Обычный", по умолчанию для документа будет использоваться обычный стиль. В этом стиле для абзацев устанавливается выравнивание по левому краю. Абзац можно отформатировать как до ввода текста, так и после того, как текст введен. Если форматируется уже введенный текст, то абзацы, подлежащие форматированию, должны быть выделены. При форматировании одного абзаца достаточно перед началом форматирования установить в нем курсор. Word предоставляет в ваше распоряжение следующие равнозначные средства форматирования абзаца:
        - команда
Формат=Абзац - позволяет в одном окне диалога установить сразу все необходимые параметры форматирования абзаца;
        - команда
Абзац из контекстного меню (при нажатии правой кнопки мыши) - дублирует действие команды предыдущего пункта;
        - панель инструментов "Форматирование" - установка каждого параметра осуществляется нажатием соответствующей кнопки. За один раз устанавливается только один параметр формата. Однако, если требуется изменить один элемент форматирования, данное средство позволяет сделать это быстрее, чем с помощью соответствующей команды меню;
        - горизонтальная линейка - используется для установки отступов и табуляции;
        - клавишные команды - аналогично кнопкам панели инструментов "Форматирование" позволяют ускорить изменение одного из параметров формата.


16.1.7. Команда Абзац из меню Формат или контекстного меню

    Для установки нескольких параметров форматирования абзаца наиболее удобно использовать окно диалога "Абзац". Для открытия этого окна диалога выберите команду Абзац из меню Формат или из контекстного меню, открываемого с помощью правой кнопки мыши .С помощью этого окна диалога вы можете установить доступные в Word элементы форматирования абзаца. Например, вкладка "Отступы и интервалы" позволяет вам установить следующие параметры формата абзаца:
        - отступ и выступ первой строки абзаца; интервал между строками;
        - интервал перед абзацем и после него;
        - выравнивание по левому, правому краям, по центру пли по ширине;
        - установка табуляции осуществляется в окне диалога "Табуляция". Это окно открывается выбором команды
Формат=Табуляция, однако вы можете открыть его из окна диалога "Абзац", нажав кнопку Табуляция.

16.1.8. Средства панели инструментов "Форматирование"

    Панель инструментов "Форматирование" позволяет вам быстро изменить конкретный параметр формата абзаца. Для этого  достаточно выделить требуемые абзацы и нажать мышью нужную кнопку на панели инструментов. Однако, панель инструментов "Форматирование" предоставляет в ваше распоряжение более ограниченный набор средств по сравнению с окном диалога "Абзац".
    Три первые элемента на панели инструментов - раскрывающиеся списки Стиль, Шрифт и Размер шрифта, с помощью которых вы можете выбрать тип и размер шрифта. Кнопки Полужирный, Курсив и Подчеркнутый позволяют установить наиболее часто используемые начертания. Последний элемент, относящийся к форматированию символов - Цвет. С помощью этого раскрывающегося списка вы можете установить цвет фона для выделенного фрагмента. Ваши действия по форматированию сводятся к выделению требуемого текста и изменению параметров шрифта с помощью соответствующих кнопок на панели инструментов. С помощью соответствующих кнопок этой панели Вы можете установить выравнивание (по правому или левому краям, по ширине, по центру). Если панель инструментов "Форматирование" отсутствует на экране, то для того, чтобы отобразить ее, выберите команду
Вид=Панели инструментов. В открывшемся окне диалога "Панели инструментов" установите флажок Форматирование и нажмите ОК.

16.1.9. Выравнивание абзацев

    Выравнивание по ширине, по видимому, является наиболее распространенным видом выравнивания. Текст одновременно выравнивается по левому и правому краям. Слова распределяются по строке приблизительно с равными промежутками. Такое представление текста выглядит наиболее эстетично. Установка выравнивания текста с помощью команды Формат=Абзац=Выравнивание используется в тех случаях, когда это нужно для продолжительной работы в этом режиме. В случае выравнивания небольших фрагментов, удобнее использовать выравнивание с помощью панели инструментов или клавишных команд. Для установки выравнивания с помощью команды меню выполните следующие действия:
        - выделите один или несколько абзацев, которые вы предполагаете выровнять. Если требуется выровнять один абзац, установите курсор в пределах этого абзаца;
        - выберите команду
Формат=Абзац, откроется окно диалога "Абзац";
        - нажмите кнопку в поле Выравнивание, откроется список видов выравнивания;
        - выберите устраивающий вас вид выравнивания;
        - нажмите ОК.
    Для выравнивания с помощью кнопок панели инструментов "Форматирование" достаточно выделить текст и нажать кнопку панели инструментов, соответствующую выбранному типу выравнивания: По левому краю. По центру. По правому краю, или По ширине.


16.1.10. Использование горизонтальной линейки

    Горизонтальная линейка также позволяет вам установить все виды отступов, при этом вы можете визуально оценивать изменения, вносимые в документ. В этом случае вам достаточно перетащить соответствующие маркеры на требуемые места, что существенно экономит время по сравнению с использованием окна диалога "Абзац". Однако в окне диалога вы можете устанавливать точные значения, а на линейке маркеры можно позиционировать с шагом 0,25 см.
    На левом и правом концах линейки расположены треугольные маркеры, названные маркерами отступов, Их перемещение осуществляется с помощью мыши.
    Для установки отступа выделенного абзаца или фрагмента текста с помощью горизонтальной линейки, используя мышь, переместите маркеры отступа, руководствуясь следующими правилами:
       
Левыйнижниймаркер -левая граница абзаца;
       
Левыйверхниймаркер - отступ для первой строки абзаца, то есть "красная строка";
       
Правыймаркер - правая граница абзаца. Для синхронного перемещения левых верхнего и нижнего маркеров используйте квадрат, примыкающий к нижнему треугольнику.

16.1.11. Интервалы

    Установка межстрочного интервала в документах и печатных изданиях имеет большое значение. Конечно, чем компактней строки и абзацы расположены на странице, тем лучше с точки зрения экономии. Но в большинстве случаев в качестве межстрочного интервала устанавливается величина, равная 120% размера шрифта. Например, если установлен шрифт 10 пт, то межстрочный интервал автоматически будет равен 12 пт.

16.1.12. Установка расстояния перед абзацем и после него

    При работе с текстом можно долгое время обходить проблему установки интервала до и после абзаца. Для этого вам достаточно просто нажатием клавиш Enter вставить дополнительную строку. В ряде случаев (например, при подготовке места для вставки графических объектов, формул и т.д.) это достаточно удобно, в других (например, при оформлении заголовков) - нет. Тогда вам придется прибегнуть к установке интервалов перед и после абзаца. Для установки интервала до и после абзаца выполните следующие действия:
        - выберите команду Формат=Абзац;
        - в окне диалога "Абзац" удостоверьтесь в том, что вы находитесь на вкладке "Отступы и интервалы";
        - установите требуемые значения для интервалов в полях
Вперед и После. Вы можете ввести требуемые значения в поля или воспользоваться кнопками, расположенными в правой части полей. По умолчанию значения интервалов указываются в пунктах (пт). Нажатие кнопок приводит к изменению значений на 6 пт.
    Если при установке интервалов вы предпочитаете использовать единицы измерения, отличные от пунктов, введите в соответствующее поле значение вместе с сокращенным названием единицы измерения. В Word приняты следующие единицы измерения: