Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6746
Скачиваний: 24
позже уже начинает испытывать стыд. Однако руководство свои-
ми действиями все еще оказывается недостаточным: ему трудно
удержаться от выполнения желаний и выполнять не очень привле-
кательные действия.
Конец раннего детства знаменуется появлением у ребенка фено-
мена "Я", когда он начинает называть себя не по имени, а местоиме-
нием "Я". Это происходит в силу постепенного нарастания понима-
ния значения отделения действия от предмета, сравнения своего
действия с действием взрослого. Так ребенок постепенно научается
"видеть себя в другом" человеке, что затем и выражается в извест-
ном "Я сам". Эта особая потребность ребенка знаменует рождение
его личности, формирование самосознания с появлением психоло-
гического образа своего "я". Процесс отграничения своего "Я" от
"другого" и даже от предметов идет путем противопоставления. Ре-
бенок в своей речи начинает подчеркивать эту разницу или тожде-
ство между собой и другими, становится способным воспринимать
себя как самостоятельное существо. Появление нового всплеска по-
требности в самостоятельности через изъявление своей воли приво-
дит к распаду прежней социальной ситуации развития, что проявля-
ется в кризисе трех лет.
Кризис трех
лет
К трем годам у ребенка возникает большое стремление к само-
стоятельности, что выражается в настойчивом "Я сам" и "Я хочу".
Стремясь быть как взрослый, ребенок хочет сам выполнять ту дея-
тельность, которую он наблюдает у взрослых (зажигать свет, ходить в
магазин, варить обед и так далее). Конечно, притязания детей непо-
мерно превосходят их реальные возможности и удовлетворить все их
невозможно. Однако недостаточный учет этой потребности в само-
стоятельности, а тем более прямое подавление ее может быть причи-
ной фрустрации, повышенной нервности ребенка. Именно в этот
период впервые у ребенка начинают замечаться проявления упрям-
ства и негативизма, направленные против взрослых, которые посто-
янно ухаживают за ним и опекают его. Иногда можно заметить, что
ребенок как бы сам ищет поводы, где бы он мог противопоставить
себя взрослым. Например, Митя (2 года 7 месяцев) подходит к плите
и говорит сам себе: "Митя, плиту трогать нельзя!" и вслед за этим: "А
я буду! А я буду!" (Обухова Л.Ф., 1995).
Внешне кризис трех лет проявляется несколькими важными сим-
птомами, которые впервые описаны Эльзой Келер в работе "О лич-
ности трехлетнего ребенка". Л.С. Выготский обозначает их как "се-
мизвездие симптомов" этого возрастного критического периода.
4 Сидоров П. И. и др. Т. II.
9 7
1. Негативизм — отрицательная реакция и отказ от выполнения
определенных требований взрослых. Ее не следует путать с непослу
шанием, которое бывает и в более раннем возрасте.
2. Упрямство — реакция на свое собственное решение, которая
заключается в настойчивом требовании его выполнения. Упрямство
не следует смешивать с настойчивостью, так как здесь на первом
плане требование считаться с личностью ребенка, признать его "Я".
3. Строптивость —реакция более генерализованная и безлич
ная, чем предыдущие. Это протест против порядков, которые суще
ствуют дома.
4. Своеволие — реакция эмансипации от взрослого, то есть
стремление к отстаиванию своих прав на самостоятельность намере
ния, замысла и независимость от него.
5. Обесценивание взрослых — выражается в нередких заявлени
ях в адрес взрослого, что он "дурак" или "пьяница", и при этом
совершенно не важно то, что его родитель умница и совершенно
не пьет вино.
6. Протест-бунт — проявляется в частых ссорах с родителями,
которые приобретают черты протеста, своеобразной "войны" со
взрослыми.
7. Стремление к деспотизму — проявляется в желании властво
вать и управлять поведением взрослых, и для этого изыскивается
множество способов. Наиболее часто встречается в семьях с един
ственным ребенком.
Л.С. Выготский подчеркивает, что нельзя в кризисных периодах в
развитии ребенка видеть только одни негативные моменты. Важно
заметить в них попытку установления новых, более высоких отноше-
ний с окружающими. Ломка взаимоотношений, которые ранее су-
ществовали между ребенком и взрослым, по мнению Д.Б. Элькони-
на, — это кризис социальных отношений, кризис выделения своего
"Я". Если взрослые замечают рост самостоятельности ребенка и по-
ощряют ее, то трудности этого кризисного периода не возникают или
быстро преодолеваются. Ребенку еще многому нужно обучиться, и
для удовлетворения притязаний трехлетних имеется особая форма
реализации их потребностей — детская игра.
Кризис трех лет — явление субъективно трудное для ребенка и
объективно—для его родителей. Однако это явление преходящее и в
нем есть свое позитивное начало. Не следует к тому же забывать, что
необычайно быстрое развитие психических и физиологических ка-
честв ребенка чрезвычайно сильно напрягает деятельность всех сис-
тем организма и возрастают предъявляемые к ним требования. Все
это создает условия для возможной их поломки. Известно, что боль-
98
шинство патологических психологических состояний и психических
болезней, которые берут начало в раннем детстве, впервые появля-
ются (манифестируют) именно в этот критический период.
Дошкольный
ПЕРИОД
Дошкольное детство (от 3 лет до 6-7 лет) часто подразделяют на три
периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошколь-
ный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (старше 5 лет).
Дошкольный возраст характеризуется интенсивностью игр как
ведущей деятельности дошкольника. Именно в игре ребенок выходит
за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с
миром взрослых людей. Игры у детей проходят довольно значитель-
ный путь развития: от предметно-манипулятивных до сюжетно-роле-
вых игр с правилами и символических игр.
Младшие дошкольники еще обычно играют в одиночку. У них
преобладают предметные и конструкторские игры, а сюжетно-роле-
вые игры воспроизводят действия тех взрослых, с которыми они по-
вседневно общаются.
В среднем школьном возрасте игры становятся совместными, и
главным в них становится имитация определенных отношений меж-
ду людьми, в частности ролевых. Создаются определенные правила
игры, которым дети стараются следовать. Темы игр различны, но
преобладают обычно семейные роли (мама, папа, бабушка, сын,
дочь), сказочные (волк, заяц) или профессиональные (врач, летчик).
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры значи-
тельно усложняются, набор ролей возрастает. Характерно, что ре-
альные предметы часто здесь замещаются условными их замените-
лями (символами) и возникает так называемая символическая
игра. Впервые в играх старших дошкольников можно заметить от-
ношения лидерства, развитие организаторских способностей. Кон-
структорская игра постепенно превращается в трудовую деятель-
ность, где ребенок конструирует, строит и создает что-то полезное
и нужное в быту. Дети также любят заниматься изобразительным
творчеством, музыкой. В совместной игре они учатся языку обще-
ния, умению согласовывать свои действия с действиями других.
Игра развивает память, мышление и речь. Внутри игровой деятель-
ности складывается и учебная деятельность, которая будет ведущей
на следующих возрастных этапах.
В игре также развивается рефлексия как способность анализи-
ровать свои действия, мотивы и соотносить их с общечеловечески-
4*
99
ми ценностями, а также поступками и мотивами других людей.
Рефлексия способствует адекватному поведению. После возникно-
вения рефлексии у ребенка появляется стремление соответство-
вать требованиям взрослых, быть ими признанным. Взрослые обу-
чают ребенка и половой роли: мальчику больше разрешают
агрессивности, поощряют активность; от девочки требуют душев-
ности, чувствительности.
В дошкольном возрасте формируются новые мотивы: познава-
тельные и соревновательные. Уже в 3-4 года ребенок спрашивает:
"Что это?", "Зачем?", а позднее и "Почему?". Однако вначале боль-
шинство вопросов ребенок задает с целью привлечения внимания,
и стойкий интерес к знаниям возникает лишь к старшему дошколь-
ному возрасту.
В старшем дошкольном возрасте очень важна оценка результа-
тов деятельности ребенка со стороны взрослых. Если он не получает
должной поддержки, то у него может сформироваться и развиться
комплекс неполноценности. Отрицательно влияют на формирова-
ние личности ребенка как пренебрежение его интересами или эмо-
циональная депривация (роль "пренебрегаемого", воспитание по
типу "Золушки"), так и чрезмерная заласканность, постоянное по-
мещение ребенка в центр внимания, что может "заразить" его само-
уверенностью, зазнайством (воспитание по типу "кумира семьи").
Словесно-логическое мышление начинает развиваться в конце
дошкольного возраста и предполагает умение оперировать слова-
ми и понимать логику рассуждений. Способность использовать
словесные рассуждения при решении ребенком задач уже можно
обнаружить в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко
она проявляется в феномене
эгоцентрической речи,
описанном
Ж. Пиаже. Поначалу эта речь "для себя" способствует сосредото-
чению и сохранению внимания ребенка и служит средством управ-
ления оперативной памятью. Затем постепенно эгоцентрические
речевые высказывания переносятся на начало деятельности и при-
обретают функцию планирования. Когда же этап планирования
становится внутренним, что происходит к концу дошкольного пе-
риода, эгоцентрическая речь постепенно исчезает и замещается
внутренней речью.
В своем становлении мышление у ребенка проходит две стадии:
допонятийную и понятийную.
Центральной особенностью допонятийного мышления считается
эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Суть последнего заключается в
том, что окружающий мир представляется ребенку продолжением его
самого — он не способен еще к рефлексии и в силу этого не попадает в
100
сферу собственного отражения, не может "посмотреть на себя со сто-
роны". Децентрация мышления начинается с возраста 3 лет, и тогда
ребенок начинает пользоваться местоимением "Я", начинает узнавать
себя на фотографии.
Вторая стадия в развитии мышления у ребенка приходит на смену
не сразу, а через ряд промежуточных этапов. К трем годам ребенок
учиться делать обобщения, начинает пользоваться вместо предметов
символами, может подбирать предмет по предложенному образцу —
сначала по форме, а затем по величине и цвету. Дефекты понимания у
детей чаще связаны с нечувствительностью ребенка к противоречиям,
ярким синкретизмом (тенденция связывать все со всем), трансдукцией
(переход от частного к частному, минуя общее), несогласованностью
объема и содержания понятия.
Психологическая готовность к школьному обучению
Завершая дошкольный период жизни, шести-семилетний ребе-
нок должен быть подготовленным к обучению в школе. Эта готов-
ность определяется следующими основными показателями.
1. Ребенок к этому возрасту должен иметь определенный запас
знаний — в основном представлений и некоторых житейских поня
тий о предметах и явлениях окружающей жизни. Ребенок имеет
представления о множестве и обозначении его цифрой, о звуке речи
и обозначении ее буквой, ориентируется в конкретных обстоятель
ствах пространства и времени. Сюда включаются и первоначальные
знания о моральных качествах людей, требованиях к поведению.
2. Ребенок должен владеть системой различных действий, кото
рыми он с большим или меньшим успехом пользуется. Сюда вклю
чаются как простые исполнительные движения, так и более слож
ные — трудовые, бытовые и некоторые учебные действия. На их
основе формируются различные навыки. Дети должны уметь на
блюдать и слушать речь другого, сосредотачиваться. Семилетний
ребенок уже немного умеет управлять своей психической деятель
ностью: намеренно заучивать и припоминать заученное, тормозить
свои желания и эмоциональные порывы, т.е. сдерживаться.
3. У ребенка должен сформироваться познавательный интерес к
окружающему: интерес к учению, желание заниматься и узнавать
новое, овладевать чтением и письмом.
4. У ребенка сформированы дружеские отношения со сверст
никами, интерес и потребность в совместных с ними играх, про
гулках, занятиях.
5. У ребенка должна быть сформирована определенная жизнен
ная позиция, т.е. желание и готовность стать школьником, учиться в
школе, нести определенный круг обязанностей.
101