Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6756
Скачиваний: 24
младшего школьника и овладение новыми действиями приводит в
подростковом возрасте к потребности изменения содержания и
способов отношений с окружающими и необходимости со сторо-
ны взрослых изменить отношение к подростку.
Периодизация психического развития (по Д.Б. Эльконину)
1.
Младенческий возраст (0-1 год). Ведущей деятельностью явля
ется непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне
его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятив-
ные действия (взаимокоординация различных ощущений и восприя
тий —зрительных, слуховых, проприорецептивных и др.). Важным
новообразованием этого возраста является формирование потреб
ности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное
отношение к ним.
2. Раннее детство (1-3 года). Ведущая деятельность — предмет-
но-манипулятивная. В ней ребенок в сотрудничестве со взрослыми
овладевает общественно выработанными способами действий с
предметами. Главным новообразованием возраста является разви
тие речи и наглядно-действенного мышления.
3. Дошкольный возраст (3-7 лет). Ведущая деятельность—ролевая
игра, в процессе которой ребенок овладевает "фундаментальными
смыслами человеческой деятельности", нормами отношений между
людьми. Здесь же формируется такое новообразование как стремление
к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности,
что будет характеризовать и его готовность к начальному обучению.
4. Младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущая деятельность—
учение. В процессе учения совершенствуется память, усваиваются
знания о предметах и явлениях внешнего мира, человеческих взаимо
отношениях. Главными новообразованиями этого возраста являются
произвольность психических явлений, способность формирования
внутреннего плана действия, формирование рефлексии.
5. Подростковый возраст (11-15 лет). Ведущая деятельность — об
щение в системе общественно полезной деятельности, учебной или
трудовой. В этом процессе подросток овладевает навыками обще
ния в самых различных ситуациях. Важнейшими новообразования
ми этого возраста являются формирование самооценки, стремление
к "взрослости" и самостоятельности, умение подчиняться нормам
коллективной жизни.
6. Старший школьный возраст (15-17 лет). Ведущая деятельность—
учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие
новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы,
самосознание, мечты и идеалы.
82
Концепция Д.Б. Эльконина получила дальнейшее развитие в рабо-
тах Д.И. Фельдештена (1989), который более детализировал картину
периодизации детского развития и сделал акцент на развитие личности,
а не познавательных процессов. В целом в развитии детей, независимо от
того, в рамках какой периодизации мы его представляем, существует
два довольно выраженных резких перехода: "кризис трех лет" (переход
от раннего детства к дошкольному) и "кризис подросткового возраста"
(переход от младшего школьного возраста к подростковому, период
полового созревания).
Периодизации индивидуального развития в психиатрии
Изучение в сравнительно-возрастном аспекте параметров нор-
мального развития психики и предпочтительности возникновения
синдромов нервно-психических расстройств у детей и подростков
привело к созданию ряда классификаций периодизации психического
развития. По мнению В.В. Ковалева (1969,1973), патогенетическую
основу преимущественных для разных возрастных периодов проявле-
ний психических расстройств составляет механизм сменности каче-
ственно различных уровней патологического нервно-психического
реагирования на те или иные вредности. Им выделены четыре основ-
ных возрастных уровня нервно-психического реагирования.
1. Для соматовегетативного уровня реагирования (0-3 года) харак
терными являются различные варианты невропатического синдрома
(возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, питания,
сна, навыков опрятности и т.п.). Преимущественно соматовегетатив-
ный уровень реагирования у детей раннего возраста находит свое
объяснение в более раннем завершении формирования регуляции
вегетативных функций в онтогенезе, значительно опережающего фор
мирование регуляции моторных функций.
2. К психомоторному уровню реагирования (4-10 лет) относятся
проявления гипердинамического синдрома, системные невротичес
кие и неврозоподобные двигательные расстройства — тики, заика
ние, мутизм и др. Выделение данного уровня соответствует данным
возрастной морфологии и физиологии, свидетельствующим о наи
более интенсивной дифференциации функций двигательного анали
затора в этом возрасте.
3. Для аффективного уровня реагирования (7-12 лет) характерны
синдромы страхов, повышенной аффективной возбудимости, ухо
дов и бродяжничества.
4. Эмоционально-идеаторный уровень реагирования (12-16
лет) уже проявляется сверхценными образованиями типа патоха-
рактерологических реакций (протеста, эмансипации и т.п..), дис-
83
морфофобии, психической анорексии, "философической инток-
сикации" и др.
Симптоматика, свойственная каждому последующему уровню,
не исключает проявлений предшествующих уровней реагирования,
однако отодвигает их на второй план и так или иначе видоизменяет.
Наиболее детально разработанной является систематика пси-
хического развития ребенка, предложенная известным детским
психиатром Г.К. Ушаковым (1973). Формирование психики ребен-
ка он также подразделяет на четыре периода: моторный (до 1
года), сенсомоторный (1-3 года), аффективный (3-12 лет) и идеа-
торный (12-14 лет).
Моторный этап развития психики
весьма непродолжителен (до 1
года), хотя совершенствование моторики и ее дифференциация про-
исходят на протяжении всей жизни индивида. Реакции ребенка в пер-
вые месяцы жизни являются по сути рудиментами последующих
психических реакций.
На внешние раздражители ребенок отвечает диффузными двига-
тельными реакциями (крик, плач, двигательное беспокойство). Даже
так называемая реакция страха новорожденного представляет собой
два типа движений: с преобладанием реакции флексоров (мышц-
сгибателей), либо экстензоров (мышц-разгибателей). Уловить разни-
цу между "реакцией страха" и рефлексом Моро (рефлекс обхваты-
вания) у новорожденного часто не удается.
Сенсомоторный этап развития психики
(1-3
года).
С 6 месяцев до
6-7 лет значение формирующихся моторных реакций продолжает
оставаться ведущим, однако они утрачивают свой чисто двигатель-
ный характер и становятся более сложными "сенсомоторными акта-
ми" (позднее, совершенствуясь, они станут психомоторными, т.е.
будут носить осознанный характер).
Сенсомоторные реакции отличаются овладением целенаправ-
ленности движений, что в будущем приводит к волевым действиям.
Развиваются органы чувств, внимание, формируется мышление,
представления о настоящем и прошлом, первичное сознание "Я"
(элемент самосознания, 3-3,5 года). Наиболее отчетливый признак
окончательного завершения сенсомоторного периода развития —
формирование у ребенка представления "схемы тела" (к 6-7 годам).
Аффективный этап развития психики
(с 3 до
12 лет).
Высшие
(эпикритические) аффекты, в отличие от простых (органических),
никогда не возникают без образа, представления, а позднее и без по-
нятия, т.е. вовлечения в переживание идеаторной (рассудочной, ког-
нитивной) сферы. Аффективный этап начинает оформление в виде
эпикритической эмоциональности с 3-х лет: осваиваются эмоцио-
84
нальные реакции протеста, негативизма, демонстративного поведе-
ния, излишней аффектации или молчаливости. К 6-7 годам детская
непосредственность меняет свои качества. Она все чаще получает
выражение в аффективной окраске тех или иных форм деятельности
ребенка. В 10-11 лет лабильность аффекта, добродушие и детская
увлеченность становятся менее выраженными. Аффективность
приобретает постоянно-индивидуальный характер, и можно четко
выявить два типа поведенческих реакций. У одних детей преоблада-
ют черты экстравертированности, и они более общительны. У дру-
гих преобладает интровертированность, и они более молчаливы.
Идеаторный этап развития психики
начинается еще в глубине
сенсомоторного этапа, однако истинное его начало должно быть да-
тировано возрастом 11-12 лет. С этого времени у ребенка обычно
появляется возможность строить сложные умозаключения и упроч-
няется феномен "удвоенности реальности". Последний означает
сформировавшийся у ребенка навык оперировать объектами внеш-
ней реальности, с одной стороны, и реальностью субъективной
(мыслимой, представляемой), с другой. Обе эти реальности взаимо-
проникают друг в друга.
В подростковом возрасте (12-16 лет) доступна способность
рассуждать, последовательно обсуждая факты и вскрывая законо-
мерности. Подросток утверждает себя, противопоставляя себя
другим. Это часто приобретает характер своего мнения, концеп-
ции. Он осознает себя как личность, и это порождает небывалые
возможности для рефлексии. Сознание индивидуальное начинает
приобретать характер сознания коллективного, общественного. В
эмоциональной сфере формируются эстетические, этические и
интеллектуальные чувства.
Расстройства психики у детей имеют разные качества в зависимо-
сти от возраста и объема поражения. Нарушение психического фун-
кционирования на ранних этапах постнаталыюго онтогенеза не мо-
жет вызвать тех типов расстройств, для оформления которых
необходима определенная степень зрелости аффективного и идеа-
торного уровней развития психики. Для человека же зрелого возрас-
та правилом становится следующая тенденция: чем больше объем
поражения, тем более глубокие уровни психики, при прочих равных
условиях, оказываются поврежденными.
Глава 21
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ
В развитии ребенка до поступления в школу принято выделять три
стадии: младенчество (с рождения до 1 года), раннее детство (от 1 до 3
лет) и дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет). Для каждой стадии психичес-
кого развития ребенка характерны свои особенности, но есть и общие
черты. Главная из них—это чрезвычайно высокая интенсивность пси-
хического развития ребенка, сопоставимая по темпам с развитием в
течение всей последующей жизни. Другая общая особенность—высо-
кая уязвимость и ранимость организма и психики ребенка.
Строго говоря, в развитии следует выделять и
пренатальный
этап
— период до рождения ребенка. В его рамках 1-8 день считается
начальным периодом, 9
день—начало 9 недели—
эмбриональным перио-
дом
(образование плаценты) и 9-3 8 недели—
плодным периодом,
который
заканчивается рождением ребенка. Плодный период характеризуется ак-
тивным развитием всех органов плода, с 11-й недели у него появляются
рефлекторные движения. На 28-й неделе плод начинает совершать нервное
реагирование: вздрагивает при резких звуках, движениях матери, как бы
сопереживает вместе с ней ее различные эмоциональные состояния.
Хотя механизмы влияния психического состояния матери на плод на
сегодняшний день еще недостаточно изучены, но ясно, что эта связь
существует и о последствиях ее влияния на психическое развитие ребен-
ка нужно серьезно задуматься. Поэтому важно как в период подготов-
ки к зачатию, так и в течение всего периода беременности создавать для
женщины ощущение психического и физического комфорта.
Психотерапия дает некоторые рекомендации: в пренатальный пери-
од желательно слушать спокойную музыку, полезно чаще смотреть на
красивые вещи (произведения искусства, предметы домашнего обихо-
да), бывать на природе. Во взаимоотношениях с окружающими должны
доминировать положительные эмоции. Особая роль в этом принадле-
жит отцу ребенка. Важно заметить, что ребенок должен быть желанным
для супругов и окружен заботой еще до своего рождения.
П
СИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО КОНЦА
ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Сразу после рождения ребенок вступает в особый и краткий в
младенчестве период новорожденное™. У новорожденного отмеча-
ется преобладание врожденных форм поведения, и лишь начиная с 3-
86