Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6247

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Показатели соматического созревания

(ЛичкоА.Е.,1985)

Название
периода

Возраст

(годы)

Развитие вторичных половых

признаков

Рост

(см)

Масса

тела (кг)

Мужской пол

Предподростко-

вый
(препубертатная
фаза)

10-11

Начало 

увеличения 

полового

члена  и  яичек. Начало  бурного
роста тела (в среднем 5 см в год)

141± 6

34+7

Младший подро-

стковый (1-я пу-
бертатная фаза)

12-13

Единичные  пушковые  у  корня

полового  члена. Начало  частых
эрекций.  В  конце  —  набухание
грудных желез, ломка голоса.

152*

7

43+7

Средний подро-

стковый (2-я пу-
бертатная фаза)

14-15

Густые  длинные  курчавые  волосы  на

лобке  в  виде  треугольника. Еди-
ничные  волосы  в  подмышечной
впадине. Пушок  на  верней  губе. На-
бухание  грудных  желез. Первые  эя-
куляции (поллюции, онанизм). Ин-
тенсивный  рост  скелета (на 7 см  в
год), начинает выступать кадык.

165+ 8

52+8

Старший подро-
стковый возраст
(3-я пубертатная
фаза)

16-17

Оволосение  лобка  в  виде  ромба
(рост  волос  к  пупку). Обильный
рост волос в подмышечной впадине.
Рост  усов, пушок  на  щеках и
подбородке. Замедление  роста (2-3
см  в  год).  Стойкий  мужской тембр
голоса.

174+ 7

62±9

Послеподростко-
вый (постпубер-
татная фаза)

18-19

Рост  бороды, появление  волос  на
груди. Резкое  замедлегше  роста
скелета (1 см в год).

175+ 7

64+8

Женский пол

Предподростко-
вьш

10-11

Рост костей таза. Единичные волосы
на  лобке. Начало  роста молочных
желез.

141 + 6

34±7

Младший подро-
стковый (1-я пу-
бертатная фаза)

12-13

Первые  месячные (обычно  без
овуляции), интенсивный 

рост

волос  на  лобке. Единичные  волосы
в 

подмышечной 

впадине.

Пигментация  сосков. Иотенсив-ный
рост скелета (7 см в год)

154+ 7

44+8

Средний подро-
стковый (2-я пу-
бертатная фаза)

14-15

Волосы  с  лобка  переходят  на
внутреннюю  поверхность  бедер.
Рост волос в подмышечной впадине.
Возможность 

нормальной

беременности. Замедление  роста
скелета (2-3 см в год).

160+ 6

53 ±8

Старший подрост-
ковый возраст (3-я
пубертатная фаза)

16-17

Регулярные

месячные. Остановка

роста скелета.

1621

6

55±8

Послеподрсстковый
(постпубертат! тя
фаза)

18-19

Без  изменений  в  сравнении  с
предыдущим периодом.

122


background image

На вопрос о влиянии соматического развития (темпа созревания,

соматической конституции) на психические процессы и свойства
личности ответить нелегко. Дело не в том, что генетические факторы
не имеют самостоятельного значения. Вероятно, что определенные
гены несут программы развертывания как физических, так и ряда
психических свойств. Но, имея дело с поведением и сложными пси-
хическими свойствами человека, довольно трудно однозначно раз-
делить их генетические и социальные детерминанты.

Если непосредственное влияние телосложения на психику про-

блематично, то опосредованное его влияние бесспорно. Известны
три  главных  соматотипа: эндоморфный (рыхлый, с  избытком
жира), мезоморфный (стройный, мускулистый) и  эктоморфный
(худой, костлявый). Во всех возрастах наиболее привлекателен ме-
зоморфный, а наименее — эндоморфный тип. Со стройным, мус-
кулистым  типом  подростки  ассоциируют  качества  вожака,
спортивность, энергичность и тому подобное. Напротив, толстяк,
"жирный" часто является предметом насмешек. Много трудностей
в отношениях со сверстниками и у ретардантов, особенно на фоне
всеобщей акселерации. Одни подростки, осознав  свою  физичес-
кую слабость, пассивно смиряются с ней или начинают испыты-
вать чувство неполноценности. Другие компенсируют  недостаток
в других сферах — учебе или усиленно занимаются спортом. Вы-
бор этих вариантов во многом зависит от позиции взрослых—ро-
дителей, учителей. У девочек телосложение и оценка со стороны
сверстниц также взаимосвязаны, но менее тесно, чем у мальчиков.
Влияние телосложения на личность не однозначно и не фатально.
Одни и те же качества имеют не одинаковое значение на разных
этапах развития. Если вначале подростку для самоутверждения сре-
ди сверстников достаточно роста и физической силы, то позже на
первый  план выступают  интеллектуальные  и волевые  качества и
тот, кто шел по линии наименьшего сопротивления, может оказать-
ся в трудном положении.

Как уже отмечалось, все процессы созревания в период взросле-

ния  протекают  крайне  неравномерно  и  неодновременно, причем
это проявляется как на межиндивидуальном уровне (один мальчик
может быть послепубертатным, другой — пубертатным, третий —
допубертатным), так и на уровне внутрииндивидуальном (разные
биологические системы того же человека созревают не одновремен-
но). В этой связи актуальными для врачей, психологов и педагогов
становятся вопросы, связанные с феноменами ускорения (акселера-
ция), замедления (ретардация) и искажения (дизонтогенез) процес-
сов развития и созревания.

123


background image

Акселерация  развития

как массовое  явление  проявилась  во

второй половине XX столетия. В прошлых поколениях половое со-
зревание у мальчиков начиналось в 13-14 лет, у девочек в 12-14 лет и
завершалось у юношей в 20-23 года, у девушек в 18-20 лет.

Причины акселерации неизвестны. Есть предположения о влия-

нии на эти процессы солнечной активности, урбанизации, смешан-
ных браков. В конце 70-х — начале 80-х годов появились признаки
спада акселерации.

Наиболее  неблагоприятной  считается

акселерация  по  типу

интенсификации физического развития.

Первые фазы пуберта-

та при этом наступают своевременно, но затем (в 13-15 лет) под-
росток скачком, за 1-2 года, проходит2-ю и 3-ю фазы ив 14-16 лет
выглядит как взрослый. В период такого интенсивного роста у
подростков наблюдаются  сердцебиения, колебания артериально-
го давления, обмороки, ознобы, потливость, колебания настрое-
ния, конфликтность и т.д.

Ретардация развития

— термин используется как противопо-

ложность  акселерации, т.е. задержка, запаздывание  физического,
сексуального  и  интеллектуально-личностного  созревания. Для
психологов, педагогов и психиатров наибольшее значение имеет
задержка психического развития ребенка (ЗПР). Конечно, ЗПР мо-
жет быть следствием раннего воздействия вредности на мозг ре-
бенка (родовые травмы, тяжелые соматические болезни младен-
ца) — "преимущественно  энцефалопатическая" форма  ЗПР, но
гораздо  чаще  встречается "преимущественно  дизонтогенетичес-
кая" форма ЗПР как истинная аномалия самого процесса созрева-
ния мозга и психики. Ретардация психического развития тесней-
шим  образом  связана  с  проблемой  школьной  неуспеваемости  в
младшей школе. Таких детей нужно направлять в "классы выравни-
вания", где  несколько  увеличены  сроки  прохождения  школьной
программы, щадящий режим, проводится и специальная общеук-
репляющая терапия. Как правило, в дальнейшем большая часть де-
тей в развитии "догоняет" своих сверстников и может обучаться в
обычных классах. ЗПР следует отличать от олигофрении, где психи-
ческое развитие останавливается, такие дети в массовой школе обу-
чаться не могут.

Ретардацию психического развития следует также отличать от

психического инфантилизма. Психический инфантилизм проявляет-
ся в незрелости эмоционально-волевой сферы и вызван нарушени-
ем синхронности созревания эмоциональных, волевых и интеллекту-
альных  процессов. Инфантилизм  может  быть  гармоническим,
дисгармоническим, органическим, осложненным или неосложнен-

124


background image

ным, однако всегда сохраняется термин "инфантилизм", поскольку
инфантилизм и есть основная сущность этого состояния.

При  ретардации  подразумевается, что  со  временем  отставание

может быть наверстано, а при инфантилизме большинство его при-
знаков не исчезает и сохраняется у взрослых. Кроме того, ретардация
может также включать и задержку интеллектуального развития, чего
обычно не бывает при инфантилизме. При инфантилизме на первый
план  выступает  задержка  развития в  эмоционально-волевой  сфере.
Таким  образом, инфантилизм  представляет  собой различные  вари-
анты более  стойкой, чем ретардация, задержки физического, сексу-
ального и личностного развития.

Дети с инфантилизмом также нередко оказываются в числе неуспе-

вающих в школе, но эта неуспеваемость обусловлена не нарушениями в
познавательной сфере ребенка, а связана с детскостью и наивностью
поведения, желаниями игры, поздним формирование школьных интере-
сов, чувства долга. Такие дети отвлекаемы, им трудно сосредоточиться,
они не удерживают инструкции педагога. В двигательной сфере много
лишних движений, порывистости, задержка моторики особенно прояв-

ляется в рисовании, письме, ручном труде. Синдром двигательного из-
лишества и есть проявление моторного инфантилизма, что отражает за-
держку  в  созревании  корковых  механизмов  движений. В  моторике
отражается преобладание экстрапирамидной системы над пирамидной
вследствие еще недостаточной зрелости последней.

Полагают, что гармонический психический инфантилизм связан с

задержкой формирования лобных систем мозга. Именно это  приво-
дит  к недоразвитию личности в  целом. При  осложненных формах
инфантилизма он сочетается с задержками развития других систем,
например, речи.

1. Гармонический (психофизический) инфантилизм

— выяв

ляется с первых классов школы. Грацильное телосложение, детские

манеры сохраняются и в пубертате, характерна наивность при доста
точном запасе знаний, предпочитают компании детей более младших
по возрасту.

2. Психический инфантилизм

на фоне нормального или акселери-

рованного физического развития — касается прежде всего интересов и
поведения. Морально-этические принципы формируются медленно,
они долго остаются "детскими", хотя интеллектуальное развитие чаще
всего достаточное. Детскость психики проявляется и в выражении лица:
внешний вид по типу "лицо ребенка на туловище взрослого".

Отдельные  черты  психической  инфантилизации  могут  наступить

вследствие неправильного воспитания — гиперпротекции, воспитания
по типу "кумира семьи" и других.

3. Дисгармонический инфантилизм

связан с недостаточностью

функций гипофиза и половых желез

{эндокринопатический инфан

тилизм)

или возникает в силу общего соматического заболевания —

125


background image

туберкулеза, бронхиальной астмы, ревматизма и других

(соматоген-

ный инфантилизм).

При этом могут быть признаки как физической, так

и психической незрелости.

Дизонтогенез

включает как ретардацию, акселерацию, так и

асинхронию развития. При этом различные морфо-функциональ-
ные системы организма развиваются крайне неравномерно.

При

психическом дизонтогенезе

(Ковалев В.В., 1976) имеет ме-

сто неравномерное психическое развитие с выраженным опереже-
нием одних психических функций и свойств с отставанием других.
Выделяют два основных типа психического дизонтогенеза.

Первый  тип  асинхронии  психического  развития

характерен

для олигофрении и задержек психического развития, включая со-
стояния  общего  и частичного (парциального) психического ин-
фантилизма.

Главным  признаком здесь  является  запаздывание  перехода  от

природно-психических (влечения, возбудимость-инертность и др.) к
социально-психическим (интересы, склонности  и  др.) свойствам
личности. Однако общая закономерность единства биологического и
социального, при  ведущей  роли  последнего, сохраняется. Это не
распространяется на глубокие степени слабоумия (идиотия, выра-
женная имбецильность), хотя во всех других случаях именно соци-
ально-психическое играет решающую роль в приспособлении, хотя
и на низком уровне, к жизни в обществе.

Второй  тип  асинхронии  психического  развития

свойственен

психопатиям в периоде их становления и в какой-то степени детской
шизофрении. Здесь также происходит неравномерное развитие ком-
понентов и свойств психики — недостаточность или усиление ее
природно-психических  свойств (влечения, возбудимость-инерт-
ность нервной системы и другие) заметно диссоциируют с социаль-
но-психическими компонентами личности, причем последние часто
акселерируют.

Следует обратить внимание на наличие достаточно выраженных

личностных реакций на нарушения природно-психических компо-
нентов — это различные реакции гиперкомпенсации, но они все-
таки вторичные психические образования и не являются процессу-
альными в собственном смысле слова.

Знание проблем психического дизонтогенеза приобретает боль-

шое значение в детской психиатрии. Как известно, в психиатрии

нега-

тивными симптомами

принято называть симптомы стойкого или

временного

выпадения психических функций

(например, ослабле-

ние памяти, симптомы слабоумия и др.), в то время как

позитивные

(продуктивные) симптомы

являются качественно новыми психи-

126