ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2020
Просмотров: 4624
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.3. Информация и вычислительные машины
1.4. Новые информационные технологии
2.2. Что такое компьютерные системы
2.2.1. Почему используются компьютерные системы
ВКЛЮЧЕНИЕ И ВЫКЛЮЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА
ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА MS DOS ДЛЯ ПЭВМ
5.1 .Операционная система и ее назначение
5.2. Основные понятия и обозначения
5.2.2. Групповое обозначение файлов
5.2.5. Недопустимые имена файлов
5.2.6. Стандартные расширения имен файлов
5.3. Структура операционной системы MS DOS
ВНЕШНИЕ (ТРАНЗИТНЫЕ) КОМАНДЫ DOS
7.1. Вирусы и их разновидности
7.2. Испорченные и зараженные файлы
7.3. Краткая классификация компьютерных вирусов
7.4. Основные методы защиты от вирусов
8.1. Необходимость архивации файлов
8.3. Использование программы архиватор ARJ
8.3.1. Помещение файлов в архив
8.3.2. Перемещение файлов в архив
8.3.4. Просмотр оглавления архива
8.3.5. Проверка целостности архивов
8.3.6. Удаление файлов из архива
ОСНОВЫ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ WINDOWS
9.2. Основные функции системы Windows
9.4. Основные технологические принципы Windows
9.6. Окончание работы системы Windows
9.7. Справочная система Windows
9.7.1. Краткое описание и вызов
ОСНОВЫ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ WINDOWS
10.1. Основные операции с окнами
10.1.1. Изменение размеров окна
10.1.8. Запуск нескольких приложений
10.2. Средства управления работой компьютера
10.3.2. Окно Обзор (Пролистать)
10.3.3. Окна открытия и сохранения файлов
10.3.4. Стандартные элементы диалоговых окон
10.4 Создание, удаление папок и ярлыков
СТАНДАРТНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ WINDOWS
11.1. Редактор WordPad (Write)
ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР PAINT (PAINTBRUSH)
12.1. Предварительные сведения
12.13. Работа с несколькими приложениями
12.13.2. Paint и WordPad(Write)
12.13.3. Калькулятор и Блокнот
ПЕЧАТЬ ТЕКСТА В СИСТЕМЕ WINDOWS
13.2. Установка принтера по умолчанию
13.3. Печать из Windows-приложений
13.4. Работа с Диспетчером Печати
ОКНО - ПРОВОДНИК (EXPLORER) В WINDOWS
14.1. Запуск программы Проводник
14.2. Панель инструментов Проводника
14.3. Копирование, перемещение файлов и каталогов
14.4. Удаление и восстановление файлов, каталогов
14.5. Примеры пиктограмм, используемых для отображения структуры диска
14.8. Связь с прикладными программами
14.9. Другие операции с файлами
14.10. Запуск прикладных программ
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕДАКТОРЕ MS WORD
15.2. Установка, запуск и окончание работы редактора Word
15.3. Знакомство с экраном Word для Windows
15.4. Создание и сохранение документов в редакторе Word
15.4.1. Создание нового документа
15.4.2. Возможности окна диалога "Открытие документа"
15.4.3. Создание пустого документа
15.4.4. Открытие существующего документа
15.4.5. Открытие файлов других форматов
15.4.8. Сохранение без переименования
15.4.9. Автоматическое сохранение документов
16.1.2. Установка основных параметров шрифта
16.1.3. Использование окна диалога "Шрифт"
16.1.5. Форматирование абзацев
16.1.6. Средства форматирования абзаца
16.1.7. Команда Абзац из меню Формат или контекстного меню
16.1.8. Средства панели инструментов "Форматирование"
16.1.10. Использование горизонтальной линейки
16.1.12. Установка расстояния перед абзацем и после него
16.1.13. Установка межстрочного интервала
17.2. Строка математических символов
СОЗДАНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ ТАБЛИЦ
18.1.1. Отображение и укрытие линий сетки
18.1.4. Перемещение и копирование ячеек
18.1.5. Изменение ширины столбцов
18.1.6. Управление строками таблицы
18.1.7. Вставка и удаление ячеек, строк и столбцов
18.1.8. Создание заголовков таблиц. Объединение и разбиение ячеек
18.1.10. Форматирование таблиц
18.1.11. Использование команды Таблица=Автоформат
18.1.14. Нумерация строк и столбцов
19.1. Принципы размещения графики
19.2. Создание рисунков в Word
19.3. Инструменты графического редактора
19.4. Обрамление, заливка и заполнение узором
19.6. Образование групп элементов
19.8. Перемещение геометрических элементов
19.9. Масштабирование геометрических элементов
19.10. Копирование и удаление геометрических элементов
19.11. Расположение геометрических элементов на переднем или заднем плане
19.12. Поворот геометрических элементов
19.13. Редактирование фигур произвольной формы
19.14. Основные возможности при работе с рисунками
19.15. Позиционирование рисунка
19.18. Импорт текстовых файлов
19.19. Перенос файлов из других программ текстовой обработки
19.20. Преобразование файла из формата редакторов MS-DOS
19.21. Сохранение преобразованного файла
19.22. Обратное преобразование документа
19.24. Импорт графических объектов
19.29. Вставка и копирование рисунков
19.30. Вставка рисунков из Microsoft ClipArt
19.31. Вставка рисунков в кадр или текстовое окно
ПЕЧАТЬ ДОКУМЕНТА В РЕДАКТОРЕ MS WORD
20.1. Предварительный просмотр перед печатью
20.2. Режим просмотра разметки страницы
20.3. Режим предварительного просмотра
20.7. Печать документа вместе со вспомогательной информацией
20.8. Печать дополнительной информации о документе
20.9. Дополнительные опции печати
20.11. Печать страниц в обратном порядке
21.1. Общие сведения о программе Excel
21.4.4. Изменение ширины столбцов и высоты строк
21.4.5. Редактирование содержимого ячейки
21.5. Операции со строками, столбцами, блоками
ФОРМАТЫ ЧИСЕЛ, ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ, ВЫВОД НА ПЕЧАТЬ В MS EXCEL
23.1.1. Разблокировка (блокировка) ячеек.
23.4. Печать таблицы на экране и принтере
ГРАФИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ MS EXCEL
24.2. Изменение размеров диаграммы
24.3. Изменение типа диаграммы
24.4. Построение и редактирование объемной круговой диаграммы
24.5.1. Изменение размеров и перемещение элементов диаграммы
24.5.3. Изменение цвета секторов на "узоры"
24.5.4. Форматирование легенды
24.5.5. Изменение размера области диаграммы
24.5.6. Подготовка диаграммы к печати
24.6. Построение графиков функций
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТАБЛИЦЫ EXCEL ДЛЯ ЧИСЛЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
РАБОТА В EXCEL КАК С БАЗОЙ ДАННЫХ
26.1. Сортировка и фильтрация данных
26.1.1. Основные понятия баз данных
РАБОЧАЯ КНИГА EXCEL. СВЯЗЬ ТАБЛИЦ
27.3. Работа с несколькими окнами
28.1. Зачем объединяют компьютеры в сеть
28.7. Интеграция локальных и глобальных сетей
29.1. Немного истории и статистики
30.7. Уплотнение и архивирование файлов
30.8. Кодирование двоичных файлов
30.9. Деление больших файлов на части
30.10. Почтовый файловый сервер
Контрольные вопросы
1.
Какие стандартные программы в системе
Windows Вы знаете?
2. С какой программой
Вы были знакомы ранее?
3. Для чего
служат стандартные программы?
ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР PAINT (PAINTBRUSH)
12.1. Предварительные сведения
Графический
редактор
- специализированная программа,
предназначенная для создания и
редактирования графических изображений.
Различают два типа графических редакторов:
точечные
(растровые)
и векторные.
В точечных графических редакторах
изображение - это мозаика из точек,
называемых пикселями, каждая из которых
окрашена в свой цвет.
Paint
(Paintbrush) - простой точечный графический
редактор, входящий в стандартную поставку
систем Windows95 (Windows 3.х). Paint по своим
возможностям уступает профессиональным
графическим редакторам, однако он
позволяет создавать достаточно сложные,
привлекательные, цветные и черно-белые
рисунки, схемы и чертежи. Он прост в
освоении, поддерживает наиболее
распространенные графические форматы
файлов, имеет стандартный для любого
редактора набор инструментов для
рисования и редактирования.
12.2. Окно программы
Для
запуска редактора ( в Windows 3.х) выберите
в группе "Реквизиты"
значок "Paintbrush".
В системе Windows 95 редактор
загружается командой
Пуск=Программы=Стандартные=Раint.
На экране появится окно программы,
которое кроме привычных элементов
(рабочей области, строки меню, строки
заголовка) имеет ряд новых. Вдоль левой
границы окна расположена панельинструментов,
на которой Вы можете увидеть значки
всех инструментов, которые имеются в
Paint . Для выбора инструмента достаточно
щелкнуть на соответствующем значке,
после чего он выделяется цветом.
Вдоль нижней границы окна расположена
палитрацветов.
В Paint одновременно можно рисовать двумя
цветами: цветом переднего плана (в
дальнейшем для краткости будем называть
его основным)
и цветом фона (в дальнейшем будем называть
его фоновым).
В левой части палитры находятся два
прямоугольника, один из которых наложен
на другой. Цвета, которые имеют эти
прямоугольники, как раз и отражают
выбранные основной верхний (внутренний)
прямоугольник и фоновый нижний (внешний)
прямоугольник цвета. Цвета в любой
момент могут быть изменены. Для этого
нужно щелкнуть на новом цвете в палитре
левой кнопкой для изменения основного
цвета и правой кнопкой для изменения
фонового цвета. Под панелью инструментов
редактора Paint (Paintbrush) находится специальное
окно толщинылиний.
Выбранной толщиной линий будут рисоваться
прямые линии, дуги, контуры овалов и
прямоугольников. Кроме того, пропорционально
выбранной толщине изменяются:
- ширина струи аэрозольного баллончика;
- размер
ластика;
-
размер кисти.
Рабочая
область
- участок экрана, на котором расположено
графическое изображение. Если картинка
имеет большие размеры, чем рабочая
область, то по краям появляются линейки
прокрутки, которые как Вы знаете, позволят
просмотреть любую часть изображения.
Если картинка меньших, чем рабочая
область, размеров, то она отображается
в верхнем левом углу в черной рамке.
12.3. Привычные инструменты
Прежде
чем Вы приступите к практическому
освоению инструментов Paint (Paintbrush),
запомните, что в редакторе имеется
возможность отменить последнее
выполненное действие. Применяется
операция отмены достаточно часто,
особенно на первых шагах. Для этого
нужно выбрать в меню команду Правка
(Редактирование)=Отменить
{Сtr1+Z}.
Панель инструментов
содержит инструменты, для которых
имеются аналоги в наборе инструментов
обычного художника. В первую очередь
это инструмент Кисть,
рисование которым очень похоже на
рисование кистью или карандашом. После
выбора инструмента стандартный указатель
"мыши" превращается в кисть. Нажав
левую кнопку и не отпуская ее. Вы можете
водить указателем по экрану. Указатель
оставляет след, цвет которого совпадает
с установленным в данный момент основным
цветом.
Следующий инструмент-
Аэрозольныйбаллончик.
После выбора инструмента указатель
превращается в перекрестие. Если Вы
нажмете левую кнопку и будете водить
указателем по экрану, за ним будет
оставаться след, аналогичный следу
распыляемой краски. Цвет следа - выбранный
основной цвет.
На панели
имеются два типа ластика
(для редактора Paintbrush, редактор Paint имеет
один ластик), которые в отличие от обычных
ластиков, стирают определенным цветом.
Первый ластик служит для того, чтобы
стирать все изображение фоновым цветом.
Второй ластик служит для того, чтобы
можно было перекрасить все фрагменты,
нарисованные основным цветом, в фоновый
цвет.
Выбрав ластик первого
типа и установив нужный фоновый цвет,
можно водить по экрану указателем,
изменившим свой вид на квадрат, в
результате чего изображение будет
перекрашиваться в фоновый цвет. Двойной
щелчок на этом инструменте позволит
сразу перекрасить всю картинку в фоновый
цвет.
Выбрав ластик второго
типа и установив нужные основной и
фоновый цвета, можно водить по экрану
указателем в форме квадрата, в результате
чего фрагменты, окрашенные в основной
цвет, будут перекрашиваться в фоновый
цвет. Двойной щелчок на этом инструменте
позволит сразу заменить на рисунке один
цвет на другой (все, что было закрашено
основным цветом, станет закрашено
фоновым).
12.4. Линии и дуги
С
помощью инструментов редактора Paint
(Paintbrush) Вы можете чертить прямые линии
и дуги заданной толщины. Для того, чтобы
начертить прямую линию основным цветом,
нужно:
-
установить толщину линии и выбрать
инструмент Прямая
линия;
- установить
указатель в начальную точку, нажать
левую кнопку;
- удерживая кнопку, переместить указатель
в конечную точку;
- отпустить кнопку.
На
экране появится прямая линия основного
цвета заданной толщины.
Если Вы хотите чертить вертикальные
или горизонтальные линии, то одновременно
с левой кнопкой нажмите клавишу Shift.
Для того, чтобы нарисовать
дугу нужной формы. Вам придется немного
потренироваться. Перед тем, как рисовать
дугу, установите нужную толщину линии,
затем выберите инструмент Дуга. Далее
Вы должны:
-
провести прямую линию так, как это было
описано выше (концы прямой линии должны
совпадать с концами будущей дуги);
- установить
указатель в определенное место прямой
линии, нажать левую кнопку и, удерживая
ее, перемещать указатель до тех пор,
пока контур образованной при этом дуги
не будет вас устраивать;
- отпустить кнопку.
На
экране появится дуга основного цвета
заданной толщины. Если дуга получилась
слишком плавная, у Вас есть возможность
повторить операцию и изменить получившийся
в первый раз контур дуги.
12.5. Геометрические фигуры
В
редакторе Paint (Paintbrush) имеются специальные
инструменты для рисования прямоугольников,
овалов и многоугольников. Контуры всех
фигур рисуются основным цветом и линиями
заданной в данный момент толщины. Все
фигуры могут быть полые или залитые
внутри цветом. Цвет заливки совпадает
с фоновым цветом. На панели инструментов
имеются следующие значки:
- рисование полого прямоугольника;
- рисование
закрашенного прямоугольника;
- рисование полого прямоугольника с
закругленными краями;
- рисование закрашенного прямоугольника
с закругленными краями;
- рисование полого овала;
- рисование закрашенного овала;
- рисование полого многоугольника;
- рисование
закрашенного многоугольника.
Все фигуры, кроме двух последних, рисуются
по общей схеме. Например, для рисования
полого прямоугольника нужно установить
нужный основной цвет, толщину линии:
- выбрать
инструмент Полый
прямоугольник;
- установить
указатель в точку привязки (обычно это
левый верхний угол);
- нажать левую кнопку и, удерживая ее,
раздвинуть контурную рамку будущего
прямоугольника до нужной формы;
- отпустить кнопку.
Многоугольники рисуются по другой
схеме. После выбора цветов, толщины
линии инструмента нужно: - установить
указатель в одну из вершин будущего
многоугольника и провести первую сторону
так, как это было описано ранее для
прямой линии:
- перемещать указатель последовательно
во все вершины будущего многоугольника
и щелкать в каждой (после каждого щелчка
данная вершина будет соединяться с
предыдущей);
- в последней вершине щелкнуть дважды,
после чего она соединится с первой
вершиной.
12.6. Заливка
Редактор Paint (Paintbrush) предоставляет пользователю возможность заливать замкнутые области основным цветом. Для этого нужно выбрать инструмент Валик. Указатель превратится в валик, подобный тем, которые используют в своей работе маляры. Заливка замкнутой области осуществляется просто: указатель перемещается в любую ее точку, затем выполняется щелчок. Указанная область перекрашивается в основной цвет. Выполняя заливку следите за тем, чтобы в границе замкнутой области не было разрывов. Даже разрыва в один пиксель достаточно, чтобы заливка распространилась за пределы области.
12.7. Режим Микроскоп
При
создании красивых картинок, чертежей
или схем важно, чтобы на них не было
"мусора" - лишних точек. Достаточно
одной точки, окрашенной в посторонний
цвет, чтобы впечатление от изображения
было испорчено. В обычном режиме рисования
попасть указателем в определенную точку
достаточно сложно. Для этого во многих
редакторах используется специальный
режим рисования, называемый режим
Микроскопа.
В таком режиме увеличиваются в несколько
раз размеры каждой точки, зато
пропорционально суживается обзор
картинки. На экране помещается лишь
небольшая часть картинки, зато в таком
режиме попасть в нужную точку не
представляет труда. Для того, чтобы
установить в редакторе Paint (Paintbrush) режим
Микроскоп, нужно выбрать в меню команду
Просмотр=Приблизить{Сtгl+G}.
После этого указатель примет форму
прямоугольной рамки, которую можно
перемещать по изображению. В этот контур
помещается та часть картинки, которая
будет далее выведена на экран в увеличенном
виде. Выбрав нужную часть картинки и
щелкнув. Вы увидите ее на экране,
увеличенную в несколько раз (некоторые
графические редакторы позволяют
регулировать масштаб). В левом верхнем
углу в натуральную величину отображается
увеличенный фрагмент, на котором также
можно следить за процессом рисования.
В редакторе Paint (Paintbrush) в режиме Микроскоп
доступны только два инструмента: Кисть
и Валик.
Кисть работает так, как было
описано выше. При этом, рисовать можно
двумя цветами: основным - левой кнопкой
и фоновым -правой кнопкой. Валик работает
тоже по описанной выше схеме. Отличие
заключается в том, что заливка
распространяется только на видимую
часть замкнутой области. Остальные
инструменты в режиме Микроскоп недоступны.
При помощи линеек прокрутки, которые
появляются вдоль правой и нижней границы
увеличенной области, можно просмотреть
в увеличенном виде любую часть картинки.
Для того, чтобы вернуться в обычный
режим, нужно выбрать команду
Просмотр=Отодвинуть
{Сtrl+J}.
12.8. Ввод текста
Буквы
и цифры, а также специальные символы
при желании могут 1 быть нарисованы в
Paint (Paintbrush) от руки, при помощи кисти и
заливки. Занятие это трудоемкое, поэтому
в редакторе имеется специальная
возможность вставлять в изображение
текстовые фрагменты. Для этого выбирается
инструмент Текст.
Указатель по форме
становится похож на курсор ввода, с
которым Вы уже встречались в простейших
текстовых редакторах. Для того, чтобы
начать ввод текста, нужно установить
указатель в нужное место на картинке и
щелкнуть. На экране появится мигающий
курсор ввода, означающий, что можно
начинать ввод текстового фрагмента.
Вводится текст основным цветом. При
помощи клавиши Backspace можно удалять j
введенные символы и затем вводить новые.
Для перехода на новую строку нужно
нажать клавишу Enter. Прекращается ввод
текстовой информации после того, как
Вы щелкните в любом месте картинки.
Возможно, Вас не устраивает шрифт,
которым выводится на картинку Ваш текст,
его размеры или стиль. Все это можно
корректировать с помощью команд меню
Текст,
не прекращая режима ввода (то есть, до
щелчка). Выбирая соответствующие команды
меню Текст
можно сделать шрифт наклонным, полужирным,
подчеркнутым, контурным или оттененным.
Выбрав команду Текст=Шрифты...,
в диалоговом окне Вы сможете выбрать
любой из установленных в системе Windows
шрифтов, задать его размеры и стиль.
Изменения, произведенные Вами при помощи
команд меню Текст, сразу же отображаются
на экране. Не прекращая процесс ввода.
Помните!
Все изменения в тексте можно проводить
пока Вы находитесь в режиме ввода. Как
только Вы щелкните "мышью" в любом
месте рабочего поля, то текст станет
рисованным объектом.
12.9. Работа с фрагментами
Достаточно
часто приходится рисовать картинки, на
которых некоторые детали изображения
встречаются в разных местах. В редакторе
Paint имеются инструменты, которые позволяют
выделить фрагмент изображения. Выделенный
фрагмент затем может быть перенесен
или скопирован на новое место, помещен
в буфер обмена и впоследствии вставлен
в другую картинку. Для выделения
фрагментов на панели инструментов
имеются Прямоугольные
и Фигурные
ножницы.
Выделение фрагмента при помощи
Прямоугольныхножниц
напоминает рисование прямоугольника.
Выделение фрагмента при помощи
Фигурныхножниц
напоминает рисование Кистью (выделяемую
область нужно обвести произвольной
кривой линией). Выделенный фрагмент
ограничен на экране пунктирной линией.
Выделенный фрагмент можно перенести
на новое место, для чего: подведите
указатель в любую точку выделенного
фрагмента и нажмите кнопку, удерживая
кнопку, переместите фрагмент на новое
место и отпустите кнопку.
Место, где был выделенный фрагмент
первоначально, окрашено в фоновый цвет.
Фрагмент может быть скопирован на новое
место (напомним, что при этом фрагмент
останется и на старом месте). Операция
копирования выполняется точно также,
как и перемещение, только одновременно
с кнопкой "мыши", как и в остальных
приложениях Windows, нажимается и отпускается
клавиша Ctrl.
При перемещении
фрагмента по экрану он может оставлять
за собой след, если одновременно с
кнопкой мыши будет нажата клавиша Shift.
Выделенный фрагмент может быть скопирован
или вырезан в буфер обмена при помощи
соответствующих команд меню Редактирование.
После этого в том же меню становится
доступной команда Вставить.
После выбора этой команды помещенный
в буфер фрагмент появится в левом верхнем
углу текущей картинки. С ним, как с любым
выделенным фрагментом, можно выполнять
все описанные выше действия. После
копирования фрагмента на новое место,
выделение его не снимается. Это позволяет
сделать любое количество копий выделенного
фрагмента на картинке (размножить его).
Выделенный фрагмент может
быть на месте подвергнут следующим
преобразованиям: поворот по горизонтали
(команда Преобразования=Повернуть
по Горизонтали);
поворот по вертикали (команда
Преобразования=Повернуть
по Вертикали),
замена всех цветов на инверсные цвета
(команда Преобразования=Инвертировать).
Для выделенного фрагмента можно получить
масштабированную копию (команда
Преобразования=Сжать+Растянуть),
или копию с масоном (команда
Преобразования=Наклонить).