Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6249

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

5. Период зрелой сексуальности (22-55 лет)

—характеризуется

регулярной половой жизнью, вхождением в полосу условно-физио
логического ритма (УФР).

6. Инволюционный период (51-70лет)

— характеризуется сни

жением половой активности, регрессом либидо до уровня эротичес
кого и платонического.

Каждому из первых трех периодов становления сексуальности

свойственна фазность: сначала идет выработка установки к соответ-
ствующему ролеполовому поведению, а в дальнейшем — ее реали-
зация (научение) с закреплением на практике.

Фаза выработки установки (первая фаза) включает накопление

информации о взаимоотношениях полов и своей половой роли.

Научение и закрепление (вторая фаза) характеризуется приобре-

тением навыков в игровых ситуациях (парапубертатный и препубер-
татный периоды) или реализацией полового влечения в реальных
ситуациях — общение, петтинг, половой акт (пубертатный и переход-
ный периоды).

Для подростков-юношей характерно интенсивное половое влече-

ние, обеспечивающее реализацию возникающих психосексуальных
установок.

Для  подростков-девушек  физиологические  проявления  пубер-

татного периода (менструации) и последствия сексуальной активно-
сти (дефлорация, беременность, роды, аборт) нередко ассоциируют-
ся с негативными переживаниями и тормозят переход эротической
стадии либидо в сексуальную. Кроме того, меньший либидиозный
эффект женских половых гормонов и более строгое отношение об-
щества к ранней сексуальной активности девушки также способ-
ствуют задержке женской сексуальности на эротической стадии.

Формирование психосексуальных ориентации и построение эта-

лонного образца партнера свойственны как юношам, так и девуш-
кам. Хотя образ идеального партнера ориентирован первоначально
на внешние признаки и является сплавом эротически значимых, но
разнородных качеств, его формирование завершается появлением
влюбленности в объект, похожий по нескольким признакам на обра-
зец идеала (Васильченко ЕС, 1990). Одновременно происходит упро-
чение установки в эротических гетеросексуальных контактах (танцы,
объятия, поцелуи, телесные ласки).

Наряду с яркой чувственностью, юношеская влюбленность, по

мнению известного сексолога И.С. Кона (1980), не лишена игрового
характера, и собственные переживания юноше порой важнее, чем
объект привязанности. В выборе объекта влюбленности у них значи-
тельное место принадлежит мнению сверстников, поэтому объекты

132


background image

увлечения нередко имеют групповой характер, так как популярность
избранницы существенно повышает собственный престиж подрост-
ка. Сексуальная активность подростка-юноши часто диссоциирова-
на, т.е., наряду с выраженным обожанием, избранницы не исключа-
ются эротические контакты с менее привлекательной, но доступной
девушкой.

Подростковая мастурбация

служит средством разрядки поло-

вого напряжения, вызываемого физиологическими причинами. Од-
новременно она стимулируется и психическими факторами, так как
сопровождается яркими эротическими фантазиями, где подросток
может выбирать себе любых партнеров и ситуации.

И.С. Кон применительно к подросткам и юношам отмечал, что

тревожить должен не сам факт мастурбации, так как она массовая в
этом возрасте, и даже не ее количественная интенсивность, так как
индивидуальная "норма" связана с половой конституцией, а только
те случаи, когда мастурбация становится навязчивой, вредно влияя
на самочувствие, настроение и поведение.

Сексуальная ориентация.

Более сложный вопрос в подростковой

сексуальности — формирование сексуальной ориентации. Лица, ве-
дущие исключительно гомосексуальный образ жизни, в среднем со-
ставляют 2-5% мужского и 1-2% женского населения. Однократное
или временное влечение к лицам своего пола и сексуальные контакты
с ними значительно чаще встречаются в предподро стковом (10-12лет)
и подростковом (до 15 лет) возрасте. Вопреки распространенному
мнению, что подростков совращают взрослые, большинство подоб-
ных контактов происходит между самими сверстниками.

3. Фрейд связывал гомосексуальность с изначальной бисексуаль-

ностью человека. Окончательный баланс гетеро- и гомоэротических
влечений складывается, по Фрейду, только после полового созрева-
ния. У подростка, по его мнению, этот процесс не завершен, поэтому
скрытая гомосексуальность находит свое выражение в играх, однопо-
лой дружбе (гемофилия) и прямых гомосексуальных контактах. Сей-
час такая точка зрения кажется упрощенной. Взаимоотношения под-
ростка  с  лицами  своего  и  противоположного  пола  нужно
рассматривать в общей системе межличностных отношений, которые
не сводятся только к сексуально-эротическим. Многие подростки, за-
меченные в гомосексуальных контактах, в дальнейшем имеют нор-
мальную гетеросексуальную ориентацию. С другой стороны, взрос-
лые гомосексуалисты часто могут отметить, что в школьные годы они
не участвовали в гомоэротических играх своих одноклассников.

И.С. Кон (1980) отмечает, что воспитатели и родители должны от-

давать себе отчет в том, что интимные эротические переживания

133


background image

подростков и юношей находятся практически вне сферы педагоги-
ческого контроля, а повышенный интерес к ним со стороны взрос-
лых большей частью имеет отрицательные последствия. Отличить
статистически нормальное возрастное сексуальное эксперименти-
рование от признаков зарождающейся взрослой девиантной сексу-
альности трудно даже специалисту, все проявляется лишь с течением
времени. Сексуальная ориентация в большинстве случаев не являет-
ся делом свободного выбора, изменить ее чрезвычайно трудно, а то
и вовсе невозможно.

И

НТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ВЗРОСЛЕНИЕ

Главным  психическим  новообразованием  в  интеллектуальной

сфере подростков является

переход к абстрактному мышлению,

т.е.

мышлению в понятиях. Несмотря на то что этот высший уровень
мышления начинает формироваться  по  времени гораздо раньше,
только у подростков он становится преобладающим над наглядно-
действенным и наглядно-образным мышлением.

Развитию абстрактного мышления способствует изучение под-

ростком точных наук, усвоение понятий. Связь между овладением
знаниями и развитием мышления двухсторонняя: накопление зна-
ний стимулирует развитие мышления, а развитие мышления способ-
ствует систематизации знаний, умению пользоваться ими на практи-
ке. Развитие теоретического мышления обуславливается переходом
от усвоения сравнительно конкретных научных знаний к изучению
все более общих закономерностей. Личностный характер мышления
проявляется у подростка в стремлении иметь во всем собственную
точку зрения.

Важно отметить, что свои новые умственные качества подростки

и юноши часто еще применяют выборочно, т.е. к тем сферам дея-
тельности, которые для них значимы и интересны. Поэтому, чтобы
выявить реальный умственный потенциал личности, надо сначала
выделить сферу ее преимущественных интересов.

Это важно не только для психодиагностики, но и для работы с

трудными подростками. При стандартных измерениях у последних
интеллектуальный тест (равно как и школьная отметка) часто оказы-
ваются заниженными, в то время как в своей среде, при решении
своих жизненных задач они нередко проявляют незаурядную смекал-
ку и находчивость.

Развитие способности к гшютико-дедуктивному мышлению зна-

менует появление не только нового интеллектуального качества в
юности, но и соответствующей потребности. Например, подростки

134


background image

готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они
еще  мало знают. Это отвлеченное от реальности "пустопорожнее
философствование" так же необходимо и полезно, как и бесконеч-
ные "почему" дошкольника. Оно свидетельствует о новой стадии
развития интеллекта, когда абстрактная возможность кажется инте-
реснее и важнее действительности, так как она не знает никаких огра-
ничений, кроме логических. Изобретение, а затем разрушение "уни-
версальных законов  и теорий" становится  своего рода любимой
умственной игрой в этом возрасте (Кон И.С., 1989).

Переходный возраст стимулирует творческие способности лич-

ности, важнейшим интеллектуальным компонентом которых явля-
ется

дивергентное мышление.

Последнее  предполагает, что  на

один и тот же вопрос может быть множество равноправильных и
равноправных ответов (в отличие от конвергентного мышления,
ориентирующегося  на однозначное решение и  снимающего про-
блему как таковую).

Предметом анализа у подростка становятся и его собственные

интеллектуальные операции, т.е. мышление становится

рефлексив-

ным.

Развитие и углубление рефлексивных процессов приводят в

подростковом  и  юношеском  возрасте  к  формированию  нового
уровня самосознания —

открытию своего внутреннего мира.

Это

открытие не только радостное и волнующее, оно приносит и много
тревожных, а порой и драматических переживаний, т.к. внутреннее
"Я" может не совпадать с внешним, реальным поведением.

Юношеское "Я" вначале еще неопределенно, расплывчато и не-

редко переживается как смутное беспокойство или ощущение внут-
ренней пустоты. Отсюда растет потребность в общении и одновре-
менно повышается  его  избирательность, а также  потребность в
уединении. Вместе с осознанием своей уникальности, неповтори-
мости и непохожести на других часто приходит и чувство одиноче-
ства. Осознание своей непохожести на других хронологически и ло-
гически  предшествует  пониманию  своей  внутренней  связи  и
единства с окружающими людьми.

Не менее сложным процессом является осознание своей преем-

ственности, устойчивости своей личности во времени. Для ребенка
из всех измерений времени самым важным является настоящее —
"сейчас". У подростков положение меняется и обостренно начинает
восприниматься чувство необратимости времени, что часто сосед-
ствует с размышлениями на темы смерти.

Ребенок рано начинает интересоваться природой смерти, но его

первоначальный интерес носит познавательный характер. Расставать-
ся с идеей личного бессмертия трудно и мучительно. Такая драмати-
ческая постановка вопроса пугает и взрослых. Между тем именно

135


background image

отказ от веры в личное бессмертие и принятие неизбежности смерти
побуждает подростка всерьез задуматься о смысле жизни и о том, как
лучше прожить ее. Бессмертному некуда спешить, незачем думать о
самореализации, бесконечная жизнь не имеет конкретной цели. В под-
ростковом самосознании тема смерти звучит остро, но также нео-
днозначно. У одних это возрождение иррациональных, безотчетных
детских страхов, а у других—новая интеллектуальная проблема. Не-
возможность личного бессмертия часто "заменяется" идеей бессмер-
тной славы, вечной жизни в героических поступках (Кон И.С., 1980).

С

ОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ВЗРОСЛЕНИЕ

Социальное развитие подростка и юноши столь же многопла-

ново и разнообразно, как и физическое или сексуальное. Большин-
ство  авторов  при  формулировке  единого  объективного  критерия
социальной зрелости выбирают в  качестве рубежа

начало само-

стоятельной трудовой деятельности.

Данный критерий не толь-

ко социально и психологически значим, но и объективизирован в
народнохозяйственной статистике (завершение образования, при-
обретение профессии, политическое и гражданское совершенно-
летие, вступление в брак, рождение первого ребенка). Однако и в
этой сфере наблюдается гетерохронность. Юноша может быть дос-
таточно зрелым в трудовой деятельности, оставаясь на подростко-
вом  уровне в отношениях  с девушками или в плане культурных
запросов, и наоборот.

Следует  отметить, что современное общество характеризуется

нарастающей сложностью и представление о задачах и функциях
взрослых людей может быть получено в полном объеме только пос-
ле очень длительного периода обучения. Это приводит к постепен-
ному удлинению "фазы ожидания" между детством и взрослым со-
стоянием, удлинению  периода  обучения, хотя  биологические
процессы в целом остаются такими же, как и прежде.

Таким  образом, молодые  люди, обладая  биологическими

предпосылками, позволяющими  им  рассматривать  себя  как
взрослых, остаются в психологическом и психосоциальном пла-
нах в "состоянии ожидания", которое не дает им возможности с
полной ответственностью участвовать в общественных процес-
сах. Эта ситуация способствует как  самоустранению  от  обще-
ственных отношений, так и радикальным позициям и столкнове-
ниям на идеологической почве.

Быстрые социальные изменения приводят к расхождениям между

системами ценностей родителей и детей ("конфликт поколений"), а мно-

136