Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6763
Скачиваний: 24
ческими образованиями и связаны они с
возбуждением сохранных
механизмов мозга
(галлюцинаторно-бредовые, аффективные и дру-
гие симптомы).
Детскому возрасту свойственно продолжающееся развитие, по-
этому при психических заболеваниях у детей, наряду с негативными
и продуктивными симптомами, которые идут от уже сформирован-
ных мозговых структур, большое место в оформлении клиники бо-
лезни принадлежит так называемым негативным и продуктивным
дизонтогенетическим симптомам.
Негативные дизонтогенетические симптомы
связаны не с
болезненным выпадением некоторых психических функций, а с при-
остановкой, задержкой их онтогенетического созревания. Здесь мо-
гут быть задержки развития мышления, речи или психомоторики, а
также различные варианты проявлений диспропорций развития тем-
перамента, влечений и эмоционально-волевой сферы.
Продуктивные дизонтогенетические симптомы
имеют в сво-
ей основе также не болезненный процесс, а явление дисфункции
созревания, возрастной незрелости функциональной системы. Это
часто сопровождается возбуждением с фиксацией и автоматизаци-
ей способов реагирования, свойственных незрелым механизмам
мозга того или иного периода онтогенеза. Так возникают симптомы
типа эхолалии, эхопраксии, различные стереотипные движения, сте-
реотипные страхи, ипохондрические переживания, сверхценные ув-
лечения, метафизическая "интоксикация" и другие.
В детской психиатрии выделяют большую группу синдромов пси-
хических нарушений, которые в другие возрастные периоды обычно не
встречаются. Эти синдромы отражают не столько природу заболева-
ния, сколько тип нервно-психического реагирования, свойственный дан-
ному возрасту.
1. Синдром невропатии
— "врожденная" (конституциональная)
нервность. Характеризуется повышенной возбудимостью с неустой
чивостью вегетативных функций (срыгивания, рвота, запоры, нару
шения аппетита, избирательность питания, субфебрилитет, вегетатив
ные кризы и обмороки), быстрой истощаемостью с пугливостью и
страхом всего нового. Встречается в возрасте до 3 лет. Синдром нозо-
логически неспецифичен, хотя чаще встречается в структуре резиду-
ально-органической недостаточности ЦНС. Скорее, он связан с "дис
функцией созревания", т.к. возникает не сразу после рождения, а
спустя 3-4 месяца. В видоизмененном виде элементы его сохраняются
вплоть до подросткового возраста. Характеризует соматовегетатив-
ный уровень реагирования.
2. Ранний детский аутизм
— почти полное отсутствие потребно
сти в контакте с окружающими, безразличие к близким, эмоциональная
127
128
холодность, страх новизны, приверженность к порядку и стереотипии.
Встречается относительно редко — у 2 детей на 10 тысяч школьников.
Еще в 3 месяца жизни у них наблюдается отсутствие "комплекса
оживления", замедлено формирование навыков самообслуживания, но
отчетливо аутизм проявляется в возрастном диапазоне от 2 до 5 лет.
Такие дети одиноки и молчаливы — редко сами задают вопросы и гово-
рят. В их поведении замечаются своеобразные потряхивания кистей и
подпрыгивания, которые, возможно, являются эквивалентом положи-
тельных эмоций.
Прогноз зависит от нозологической принадлежности синдрома. В
отличии от шизофрении, он не является процессом и характеризует ано-
малию развития с преимущественным соматовегетативным и психомо-
торным уровнем реагирования.
3. Двигательнаярасторможенность
(гиперкинетический или ги
пердинамический синдром) — характеризует психомоторный уровень
реагирования. Встречается у 5-10% школьников начальных классов,
чаще у мальчиков. Его проявления замечаются в возрастном диапазоне
от 1,5 до 15 лет с максимумом в 6-10 лет.
Ребенок в постоянном движении, неусидчив, все трогает, хватает,
бегает, внимание привлекается с трудом, задает массу вопросов, а отве-
ты не слушает (синдром
дефицита внимания).
В анамнезе у таких детей
часто встречается патология внутриутробного периода развития —
недоношенность, трудные роды и тому подобное. При обследовании
иногда обнаруживаются нарушения гнозиса, праксиса и сочетание син-
дрома с эпилепсией и олигофренией.
4. Синдром уходов и бродяжничества
(аффективный уровень ре
агирования) — характерен для возрастного диапазона от 7 до 17 лет,
чаще — 10-11 лет (до 0,5% школьников).
У детей обидчивых, сенситивных, с чертами эмоционально-волевой
неустойчивости и инфантильности первый уход из дома чаще фиксиру-
ется после родительского наказания. У гипертимно-неустойчивых под-
ростков уходы из дома чаще являются проявлениями реакции эманси-
пации или жажды впечатлений. Безмотивные уходы и бродяжничество
должны настораживать в плане возможности наличия дисфории или
расстройств влечений (эпилепсия, шизофрения).
5.
Синдром страхов
(аффективный уровень реагирования) —
наиболее характерен для конца дошкольного — начала школьного воз
раста.
Вариантов синдрома много, но чаще бывают беспричинные страхи,
или причина их неадекватна, иногда заметна наклонность к генерализа-
ции страхов. Различают страхи навязчивые (фобии), сверхценные, бре-
довые и бессодержательные (витальные, с вегетативным сопровождени-
ем). Особое место занимают ночные страхи, которые чаще встречаются
в более младших возрастных группах.
6. Дисморфобия-дисморфомания
— болезненная (навязчивая,
сверхценная или бредовая) убежденность в неправильном анатомичес-
ком сложении или функционировании тела или отдельных его частей,
часто с требованиями косметологических операций. Встречается обыч-
но в подростково-юношеском возрасте и представляет значительные
трудности отграничения от пика естественного возрастного повышен-
ного интереса к своей внешности у подростка (здоровое недовольство
своей внешностью — "синдром гадкого утенка").
6. Нервная (психическая) анорексия
— заключается в сознатель
ном ограничении в еде с целью похудания. Чаще встречается у девочек-
подростков и в юношеском возрасте (примерно 1 случай на 200 школь
ниц). Очень часто сочетается с убежденностью в собственной
"излишней полноте".
К быстрому похуданию с появлением нейроэндокринных рас-
стройств (прекращение менструаций и другие) часто приводит вызыва-
ние искусственной рвоты после каждого приема пищи. Самоограниче-
ния в пищевом режиме и сами мотивы такого поведения тщательно
скрываются от окружающих, особенно от родителей.
Нервная анорексия в некоторых случаях переходит в
нервную були-
мию
(волчий голод). Последнюю иногда рассматривают как самостоя-
тельное нарушение.
7. Метафизическая (философическая) "интоксикация" и
странные увлечения
— встречаются обычно в интервале от 11 до 17
лет при шизофрении и шизоидной психопатии. Подростки, в ущерб
всем другим делам, сосредоточены на бесплодных размышлениях фило
софского, религиозного или другого теоретического плана. Это стрем
ление быстро приобретает сверхценный характер и сопровождается
необычными увлечениями — изучением редкого иностранного языка,
коллекционированием гвоздей или помета птиц и так далее. Важно отме
тить, что вся эта деятельность не соответствует реальным знаниям и
возможностям подростка, не корригируется, поглощает все его время и
носит болезненный характер.
С
ЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ВЗРОСЛЕНИЕ
Формирование половой зрелости в период взросления включает
в себя два взаимосвязанных процесса: биологический процесс сек-
суального развития и психосоциальный процесс усвоения индиви-
дом своей половой роли, признания ее обществом. Оба эти процесса
не идут синхронно хотя бы потому, что даже достигнув биологичес-
кой половой зрелости, взрослеющий человек еще не в состоянии
выполнять полноценно отцовские или материнские обязанности,
содержать семью.
В сексуальном развитии подростка и формировании его половой
роли наряду с генетико-биологическим фактором (половая диффе-
ренцировка мозга во внутриутробном периоде) большое значение
5 Сидоров П И. и др. Т. II
1 29
имеет воспитание, полоролевое поведение родителей и собствен-
ный опыт первых сексуальных контактов.
Биосоциальная половая роль подростка может развиваться в сто-
рону адекватной и гармоничной гетеросексуальности или отклоне-
ний от нее: бисексуальности, гомосексуальности, транссексуально-
сти, нарушений сексуального поведения, включая преступное.
Необходимо отметить, что особенности полоролевого поведения
ребенка, подростка, юноши находятся в тесной взаимной связи со
становлением его характера и личности.
Хотя только в период полового созревания сексуальность и сек-
суальное поведение становятся доминирующими, их элементы про-
слеживаются с раннего возраста. 3. Фрейд правильно определил
главные ступени детского сексуального развития и его отдельные
черты, однако предложенное им деление в своей исходной форме не
подтвердилось эмпирически.
В современной сексологии выделяют несколько периодов форми-
рования и проявления сексуальности человека: парапубертатный,
препубертатный, пубертатный, переходный, зрелой сексуальности и
инволюционный (Маслов В.М., Ботнева Г.В., Васильченко ЕС, 1983).
1. Парапубертатный период (1-7лет)
— характеризуется фор
мированием полового самосознания. Правильное представление о
своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к 1,5-2
годам, а к 3-4 годам возникает и понимание ее необратимости. Даже
иронические попытки взрослых исказить половую принадлежность
ребенка вызывают у него бурный протест и негодование. С этого
времени также появляется своеобразное любопытство и исследова
тельские манипуляции с половыми органами. Характерны вопросы
о деторождении, строении тела, а также игры с обнажением, демон
страцией и созерцанием половых органов.
Встречающаяся в этом возрасте
ранняя допубертатная мастур-
бация
выходит за рамки возрастной сексуальной любознательности и
чаще всего является реакцией на эмоциональную депривацию, забро-
шенность или деспотичное обращение взрослых. Наказания и осужде-
ние за сексуальные игры, сцены насилия и развратные действия стар-
ших могут отрицательно влиять на становление сексуальности в
будущем. При этом конкретное содержание подобных ситуаций обычно
амнезируется, но их аффективная насыщенность может создавать усло-
вия для парциальных психических задержек, препятствующих впослед-
ствии становлению гармонии в браке.
2. Препубертатный период (7-13 лет)
— характеризуется ста
новлением стереотипа полоролевого поведения в континууме мас
кулинности — феминности.
130
Усвоение ребенком стандартов мужского или женского поведе-
ния зависит от групповых ценностей ближайшего окружения и влия-
ния целенаправленного формирования взрослыми ожидаемых ка-
честв мужественности или женственности.
В начальной школе однородный коллектив детсадовской группы
обычно распадается на "враждующие" группировки девочек и
мальчиков. Игровая межгрупповая агрессия ("все мальчишки —
драчуны..." или "все девчонки—плаксы и ябеды...") является типич-
ным проявлением начала дифференциации половых ролей.
Во второй половине препубертатного периода происходит
всплеск привязанности к родителю своего пола. Межполовые кон-
такты в этот период носят конкретно-иммитатационный характер,
часто утрированно пародируя мужской или женский стереотип в
кругу сверстников. Мнение последних выступает здесь в качестве
важного социализирующего фактора, разрушающего феминные
стереотипы у мальчиков и маскулинные — у девочек.
Встречающаяся в этом возрастном диапазоне мастурбация у маль-
чиков чаще идет по механизмам подражания более старшим подросткам,
а у девочек чаще связана с общим ускорением полового развития или
ускорением парциальным—с повышением сексуальной возбудимости,
чаще в результате резидуального органического поражения нервной
системы.
3. Пубертатный период (12-18 лет)
— характеризуется про
буждением полового влечения (либидо), первыми менструациями у
девочек и первыми эякуляциями (чаще при ночных поллюциях) у
мальчиков. Для многих мальчиков (70-75%) и некоторых девочек это
служит толчком к началу мастурбации. Завершается пубертатный
период у большинства началом половой жизни около 19 лет.
Для пубертатного периода характерны вначале платонические
мечты и фантазии, ухаживание со стремлением
к
духовному обще-
нию (формирование
платонического либидо),
а затем и эротические
фантазии, ухаживание со стремлением к физическому общению —
эротические ласки и игры (формирование
эротического либидо).
В пубертатном периоде идет окончательное формирование пси-
хосексуальных ориентацией, т.е. выбора объекта полового влечения
с его индивидуальными особенностями — половой принадлежнос-
тью, типом внешности, "рисунком" поведения.
4. Переходный период (16-26 лет)
— фантазии приобретают
сексуальный характер, имеет место мастурбация, начало половой
жизни и наблюдаются первые сексуальные эксцессы (происходит
формирование
сексуального либидо).
5
*
131