Файл: Цитренбаум Ч. - Гипнотерапия вредных привычек.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 2817

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ìàñòåð ðåìîíòèðóåò âàø òåëåâèçîð, íî âîâñå íå òðåáóåò, ÷òîáû âû

ñìîòðåëè îïðåäåëåííûå ïåðåäà÷è.

 çàâåðøåíèå ïîçâîëüòå ïðèâåñòè ïðèìåð èç ïðàêòèêè îäíîãî

èç àâòîðîâ, êîòîðûé èëëþñòðèðóåò ïðèìåíåíèå âåðáàëüíîé è íå-

âåðáàëüíîé ïîäñòðîéêè è ñõîäåí ïî ýëåãàíòíîñòè ñ ìàíåðîé êîì-

ìóíèêàöèé, â êîòîðîé òàê ÷àñòî ðàáîòàë Ìèëòîí Ýðèêñîí.

Ïñèõîòåðàïåâò ñèäåë ó ñåáÿ â êàáèíåòå, êîãäà âîøåë ïàöèåíò,

îáîçëåííûé ïÿòíàäöàòèëåòíèé ìàëü÷èê. Ïîäðîñòîê ìåòàëñÿ âçàä

è âïåðåä ïî êàáèíåòó, ïðîòåñòóÿ ïðîòèâ ðîäèòåëåé, êîòîðûå çàñ-

òàâèëè åãî ïðèéòè ñþäà. Òåðàïåâò íåìåäëåííî âñêî÷èë, çàáåãàë

âìåñòå ñ ïàöèåíòîì âçàä è âïåðåä è ñòàë ãðîìêî âîçìóùàòüñÿ: “Êàê

îíè ñìåþò! Êåì ñåáÿ ñ÷èòàþò òâîè ðîäèòåëè, çàñòàâëÿÿ ìåíÿ ïðè-

íèìàòü òåáÿ? Êàêàÿ íàãëîñòü!” Íåñêîëüêî ìèíóò îíè âìåñòå âîçìó-

ùàëèñü. Íàêîíåö, âðà÷ ïîñòåïåííî îñòàíîâèëñÿ è ñêàçàë, ÷òî îíè

ïîáåñåäóþò î òîì, ÷òî ïîäðîñòêó äåëàòü ñ ðîäèòåëÿìè. Ïîäðîñòîê

ñîãëàñèëñÿ, óæå ñèäÿ ðÿäîì ñ òåðàïåâòîì, è òåðàïèÿ íà÷àëàñü.


background image

48

3. ßÊÎÐÅÍÈÅ

Çàìå÷àëè ëè âû, ÷òî ïðîèñõîäèò, êîãäà âû âåäåòå ìàøèíó ïî

àâòîñòðàäå è âäðóã ñëûøèòå ñèðåíó è îáíàðóæèâàåòå â çåðêàëå çàä-

íåãî âèäà ìèãàþùèå îãíè ïîëèöåéñêîé ìàøèíû? Âîçíèêàåò ëè ïðè

ýòîì âíåçàïíàÿ ñëàáîñòü ïîä ëîæå÷êîé èëè ó âàñ íà÷èíàþò ïîòåòü

ëàäîíè? Âåñüìà âåðîÿòíî, ÷òî âû áðîñàåòå âçãëÿä íà ñïèäîìåòð.

Ñêîëüêî ïðîéäåò âðåìåíè, ïðåæäå ÷åì âàøå ñåðäöå ïåðåñòàíåò

êîëîòèòüñÿ, êîãäà ïîëèöåéñêèå ìèíóþò âàñ?

Íå îòíîñèòåñü ëè âû ê òåì, êîìó ñòàíîâèòñÿ ïëîõî ïðè âèäå

êðîâè?

Êàê íàñ÷åò ýòîãî ñòðàííîãî îùóùåíèÿ äèñêîìôîðòà, êîòîðîå âû

èñïûòûâàåòå â ïðèåìíîé âàøåãî âðà÷à èëè ñòîìàòîëîãà?

À ÷òî ïðîèñõîäèò, êîãäà âû ÷óâñòâóåòå çàïàõ ñâåæåèñïå÷åííîãî

õëåáà?

È êàêîå æå âñå ýòî èìååò îòíîøåíèå ê ëå÷åíèþ âðåäíûõ ïðè-

âû÷åê?

Âåñüìà çíà÷èòåëüíîå, íî ìû åùå âåðíåìñÿ ê ýòîìó âîïðîñó.

Íåìíîãî òåîðèè

 ñâîèõ ðàííèõ ðàáîòàõ “Ãèïíîòè÷åñêèå ïàòòåðíû Ìèëòîíà

Ýðèêñîíà” (

“Patterns of Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson”

,

1975) è “Ñòðóêòóðà ìàãè蔠(

“Structure of Magic”

, 1975) Ðè÷àðä

Áýíäëåð è Äæîí Ãðèíäåð óïîòðåáëÿëè òåðìèí 

“ÿêîðü”

 äëÿ îïèñà-

íèÿ èçâåñòíîãî íåâðîëîãè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ ïàðíûõ àññîöèàöèé,

êîòîðûå îíè îïèñûâàëè êàꠓâèäåòü-÷óâñòâîâàòü”, “ñëûøàòü-÷óâ-

ñòâîâàòü”, “îáîíÿòü-÷óâñòâîâàòü” (êîíå÷íî, àññîöèàöè蠓îùóùàòü

âêóñ—÷óâñòâîâàòü” è “îñÿçàòü-÷óâñòâîâàòü” òîæå âîçíèêàþò). Âòî-

ðàÿ ÷àñòü ïàðû, òî åñòü “÷óâñòâîâàòü”, îòðàæàåò âíóòðåííåå ñîñòî-

ÿíèå, íàïðèìåð, ðàäîñòü, òðåâîãó, ñïîêîéñòâèå, ñòðàõ è ò.ä., à

ïåðâàÿ ÷àñòü ïàðû — ýòî âíåøíèé ñèãíàë, ïðèõîäÿùèé ê îðãàíàì

÷óâñòâ. Íåâðîëîãè Ðè÷àðä è Äæîí îïèñàëè ýòîò íåðâíûé ïåðåêðåñò

ìåæäó ðàçëè÷íûìè ñåíñîðíûìè ìîäàëüíîñòÿìè, è ïñèõîëîãè õî-


background image

49

ðîøî çíàþò ýòî ïîíÿòèå, êîòîðîå îò÷åòëèâî âûðàæåíî, íàïðèìåð,

â áèõåâèîðèñòñêîé ìîäåë蠓ñòèìóë-ðåàêöèÿ”. Ïñèõîòåðàïåâòû,

çíàêîìûå ñ òåõíèêîé äåñåíñèáèëèçàöèè (âçàèìíîãî òîðìîæåíèÿ),

ëåãêî îáðàùàþòñÿ ñ ýòèì ïîíÿòèåì.

Óíèêàëüíîå îïèñàíèå ýòîãî ïîíÿòèÿ ïðèíàäëåæèò Áýíäëåðó è

Ãðèíäåðó è íàèëó÷øèì îáðàçîì ñôîðìóëèðîâàíî â îòðûâêå èç I

òîìࠓÍåéðî-ëèíãâèñòè÷åñêîãî ïðîãðàììèðîâàíèÿ” (“

Neuro-

Linguistic Programming

”):

“ßêîðåíè堗 ýòî âî ìíîãèõ îòíîøåíèÿõ ïðîñòî îðè-

åíòèðîâàííûé íà èñïîëüçîâàíèå âàðèàíò ìîäåë蠓ñòè-

ìóë-ðåàêöèÿ” â áèõåâèîðèçìå. Îäíàêî èìåþòñÿ íåêîòî-

ðûå âàæíûå ðàçëè÷èÿ ìåæäó ýòèìè äâóìÿ ïîíÿòèÿìè, à

èìåííî:

1) Äëÿ óñòàíîâëåíèÿ ÿêîðÿ íå òðåáóåòñÿ îáóñëîâëèâà-

íèÿ â òå÷åíèå äëèòåëüíîãî ïåðèîäà âðåìåíè. È õîòÿ ýòîò

òèï îáóñëîâëèâàíèÿ íå ïðîòèâîðå÷èò óñëîâèþ óñòàíîâëå-

íèÿ ÿêîðÿ, îäíàêî ÷àñòî ïåðâîíà÷àëüíîå ïåðåæèâàíèå

ñîçäàåò äîñòàòî÷íî ïðî÷íûé ÿêîðü. Ñâÿçè òèïà ÿêîðÿ

ñïîñîáñòâóþò îáó÷åíèþ ñ îäíîé ïîïûòêè.

2) Ñâÿçü ìåæäó ÿêîðåì è ðåàêöèåé íå íóæäàåòñÿ â íå-

ïîñðåäñòâåííîì ïîäêðåïëåíèè êàêèì-ëèáî ðåçóëüòàòîì

ýòîé ñâÿçè. Òî åñòü ÿêîðÿ, èëè àññîöèàöèè, óñòàíàâëè-

âàþòñÿ áåç ïðÿìîãî âîçíàãðàæäåíèÿ èëè ïîäêðåïëåíèÿ

ñâÿçè. Ïîäêðåïëåíèå, êàê è îáóñëîâëèâàíèå, áóäåò ñïî-

ñîáñòâîâàòü óñòàíîâëåíèþ ÿêîðÿ, íî îíî íå ÿâëÿåòñÿ íå-

îáõîäèìûì.

3) Âíóòðåííèé îïûò (òî åñòü êîãíèòèâíîå ïîâåäåíèå)

ñ÷èòàåòñÿ íàñòîëüêî æå çíà÷èìûì, êàê è âíåøíèå èçìå-

ðÿåìûå ðåàêöèè, èíûìè ñëîâàìè, ÍËÏ óòâåðæäàåò, ÷òî

âíóòðåííèé äèàëîã, êàðòèíà èëè ÷óâñòâî ïðåäñòàâëÿþò

ñîáîé òàêóþ æå ðåàêöèþ, êàê è ñëþíîîòäåëåíèå ñîáàêè

Ïàâëîâà” (Dilts, Grinder, Bandler, Bandler and DeLozier,

1980, ñòð. 120).

Íà äåëå âîïðîñ íå ñòîëü ñëîæíûé, êàê êàæåòñÿ. Ìû ïðîñòî

ãîâîðèì î òîì, ïî÷åìó íàì õîðîøî, êîãäà ìû ñëûøèì ïî òåëåôî-

íó ãîëîñ ïîäðóãè, äàæå åñëè îíà íå ñêàçàëà íè÷åãî, êðîì堓àëëî”.

Óìåíèå ñâÿçûâàòü îïðåäåëåííûå âíóòðåííèå ñîñòîÿíèÿ ñî ñïåöè-

ôè÷åñêèì âíåøíèì ñòèìóëî젗 ÿâëåíèå îáû÷íîå. Äëÿ êëèíèêè


background image

50

îñîáåííî áîëüøóþ ðîëü èãðàåò ñâÿçàííîå ñ ïîíÿòèåì ÿêîðÿ ïðåä-

ñòàâëåíèå îá îáó÷åíèè ñ îäíîé ïîïûòêè.

Î÷åíü âàæíî óêàçàòü, ÷òî ýòà ñâÿçü íå ñîçíàòåëüíàÿ, à ñêîðåå

àâòîìàòè÷åñêàÿ èëè áåññîçíàòåëüíàÿ. Ïî-âèäèìîìó, íå ïðîèñõî-

äèò îïîñðåäîâàííîãî îñîçíàíèÿ, òàêîãî êàê: “Àõ, ÿ ñëûøó ñèðå-

íó, è ýòî ìåíÿ òðåâîæèò”. Çâóê ñèðåíû íåïîñðåäñòâåííî âûçûâà-

åò òàõèêàðäèþ è ïîòåíèå ëàäîíåé.

ßñíî, ÷òî ÿêîðÿ íå ÿâëÿþòñÿ íè õîðîøèìè, íè ïëîõèìè. Âå-

ðîÿòíî, îíè ñëóæàò äëÿ ïîâûøåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè íàøèõ èíôîð-

ìàöèîííûõ ïðîöåññîâ, ïîçâîëÿÿ óñêîðèòü ïðèíÿòèå ðåøåíèé.

Îäíàêî èíîãäà îíè íîñÿò äèñôóíêöèîíàëüíûé õàðàêòåð, ÿâëÿÿñü

ïðè÷èíîé ôîðìèðîâàíèÿ íåæåëàòåëüíîãî ïîâåäåíèÿ. Ýòî îñîáåí-

íî ñïðàâåäëèâî â îòíîøåíèè âðåäíûõ ïðèâû÷åê, à òàêæå ôîáèé.

ßêîðÿ è âðåäíûå ïðèâû÷êè

“ß âñåãäà áåðó ñèãàðåòó, êîãäà ðàçãîâàðèâàþ ïî òåëåôîíó”.

“ß ñìîòðþ íà ÷àñû, âèæó, ÷òî îíè ïîêàçûâàþò 6 âå÷åðà, è

÷óâñòâóþ, ÷òî ãîëîäåí è ïîðà îáåäàòü, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî íå òàê

äàâíî ïåðåêóñèë”.

“Åñëè ÿ ïî ïóòè âèæó óêàçàòåëü áàðà, ó ìåíÿ íåò âûáîðà!”

Î÷åíü âàæíî â ïåðâè÷íîì èíòåðâüþ (ñïåöèàëüíî çàäàâàÿ âîï-

ðîñû: “Êîãäà âû îáû÷íî ïåðååäàåòå? Ãäå âû ïðè ýòîì íàõîäèòåñü?

×åì çàíèìàåòåñü?”) óçíàòü, ÷òî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ÿêîðü äëÿ êîí-

êðåòíîé ïðîáëåìû âàøåãî ïàöèåíòà. Åñëè ïàöèåíò âûñêàçûâàåò-

ñÿ íåîïðåäåëåííî, ïîïðîñèòå åãî â òå÷åíèå íåäåëè ñîáðàòü òî÷íûå

ñâåäåíèÿ î òîì, êîãäà îí ïåðååäàåò. Ïñèõîòåðàïåâò äîëæåí áûòü

óâåðåí, ÷òî ñôîðìóëèðîâàë ñâîå òðåáîâàíèå äîñòàòî÷íî ÷åòêî,

ïîòîìó ÷òî ðå÷ü èäåò î êîíêðåòíîé èíôîðìàöèè. Ïðîáëåìà ìîæåò

çàêëþ÷àòüñÿ èëè â ÷ðåçìåðíîì êîëè÷åñòâå åäû, èëè â íåïîäõîäÿ-

ùåì âðåìåíè ïðèåìà ïèùè, èëè â íåñîîòâåòñòâóþùåì õàðàêòåðå

ïèòàíèÿ. Äàâàÿ ïàöèåíòó òàêîå çàäàíèå, òåðàïåâò ïîä÷åðêèâàåò,

÷òî ïàöèåíò íå äîëæåí íè â êîåì ñëó÷àå èçìåíÿòü îáû÷íûå ïðè-

âû÷êè. Èíòåðåñíî îòìåòèòü, ÷òî ýòî, òåì íå ìåíåå, ïðîèñõîäèò

÷àñòî. Îäíî òîëüêî ïðèâëå÷åíèå ñîçíàòåëüíîãî âíèìàíèÿ ïàöèåíòà

ê ïðèâû÷íîìó ïîâåäåíèþ ìîæåò ñïîñîáñòâîâàòü ïîÿâëåíèþ èçìå-

íåíèé. Áîëåå òîãî, äàííîå ïàöèåíòó óêàçàíèå 

íå

 âíîñèòü èçìåíå-


background image

51

íèé ñàìî ïî ñåáå ìîæåò âûçûâàòü èçìåíåíèÿ (ñì. ãëàâó 5, ðàçäåë

“Óêàçàíèÿ”). Åñëè èçìåíåíèÿ íå ïîÿâèëèñü, òî ïàöèåíò ïðîñòî

ñëåäîâàë âàøèì óêàçàíèÿì, è ýòî íîðìàëüíî. Åñëè ïàöèåíò âîç-

âðàùàåòñÿ ñ “íåîæèäàííû씠ïîçèòèâíûì èçìåíåíèåì, áûëî áû

íåðàçóìíî

 ñ÷èòàòü ýòî èñêëþ÷åíèåì èëè îáúÿñíÿòü ïàöèåíòó, ïî-

÷åìó åãî ïîâåäåíèå èçìåíèëîñü, êîììåíòèðóÿ, íàïðèìåð, òàê:

“Ñìîòðèòå, ÿ ïîïðîñèë âàñ åñòü, à âû ïðåêðàòèëè, âû â ñàìîì äåëå

óïðÿìû è íåñãîâîð÷èâû”. Ëó÷øå áûëî áû çàìåòèòü: “Íó è íó!

Ñòðàííî. ß ýòîãî íå ïîíèìàþ, âåäü ìû åùå íè÷åãî íå ñäåëàëè”, —

è îñòàâèòü ýòó òåìó. Öåëüþ äàííîãî çàäàíèÿ áûëî âûÿñíåíèå ñè-

òóàöèé, â êîòîðûõ ïàöèåíò óÿçâèì, ÷òîáû ïîëó÷åííûå äàííûå èñ-

ïîëüçîâàòü â êóðñå ãèïíîòåðàïèè.

Íåêîòîðûå ðàñïðîñòðàíåííûå ÿêîðÿ

Ñîáèðàÿ ñâåäåíèÿ, âû îáíàðóæèâàåòå èíäèâèäóàëüíûå ñâÿç蠗

ÿêîðÿ êàæäîãî ïàöèåíòà. Íàïîìèíàåì, ÷òî ýòè ÿêîðíûå ôóíêöèè

íå îñîçíàþòñÿ. Èìåÿ ýòî â âèäó, áåñïîëåçíî ñïðàøèâàòü: “×òî

çàñòàâëÿåò âàñ âçÿòü ñèãàðåòó?”. Ýòî òîëüêî ñáèâàåò ñ òîëêó. Òå-

ðàïåâòó âàæíåå âûÿñíèòü ñëåäóþùåå: “Ãäå âû íàõîäèòåñü è ÷åì

çàíèìàåòåñü, êîãäà îáíàðóæèâàåòå, ÷òî çàêóðèëè?” Ìû âûÿñíèëè,

÷òî îáû÷íûå îáñòîÿòåëüñòâà òàêîâû.

Ïåðååäàíèå

Íåêîòîðûå ëþäè åäÿò ïî ÷àñàì, íå èñïûòûâàÿ ÷óâñòâà ãîëîäà.

“Êîãäà ÿ çàìå÷àþ, ÷òî ÷àñû ïîêàçûâàþò ïî÷òè äâåíàäöàòü, ó ìåíÿ

âîçíèêàåò âîë÷èé àïïåòèò”. Ìû ïîëàãàåì íåïðîäóêòèâíûì èíòå-

ðåñîâàòüñÿ, äåéñòâèòåëüíî ëè ÷åëîâåê áûë ãîëîäåí, êîãäà îí íà-

÷èíàåò åñòü, äóìàÿ, ÷òî èñïûòûâàåò ãîëîä. Êàê áûëî ñêàçàíî â

ãëàâå 1, âû ÿâëÿåòåñü òåì, âî ÷òî âåðèòå. Åñëè âû ñ÷èòàåòå ñåáÿ

ãîëîäíûì, âû ãîëîäíû.

“Êîãäà áû ÿ íè ïðîâîäèë âå÷åð äîìà, âñå â ïîðÿäêå äî òåõ ïîð,

ïîêà, ïðîõîäÿ ìèìî êóõíè, ÿ íå óâèæó õîëîäèëüíèê, òîãäà ÿ íå

ìîãó óäåðæàòüñÿ, ÷òîáû íå ñúåñòü ÷òî-íèáóäü”.