Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6778
Скачиваний: 24
не есть одинаковое для всех, но именно общее. В психологической
структуре больших социальных групп наибольшее внимание уделя-
ется двум параметрам: 1)
психическому складу
как образованию
более устойчивому, включающему социальный или национальный
характер, а также нравы, обычаи, традиции и другие уникальные вку-
сы и ценности; 2)
эмоциональной сфере
как более подвижному об-
разованию, включающему потребности, интересы и настроения.
Типичные черты психологии представителей больших соци-
альных групп фиксированы в нравах, традициях и обычаях, что при-
водит к использованию при их изучении методов этнографии. Од-
ним из современных форм применения таких методов являются так
называемые "межкультурные" (транскультуральные) сравнитель-
ные исследования, причем сравниваются не обязательно различные
культуры, но и вообще различные социальные группы. При изуче-
нии психологии больших социальных групп применяются также ме-
тоды, традиционные для социологии и языкознания, включая различ-
ные приемы статистического анализа.
Существенный вклад в исследование психологии больших соци-
альных групп внесла разработка французской психологической шко-
лой концепции "социальных представлений" (С. Московией). Под со-
циальным представлением здесь понимается обыденное представление
какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. это спо-
соб интерпретации и осмысления повседневной реальности. Социаль-
ное представление используется в выработке отношения к нему и спо-
собствует своеобразной интеграции группы, как бы "воспитывая"
сознание ее членов и формируя у них групповую идентичность. Соци-
альные представления, порожденные группой, достаточно долговре-
менны, они могут передаваться из поколения в поколение, хотя при
определенных обстоятельствах могут, конечно, и меняться со време-
нем. Концепция социальных представлений по существу предлагает и
метод исследования больших групп — через их анализ познается пси-
хологический облик группы.
Концепция социальных представлений помогает более точно опреде-
лить и такое понятие, как
менталитет.
Обычно под менталитетом пони-
мают интегральную характеристику некоторой культуры, в которой
отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями,
их типичных "ответов" на картину мира. Типичный набор социальных
представлений и определяет менталитет той или иной социальной груп-
пы, ее психологию и соответствующее поведение.
Психология социальных классов.
Термин "класс" имеет разное
содержание в американской и европейской социально-психологи-
ческой литературе. В рамках европейской культуры понятие "класс"
чаще всего сопряжено с определением политической принадлежио-
157
сти ("рабочий класс", "буржуазия"), а для американской гораздо
привычнее термины "средний класс", "низший класс" и т.п. Это свя-
зано с тем, что в их социологических теориях социальная структура
общества описывается с помощью такого понятия, как "социоэконо-
мический статус", а не "социальный класс". Тем не менее при лю-
бом пути анализа структуры психологии больших социальных групп
значимым элементом их эмоциональной сферы являются
классо-
вые потребности и интересы.
В ряде случаев к психологии класса
относят и так называемые
социальные чувства,
хотя это понятие
общепризнанным в социально-психологической литературе не явля-
ется. Наиболее активно социальные "чувства и эмоции" исследуют-
ся в рамках гуманистической психологии.
Понятие
"социальный характер "
более широко представлено в
работах неофрейдистского направления. В частности, Э. Фромм
(1993) соотносит социальный характер с различными исторически-
ми типами самоотчуждения человека — "накопительский" тип эпо-
хи раннего капитализма, "рыночный" тип эпохи 20-х годов и т.п.
Чаще социальный характер определяется описательно не в терминах
научной теории, а в художественных образах (произведения Бальза-
ка, Драйзера, Горького). Кроме социального характера, психический
склад раскрывается в привычках, обрядах и традициях класса или
социальной группы. Все они формируют комплексный признак
класса — его образ жизни. Методы исследования этих проблем бо-
лее близки к традиционным психологическим методам, поскольку
здесь возможно использование методик наблюдения.
Психология этнических групп.
В отличие от психологии классов,
психологические особенности разных этнических групп изучены
более основательно, и выделилась специальная отрасль знаний на
стыке социальной психологии и этнографии—этнопсихология. Тра-
диция исследования психологии этнических групп восходит в соци-
альной психологии к работам В. Бунда по "психологии народов", им
предлагалось исследовать этнические группы методом анализа ми-
фов, обычаев и языка.
Аналогично, как и в психологии больших групп, в структуре пси-
хологии этнических общностей различают устойчивый психический
склад (национальные, или этнические, характер, темперамент, тради-
ции и обычаи) и эмоциональную сферу (национальные, или этни-
ческие, чувства). Кроме того, в этнических группах иногда фиксиру-
ются и такие элементы психического склада, как темперамент и
способности. Когда говорят о национальном темпераменте, то речь
обычно идет лишь о специфических сочетаниях преобладающих ти-
пов темперамента в популяции, а не о жестком "привязывании" оп-
158
ределенного темперамента к определенной этнической группе. Еще
сложнее стоит вопрос о способностях. Возможность занижения ре-
зультатов тестовых испытаний способностей небезосновательно ча-
сто считается результатом неадаптированное™ теста к специфичес-
ким условиям определенной культуры.
Многими исследователями подчеркивается, что игнорирование
этнического контекста в научных исследованиях может давать тенден-
циозный материал, который легко используется в различных полити-
ческих доктринах. Обычно на уровне обыденного сознания людям
свойственны тенденции к
стереотипизации
при восприятии соци-
альных объектов. Возникновение этнических стереотипов исходит из
осознания у людей "мы—чувства" и отличий от других групп ("они" —
другие). Образ других групп при этом часто упрощается и исходит из
прошлого, иногда негативного, опыта общения с ними. Складывающи-
еся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникнове-
ние этнических симпатий и антипатий. Конечно, сам факт осознания
особенностей своей этнической группы не содержит в себе предубеж-
дения против других групп. Но так дело обстоит до тех пор, пока
осуществляется констатация этнических различий. Очень легко от та-
кой констатации перейти к оценке другой группы, и тогда-то возмож-
ны искажения ее образа. Психологически при этом возникает явление
этноцентризма — склонности воспринимать все жизненные явления с
позиции "своей" группы.
С
ТИХИЙНЫЕ ГРУППЫ
Стихийные группы — это кратковременные объединения боль-
шого числа людей, собравшихся вместе по какому-либо поводу и
демонстрирующих какие-то совместные действия. Такая "группа"
может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще
возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем
не менее может быть весьма активной. В современных обществах от
действий таких групп часто зависят принимаемые политические и
социальные решения. Важным фактором формирования стихийных
групп является общественное мнение. Общественное мнение воз-
никает по поводу определенных, отдельных событий и часто доста-
точно мобильно. Оценки могут быстро измениться под влиянием
каких-то новых временных обстоятельств. Исследование обществен-
ного мнения — важный ключ к пониманию состояния общества.
В западной социальной психологии характеристики стихийных
групп часто описываются как формы коллективного поведения. Учиты-
вая, что термин "коллектив" в русском языке имеет весьма специфичес-
159
кое значение, целесообразнее определять этот тип поведения как массо-
вое поведение (Андреева Г.М., 1994).
Толпа
— образуется на улице по поводу самых различных собы-
тий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонаруши-
теля и т.п. Длительность ее существования определяется лишь значи-
мостью инцидента. В случаях выражения недовольства каким-либо
социальным явлением толпа может возбуждаться и переходить к ка-
ким-либо действиям, иногда агрессивным. В толпе могут возникать
элементы организации, если находится человек, который сумеет ее
возглавить. В любом случае элементы организации очень нестабиль-
ны и стихия остается основным фоном поведения толпы.
Масса
— описывается как более стабильное образование, но с
нечеткими границами. Это манифестации, демонстрации и митин-
ги. Здесь более высока роль организаторов, которые известны как
лидеры тех организованных групп, которые приняли участие в дан-
ном массовом действии. Вместе с тем масса, как и толпа, достаточно
разнородна, поэтому ее существование может быть неустойчивым.
Публика
— кратковременное собрание людей для совместного
времяпровождения на стадионе, в большом зрительном зале или на
площади перед динамиком при прослушивании важного сообще-
ния. В более замкнутых помещениях публику часто именуют аудито-
рией. Публика и аудитория собирается ради общей определенной
цели, и они более управляемы, но в случае каких-либо инцидентов
возможны случаи выхода ситуации из-под контроля организаторов.
Особенности общения и взаимодействия в стихийных группах.
Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить
о сходных средствах процессов коммуникации и взаимодействия в
них. Общественное мнение здесь дополняется из других, и не только
официальных, источников информации. Определенную роль игра-
ют слухи и сплетни. У последних свои законы распространения и
циркулирования, что также является предметом специальных иссле-
дований в социальной психологии. Образовавшийся таким образом
сплав суждений начинает функционировать в массе или толпе, играя
роль побудителя к действиям. При этом возникает особый эффект
доверия именно к той информации, которая получена "здесь и те-
перь" без всякой потребности проверки ее достоверности. Именно
это и порождает специфические формы общения и взаимодействия.
Психическое заражение
— в самом общем виде определяется
как бессознательная невольная подверженность индивида опреде-
ленным психическим состояниям. Поскольку это эмоциональное
состояние возникает в массе людей, то действует механизм много-
кратного взаимного усиления эмоциональных воздействий. Осо-
160
бой ситуацией, где усиливается воздействие через психическое за-
ражение, является ситуация паники. Своевременному прекраще-
нию паники способствуют силы, способные внести элемент рацио-
нальности в ситуацию и определенным образом захватить
"руководство" в ней.
Внушение
— представляет собой особый вид воздействия, свя-
занный с целенаправленным, но неаргументированным воздействи-
ем одного человека на другого или на группу. Кроме внушения, к
способам сообщения относятся информация и убеждение. Только
при внушении передача информации основана на некритическом ее
восприятии. Многочисленные исследования показывают, что вну-
шение в бодрствующем состоянии не менее эффективно, чем в гип-
нотическом сне. Человек, осуществляющий внушение, называется
сугтестор, а объект внушения—суггеренд. Явление сопротивления
внушающему воздействию называют контрсуггестией. Решающим
условием эффективности внушения является авторитет суггестора,
создающий особый, дополнительный фактор воздействия — дове-
рие к источнику информации.
В прикладном плане исследования внушения имеют большое
значение для таких сфер, как пропаганда, реклама. Хотя основная
черта пропаганды — апелляция к логике и сознанию, однако это не
исключает присутствия элементов суггестии. Метод внушения выс-
тупает здесь как метод своеобразного психопрограммирования, т.е.
относится к методам манипулятивного воздействия.
В области рекламы разработана и особая концепция "имиджа", когда
создается специфический "образ" воспринимаемого объекта, когда ра-
курс восприятия умышленно смещен и акцентуируются лишь опреде-
ленные стороны объекта. Поэтому достигается иллюзорное отображе-
ние: между имиджем и реальным объектом существует так называемый
"разрыв в достоверности". Имидж, таким образом, выполняет суггес-
тивную роль и строится на включении эмоциональных апелляций.
Практика создания имиджа используется не только в рекламе, но и в
политике, например, в период избирательных компаний.
Подражание
—заключается не просто в принятии внешних черт
поведения и психических состояний других людей, а в их воспроизве-
дении. Подражание является наиболее характерным способом по-
знания действительности ребенком, а подражательность — основ-
ным свойством его развивающейся личности. На различных этапах
жизни ребенка подражание играет различную роль: от слепого копи-
рования в младшем возрасте до избирательного и сознательного
принятия определенных черт поведения других людей в период
взрослости. Именно в детской психологии проводится в настоящее
6 Сидоров П И и др Т. II
J 5 1