Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6246

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ческими образованиями и связаны они с

возбуждением сохранных

механизмов мозга

(галлюцинаторно-бредовые, аффективные и дру-

гие симптомы).

Детскому возрасту свойственно продолжающееся развитие, по-

этому при психических заболеваниях у детей, наряду с негативными
и продуктивными симптомами, которые идут от уже сформирован-
ных мозговых структур, большое место в оформлении клиники бо-
лезни принадлежит так называемым негативным и продуктивным
дизонтогенетическим симптомам.

Негативные  дизонтогенетические симптомы

связаны  не  с

болезненным выпадением некоторых психических функций, а с при-
остановкой, задержкой их онтогенетического созревания. Здесь мо-
гут быть задержки развития мышления, речи или психомоторики, а
также различные варианты проявлений диспропорций развития тем-
перамента, влечений и эмоционально-волевой сферы.

Продуктивные дизонтогенетические симптомы

имеют в сво-

ей основе также не болезненный процесс, а явление дисфункции
созревания, возрастной незрелости функциональной системы. Это
часто сопровождается возбуждением с фиксацией и автоматизаци-
ей  способов  реагирования, свойственных  незрелым  механизмам
мозга того или иного периода онтогенеза. Так возникают симптомы
типа эхолалии, эхопраксии, различные стереотипные движения, сте-
реотипные  страхи, ипохондрические  переживания, сверхценные  ув-
лечения, метафизическая "интоксикация" и другие.

В детской психиатрии выделяют большую группу синдромов пси-

хических нарушений, которые в другие возрастные периоды обычно не

встречаются. Эти синдромы отражают не столько природу заболева-

ния, сколько тип нервно-психического реагирования, свойственный дан-

ному возрасту.

1. Синдром невропатии

— "врожденная" (конституциональная)

нервность. Характеризуется повышенной возбудимостью с неустой

чивостью вегетативных функций (срыгивания, рвота, запоры, нару

шения аппетита, избирательность питания, субфебрилитет, вегетатив

ные кризы и обмороки), быстрой истощаемостью с пугливостью и

страхом всего нового. Встречается в возрасте до 3 лет. Синдром нозо-

логически неспецифичен, хотя чаще встречается в структуре резиду-

ально-органической недостаточности ЦНС. Скорее, он связан с "дис

функцией созревания", т.к. возникает не сразу после рождения, а

спустя 3-4 месяца. В видоизмененном виде элементы его сохраняются

вплоть до подросткового возраста. Характеризует соматовегетатив-

ный уровень реагирования.

2. Ранний детский аутизм

— почти полное отсутствие потребно

сти в контакте с окружающими, безразличие к близким, эмоциональная

127


background image

128

холодность, страх новизны, приверженность к порядку и стереотипии.
Встречается относительно редко — у 2 детей на 10 тысяч школьников.

Еще в 3 месяца жизни у них наблюдается отсутствие "комплекса

оживления", замедлено формирование навыков самообслуживания, но
отчетливо аутизм проявляется в возрастном диапазоне от 2 до 5 лет.
Такие дети одиноки и молчаливы — редко сами задают вопросы и гово-
рят. В их поведении замечаются своеобразные потряхивания кистей и

подпрыгивания, которые, возможно, являются эквивалентом положи-
тельных эмоций.

Прогноз зависит от нозологической принадлежности синдрома. В

отличии от шизофрении, он не является процессом и характеризует ано-
малию развития с преимущественным соматовегетативным и психомо-
торным уровнем реагирования.

3. Двигательнаярасторможенность

(гиперкинетический или ги

пердинамический синдром) — характеризует психомоторный уровень
реагирования. Встречается у 5-10% школьников начальных классов,
чаще у мальчиков. Его проявления замечаются в возрастном диапазоне
от 1,5 до 15 лет с максимумом в 6-10 лет.

Ребенок в постоянном движении, неусидчив, все трогает, хватает,

бегает, внимание привлекается с трудом, задает массу вопросов, а отве-
ты не слушает (синдром

дефицита внимания).

В анамнезе у таких детей

часто  встречается  патология  внутриутробного  периода  развития —
недоношенность, трудные роды и тому подобное. При обследовании
иногда обнаруживаются нарушения гнозиса, праксиса и сочетание син-
дрома с эпилепсией и олигофренией.

4. Синдром уходов и бродяжничества

(аффективный уровень ре

агирования) — характерен для возрастного диапазона от 7 до 17 лет,
чаще — 10-11 лет (до 0,5% школьников).

У детей обидчивых, сенситивных, с чертами эмоционально-волевой

неустойчивости и инфантильности первый уход из дома чаще фиксиру-
ется после родительского наказания. У гипертимно-неустойчивых под-
ростков уходы из дома чаще являются проявлениями реакции эманси-

пации или жажды впечатлений. Безмотивные уходы и бродяжничество
должны настораживать в плане возможности наличия дисфории или
расстройств влечений (эпилепсия, шизофрения).

5.

Синдром страхов

(аффективный уровень реагирования) —

наиболее характерен для конца дошкольного — начала школьного воз
раста.

Вариантов синдрома много, но чаще бывают беспричинные страхи,

или причина их неадекватна, иногда заметна наклонность к генерализа-
ции страхов. Различают страхи навязчивые (фобии), сверхценные, бре-
довые и бессодержательные (витальные, с вегетативным сопровождени-
ем). Особое место занимают ночные страхи, которые чаще встречаются
в более младших возрастных группах.

6. Дисморфобия-дисморфомания

— болезненная (навязчивая,

сверхценная или бредовая) убежденность в неправильном анатомичес-


background image

ком сложении или функционировании тела или отдельных его частей,
часто с требованиями косметологических операций. Встречается обыч-
но  в  подростково-юношеском  возрасте  и  представляет  значительные
трудности отграничения от пика естественного возрастного повышен-
ного интереса к своей внешности у подростка (здоровое недовольство
своей внешностью — "синдром гадкого утенка").

6. Нервная (психическая) анорексия

— заключается в сознатель

ном ограничении в еде с целью похудания. Чаще встречается у девочек-
подростков и в юношеском возрасте (примерно 1 случай на 200 школь
ниц). Очень часто сочетается с убежденностью в собственной
"излишней полноте".

К  быстрому  похуданию  с  появлением  нейроэндокринных  рас-

стройств (прекращение менструаций и другие) часто приводит вызыва-
ние искусственной рвоты после каждого приема пищи. Самоограниче-
ния в пищевом режиме и сами мотивы такого поведения тщательно
скрываются от окружающих, особенно от родителей.

Нервная анорексия в некоторых случаях переходит в

нервную були-

мию

(волчий голод). Последнюю иногда рассматривают как самостоя-

тельное нарушение.

7. Метафизическая (философическая) "интоксикация" и

странные увлечения

— встречаются обычно в интервале от 11 до 17

лет при шизофрении и шизоидной психопатии. Подростки, в ущерб
всем другим делам, сосредоточены на бесплодных размышлениях фило
софского, религиозного или другого теоретического плана. Это стрем
ление быстро приобретает сверхценный характер и сопровождается
необычными увлечениями — изучением редкого иностранного языка,
коллекционированием гвоздей или помета птиц и так далее. Важно отме
тить, что вся эта деятельность не соответствует реальным знаниям и
возможностям подростка, не корригируется, поглощает все его время и
носит болезненный характер.

С

ЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ВЗРОСЛЕНИЕ

Формирование половой зрелости в период взросления включает

в себя два взаимосвязанных процесса: биологический процесс сек-
суального развития и психосоциальный процесс усвоения индиви-
дом своей половой роли, признания ее обществом. Оба эти процесса
не идут синхронно хотя бы потому, что даже достигнув биологичес-
кой половой зрелости, взрослеющий человек еще не в состоянии
выполнять  полноценно  отцовские  или  материнские  обязанности,
содержать семью.

В сексуальном развитии подростка и формировании его половой

роли наряду с генетико-биологическим фактором (половая диффе-
ренцировка мозга во внутриутробном периоде) большое значение

5  Сидоров П   И. и др. Т. II

1 29


background image

имеет воспитание, полоролевое поведение родителей и собствен-
ный опыт первых сексуальных контактов.

Биосоциальная половая роль подростка может развиваться в сто-

рону адекватной и гармоничной гетеросексуальности или отклоне-
ний от нее: бисексуальности, гомосексуальности, транссексуально-
сти, нарушений  сексуального  поведения, включая  преступное.
Необходимо  отметить, что  особенности  полоролевого поведения
ребенка, подростка, юноши находятся в тесной взаимной связи со
становлением его характера и личности.

Хотя только в период полового созревания сексуальность и сек-

суальное поведение становятся доминирующими, их элементы про-
слеживаются с раннего возраста. 3. Фрейд правильно определил
главные ступени детского сексуального развития и его отдельные
черты, однако предложенное им деление в своей исходной форме не
подтвердилось эмпирически.

В современной сексологии выделяют несколько периодов форми-

рования  и проявления  сексуальности человека: парапубертатный,
препубертатный, пубертатный, переходный, зрелой сексуальности и
инволюционный (Маслов В.М., Ботнева Г.В., Васильченко ЕС, 1983).

1. Парапубертатный период (1-7лет)

— характеризуется фор

мированием полового самосознания. Правильное представление о
своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к 1,5-2
годам, а к 3-4 годам возникает и понимание ее необратимости. Даже
иронические попытки взрослых исказить половую принадлежность
ребенка вызывают у него бурный протест и негодование. С этого
времени также появляется своеобразное любопытство и исследова
тельские манипуляции с половыми органами. Характерны вопросы
о деторождении, строении тела, а также игры с обнажением, демон
страцией и созерцанием половых органов.

Встречающаяся в этом возрасте

ранняя допубертатная мастур-

бация

выходит за рамки возрастной сексуальной любознательности и

чаще всего является реакцией на эмоциональную депривацию, забро-

шенность или деспотичное обращение взрослых. Наказания и осужде-

ние за сексуальные игры, сцены насилия и развратные действия стар-

ших  могут  отрицательно влиять  на становление сексуальности в

будущем. При этом конкретное содержание подобных ситуаций обычно

амнезируется, но их аффективная насыщенность может создавать усло-

вия для парциальных психических задержек, препятствующих впослед-

ствии становлению гармонии в браке.

2. Препубертатный период (7-13 лет)

— характеризуется ста

новлением стереотипа полоролевого поведения в континууме мас
кулинности — феминности.

130


background image

Усвоение ребенком стандартов мужского или женского поведе-

ния зависит от групповых ценностей ближайшего окружения и влия-
ния целенаправленного формирования взрослыми ожидаемых ка-
честв мужественности или женственности.

В начальной школе однородный коллектив детсадовской группы

обычно  распадается  на "враждующие" группировки  девочек  и
мальчиков. Игровая межгрупповая агрессия ("все мальчишки —
драчуны..." или "все девчонки—плаксы и ябеды...") является типич-
ным проявлением начала дифференциации половых ролей.

Во  второй  половине  препубертатного  периода  происходит

всплеск привязанности к родителю своего пола. Межполовые кон-
такты в этот период носят конкретно-иммитатационный характер,
часто утрированно пародируя мужской или женский стереотип в
кругу сверстников. Мнение последних выступает здесь в качестве
важного  социализирующего  фактора, разрушающего  феминные
стереотипы у мальчиков и маскулинные — у девочек.

Встречающаяся в этом возрастном диапазоне мастурбация у маль-

чиков чаще идет по механизмам подражания более старшим подросткам,

а у девочек чаще связана с общим ускорением полового развития или

ускорением парциальным—с повышением сексуальной возбудимости,

чаще в результате резидуального органического поражения нервной

системы.

3. Пубертатный период (12-18 лет)

— характеризуется про

буждением полового влечения (либидо), первыми менструациями у
девочек и первыми эякуляциями (чаще при ночных поллюциях) у
мальчиков. Для многих мальчиков (70-75%) и некоторых девочек это
служит толчком к началу мастурбации. Завершается пубертатный
период у большинства началом половой жизни около 19 лет.

Для пубертатного периода характерны вначале платонические

мечты и фантазии, ухаживание со стремлением

к

духовному обще-

нию (формирование

платонического либидо),

а затем и эротические

фантазии, ухаживание со стремлением к физическому общению —
эротические ласки и игры (формирование

эротического либидо).

В пубертатном периоде идет окончательное формирование пси-

хосексуальных ориентацией, т.е. выбора объекта полового влечения
с его индивидуальными особенностями — половой принадлежнос-
тью, типом внешности, "рисунком" поведения.

4. Переходный период (16-26 лет)

— фантазии приобретают

сексуальный характер, имеет место мастурбация, начало половой
жизни и наблюдаются первые сексуальные эксцессы (происходит
формирование

сексуального либидо).

5

*

131