Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6250

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

аутоинтоксикации и снижению иммунитета по отношению к накапли-
вающимся  продуктам  нарушенного  обмена

(теории "непрограмми-

рованного" старения).

Начиная с 60-х годов, внимание исследователей все больше при-

влекает  изучение  нарушений  генетической  информации  клетки  как
возможной причины  преждевременного  старения  и  смерти. Суще-
ствует даже мнение, что старение является закономерным, генетически

запрограммированным процессом, логическим следствием роста и со-
зревания клеток

{теория "программированого " старения,

биологи-

ческих "часов"). В соответствии с так называемым "феноменом Хайф-
лика" (возможности  числа  делений  клетки  ограничены)
предполагается, что  именно  гены "отключают" механизмы, которые
ответственны за точность при воспроизведении клетки. Полагают, что
в популяциях с относительно большим числом долгожителей, ранее
наблюдалась высокая смертность младенцев, что и способствовало ге-
нетическому закреплению в поколениях перспектив долголетия (Бенд-
жамин Б.,1968; Алпатов В.,1962 и другие).

Психологические подходы

к старости описывают психологичес-

кие аспекты старения. Собственно психические изменения, наблю-
дающиеся в процессе старения, связаны с процессами инволюции в
центральной нервной системе. На скорость их возникновения и осо-
бенности проявлений существенное влияние оказывает вся биологи-
ческая и психосоциальная история предшествующих периодов жиз-
ни — врожденные  особенности, приобретенные  личностные
качества, психические и социальные характеристики, составляющие
жизненный  опыт  данного  человека, перенесенные  заболевания,
травмы и т.д. Поэтому, наряду со свойственными старению общи-
ми, облигатными изменениями психических функций, психичес-
кое старение у каждого человека имеет и свои индивидуальные
проявления — каждый старится по-своему. Не случайно говорят,
что на протекание процесса старения существенное влияние ока-
зывают и представления самого человека о том, что есть старость и
как она должна протекать.

Среди облигатных признаков старения психики наиболее об-

щим  свойством  является

снижение активности  и замедление

всех психических процессов.

Замедленность касается как простых

сенсорных  функций (зрение, слух, вкус, осязание), так  и  более
сложных — психомоторики, восприятия нового, запоминания. За-
медляются все поведенческие реакции, включая  способность  к
адаптации в меняющихся условиях. В процессах замедления глав-
ную роль  играют морфо-функциональные  изменения в нервной
системе, характеризующиеся повышением порога возбуждения в
нервных клетках и волокнах.

147


background image

Кроме этого, в процессах замедления определенную роль играют

и психологические факторы — настроение, установка личности на
выполнение задания, неожиданность или ожидаемость решаемой
задачи, ее сложность.

Снижение функции памяти, ассоциируемое со старением как

одним из наиболее частых его признаков, наблюдается не у всех
старых людей. Забывание более распространяется на материал,
не организованный по смыслу, т.е. более страдает механическая
память. Одновременно  нарушения мнестической деятельности  в
логико-смысловой памяти отражаются преимущественно на за-
поминании  наиболее  сложных  и  реже  употребляемых  логико-
смысловых структур.

Относительно старения эмоциональной сферы существует мне-

ние, что выявляемые биохимические сдвиги у пожилых людей (сниже-
ние активности норадреналин- и серотонинергических систем с рос-
том уровня адреналина в тканях) предрасполагают по мере старения к
более частому появлению депрессивного и тревожного настроения. С
другой стороны, на состояние эмоциональной сферы большое значе-
ние оказывает социальная сторона жизни пожилого человека. В этом
отношении ущербными для личности являются переживания утраты
прежних социальных ролей, уменьшение доходов, ограничение соци-
альных контактов. Все это способствует развитию мнительности, не-
уверенности, сосредоточению интересов на здоровье и сугубо лич-
ных жизненных проблемах. Отсюда повышенное внимание к своему
здоровью, стремление к самоанализу и лечению, опасения бедности и
повышенное чувство бережливости старых людей. Неуверенность в
совокупности со снижением физического потенциала и психосоци-
альными факторами старения способствует развитию мнительности,
тревожности и склонности к грустному настроению у большинства
старых людей.

В литературе описывается также своеобразное эмоциональное со-

стояние пожилых людей, обозначенное как

возрастно-ситуативная

депрессия

при отсутствии ж&тоб на это состояние (Шахматов Н.Ф., 1996

и др.). Она характеризуется ослаблением аффективного тонуса, замед-

ленностью и отставленностью аффективных реакций; при этом лицо ста-

рого человека ограничено в возможностях передать душевные эмоцио-

нальные движения. Пожилые люди могут сообщить о чувстве пустоты

окружающей жизни, ее суетности и ненужности. Интересна и полна

смысла была только жизнь в прошлом, но она никогда не вернется. Все

эти переживания воспринимаются пожилыми людьми как обычные и не

носящие болезненного характера. Они являются как бы результатом

переосмысления жизни и имеют адаптивную ценность, поскольку пре-

дохраняют человека от стремлений, борьбы и от сопряженного с ним

148


background image

волнения, которое крайне опасно для стариков. Исследования амери-

канских психологов показали, что тенденция к необоснованному, не

подкрепленному серьезными интересами и основаниями оптимизму,

имеет негативное влияние на продолжительность жизни в старости

(KalishR., 1979).
Характерны особенности умственной и познавательной дея-

тельности стареющих и старых людей. У них постепенно снижает-
ся острота и скорость восприятия, ослабевают параметры внима-
ния, ухудшается  память. Все  это "предпосылки" собственно
интеллектуальных способностей, и в их улучшении заключаются
скрытые  резервы  повышения  познавательной  деятельности  по-
жилых людей. Собственно умственная деятельность, т.е. способ-
ность к анализу и синтезу, процессу образования понятий, сужде-
ний  и  умозаключений, долго  является  сохранной  в  позднем
возрасте. Однако темп психической активности, умственная рабо-
тоспособность с возрастом снижается.

Мотивация познавательной активности претерпевает также из-

менения  в  сторону  занижения  интереса  к  новому  и  оживления,
преувеличенного интереса к прошлому. Этим может объясняться
негативная установка к познанию нового, актуального и одновре-
менно — возрастание консерватизма мышления и взглядов.

Долгая сохранность привычной профессиональной деятельнос-

ти у многих пожилых людей находит объяснение в том, что несмотря
на то что у старых людей снижается способность к усвоению нового
и способность к адаптации, длительное время не нарушены функции
оперирования накопленными в процессе жизни знаниями. Лишь с
предъявлением новых и повышенной трудности задач, с нарушени-
ем привычных стереотипов умственной деятельности могут насту-
пить ее упадок и психическая декомпенсация. Творческое мышление
и творческие способности с возрастом у большинства людей снижа-
ются, хотя в истории известно много случаев их полной сохранности
до глубокой старости.

Характерологические  изменения, свойственные  нормальному

старению, можно рассматривать как происходящие за счет продол-
жения усиления присущих людям в более молодом возрасте черт в
совокупности  с  изменениями, привносимыми  самим  процессом
старения. Так, некоторые люди с тревожно-мнительными чертами
становятся еще более мнительными, тревожными и подозрительны-
ми, у расчетливых развиваются мелочность и скупость, доходящие
при акцентуации до постоянного страха быть обворованным, ока-
заться нищим. Принципиальность и твердость установок часто пре-
образуются в непримиримость к взглядам окружающих, порождают

149


background image

"войну  поколений", конфликты  с  окружающими. Эмоциональная
несдержанность заостряется до степени взрывчатости, нередко —
полной утраты контроля над эмоциональными реакциями. Сенси-
тивность может перерастать в стойкое чувство пониженной само-
оценки, а при заострении проявляется в депрессивном фоне настро-
ения, в переживаниях ущерба, отношения и преследования по типу
сверхценных идей.

В силу соматических недугов и болезней, присущих старению, а

также условий, способствующих "уходу в себя", старые люди боль-
ше сосредоточены на состоянии здоровья, становятся ипохондрич-
ными, много времени уделяют медицинским обследованиям, визи-
там к врачам, в их интересах все это приобретает доминирующее
значение. В связи с этим "отношения" стариков с медициной стано-
вятся особой этико-деонтологической проблемой. В силу ухудшаю-
щегося здоровья, мнительности, тревожности, неуверенности в бу-
дущем и снижения жизненной и социальной перспективы старые
люди больше подвержены паническим настроениям, труднее при-
спосабливаются к переменам личной и общественной ситуации, ча-
сто при этом наступает временная декомпенсация психической дея-
тельности (например, депрессии при перемене привычных условий,
в частности квартирных, при появлении в семье новых членов, при
уходе на пенсию и т.д.).

Наряду с указанными ущербными сдвигами характера, у многих

людей в старости наблюдаются и положительные изменения. Можно
нередко наблюдать умиротворенность, отход от мелочных интересов
жизни к осмыслению главных ценностей, адекватную переоценку
своих желаний и возможностей, сглаживание противоречивых черт
характера. Рассматривая изменения характера в старости, нельзя, по-
видимому, строго разграничить указанные тенденции, ибо у одного
и того же человека могут наблюдаться как негативные, так и положи-
тельные изменения.

Известный психолог Эриксон для периода жизни в 60-70 лет выде-

ляет главную психологическую тему—

тему единства,

т.е. способ-

ности взглянуть на прошлую жизнь с удовлетворением. Если жизнь
приносила удовлетворение и человек достиг чувства единства с со-
бой и другими людьми, то старость будет счастливой порой. По мере
того как укорачивается будущее, человек чаще обращается к про-
шлому, пересматривая свою жизнь, нередко с мудростью, позволяю-
щей придать другое, большее значение эпизодам и ситуациям его
жизни. Цель развития в старости — достижение ощущения, что про-
жита значительная и полная удовлетворения жизнь, а также то, что и
в настоящий момент она максимально активна.

150


background image

Социологические подходы

к изучению старости и старения кон-

центрируют внимание на положении стареющего человека в обще-
стве, места его в социуме. Физическое, психическое, социальное и
экономическое благополучие и здоровье у пожилых людей взаимо-
связаны теснее, чем в более молодых возрастных группах, что обус-
лавливает необходимость  в их  комбинированной оценке. Особое
значение при этом придается взаимоотношениям старого человека с
его ближайшим окружением. При существующей замедленности и
психосоциальной интровертированности, трудностях  адаптации к
переменам у пожилых создаются условия для развития ригидности и
консерватизма суждений, недооценки опыта новых поколений и иде-
ализация собственного опыта. Это приводит к непониманию и конф-
ликтам с молодыми, нарушению взаимоотношений в семье. Непо-
нимание  психологических  особенностей  старых  людей  более
молодыми членами семьи усугубляет разрыв и нередко приводит к
социальной изоляции стариков в семье, что представляет опасность
их психической декомпенсации. Напротив, доброжелательная мик-
росоциальная  атмосфера  способствует  сохранению  психического
здоровья, самооценки, достоинства и положительных социальных
установок и взглядов старых людей.

Медико-психологические  аспекты старения

разноообразны и

не ограничиваются отклонениями от "нормативной" линии психо-
логического  старения, обусловленной  физиолого-биологически-
ми факторами. Важное значение при этом придается и субъектив-
ной  оценке  человеком  происходящих  с  ним  изменений. По
наблюдениям психиатра-геронтолога А.У. Тибиловой (1991), суще-
ствуют три типа нормовозрастных изменений личности в позднем
возрасте. В основе их различий лежит фактор субъективной оценки
убывающих с возрастом психофизиологических возможностей и
социальных утрат.

Первый тип — тип адекватного самовосприятия с пониманием

ущербных изменений: повышенной тревожности, неудовлетворен-
ности своими возможностями, пониманием неотвратимости усиле-
ния  недугов  и  стремлением "себя  обезопасить", консерватизмом
взглядов и ригидностью суждений, интересов.

Второй  тип — гипертрофированное  восприятие  изменений,

претерпеваемых с возрастом, в психической, физической и соци-
альной сферах, что проявляется грустным настроением, чувством
невозвратимости жизненных потерь, "замыканием" интересов на
вопросах здоровья, социального и материального благополучия,
развитием ипохондричности, тревожности и в целом — интровер-
тированности.

151