Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6782
Скачиваний: 24
предел группы связан с "магическим числом" оперативной памяти
(7±2), открытым Дж. Миллером. Одновременно многие полагают,
что акцент при определении верхнего предела малой группы надо
делать, исходя из функциональной целесообразности величины
группы в различных сферах реальной социальной практики.
К
ЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ГРУПП
Существует огромное разнообразие существующих в обществе
малых групп. Неоднозначность определения малой группы породи-
ла и множество их классификаций. Наиболее распространенными
являются три классификации.
1. Деление малых групп на "первичные" (семья, друзья, соседи и
т.п.) и "вторичные" (группы, которые непосредственных личных кон
тактов не имеют, а для общения используются "посредники", напри
мер, радио). В настоящее время эта классификация практического
значения не имеет.
2. Деление малых групп на "формальные" и "неформальные".
В формальной группе заранее четко заданы все позиции ее членов,
они предписаны групповыми нормами. Неформальная группа мо
жет создаваться внутри формальной, и она складывается стихийно
на основе личных симпатий и интересов. Практически во многих
случаях трудно провести грань между строго формальными и
строго неформальными группами. Поэтому в социальной психо
логии появились попытки снять эту строгую дихотомию введением
понятия "формальная и неформальная структуры группы" (струк
тура формальных и неформальных отношений). С другой стороны,
есть попытки разграничения понятий "группа" и "организация".
Всякая формальная группа, в отличие от неформальной, обладает
чертами организации.
3. Деление малых групп на "группы членства" и "референтные
группы". Группа членства рассматривается просто как местопребы
вание индивида в социуме, далекое от его установок и ценностных
ориентации. В референтной группе человек стремиться сохранить
свое членство в группе. Открытие феномена "референтной группы"
в 1942 году принадлежит американцу Г. Хаймену. Суть этого фено
мена заключается в высокой степени значимости группы для инди
вида с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценнос
ти, влияния группы на систему его установок. Приведенное
понимание термина "референтная группа" отличается от первона
чальной трактовки Г. Хаймена, полагавшего, что референтная груп-
167
па должна обязательно находиться где-то за пределами группы член-
ства. Из большого числа групп лишь немногие выступают для чело-
века в качестве референтных.
Чаще всего историю научных исследований малой группы датиру-
ют 1897 годом. В этом году американский психолог Н. Триплет опубли-
ковал результаты экспериментального исследования, в котором показал
меньшую эффективность индивидуального действия, выполняемого в
одиночку, чем в условиях группы. Однако прошло несколько десятиле-
тий, прежде чем эксперимент и строгое эмпирическое исследование ста-
ли основой социально-психологического исследования.
В 20-е годы XX столетия неудовлетворенность умозрительными
схемами направила исследователей на поиски объективных фактов по
функционированию групп. Не утратили своего значения до настоящего
времени в социальной психологии некоторые положения психолога
США Ф. Оллпорта (1924), хотя, как ни парадоксально, сам Оллпорт не
считал, что имеет дело с реально существующими группами. По его
мнению, реально существуют лишь отдельные индивидуумы; что же
касается групп, то они трактовались им как "совокупность идеалов,
представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном
сознании и существующих только в этих сознаниях".
К концу 30-х — началу 40-х годов исследуются групповые нормы
(Шериф М., 1936; Ньюкомб Т., 1943), складывается печально извест-
ная "теория черт" лидерства (правда, делаются и первые попытки отой-
ти от упрощенного понимания этого феномена), оформляется социомет-
рическое направление исследования групп. Особый вклад в развитие
психологии малых групп в эти годы внес эмигрировавший в США из
фашистской Германии К. Левин. Он явился основоположником крупно-
го научного направления, известного под названием "групповая дина-
мика". Широко известны его представления о группе как "динамичес-
ком целом, обладающем свойствами, отличными от свойств
составляющих его частей или суммы последних".
Основные направления в зарубежной групповой психологии. К
началу 70-х годов в зарубежной социальной психологии сложилось де-
вять крупных подходов, определявших развитие групповой психоло-
гии: теория поля, интеракционистская концепция, теория систем, социо-
метрическое направление, психоаналитическая ориентация,
общепсихологический подход, эмпирико-статистическое направление,
формально-модельный подход и теория подкрепления.
Теория поля.
Это направление берет начало в работах К. Левина,
утверждавшего, что поведение личности есть продукт поля, или ина-
че — жизненного, социального пространства личности. Структур-
ные свойства этого поля представлены понятиями, заимствованными
из топологии и теории множеств, а динамические свойства — поняти-
ями психологических и социальных сил. Важнейшим методом анализа
сил психологического поля явилось создание в лабораторных усло-
168
виях групп с заданными характеристиками и последующее изучение
функционирования этих групп. Позднее вся совокупность исследо-
ваний в этом плане получила название "групповой динамики", а весь
теоретический контекст — конструкции теории поля — был почти
полностью отвергнут.
Интеракционистская концепция.
Согласно этому подходу, груп-
па есть система взаимодействующих индивидуумов и функционирова-
ние последних описывается тремя основными понятиями: индивидуаль-
ной активностью, взаимодействием и отношениями между членами
группы. Выполненные в рамках этого направления работы посвящены
в основном исследованию структурных аспектов группы.
Теория систем.
Данный подход близок к предыдущему и развивает
представление о группе как системе. Главное различие между ними зак-
лючается в используемых элементах анализа. Теория систем описывает
группу как открытую систему взаимозависимых позиций и ролей.
Социометрическое направление
связано с именем Дж. Морено
(1958), который исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить
две структуры отношений: макроструктуру и микроструктуру. Макро-
структура, по Морено, есть своеобразное "пространственное" размеще-
ние индивидов в различных формах их жизнедеятельности, а микрострук-
тура означает структуру психологических отношений индивида с
окружающими его людьми. Все напряжения и конфликты, в том числе и
социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктур. Для
него это несовпадение означает, что система симпатий и антипатий не впи-
сывается в рамки заданной индивиду макроструктуры: ближайшим ок-
ружением оказываются не обязательно приемлемые в психологическом
отношении люди. Задача состоит в перестраивании макроструктуры та-
ким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой. Хотя
наивность схемы очевидна, сама социометрическая методика, выявляю-
щая симпатии и антипатии, получила широкую популярность. На ее осно-
ве возникло целое направление исследований, хотя и не обязательно в
рамках теоретической концепции Морено. Правда, возможности социо-
метрической методики не следует переоценивать и ее нельзя рассматри-
вать как общий универсальный метод изучения малых групп.
Психоаналитическая ориентация.
Базируется на идеях 3. Фрейда
и его последователей, фокусируя внимание главным образом на мотива-
ционных и защитных механизмах личности. 3. Фрейд первым включил
идеи психоанализа в групповой контекст в своей работе "Психология
масс и анализ человеческого «Я»" (1925). Он интересовался группами с
позиций изучения психологии масс, подчеркивая тенденции участников
группы следовать за сильными лидерами, идентифицироваться с ними.
Сам Фрейд не особенно симпатизировал групповой психотерапии, одна-
ко его последователи попытались перенести методы индивидуального
анализа на групповую психотерапевтическую практику. Основным
критерием, с помощью которого психоанализ может быть в принципе
отдифференцирован от других видов психотерапии, есть перенос, кото-
169
рый означает чувства и поведение больного по отношению к аналитику
и которые основаны на инфантильных желаниях больного по отноше-
нию к родителям. Существует и противоположный процесс — контрпе-
ренос, который относится к широкому спектру реакций аналитика на
больного. Реальная связь между аналитиком и больным является осно-
вой терапевтического союза. Эти и другие идеи психоанализа легли в
основу ряда теорий групповой динамики.
Общепсихологический
подход
— состоит в предположении, что
многие представления о человеческом поведении, накопленные в об-
шей психологии, применимы к анализу группового поведения. Это
касается таких процессов, как научение, мотивация, явления когнитив-
ной сферы и др.
Эмпирико-статистическое направление
— подчеркивает необ-
ходимость выведения основных понятий групповой теории из резуль-
татов эмпирического наблюдения и статистических процедур, напри-
мер факторного анализа. Подобное понимание обусловило широкое
применение процедур, разработанных в области тестирования лично-
сти. Например, Р. Кэттелл известен исследованиями не только в облас-
ти психологии личности, но и разработками социально-психологичес-
кого характера.
Формально-модельный подход
— использует приемы математи-
ческого моделирования групповых процессов, но, как отмечают неко-
торые зарубежные исследователи, представители этого направления
больше интересуются проблемами внутренней согласованности своих
моделей, нежели степенью их соответствия естественным ситуациям.
Вероятно, поэтому это направление мало что внесло в понимание
группового процесса.
Теория подкрепления
— базируется на идеях скиннеровской кон-
цепции оперантного обуславливания. Поведение в группе здесь рас-
сматривается как функция двух переменных: вознаграждений и наказа-
ний. Идеи теории подкрепления легли в основу двух крупных теорий
малых групп, авторы которых — Д. Хоманс, Д. Тибо и Г. Келли.
Исследования групп в отечественной социальной психологии.
Решающую роль в их становлении сыграли труды В.Н. Бехтерева, кото-
рый в 1910 году впервые в России сформулировал предмет и задачи
"общественной" психологии. И сегодня представляют интерес его мыс-
ли о функциях коллективных целей, согласования индивидуальных и
выработки коллективных действий и др. В период 20-30-х годов в иссле-
дованиях коллектива обнаруживалось сильное влияние рефлексологи-
ческих концепций В.Н. Бехтерева, сформулированных им в книге "Кол-
лективная рефлексология" (1921). Разработка многих теоретических
положений о природе коллектива также связана с именами Д.Б. Элько-
нина и
А.С.
Макаренко.
В современной
отечественной социальной психологии выделяют
как
минимум четыре крупных
исследовательских подхода: деятельностный
170
подход (Петровский А.В., 1979; Ярошевский М.Г., 1978, Андреева Г.М.,
1980), социометрическое направление (Коломинский Я.Л., 1976 и др.),
параметрическую концепцию (Уманский Л.И.,1975идр.)и организаци-
онно-управленческий подход (Кузьмин Е.С., 1967 и др.).
С
ТРУКТУРА И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ
Основными элементами групповой структуры являются: соци-
альный статус, социальная роль, групповая норма. Кроме того, важ-
ными составляющими любой малой группы являются феномены
"группового давления" и "групповой сплоченности".
Социальный статус
(от лат. Status — положение, состояние) —
это положение субъекта в системе межличностных отношений, оп-
ределяющее его права, обязанности и привилегии. Один и тот же
человек в различных группах (на работе, в семье, среди друзей) мо-
жет иметь разный статус. Некоторые статусы предписаны человеку с
рождения (пол, национальность, фамилия семьи), другие определя-
ются тем, что человек осуществил в своей жизни (получение специ-
альности, вступление в брак). Наивысшим статусом в малой группе
характеризуется ее лидер и руководитель.
Социальной ролью
называют ожидаемое поведение человека,
обусловленное его статусом. Роль—это круг функций и видов пове-
дения, которые считаются подходящими для данного члена группы и
реализуются в определенном социальном контексте.
Поскольку человек исполняет одновременно несколько ролей
(в семье, среди друзей и др.), то между ролями могут существовать
конфликты. Они связаны с ситуациями, когда нужно одновременно
удовлетворять противоречащим требованиям двух или более ро-
лей — ролевой конфликт.
Можно выделить
формальные роли,
которые определяются в орга-
низации, и
роли неформальные,
которые возникают в процессе взаи-
модействия людей. Примерами последних являются роли типа: "душа
компании", "козел отпущения", "домашний клоун", "добродетельный
моралист" и др. Появление неформальных ролей предполагает дли-
тельные взаимосвязи, что характерно первоочередно для малых
групп. С развитием группы возникают различные групповые роли.
Как внешние, так и внутренние факторы побуждают человека к
освоению той или иной социальной роли. Внешние побудители —
это своеобразное психологическое давление значимых для человека
людей, но большее значение имеют внутренние мотивы (выполне-
ние каких-то желаний возможно через овладение человеком опреде-
171