Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6251

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

не есть одинаковое для всех, но именно общее. В психологической
структуре больших  социальных групп наибольшее внимание  уделя-
ется  двум  параметрам: 1)

психическому  складу

как  образованию

более  устойчивому, включающему  социальный  или  национальный
характер, а также нравы, обычаи, традиции и другие уникальные вку-
сы и  ценности; 2)

эмоциональной сфере

как  более подвижному  об-

разованию, включающему потребности, интересы и настроения.

Типичные  черты  психологии  представителей  больших  соци-

альных групп фиксированы в нравах, традициях и обычаях, что при-
водит к использованию при их изучении методов этнографии. Од-
ним из современных форм применения таких методов являются так
называемые "межкультурные" (транскультуральные) сравнитель-
ные исследования, причем  сравниваются  не  обязательно различные
культуры, но и вообще различные социальные группы. При изуче-
нии психологии больших социальных групп применяются также ме-
тоды, традиционные для социологии и языкознания, включая различ-
ные приемы статистического анализа.

Существенный вклад в исследование психологии больших  соци-

альных групп внесла разработка французской психологической шко-
лой концепции "социальных представлений" (С. Московией). Под со-
циальным представлением здесь понимается обыденное представление
какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. это спо-
соб интерпретации и осмысления повседневной реальности. Социаль-
ное представление используется в выработке отношения к нему и спо-
собствует  своеобразной  интеграции  группы, как  бы "воспитывая"
сознание ее членов и формируя у них групповую идентичность. Соци-
альные представления, порожденные группой, достаточно долговре-
менны, они могут передаваться из поколения в поколение, хотя при
определенных обстоятельствах могут, конечно, и меняться со време-
нем. Концепция социальных представлений по существу предлагает и
метод исследования больших групп — через их анализ познается пси-
хологический облик группы.

Концепция социальных представлений помогает более точно опреде-

лить и такое понятие, как

менталитет.

Обычно под менталитетом пони-

мают  интегральную  характеристику  некоторой  культуры, в  которой
отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями,
их типичных "ответов" на картину мира. Типичный набор социальных
представлений и определяет менталитет той или иной социальной груп-
пы, ее психологию и соответствующее поведение.

Психология социальных классов.

Термин "класс" имеет разное

содержание в американской и европейской социально-психологи-
ческой литературе. В рамках европейской культуры понятие "класс"
чаще всего сопряжено с определением политической принадлежио-

157


background image

сти ("рабочий  класс", "буржуазия"), а  для  американской  гораздо
привычнее термины "средний класс", "низший класс" и т.п. Это свя-
зано с тем, что в их социологических теориях социальная структура
общества описывается с помощью такого понятия, как "социоэконо-
мический статус", а не "социальный класс". Тем не менее при лю-
бом пути анализа структуры психологии больших социальных групп
значимым элементом их эмоциональной сферы являются

классо-

вые потребности и интересы.

В ряде случаев к психологии класса

относят и так называемые

социальные чувства,

хотя это понятие

общепризнанным в социально-психологической литературе не явля-
ется. Наиболее активно социальные "чувства и эмоции" исследуют-
ся в рамках гуманистической психологии.

Понятие

"социальный характер "

более широко представлено в

работах неофрейдистского направления. В частности, Э. Фромм
(1993) соотносит социальный характер с различными исторически-
ми типами самоотчуждения человека — "накопительский" тип эпо-
хи  раннего капитализма, "рыночный" тип эпохи 20-х годов и т.п.
Чаще социальный характер определяется описательно не в терминах
научной теории, а в художественных образах (произведения Бальза-
ка, Драйзера, Горького). Кроме социального характера, психический
склад раскрывается в привычках, обрядах и традициях класса или
социальной  группы. Все  они  формируют  комплексный  признак
класса — его образ жизни. Методы исследования этих проблем бо-
лее близки к традиционным психологическим методам, поскольку
здесь возможно использование методик наблюдения.

Психология этнических групп.

В отличие от психологии классов,

психологические особенности разных этнических групп изучены
более основательно, и выделилась специальная отрасль знаний на
стыке социальной психологии и этнографии—этнопсихология. Тра-
диция исследования психологии этнических групп восходит в соци-
альной психологии к работам В. Бунда по "психологии народов", им
предлагалось исследовать этнические группы методом анализа ми-
фов, обычаев и языка.

Аналогично, как и в психологии больших групп, в структуре пси-

хологии этнических общностей различают устойчивый психический
склад (национальные, или этнические, характер, темперамент, тради-
ции и обычаи) и эмоциональную сферу (национальные, или этни-
ческие, чувства). Кроме того, в этнических группах иногда фиксиру-
ются  и  такие  элементы  психического  склада, как  темперамент  и
способности. Когда говорят о национальном темпераменте, то речь
обычно идет лишь о специфических сочетаниях преобладающих ти-
пов темперамента в популяции, а не о жестком "привязывании" оп-

158


background image

ределенного темперамента к определенной этнической группе. Еще
сложнее стоит вопрос о способностях. Возможность занижения ре-
зультатов тестовых испытаний способностей небезосновательно ча-
сто считается результатом неадаптированное™ теста к специфичес-
ким условиям определенной культуры.

Многими исследователями подчеркивается, что  игнорирование

этнического контекста в научных исследованиях может давать тенден-

циозный материал, который легко используется в различных полити-

ческих  доктринах. Обычно на  уровне  обыденного  сознания  людям

свойственны  тенденции к

стереотипизации

при восприятии соци-

альных объектов. Возникновение этнических стереотипов исходит из

осознания у людей "мы—чувства" и отличий от других групп ("они" —

другие). Образ других групп при этом часто упрощается и исходит из

прошлого, иногда негативного, опыта общения с ними. Складывающи-

еся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникнове-

ние этнических симпатий и антипатий. Конечно, сам факт осознания

особенностей своей этнической группы не содержит в себе предубеж-

дения против других групп. Но так дело обстоит до тех пор, пока

осуществляется констатация этнических различий. Очень легко от та-

кой констатации перейти к оценке другой группы, и тогда-то возмож-

ны искажения ее образа. Психологически при этом возникает явление

этноцентризма — склонности воспринимать все жизненные явления с

позиции "своей" группы.

С

ТИХИЙНЫЕ ГРУППЫ

Стихийные группы — это кратковременные объединения боль-

шого числа людей, собравшихся вместе по какому-либо поводу и
демонстрирующих какие-то совместные действия. Такая "группа"
может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще
возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем
не менее может быть весьма активной. В современных обществах от
действий таких групп часто зависят принимаемые политические и
социальные решения. Важным фактором формирования стихийных
групп является общественное мнение. Общественное мнение воз-
никает по поводу определенных, отдельных событий и часто доста-
точно мобильно. Оценки могут быстро измениться под влиянием
каких-то новых временных обстоятельств. Исследование обществен-
ного мнения — важный ключ к пониманию состояния общества.

В  западной  социальной  психологии  характеристики  стихийных

групп часто описываются как формы коллективного поведения. Учиты-

вая, что термин "коллектив" в русском языке имеет весьма специфичес-

159


background image

кое значение, целесообразнее определять этот тип поведения как массо-

вое поведение (Андреева Г.М., 1994).

Толпа

— образуется на улице по поводу самых различных собы-

тий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонаруши-
теля и т.п. Длительность ее существования определяется лишь значи-
мостью инцидента. В случаях выражения недовольства каким-либо
социальным явлением толпа может возбуждаться и переходить к ка-
ким-либо действиям, иногда агрессивным. В толпе могут возникать
элементы организации, если находится человек, который сумеет ее
возглавить. В любом случае элементы организации очень нестабиль-
ны и стихия остается основным фоном поведения толпы.

Масса

— описывается как более стабильное образование, но с

нечеткими границами. Это манифестации, демонстрации и митин-
ги. Здесь более высока роль организаторов, которые известны как
лидеры тех организованных групп, которые приняли участие в дан-
ном массовом действии. Вместе с тем масса, как и толпа, достаточно
разнородна, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

Публика

— кратковременное собрание людей для совместного

времяпровождения на стадионе, в большом зрительном зале или на
площади перед динамиком при прослушивании важного сообще-
ния. В более замкнутых помещениях публику часто именуют аудито-
рией. Публика и аудитория собирается ради общей определенной
цели, и они более управляемы, но в случае каких-либо инцидентов
возможны случаи выхода ситуации из-под контроля организаторов.

Особенности общения и взаимодействия в стихийных группах.

Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить
о сходных средствах процессов коммуникации и взаимодействия в
них. Общественное мнение здесь дополняется из других, и не только
официальных, источников информации. Определенную роль игра-
ют слухи и сплетни. У последних свои законы распространения и
циркулирования, что также является предметом специальных иссле-
дований в социальной психологии. Образовавшийся таким образом
сплав суждений начинает функционировать в массе или толпе, играя
роль побудителя к действиям. При этом возникает особый эффект
доверия именно к той информации, которая получена "здесь и те-
перь" без всякой потребности проверки ее достоверности. Именно
это и порождает специфические формы общения и взаимодействия.

Психическое заражение

— в самом общем виде определяется

как бессознательная невольная подверженность индивида опреде-
ленным психическим состояниям. Поскольку это эмоциональное
состояние возникает в массе людей, то действует механизм много-
кратного взаимного усиления эмоциональных воздействий. Осо-

160


background image

бой ситуацией, где усиливается воздействие через психическое за-
ражение, является ситуация паники. Своевременному прекраще-
нию паники способствуют силы, способные внести элемент рацио-
нальности  в  ситуацию  и  определенным  образом  захватить
"руководство" в ней.

Внушение

— представляет собой особый вид воздействия, свя-

занный с целенаправленным, но неаргументированным воздействи-
ем одного человека на другого или на группу. Кроме внушения, к
способам сообщения относятся информация и убеждение. Только
при внушении передача информации основана на некритическом ее
восприятии. Многочисленные исследования показывают, что вну-
шение в бодрствующем состоянии не менее эффективно, чем в гип-
нотическом сне. Человек, осуществляющий внушение, называется
сугтестор, а объект внушения—суггеренд. Явление сопротивления
внушающему воздействию  называют  контрсуггестией. Решающим
условием эффективности внушения является авторитет суггестора,
создающий особый, дополнительный фактор воздействия — дове-
рие к источнику информации.

В прикладном плане исследования внушения имеют большое

значение для таких сфер, как пропаганда, реклама. Хотя основная
черта пропаганды — апелляция к логике и сознанию, однако это не
исключает присутствия элементов суггестии. Метод внушения выс-
тупает здесь как метод своеобразного психопрограммирования, т.е.
относится к методам манипулятивного воздействия.

В области рекламы разработана и особая концепция "имиджа", когда

создается специфический "образ" воспринимаемого объекта, когда ра-

курс восприятия умышленно смещен и акцентуируются лишь опреде-

ленные стороны объекта. Поэтому достигается иллюзорное отображе-

ние: между имиджем и реальным объектом существует так называемый

"разрыв в достоверности". Имидж, таким образом, выполняет суггес-

тивную роль и строится на включении эмоциональных апелляций.

Практика создания имиджа используется не только в рекламе, но и в

политике, например, в период избирательных компаний.

Подражание

—заключается не просто в принятии внешних черт

поведения и психических состояний других людей, а в их воспроизве-
дении. Подражание является наиболее характерным способом по-
знания действительности ребенком, а подражательность — основ-
ным свойством его развивающейся личности. На различных этапах
жизни ребенка подражание играет различную роль: от слепого копи-
рования в младшем возрасте  до  избирательного и  сознательного
принятия  определенных  черт  поведения  других  людей  в  период
взрослости. Именно в детской психологии проводится в настоящее

6  Сидоров П   И   и др   Т. II

J 5 1