Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6757
Скачиваний: 24
Центральным и специфическим новообразованием в развитии
личности подростка является возникновение у него представления о
себе уже не как о ребенке. Он начинает чувствовать себя взрослым,
стремится считаться и быть взрослым. Это
чувство взрослости
как
специфическое приобретение самосознания — стержневая особен-
ность личности, ее структурный центр. Он направляет всю соци-
альную активность подростка, его восприимчивость к усвоению
норм, ценностей и способов поведения взрослого.
В этот период становится предметом сознания и такая мощная
биологическая потребность, как
половое влечение,
в связи с чем воз-
никает масса напряженных переживаний и меняется вся эмоцио-
нальная сфера подростка.
На новый уровень поднимаются
интеллектуальные возможнос-
ти
подростка и его
самосознание,
расширяется кругозор, появляют-
ся новые интересы и планы на выбор профессии.
Если на ранних этапах (12-14 лет) уровень самосознания обеспе-
чивает подростку лишь возможность самовыражения и самоутвер-
ждения, то на завершающем этапе (15-17 лет) — возможность само-
определения, установления своего места в обществе и
профессиональной ориентации (Божович Л.И., 1978).
Таким образом, рассматриваемый возраст характеризуется макси-
мальными диспропорциями в уровне и темпах физического и психи-
ческого развития, выраженными противоречиями социального харак-
тера, порождающими в ряде случаев аномальные формы поведения.
П
СИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА И ЮНОШИ
Психологический возраст—качественная характеристика психи-
ки человека и часто не совпадает с нашим житейским представлени-
ем о количестве прожитых им лет. Особенно наглядно эта закономер-
ность видна в школьном коллективе: некоторые дети вступают в
подростковый период начиная с 4-го, даже 3-го класса, другие поз-
же —с 5-го класса школы. Переход в следующий возрастной период—
раннюю юность, у некоторых детей начинается уже в 7-м классе,
другие остаются подростками вплоть до 9-11-го класса.
Особенности подростка. На формирование личности подростка
социальные факторы оказывают ведущее влияние, а биологичес-
кие — опосредованное.
Социальными факторами психического развития являются:
• переход из начальной в среднюю школу, где занятия ведутся
многими учителями-предметниками, что существенно меняет учеб-
ную деятельность и общение школьников и учителей;
117
• расширение общественной, социально-полезной деятельнос
ти школьника в классе и в школе, расширение круга общения со свер
стниками;
• происходит изменение положения ребенка в семье, где ро
дители больше начинают доверять ему, поручать выполнение бо
лее сложной домашней работы и включать в обсуждение семей
ных проблем.
Биологическими факторами психического развития являются:
• начало полового созревания, влияние новых гормонов на
центральную нервную систему;
• бурный рост и физическое развитие с перестройкой всех ор
ганов, тканей и систем организма.
Половое созревание как главный биологический фактор в этом
возрасте влияет на поведение подростка не прямо, а опосредованно.
Агрессивность по отношению к старшим, негативизм, упрямство,
бравирование своими недостатками, драчливость и т.д. появляются
не из-за самого полового созревания, а через посредство соци-
альных условий существования подростка—его статуса в коллекти-
ве сверстников, взаимоотношений со взрослыми. За каждой внеш-
ней реакцией подростка стоит своя психологическая причина.
Действия подростков, которые внешне выглядят как непослушание
или оцениваются как "глупые", "необъяснимые" ("эффект неадек-
ватности") часто вытекают из особенностей данного этапа взросле-
ния —
этапа становления личности.
Общение со сверстниками.
Отношения с товарищами находятся
в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные сто-
роны его поведения и деятельности. Для подростка важно не просто
быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них
удовлетворяющее его положение. Именно неумение, невозмож-
ность добиваться такого положения чаще всего является причиной
недисциплинированности и даже правонарушений подростков
(фрустрация потребности "быть значимым в глазах сверстников").
Это сопровождается и повышенной конформностью подростков по
отношению к подростковым компаниям. Один зависит от всех, стре-
мится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подтал-
кивает группа.
Родители часто все трудности проблем общения своего ребенка
списывают за счет недостатков тех детей, с шторыми общается их сын
или дочь. Однако исследования показывают, что начиная с 6-го класса
у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межлич-
ностная рефлексия, в результате чего они начинают видеть причины
конфликтов, затруднений или, напротив, успешности в общении со
сверстниками в особенностях
собственной
личности. Родителям и
118
учителям следует учитывать это стремление подростка быть лично
ответственным за успешность своего общения с окружающими.
Общение со взрослыми.
Важность для подростка его общения со
сверстниками не должна скрывать от воспитателей важность для
него проблем взаимоотношений со взрослыми. Главный источник
трудностей общения подростков со взрослыми — непонимание
взрослыми внутреннего мира подростка. Чем старше становится
подросток (с 5-го по 8-й классы), тем меньшее понимание он находит
у взрослых. Взрослые неосознанно стремятся сохранять "детские"
формы контроля и общения с детьми, фрустрируя тем самым
по-
требности подростка в признании его равноправным партнером в
общении со взрослыми.
Результирующей этой фрустрации стано-
вится противопоставление подростком себя, своего "Я" взрослым,
потребности автономии.
Психологи отмечают также, что у подростков резко возрастает
способность к
эмпатии по отношению ко взрослым,
стремление им
помочь, поддержать, разделить их горе или радость. Взрослые чаще в
подростке замечают не это, а только негативные стороны его поведе-
ния. Кроме того взрослые в лучшем случае сами готовы проявить
сочувствие и сопереживание к подростку, но совершенно не готовы
принять
подобное отношение с его стороны к себе.
Общение со сверстниками противоположного пола.
Появля-
ющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка и к осво-
ению "взрослых" типов поведения и во взаимоотношениях со свер-
стниками противоположного пола. Интерес к взаимоотношениям
полов существенно меняет отношение к самому себе, своей поло-
вой идентификации: "Я как мужчина" и "Я как женщина". Особое
значение здесь придается личной привлекательности.
У младших подростков интерес к противоположному полу часто
вначале проявляется в неадекватных формах (у мальчиков — "зади-
ристость", а у девочек демонстрация игнорирования). Позднее отно-
шения усложняются: исчезает непосредственность в общении, появ-
ляются смутные чувства влюбленности со страхом насмешек и
поддразниваний со стороны сверстников. У старших подростков об-
щение между мальчиками и девочками становится более открытым,
а привязанности к сверстнику противоположного пола становятся
интенсивнее и могут быть причиной сильных негативных эмоций
при отсутствии взаимности.
Пубертатный кризис.
Традиционно главные трудности подро-
сткового возраста принято было связывать с "кризисом 13 лет", когда
ломка старых психологических структур приводит к взрыву непослу-
шания и трудновоспитуемости подростка.
119
Одни исследователи причину этого кризиса ассоциировали только с
биологическими влияниями полового созревания, считая кризисные
явления мало связанным с особенностями воспитания. Однако боль-
шинство психологов основную причину столь бурных поведенческих
проявлений усматривают в особенностях социально-психологической
ситуации развития подростка: взрослые не перестраивают своего пове-
дения, сохраняя "детские" формы взаимоотношений с подростком в
ответ на формирующееся "чувство взрослости" подростка. Подросток
стремится быть взрослым и совершать "взрослые поступки", хотя в со-
циально-психологическом плане он к этому еще не готов.
Интересно отметить, что субъективно сложности воспитания и
родители, и учителя связывают не с кризисом как таковым, когда
начинается и идет распад, ломка прежних психологических образо-
ваний, а с
посткризисным
периодом, падающим на возраст 14-15 лет
(7-8-й классы). Трудным для окружающих подростка становится
пе-
риод созидания, формирования новых психологических образова-
ний.
Перенос на этот возраст прежних воспитательных мер оказыва-
ется чрезвычайно неэффективным (Масгутова С.К., 1988).
Особенности юности.
Юность—период жизни после отрочества
до взрослости, и главной проблемой здесь будет являться проблема
выбора жизненных ценностей.
Центральное новообразование ранней юности —
самоопреде-
ление
старших
школьников.
Психологами подчеркивается много-
аспектность этого новообразования, включающего потребность за-
нять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в
качестве члена общества, понять свое назначение.
В зарубежной психологии в качестве аналога понятия "самоопре-
деление" выступает категория "психосоциальная идентичность", раз-
работанная американским психологом Э. Эриксоном (1968). В его
понимании взросление рассматривается как
"нормативный кризис
идентичности ",
поворотная точка развития личности. В период тако-
го кризиса в равной мере обостряется как личностная уязвимость, так
и возможности для нового витка личностного роста. Личность как бы
оказывается перед выбором между двумя альтернативными возмож-
ностями: одна ведет к позитивному, а другая — к негативному его
направлениями. Симптомы кризиса в норме полностью исчезают, но
в случае преобладания негативных явлений они закрепляются, став
характерологическими особенностями личности.
Выделяют несколько типовых вариантов формирования идентич-
ности (Д. Марше):
• "диффузная" идентичность — еще не сложившаяся и не опре-
деленная, так как человек не вступил в пору кризиса и не прошел
испытания с определением себя;
120
• предрешенный вариант развития — индивид ранее поло
женного срока включился во "взрослую" систему отношений, сде
лав это не самостоятельно, а под чужим влиянием (неблагоприят
ный фактор для становления личностной зрелости);
• "проба ролей" в попытках выработать самоидентичность —
выражается в интенсивном "поиске самого себя";
• "зрелая идентичность" — кризис завершен, и чувство соб
ственной определенности обретено, начинается самореализация.
В ряд наиболее объективно и субъективно важных для юношей
проблем может быть поставлена
проблема смысла жизни.
Раз-
мышления о себе и своем жизненном предназначении у юношей в
явной форме встречаются довольно редко. Бытует даже мнение сре-
ди них, что "если человек задается подобными вопросами, то, значит,
пора умирать" (Снегирева Т.В., 1991). Однако потребность в смысле
жизни характеризует взрослые формы поведения, и в процессе
взросления она образует именно тот "узел", который позволяет че-
ловеку строить свою жизнь не как последовательность разрозненных
случайностей, а как целостный процесс, имеющий цели и преем-
ственность. Кроме того, она помогает человеку интегрировать все
свои способности, максимально их использовать, следуя выработан-
ной концепции жизни.
В юности совершается открытие своего внутреннего мира, ко-
торое сопровождается переживанием его исключительной цен-
ности. С одной стороны, это создает условия для того, чтобы заду-
маться о смысле своего существования, но, с другой стороны,
проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и впол-
не практическая. Ответ на нее содержится не во внутреннем мире,
а вне его — в мире реальном, в мире, где будут раскрываться
способности молодого человека, в его деятельности и чувстве со-
циальной ответственности. Именно этого еще не имеется у юно-
ши в начале жизненного пути. Таким образом, замыкаясь на са-
мом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы
оставаться лишь упражнением юношеского мышления. Юноше
важно знать, что смысл жизни надо искать в окружающем его
мире, а не только внутри себя.
Ф
ИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВЗРОСЛЕНИЕ
Главными опорными признаками физического созревания явля-
ются: скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и
период скачка в росте.
121