Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6769

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

сту 55-60 лет (Бодалев А.А., 1999). В этом диапазоне выделяют ряд
стадий: 1) ранней взрослости (18-30 лет); 2) средней взрослости (30-45
лет); 3) поздней взрослости (45-55 лет); 4) предпенсионного возраста
(50-55 лет для женщин, 55-60 лет для мужчин). При этом для каждой
стадии отмечаются характерные для нее особенности.

Для  стадии  ранней  взрослости  характерно  овладение  ролью

взрослого  человека, получение  избирательного  права, полная
юридическая  и  экономическая  ответственность. У большинства
складывается  собственная семья, рождается первый ребенок. За-
вершается получение высшего образования. На работе осваивают-
ся  профессиональные  роли, образуется  круг  общения, в  основе
которого избранная профессия.

Средняя взрослость — это период совершенства в выполнении

профессиональной роли и старшинства, а иногда и лидерства среди
товарищей по работе, относительная материальная самостоятель-
ность и сравнительно широкий круг социальных связей, а также
наличие  и  удовлетворение  интересов вне рамок профессиональ-
ной деятельности.

Поздняя взрослость характеризуется высококвалифицированным

выполнением избранных в молодости профессиональных и соци-
альных ролей и, как правило, достижением пика в должностном стату-
се, а также некоторым снижением социальной активности. Во многих
случаях в это время происходит уход из семьи выросших детей.

Предпенсионный возраст — происходит заметное снижение фи-

зических и умственных функций, но вместе с тем это годы, благопри-
ятные для занятия наиболее видного положения в своем социальном
кругу. В основной области труда наблюдается спад профессиональ-
ных притязаний, и происходят существенные изменения во всей мо-
тивационной сфере в связи с подготовкой к предстоящему пенсион-
ному образу жизни.

Одной  из наиболее  интересных  зарубежных  концепций, во-

шедших в научный "арсенал" современной возрастной психоло-
гии, является теория американского  психолога Эрика  Эриксона
(Erikson E.H., 1964) о восьми стадиях развития личности. В психо-
логии взрослых людей он выделил три основные стадии: ранней
(25-35 лет), средней (35-45 лет) и поздней (45-60 лет) зрелости.

Ранняя зрелость (25-35 лет)

— главным психологическим мо-

ментом этого возраста является установление интимности и близких
личных связей с другим человеком. Если человек терпит неудачу в
интимном общении, то у него может сформироваться и нарастать
чувство изоляции от людей с ощущением, что он может во всем
полагаться только на себя самого.

142


background image

Двадцатилетние обычно имеют дело с выбором супруга и карье-

ры, намечают жизненные цели и начинают их осуществление. Поз-
же, около тридцати лет, многие приходят к переоценке своих прежних
выборов супруга, карьеры, жизненных целей; иногда дело доходит
до развода и смены профессии. Наконец первые годы после тридца-
ти, как правило, время сживания с новыми или вновь подтверждае-
мыми выборами.

Средняя зрелость (35-45лет)

— этот период является периодом

своеобразной переоценки личностных целей и притязаний и часто
сопровождается внезапным ощущением и осознанием того, что уже
прожито полжизни—"кризис середины жизни" (Джеке, 1965).

Кризис середины жизни определяется расхождением между меч-

тами, целями молодости и действительными, достигнутыми резуль-
татами. Поскольку мечты молодости чаще являются не очень реаль-
ными, то и оценка достигнутого также часто оказывается негативной
и окрашенной отрицательными эмоциями. Человек начинает песси-
мистично оценивать и свое будущее — "уже не успеть, а менять что-
либо поздно...". Заполняя опросники, люди в возрасте 35-40 лет начи-
нают не соглашаться с такими фразами, как "есть еще уйма времени,
чтобы сделать большую часть того, что я хочу". Вместо этого они
констатируют: "Слишком поздно что-либо изменить в моей карьере"
(Гоулд, 1975; цит. по Массен П., Конгер Дж. И др., 1982).

Убывание физических сил и привлекательности — одна из мно-

гих проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса сред-
него возраста и в последующем. Для тех, кто полагался ранее на свои
физические качества и привлекательность, средний возраст может
стать периодом тяжелой депрессии. Многие люди просто начинают
жаловаться на то, что они больше устают—не могут, например, как
в студенческие годы, проводить несколько дней без сна, если этого
требует важное дело. Хотя хорошо продуманная программа ежед-
невных упражнений и соответствующая диета оказывают свое поло-
жительное действие. Большинство людей в среднем возрасте начина-
ют  полагаться  не на "мышцы", а на "мозги". Они находят  новые
преимущества в знании, накопленном жизненном опыте; они при-
обретают мудрость.

Другим важным вопросом среднего возраста является сексуаль-

ность. У среднего человека в среднем возрасте могут наблюдаться
некоторые отклонения в сексуальных интересах, способностях и воз-
можностях, особенно по мере того как подрастают дети. Он может
удивиться тому, сколь большую роль сексуальность играла для него
ранее в отношениях с людьми. С другой стороны, есть люди, которые
и в среднем возрасте продолжают рассматривать каждого человека

143


background image

противоположного пола лишь в рамках сексуального притяжения
или отталкивания, а одноименного пола — как потенциального со-
перника. По мнению психолога Пека (1968), в более удачных случаях
достижения зрелости сексуальная эгоцентрическая установка до из-
вестной степени блокируется, а партнеры по общению воспринима-
ются более как потенциальные друзья и взаимопонимающие лично-
сти, т.е. "социализация" в отношениях с людьми замещает прежнюю
"сексу ализацию".

Успешное  разрешение  кризиса  среднего  возраста  включает

обычно переформулировку целей на более реалистичные с осозна-
нием ограниченности жизни всякого человека. Супруг, друзья и дети
приобретают все большее значение, тогда как собственное Я все бо-
лее  лишается  своего  исключительного  положения (Гоулд, 1972).
Главным в средней зрелости становится желание повлиять на следу-
ющее поколение через собственных детей или путем личного вклада
в успехи общества. Эта центральная тема "генеративное™" и опре-
деляет  желание человека быть продуктивным, нужным окружаю-
щим людям, что, в свою очередь, и делает его счастливым. Жизнен-
ная неудача на этой стадии может также способствовать изоляции и
поглощенности только самим собой.

Поздняя зрелость (45-60 лет)

— протекает неодинаково у лю-

дей, ярко переживших кризис середины жизни, и у людей, которым
удалось его избежать. Последние не производили осознанно ревизии
своих планов и достижений и гораздо легче теряют энергичность и
живость, так необходимую для продолжения своего личностного
роста в последующие годы.

Если переоценка ценностей в середине жизни все же состоя-

лась, то ее следствием является глубинное обновление личности с
ростом удовлетворения собой в последующие годы. Активность
личности не снижается, и даже наблюдается ее рост. Например,
имеются наблюдения, что кроме первого оптимального интерва-
ла для выдающихся открытий (40 лет) существует и второй пик
творческой активности — в 50-55 лет (Leman H.C., 1953; Пельц Л.,
ЭндрюсФ., 1973).

С

ТАРЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЯ СТАРОСТИ

Человек, как и все живые существа, рождается, растет и развива-

ется, достигает зрелости, а затем постепенно начинает увядать, старе-
ет и умирает. Старение и старость — нормальное, естественное, фи-
зиологическое явление, это определенный отрезок онтогенеза.

144


background image

В литературе существуют большие расхождения в определении

понятия "поздний возраст" и той возрастной границы, которая зна-
менует начало старости. В 1970 году на совещании научной группы
ВОЗ была достигнута договоренность считать 65 лет началом поздне-
го возраста (old age), хотя убедительного научного и клинического
обоснования для его выделения нет. Соответственно возраст в 50-64
года считается в геронтологии средним, в 65-74 года—предстарчес-
ким (пожилым), в 75-90 лет—старческим.

Большинство клиницистов, и в первую очередь психиатры, рас-

сматривают возраст в 45-50 лет как начало

инволюции

у человека.

Весь инволюционный отрезок онтогенеза ими подразделяется натри
периода: 45-60 лет—климактерический, пострепродуктивный пери-
од; 60-70 лет — пресенильный период (пожилой, предстарческий
возраст); 70 и более лет — сениум (старость).

Физиологический  и  патологический  климакс. Климактери-

ческий период в жизни женщины связан с возрастной перестройкой

гипоталамической области (повышение порога чувствительности к ре-

гулирующему влиянию половых гормонов), приводящей к  наруше-

нию цикличности менструаций и прекращению репродуктивной спо-

собности. Большинство авторов физиологическим считают климакс,

протекающий без выраженных патологических симптомов с постепен-

ным угасанием менструальной функции. Патологический климакс

проявляется дисфункциональными маточными кровотечениями и так

называемым климактерическим синдромом. Последний, кроме вегета-

тивных ("приливы" жара, потливость, колебания давления крови) и

эндокринных  проявлений, включает  комплекс  психопатологических

нарушений. Происходит своеобразная перестройка системы отноше-

ний личности. М.Э. Телешевская подчеркивает, что даже бывшие ра-

нее активными и энергичными женщины становятся в этом возрасте

мнительными, тревожными, снижается самооценка. Условно-патоген-

ными невротизирующими факторами становятся такие  проявления,

как изменение внешности (седые волосы, снижение тургора кожи, по-

явление морщин). Иногда на первый план выступает нарастающая вя-

лость, пассивность, равнодушие к тем сторонам жизни, которые ранее

представляли интерес.

Обычно климактерический синдром представлен четырьмя клини-

ческими вариантами: астеническим, сенесто-ипохондрическим, тревож-

но-депрессивным и истерическим. Способность женщины адаптиро-

ваться  к  всевозможным жизненным  ситуациям в период  климакса

снижается.
Для периода инволюции и собственно старости, как и для каждо-

го другого периода жизни человека—детства, юности, зрелости, —
характерны возрастные особенности, своя возрастная норма. Если в
молодости преобладают явления прогрессивного развития с нарас-

145


background image

танием возможностей приспособления к окружающей среде, то в
периоде увядания и обратного развития (инволюция), напротив, пре-
обладают

регрессивные

явления,

ухудшающие приспособительные

возможности человека. Важно отметить, что хотя процесс старения
и сопровождается ослаблением гомеостатических процессов, но од-
новременно происходит и приспособление всех систем организма к
новому уровню жизнедеятельности. И.В. Давыдовский (1966) этот
процесс называет особой

инволютивной адаптацией,

"отвечаю-

щей физиологическим ресурсам старого человека".

В рамках

биологических подходов

к старению основной пробле-

мой  геронтологии, которая была сформулирована еще  А.А. Бого-
мольцем (1938), является изучение старения организма с целью про-
филактики  его  преждевременного  старческого  увядания. Не  все
клетки, ткани, органы и системы организма старятся одновременно
и в одинаковой степени, но при этом процесс физиологического ста-
рения закономерно гармоничный. Хотя между календарным (возра-
стным) и фактическим (телесным и психическим) старением не все-
гда  отмечается  совпадение (может  быть  как  запоздалое, так  и
преждевременное старение), все же, в основном, поздний возраст
определяет старческие изменения в организме.

Эти изменения сами по себе не являются патологией, но при

этом происходят сложные изменения в строении и функционирова-
нии всех систем организма, в том числе сердечно-сосудистой, эндок-
ринной и нервной. Падает "запас прочности", снижаются реактив-
ные способности человека. Эти возрастные изменения затрудняют
существование старого человека, он страдает от своих "старческих
недугов", чувствует себя дискомфортно.

История изучения причин старения показывает, что со времени за-

рождения медицины вплоть до начала XX столетия наблюдалось две

тенденции.

Первая — объяснять наступление старости постепенной потерей

("расходованием") каких-то веществ или свойств, которые присущи

организму в молодости и приводящих, с их окончательным затуханием,

к смерти.

Вторая — приобретение, накопление вредных воздействий, которые

приводят  к необратимым нарушениям гомеостаза, самоотравлению

организма и угасанию жизни.

По мере развития науки менялись исходные теоретические пози-

ции и способы доказательства, но эти две тенденции все равно про-

слеживались. Например, известная концепция И.И. Мечникова свя-

зывала  старение  с  накоплением  и  воздействием  на  организм

кишечных токсинов. В последующем эти идеи получили развитие в

аутоиммунной теории старения, где главное значение придается

146