Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6747

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

сущих сходным, хотя и не идентичным, явлениям. Об этом говорит тот
факт, что многие годовалые дети различают группы предметов по их
общим признакам: мебель, животных, еду. Предполагают также, что в
памяти  человека  образ  предмета  оставляет  после  себя  след-схему
предмета, которая включает в себя наиболее информативные, суще-
ственные признаки его (когнитивная карта-схема). Способность созда-
вать и сохранять когнитивные схемы есть уже у младенцев. К концу

первого года жизни относятся и первые признаки наличия мышления
у ребенка в форме сенсомоторного интеллекта. Ребенок замечает, ус-
ваивает и использует в своих действиях элементарные свойства и отно-
шения предметов.

Эмоциональное развитие.

Эта линия развития также непос-

редственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые
3-4 месяца  у  детей  появляются разнообразные  эмоциональные
состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение дви-
жений, замедление сердечного ритма), тревожность  при физи-
ческом дискомфорте (усиление движений, ускорение сердечного
ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворе-
нии потребности. После  появления комплекса  оживления  ребе-
нок доброжелательно реагирует на любого взрослого человека,
но после 3-4 месяцев он начинает несколько теряться при виде
незнакомых людей. Особенно усиливается беспокойство при виде
незнакомца в 7-8 месяцев, в это же время появляется и страх рас-
ставания с мамой или другим близким человеком.

Кризис 1 года.

Переходный период между младенчеством и

ранним детством иногда называют кризисом 1 года. Как всякий
кризис, он связан со всплеском самостоятельности ребенка, ста-
новлением ходьбы и речи, появлением у него аффективных реак-
ций. Вспышки аффектов у ребенка возникают, когда взрослые не
понимают его желаний, слов или жестов, а также если взрослые не
выполняют того, что  он  хочет. Особенно  остро ребенок  может
реагировать на запреты, слова "нельзя" и "нет". Некоторые дети в
аффекте пронзительно кричат, падают на пол, стучат руками и
ногами, возникают аффективно-респираторные судороги. Чаще
всего появление сильных аффектов у ребенка связано с опреде-
ленным стилем воспитания. Это или излишние запреты на само-
стоятельность, или непоследовательность в требованиях взрос-
лых, когда что-то сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при
бабушке, а при маме нельзя. Терпение и выдержка взрослых, пре-
доставление некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы
действий в допустимых пределах, смягчают кризис, помогают ре-
бенку избавиться от острых эмоциональных реакций. Поскольку

92


background image

ребенок уже ходит или активно ползает и круг досягаемых пред-
метов  увеличивается, взрослым  следует  убирать  острые  вещи,
закрывать электрические розетки.

Р

АННЕЕ ДЕТСТВО

(

ГП

>

ЕДДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

)

Накопленные за первый год физические силы и опыт манипули-

рования предметами вызывают у ребенка огромную потребность в
активном действовании. Наряду с развитием интеллекта, предмет-
ной и игровой деятельностью, основными достижениями  детей в
преддошкольном возрасте (1-3 года) являются освоение ходьбы (пря-
мохождение) и овладение речью. К концу раннего детства возникает
главное новообразование этого возраста — формирование элемен-
тарного самосознания (выделение собственного "Я").

Овладение прямохоэкдением.

Учиться ходить ребенок начи-

нает в конце младенчества, и овладение ходьбой ему дается труд-
но. Здесь крайне важна помощь взрослых, их одобрение и стиму-
ляция  активности  в  этом  направлении, так  как  потребности  в
ходьбе в это время у ребенка еще нет и он умеет уверенно пере-
двигаться с помощью ползания. Правда, довольно скоро ребенок
уже будет испытывать удовольствие от прямохождения и владе-
ния своим телом. К 1,5 годам он уже усложняет ходьбу: идет в
горку, по ступенькам, наступает на камешки, однако техника ходь-
бы еще далека от совершенства. К трем годам техника ходьбы ста-
билизируется полностью.

Овладение прямохождением значительно расширяет границы дос-

тупного ребенку пространства, увеличивает самостоятельность. Усвое-

ние удаленности, направления и расстояния практически возможно

только с помощью движения. К 2 годам ребенок значительно более точ-

но определяет местоположение предмета в пространстве, у него разви-

ваются и совершенствуются сенсомоторные реакции. Он приобретает

знания о качествах окружающих предметов и глубже познает связи,

которые существуют между некоторыми предметами, что способствует

формированию зачатков мышления, воли и самосознания.

Развитие речи.

Развитие речи тесно связано с предметной дея-

тельностью ребенка. "Немые" формы общения (показ) уже стано-
вятся недостаточными для его обучения. Ребенок вынужден обра-
щаться к взрослым с различными просьбами, но обращаться можно
только с помощью речи. Это стимулирует развитие речи, и тут также
многое зависит от взрослых. Если родители пытаются улавливать и
исполнять все желания ребенка, то это не стимулирует развитие

93


background image

речи. Она лучше развивается, если взрослые просят говорить ребен-
ка внятно и только потом исполняют желание.

Развитие речи у ребенка протекает одновременно по двум на-

правлениям: понимание речи  и формирование собственной речи.
Вначале ребенок понимает ситуацию и выполняет просьбы только
конкретных лиц (матери). К возрасту 1 года он уже знает и произно-
сит отдельные слова, а затем идет познание значения все большего
количества слов. К возрасту 1,5 лет ребенок знает значение от 30-40 до
100 слов, но употребляет в своей речи их относительно редко. После
1,5 лет речевая активность возрастает, и к концу 2 года он употребляет
до 300 слов, а концу 3-го—до 1500 слов. К 2 годам ребенок говорит
двух-трехсловными предложениями, а к 4 годам дети в состоянии
свободно разговаривать.

Ребенку второго года еще трудно обобщать, т.е. обозначать од-

ним  словом  однородные, но  разные  предметы. Вначале  ребенок
обобщает предметы по внешним признакам: назначению (напри-
мер, слово "апа" — означает у него все, что надевают на голову, т.е.
шляпа, косынка, чепчик и даже таз, если он там оказался), местона-
хождению ("сюп" — все, что есть в супе, т.е. морковь, капуста, мясо
или лук), звукоподражанию ("пи-пи" — птичка, мышь). Такие слова
в речи ребенка называют многозначными, и их количество в речи
ребенка должно быть относительно невелико, от 3 до 7% словарного
запаса. Распад многозначных  слов  и приобретение  устойчивости
значений слов связано с началом обобщения признаков предметов и
их фиксацией в словесных значениях.

Освоение грамматического строя языка требует умения измене-

ния окончаний и введения соединительных слов. Слушая взрослого и
повторяя за ним, ребенок усваивает и грамматические структуры. В
каждой  грамматической  форме  фиксируется  отношения  между
предметами или отношение к ним человека. Например, творитель-
ный падеж обозначает "орудийные" отношения, а родительный —
отношения принадлежности. Задолго до того как ребенок начнет
изучать эти отношения между предметами в школе, он их осваивает
в соответствующей грамматической форме языка.

Первая речь ребенка мало похожа на речь взрослого, и ее часто обо-

значают как автономную речь, так как ребенок иногда произносит слова,

которые взрослыми вовсе не употребляются. "Автономные слова", веро-

ятно, являются искаженным воспроизведением слышимых слов взрос-

лых, а иногда это придуманные самим ребенком слова. Например, слово

"ика" обозначает у ребенка шкаф, "гилигича"— карандаш, "тити"—часы,

"му-му"—корова и т.д. (Кулагина И.Ю, 1997). При правильном воспита-

нии автономная речь быстро исчезает (обычно в течение полугода), но

если ее поддерживать, то она сохраняется надолго.

94


background image

Развитие предметной деятельности.

Ребенок в раннем дет-

стве  употребление  и  назначение  предметов  узнает  с  помощью
взрослого. Освоение предметных действий  проходит  у ребенка в
три этапа: вначале он не знает назначение предмета и лишь манипу-
лирует им, далее  он  использует предмет только по его прямому
назначению (освоил назначение предмета), а затем вновь его упот-
ребляет свободно и манипулирует им, хотя и знает прямое назначе-
ние предмета.

У ребенка постепенно появляется способность сравнивать и со-

относить (подбирать на глаз) сходные предметы: он обучается соби-
рать пирамидки, исправляет ошибки при складывании колец. Кроме
этих соотносящих действий у ребенка появляются и орудийные дей-
ствия. В последних случаях предмет используется уже как орудие
воздействия на другие предметы.

Орудийное действие невозможно без участия мышления. В от-

личие от употребления предмета высшими обезьянами, орудие для
ребенка не является простым удлинением руки, так как рука здесь
подчиняется  орудийным  приемам. Усваивая  употребление  про-
стейших орудий, ребенок постепенно постигает и общий принцип,
что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами или
зубами, но и вещами, которые специально для этого созданы. Этот
принцип на языке психологии часто называют принципом опосре-
дованного действия.

Игровая деятельность.

Лишь к концу раннего детства (на тре-

тьем году) начинают складываться новые виды деятельности ребен-
ка, которые достигают своих развернутых форм на последующих эта-
пах. К ним относятся игра и продуктивные виды деятельности.

На первом году жизни непосредственного взаимодействия меж-

ду детьми практически не наблюдается, и лишь к двум годам у детей
возникают первые реальные контакты с партнерами по игре. Игра
как новый вид деятельности ребенка появляется в процессе манипу-
ляций предметами и познании их назначения. Вначале ребенок учит-
ся наряду с реальными предметами пользоваться их заместителями,
например, вместо машины используется кубик или палочка. В даль-
нейшем игры детей будут воспроизводить общественные отноше-
ния — они начинают играть в ролевые игры (продавец, пожарник,
дочки-матери и другие).

С предметной деятельностью связаны не только игровые, но и

продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирова-
ние. Вначале (доизобразительный этап) ребенок знакомится с основ-
ными свойствами нужных материалов (карандаш, бумага и другие),
приобретает навыки пользования ими, наносит на бумагу первую

95


background image

линию. В дальнейшем ребенок узнает в случайных линиях предмет и
пытается его повторить (изобразительный этап). Формирование гра-
фического образа предмета у ребенка формируется постепенно и
также требует в его освоении помощи со стороны взрослых.

Детская игра несравнима с игрой животных, где она инстинктивна.

Игровая деятельность у человека по наследству не передается, и нет

игры, которая не была бы тесно связана с трудом. Ребенок хочет само-

стоятельно выполнять многие операции: вести автомобиль, готовить

пищу, ухаживать за младшими. Однако он еще самостоятельно этого

делать не может. Это противоречие находит свое разрешение в игре,

которая по сути не является у него продуктивной  деятельностью, и

мотив игры направлен не на результат, а на содержание самого действия.

Интеллектуальное развитие.

Основное направление развития

высших психических функций у детей раннего возраста можно обо-
значить как начало вербализации познавательных процессов, т.е. их
опосредование речью.

Если развитие наглядно-действенного мышления осуществляет-

ся почти независимо от формирования речи, то развитие наглядно-
образного мышления тесно с ней связано. Формирование образа
предмета невозможно без некого абстрагирования свойств пред-
мета с обозначением его словом. Конечно, за значением слова в
раннем детстве чаще всего еще скрывается не понятие, а образное
и обобщенное восприятие действительности (предмета или явле-
ния). На третьем году жизни ребенок различает все основные про-
стые геометрические формы (круг, овал, треугольник) и знает все
основные цвета.

Овладение  простейшими  орудиями  приводит  к  способности

предвидеть возможные взаимодействия между своим телом и пред-
метами, а также взаимодействий между предметами. В возрасте от
полутора до двух лет ребенок демонстрирует способность к операн-
тному научению, пользуется различными вариантами выполнения
одного и того же действия. У него появляется способность решать
задачи не только методом проб и ошибок, но и путем догадки (инсай-
та). Формирование образного мышления в раннем детстве сопро-
вождается достаточно развитым воображением. Воображение, как и
память, в этот период детства еще непроизвольное и возникает под
влиянием  интереса  и  эмоций. Слушая  сказки, ребенок  пытается
представить их персонажи, события и ситуации.

Предпосылки формирования личности.

Постепенно  ребе-

нок учиться вести себя в обществе, однако ситуация на него все

еще  оказывает  большее  влияние, чем  словесные  объяснения

взрослого. С 1,5 лет ребенок воспринимает ласку, поощрения, а

96