Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6773
Скачиваний: 24
Третий тип — полярный предыдущему, характеризуется субъек-
тивной недооценкой возрастных изменений, несколько преувели-
ченным представлением о своих способностях наряду с недооцен-
кой сниженных возможностей.
Второй и третий типы при нарастающем заострении представля-
ются граничащими с акцентуацией личности соответственно по
типу депрессии и гипомании. При
патологической старости
эти и
все другие особенности изменений психики в позднем возрасте при-
обретают утрированно заостренный характер. У старых людей чаще,
чем у молодых, стирается грань между нормой и патологией. Вслед-
ствие повышения чувствительности, снижения реактивности и паде-
ния выносливости к различным раздражителям и стресс-факторам
даже незначительные, обычно непатогенные физические и психи-
ческие раздражители могут вести у людей в позднем возрасте к де-
зорганизации гомеостаза, к декомпенсации и заболеваниям. В про-
исхождении и структуре психических расстройств у стариков в
значительно большей степени, чем у молодых, нечетки границы
между психогенным и соматогенным, функциональным и органи-
ческим, локальным и общецеребральным. Различные неприятные
переживания, даже не очень тяжелые, могут вести не только к невро-
тическим и реактивно-психотическим состояниям, но и к расстрой-
ствам ясности сознания, "спутанности". Нарушения психики у ста-
рых людей легко возникают и при относительно не очень тяжелых
соматических заболеваниях.
Раздел 6
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО:
ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Глава 25
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ
БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
С
ОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Вся сознательная жизнь человека проходит среди других людей.
Еще на самых ранних этапах развития человечества люди собирались
в группы, которые способствовали выживанию и развитию. Ученые
считают, что многие особенности людей, такие как речь или рефлек-
сивное мышление, являются результатом групповой, общественной
жизни человека. Закономерности поведения, общения и деятельнос-
ти людей, обусловленные включенностью их в социальные (челове-
ческие, общественные) группы, а также психологические характери-
стики самих социальных групп изучает специальная отрасль
психологии —
социальная психология.
Ее главная задача состоит в
том, чтобы исследовать и объяснять, как устанавливаются и функци-
онируют межличностные отношения в группе, а также связи между
группами и обществом в целом.
Знание основ социальной психологии особенно необходимо
современному врачу, т.к. медицина нашего времени все больше
насыщается различными техническими средствами диагностики и
лечения, идет закономерный процесс специализации, дифферен-
циации и технизации лечебного процесса. Особенно важным в этих
условиях является сохранение и углубление непосредственного,
"лицом к лицу" общения врача с больным человеком, использова-
ние положительного терапевтического потенциала их взаимоотно-
шений, взаимоотношений больного со своим социальным окру-
жением. Для выполнения этого требования врач должен хорошо
разбираться в тех межличностных отношениях, которые складыва-
153
ются у него как с пациентами и их родственниками, так и с коллега-
ми по лечебному процессу.
Уже давно замечено, что микросоциальные группы (семья,
производственный коллектив), в которых протекает наша повсед-
невная жизнь, существенно влияют на наше психическое самочув-
ствие и здоровье в целом. Постепенно накапливались примеры
оказания группой положительного влияния на психическое и сома-
тическое здоровье человека. В частности, получили известность
гипнотические опыты массового лечения больных с различными
заболеваниями австрийским психиатром Францем Антоном Мес-
мером (1734-1815). Его теория излечивающего влияния "животного
магнетизма", распространяющегося среди людей во время гипно-
тического сеанса, в конце концов была забыта и заменена другими
гипотезами. Сейчас мы уже знаем, что люди в группах ведут себя
по предсказуемым психологическим законам и что группа сама
может оказывать целебное воздействие. Развитие и использование
групп в терапевтических целях было в большей степени делом вре-
мени и возрастания значения всех проблем, связанных с человеком
(РудестамК., 1993).
Понятие "группа" является основным, исходным понятием в со-
циальной психологии. В обыденном языке это слово используется
для обозначения довольно устойчивой и имеющей нечто общее со-
вокупности индивидов. Социальные группы обычно подразделяют
на условные (или статистические) и реальные.
Условные группы
людей выделяются исследователем по опреде-
ленному признаку — пол, возраст, профессия, материальное поло-
жение, наличие определенного заболевания и т.д. Хотя реальные
личности в таких группах и не имеют прямых межличностных отно-
шений, но их общие поведенческо-психологические характеристики
все-таки можно выделить.
Реальные группы
— это группы людей, которые реально суще-
ствуют как общности в определенном пространстве и времени, они
связаны между собой определенными объективными взаимоотно-
шениями и межличностными отношениями. Наибольшей реаль-
ной группой является все человечество (класс или нация), а наи-
меньшей — группа, состоящая из двух человек (начальник и
подчиненный, муж и жена, врач и больной). Все остальные группы
по своим размерам расположены в интервале между наибольши-
ми и наименьшими группами.
По степени контактности между лицами, входящими в группу,
можно выделить группы контактные и неконтактные.
Контактная
группа
— это обычно группа небольших размеров, объединенная
154
общением ("лицом к лицу") на одной территории — бригада, учеб-
ная группа, спортивная команда и т.п.
Другим важным критерием оценки всего многообразия групп
является их функциональное назначение, которое и определяет коли-
чественный состав и структуру группы.
Когда в основе создания группы лежат официальные докумен-
ты, говорят об
официальной группе
— это штат учреждения, боль-
ницы или отделения. Деловые (официальные) связи между ее чле-
нами образуют внешнюю структуру группы. Внутренняя
структура группы отражает процесс неофициальной ее организа-
ции, который происходит вследствие психологического, а не право-
вого взаимоотношения людей. Высшей формой организованной
группы является
коллектив,
т.е. группа людей, являющаяся частью
общества, объединенная общими целями совместной деятельнос-
ти, подчиненной целям этого общества.
Неофициальные группы
возникают на основе единой направлен-
ности психологической мотивации ее членов — симпатии, близости
взглядов, убеждений, общности увлечений и т.п. Если исчезают мо-
тивации, которые цементируют такую группу, то она непременно
распадается.
Социология и социальная психология.
Закономерности становле-
ния, функционирования и развития социальных общностей и соци-
альных отношений в них, а также общества в целом являются предметом
социологии (от лат. societas—общество и logos—учение). В настоящее
время социология является чрезвычайно разветвленной наукой. На-
пример, одной из ее областей является социология медицины, возник-
шая на стыке социологии и медицинских наук (организация здравоохра-
нения, социальная гигиена, эпидемиология и др.) и изучающая
социальную обусловленность здоровья населения. Социальная психо-
логия возникла на стыке психологии с социологией. До сих пор дискути-
руется вопрос о допустимости ее одновременного существования в
рамках каждой из двух "родительских" дисциплин.
Как в социологии, так и в социальной психологии группой обычно
принято называть довольно устойчивую совокупность людей, выделя-
емую на основе определенного объективного признака — этнических,
политических, религиозных или иных реальных различий между людь-
ми. Однако в социальной психологии главное значение придается факту
осознания человеком своей принадлежности к тем или иным общностям.
В сущности, его формирование и осознание себя как личности является
результатом пересечения различных групповых влияний. Для индиви-
да, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществля-
ется прежде всего через осознание факта некоторой психической общно-
сти с другими членами данной группы. В социально-психологической
литературе этот феномен иногда называют "Мы-чувством", в отличие
155
от другого образования — "Они" (Поршнев Б.Ф., 1966; Андреева-
Г.М., 1994). Таким образом, социальная психология, в отличие от соци-
ологии, прежде всего изучает психические явления, возникающие в
процессе взаимодействия людей в различных общественных группах.
Социальная психология и идеология.
Как две формы обществен-
ного сознания социальная психология и идеология имеют и общее, и
особенное. Общее состоит в том, что эти формы являются отражением
общественного бытия. Здесь мы находим общие психологические и
идеологические мотивы, свойственные эпохе и классу. Идеология (гр.
idea — понятие, идея и logos—учение) — система политических, пра-
вовых, философских, нравственных, религиозных, художественных
взглядов, отражающих интересы определенного класса. Нередко иде-
ологию противопоставляют общественной психологии как рациональ-
ное к иррациональному. В действительности социальная психология
шире идеологии. Она включает не только рациональное, но и эмоцио-
нальное и волевое начало. По сути она вплетена в саму жизнь и форми-
руется ею, а не создается идеологами, преследующими при этом опре-
деленные цели — объяснить общественно-исторический процесс и
указать пути его дальнейшего развития. Взаимодействие между обще-
ственной психологией и идеологией также имеет место и при изучении
массовидных явлений психики — нельзя не учитывать господствую-
щей в обществе идеологии и ее влияния на ум, чувство и волю масс.
Большие в количественном отношении образования людей раз-
деляются на два вида: устойчивые социальные группы, которые сло-
жились в ходе исторического развития (нации, классы, профессио-
нальные группы) и стихийные группы, которые возникают случайно
и существуют кратковременно (толпа, публика, аудитория и другие).
У
СТОЙЧИВЫЕ БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
В таких группах существуют специфические регуляторы соци-
ального поведения, отсутствующие в малых группах. Это нравы,
обычаи и традиции, которые создают основу такой важной группо-
вой характеристики, как
образ жизни
членов группы. Определен-
ную роль в консолидации больших социальных групп, особенно эт-
нических, занимает наличие специфического языка. Влияние
сходных социально-экономических условий жизни группы на созна-
ние ее представителей осуществляется через личный жизненный
опыт каждого члена группы и через общение.
Психологические характеристики группы представляют собой то
типическое, что характерно всем индивидам, а не сумму черт, свой-
ственных каждой отдельно взятой личности. Ясно, что это типичное
156