Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6248

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

гообразие и размытость общественных представлений и норм создают у

молодых людей неуверенность в выборе объектов идентификации.

В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к пове-

денческим реакциям, которые обычно характерны для более млад-
шего возраста: реакция  отказа, оппозиции и протеста, имитации,
компенсации и гиперкомпенсации. Однако именно для подростково-
го возраста более типичными являются следующие психологичес-
кие реакции:

1. Реакция эмансипации

— отражает стремление подростка к

самостоятельности, освобождению из-под опеки взрослых. При не
благоприятных средовых условиях она может лежать в основе побе
гов из дома и уходов из школы, аффективных вспышек, направлен
ных на родителей и учителей, а также в основе отдельных
асоциальных поступков. При различных асинхрониях созревания, в
основном на почве церебральной недостаточности, такие проявле
ния могут быть либо чрезмерными, либо, наоборот, отсутствовать.

2. Реакция группирования

— объясняется стремлением к обра

зованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем
поведения, системой внутригрупповых взаимоотношений и своим
лидером. В неблагоприятных средовых условиях и при различных
неполноценностях нервной системы склонность к этой реакции мо
жет в значительной мере определять поведение и быть причиной
асоциальных поступков.

3. Реакция увлечения (хобби-реакция)

— отражает особенности

внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом,
стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционирова
нию более характерны для мальчиков. Занятия, мотивом которых яв
ляется стремление привлечь к себе внимание (участие в самодея
тельности, увлечение экстравагантной одеждой и т.п.), более
типичны для девочек. Интеллектуально-эстетические увлечения мо
гут наблюдаться у подростков обоих полов.

4. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным

влечением,

многообразны в своих проявлениях. Половое влечение

вначале отличается малой дифференцированностью и развивается
с нарастающей силой, что в старшем подростковом возрасте обус
лавливает "юношескую гиперсексуальность". В силу этого у под
ростков легко возникают различные преходящие отклонения: она
низм, ранняя половая жизнь, петтинг, транзиторный подростковый
гомосексуализм и другие.

Все указанные выше детско-подростковые реакции могут быть

представлены как в вариантах,

нормальных

для данного возрастного

137


background image

периода, так и в вариантах

патологических,

т.е. отклоняющихся от

нормальных для этого возраста (девиантное поведение).

Девиантное поведение

подразделяется на две большие группы:

психопатологическое и антисоциальное.

Психопатологическое  девиантное  поведение

отклоняется  от

нормы  психического  здоровья  и  связано  с  наличием  явной  или
скрытой психической патологии. Как правило, мотивы поведения
психически больного остаются непонятными до тех пор, пока не
будут  обнаружены  основные признаки заболевания (галлюцина-
ции, иллюзии, нарушения мышления или эмоционально-волевые
расстройства).

Под

патохарактерологическим  типом  девиантного  поведения

понимают поведение, обусловленное не психическим заболеванием, а
патологическими изменениями характера, сформировавшимися в про-
цессе воспитания (расстройства личности — психопатии, выраженные
акцентуации характера).

Аддиктивное поведение

— одна из форм девиантного поведения с

формированием стремления к "уходу  от реальности" путем искусст-
венного вызывания у себя изменения психического состояния приемом
некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных видах де-
ятельности. Основное психическое состояние у таких личностей описы-
вается  ими  как "скучное", "серое", "безразличное", "однообразное".
Аддиктивная активность направлена на получение каких-либо "острых
ощущений", которые, пусть временно, но вырывают его из мира эмоци-
ональной бесчувственности (стагнации эмоциональности).

Антисоциальное поведение

определяют в случае нарушения ка-

ких-то социальных и культурных норм, особенно правовых. В после-
днем случае, когда такие поступки сравнительно незначительны, их
называют

правонарушениями,

а  когда  серьезны  и наказываются

в

уголовном порядке—

преступлениями.

В соответствии с этим и го-

ворят  о

делинквентном

(противоправном) и

криминальном

(пре-

ступном) поведении. Понятно, что и психопатологическое поведе-
ние может быть антисоциальным.

Английские психологи Хевитт и Дженекинс проявления асоциаль-

ности  подразделяют  на

несоциализированные и социализированные

формы.

Все они проявляются внешне одинаково — в виде негативиз-

ма, непослушания, конфликтности, агрессивности, вспышек ярости,
нарушений норм сексуальных отношений. Однако при несоциализи-
рованной форме  проявления  асоциальности неизбирательны и на-
правлены против множества людей, а при социализированных фор-
мах подросток сохраняет лояльность и не проявляет асоциального
поведения по отношению к определенной группе лиц или к отдель-

138


background image

ным людям. Например, в подростковой асоциальной группе, совер-
шающей кражи, не допускаются такого рода действия внутри группы.

Следует отметить, что подростки второй группы (социализирован-

ная асоциальность) более нуждаются в психолого-педагогической
коррекции, в то время как подростки первой группы (несоциализиро-
ванная асоциальность) более нуждаются и более восприимчивы к
психолого-медицинской коррекции.

Все девиантные формы поведения у подростков обнаруживают

связь с различными видами неполноценности центральной нервной
системы, психопатиями и акцентуациями характера. В их формиро-
вании большую роль играют и социальные факторы: неблагоприят-
ные условия воспитания и обучения — социальная и педагогическая
запущенность.

Наиболее частыми источниками школьной дезадаптации являют-

ся непатологические формы поведения, которые носят преходящий
характер. По мнению ряда психологов, психическое созревание под-
ростка включает две следующие друг за другом фазы психических
изменений: негативную (12-15 лет) и позитивную (16-18 лет). В нега-
тивной фазе подросток противопоставляет себя другим, всем проти-
воречит, особенно старшим. В позитивной фазе постепенно высту-
пает противоположная тенденция — социализации, приобщения к
духовным ценностям, выработке жизненных правил. Конечно, такое
разделение весьма условно и обе тенденции проходят через весь
подростковый период. Возраст лишь меняет формы их проявления,
но их следует учитывать в при выборе мер педагогической и соци-
альной коррекции непатологических форм отклоняющегося поведе-
ния. Патологические формы отклоняющегося поведения уже требу-
ют совместных усилий педагога и врача, медикаментозной терапии.

Дифференциальная диагностика патологических и непатологи-

ческих форм поведения очень сложна, но и чрезвычайно важна. Для
общей  оценки  степени "патологичности" поведенческих  реакций
можно использовать критерии, предложенные А.Е. Личко (1983):

1) выраженная интенсивность расстройств со склонностью к ге

нерализации (их повторение в самых разнообразных ситуациях, даже
под влиянием неадекватных стимулов);

2) стойкость реакции со склонностью приобретения характера

патологического стереотипа ("клише");

3) склонность реакции к превышению социально и психологи

чески приемлемого "потолка" отклонений в поведении;

4) поведенческие проблемы подростка влекут за собой все углуб

ляющуюся социальную дезадаптацию.

Патологические формы поведенческих реакций особенно часто

возникают на фоне акцентуаций характера. Последние являются

139


background image

крайними вариантами нормального характера, при котором отдель-
ные черты его чрезмерно усилены. Вследствие этого обнаруживается
избирательная  уязвимость ("слабое  место") в  отношении  опреде-
ленного  рода  психогенных  воздействий  при  хорошей  и  даже
повышенной устойчивости к другим. В соответствии с этим Э.Г. Эй-
демиллер и В.В. Юстицкий (1983) в проведении психокоррекционной
работы (лучше — групповая психотерапия) с такими подростками
выделяют три основные цели.

1. Необходимо научить подростка распознаванию трудных имен

но для него ситуаций. Например, при гипертимной акцентуации та
кими являются ситуации, требующие от подростка сдерживать про
явления его энергии, при лабильной — ситуации эмоционального
отвержения со стороны значимых лиц, истероидной — недостаток
внимания к нему как к личности и т.п.

2. Формирование у подростка способности объективизировать

эти трудности, увидеть их как бы со стороны и проанализировать.

3. Расширение у подростка диапазона возможных способов его

поведения в этих трудных ситуациях, поскольку стандартность и сте
реотипность поведения такого подростка в соответствующих ситуа
циях очевидна.

Для изучения и определения степени трудновоспитуемое™ Д. Стот-

том была предложена специальная "Карта наблюдений" (русскоязыч-

ный вариант адаптирован в Институте психоневрологии им. В.М. Бехте-

рева, 1976).

Исследователю предлагаются типичные готовые образцы-фрагмен-

ты поведения детей (198 фрагментов), которые сгруппированы в 16

синдромов: недоверие к новым людям, вещам и ситуациям, депрессия,

уход в себя, тревожность по отношению к взрослым, враждебность по

отношению к взрослым, тревога по отношению к детям, недостаток со-

циальной нормативности (асоциальность), враждебность к детям, не-

угомонность, эмоциональное  напряжение, невротические  синдромы,

неблагоприятные условия среды, сексуальное развитие, умственная

отсталость, болезни и органические нарушения, физические дефекты.

На регистрационном бланке отмечаются те фрагменты поведения, кото-

рые характерны для данного ребенка.

В отечественной выборке школьников (Мурзенко В.А., 1979) "ко-

эффициент дезадаптации" более 25 баллов (на грани клинических нару-

шений) по первым 11 синдромам отмечен у 20,8% обследованных. Чаще

всего  встречались: "враждебность  по  отношению  к  взрослому"

(34,4%), "недостаток  социальной нормативности" (22,2%), "уход  в

себя" (12,5%), "депрессия" (11,1%), "конфликтность в отношениях со

сверстниками" (11,1%), "недостаток доверия к новым людям, вещам и

ситуациям" (8,3%).


background image

Глава 24
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ПСИХИЧЕСКОЙАКТИВНОСТИ

В ЗРЕЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Психология

ПЕРИОДА ВЗРОСЛОСТИ

В социальной психологии утверждается, что социализация про-

должается непрерывно — всю человеческую жизнь. В определен-
ном смысле можно даже говорить о

первичной

и

вторичной

социа-

лизации (Петровская  Л.А., 1999). Первая  соответствует периоду
становления ребенка. Вторая связана с саморазвитием взрослого.
Естественно, жизнь взрослого является продолжением детской жиз-
ни и вырастает из нее, однако продуктивность жизни взрослого во
многом может зависеть от необходимости пересмотра, обновления
каких-то  ценностей, установок, поведенческого  репертуара (при
вступлении в брак, рождении ребенка, разводе, болезни и других
проблематизирующих жизнь обстоятельствах).

Анализируя собственную жизненную дистанцию, каждый зре-

лый человек выделяет  свои, особые возрастные этапы  взрослого
состояния. Например, молодой  человек  после  службы  в армии
чувствует себя намного взрослее сверстников, которые в армии не
служили. Существуют и так называемые профессиональные гра-
ницы у летчиков, операторов определенных производств и т.п. По
внутренним  ощущениям физически здоровые, волевые люди не
чувствуют в себе каких-то особых перемен на границе и 60-летнего
возраста. Поэтому очень трудно создать психологическую перио-
дизацию взрослого человека в силу того, что сложно однозначно
хронологически выделить, скажем, этапы максимального расцвета
личности — акме. Расцвет личности бывает в 40, в 60 и даже 80 лет.
У некоторых людей таких "взрывов—подъемов" может быть даже
несколько.

Акмеология—наука о периоде максимального расцвета личностного

роста, высшего момента проявления духовных сил и творчества. Акме

(древнегреческое — "цветущая сила", "вершина возможностей челове-

ка") — базовая категория данной науки, вбирающая в себя, наряду с

физическими, также социальные, нравственные, профессиональные, мен-

тальные и многие иные высшие достижения в развитии человека.
Большая часть исследователей относит начало периода взрослос-

ти к моменту окончания юности — к 18-19 годам, а конец—к возра-

141