Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6255

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ленной роли, дающей ему определенные права и льготы; овладение
ролью позволяет ему приобрести социально-психологическую за-
щищенность, получить признание и др.).

Групповая норма

понимается как некоторое правило, регулятор

развертывающихся в группе отношений. Нормы, как принятые пра-
вила поведения, руководят действиями участников и позволяют при-
менять санкции к неприемлемым для данной общности формам по-
ведения. В настоящее время собран большой экспериментальный
материал по: а) влиянию и значению норм, разделяемых большин-
ством группы, б) влиянию и значению  норм, разделяемым мень-
шинством группы, в) изучению последствий отклонений индивидов
от групповых норм.

Феномен группового давления.

Его часто в социальной психоло-

гии именуют феноменом конформизма. Само слово "конформизм" в
обычном языке означает "приспособленчество" и на уровне обыден-
ного сознания приобретает некоторый негативный оттенок. В соци-
ально-психологической литературе больше говорят о конформности
или "социальном влиянии", имея в виду чисто психологическую ха-
рактеристику позиции индивида относительно позиции группы, при-
нятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свой-
ственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.

Функционирование групп зависит во многом от согласия их чле-

нов относительно каких-то фундаментальных жизненных ценностей.
Различают внешнюю конформность ("подчинение"), когда мнение
группы принимается индивидом лишь внешне, и внутреннюю (под-
линный конформизм, "идентификация"), когда индивид действитель-
но  усваивает мнение большинства. Внутренняя  конформность  и
есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. При
"интернализации" мнение других просто совпадает с системой цен-
ностей данной конкретной личности.

Противоположным конформности являются понятия "независи-

мость" или "самостоятельность позиции". Ее нельзя смешивать с
позицией негативизма. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит
как крайняя форма отрицания конформности. Негативизм не есть
подлинная независимость, а напротив—это специфический случай
конформности, когда индивид ставит своей целью любой ценой про-
тивостоять мнению группы. Здесь он фактически зависит от группы,
т.е. "привязан" к групповому мнению, но лишь с обратным знаком.
Истинной  позицией, противостоящей  конформности, является
именно самостоятельность.

Дальнейшие  исследования феномена конформности привели к

вьшоду о том, что давление на индивида может оказьшать не только

172


background image

большинство группы, но и меньшинство. В соответствии с этим ста-
ли выделять два вида группового влияния: нормативное (давление
оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом груп-
пы как норма) и информационное (давление оказывает меньшин-
ство, и член группы рассматривает его лишь как информацию, на
основе которой он должен сам осуществить свой выбор).

Отклонение членов группы от установленных в ней стандартов и

норм  поведения  сопровождается  применением  к  отклоняющимся
определенных санкций в виде насмешек, угроз и пр. "Групповое дав-
ление" в группе выполняет следующие функции: а) помогает группе
достичь ее цели, б) помогает группе сохранить себя как целое, в) по-
могает членам группы выработать "реальность" для соотнесения с
ней своих личных мнений, г) помогает членам группы определить
свое отношение к социальному окружению, что обеспечивает адап-
тацию в социуме.

Феномен групповой сплоченности. Курт Левин (1947) определяет

групповую сплоченность как "тотальное поле сил, формирующее у
участников чувство принадлежности к группе и желание в ней ос-
таться". Большинство исследователей придерживаются мнения, что
основой групповой сплоченности является эмоциональная сторона
системы межличностных отношений в группе. Социометрия симпа-
тий и антипатий позволила даже предложить специальный "индекс
групповой сплоченности" как формальную характеристику малой
группы. Иногда сплоченность анализируется на основе частоты и
прочности  коммуникативных  связей, обнаруживаемых  в  группе.
Существует ряд работ, которые в изучении феномена сплоченности
придают особое значение характеру групповых целей.

В  отечественной  социальной психологии исследования спло-

ченности группы опираются на изучение влияния на ее совместную
деятельность  членов группы. Все большее  сплачивание группы
здесь основано не на увеличении эмоциональной привлекательнос-
ти, а на все большем включении индивидов в процесс совместной
деятельности. В данном случае речь идет не о совместимости людей
в группе, а именно о сплоченности. Совместимость и сплоченность
между собой тесно связаны, хотя и означают разные аспекты харак-
теристики группы.

Э

ТАПЫ И МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ

По мнению отечественного социального психолога Г.М. Андре-

евой, "причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне
индивидов, ее образующих, а в более широкой социальной системе",

173


background image

т.е. они задаются внешними по отношению к группе факторами, на-
пример, условиями развития  какого-либо  социального  института
или организации, в рамках которых возникает малая группа. Что же
касается преимущественно психологических детерминант вхожде-
ния в определенную социальную группу, то можно говорить о пре-
стижности профессии, стремлении индивидов  к  удовлетворению
потребностей в общении и т.п.

Возникшей социальной группе  предстоит дальнейшая жизнь,

и главной задачей социально-психологического анализа является
изучение  тех  процессов, которые  происходят  в  жизни  группы.
Здесь уместно использование термина "групповая динамика", в
отличие от статики группы, например, ее количественного соста-
ва.

Совокупность динамических процессов ("групповая динами-

ка "), которые происходят в группе в какую-то единицу време-
ни, знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е.
ее развитие.

Реальные  группы  в определенном смысле "проживают" свою

собственную жизнь, длительность которой, естественно, не может
быть сравнима с существованием больших групп, включенных в
ход исторического развития. Идея развития группы впервые была
обозначена  в  психоаналитической  концепции  на  базе  психотера-
певтической практики (в так называемых Т-группах или группах
тренинга). Там выделено 2 фазы развития группы, на каждой из
которых группа решает определенный набор проблем. Каждая кон-
кретная группа может по-разному реализовывать общую модель
развития или же просто распадаться, если поставленная цель не
достигается. В последние годы для описания процесса группового
развития введено особое понятие "социализация группы", по ана-
логии с процессом социализации индивида. Также вьщелены опре-
деленные критерии, на основе которых можно сравнивать различ-
ные стадии в развитии группы.

Двухмерные модели развития группы.

Обобщив ряд исследова-

ний, посвященных изучению стадий развития различных терапевти-
ческих, тренировочных, естественных, профессиональных и лабора-
торных групп, Б. Такмен предложил двухмерную модель развития
группы. Жизнедеятельность группы рассматривается в двух измере-
ниях: а) деловая, или инструментальная, активность и б) эмоцио-
нальная, или экспрессивная, активность. В каждой из этих сфер выде-
ляется четыре последовательных этапа.

В сфере

межличностной активности

это: 1) стадия "проверки и

зависимости", предполагающая ориентировку в характере действий
друг друга и поиска взаимоприемлемого поведения в группе; 2) ста-

174


background image

дия "внутреннего конфликта", когда нарушается взаимодействие и
отсутствует единство между членами группы; 3) стадия "развития
групповой сплоченности", когда достигается гармонизация отноше-
ний в группе, исчезают межличностные конфликты; 4) стадия "фун-
кционально-ролевой  соотнесенности", когда  образуется  ролевая
структура  группы, являющаяся  своеобразным "резонатором", по-
средством которого "проигрывается" групповая задача.

В сфере

деловой активности

это: 1) стадия "ориентировки в за-

даче", связанная с поиском группой оптимального способа решения
задачи; 2) стадия "эмоционального ответа на требования  задачи",
связанная с противодействием группы требованиям задачи в силу
несовпадения личных намерений каждого члена группы с общей
задачей; 3) стадия "открытого обмена ревалентными интерпретаци-
ями", когда происходит максимальный и адекватный обмен инфор-
мацией, позволяющий партнерам глубже  понять  намерения  друг
друга, предлагаются альтернативные трактовки информации; 4) ста-
дия "принятия решений", когда возникают конструктивные попытки
успешного решения задачи.

Эти две сферы активности взаимосвязаны, изменения в одной

сфере сопровождаются изменениями в другой. Однако в

экстре-

мальных условиях

часто не удается четко дифференцировать ин-

струментальные и экспрессивные компоненты  групповой  актив-
ности. Отличительными  признаками  экстремальности  являются
следующие: ограниченность индивидуальных и групповых пере-
мещений, стресс, изоляция от внешнего мира. В этих условиях
группа проходит

три основных стадии:

ознакомления, дискуссий

и ролевых ориентации. Ознакомительная стадия обычно непродол-
жительная и связана с ориентировочными и исследовательскими
реакциями членов группы. Стадия дискуссий достаточно продол-
жительна и при ее завершении возникают структурные контуры
группы  с первыми признаками разделения на роли и элементами
коалиционирования. На стадии ролевых ориентации группа скла-
дывается в некую целостную систему.

Одномерные подходы к развитию группы делают акцент на опи-

сание динамики группы при решении задач инструментального типа

(модель Марби Е.) или эмоциональной динамики группообразования

(Волков И.П.).

При решении задач инструментального типа выделены: латентная

фаза (ознакомление с задачей), адаптационная фаза (соотнесение воз-

можностей группы с требованиями задачи), интегративная фаза (объе-

динение общих  усилий, координация индивидуальной и групповой

стратегии действий) и фаза достижения требуемого решения.

175


background image

В модели эмоциональной динамики группообразования также выде-

лены фазы: первичного восприятия и ознакомления (формируется пер-
вое впечатление о партнере), фаза сближения (формирование оценки и
самооценки, актуализация установки на совместное действие), фаза со-
вместного действия (принятие межличностных ролей и определение ста-
туса  в  общении) и  фаза "сцепления" (укрепление  чувства  общности
"мы", формирование норм общения).

В  отечественной  социальной  психологии  проблема развития

группы  получила  свое  специфическое  решение  в

психологичес-

кой теории коллектива.

Особенности этого подхода обусловле-

ны  определенной  традицией  исследования  коллектива  в  отече-
ственной науке. Эти традиции связаны не только с идеологической
подоплекой (в работах К. Маркса впервые была высказана мысль о
том, что коллектив есть форма организации людей социалистичес-
кого общества), но и с активными исследованиями многочислен-
ных коллективов, которые возникали в 20-30 годы в новом обществе
(Андреева Г.М., 1997).

В настоящее время подчеркивается, что термином "коллектив"

обозначается особое качество группы, высший уровень ее развития.
Однако важнейший признак коллектива — это не любая совместная
деятельность, а только социально-позитивная деятельность, отвеча-
ющая потребностям общества. Поэтому, по мнению А.С. Макарен-
ко, первым признаком коллектива как группы особого рода является
именно его направленность. Такой подход предполагал и неизбеж-
ность ряда стадий, которые проходит группа на пути к коллективу. В
отечественной социальной психологии существует несколько "мо-
делей" развития группы как коллектива.

Стратометрическая концепция группы

(Петровский А.В., 1979)—

типология групп строится по двум главным критериям: а) степень
опосредованности межличностных отношений в группе содержани-
ем совместной деятельности, б) общественная значимость совмест-
ной деятельности.

Развитие группы описывается как движение в континууме: кол-

лектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) —
корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий
негативный показатель по второму критериям). В центральной точке
располагается диффузная группа—общность, в которой практичес-
ки отсутствует совместная деятельность.

Модель группы состоит из трех страт (слоев), каждый из которых

характеризуется  определенным  принципом, по  которому  в  нем
строятся отношения между членами группы. В первом слое реали-
зуются прежде всего непосредственные контакты между людьми,

176