Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6744

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

младшего школьника и овладение новыми действиями приводит в
подростковом  возрасте  к  потребности  изменения  содержания  и
способов отношений с окружающими и необходимости со сторо-
ны взрослых изменить отношение к подростку.

Периодизация психического развития (по Д.Б. Эльконину)

1.

Младенческий возраст (0-1 год). Ведущей деятельностью явля

ется непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне
его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятив-
ные действия (взаимокоординация различных ощущений и восприя
тий —зрительных, слуховых, проприорецептивных и др.). Важным
новообразованием этого возраста является формирование потреб
ности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное
отношение к ним.

2. Раннее детство (1-3 года). Ведущая деятельность — предмет-

но-манипулятивная. В ней ребенок в сотрудничестве со взрослыми
овладевает общественно выработанными способами действий с
предметами. Главным новообразованием возраста является разви
тие речи и наглядно-действенного мышления.

3. Дошкольный возраст (3-7 лет). Ведущая деятельность—ролевая

игра, в процессе которой ребенок овладевает "фундаментальными
смыслами человеческой деятельности", нормами отношений между
людьми. Здесь же формируется такое новообразование как стремление
к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности,
что будет характеризовать и его готовность к начальному обучению.

4. Младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущая деятельность—

учение. В процессе учения совершенствуется память, усваиваются
знания о предметах и явлениях внешнего мира, человеческих взаимо
отношениях. Главными новообразованиями этого возраста являются
произвольность психических явлений, способность формирования
внутреннего плана действия, формирование рефлексии.

5. Подростковый возраст (11-15 лет). Ведущая деятельность — об

щение в системе общественно полезной деятельности, учебной или
трудовой. В этом процессе подросток овладевает навыками обще
ния в самых различных ситуациях. Важнейшими новообразования
ми этого возраста являются формирование самооценки, стремление
к "взрослости" и самостоятельности, умение подчиняться нормам
коллективной жизни.

6. Старший школьный возраст (15-17 лет). Ведущая деятельность—

учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие
новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы,
самосознание, мечты и идеалы.

82


background image

Концепция Д.Б. Эльконина получила дальнейшее развитие в рабо-

тах Д.И. Фельдештена (1989), который более детализировал картину
периодизации детского развития и сделал акцент на развитие личности,
а не познавательных процессов. В целом в развитии детей, независимо от
того, в рамках какой периодизации мы его представляем, существует
два довольно выраженных резких перехода: "кризис трех лет" (переход
от раннего детства к дошкольному) и "кризис подросткового возраста"

(переход от младшего школьного возраста к подростковому, период
полового созревания).

Периодизации индивидуального развития в психиатрии

Изучение  в  сравнительно-возрастном  аспекте  параметров  нор-

мального развития  психики и предпочтительности возникновения
синдромов нервно-психических расстройств у детей и подростков
привело к созданию ряда классификаций периодизации психического
развития. По мнению В.В. Ковалева (1969,1973), патогенетическую
основу преимущественных для разных возрастных периодов проявле-
ний психических расстройств составляет механизм сменности каче-
ственно различных  уровней  патологического  нервно-психического
реагирования на те или иные вредности. Им выделены четыре основ-
ных возрастных уровня нервно-психического реагирования.

1. Для соматовегетативного уровня реагирования (0-3 года) харак

терными являются различные варианты невропатического синдрома
(возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, питания,
сна, навыков опрятности и т.п.). Преимущественно соматовегетатив-
ный уровень реагирования у детей раннего возраста находит свое
объяснение в более раннем завершении формирования регуляции
вегетативных функций в онтогенезе, значительно опережающего фор
мирование регуляции моторных функций.

2. К психомоторному уровню реагирования (4-10 лет) относятся

проявления гипердинамического синдрома, системные невротичес
кие и неврозоподобные двигательные расстройства — тики, заика
ние, мутизм и др. Выделение данного уровня соответствует данным
возрастной морфологии и физиологии, свидетельствующим о наи
более интенсивной дифференциации функций двигательного анали
затора в этом возрасте.

3. Для аффективного уровня реагирования (7-12 лет) характерны

синдромы страхов, повышенной аффективной возбудимости, ухо
дов и бродяжничества.

4. Эмоционально-идеаторный уровень реагирования (12-16

лет) уже проявляется сверхценными образованиями типа патоха-
рактерологических реакций (протеста, эмансипации и т.п..), дис-

83


background image

морфофобии, психической анорексии, "философической инток-
сикации" и др.

Симптоматика, свойственная каждому последующему уровню,

не исключает проявлений предшествующих уровней реагирования,
однако отодвигает их на второй план и так или иначе видоизменяет.

Наиболее детально разработанной является систематика пси-

хического  развития  ребенка, предложенная  известным  детским
психиатром Г.К. Ушаковым (1973). Формирование психики ребен-
ка  он  также  подразделяет  на  четыре  периода:  моторный  (до  1
года), сенсомоторный (1-3 года), аффективный (3-12 лет) и идеа-
торный (12-14 лет).

Моторный этап развития психики

весьма непродолжителен (до 1

года), хотя совершенствование моторики и ее дифференциация про-
исходят на протяжении всей жизни индивида. Реакции ребенка в пер-
вые месяцы жизни являются по сути рудиментами последующих
психических реакций.

На внешние раздражители ребенок отвечает диффузными двига-

тельными реакциями (крик, плач, двигательное беспокойство). Даже
так называемая реакция страха новорожденного представляет собой
два типа движений: с преобладанием реакции флексоров (мышц-
сгибателей), либо экстензоров (мышц-разгибателей). Уловить разни-
цу между "реакцией страха" и рефлексом Моро (рефлекс обхваты-
вания) у новорожденного часто не удается.

Сенсомоторный этап развития психики

(1-3

года).

С 6 месяцев до

6-7 лет значение формирующихся моторных реакций продолжает
оставаться ведущим, однако они утрачивают свой чисто двигатель-
ный характер и становятся более сложными "сенсомоторными акта-
ми" (позднее, совершенствуясь, они станут  психомоторными, т.е.
будут носить осознанный характер).

Сенсомоторные реакции  отличаются  овладением целенаправ-

ленности движений, что в будущем приводит к волевым действиям.
Развиваются  органы чувств, внимание, формируется мышление,
представления  о настоящем и прошлом, первичное сознание "Я"
(элемент самосознания, 3-3,5 года). Наиболее отчетливый признак
окончательного завершения сенсомоторного периода развития —
формирование у ребенка представления "схемы тела" (к 6-7 годам).

Аффективный этап развития психики

(с 3 до

12 лет).

Высшие

(эпикритические) аффекты, в отличие от простых (органических),
никогда не возникают без образа, представления, а позднее и без по-
нятия, т.е. вовлечения в переживание идеаторной (рассудочной, ког-
нитивной) сферы. Аффективный этап начинает оформление в виде
эпикритической эмоциональности с 3-х лет: осваиваются эмоцио-

84


background image

нальные реакции протеста, негативизма, демонстративного поведе-
ния, излишней аффектации или молчаливости. К 6-7 годам детская
непосредственность меняет свои качества. Она все чаще получает
выражение в аффективной окраске тех или иных форм деятельности
ребенка. В 10-11 лет лабильность аффекта, добродушие и детская
увлеченность  становятся  менее  выраженными. Аффективность
приобретает постоянно-индивидуальный характер, и можно четко
выявить два типа поведенческих реакций. У одних детей преоблада-
ют черты экстравертированности, и они более общительны. У дру-
гих преобладает интровертированность, и они более молчаливы.

Идеаторный этап развития психики

начинается еще в глубине

сенсомоторного этапа, однако истинное его начало должно быть да-
тировано возрастом 11-12 лет. С этого времени у ребенка обычно
появляется возможность строить сложные умозаключения и упроч-
няется  феномен "удвоенности  реальности". Последний  означает
сформировавшийся у ребенка навык оперировать объектами внеш-
ней  реальности, с  одной  стороны, и  реальностью  субъективной
(мыслимой, представляемой), с другой. Обе эти реальности взаимо-
проникают друг в друга.

В  подростковом возрасте (12-16 лет) доступна  способность

рассуждать, последовательно обсуждая факты и вскрывая законо-
мерности. Подросток  утверждает  себя, противопоставляя  себя
другим. Это часто приобретает характер своего мнения, концеп-
ции. Он осознает себя как личность, и это порождает небывалые
возможности для рефлексии. Сознание индивидуальное начинает
приобретать характер сознания коллективного, общественного. В
эмоциональной  сфере формируются  эстетические, этические  и
интеллектуальные чувства.

Расстройства психики у детей имеют разные качества в зависимо-

сти от возраста и объема поражения. Нарушение психического фун-
кционирования на ранних этапах постнаталыюго онтогенеза не мо-
жет  вызвать  тех  типов  расстройств, для  оформления  которых
необходима определенная степень зрелости аффективного и идеа-
торного уровней развития психики. Для человека же зрелого возрас-
та правилом становится следующая тенденция: чем больше объем
поражения, тем более глубокие уровни психики, при прочих равных
условиях, оказываются поврежденными.


background image

Глава 21
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ

В развитии ребенка до поступления в школу принято выделять три

стадии: младенчество (с рождения до 1 года), раннее детство (от 1 до 3
лет) и дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет). Для каждой стадии психичес-
кого развития ребенка характерны свои особенности, но есть и общие
черты. Главная из них—это чрезвычайно высокая интенсивность пси-
хического развития ребенка, сопоставимая по темпам с развитием в
течение всей последующей жизни. Другая общая особенность—высо-
кая уязвимость и ранимость организма и психики ребенка.

Строго говоря, в развитии следует выделять  и

пренатальный

этап

— период до рождения ребенка. В его рамках 1-8 день считается

начальным периодом, 9

день—начало 9 недели—

эмбриональным перио-

дом

(образование плаценты) и 9-3 8 недели—

плодным периодом,

который

заканчивается рождением ребенка. Плодный период характеризуется ак-
тивным развитием всех органов плода, с 11-й недели у него появляются
рефлекторные движения. На 28-й неделе плод начинает совершать нервное
реагирование: вздрагивает при резких звуках, движениях матери, как бы
сопереживает вместе с ней ее различные эмоциональные состояния.

Хотя механизмы влияния психического состояния матери на плод на

сегодняшний день еще недостаточно изучены, но ясно, что эта связь
существует и о последствиях ее влияния на психическое развитие ребен-
ка нужно серьезно задуматься. Поэтому важно как в период подготов-
ки к зачатию, так и в течение всего периода беременности создавать для
женщины ощущение психического и физического комфорта.

Психотерапия дает некоторые рекомендации: в пренатальный пери-

од желательно слушать спокойную музыку, полезно чаще смотреть на
красивые вещи (произведения искусства, предметы домашнего обихо-
да), бывать на природе. Во взаимоотношениях с окружающими должны
доминировать положительные эмоции. Особая роль в этом принадле-
жит отцу ребенка. Важно заметить, что ребенок должен быть желанным
для супругов и окружен заботой еще до своего рождения.

П

СИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО КОНЦА

ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Сразу после рождения ребенок вступает в особый и краткий в

младенчестве период новорожденное™. У новорожденного отмеча-
ется преобладание врожденных форм поведения, и лишь начиная с 3-

86