Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6788
Скачиваний: 24
основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемос-
ти; во втором слое эти отношения опосредуются характером совме-
стной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, разви-
ваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы
единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует выс-
шему уровню группы, и его наличие позволяет констатировать, что
перед нами коллектив.
Параметрический подход
(УманскийЛ.И., 1971). Главными соци-
ально-психологическими параметрами группы, которые характери-
зуют признаки ее развития, являются следующие: а) содержание
нравственной направленности группы, б) организационное един-
ство группы, в) групповая подготовленность в сфере той или иной
деятельности, г) психологическое единство. В зависимости от выра-
женности каждого из этих параметров группа располагается по
уровню своего развития в континууме: коллектив — антиколлектив
(группа замкнутая, с внутригрупповой антипатией, конфликтностью
и агрессивностью). Средняя точка — группа-конгломерат, состоя-
щая из незнакомых людей. Продвижение группы к позитивному по-
люсу предполагает прохождение ею стадий кооперации и автономи-
зации. Движение в направлении отрицательного полюса
классифицируется по двум уровням: дезинтеграции и "интраэгоиз-
ма". В качестве обязательных параметров коллектива называются:
направленность коллектива, организованность, подготовленность и
психологическая коммуникативность.
М
ЕХАНИЗМЫ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ
Исследователи групповой динамики выделяют несколько
меха-
низмов
этого процесса.
1. Внутригрупповые противоречия и их разрешение как меха-
низм перехода группы с одного уровня на другой.
Существует несколько типов противоречий внутри группы. Это
противоречия: а) между возрастанием потенциальных возможнос-
тей группы и ее актуальной деятельностью, б) между растущим
стремлением каждого члена группы к самореализации и самоутвер-
ждению и одновременно усиливающейся тенденцией включения
личности в групповую структуру и интеграции ее с группой, в) меж-
ду поведением лидера и ожиданиями в отношении его поведения
членов группы. Периодически возникающее рассогласование этих
противоречивых тенденций приводит к дестабилизации группы и
177
конфликту. Конструктивное разрешение конфликтов приводит к раз-
витию группы.
2. "Идиосинкразический кредит" представляет собой своеоб
разное разрешение группы на отклоняющееся от групповых норм
(девиантное) поведение. Такое поведение, по Е. Hollander (1958), ха
рактеризуется как идиосинкразическое, т.е. с "повышением чув
ствительности" группы к внедрению и принятию в ее жизнедея
тельность элементов нового (инноваций). Инновации, в свою
очередь, являются условием перехода группы на другой уровень.
3. Психологический обмен состоит в обоюдном удовлетворении
участниками взаимодействия в группе определенных социальных
потребностей друг друга. Психологический обмен, как и общение,
является необходимым условием построения и развития системы
межличностных отношений в группе.
Л
ИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО В МАЛЫХ ГРУППАХ
В социальной психологии принято различать понятия "лидер" и
"руководитель группы". Их различия можно обозначить по следую-
щим параметрам.
1. Лидер призван осуществлять регуляцию межличностных отно
шений, в то время как руководитель осуществляет регуляцию офици
альных отношений.
2. Лидерство возникает стихийно, а руководитель назначается или
избирается.
3. Явление лидерства нестабильно и зависит от настроения груп
пы, в то время как руководство — явление более стабильное.
4. Руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает
гораздо более определенной системой различных санкций, которых
в руках лидера нет.
5. Процесс принятия решения руководителем более сложен и
опосредован множеством обстоятельств, не обязательно кореня
щихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непос
редственные решения.
6. Сфера деятельности лидера — в основном группа, а сфера дей
ствия руководителя шире, поскольку она представляет группу в бо
лее широкой социальной среде.
7. Лидерство констатируется в условиях микросреды (группа),
руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей систе
мой общественных отношений.
178
Лидер немыслим в одиночку, он выдвигается в конкретной си-
туации, принимая на себя определенные функции. Остальные
члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие
отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они бу-
дут ведомыми.
Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в
психологических характеристиках их деятельности существуют об-
щие черты. Строго говоря, лидерство есть чисто психологическая
характеристика поведения определенных членов группы, руковод-
ство в большей степени есть социальная характеристика отношений
в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управле-
ния и подчинения. В отличие от лидерства, руководство выступает
как регламентированный обществом процесс.
Теории происхождения лидерства.
Существует три основных те-
оретических подхода в понимании происхождения лидерства.
"Теория черт "
("харизматическая теория" от слова "харизма", т.е.
"благодать", которая в религии трактуется как нечто снизошедшее на
человека) акцентирует внимание на врожденных качествах лидера, т.е.
обладании им определенным набором личностных черт. Многие авто-
ры пытались выделить такие черты лидера, создавались системы тес-
тов. В 1940 г. К. Берд составил список из 79 черт, таких, как инициа-
тивность, общительность, чувство юмора, уверенность и др. Однако в
целом эта задача оказалась неразрешимой. Разнобой был даже относи-
тельно таких понятий, как "сила воли" и "ум". Разочарование в теории
черт было настолько велико, что в противовес была даже выдвинута
теория "лидера без черт".
"Ситуационная теория лидерства "
пришла на смену теории черт.
В новой концептуальной схеме теория черт не отбрасывается полнос-
тью, но утверждается, что в основном лидерство — продукт ситуации.
В конкретной ситуации лидером становится человек, превосходящий
других в определенных качествах, необходимых в данной ситуации. Та-
ким образом, черты, качества лидера оказываются относительными.
Ж. Пиаже подверг критике эту теорию, т.к. при таком подходе снимает-
ся вопрос об активности личности лидера, он превращается в какого-то
"флюгера". Тем не менее, ситуационная теория приобрела популяр-
ность, на ее основе проведено много экспериментов.
"Системная теория лидерства "
рассматривает лидерство как
процесс организации межличностных отношений в группе, а лидера как
субъекта управления этим процессом. При таком подходе лидерство
интерпретируется как функция группы, и изучать его нужно с точки
зрения целей и задач группы, хотя структура личности лидера также не
должна сбрасываться со счетов. Системная теория имеет преимущества
перед другими, т.к. учитывает обе крайние точки зрения предыдущих
концепций. Ее можно применять и при изучении не только лидерства, но
179
и руководства. Большинство отечественных исследований лидерства
осуществлено в рамках, близких к данной модели.
Стиль лидерства. Традиционно выделяют "авторитарный",
"демократический" и "попустительский" стили лидерства, пред-
ложенные К. Левиным. Имеется в виду психологический рисунок
типа принятия решения, и речь не идет о каком-либо политичес-
ком контексте.
Основные стили лидерства
Стиль лидерства Формальная сторона
Авторитарный Деловые, краткие распоряже-
ния. Запреты без снисхождения,
с угрозой. Четкий язык, непри-
ветливый тон. Похвала и пори-
цания субъективны. Эмоции не
принимаются в расчет. Показ
приемов—не система. Позиция
лидера — вне группы.
Демократический Инструкции в форме предло-
жений. Не сухая речь, а това-
рищеский тон. Похвала и по-
рицание — с советами.
Распоряжения и запреты — с
дискуссиями. Позиция лиде-
ра — внутри группы.
Попустительский Тон — конвенциональный (со-
глашательский). Отсутствие
похвалы, порицаний. Никакого
сотрудничества. Позиция ли-
дера — незаметно в стороне от
группы.
Содержательная
сторона
Дела в группе плани-
руются заранее во
всем их объеме. Опре-
деляются лишь непос-
редственные цели,
дальние — неизвест-
ны. Голос руководи-
теля —решающий.
Мероприятия плани-
руются не заранее, а в
группе. За реализа-
цию предложений от-
вечают все. Все разде-
лы работы не только
предлагаются, но и
обсуждаются.
Дела в группе идут
сами собой. Лидер не
дает указаний. Разде-
лы работы складыва-
ются из отдельных
интересов или исхо-
дят от нового лидера.
В стиле лидерства выделяют как минимум две стороны: содержа-
ние решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы,
способы) осуществления этих решений. При исследовании пробле-
мы лидерства большим упрощением считается деление лидерства на
"официальное" и "неофициальное" с представлением о том, что хо-
180
роший руководитель должен быть и лидером. При обнаружении не-
соответствия дается рекомендация заменить руководителя и назна-
чить на его место лидера. Такая рекомендация зачастую приводит к
дезорганизации деятельности группы, поскольку лидер не всегда
способен выполнять функции руководителя.
Э
ФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ
Процесс принятия группового решения тесно связан с пробле-
мой лидерства и руководства, потому что принятие решения —
одна из важных функций руководителя, а организация группы на
принятие такого решения — особенно сложная задача. Тот факт,
что групповые решения во многих случаях являются более эф-
фективными, чем индивидуальные, давно известен в социальной
психологии. Не только в социальной психологии, но и в повсед-
невной практике разработаны различные методики принятия
групповых решений.
При исследовании этой проблемы социальная психология долж-
на ответить на следующие принципиальные вопросы: что такое
групповое решение или, иными словами, как объединяются индиви-
дуальные мнения членов группы в единое решение? Какую роль
играет предшествующая дискуссия? Действительно ли групповое
решение всегда лучше, чем индивидуальное? Каковы для группы по-
следствия принятия такого решения? Все эти вопросы изучены в со-
циальной психологии неравномерно. Так, наиболее исследована на
экспериментальном уровне роль групповой дискуссии К. Левиным.
Эксперимент был осуществлен в США в рамках прикладного иссле-
дования в годы Второй мировой войны. В условиях экономических
затруднений снизилось количество пищевых продуктов и вместо
мяса населению предлагались многочисленные субпродукты, но
домохозяйки игнорировали новшество. Цель исследования состояла
в сравнении эффективности на мнение домохозяек традиционной
формы рекламы (лекция) и новой — групповая дискуссия. Оказа-
лось, что через неделю изменение мнения зарегистрировано всего
лишь у 3% домохозяек, в то время как в тех группах, где прошли
групповые дискуссии, — 32%.
В последующем проведено много подобных экспериментов и в
результате их выявлены две важных закономерности:
1) групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные
позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны
проблемы, уменьшить сопротивление новой информации;
181