Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6239

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

месячного возраста (иногда раньше) у него постепенно развиваются
две функциональные системы — социальных и предметных контак-
тов. Появление этих форм взаимодействия с окружающим миром и
знаменует собственно младенческий период.

Новорожденный

Сразу после рождения ребенок оказывается в новой среде со

сниженной температурой, меняются типы дыхания и питания. От
вегетативного  существования он  переходит к новым  условиям с
большим количеством раздражителей. Все это является для ново-
рожденного большим стрессом — с напряжением работают все его
функциональные системы, весь организм.

Период новорожденное™ — единственный период жизни чело-

века, когда наблюдаются только врожденные, инстинктивные формы
поведения, направленные на удовлетворение органических потреб-
ностей, обеспечивающих выживание. Все другие рефлексы и авто-
матизмы, имеющиеся  при рождении, можно разделить на четыре
основные группы:

1) рефлексы, обеспечивающие основные потребности организ

ма: сосательный, оборонительный, ориентировочный и специаль
ные двигательные — хватательный, опорный и переступания;

2) защитные рефлексы: сильные раздражения кожи вызывают от

дергивание конечности, мелькание перед глазами и увеличение яр
кости света приводят к сужению зрачка;

3) ориентировочно-пищевые рефлексы: прикосновение к губам

и щекам голодного ребенка вызывает реакцию поиска;

4) атавистические рефлексы: цеплятельный, отталкивания (полза

ния), плавания (новорожденный с первых минут жизни свободно
передвигается в воде).

По сравнению с представителями других форм жизни, у человека

при рождении имеет место относительная бедность врожденных форм

поведения, что представляет не слабость, а силу, так как имеются боль-

шие возможности для освоения ребенком поведения иного типа, которое

возникает на основе научения.
Безусловные рефлексы, обеспечивая  выживание, получены в

наследство от животных и в дальнейшем включаются составными
элементами в другие, более сложные формы поведения. Только на
основе атавистических рефлексов у ребенка ничего не развивается.
Так, цеплятельный рефлекс (сжимание ручки на раздражение ладо-
ни) исчезает раньше, чем появляется хватание (сжимание ручки на
раздражение пальцев). Рефлекс ползания (при упоре на подошвы)

87


background image

также не развивается и не служит для передвижения — ползание
начнется позже с движений руками, а не отталкивания ногами. Все
атавистические рефлексы  обычно  угасают в  первые три месяца
жизни.

Сразу после рождения у ребенка уже имеются ощущения всех

модальностей, элементарные формы восприятия, памяти, и благода-
ря им становится возможным дальнейшее познавательное и интел-
лектуальное развитие. Ощущения новорожденного недифференци-
рованны и неразрывно связаны с эмоциями, что дало возможность
Л.С. Выготскому говорить о "чувственных эмоциональных состоя-
ниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений".

У животных обычно раньше формируются движения и позже начи-

нают функционировать анализаторы, а у человека, напротив, деятель-

ность анализаторов формируется гораздо быстрее, чем формируются

сложные двигательные акты.

На третьей—пятой неделе можно заметить у ребенка попытки

сосредоточения взгляда, появляется избирательная реакция на пред-
меты и человека. Вначале эти реакции подчинены задаче жизнеобес-
печения, но в дальнейшем они становятся более разнообразными.
Во время зрительного и слухового сосредоточения происходит тор-
можение хаотических и импульсивных движений, что становится
возможным благодаря созреванию мозга. Если ребенок не получает
достаточного  количества  внешних  впечатлений ("сенсорный  го-
лод"), то его развитие задерживается.

С первых минут жизни фиксируются у ребенка отрицательные

эмоции, связанные с необходимостью удовлетворения элементарных
потребностей (пища, тепло), и лишь в конце первого—начале второго
месяца жизни у ребенка появляются положительные эмоции в ответ
на ласковые слова, улыбку взрослого и при сосредоточении на яркой
игрушке. Удовлетворение органических потребностей только снимает
отрицательные эмоции, но не вызывает положительных.

В начале второго месяца ребенок реагирует на взрослого челове-

ка, а потом уже и на физические объекты в виде отдельных поведен-
ческих реакций типа сосредоточения, замирания (торможение хао-
тичных  движений), появляется  улыбка  или  гуление. На  третьем
месяце жизни эта реакция становится комплексной и основной фор-
мой поведения, называемой

"комплексом оживления".

При этом

ребенок сосредотачивает взгляд на человеке и оживленно двигает
ручками и ножками, издает радостные звуки. Это говорит о появив-
шейся у ребенка потребности эмоционального общения со взрос-
лыми — первой его социальной потребности. Возникновение


background image

"комплекса  оживления" считается  условной  границей между  ново-
рожденностью и младенчеством.

Очень важно, чтобы взрослые относились к ребенку как к способ-

ному понять их, так как ведущее значение для его развития имеет обще-
ние с людьми, новые впечатления. Если ребенок в первые месяцы полу-
чает от взрослого достаточное внимание, то его психическое развитие
протекает  быстрее. Во  время  бодрствования  он  активно  улыбается,
рано начинает гулить, "комплекс оживления" появляется  своевременно.

Отсутствие эмоциональных контактов со взрослыми даже у здорового и
ухоженного ребенка

(эмоциональная депривация)

приводит к задержке

появления "комплекса  оживления", а  также  задержке  двигательного,
умственного и даже физического развития. Такое отставание возможно
при длительном нахождении ребенка в больнице без матери

("госпита-

лизм"),

недостаточном внимании к нему в семьях душевнобольных, зло-

употребляющим алкоголем родителей. У таких детей часто имеются
симптомы неврозов, и они чаще болеют соматическими заболеваниями.

Поскольку в течение периода новорожденное™ в поведении ре-

бенка  доминируют  рефлексы  разного рода (сосательный, хвататель-
ный, рефлекс Моро, асимметричный  шейно-тонический, автомати-
ческая  походка  и  другие), которые  со  временем  исчезают  из
репертуара поведенческих реакций ребенка, их оценка находится в
компетенции  педиатра и детского невропатолога. Эти рефлексы от-
ражают состояние и процесс созревания нервной системы, что явля-
ется  важным  фактором, обеспечивающим  анатомо-физиологичес-
кую основу будущей психической деятельности.

Младенец

Появление "комплекса оживления" у новорожденного знамену-

ет переход его на новую ступень развития — младенчество. Младе-
нец, как и новорожденный, полностью зависит от взрослого как в
удовлетворении органических потребностей, так и в получении раз-
нообразных сенсорных впечатлений. Психические процессы у него
складываются под решающим влиянием условий жизни на основе
подражания. Именно в младенчестве начинают формироваться  и
развиваются функциональные системы социальных и предметных
контактов ребенка.

Общение со взрослыми.

С 4-5 месяцев общение со взрослыми

становится избирательным, ребенок научается отличать "своих"
от "чужих". При правильном воспитании непосредственное об-
щение сменяется общением по поводу предметов, игрушек, что и
становится  основным  в  совместной  деятельности  ребенка  и
взрослого. Потребность в общении у младенца формируется под
влиянием двух условий:


background image

1) необходимости в уходе и заботе — ребенок после рождения

нуждается в постоянном удовлетворении органических потреб
ностей, и он научается с помощью плача и различных движений,
которые обращены к конкретному взрослому человеку, получать
все необходимое для устранения физического дискомфорта (го
лода, боли и т.п.);

2) поведении взрослого, обращенного к ребенку. Взрослый обра

щается к ребенку, как бы вовлекая его в общение, — разговаривает,
ждет ответа. Основными средствами общения со стороны ребенка
здесь являются экспрессивные действия—улыбка, двигательная ре
акция. Взрослый оценивает их, что-то поощряет или грозит, учит.

Нарастающая  потребность в  общении постепенно вступает  в

противоречие с выразительными возможностями ребенка, что при-
водит сначала к пониманию речи, а потом и овладению ею.

Усвоение речи.

Повышенный интерес к человеческой речи фик-

сируется у ребенка с первых месяцев жизни. Потребность в обще-
нии является основой для ее усвоения: ребенок прислушивается, ког-
да с ним говорят. В возрасте около 1 месяца новорожденный обычно
начинает произносить какие-либо простые звуки типа "а-а", "у-у",
"э-э". Примерно в 2-4 месяца у ребенка возникает гукание (произно-
шение простых слогов), затем в 4-6 месяцев гуление (повторение
простых слогов). Во втором полугодии появляется лепет, а в 9-10 ме-
сяцев в речи начинают фиксироваться первые слова. Интонации в
голосе взрослых ребенок замечает в 4 месяца, а интонации в голосе
ребенка замечаются с 7 месяцев.

С середины младенческого возраста ребенок начинает понимать

отдельные слова. Взрослые помогают ему в этом, когда спрашивают:
"Где то-то?" и тут же показывают нужный предмет. К концу первого
года жизни ребенок начинает понимать связь между самим предме-
том и его названием (начальная форма понимания речи). С 10-месяч-
ного возраста в ответ на называние взрослыми какого-либо предмета
ребенок берет его и протягивает взрослому. Это уже свидетельствует
о появлении, наряду с эмоционально-жестовым общением, новой
формы общения — предметного общения. Эта форма общения очень
важна, так как на ее основе появляется возможность совместной пред-
метной деятельности со взрослыми, в процессе которой формируют-
ся умения, навыки, приобретаются знания. К концу младенчества ре-
бенок точно понимает в среднем 10-20 слов и определенным образом
реагирует на них.

Развитие движений.

В течение первого года ребенок активно

овладевает прогрессивными движениями: учится держать голову,
садиться, ползать, передвигаться на четвереньках, принимать вер-

90


background image

тикальное положение, брать предмет и манипулировать им (бро-
сать, стучать, размахивать). Но у ребенка могут появиться и "тупи-
ковые" движения, тормозящие развитие: сосание пальцев, рассмат-
ривание рук, поднесение их к лицу, ощупывание рук, раскачивание
на четвереньках. Прогрессивные движения дают возможность уз-
нать новое, а тупиковые отгораживают от внешнего мира. Прогрес-
сивные движения развиваются только при помощи взрослых. От-
сутствие  внимания  к  ребенку  способствует  появлению  и
упрочению тупиковых движений.

Обычно в 3-4 месяца ребенок тянется рукой за предметами, сидит

с поддержкой. В 5 месяцев захватывает рукой неподвижные предме-
ты. К концу 6-го месяца появляется ползание, а в 7 месяцев он начи-
нает сидеть без поддержки и в 8 месяцев самостоятельно присажива-
ется. В возрасте 9 месяцев младенец уже стоит с поддержкой, а в 10
начинает стоять без поддержки. В 11 месяцев ребенок может ходить с
поддержкой, а в 12-13 месяцев ходит самостоятельно.

Во втором полугодии у ребенка появляется противопоставление

большого пальца всем остальным и младенец начинает не только зах-
ватывать, но и манипулировать предметами — укладывать, нанизы-
вать, открывать. Манипуляции, изначально направленные на предмет,
постепенно становятся направленными на результат действия.

Пространственная ориентировка.

В  овладении  окружаю-

щим пространством важная роль принадлежит согласованным дви-
жениям рук и глаз — образ видимого предмета начинает активно
управлять движениями рук и регулировать их (сенсомоторная ко-
ординация). Глаз как бы "обучает" руку, и ее движения становятся
точнее и совершеннее. В 3-4 месяца ребенок только следит взором
за предметами, хорошо различает цвета и форму, реагирует на но-
вое. В 6 месяцев  он  еще не  определяет расстояние и  одинаково
тянется к близко и далеко расположенной игрушке. Движения руки
по направлению к недоступному предмету постепенно превраща-
ются в указательный жест, адресованный взрослому. В первом по-
лугодии ребенок легко узнает показанные ему предметы, а во вто-
ром  полугодии  он  демонстрирует  возможность  восстановления
предмета по памяти. Если спросить его о местонахождении извест-
ного ему предмета, то ребенок активно начинает его искать пово-
ротами глаз, головы и туловища. Следовательно, в этом возрасте
активно идет формирование представлений, которые являются ос-
новой для элементарных форм мышления.

Существует гипотеза, предложенная Ж. Пиаже, что уже у младен-

цев имеется прототип схемы в форме элементарной способности упо-

рядоченного отражения действительности в виде общих свойств, при-

91