Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6750
Скачиваний: 24
Таким образом, интеллектуальная готовность к школе важная, но
не единственная предпосылка успешного обучения. Подготовка ре-
бенка к школе включает формирование у него готовности к приня-
тию новой "социальной позиции" — положения школьника, имею-
щего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по
сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта
личностная готовность к школе требует достаточной развитости и
сформированности таких личностных качеств, как интересы, моти-
вы, способности, черты характера, самоконтроль и другие.
В последнее время обучение есть и в дошкольном периоде. Ре-
бенка учат читать, писать, считать. Однако можно уметь все это де-
лать, но не быть готовым к школьному обучению. Владея определен-
ным кругом знаний и умений, ребенок может еще не иметь
соответствующих механизмов умственной деятельности. Важней-
ший признак наличия таких механизмов — это возникновение про-
извольного поведения, превращение правила во внутреннюю ин-
станцию поведения. Одновременно в интеллектуальной сфере
ребенка также происходят качественные изменения — преодолева-
ется феномен эгоцентризма (центрации) мышления, что означает
возможность видения мира не только со своей точки зрения, но и с
точки зрения других людей, науки. Благодаря децентрации предме-
том рассуждения детей становится и мысль учителя.
Проблема обучения детей с 6лет.
Все психологи, работающие с
6-летними детьми, приходят к выводу, что 6-летний первоклассник по
уровню своего психического развития остается дошкольником. Он
сохраняет особенности мышления, присущие дошкольнику, у него
преобладает непроизвольная память (запоминается только то, что
интересно, а не то, что нужно запомнить), внимание таково, что ре-
бенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не
более 10-15 минут, познавательные мотивы также еще неустойчивы
и ситуативны.
Тем не менее накоплен большой опыт обучения детей с 6 лет и
даже еще с более раннего возраста. Основными его особенностями
являются щадящий режим (урок не более 35 минут, в перерывах
игры, физические упражнения, дневной сон, отсутствие домашних
заданий), небольшой объем учебного материала (знания и умения,
которыми дети должны овладеть за 3 года при начале обучения с 7
лет, здесь растягиваются на 4 года), большое количество общеразви-
вающих занятий (физкультура, музыка, ритмика, рисование), меди-
цинский контроль за здоровьем, особые программы и методы обу-
чения. Наилучшие возможности для создания всех этих условий
102
может предоставлять старшая группа детского сада, а не общеобра-
зовательная школа.
Настораживающими в плане возможности дезадаптации поведения
на последующих этапах возрастного развития являются следующие
особенностей поведения дошкольников (Лебединская К.С. и др., 1988):
— выраженная психомоторная расторможенность с трудностями
организации поведения даже в пределах подвижных игр, трудности вы
работки тормозных реакций и запретов;
— склонность к примитивной лжи и вымыслам для оправдания сво
их проступков, а также легкость принятия неправильных форм поведе
ния от более старших детей или взрослых;
— примитивные двигательные истероидные разряды с громким
плачем и криками, импульсивность поведения со вспыльчивостью, ссо
рами и драками по незначительному поводу;
— реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленнос
тью и агрессией в ответ на наказание и замечания, побеги из дома и
энурез как реакция активного протеста.
Глава 22
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
К младшему школьному возрасту в возрастной психологии от-
носят период психического развития ребенка от 6-7 лет до 10-11 лет
(1-4 классы школы). Границы этого возрастного диапазона весьма
условны и зависят в первую очередь от готовности ребенка к
школьному обучению. Более раннее или более позднее начало
обучения ребенка в школе смещает верхние границы этого возрас-
тного диапазона. Более совершенные методы обучения несколько
ускоряют психическое развитие и также смещают верхнюю грани-
цу, но это не особенно сказывается на последующем обучении и
успехах ребенка в школе.
Исторически младший школьный возраст в возрастной психоло-
гии выделился относительно недавно, в связи с введением системы
всеобщего обязательного среднего образования. Его содержание и
задачи еще окончательно не определились, поэтому также нельзя
считать неизменными и психологические особенности детей этого
возрастного этапа.
В настоящее время школа берет на себя ответственность опреде-
лить готовность ребенка к начальному школьному обучению, а ро-
дители вправе принять решение о том, в какую начальную школу
отдать ребенка — государственную или частную, трехлетнюю или
четырехлетнюю.
Примерно к возрасту 7 лет ребенок обладает всеми необходи-
мыми физическими и психическими предпосылками для того,
чтобы стать школьником и овладеть новой для него учебной дея-
тельностью. Школьное обучение не тождественно любому друго-
му обучению. До этого учение для ребенка было включено в игру
и не было обязательным. Теперь у ребенка появляется целый ряд
обязанностей и выполнение их оценивается учителем, другими
людьми. Важным для ребенка становится не только овладение си-
стемой начальных научных знаний, но и овладение умением
учиться. В процессе овладения учебной деятельностью психичес-
кие процессы у младшего школьника становятся все более произ-
вольными, совершенствуются рефлексивные способности. В
этом возрасте существенным достижением в развитии личности
ребенка становится преобладание мотива "Я должен" над моти-
вом "Я хочу".
104
П
СИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Как бы хорошо ребенок ни был подготовлен к школе, он приобре-
тает типичные черты школьника только после того, как начнет учить-
ся в школе. В школе воплощены требования общества, существует
система эталонов, одинаковых мер оценки. Теперь всю жизнь ребен-
ка пронизывает ситуация "ребенок-учитель", а основной деятельно-
стью ребенка является учебная деятельность. Успешность обучения
и поведения в школе означает чаще всего и благополучие отношений
ребенка с родителями и со сверстниками.
Учебная деятельность.
Для школьного учителя основной про-
блемой является формирование у ребенка учебной деятельности,
умения учиться самому. Сама по себе учебная деятельность вклю-
чает учебно-познавательные мотивы, учебные задачи, учебные дей-
ствия и операции, контроль и оценку.
Наиболее важным из этого представляется выработка и упрочение
познавательной мотивации у ребенка. Дети, как правило, идут в школу
с большим желанием, однако конкретные мотивы этого могут быть
различными по содержанию и степени осознанности. Чаще всего пре-
обладают мотивы, связанные со стремлением ребенка занять новое
для него положение школьника, носить форму или возвыситься в гла-
зах дошкольников. Собственно же познавательные мотивы и мотивы
самосовершенствования еще у ребенка слабо выражены. Это может
быстро снизить интерес ребенка к школьной жизни.
Формирование учебно-познавательной мотивации у школьника
тесно связано с содержанием и способами обучения. Действитель-
ная мотивация возникает только тогда, когда ребенку в школе инте-
ресно и комфортно. С другой стороны, быстрота овладения систе-
мой научных знаний и самой учебной деятельностью, т.е. умением
учиться, во многом определяется и индивидуально-психическими
особенностями ребенка.
Учебная деятельность предъявляет требования ко всем сторонам
психики ребенка. В младшем школьном возрасте большие измене-
ния происходят в познавательной сфере ребенка.
1. Непроизвольное восприятие дошкольника постепенно пре
вращается в целенаправленное и произвольное восприятие —
наблюдение. Такое восприятие у ребенка необходимо формиро
вать — нужно учить его рассматривать объект для того, чтобы он
увидел то, что нужно.
2. Изменения в области памяти связаны с тем, что она также при
обретает ярко выраженный познавательный характер и становится
105
произвольной. Ребенок начинает осознавать мнемическую задачу,
идет интенсивное формирование приемов запоминания.
3. Мышление в младшем школьном возрасте начинает развивать-
ся по пути перехода его от образного мышления к словесно-логичес-
кому. Мышление постепенно приобретает абстрактный и обобщен-
ный характер. Мышление перенастраивает и нацеливает восприятие,
память и другие психические процессы на установление смысловых,
логических связей и отношений.
Учебная деятельность способствует и формированию основных
психических новообразований младшего школьника:
1) произвольность поведения и всех психических процессов, их
осознанность и "интеллектуализация";
2) развитие рефлексии с пониманием и осознанием собственных
изменений.
Произвольность в поведении характеризуется умением само-
стоятельно ставить цели действий, находить доступные средства
их достижений и преодолевать возможные препятствия. С произ-
вольностью в поведенческом плане связано внутреннее планиро-
вание действий, понимаемое как способность действовать в уме.
Развитие внутреннего плана действий проходит ряд этапов, отра-
жающих постепенный "переход" в него внешних действий и опе-
раций (интериоризация).
У ребенка также постепенно пробуждается активный интерес и
к своему внутреннему миру, собственным мыслям и переживани-
ям. Рефлексия является необходимым условием для самосовер-
шенствования личности путем самовоспитания. Сама учебная дея-
тельность требует рефлексии, оценки собственных изменений.
Именно поэтому всякая учебная деятельность начинается с того,
что ребенка оценивают.
О
СНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДА
ВХОЖДЕНИЯ
в школу
Л.С. Выготский (1984), описывая поведение, свойственное детям
в периоде вхождения в школу, характеризует его как вычурное, ис-
кусственное, манерное, натянутое и странное. Общий отличитель-
ный признак такого поведения — "утрата непосредственности". Ее
причину он видел в развивающейся рефлексии, нарастающей ин-
теллектуализации и дифференциации внутренней и внешней жиз-
ни ребенка.
106