Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6769
Скачиваний: 24
сту 55-60 лет (Бодалев А.А., 1999). В этом диапазоне выделяют ряд
стадий: 1) ранней взрослости (18-30 лет); 2) средней взрослости (30-45
лет); 3) поздней взрослости (45-55 лет); 4) предпенсионного возраста
(50-55 лет для женщин, 55-60 лет для мужчин). При этом для каждой
стадии отмечаются характерные для нее особенности.
Для стадии ранней взрослости характерно овладение ролью
взрослого человека, получение избирательного права, полная
юридическая и экономическая ответственность. У большинства
складывается собственная семья, рождается первый ребенок. За-
вершается получение высшего образования. На работе осваивают-
ся профессиональные роли, образуется круг общения, в основе
которого избранная профессия.
Средняя взрослость — это период совершенства в выполнении
профессиональной роли и старшинства, а иногда и лидерства среди
товарищей по работе, относительная материальная самостоятель-
ность и сравнительно широкий круг социальных связей, а также
наличие и удовлетворение интересов вне рамок профессиональ-
ной деятельности.
Поздняя взрослость характеризуется высококвалифицированным
выполнением избранных в молодости профессиональных и соци-
альных ролей и, как правило, достижением пика в должностном стату-
се, а также некоторым снижением социальной активности. Во многих
случаях в это время происходит уход из семьи выросших детей.
Предпенсионный возраст — происходит заметное снижение фи-
зических и умственных функций, но вместе с тем это годы, благопри-
ятные для занятия наиболее видного положения в своем социальном
кругу. В основной области труда наблюдается спад профессиональ-
ных притязаний, и происходят существенные изменения во всей мо-
тивационной сфере в связи с подготовкой к предстоящему пенсион-
ному образу жизни.
Одной из наиболее интересных зарубежных концепций, во-
шедших в научный "арсенал" современной возрастной психоло-
гии, является теория американского психолога Эрика Эриксона
(Erikson E.H., 1964) о восьми стадиях развития личности. В психо-
логии взрослых людей он выделил три основные стадии: ранней
(25-35 лет), средней (35-45 лет) и поздней (45-60 лет) зрелости.
Ранняя зрелость (25-35 лет)
— главным психологическим мо-
ментом этого возраста является установление интимности и близких
личных связей с другим человеком. Если человек терпит неудачу в
интимном общении, то у него может сформироваться и нарастать
чувство изоляции от людей с ощущением, что он может во всем
полагаться только на себя самого.
142
Двадцатилетние обычно имеют дело с выбором супруга и карье-
ры, намечают жизненные цели и начинают их осуществление. Поз-
же, около тридцати лет, многие приходят к переоценке своих прежних
выборов супруга, карьеры, жизненных целей; иногда дело доходит
до развода и смены профессии. Наконец первые годы после тридца-
ти, как правило, время сживания с новыми или вновь подтверждае-
мыми выборами.
Средняя зрелость (35-45лет)
— этот период является периодом
своеобразной переоценки личностных целей и притязаний и часто
сопровождается внезапным ощущением и осознанием того, что уже
прожито полжизни—"кризис середины жизни" (Джеке, 1965).
Кризис середины жизни определяется расхождением между меч-
тами, целями молодости и действительными, достигнутыми резуль-
татами. Поскольку мечты молодости чаще являются не очень реаль-
ными, то и оценка достигнутого также часто оказывается негативной
и окрашенной отрицательными эмоциями. Человек начинает песси-
мистично оценивать и свое будущее — "уже не успеть, а менять что-
либо поздно...". Заполняя опросники, люди в возрасте 35-40 лет начи-
нают не соглашаться с такими фразами, как "есть еще уйма времени,
чтобы сделать большую часть того, что я хочу". Вместо этого они
констатируют: "Слишком поздно что-либо изменить в моей карьере"
(Гоулд, 1975; цит. по Массен П., Конгер Дж. И др., 1982).
Убывание физических сил и привлекательности — одна из мно-
гих проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса сред-
него возраста и в последующем. Для тех, кто полагался ранее на свои
физические качества и привлекательность, средний возраст может
стать периодом тяжелой депрессии. Многие люди просто начинают
жаловаться на то, что они больше устают—не могут, например, как
в студенческие годы, проводить несколько дней без сна, если этого
требует важное дело. Хотя хорошо продуманная программа ежед-
невных упражнений и соответствующая диета оказывают свое поло-
жительное действие. Большинство людей в среднем возрасте начина-
ют полагаться не на "мышцы", а на "мозги". Они находят новые
преимущества в знании, накопленном жизненном опыте; они при-
обретают мудрость.
Другим важным вопросом среднего возраста является сексуаль-
ность. У среднего человека в среднем возрасте могут наблюдаться
некоторые отклонения в сексуальных интересах, способностях и воз-
можностях, особенно по мере того как подрастают дети. Он может
удивиться тому, сколь большую роль сексуальность играла для него
ранее в отношениях с людьми. С другой стороны, есть люди, которые
и в среднем возрасте продолжают рассматривать каждого человека
143
противоположного пола лишь в рамках сексуального притяжения
или отталкивания, а одноименного пола — как потенциального со-
перника. По мнению психолога Пека (1968), в более удачных случаях
достижения зрелости сексуальная эгоцентрическая установка до из-
вестной степени блокируется, а партнеры по общению воспринима-
ются более как потенциальные друзья и взаимопонимающие лично-
сти, т.е. "социализация" в отношениях с людьми замещает прежнюю
"сексу ализацию".
Успешное разрешение кризиса среднего возраста включает
обычно переформулировку целей на более реалистичные с осозна-
нием ограниченности жизни всякого человека. Супруг, друзья и дети
приобретают все большее значение, тогда как собственное Я все бо-
лее лишается своего исключительного положения (Гоулд, 1972).
Главным в средней зрелости становится желание повлиять на следу-
ющее поколение через собственных детей или путем личного вклада
в успехи общества. Эта центральная тема "генеративное™" и опре-
деляет желание человека быть продуктивным, нужным окружаю-
щим людям, что, в свою очередь, и делает его счастливым. Жизнен-
ная неудача на этой стадии может также способствовать изоляции и
поглощенности только самим собой.
Поздняя зрелость (45-60 лет)
— протекает неодинаково у лю-
дей, ярко переживших кризис середины жизни, и у людей, которым
удалось его избежать. Последние не производили осознанно ревизии
своих планов и достижений и гораздо легче теряют энергичность и
живость, так необходимую для продолжения своего личностного
роста в последующие годы.
Если переоценка ценностей в середине жизни все же состоя-
лась, то ее следствием является глубинное обновление личности с
ростом удовлетворения собой в последующие годы. Активность
личности не снижается, и даже наблюдается ее рост. Например,
имеются наблюдения, что кроме первого оптимального интерва-
ла для выдающихся открытий (40 лет) существует и второй пик
творческой активности — в 50-55 лет (Leman H.C., 1953; Пельц Л.,
ЭндрюсФ., 1973).
С
ТАРЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЯ СТАРОСТИ
Человек, как и все живые существа, рождается, растет и развива-
ется, достигает зрелости, а затем постепенно начинает увядать, старе-
ет и умирает. Старение и старость — нормальное, естественное, фи-
зиологическое явление, это определенный отрезок онтогенеза.
144
В литературе существуют большие расхождения в определении
понятия "поздний возраст" и той возрастной границы, которая зна-
менует начало старости. В 1970 году на совещании научной группы
ВОЗ была достигнута договоренность считать 65 лет началом поздне-
го возраста (old age), хотя убедительного научного и клинического
обоснования для его выделения нет. Соответственно возраст в 50-64
года считается в геронтологии средним, в 65-74 года—предстарчес-
ким (пожилым), в 75-90 лет—старческим.
Большинство клиницистов, и в первую очередь психиатры, рас-
сматривают возраст в 45-50 лет как начало
инволюции
у человека.
Весь инволюционный отрезок онтогенеза ими подразделяется натри
периода: 45-60 лет—климактерический, пострепродуктивный пери-
од; 60-70 лет — пресенильный период (пожилой, предстарческий
возраст); 70 и более лет — сениум (старость).
Физиологический и патологический климакс. Климактери-
ческий период в жизни женщины связан с возрастной перестройкой
гипоталамической области (повышение порога чувствительности к ре-
гулирующему влиянию половых гормонов), приводящей к наруше-
нию цикличности менструаций и прекращению репродуктивной спо-
собности. Большинство авторов физиологическим считают климакс,
протекающий без выраженных патологических симптомов с постепен-
ным угасанием менструальной функции. Патологический климакс
проявляется дисфункциональными маточными кровотечениями и так
называемым климактерическим синдромом. Последний, кроме вегета-
тивных ("приливы" жара, потливость, колебания давления крови) и
эндокринных проявлений, включает комплекс психопатологических
нарушений. Происходит своеобразная перестройка системы отноше-
ний личности. М.Э. Телешевская подчеркивает, что даже бывшие ра-
нее активными и энергичными женщины становятся в этом возрасте
мнительными, тревожными, снижается самооценка. Условно-патоген-
ными невротизирующими факторами становятся такие проявления,
как изменение внешности (седые волосы, снижение тургора кожи, по-
явление морщин). Иногда на первый план выступает нарастающая вя-
лость, пассивность, равнодушие к тем сторонам жизни, которые ранее
представляли интерес.
Обычно климактерический синдром представлен четырьмя клини-
ческими вариантами: астеническим, сенесто-ипохондрическим, тревож-
но-депрессивным и истерическим. Способность женщины адаптиро-
ваться к всевозможным жизненным ситуациям в период климакса
снижается.
Для периода инволюции и собственно старости, как и для каждо-
го другого периода жизни человека—детства, юности, зрелости, —
характерны возрастные особенности, своя возрастная норма. Если в
молодости преобладают явления прогрессивного развития с нарас-
145
танием возможностей приспособления к окружающей среде, то в
периоде увядания и обратного развития (инволюция), напротив, пре-
обладают
регрессивные
явления,
ухудшающие приспособительные
возможности человека. Важно отметить, что хотя процесс старения
и сопровождается ослаблением гомеостатических процессов, но од-
новременно происходит и приспособление всех систем организма к
новому уровню жизнедеятельности. И.В. Давыдовский (1966) этот
процесс называет особой
инволютивной адаптацией,
"отвечаю-
щей физиологическим ресурсам старого человека".
В рамках
биологических подходов
к старению основной пробле-
мой геронтологии, которая была сформулирована еще А.А. Бого-
мольцем (1938), является изучение старения организма с целью про-
филактики его преждевременного старческого увядания. Не все
клетки, ткани, органы и системы организма старятся одновременно
и в одинаковой степени, но при этом процесс физиологического ста-
рения закономерно гармоничный. Хотя между календарным (возра-
стным) и фактическим (телесным и психическим) старением не все-
гда отмечается совпадение (может быть как запоздалое, так и
преждевременное старение), все же, в основном, поздний возраст
определяет старческие изменения в организме.
Эти изменения сами по себе не являются патологией, но при
этом происходят сложные изменения в строении и функционирова-
нии всех систем организма, в том числе сердечно-сосудистой, эндок-
ринной и нервной. Падает "запас прочности", снижаются реактив-
ные способности человека. Эти возрастные изменения затрудняют
существование старого человека, он страдает от своих "старческих
недугов", чувствует себя дискомфортно.
История изучения причин старения показывает, что со времени за-
рождения медицины вплоть до начала XX столетия наблюдалось две
тенденции.
Первая — объяснять наступление старости постепенной потерей
("расходованием") каких-то веществ или свойств, которые присущи
организму в молодости и приводящих, с их окончательным затуханием,
к смерти.
Вторая — приобретение, накопление вредных воздействий, которые
приводят к необратимым нарушениям гомеостаза, самоотравлению
организма и угасанию жизни.
По мере развития науки менялись исходные теоретические пози-
ции и способы доказательства, но эти две тенденции все равно про-
слеживались. Например, известная концепция И.И. Мечникова свя-
зывала старение с накоплением и воздействием на организм
кишечных токсинов. В последующем эти идеи получили развитие в
аутоиммунной теории старения, где главное значение придается
146