Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6244

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Центральным и специфическим новообразованием в развитии

личности подростка является возникновение у него представления о
себе уже не как о ребенке. Он начинает чувствовать себя взрослым,
стремится считаться и быть взрослым. Это

чувство взрослости

как

специфическое приобретение самосознания — стержневая особен-
ность личности, ее структурный центр. Он направляет всю соци-
альную  активность  подростка, его  восприимчивость  к  усвоению
норм, ценностей и способов поведения взрослого.

В этот период становится предметом сознания и такая мощная

биологическая потребность, как

половое влечение,

в связи с чем воз-

никает масса напряженных переживаний и меняется вся эмоцио-
нальная сфера подростка.

На новый уровень поднимаются

интеллектуальные возможнос-

ти

подростка и его

самосознание,

расширяется кругозор, появляют-

ся новые интересы и планы на выбор профессии.

Если на ранних этапах (12-14 лет) уровень самосознания обеспе-

чивает подростку лишь возможность самовыражения и самоутвер-
ждения, то на завершающем этапе (15-17 лет) — возможность само-
определения, установления  своего  места  в  обществе  и
профессиональной ориентации (Божович Л.И., 1978).

Таким образом, рассматриваемый возраст характеризуется макси-

мальными диспропорциями в уровне и темпах физического и психи-
ческого развития, выраженными противоречиями социального харак-
тера, порождающими в ряде случаев аномальные формы поведения.

П

СИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА И ЮНОШИ

Психологический  возраст—качественная  характеристика  психи-

ки человека и часто не совпадает с нашим житейским представлени-
ем о количестве прожитых им лет. Особенно наглядно эта закономер-
ность видна в школьном коллективе: некоторые дети вступают в
подростковый период начиная с 4-го, даже 3-го класса, другие поз-
же —с 5-го класса школы. Переход в следующий возрастной период—
раннюю юность, у некоторых детей начинается уже в 7-м классе,
другие остаются подростками вплоть до 9-11-го класса.

Особенности подростка. На формирование личности подростка

социальные факторы оказывают ведущее влияние, а биологичес-
кие — опосредованное.

Социальными факторами психического развития являются:

• переход из начальной в среднюю школу, где занятия ведутся

многими учителями-предметниками, что существенно меняет учеб-
ную деятельность и общение школьников и учителей;

117


background image

• расширение общественной, социально-полезной деятельнос

ти школьника в классе и в школе, расширение круга общения со свер
стниками;

• происходит изменение положения ребенка в семье, где ро

дители больше начинают доверять ему, поручать выполнение бо
лее сложной домашней работы и включать в обсуждение семей
ных проблем.

Биологическими факторами психического развития являются:

• начало полового созревания, влияние новых гормонов на

центральную нервную систему;

• бурный рост и физическое развитие с перестройкой всех ор

ганов, тканей и систем организма.

Половое созревание как главный биологический фактор в этом

возрасте влияет на поведение подростка не прямо, а опосредованно.
Агрессивность по отношению к старшим, негативизм, упрямство,
бравирование своими недостатками, драчливость и т.д. появляются
не  из-за  самого  полового  созревания, а  через  посредство  соци-
альных условий существования подростка—его статуса в коллекти-
ве сверстников, взаимоотношений со взрослыми. За каждой внеш-
ней  реакцией  подростка  стоит  своя  психологическая  причина.
Действия подростков, которые внешне выглядят как непослушание
или оцениваются как "глупые", "необъяснимые" ("эффект неадек-
ватности") часто вытекают из особенностей данного этапа взросле-
ния —

этапа становления личности.

Общение со сверстниками.

Отношения с товарищами находятся

в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные сто-
роны его поведения и деятельности. Для подростка важно не просто
быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди  них
удовлетворяющее  его  положение. Именно  неумение, невозмож-
ность добиваться такого положения чаще всего является причиной
недисциплинированности  и  даже  правонарушений  подростков
(фрустрация потребности "быть значимым в глазах сверстников").
Это сопровождается и повышенной конформностью подростков по
отношению к подростковым компаниям. Один зависит от всех, стре-
мится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подтал-
кивает группа.

Родители часто все трудности проблем общения своего ребенка

списывают за счет недостатков тех детей, с шторыми общается их сын
или дочь. Однако исследования показывают, что начиная с 6-го класса
у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межлич-
ностная рефлексия, в результате чего они начинают видеть причины
конфликтов, затруднений или, напротив, успешности в общении со
сверстниками в особенностях

собственной

личности. Родителям и

118


background image

учителям следует учитывать это стремление подростка быть лично
ответственным за успешность своего общения с окружающими.

Общение со взрослыми.

Важность для подростка его общения со

сверстниками не должна скрывать от воспитателей важность для
него проблем взаимоотношений со взрослыми. Главный источник
трудностей  общения  подростков  со  взрослыми — непонимание
взрослыми  внутреннего  мира  подростка. Чем  старше  становится
подросток (с 5-го по 8-й классы), тем меньшее понимание он находит
у взрослых. Взрослые неосознанно стремятся сохранять "детские"
формы контроля и общения с детьми, фрустрируя тем самым

по-

требности подростка в признании его равноправным партнером в
общении со взрослыми.

Результирующей этой фрустрации стано-

вится противопоставление подростком себя, своего "Я" взрослым,
потребности автономии.

Психологи отмечают также, что у подростков резко возрастает

способность к

эмпатии по отношению ко взрослым,

стремление им

помочь, поддержать, разделить их горе или радость. Взрослые чаще в
подростке замечают не это, а только негативные стороны его поведе-
ния. Кроме того взрослые в лучшем случае сами готовы проявить
сочувствие и сопереживание к подростку, но совершенно не готовы

принять

подобное отношение с его стороны к себе.

Общение со сверстниками противоположного пола.

Появля-

ющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка и к осво-
ению "взрослых" типов поведения и во взаимоотношениях со свер-
стниками  противоположного  пола. Интерес  к  взаимоотношениям
полов существенно меняет отношение к самому себе, своей поло-
вой идентификации: "Я как мужчина" и "Я как женщина". Особое
значение здесь придается личной привлекательности.

У младших подростков интерес к противоположному полу часто

вначале проявляется в неадекватных формах (у мальчиков — "зади-
ристость", а у девочек демонстрация игнорирования). Позднее отно-
шения усложняются: исчезает непосредственность в общении, появ-
ляются  смутные  чувства  влюбленности  со  страхом  насмешек  и
поддразниваний со стороны сверстников. У старших подростков об-
щение между мальчиками и девочками становится более открытым,
а привязанности к сверстнику противоположного пола становятся
интенсивнее и могут быть причиной сильных негативных эмоций
при отсутствии взаимности.

Пубертатный кризис.

Традиционно главные трудности подро-

сткового возраста принято было связывать с "кризисом 13 лет", когда
ломка старых психологических структур приводит к взрыву непослу-
шания и трудновоспитуемости подростка.

119


background image

Одни исследователи причину этого кризиса ассоциировали только с

биологическими влияниями полового созревания, считая кризисные
явления мало связанным с особенностями воспитания. Однако боль-
шинство психологов основную причину столь бурных поведенческих
проявлений усматривают в особенностях социально-психологической
ситуации развития подростка: взрослые не перестраивают своего пове-
дения, сохраняя "детские" формы взаимоотношений с подростком в
ответ на формирующееся "чувство взрослости" подростка. Подросток
стремится быть взрослым и совершать "взрослые поступки", хотя в со-
циально-психологическом плане он к этому еще не готов.

Интересно отметить, что субъективно сложности воспитания и

родители, и учителя связывают не с кризисом как таковым, когда
начинается и идет распад, ломка прежних психологических образо-
ваний, а с

посткризисным

периодом, падающим на возраст 14-15 лет

(7-8-й классы). Трудным для окружающих подростка становится

пе-

риод  созидания, формирования  новых  психологических  образова-
ний.

Перенос на этот возраст прежних воспитательных мер оказыва-

ется чрезвычайно неэффективным (Масгутова С.К., 1988).

Особенности юности.

Юность—период жизни после отрочества

до взрослости, и главной проблемой здесь будет являться проблема

выбора жизненных ценностей.

Центральное новообразование ранней юности —

самоопреде-

ление

старших

школьников.

Психологами подчеркивается много-

аспектность этого новообразования, включающего потребность за-
нять внутреннюю  позицию взрослого человека, осознать  себя  в
качестве члена общества, понять свое назначение.

В зарубежной психологии в качестве аналога понятия "самоопре-

деление" выступает категория "психосоциальная идентичность", раз-
работанная американским психологом Э. Эриксоном (1968). В его
понимании взросление  рассматривается  как

"нормативный кризис

идентичности ",

поворотная точка развития личности. В период тако-

го кризиса в равной мере обостряется как личностная уязвимость, так
и возможности для нового витка личностного роста. Личность как бы
оказывается перед выбором между двумя альтернативными возмож-
ностями: одна ведет к позитивному, а другая — к негативному его
направлениями. Симптомы кризиса в норме полностью исчезают, но
в случае преобладания негативных явлений они закрепляются, став
характерологическими особенностями личности.

Выделяют несколько типовых вариантов формирования идентич-

ности (Д. Марше):

• "диффузная" идентичность — еще не сложившаяся и не опре-

деленная, так как человек не вступил в пору кризиса и не прошел
испытания с определением себя;

120


background image

•  предрешенный   вариант развития — индивид ранее поло

женного срока включился во "взрослую" систему отношений, сде
лав это не самостоятельно, а под чужим влиянием (неблагоприят
ный фактор для становления личностной зрелости);

• "проба ролей" в попытках выработать самоидентичность —

выражается в интенсивном "поиске самого себя";

• "зрелая идентичность" — кризис завершен, и чувство соб

ственной определенности обретено, начинается самореализация.

В ряд наиболее объективно и субъективно важных для юношей

проблем  может  быть  поставлена

проблема  смысла  жизни.

Раз-

мышления о себе и своем жизненном предназначении у юношей в
явной форме встречаются довольно редко. Бытует даже мнение сре-
ди них, что "если человек задается подобными вопросами, то, значит,
пора умирать" (Снегирева Т.В., 1991). Однако потребность в смысле
жизни  характеризует  взрослые  формы  поведения, и  в  процессе
взросления она образует именно тот "узел", который позволяет че-
ловеку строить свою жизнь не как последовательность разрозненных
случайностей, а как целостный процесс, имеющий цели и преем-
ственность. Кроме того, она помогает человеку интегрировать все
свои способности, максимально их использовать, следуя выработан-
ной концепции жизни.

В юности совершается открытие своего внутреннего мира, ко-

торое сопровождается  переживанием его исключительной цен-
ности. С одной стороны, это создает условия для того, чтобы заду-
маться о смысле  своего существования, но, с  другой  стороны,
проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и впол-
не практическая. Ответ на нее содержится не во внутреннем мире,
а  вне  его  —  в  мире  реальном,  в  мире,  где  будут  раскрываться
способности молодого человека, в его деятельности и чувстве со-
циальной ответственности. Именно этого еще не имеется у юно-
ши в начале жизненного пути. Таким образом, замыкаясь на са-
мом  себе,  поиск  смысла  жизни  как  бы  обречен  на  то,  чтобы
оставаться лишь упражнением юношеского мышления. Юноше
важно знать, что смысл жизни надо искать в окружающем его
мире, а не только внутри себя.

Ф

ИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВЗРОСЛЕНИЕ

Главными опорными признаками физического созревания явля-

ются: скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и
период скачка в росте.

121