Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6761
Скачиваний: 24
Показатели соматического созревания
(ЛичкоА.Е.,1985)
Название
периода
Возраст
(годы)
Развитие вторичных половых
признаков
Рост
(см)
Масса
тела (кг)
Мужской пол
Предподростко-
вый
(препубертатная
фаза)
10-11
Начало
увеличения
полового
члена и яичек. Начало бурного
роста тела (в среднем 5 см в год)
141± 6
34+7
Младший подро-
стковый (1-я пу-
бертатная фаза)
12-13
Единичные пушковые у корня
полового члена. Начало частых
эрекций. В конце — набухание
грудных желез, ломка голоса.
152*
7
43+7
Средний подро-
стковый (2-я пу-
бертатная фаза)
14-15
Густые длинные курчавые волосы на
лобке в виде треугольника. Еди-
ничные волосы в подмышечной
впадине. Пушок на верней губе. На-
бухание грудных желез. Первые эя-
куляции (поллюции, онанизм). Ин-
тенсивный рост скелета (на 7 см в
год), начинает выступать кадык.
165+ 8
52+8
Старший подро-
стковый возраст
(3-я пубертатная
фаза)
16-17
Оволосение лобка в виде ромба
(рост волос к пупку). Обильный
рост волос в подмышечной впадине.
Рост усов, пушок на щеках и
подбородке. Замедление роста (2-3
см в год). Стойкий мужской тембр
голоса.
174+ 7
62±9
Послеподростко-
вый (постпубер-
татная фаза)
18-19
Рост бороды, появление волос на
груди. Резкое замедлегше роста
скелета (1 см в год).
175+ 7
64+8
Женский пол
Предподростко-
вьш
10-11
Рост костей таза. Единичные волосы
на лобке. Начало роста молочных
желез.
141 + 6
34±7
Младший подро-
стковый (1-я пу-
бертатная фаза)
12-13
Первые месячные (обычно без
овуляции), интенсивный
рост
волос на лобке. Единичные волосы
в
подмышечной
впадине.
Пигментация сосков. Иотенсив-ный
рост скелета (7 см в год)
154+ 7
44+8
Средний подро-
стковый (2-я пу-
бертатная фаза)
14-15
Волосы с лобка переходят на
внутреннюю поверхность бедер.
Рост волос в подмышечной впадине.
Возможность
нормальной
беременности. Замедление роста
скелета (2-3 см в год).
160+ 6
53 ±8
Старший подрост-
ковый возраст (3-я
пубертатная фаза)
16-17
Регулярные
месячные. Остановка
роста скелета.
1621
6
55±8
Послеподрсстковый
(постпубертат! тя
фаза)
18-19
Без изменений в сравнении с
предыдущим периодом.
122
На вопрос о влиянии соматического развития (темпа созревания,
соматической конституции) на психические процессы и свойства
личности ответить нелегко. Дело не в том, что генетические факторы
не имеют самостоятельного значения. Вероятно, что определенные
гены несут программы развертывания как физических, так и ряда
психических свойств. Но, имея дело с поведением и сложными пси-
хическими свойствами человека, довольно трудно однозначно раз-
делить их генетические и социальные детерминанты.
Если непосредственное влияние телосложения на психику про-
блематично, то опосредованное его влияние бесспорно. Известны
три главных соматотипа: эндоморфный (рыхлый, с избытком
жира), мезоморфный (стройный, мускулистый) и эктоморфный
(худой, костлявый). Во всех возрастах наиболее привлекателен ме-
зоморфный, а наименее — эндоморфный тип. Со стройным, мус-
кулистым типом подростки ассоциируют качества вожака,
спортивность, энергичность и тому подобное. Напротив, толстяк,
"жирный" часто является предметом насмешек. Много трудностей
в отношениях со сверстниками и у ретардантов, особенно на фоне
всеобщей акселерации. Одни подростки, осознав свою физичес-
кую слабость, пассивно смиряются с ней или начинают испыты-
вать чувство неполноценности. Другие компенсируют недостаток
в других сферах — учебе или усиленно занимаются спортом. Вы-
бор этих вариантов во многом зависит от позиции взрослых—ро-
дителей, учителей. У девочек телосложение и оценка со стороны
сверстниц также взаимосвязаны, но менее тесно, чем у мальчиков.
Влияние телосложения на личность не однозначно и не фатально.
Одни и те же качества имеют не одинаковое значение на разных
этапах развития. Если вначале подростку для самоутверждения сре-
ди сверстников достаточно роста и физической силы, то позже на
первый план выступают интеллектуальные и волевые качества и
тот, кто шел по линии наименьшего сопротивления, может оказать-
ся в трудном положении.
Как уже отмечалось, все процессы созревания в период взросле-
ния протекают крайне неравномерно и неодновременно, причем
это проявляется как на межиндивидуальном уровне (один мальчик
может быть послепубертатным, другой — пубертатным, третий —
допубертатным), так и на уровне внутрииндивидуальном (разные
биологические системы того же человека созревают не одновремен-
но). В этой связи актуальными для врачей, психологов и педагогов
становятся вопросы, связанные с феноменами ускорения (акселера-
ция), замедления (ретардация) и искажения (дизонтогенез) процес-
сов развития и созревания.
123
Акселерация развития
как массовое явление проявилась во
второй половине XX столетия. В прошлых поколениях половое со-
зревание у мальчиков начиналось в 13-14 лет, у девочек в 12-14 лет и
завершалось у юношей в 20-23 года, у девушек в 18-20 лет.
Причины акселерации неизвестны. Есть предположения о влия-
нии на эти процессы солнечной активности, урбанизации, смешан-
ных браков. В конце 70-х — начале 80-х годов появились признаки
спада акселерации.
Наиболее неблагоприятной считается
акселерация по типу
интенсификации физического развития.
Первые фазы пуберта-
та при этом наступают своевременно, но затем (в 13-15 лет) под-
росток скачком, за 1-2 года, проходит2-ю и 3-ю фазы ив 14-16 лет
выглядит как взрослый. В период такого интенсивного роста у
подростков наблюдаются сердцебиения, колебания артериально-
го давления, обмороки, ознобы, потливость, колебания настрое-
ния, конфликтность и т.д.
Ретардация развития
— термин используется как противопо-
ложность акселерации, т.е. задержка, запаздывание физического,
сексуального и интеллектуально-личностного созревания. Для
психологов, педагогов и психиатров наибольшее значение имеет
задержка психического развития ребенка (ЗПР). Конечно, ЗПР мо-
жет быть следствием раннего воздействия вредности на мозг ре-
бенка (родовые травмы, тяжелые соматические болезни младен-
ца) — "преимущественно энцефалопатическая" форма ЗПР, но
гораздо чаще встречается "преимущественно дизонтогенетичес-
кая" форма ЗПР как истинная аномалия самого процесса созрева-
ния мозга и психики. Ретардация психического развития тесней-
шим образом связана с проблемой школьной неуспеваемости в
младшей школе. Таких детей нужно направлять в "классы выравни-
вания", где несколько увеличены сроки прохождения школьной
программы, щадящий режим, проводится и специальная общеук-
репляющая терапия. Как правило, в дальнейшем большая часть де-
тей в развитии "догоняет" своих сверстников и может обучаться в
обычных классах. ЗПР следует отличать от олигофрении, где психи-
ческое развитие останавливается, такие дети в массовой школе обу-
чаться не могут.
Ретардацию психического развития следует также отличать от
психического инфантилизма. Психический инфантилизм проявляет-
ся в незрелости эмоционально-волевой сферы и вызван нарушени-
ем синхронности созревания эмоциональных, волевых и интеллекту-
альных процессов. Инфантилизм может быть гармоническим,
дисгармоническим, органическим, осложненным или неосложнен-
124
ным, однако всегда сохраняется термин "инфантилизм", поскольку
инфантилизм и есть основная сущность этого состояния.
При ретардации подразумевается, что со временем отставание
может быть наверстано, а при инфантилизме большинство его при-
знаков не исчезает и сохраняется у взрослых. Кроме того, ретардация
может также включать и задержку интеллектуального развития, чего
обычно не бывает при инфантилизме. При инфантилизме на первый
план выступает задержка развития в эмоционально-волевой сфере.
Таким образом, инфантилизм представляет собой различные вари-
анты более стойкой, чем ретардация, задержки физического, сексу-
ального и личностного развития.
Дети с инфантилизмом также нередко оказываются в числе неуспе-
вающих в школе, но эта неуспеваемость обусловлена не нарушениями в
познавательной сфере ребенка, а связана с детскостью и наивностью
поведения, желаниями игры, поздним формирование школьных интере-
сов, чувства долга. Такие дети отвлекаемы, им трудно сосредоточиться,
они не удерживают инструкции педагога. В двигательной сфере много
лишних движений, порывистости, задержка моторики особенно прояв-
ляется в рисовании, письме, ручном труде. Синдром двигательного из-
лишества и есть проявление моторного инфантилизма, что отражает за-
держку в созревании корковых механизмов движений. В моторике
отражается преобладание экстрапирамидной системы над пирамидной
вследствие еще недостаточной зрелости последней.
Полагают, что гармонический психический инфантилизм связан с
задержкой формирования лобных систем мозга. Именно это приво-
дит к недоразвитию личности в целом. При осложненных формах
инфантилизма он сочетается с задержками развития других систем,
например, речи.
1. Гармонический (психофизический) инфантилизм
— выяв
ляется с первых классов школы. Грацильное телосложение, детские
манеры сохраняются и в пубертате, характерна наивность при доста
точном запасе знаний, предпочитают компании детей более младших
по возрасту.
2. Психический инфантилизм
на фоне нормального или акселери-
рованного физического развития — касается прежде всего интересов и
поведения. Морально-этические принципы формируются медленно,
они долго остаются "детскими", хотя интеллектуальное развитие чаще
всего достаточное. Детскость психики проявляется и в выражении лица:
внешний вид по типу "лицо ребенка на туловище взрослого".
Отдельные черты психической инфантилизации могут наступить
вследствие неправильного воспитания — гиперпротекции, воспитания
по типу "кумира семьи" и других.
3. Дисгармонический инфантилизм
связан с недостаточностью
функций гипофиза и половых желез
{эндокринопатический инфан
тилизм)
или возникает в силу общего соматического заболевания —
125
туберкулеза, бронхиальной астмы, ревматизма и других
(соматоген-
ный инфантилизм).
При этом могут быть признаки как физической, так
и психической незрелости.
Дизонтогенез
—
включает как ретардацию, акселерацию, так и
асинхронию развития. При этом различные морфо-функциональ-
ные системы организма развиваются крайне неравномерно.
При
психическом дизонтогенезе
(Ковалев В.В., 1976) имеет ме-
сто неравномерное психическое развитие с выраженным опереже-
нием одних психических функций и свойств с отставанием других.
Выделяют два основных типа психического дизонтогенеза.
Первый тип асинхронии психического развития
характерен
для олигофрении и задержек психического развития, включая со-
стояния общего и частичного (парциального) психического ин-
фантилизма.
Главным признаком здесь является запаздывание перехода от
природно-психических (влечения, возбудимость-инертность и др.) к
социально-психическим (интересы, склонности и др.) свойствам
личности. Однако общая закономерность единства биологического и
социального, при ведущей роли последнего, сохраняется. Это не
распространяется на глубокие степени слабоумия (идиотия, выра-
женная имбецильность), хотя во всех других случаях именно соци-
ально-психическое играет решающую роль в приспособлении, хотя
и на низком уровне, к жизни в обществе.
Второй тип асинхронии психического развития
свойственен
психопатиям в периоде их становления и в какой-то степени детской
шизофрении. Здесь также происходит неравномерное развитие ком-
понентов и свойств психики — недостаточность или усиление ее
природно-психических свойств (влечения, возбудимость-инерт-
ность нервной системы и другие) заметно диссоциируют с социаль-
но-психическими компонентами личности, причем последние часто
акселерируют.
Следует обратить внимание на наличие достаточно выраженных
личностных реакций на нарушения природно-психических компо-
нентов — это различные реакции гиперкомпенсации, но они все-
таки вторичные психические образования и не являются процессу-
альными в собственном смысле слова.
Знание проблем психического дизонтогенеза приобретает боль-
шое значение в детской психиатрии. Как известно, в психиатрии
нега-
тивными симптомами
принято называть симптомы стойкого или
временного
выпадения психических функций
(например, ослабле-
ние памяти, симптомы слабоумия и др.), в то время как
позитивные
(продуктивные) симптомы
являются качественно новыми психи-
126