Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6245

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

перемене дети бегают, дерутся и кричат. Особые трудности в школе
испытывают дети холерического темперамента, черты которого наи-
более ярко выступают в критические периоды онтогенеза. Повы-
шенная  возбудимость, неусидчивость  и  моторная  расторможен-
ность могут иметь и другие причины. В любом случае такие дети
требуют к себе внимательного отношения родителей, педагогов и
врачей. Следует помнить, что волевая активность младших школьни-
ков базируется преимущественно на побуждении извне, самостоя-
тельно они еще не могут проявлять достаточную выдержку и орга-
низованность, поэтому  им  необходим  постоянный  контроль  со
стороны взрослых.

Другой типичной причиной затруднений освоения учебной дея-

тельности является

недостаточная  сфорлшрованность у  ребенка

интеллекта пли отдельных его сторон.

Такие дети  имеют слабо

выраженные  нарушения  памяти, внимания, мышления, речи  или
динамики психических процессов. Подобные нарушения возникают
при различных вариантах задержки и асинхронии психического раз-
вития. Они могут быть следствием родовой травмы, перенесенного
ребенком сотрясения головного мозга или  тяжелого заболевания.
Эти дети нуждаются не только в педагогической помощи (в ряде слу-
чаев они требуют обучения в специально созданных условиях —
классы "выравнивания"), но и должны находиться под наблюдением
школьного врача.

Большую роль в формировании интеллектуальной деятельности

играют  и  социальные  факторы. Так, педагогически  запущенные
дети, чьи родители имеют более низкий образовательный уровень,
злоупотребляют алкоголем или конфликтуют между собой и практи-
чески воспитанием ребенка не занимаются, имеют  очень бедный
запас знаний, оказываются не подготовленными к школе и в силу
этого испытывают трудности в обучении.

Со второго класса начинает складываться детский коллектив, и

теперь дети начинают более болезненно реагировать на замечания
взрослых, сделанные ими при товарищах, поскольку мнение свер-
стников приобретает для них весьма важное значение. Начинают
выделяться "лидеры" и "отверженные", меняются взаимоотноше-
ния детей. В ряде случаев проблемы межличностных отношений со
сверстниками и взрослыми выступают у некоторых детей на пер-
вый план и требуют анализа и коррекции. Родители таких детей ча-
сто говорят о них, что ребенок необщительный, у него нет друзей,
"задразнили  в  школе", "моего  ребенка  не  понимает  учитель" и
тому подобное.

112


background image

А

НТИДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

(

ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ

)

Трудновоспитуемыми называют детей, которые при нормальных

педагогических мероприятиях не  объединяются с коллективом свер-
стников и к тому же, как правило, плохо учатся. Они нуждаются в
специальном  педагогическом воздействии на протяжении многих
лет, однако и в этом случае шансы на успех не очень велики. Трудно-
воспитуемость может быть обусловлена рядом причин. В отдельных
случаях это наследственно обусловленная абсолютная эмоциональ-
ная холодность, которая порой может отражать подобное поведение
с отсутствием эмоциональной отзывчивости по крайней мере одно-
го из родителей, что определяет атмосферу в семье. Можно предпо-
ложить, что и второй из родителей не слишком эмоционален, в про-
тивном  случае их  совместная жизнь  едва ли  была бы  возможна.
Чаще всего это люди, ориентированные на профессиональную дея-
тельность с внешне упорядоченными семейными отношениями.

С

ХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ПРИ ЖАЛОБАХ

НА ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

1. Проверяется сохранность познавательных процессов: блок ди

агностических методик на вербальный и невербальный интеллект,
память, внимание, уровень развития речи, ручной праксис.

2. Проверяется обучаемость ребенка (задачи с дозированной по

мощью взрослых), сформированность элементов учебной деятельно
сти, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения.

3. Анализируются особенности учебной мотивации ребенка,

уровень притязаний, интересы.

4. Обязательно проверяются учебные навыки ребенка, просмат

риваются тетради по математике, русскому языку, даются пробы на
чтение, письмо и решение задач.

5. Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости: как

ребенок относится к плохим (неудовлетворительным) оценкам; ка
кова типичная обратная связь по этому поводу со стороны взрослых
(родители, учителя); есть ли сферы деятельности, позволяющие ре
бенку компенсировать неуспех в обучении; по возможности вос
производится вся система межличностных отношений ребенка.

6. Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в уче

бе: кто занимается с ним, как много, какие приемы используют. Ана
лиз стиля родительского воспитания в семье в целом.

113


background image

7. Собирается подробный анамнез развития ребенка, с чем роди-

тели связывают трудности обучения в школе.

Результатом  обследования  является  возрастно-психологическое

заключение. Оно должно отражать не только сам дефект, но сохран-
ные  психические  структуры, на  которые можно  опереться  при его
компенсации, а также важно  описать актуальную социальную ситу-
ацию ребенка и ее возможности для адаптации и реабилитации. В
беседе  с родителями стремятся раскрыть не только  психологичес-
кую структуру дефекта, но и подчеркивают положительные качества
ребенка. Консультирование  базируется  на  соблюдении  интересов
ребенка и щадящей форме сообщения родителям диагноза.

Настораживающими в плане возможности дезадаптации поведе-

ния на последующих этапах возрастного развития являются следую-
щие особенности поведения младших школьников (Лебединская К.С. и
др., 1988):

— низкая познавательная активность и личностная незрелость, дис

социирующие с возрастающими требованиями к социальному статусу
школьника;

— сохраняющиеся с дошкольного возраста элементы моторной ра-

сторможенности, сочетающиеся с эйфорическим фоном настроения и
повышенной жаждой острых, бездумных впечатлений;

—усиление некоторых элементов влечений типа интереса к ситуаци-

ям жестокости и агрессии;

— немотивированные колебания настроения, а также конфликт

ность, взрывчатость и драчливость по мелким поводам (часто с замет
ными вегетативно-сосудистыми реакциями, завершающимися церебро-
астеническими явлениями);

— реакции протеста по поводу школьных занятий — прогулы уро

ков, невыполнение домашних заданий "назло" педагогам и родителям;

—гиперкомпенсационные реакции со стремлением обратить на себя

внимание отрицательными формами поведения: грубость, намеренное
невыполнение требований и другие;

— трудности и даже невозможность усвоения дальнейших разделов

школьной программы за счет как отсутствия интереса к учебе, так и
слабых интеллектуальных возможностей;

— нарастание тяготения к асоциальности (мелкие кражи, попытки

курения и алкоголизация), особенно при дефектах воспитания со сторо
ны семьи (пьянство родителей, безнадзорность или грубая авторитар
ность в стиле воспитания).


background image

Глава 23
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО
ВОЗРАСТА

О

БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА ВЗРОСЛЕНИЯ

Переход от детства к взрослости (взросление) охватывает почти

десятилетие—от 11 до 20 лет. Весь этот период обычно подразделя-
ют на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (два
периода — ранняя и поздняя юность). Однако их хронологические
границы, как и всего переходного периода от детства к взрослости,
часто понимаются по-разному.

В психологии условной границей между отрочеством и юностью

чаще считается возраст 15 лет, а границей между первым и вторым
периодами юности —17 лет.

Имеются различия в периодизации этапов взросления по полу:

подростковый возраст определяется как 13-16 лет для мальчиков и 12-
15 лет—для девочек; юношеский возраст у юношей начинается с 17
лет и заканчивается в 22-23 года, а у девушек он начинается с 16 лет и
заканчивается в 19-20 лет (Кон И.С., 1980; Gesell A., 1956).

Ряд авторов (Петровский А.В. и другие., 1979) границы подрост-

кового возраста устанавливают между 11-12 и 14-15 годами, а возраст

между 14-15 и 17 годами определяется ими как ранняя юность. При

этом акцент делается на смене ведущих форм деятельности, обществен-

ном положении и уровне социализации личности в обществе.

В правовом отношении период взросления означает рост ответ-

ственности перед законом. Некоторые рубежи возрастной зрелости оп-

ределены юридически: в 14-16 лет молодые люди получают паспорт, в

18 лет — приобретают активное избирательное право, возможность

вступить в брак и несут полную ответственность за уголовные пре-

ступления.
В медицинской литературе периодизация подросткового возрас-

та проводится с позиций физического и полового созревания (Паш-
кова В.А., 1973; Личко А.Е., 1985 и другие). Весь этап взросления
здесь определяется как пубертатный (лат. pubertas — половая зре-
лость), и его обьино подразделяют на три периода:

препубертатный

— подготовительный период;

собственно пубертатный период

— бурная внутренняя

перестройка с наступлением половой зрелости (способность к
размножению);

115


background image

постпубертатный

— достижение окончательной биологи-

ческой зрелости.

Если совместить это деление с принятыми в возрастной и педаго-

гической психологии категориями, то препубертатный период соот-
ветствует предподростковому возрасту, пубертатный — подростко-
вому, а постпубертатный — юношескому возрасту.

Следует отметить, что существует большая индивидуальная ва-

риативность процессов  созревания, которая еще более усилилась
начавшимся с 1950 года массовым ускорением темпов полового со-
зревания новых поколений

(акселерация).

Современные дети стали

достигать полного своего физического роста и полового созревания
в среднем на 1,5-2 года раньше, чем предыдущие поколения. Что же
касается верхней границы взросления, приобретения социального
статуса, то здесь положение изменилось в худшую сторону — удли-
нились сроки обучения и приобретения профессии, и это сдвигает
начало самостоятельной трудовой  деятельности к  более старшим
возрастным границам.

В пубертатном периоде происходит становление главных черт

характера, т.е.

основ

личности. В это время выявляются и другие лич-

ностные компоненты: способности, наклонности, интересы, значи-
тельная часть социальных отношений.

Переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности

обнажает и заостряет все слабые стороны личности, делает ее осо-
бенно уязвимой и податливой неблагоприятным влияниям среды,
поэтому подростковый возраст не случайно называют "трудным".
Кроме того, бурные нейрогормональные перестройки у подростков
также сопряжены с выявлением скрытых до этого генетически обус-
ловленных задатков. Именно на пубертатный период падает боль-
шинство дебютов эндогенных психических заболеваний.

Подростковый возраст как переходный от детства к зрелости всегда

считался

критическим.

Кризис этого возраста значительно отличается

от кризисов младших возрастов. Он является самым острым и самым
продолжительным, т.к. вступление в взрослую жизнь не одномомент-
ное явление, а длительный процесс. При объективно наступающем
взрослении социальная ситуация подростка, как правило, существен-
но не меняется, он остается учащимся и находится на иждивении ро-
дителей. Поэтому многие притязания подростка приводят к конфлик-
там, противоречиям с реальной действительностью, в чем и кроется
суть,

психосоциальная причина кризиса подросткового возраста.

У подростка также возникает необходимость сопоставления себя

со сверстниками. Мнение ровесников нередко оказывается для под-
ростка более значимым, чем мнение родителей или учителей.

116