Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6787

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

основанные  на эмоциональной приемлемости или неприемлемос-
ти; во втором слое эти отношения опосредуются характером совме-
стной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, разви-
ваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы
единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует выс-
шему уровню группы, и его наличие позволяет констатировать, что
перед нами коллектив.

Параметрический подход

(УманскийЛ.И., 1971). Главными соци-

ально-психологическими  параметрами группы, которые  характери-
зуют признаки ее развития, являются следующие: а) содержание
нравственной  направленности  группы, б) организационное  един-
ство группы, в) групповая подготовленность в сфере той или иной
деятельности, г) психологическое единство. В зависимости от выра-
женности  каждого  из  этих  параметров  группа  располагается  по
уровню своего развития в континууме: коллектив — антиколлектив
(группа замкнутая, с внутригрупповой антипатией, конфликтностью
и агрессивностью). Средняя точка — группа-конгломерат, состоя-
щая из незнакомых людей. Продвижение группы к позитивному по-
люсу предполагает прохождение ею стадий кооперации и автономи-
зации. Движение  в  направлении  отрицательного  полюса
классифицируется по двум уровням: дезинтеграции и "интраэгоиз-
ма". В качестве обязательных параметров коллектива называются:
направленность коллектива, организованность, подготовленность  и
психологическая коммуникативность.

М

ЕХАНИЗМЫ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ

Исследователи групповой динамики выделяют несколько

меха-

низмов

этого процесса.

1. Внутригрупповые противоречия и их разрешение как меха-

низм перехода группы с одного уровня на другой.

Существует несколько типов противоречий внутри группы. Это

противоречия: а) между возрастанием потенциальных возможнос-
тей группы и ее актуальной деятельностью, б) между растущим
стремлением каждого члена группы к самореализации и самоутвер-
ждению  и  одновременно  усиливающейся  тенденцией  включения
личности в групповую структуру и интеграции ее с группой, в) меж-
ду поведением лидера и ожиданиями в отношении его поведения
членов группы. Периодически возникающее рассогласование этих
противоречивых тенденций приводит к дестабилизации группы и

177


background image

конфликту. Конструктивное разрешение конфликтов приводит к раз-
витию группы.

2. "Идиосинкразический кредит" представляет собой своеоб

разное разрешение группы на отклоняющееся от групповых норм
(девиантное) поведение. Такое поведение, по Е. Hollander (1958), ха
рактеризуется как идиосинкразическое, т.е. с "повышением чув
ствительности" группы к внедрению и принятию в ее жизнедея
тельность элементов нового (инноваций). Инновации, в свою
очередь, являются условием перехода группы на другой уровень.

3. Психологический обмен состоит в обоюдном удовлетворении

участниками взаимодействия в группе определенных социальных
потребностей друг друга. Психологический обмен, как и общение,
является необходимым условием построения и развития системы
межличностных отношений в группе.

Л

ИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО В МАЛЫХ ГРУППАХ

В социальной психологии принято различать понятия "лидер" и

"руководитель группы". Их различия можно обозначить по следую-
щим параметрам.

1. Лидер призван осуществлять регуляцию межличностных отно

шений, в то время как руководитель осуществляет регуляцию офици
альных отношений.

2. Лидерство возникает стихийно, а руководитель назначается или

избирается.

3. Явление лидерства нестабильно и зависит от настроения груп

пы, в то время как руководство — явление более стабильное.

4. Руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает

гораздо более определенной системой различных санкций, которых
в руках лидера нет.

5. Процесс принятия решения руководителем более сложен и

опосредован множеством обстоятельств, не обязательно кореня
щихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непос
редственные решения.

6. Сфера деятельности лидера — в основном группа, а сфера дей

ствия руководителя шире, поскольку она представляет группу в бо
лее широкой социальной среде.

7. Лидерство констатируется в условиях микросреды (группа),

руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей систе
мой общественных отношений.

178


background image

Лидер немыслим в одиночку, он выдвигается в конкретной си-

туации, принимая  на  себя  определенные  функции. Остальные
члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие
отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они бу-
дут ведомыми.

Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в

психологических характеристиках их деятельности существуют об-
щие черты. Строго говоря, лидерство есть чисто психологическая
характеристика поведения определенных членов группы, руковод-
ство в большей степени есть социальная характеристика отношений
в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управле-
ния и подчинения. В отличие от лидерства, руководство выступает
как регламентированный обществом процесс.

Теории происхождения лидерства.

Существует три основных те-

оретических подхода в понимании происхождения лидерства.

"Теория черт "

("харизматическая теория" от слова "харизма", т.е.

"благодать", которая в религии трактуется как нечто снизошедшее на
человека) акцентирует внимание на врожденных качествах лидера, т.е.
обладании им определенным набором личностных черт. Многие авто-
ры пытались выделить такие черты лидера, создавались системы тес-
тов. В 1940 г. К. Берд составил список из 79 черт, таких, как инициа-
тивность, общительность, чувство юмора, уверенность и др. Однако в
целом эта задача оказалась неразрешимой. Разнобой был даже относи-
тельно таких понятий, как "сила воли" и "ум". Разочарование в теории
черт было настолько велико, что в противовес была даже выдвинута
теория "лидера без черт".

"Ситуационная теория лидерства "

пришла на смену теории черт.

В новой концептуальной схеме теория черт не отбрасывается полнос-
тью, но утверждается, что в основном лидерство — продукт ситуации.
В конкретной ситуации лидером становится человек, превосходящий
других в определенных качествах, необходимых в данной ситуации. Та-
ким  образом, черты, качества  лидера  оказываются  относительными.
Ж. Пиаже подверг критике эту теорию, т.к. при таком подходе снимает-
ся вопрос об активности личности лидера, он превращается в какого-то
"флюгера". Тем  не  менее, ситуационная  теория  приобрела  популяр-
ность, на ее основе проведено много экспериментов.

"Системная теория лидерства "

рассматривает лидерство как

процесс организации межличностных отношений в группе, а лидера как
субъекта управления этим процессом. При таком подходе лидерство
интерпретируется как функция группы, и изучать его нужно с точки
зрения целей и задач группы, хотя структура личности лидера также не
должна сбрасываться со счетов. Системная теория имеет преимущества
перед другими, т.к. учитывает обе крайние точки зрения предыдущих
концепций. Ее можно применять и при изучении не только лидерства, но

179


background image

и руководства. Большинство отечественных исследований лидерства

осуществлено в рамках, близких к данной модели.

Стиль  лидерства. Традиционно  выделяют "авторитарный",

"демократический" и "попустительский" стили лидерства, пред-
ложенные К. Левиным. Имеется в виду психологический рисунок
типа принятия решения, и речь не идет о каком-либо политичес-
ком контексте.

Основные стили лидерства

Стиль лидерства       Формальная сторона

Авторитарный  Деловые, краткие  распоряже-

ния. Запреты без снисхождения,

с угрозой. Четкий язык, непри-

ветливый тон. Похвала и пори-

цания субъективны. Эмоции не

принимаются в расчет. Показ

приемов—не система. Позиция

лидера — вне группы.

Демократический Инструкции в форме предло-

жений. Не сухая речь, а това-

рищеский тон. Похвала и по-

рицание — с  советами.

Распоряжения и запреты — с

дискуссиями. Позиция  лиде-

ра — внутри группы.

Попустительский Тон — конвенциональный (со-

глашательский). Отсутствие

похвалы, порицаний. Никакого

сотрудничества. Позиция ли-

дера — незаметно в стороне от

группы.

Содержательная

сторона

Дела в группе плани-

руются  заранее  во

всем их объеме. Опре-

деляются лишь непос-

редственные  цели,

дальние — неизвест-

ны. Голос руководи-

теля —решающий.

Мероприятия плани-

руются не заранее, а в

группе. За  реализа-

цию предложений от-

вечают все. Все разде-

лы работы не только

предлагаются, но  и

обсуждаются.

Дела в группе  идут

сами собой. Лидер не

дает указаний. Разде-

лы работы складыва-

ются  из  отдельных

интересов или исхо-

дят от нового лидера.

В стиле лидерства выделяют как минимум две стороны: содержа-

ние решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы,
способы) осуществления этих решений. При исследовании пробле-
мы лидерства большим упрощением считается деление лидерства на
"официальное" и "неофициальное" с представлением о том, что хо-

180


background image

роший руководитель должен быть и лидером. При обнаружении не-
соответствия дается рекомендация заменить руководителя и назна-
чить на его место лидера. Такая рекомендация зачастую приводит к
дезорганизации  деятельности  группы, поскольку  лидер  не  всегда
способен выполнять функции руководителя.

Э

ФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ

Процесс принятия группового решения тесно связан с пробле-

мой лидерства  и руководства, потому что принятие решения —
одна из важных функций руководителя, а организация группы на
принятие такого решения — особенно сложная задача. Тот факт,
что групповые решения во многих случаях являются более эф-
фективными, чем индивидуальные, давно известен в социальной
психологии. Не только в социальной психологии, но и в повсед-
невной  практике  разработаны  различные  методики  принятия
групповых решений.

При исследовании этой проблемы социальная психология долж-

на  ответить  на  следующие  принципиальные  вопросы: что  такое
групповое решение или, иными словами, как объединяются индиви-
дуальные мнения членов группы в единое решение? Какую роль
играет предшествующая  дискуссия? Действительно ли групповое
решение всегда лучше, чем индивидуальное? Каковы для группы по-
следствия принятия такого решения? Все эти вопросы изучены в со-
циальной психологии неравномерно. Так, наиболее исследована на
экспериментальном уровне роль групповой дискуссии К. Левиным.
Эксперимент был осуществлен в США в рамках прикладного иссле-
дования в годы Второй мировой войны. В условиях экономических
затруднений снизилось количество пищевых продуктов и вместо
мяса  населению  предлагались  многочисленные  субпродукты, но
домохозяйки игнорировали новшество. Цель исследования состояла
в сравнении эффективности на мнение домохозяек традиционной
формы рекламы (лекция) и новой — групповая дискуссия. Оказа-
лось, что через неделю изменение мнения зарегистрировано всего
лишь у 3% домохозяек, в то время как в тех группах, где прошли
групповые дискуссии, — 32%.

В последующем проведено много подобных экспериментов и в

результате их выявлены две важных закономерности:

1) групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные

позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны
проблемы, уменьшить сопротивление новой информации;

181