ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2020
Просмотров: 4619
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.3. Информация и вычислительные машины
1.4. Новые информационные технологии
2.2. Что такое компьютерные системы
2.2.1. Почему используются компьютерные системы
ВКЛЮЧЕНИЕ И ВЫКЛЮЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА
ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА MS DOS ДЛЯ ПЭВМ
5.1 .Операционная система и ее назначение
5.2. Основные понятия и обозначения
5.2.2. Групповое обозначение файлов
5.2.5. Недопустимые имена файлов
5.2.6. Стандартные расширения имен файлов
5.3. Структура операционной системы MS DOS
ВНЕШНИЕ (ТРАНЗИТНЫЕ) КОМАНДЫ DOS
7.1. Вирусы и их разновидности
7.2. Испорченные и зараженные файлы
7.3. Краткая классификация компьютерных вирусов
7.4. Основные методы защиты от вирусов
8.1. Необходимость архивации файлов
8.3. Использование программы архиватор ARJ
8.3.1. Помещение файлов в архив
8.3.2. Перемещение файлов в архив
8.3.4. Просмотр оглавления архива
8.3.5. Проверка целостности архивов
8.3.6. Удаление файлов из архива
ОСНОВЫ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ WINDOWS
9.2. Основные функции системы Windows
9.4. Основные технологические принципы Windows
9.6. Окончание работы системы Windows
9.7. Справочная система Windows
9.7.1. Краткое описание и вызов
ОСНОВЫ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ WINDOWS
10.1. Основные операции с окнами
10.1.1. Изменение размеров окна
10.1.8. Запуск нескольких приложений
10.2. Средства управления работой компьютера
10.3.2. Окно Обзор (Пролистать)
10.3.3. Окна открытия и сохранения файлов
10.3.4. Стандартные элементы диалоговых окон
10.4 Создание, удаление папок и ярлыков
СТАНДАРТНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ WINDOWS
11.1. Редактор WordPad (Write)
ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР PAINT (PAINTBRUSH)
12.1. Предварительные сведения
12.13. Работа с несколькими приложениями
12.13.2. Paint и WordPad(Write)
12.13.3. Калькулятор и Блокнот
ПЕЧАТЬ ТЕКСТА В СИСТЕМЕ WINDOWS
13.2. Установка принтера по умолчанию
13.3. Печать из Windows-приложений
13.4. Работа с Диспетчером Печати
ОКНО - ПРОВОДНИК (EXPLORER) В WINDOWS
14.1. Запуск программы Проводник
14.2. Панель инструментов Проводника
14.3. Копирование, перемещение файлов и каталогов
14.4. Удаление и восстановление файлов, каталогов
14.5. Примеры пиктограмм, используемых для отображения структуры диска
14.8. Связь с прикладными программами
14.9. Другие операции с файлами
14.10. Запуск прикладных программ
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕДАКТОРЕ MS WORD
15.2. Установка, запуск и окончание работы редактора Word
15.3. Знакомство с экраном Word для Windows
15.4. Создание и сохранение документов в редакторе Word
15.4.1. Создание нового документа
15.4.2. Возможности окна диалога "Открытие документа"
15.4.3. Создание пустого документа
15.4.4. Открытие существующего документа
15.4.5. Открытие файлов других форматов
15.4.8. Сохранение без переименования
15.4.9. Автоматическое сохранение документов
16.1.2. Установка основных параметров шрифта
16.1.3. Использование окна диалога "Шрифт"
16.1.5. Форматирование абзацев
16.1.6. Средства форматирования абзаца
16.1.7. Команда Абзац из меню Формат или контекстного меню
16.1.8. Средства панели инструментов "Форматирование"
16.1.10. Использование горизонтальной линейки
16.1.12. Установка расстояния перед абзацем и после него
16.1.13. Установка межстрочного интервала
17.2. Строка математических символов
СОЗДАНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ ТАБЛИЦ
18.1.1. Отображение и укрытие линий сетки
18.1.4. Перемещение и копирование ячеек
18.1.5. Изменение ширины столбцов
18.1.6. Управление строками таблицы
18.1.7. Вставка и удаление ячеек, строк и столбцов
18.1.8. Создание заголовков таблиц. Объединение и разбиение ячеек
18.1.10. Форматирование таблиц
18.1.11. Использование команды Таблица=Автоформат
18.1.14. Нумерация строк и столбцов
19.1. Принципы размещения графики
19.2. Создание рисунков в Word
19.3. Инструменты графического редактора
19.4. Обрамление, заливка и заполнение узором
19.6. Образование групп элементов
19.8. Перемещение геометрических элементов
19.9. Масштабирование геометрических элементов
19.10. Копирование и удаление геометрических элементов
19.11. Расположение геометрических элементов на переднем или заднем плане
19.12. Поворот геометрических элементов
19.13. Редактирование фигур произвольной формы
19.14. Основные возможности при работе с рисунками
19.15. Позиционирование рисунка
19.18. Импорт текстовых файлов
19.19. Перенос файлов из других программ текстовой обработки
19.20. Преобразование файла из формата редакторов MS-DOS
19.21. Сохранение преобразованного файла
19.22. Обратное преобразование документа
19.24. Импорт графических объектов
19.29. Вставка и копирование рисунков
19.30. Вставка рисунков из Microsoft ClipArt
19.31. Вставка рисунков в кадр или текстовое окно
ПЕЧАТЬ ДОКУМЕНТА В РЕДАКТОРЕ MS WORD
20.1. Предварительный просмотр перед печатью
20.2. Режим просмотра разметки страницы
20.3. Режим предварительного просмотра
20.7. Печать документа вместе со вспомогательной информацией
20.8. Печать дополнительной информации о документе
20.9. Дополнительные опции печати
20.11. Печать страниц в обратном порядке
21.1. Общие сведения о программе Excel
21.4.4. Изменение ширины столбцов и высоты строк
21.4.5. Редактирование содержимого ячейки
21.5. Операции со строками, столбцами, блоками
ФОРМАТЫ ЧИСЕЛ, ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ, ВЫВОД НА ПЕЧАТЬ В MS EXCEL
23.1.1. Разблокировка (блокировка) ячеек.
23.4. Печать таблицы на экране и принтере
ГРАФИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ MS EXCEL
24.2. Изменение размеров диаграммы
24.3. Изменение типа диаграммы
24.4. Построение и редактирование объемной круговой диаграммы
24.5.1. Изменение размеров и перемещение элементов диаграммы
24.5.3. Изменение цвета секторов на "узоры"
24.5.4. Форматирование легенды
24.5.5. Изменение размера области диаграммы
24.5.6. Подготовка диаграммы к печати
24.6. Построение графиков функций
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТАБЛИЦЫ EXCEL ДЛЯ ЧИСЛЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
РАБОТА В EXCEL КАК С БАЗОЙ ДАННЫХ
26.1. Сортировка и фильтрация данных
26.1.1. Основные понятия баз данных
РАБОЧАЯ КНИГА EXCEL. СВЯЗЬ ТАБЛИЦ
27.3. Работа с несколькими окнами
28.1. Зачем объединяют компьютеры в сеть
28.7. Интеграция локальных и глобальных сетей
29.1. Немного истории и статистики
30.7. Уплотнение и архивирование файлов
30.8. Кодирование двоичных файлов
30.9. Деление больших файлов на части
30.10. Почтовый файловый сервер
Значки,
ярлыки, папки
Значок
(Icon)
- это небольшое графическое изображение
с краткой надписью, которое представляет
на экране дисплея некоторую программу,
окно, функцию, файл и т.п. Значок
соответствует некоторому окну и может
быть в него развернут.
Значки условно
можно разделить на три основные группы:
Значки приложений; Значки групп; Значки
функций. При рассмотрении работы в
системе Windows мы более подробно остановимся
на каждом из них.
Ярлык
(shortcut)
- это командный файл, с помощью которого
можно осуществить доступ к какому-либо
объекту. Например, можно отобразить
содержимое каталога, сетевого диска,
можно быстро запустить программу,
находящуюся в другом каталоге, открыть
файл и т.п. При этом сами объекты (файлы,
каталоги и т.п.) остаются без изменения
на своих местах. А доступ к ним
обеспечивается с помощью информации,
сохраненной в файле Shortcut. Например, если
на рабочем столе размещен сам файл
(каталог), то после команды его удаления
он будет "стерт" с диска. Если же
Вы удаляете с рабочего стола значок
Shortcut, то исходные файлы (для доступа к
которым он использовался) останутся
незатронутыми. В системе Windows 3.х роль
ярлыка исполняли значки программных
элементов.
Папка
(folder)
существует для обозначения как каталогов
(в привычном понимании), так и групп
программ (Windows 3.1). Смысл этого в том, что
как каталог, так и группа программ
являются некоего рода контейнером,
предназначенным для размещения объектов
определенного типа. Каталог - это
контейнер для файлов, программная группа
- для отдельных программ и т.п. Естественно,
что подобные контейнеры для объектов
могут быть совершенно различного типа.
Но операции с ними могут быть однотипны
(например, удаление, копирование и т.п.).
Графический
указатель "Мышь"
В среде WINDOWS можно работать
с использованием клавиатуры, но наибольший
эффект достигается с использованием
графического указателя "мышь" или
их комбинаций. Перемещение "мыши"
по стол)' приводит к соответствующим
перемещениям указателя "мыши" на
экране. Указатель может менять свое
изображение, что, как правило, означает
возможность выполнить в данной области
экрана некоторое действие (например,
при перемещении указателя на границу
изменяемого окна).
"Мыши"
бывают двух- и трехкнопочные. В работе,
в основном, используется левая кнопка,
реже - правая. Средняя кнопка, если она
есть, используется лишь в некоторых
приложениях Windows.
Первая и основная
операция с "мышью" - движение
указателя (Point) по экрану. Это подготовительная
операция, которая сама по себе не вызывает
никаких действий.
Следующая
операция - щелчок
(Click). Операция выполняется после того,
как указатель подведен к нужному
элементу, например. Значку программного
элемента. Щелчок - это одинарное
кратковременное нажатие кнопки "мыши".
Как мы уже сказали, в основном используется
левая кнопка, и в дальнейшем, если это
не оговорено особо, всегда будет иметься
в виду щелчок, выполняемый именно левой
кнопкой. Как правило, щелчок применяется
для выделения объектов, активизации
окон и т.п.
Более сложная
операция - двойнойщелчок
(Dоblе-click). Она также выполняется после
того, как указатель подведен к нужному
элементу, и заключается в быстром двойном
нажатии кнопки "мыши". Это достаточно
сложная операция, редко кому удающаяся
с первого раза. Дело в том, что между
двумя нажатиями кнопки (говорят, между
двумя щелчками) должно пройти очень
мало времени - десятые доли секунды.
Если времени пройдет чуть больше, система
воспримет это как два одинарных щелчка.
Если произведен двойной щелчок, то
система сразу начинает выполнять
действия, связанные с выбранным объектом
( действия по умолчании)").
Следующая операция - перемещение
(Drag&Drop) Она используется для переноса
окон и значков, для изменения вертикальных
и горизонтальных размеров окна.
Выполняется перемещение следующим
образом. Сначала, как и в предыдущих
случаях, указатель подводится к нужному
элементу, затем нажимается кнопка "мыши"
и, удерживая ее, указатель перемещается
на новое место. Фиксируется новое
положение после того, как кнопка
отпускается.
Перечисленные
операции с "мышью" практически в
полном объеме позволяют управлять
системой Windows.
Буфер
обмена
На время своей работы
оболочка Windows выделяет специальную
область памяти - буфер обмена (Clipboard),
который используется для пересылки
данных между приложениями и документами.
Роль. данных могут играть фрагмент
текста, рисунок, таблица и т.п. Применение
буфера обмена является наиболее простым
средством обмена данными между
программами.
9.4. Основные технологические принципы Windows
Перечислим
некоторые технологические принципы
среды Windows, которые не имеют аналогов в
технологии DOS.
Стандартный
интерфейс
пользователя. Приложения, написанные
под MS-DOS, имели собственный интерфейс -
систему меню (горизонтальных, ниспадающих,
всплывающих, иерархических), способы
диалога (ввод данных, выбор вариантов)
и т. п. Такой подход приводил к необходимости
переучиваться Пользователю при переходе
к новому программному продукту. Правда,
программные продукты крупных фирм имели
элементы стандартизации (например,
стандартный способ выбора пункта меню),
однако в целом уровень беспорядка
сохранялся высоким. Система Windows, а так
же приложения написанные под Windows, имеют
единый интерфейс. Это позволяет довольно
быстро и спокойно адаптироваться при
переходе к новым программным продуктам.
Более того, любое действие
в системе Windows может быть выполнено
несколькими способами, и пользователь
сам выбирает тот набор действий, который
ему более всего подходит.
Принцип
"Point-and-Click"
(Указать и щелкнуть). Этот принцип
означает, что для выполнения очень
многих операций в графической 3 технологии
мы можем просто переместить указатель
мыши на ; элемент экрана и щелкнуть левой
или правой кнопкой. Этим способом можно
сделать следующее:
- свернуть, развернуть и восстановить
окно приложения или документа;
- выбрать пункт из горизонтального меню;
- выбрать
команду из ниспадающего меню;
- выбрать команду на панели инструментов;
- выделить
строку в списке;
- нажать командную кнопку;
- изменить значение переключателя;
- изменить
положение курсора для ввода текстовой
информации;
- включить поле выбора и многое-многое
другое.
Принцип "Select"
(Выделить). Когда мы работаем над
документом в окне приложения, нам часто
приходится выполнять какие-либо операции
с фрагментами документа (участками
текста. рисунками, таблицами). В числе
этих операций - копирование, перемещение,
далекие фрагмента, изменение шрифта,
изменение размеров, обрамление, затемнение
и т.п. Такие операции выполняются в два
шага: сначала мы должны выделить фрагмент
(т. е. сообщить программе, какой участок
документа мы имеем в виду), а затем дать
соответствующую команду (например,
удалить фрагмент или заменить его
шрифт). Фрагмент выделяют разными
способами, в зависимости от его характера
и соглашений программы. Например, участок
текста (символ, слово, строку, абзац и
т. д.) можно выделить либо мышью, либо с
помощью клавиш (Shift) и стрелок управления
курсором. Для выделения фрагмента
графического изображения, как правило,
используют "ножницы".
Если Вы
допустили ошибку при выделении, достаточно
просто щелкнуть мышью где-нибудь вне
фрагмента (а иногда и на самом фрагменте),
- выделение будет отменено.
Начинающие пользователи часто пытаются
дать команду программе, забыв предварительно
выделить объект. Какова будет реакция?
Иногда команда будет просто недоступна
(например, нельзя переслать в буфер
обмена несуществующий фрагмент); иногда
команда будет проигнорирована (например,
при попытке изменить шрифт); иногда
команда будет выполнена по умолчанию
(например, при форматировании абзаца).
Поэтому, во избежание недоразумений,
всегда придерживайтесь золотого правила:
выделение, выделение и еще раз выделение!
Принцип "Drag-and-Drop"
(Переместить и оставить). Этим методом
пользуются для копирования или перемещения
выделенного фрагмента информации,
значка, окна в нужное место экрана,
обрабатываемого документа или программы.
Например, если выделен участок картинки,
можно указать на него курсором мыши,
нажать левую или правую кнопку и,
удерживая ее, "перетащить" участок
на новое место. После отпускания кнопки
участок будет зафиксирован в новой
позиции. Если во время перетаскивания
удерживать нажатой клавишу (Сtrl), фрагмент
будет копироваться на новое место. Очень
часто приходится комбинировать
копирование и перемещение. Например,
если вы создаете на экране сложную
схему, в которой много одинаковых
элементов (скажем, прямоугольников),
целесообразно начертить один элемента
затем методом "Drag-and-Drop" в режиме
копирования размножить его. Далее, тем
же методом, но в режиме перемещения,
можно выровнять элементы на экране.
Методом "Drag-and-Drop" мы
будем выполнять следующие операции:
- перемещение
окон в нормальном варианте представления
и в варианте значков;
- перемещение и копирование выделенных
фрагментов рисунка и рабочем поле
программы графического редактора;
- перемещение
и копирование выделенного участка
текстовой информации при редактировании
документа Word;
- перемещение и копирование рисунков и
таблиц;
-
установка границ абзаца на странице с
помощью "перетаскивания" верхнего
и нижнего треугольников горизонтальной
линейки;
-
составление пользовательских панелей
инструментов из набора готовых значков
инструментов.
В современных
системах программирования методом
"Drag-and-Drop" пользуются для "сборки"
программы из набора объектов, как
собирают картинку из детских кубиков.
Принцип WYSIWYG
(что Вы видите, то и получаете). При
подготовке текстовых документов страница
текста на экране выглядит так же, как и
на бумаге после распечатки. Однако здесь
надо быть осторожным. Это связано с тем,
что система Windows, отображая на экране
символы, подчеркивает их характерные
особенности начертания, поэтому видимое
изображение буквы не всегда соответствует
тому, что будет напечатано на бумаге.
Для решения этой проблемы используют
специальные операции, которые мы
рассмотрим при изучении работы в
текстовых редакторах.
Технология OLE
- связывание и встраивание объектов
(Object Linking and Embedding OLE). Это мощное средство
интеграции программ, позволяющее
встраивать в документ одного приложения
(например, процессора Word) объекты
обработки других приложений (например,
графического редактора Paintbrush) и
редактировать эти объекты средствами
"родной" программы.
Технология DDE
-динамическое связывание объектов.
Наиболее мощное средство связи объектов,
позволяющее встраивать объекты в
документ или другое приложение, при
этом изменения объекта в приложении, в
котором оно создано, автоматически
передаются в документ или приложение,
в которое объект встроен с помощью DDE.
9.5. Запуск Windows
Операционная
система Windows 95 загружается после включения
компьютера. Система Windows 3.х, являясь
надстройкой над MS(PC) DOS, запускается
также как и обычная программа, работающая
под MS(PC) DOS из командной строки - командой
win, например: C:\win
После
начала загрузки системы Windows на экране
появится заставка "загрузка системы
Windows''. Время загрузки системы около 1-2
минут. Если после истечения данного
времени заставка все еще находится на
экране, то это значит что с системой
что-то произошло и надо обратиться к
специалисту.
После загрузки
Windows на экране появится "Рабочий стол"
с Диспечером
программ
(Windows 3.х) или строкойзапуска
(Windows 95) и значками (ярлыками).
9.6. Окончание работы системы Windows
При
работе в системе MS(PC) DOS, а также в ряде
других операционных систем, процедура
выключения очень проста. Надо просто
выключить питание компьютера. Более
того, даже если некоторые программы
работают, такое выключение компьютера,
обычно, не приводит к каким либо серьезным
проблемам.
При работе в
Windows перед выключением компьютера
необходимо произвести определенные
действия:
-
закрыть ( прекратить работу) прикладные
программы;
- выйти из Windows.
И только
после этого можно выключить питание
компьютера. Для чего это необходимо
сделать? При работе система Windows полностью
подчиняет себе ресурсы компьютера. При
этом Windows создает так называемые временные
файлы
(файлы с расширением .ТМР). Эти файлы
уничтожаются после правильного окончания
работы с Windows. Если работа завершена
неправильно, то данные файлы остаются
на диске, тем самым уменьшая дисковое
пространство. Для выхода из системы
Windows нужно произвести следующие действия:
Windows 3.х:
1. Подвести курсор
"мышки" системной кнопке Диспетчера
Программ и дважды щелкнуть, или щелчком
открыть Системное меню и выбрать опцию
"Закрыть". Windows 95 - Подвести курсор
к кнопке Пуск, щелкнуть по ней, из меню
выбрать команду "Завершение работы".
После этого появится диалоговое окно
"Завершение работы с Windows". Вызвать
диалоговое окно "Завершение работы
с Windows" можно более простым путем с
помощью нажатия комбинации клавиш
Alt+F4 комбинация клавиш Alt+F4 приводит к
закрытию любого окна (программы) в
Windows.
Windows 3.х
2.Выбрать управляющую
кнопку "OK' "мышкой".
Обратите
внимание, что в начальном положении
данная кнопка выделена прямоугольником.
Это значит, что она является кнопкой по
умолчанию, т.е. если Вы нажмете клавишу
Enter, то компьютер воспримет команду,
связанную с этой кнопкой.
Windows 95
2. Из предложенной
Вам группы переключателей выбрать
переключатель "Выключить компьютер"
и "нажать" управляющую кнопку "Да".
Для выбора одного из
действий в группе переключателей - надо
подвести курсор "мыши" к выбранной
окружности или тексту, описывающему
действие, и произвести щелчок.
3. Подождать до завершения закрытия
Windows и после этого выключить компьютер.
Если вы попытаетесь выйти из Windows,
не закрыв хотя бы одну программу, система
предупредит, что остались загруженные
приложения и предложит сначала закрыть
их.
9.7. Справочная система Windows
9.7.1. Краткое описание и вызов
Важным
элементом интерфейса в программном
обеспечении является справочная система,
которая должна содержать всю необходимую
для пользователя информацию. Мы уже
говорили, что одним их достоинств Windows
является общий подход в построении
справочных систем для всех приложений.
Разобравшись в справочной системе одной
программы, пользователь без труда сможет
получить нужную справочную информацию
в любом другом приложении.
Сама система Windows, а также все входящие
в ее состав стандартные приложения,
имеют разветвленную систему справочной
информации (в дальнейшем Справка),
которая поможет найти ответ практически
на любой вопрос по поводу ее работы.
Вызвать Справку о работе в системе
Windows можно, выполнив следующие действия:
- для Windows 3 .х - в меню Справка горизонтального
меню Диспетчера Программ выбрать команду
Содержание; для Windows 95 - из меню Пуск
выбрать команду Справка. Практически
в каждом Window's-приложении в строке меню
последним пунктом стоит слово Справка
(иногда Помощь или знак вопроса). Команды
меню Справка позволяют запускать
справочную систему, которая, содержит
описание приложения, обеспечивает
выборку, поиск и печать справочных
материалов.
Кроме этого,
в самой системе Windows и во многих Windows-
приложениях реализована еще одна
возможность получения справочной
информации - из диалоговых окон. Как
правило любое диалоговое имеет кнопку
Помощь. После выбора такой кнопки
загружается справочная система, и в
окно Справки выводится информация,
поясняющая работу данного диалогового
окна.
9.7.2. Организация Справки
Справка
системы Windows и любого Windows - гипертекстовая
справочная
система.
Справочная система, которая позволяет
получить необходимую информацию в любом
месте программы, называется
контекстно-зависимой.
Следовательно, Справка любого
Windows-приложения - это гипертекстовая
контекстно-зависимая
справочная система.
Гипертекстовая система - это система,
основанная на ключевых
словах.
Ключевое слово - это слово в разделе,
которое связано с другим разделом. При
выборе ключевого слова в окно Справки
автоматически выводится связанный с
этим словом раздел. В разделе может быть
несколько ключевых слов, каждое из
которых связано со своим разделом. Таким
образом, из одного раздела, как правило,
можно попасть в несколько других. Связь
между ключевыми словами и связанными
с ними разделами смысловая, поэтому
пользователь обычно приложения - это
хорошо представляет, какая именно
информация появится в окне Справки,
когда он выбирает то или иное ключевое
слово. В качестве ключевых слов могут
использоваться словосочетания или
целые предложения. Встречаются в
справочных системах и картинки, которые
также могут использоваться как ключевые
слова (выбирая "мышкой" картинку
или определенный ее фрагмент, можно
попасть в связанный с этой картинкой
раздел Справки).Ключевые слова, по
которым в Справке происходит переход
на другой раздел, выделены в тексте.
В Справке есть еще один
тип ключевых слов - слова или словосочетания,
с которыми связана дополнительная
справочная информация. При выборе таких
слов перехода к другому разделу не
происходит, но зато на экране, поверх
окна Справки, появляется так называемое
всплывающееокно
с дополнительной информацией, поясняющей
выбранное ключевое слово. Это окно
находится на экране до тех пор, пока не
будет нажата любая кнопка "мыши"
или клавиша клавиатуры. Ключевые слова,
связанные с всплывающими окнами, также
выделены в тексте. Рассмотрим работу
Справочной системы Windows на примере
справки о работе Windows 95. Для этого запустим
ее.
9.7.3. Работа со Справкой
Главное
окно справочной системы содержит три
вкладки "Содержание",
Предметный
указатель",
"Поиск".
Для того, чтобы выбрать нужный раздел,
надо щелкнуть "мышью" по названию
соответствующей вкладки.
Вкладка "Содержание" является
первой вкладкой главного окна справочной
системы. В ней реализован традиционный
подход к получению справочной информации.
В ней приведен перечень разделов, по
которым может быть предоставлена
справка. Перед названием каждого раздела
имеется пиктограмма в виде закрытой
книги. Для того, чтобы получить информацию
из интересующего раздела, необходимо
выделить данный раздел (например, с
помощью "мышки") и нажать клавишу
Enter или сделать двойной щелчок "мышкой"
по значку. Разделы могут содержать в
себе подразделы и темы. Теме соответствует
значок со знаком вопроса. Открытие темы
производится аналогично открытию
раздела. При активизации вкладыша
"Предметный указатель” в диалоговом
окне справочной системы Windows мы видим
два окна. Первое окно - введите первые
буквы нужного слова. Данное поле
предназначено для ввода ключевого
слова. Второе окно - окно выбора термина
или фразы. В нем в алфавитном порядке
находится список ключевых слов.
По мере ввода букв в поле ввода в окне
просмотра появятся разделы, первые
буквы названий которых совпадают с уже
введенными в поле ввода. Для активизации
поля ввода необходимо подвести курсор
"мыши" в область поля и когда
указатель "мыши" примет вид
вертикальной черточки, сделать щелчок
"мышью". В поле ввода появится
мигающий курсор. Это означает, что мы
можем вводить текстовую информацию.
Как только Вы встретите
в диалоговым окнах прямоугольник, это
значит, что в него должна вводиться
текстовая информация.
С
правой стороны второго окна находятся
линейка прокрутки. Как мы помним, это
означает то, что полный список не
помещается в окно. С помощью "мыши",
нажимая на стрелки линейки прокрутки
вверх или вниз, мы может просмотреть
список. Для выбора нужного термина или
фразы необходимо подвести курсор "мыши"
к ключевому слову и сделать однократный
щелчок, а затем нажать кнопку Вывести.
На экране появится текст справки.
Дополнительные возможности реализованы
во вкладке "Поиск".
Они заключаются в том, что, если с помощью
предметного указателя в качестве
ключевых слов используются заголовки
тем, то вкладка "Поиск" позволяет
определить те разделы справочной
информации, в содержании которых
встречается ключевое слово.
Мы кратко рассмотрели работу справочной
системы Windows 95. Однако, во многих
приложениях, работающих под Windows,
используется отличный от этого набор
справочной системы. Рассмотрим типовое
окно Справки, которое можно встретить
в приложениях, работающих в системе
Windows. В верхней части окна Справки под
горизонтальным меню находятся несколько
кнопок. Выбор их приводит к действиям,
аналогичным рассмотренным ранее.
Кнопка Содержание
- в окно Справки вызывается первый раздел
справочной информации, который называется
Содержание. Этот раздел напоминает
оглавление книги. Названия глав оформлены
как ключевые слова. Выбор названия
приводит к появлению в окне Справки
соответствующей главы.
Кнопка Назад
- в окне Справки появляется предыдущий
раздел. Используя эту кнопку, можно
быстро вернуться к просмотренной ранее
информации.
Кнопка Поиск
- появляется диалоговое окно Поиск. В
окне в алфавитном порядке приводится
список понятий, по которым можно вызвать
справочную информацию, а также список
разделов, которые данную справочную
информацию содержат. Выбрав какое-нибудь
понятие (оно подсвечивается синим
цветом), можно нажать кнопку "Показать
Темы",
после чего в нижнем списке сразу появятся
названия тех разделов, которые содержат
информацию, связанную с данным понятием.
Далее можно выбрать название любого
раздела и нажать кнопку "Перейти
к",
после чего окно Поиск закроется, а в
окне Справки появится выбранный раздел.
Для ускоренного поиска нужного названия
в алфавитном списке можно набирать это
название по буквам в текстовом поле над
списком.
Кнопка Хронология
- появляется окно со списком всех
просмотренных ранее разделов Справки.
Двойной щелчок на названии раздела
закроет окно Хронология и вызовет в
окно Справки выбранный раздел.
Кнопка Глоссарий
- появляется окно со словарем основных
понятий Windows. Каждое понятие оформлено
как ключевое слово второго типа - выбор
его приводит к появлению всплывающего
окна с определением данного понятия.
Справочная система Windows 95 позволяет
получить справку в открытом окне
программы приложения или папки. Однако,
данная справка будет касаться только
объектов окна. Для того, чтобы получить
справочные сведения об объектах текущего
окна, можно:
- нажать правую кнопку "мыши" при
указателе, установленном на нужный
объект;
-
нажать "мышью" на пункт меню окна
на знаке вопроса;
- нажать клавишу F1. Для выхода в основную
программу после использования справки,
необходимо завершить ее работу, т.е.
закрыть окно справочной системы.