Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6750

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Таким образом, интеллектуальная готовность к школе важная, но

не единственная предпосылка успешного обучения. Подготовка ре-
бенка к школе включает формирование у него готовности к приня-
тию новой "социальной позиции" — положения школьника, имею-
щего круг  важных  обязанностей  и прав, занимающего иное, по
сравнению с  дошкольниками, особое положение в обществе. Эта
личностная готовность к школе требует достаточной развитости и
сформированности таких личностных качеств, как интересы, моти-
вы, способности, черты характера, самоконтроль и другие.

В последнее время обучение есть и в дошкольном периоде. Ре-

бенка учат читать, писать, считать. Однако можно уметь все это де-
лать, но не быть готовым к школьному обучению. Владея определен-
ным  кругом  знаний  и  умений, ребенок  может  еще  не  иметь
соответствующих механизмов умственной деятельности. Важней-
ший признак наличия таких механизмов — это возникновение про-
извольного поведения, превращение правила  во внутреннюю  ин-
станцию  поведения. Одновременно  в  интеллектуальной  сфере
ребенка также происходят качественные изменения — преодолева-
ется феномен эгоцентризма (центрации) мышления, что означает
возможность видения мира не только со своей точки зрения, но и с
точки зрения других людей, науки. Благодаря децентрации предме-
том рассуждения детей становится и мысль учителя.

Проблема обучения детей с 6лет.

Все психологи, работающие с

6-летними детьми, приходят к выводу, что 6-летний первоклассник по
уровню своего психического развития остается дошкольником. Он
сохраняет особенности мышления, присущие дошкольнику, у него
преобладает непроизвольная память (запоминается только то, что
интересно, а не то, что нужно запомнить), внимание таково, что ре-
бенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не
более 10-15 минут, познавательные мотивы также еще неустойчивы
и ситуативны.

Тем не менее накоплен большой опыт обучения детей с 6 лет и

даже еще с более раннего возраста. Основными его особенностями
являются щадящий режим (урок не более 35 минут, в перерывах
игры, физические упражнения, дневной сон, отсутствие домашних
заданий), небольшой объем учебного материала (знания и умения,
которыми дети должны овладеть за 3 года при начале обучения с 7
лет, здесь растягиваются на 4 года), большое количество общеразви-
вающих занятий (физкультура, музыка, ритмика, рисование), меди-
цинский контроль за здоровьем, особые программы и методы обу-
чения. Наилучшие возможности для создания всех этих условий

102


background image

может предоставлять старшая группа детского сада, а не общеобра-
зовательная школа.

Настораживающими в плане возможности дезадаптации поведения

на  последующих  этапах  возрастного  развития  являются  следующие
особенностей поведения дошкольников (Лебединская К.С. и др., 1988):

— выраженная психомоторная расторможенность с трудностями

организации поведения даже в пределах подвижных игр, трудности вы
работки тормозных реакций и запретов;

— склонность к примитивной лжи и вымыслам для оправдания сво

их проступков, а также легкость принятия неправильных форм поведе
ния от более старших детей или взрослых;

— примитивные двигательные истероидные разряды с громким

плачем и криками, импульсивность поведения со вспыльчивостью, ссо
рами и драками по незначительному поводу;

— реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленнос

тью и агрессией в ответ на наказание и замечания, побеги из дома и
энурез как реакция активного протеста.


background image

Глава 22
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

К младшему школьному возрасту в возрастной психологии от-

носят период психического развития ребенка от 6-7 лет до 10-11 лет
(1-4 классы школы). Границы этого возрастного диапазона весьма
условны  и  зависят  в  первую  очередь  от  готовности  ребенка  к
школьному  обучению. Более  раннее  или  более  позднее  начало
обучения ребенка в школе смещает верхние границы этого возрас-
тного диапазона. Более совершенные методы обучения несколько
ускоряют психическое развитие и также смещают верхнюю грани-
цу, но это не особенно сказывается на последующем обучении и
успехах ребенка в школе.

Исторически младший школьный возраст в возрастной психоло-

гии выделился относительно недавно, в связи с введением системы

всеобщего обязательного среднего образования. Его содержание и

задачи еще  окончательно не  определились, поэтому также нельзя

считать неизменными и психологические особенности детей этого

возрастного этапа.

В настоящее время школа берет на себя ответственность опреде-

лить готовность ребенка к начальному школьному обучению, а ро-

дители вправе принять решение о том, в какую начальную школу

отдать ребенка — государственную или частную, трехлетнюю или

четырехлетнюю.

Примерно к возрасту 7 лет ребенок обладает всеми необходи-

мыми  физическими  и  психическими  предпосылками  для  того,
чтобы стать школьником и овладеть новой для него учебной дея-
тельностью. Школьное обучение не тождественно любому друго-
му обучению. До этого учение для ребенка было включено в игру
и не было обязательным. Теперь у ребенка появляется целый ряд
обязанностей и выполнение их оценивается учителем, другими
людьми. Важным для ребенка становится не только овладение си-
стемой  начальных  научных  знаний, но  и  овладение  умением
учиться. В процессе овладения учебной деятельностью психичес-
кие процессы у младшего школьника становятся все более произ-
вольными, совершенствуются  рефлексивные  способности. В
этом возрасте существенным достижением в развитии личности
ребенка становится преобладание мотива "Я должен" над моти-
вом "Я хочу".

104


background image

П

СИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Как бы хорошо ребенок ни был подготовлен к школе, он приобре-

тает типичные черты школьника только после того, как начнет учить-
ся в школе. В школе воплощены требования общества, существует
система эталонов, одинаковых мер оценки. Теперь всю жизнь ребен-
ка пронизывает ситуация "ребенок-учитель", а основной деятельно-
стью ребенка является учебная деятельность. Успешность обучения
и поведения в школе означает чаще всего и благополучие отношений
ребенка с родителями и со сверстниками.

Учебная деятельность.

Для школьного учителя основной про-

блемой является  формирование  у ребенка  учебной деятельности,
умения учиться самому. Сама по себе учебная деятельность вклю-
чает учебно-познавательные мотивы, учебные задачи, учебные дей-
ствия и операции, контроль и оценку.

Наиболее важным из этого представляется выработка и упрочение

познавательной мотивации у ребенка. Дети, как правило, идут в школу
с большим желанием, однако конкретные мотивы этого могут быть
различными по содержанию и степени осознанности. Чаще всего пре-
обладают мотивы, связанные со стремлением ребенка занять новое
для него положение школьника, носить форму или возвыситься в гла-
зах дошкольников. Собственно же познавательные мотивы и мотивы
самосовершенствования еще у ребенка слабо выражены. Это может
быстро снизить интерес ребенка к школьной жизни.

Формирование учебно-познавательной мотивации у школьника

тесно связано с содержанием и способами обучения. Действитель-
ная мотивация возникает только тогда, когда ребенку в школе инте-
ресно и комфортно. С другой стороны, быстрота овладения систе-
мой научных знаний и самой учебной деятельностью, т.е. умением
учиться, во многом определяется и индивидуально-психическими
особенностями ребенка.

Учебная деятельность предъявляет требования ко всем сторонам

психики ребенка. В младшем школьном возрасте большие измене-
ния происходят в познавательной сфере ребенка.

1. Непроизвольное восприятие дошкольника постепенно пре

вращается в целенаправленное и произвольное восприятие —
наблюдение. Такое восприятие у ребенка необходимо формиро
вать — нужно учить его рассматривать объект для того, чтобы он
увидел то, что нужно.

2. Изменения в области памяти связаны с тем, что она также при

обретает ярко выраженный познавательный характер и становится

105


background image

произвольной. Ребенок начинает осознавать мнемическую задачу,
идет интенсивное формирование приемов запоминания.

3. Мышление в младшем школьном возрасте начинает развивать-

ся по пути перехода его от образного мышления к словесно-логичес-
кому. Мышление постепенно приобретает абстрактный и обобщен-
ный характер. Мышление перенастраивает и нацеливает восприятие,
память и другие психические процессы на установление смысловых,
логических связей и отношений.

Учебная деятельность способствует и формированию основных

психических новообразований младшего школьника:

1) произвольность поведения и всех психических процессов, их

осознанность и "интеллектуализация";

2) развитие рефлексии с пониманием и осознанием собственных

изменений.

Произвольность в поведении характеризуется умением само-

стоятельно ставить цели действий, находить доступные средства
их достижений и преодолевать возможные препятствия. С произ-
вольностью в поведенческом плане связано внутреннее планиро-
вание действий, понимаемое как способность действовать в уме.
Развитие внутреннего плана действий проходит ряд этапов, отра-
жающих постепенный "переход" в него внешних действий и опе-
раций (интериоризация).

У ребенка также постепенно пробуждается активный интерес и

к своему внутреннему миру, собственным мыслям и переживани-
ям. Рефлексия является необходимым  условием для  самосовер-
шенствования личности путем самовоспитания. Сама учебная дея-
тельность  требует  рефлексии, оценки  собственных  изменений.
Именно поэтому всякая учебная деятельность начинается с того,
что ребенка оценивают.

О

СНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДА

ВХОЖДЕНИЯ

в школу

Л.С. Выготский (1984), описывая поведение, свойственное детям

в периоде вхождения в школу, характеризует его как вычурное, ис-
кусственное, манерное, натянутое и странное. Общий отличитель-
ный признак такого поведения — "утрата непосредственности". Ее
причину он видел в развивающейся рефлексии, нарастающей ин-
теллектуализации и дифференциации внутренней и внешней жиз-
ни ребенка.

106