Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6253

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

время  основная  масса  экспериментальных  исследований подража-
ния, научения через наблюдение. Так, исследования подражания ста-
ли предметом  специальной теории, разработанной в рамках необи-
х е ви ор и ст с кой   ор ие н та ц и и   Н.   М и лл е р о м,   Д.   Д ол л а р д ом   и
А. Бандурой. Описанные  ими  способы  подражания  могут  прояв-
ляться  и в  ситуации массового  поведения. В данных  случаях меха-
низм подражания выступает в тесной связи с механизмами психи-
ческого заражения и внушения.

В "теории подражания" Г. Тарда (1892) подражание абсолютизи-

руется и признается фундаментальным принципом развития и суще-
ствования общества. Если в животном мире "закон повторения" реа-

лизуется через наследственность, то в человеческом обществе через
подражание. Оно  выступает  источником  прогресса: периодически  в
обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти
изобретения впоследствии входят в структуру  общества и вновь  ос-
ваиваются  путем  подражания, которое  непроизвольно и  может  быть
рассмотрено как род "гипнотизма", когда осуществляется "воспроиз-
ведение одного мозгового клише чувствительной пластинкой другого
мозга". Социальные конфликты в теории объясняются противоречия-
ми между возможными направлениями подражания. Поэтому природа
их подобна природе конфликтов в индивидуальном сознании при вы-
боре новых образцов поведения.

Подражание можно подразделять на логическое и внелогическое,

внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, под-
ражание внутри одного социального класса и подражание одного клас-
са  другому. Обычно  подражание  закономерно  осуществляется  от
внутреннего к внешнему (внутренним образцам начинают подражать
раньше: духу религии  подражают раньше, чем  обрядам), и низшие
подражают высшим (провинция — центру, дворянство — королевс-
кому двору и т.п.).

М

АССОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Массовые социальные движения — особый класс социальных

явлений, обладающий  различными  уровнями. Это  могут  быть
широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, против
ядерных испытаний и за охрану окружающей среды), локальные
движения, ограниченные определенной территорией или опреде-
ленной социальной группой (против использования ядерного по-
лигона  в  конкретной  местности  или  движение  за  равноправие
женщин) и движения с сугубо прагматическими целями в очень
ограниченном регионе (за смещение  кого-либо  из членов адми-
нистрации муниципалитета).

162


background image

Любое социальное движение всегда базируется на определен-

ном общественном мнении, хотя впоследствии оно само укрепля-
ется и формируется по мере развития движения. Всякое социаль-
ное  движение  имеет  в  качестве  цели  изменение  ситуации  и
формирует программу. Движение обычно отдает себе отчет в тех
средствах, которые могут использоваться для достижения целей, в
частности в том, допустимо ли насилие как одно из средств. Всякое
социальное движение также реализуется в той или иной степени на
различных проявлениях массового поведения — демонстрациях,
митингах, съездах и пр.

В социальной психологии важными являются три вопроса: механиз-

мы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и
меньшинства и характеристика лидеров.

Механизмы присоединения к  движению

могут  быть объяснены

через анализ мотивов участников движения. Они подразделяются на
фундаментальные (определяются условиями существования, статусом
конкретной социальной группы и ее отношением к политическому ре-
шению или акту законодательства) и сиюминутные (порождены про-

блемной ситуацией и основаны чисто эмоциональными реакциями). Их
соотношение определяет основательность и прочность движения.

В современной литературе предложены две теории, объясняющие

причины присоединения индивида к социальному движению: теория
относительной депривации и теория мобилизации ресурсов. В первой
утверждается, что человек испытывает потребность достижения цели не
в том случае, когда он абсолютно лишен каюого-то блага (права, ценнос-
ти), а только тогда, когда он этого лишен частично и может сравнить свое
положение с положением других. Вторая теория делает акцент на более
"психологические" основания присоединения к движению, утверждая,
что человек испытывает потребности идентифицироваться с группой,
ощутить себя ее частью и тем самым почувствовать свою силу, мобили-

зовать ресурсы. Обе теории страдают односторонностью, переоцени-
вая значение лишь одного фактора, и, по-видимому, вопрос о рекрута-
ции сторонников социальных движений еще ждет своих исследователей.

Проблема соотношения большинства и меньшинства

в любом

массовом движении является одной из центральных в концепции фран-
цузского социального психолога С. Московией (1984). В любом соци-
альном движении, поскольку оно объединяет разнородные группы лю-
дей, легко обозначается меньшинство, которое не соглашается с мнением
большинства о способах достижения цели или по иным вопросам. Это
может ослабить движение и, следовательно, необходим диалог, обеспе-
чивающий права меньшинства, перспективы для торжества его точки
зрения. Автором предлагаются характеристики условий, при которых

меньшинство может рассчитывать на влияние в движении: они должны
действовать синхронно, т.е. демонстрировать единодушие участников в
каждый данный момент; а их позиции и поведение должно быть стабиль-

6

*

163


background image

ными во времени. Только при соблюдении этих условий переговоры
меньшинства  с большинством  могут  быть  успешными. Необходима
проработка и самого стиля переговоров: умение достигать компромис-
са, снимать излишнюю категоричность и др.

Лидер массового движения

должен  обладать  особыми чертами:

кроме умения наиболее полно выражать и отстаивать цели движения,
он должен и чисто внешне импонировать большинству членов дви-

жения. Имидж лидера социального движения должен быть предме-
том его повседневного внимания. Прочность позиции и авторитета
лидера в значительной мере  обеспечивает  успех движения. Эти же
качества  лидера  способствуют  удержанию  движения  в  принятых
рамках поведения, не допускающих легкости изменения избранной
тактики и стратегии действий.


background image

Глава 26
ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ

Малая группа — это немногочисленное по составу объединение

людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом
в непосредственных личных контактах. Впрочем, как отмечает извес-
тный социальный психологМ. Шоу (Shaw M.E., 1964), определение
малой группы может быть дано и с точки зрения:

1) восприятия членами группы отдельных партнеров и группы в

целом; 2) мотивации членов группы; 3) групповых целей; 4) органи-
зационных (структурных) характеристик группы; 5) взаимозависи-
мости и 6) взаимодействия членов группы.

Сам М. Шоу основывался в трактовке группы на последнем из

выделенных моментов, определяя группу как "двое или более лиц,
которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое
лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица". Вместе
с тем он считает, что, хотя взаимодействие есть существенный при-
знак, который отличает группу от простого скопления людей, тем не
менее важен и ряд других характеристик, а именно: продолжитель-
ность существования, наличие  общих  целей, развитие  групповой
структуры и т.п. К этим характеристикам необходимо добавить и та-
кое отличительное свойство группы, как осознание ее участниками
себя как "мы", т.е. своего членства в группе.

Если исходить из понимания группы, трактуя ее прежде как соци-

альную группу, т.е. как элементарное звено структуры социальных от-

ношений, как своеобразную функциональную единицу в системе обще-

ственного  разделения  труда, то  наиболее  емкое  определение

предложено Г.М. Андреевой (1987): "Малая группа — это группа, в

которой общественные отношения выступают в форме непосредствен-

ных личных контактов". Позднее (1994) она дает более универсальное

определение: "Под малой группой понимается немногочисленная по со-

ставу группа, члены которой объединены общей социальной деятельно-

стью и находятся в непосредственном личном общении, что является

основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых

норм и групповых процессов".

Это определение носит скорее описательный характер и допускает

самые различные толкования в зависимости от того, какое содержание

придать включенным в него понятиям. Например, в системе интеракци-

онистской ориентации, где исходным понятием является понятие "взаи-

модействия", фокус может усматриваться именно в том, что малая

группа — это определенная система взаимодействия, ибо слова "общая

социальная деятельность" толкуются здесь в интеракционистском

165


background image

смысле. Для когнитивистской ориентации в том же определении отыски-
вается другой опорный пункт: не важно, на основе общей деятельности
или простого взаимодействия, но в группе возникают определенные
элементы групповой когнитивной структуры — нормы и ценности, т.е.
самое существенное для группы в когнитивной социальной психологии.
В  отечественной  социальной  психологии  важное  значение  придается
определению установления факта "общей социальной деятельности",

что сразу задает группу как элемент социальной структуры общества,
как элементарную ячейку в более широкой системе разделения труда.
Наличие в малой группе общей социальной деятельности позволяет ин-
терпретировать группу  как  субъект  этой  деятельности  и тем  самым
задать  определенную теоретическую схему  для  всего  последующего
исследования. Малая группа — это не просто "контактная группа", не
просто любые случайные контакты между людьми, а контакты, в кото-
рых реализуются  определенные  общественные  связи, опосредованные
совместной деятельностью.

Выбор определения малой группы связан с вопросом и о ее

размерах. Малые группы могут быть разными по количественно-
му составу: от 2-3 до 20-30 человек. Принято говорить о нижнем и
верхнем количественных пределах группы. Мнение большинства
исследователей сходятся на том, что группа начинается с "диады".
Существует много исследований в рамках "теории диадического
взаимодействия". Применение  аппарата  математической  теории
игр позволяет на диадах проигрывать многочисленные ситуации
взаимодействия. Ограниченность теории диадического взаимодей-
ствия связывают с сильным упрощением реальных процессов, про-
исходящих в группе. Присутствие третьего лица в группе создает
новую позицию — наблюдателя. Этот новый "третий" элемент мо-
жет добавить нечто к одной из позиций в конфликте, сам при этом
не будучи включен в конфликт. Таким образом, с теорией диады
соперничает теория, признающая нижним пределом малой груп-
пы не два, а три человека. Спор о том, диада или триада есть наи-
меньший вариант малой группы, может быть бесконечным. Впро-
чем, диаду можно рассматривать как лишь одну из разновидностей
малой группы  и, как показывают исследования, весьма интерес-
ный объект социально-психологического анализа.

Что же касается верхнего количественного предела малой груп-

пы, то мнения специалистов на этот счет значительно расходятся, о
чем свидетельствуют и различные предлагаемые величины. Причем
многим авторам присуща произвольность определения их предела.
Например, упоминавшийся ранее М. Шоу называет верхним преде-
лом группы 20 человек, Дж. Морено, автор социометрической мето-
дики, говорит о группах и по 30-40 человек. Есть мнение, что верхний

166