Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6791
Скачиваний: 24
Группа может быть гомогенной или гетерогенной, в зависимо-
сти от проблем пациентов. Гомогенные группы включают в себя
участников, стремящихся уменьшить вес тела или бросить курить
или имеющих одни и те же проблемы, связанные с соматическим
или психическим состоянием, например с посттравматическим
стрессовым расстройством или с расстройствами, вызванными
злоупотреблением психоактивными веществами. Специальные
группы предназначены для пациентов с различными симптомами.
Для пациентов с психотической симптоматикой, которым необхо-
димо структурирование и прямое направление их мыслей, будет
неэффективным пребывание в группах, ориентированных на дос-
тижение инсайта. Состояние пациентов с параноидными симпто-
мами, антисоциальными расстройствами и злоупотреблением
психоактивными веществами может улучшиться после групповой
терапии, но пребывание в гетерогенных группах, ориентированных
на достижение инсайта, для них также неэффективно. Как правило,
включение в группы пациентов с тяжелой психотической симпто-
матикой и суицидальными идеями не дает эффекта.
Анонимные алкоголики
— пример высокоструктурированной, уп-
равляемой на равноправных условиях группы, которая организована
для людей со схожей главной проблемой. В группах акцент делается на
обмене опытом, на ролевых моделях, обсуждении ощущений и сильном
чувстве единения и взаимной поддержки. Также существуют аналогич-
ные группы анонимных наркоманов и анонимных пациентов с сексуаль-
ной патологией.
Семейная терапия.
Семейная терапия основана на теории, в соот-
ветствии с которой семья является системой, стремящейся сохранить
состояние равновесия вне зависимости от степени дезадаптации. Эта
теория называется ориентацией на семейные системы, а используемые
в ее рамках методы сосредоточены прежде всего на семье, а не на от-
дельном пациенте. Таким образом, вся семья становится пациентом, в
отличие от члена семьи, который может быть идентифицирован как
больной. Одной из главных целей семейного психотерапевта является
определение гомеостатической роли, иногда патологической, которую
отдельный пациент играет в конкретной семейной системе. Одним из
примеров является ребёнок, который идентифицируется семьей как
пациент, а в действительности обеспечивает поддержание семейной си-
стемы, будучи включённым в супружеский конфликт как "козёл отпу-
щения", судья или даже суррогатный супруг(а). Задача психотерапев-
та состоит в том, чтобы помочь семье понять сложность сути
происходящего в этом треугольнике процесса и обратиться к глубин-
ному конфликту, который лежит в основе неправильного, разруши-
тельного отношения к ребенку. Методы, используемые при этом,
включают переструктурирование и позитивное представление (пози-
187
тивное осознание всех негативно выражаемых чувств или поведенчес-
ких реакций), например "этот ребёнок невыносим" превращается в
"этот ребёнок отчаянно пытается оградить или защитить вас от по-
следствий того, что он или она считают несчастным браком".
К другим целям семейной терапии относятся изменение дезадаптив-
ных правил, которые действуют в семье, формирование более глубоко-
го осознания динамики взаимоотношений между поколениями, установ-
ление равновесия между личными и семейными факторами,
установление взаимного прямого контакта и общения, искоренение вза-
имных обвинений и представления кого-то из членов семьи в качестве
"козла отпущения".
Терапия пар, или брачная терапия.
Примерно 50% пациентов уча-
ствуют в психотерапии главным образом из-за проблем, связанных с
браком. Терапия пар, или брачная терапия, представляет собой эффек-
тивный способ помочь каждому из пациентов достичь самопознания при
решении беспокоящих вопросов. Эта терапия охватывает широкий диа-
пазон методов лечения, направленных на укрепление чувства удовлет-
воренности от супружеской жизни или коррекцию нарушений, возни-
кающих в браке. Как и в случае с семейной терапией, в качестве пациента
выступают супружеские пары, а не каждый из них в отдельности.
Лечение средой.
Многодисциплинарный терапевтический подход,
используемый в стационарных условиях. Термин "лечение средой" от-
ражает идею, согласно которой любая деятельность, происходящая в
палате, ориентирована на усиление способности пациента выживать в
обществе. Терапия средой, как правило, групповая. Одновременно мо-
жет использоваться терапия творчеством и трудотерапия. Использу-
ются управляемая деятельность терапевтических групп, встречи в рам-
ках общины, групповые выезды и социальные мероприятия.
Глава 27
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ
И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ
П
СИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляет-
ся в системе объективно существующих отношений, которые скла-
дываются между ним, живой и неживой природой, другими людьми.
Проблема отношений имеет в психологии большое практическое
значение, и в нашей стране она активно разрабатывалась В.Н. Мяси-
щевым(1949).
Связь с внешним миром существует и у животных, но только для
человека эта связь выступает как отношение к окружающему. Важ-
нейшей составной частью всей системы отношений являются
меж-
личностные (интерперсональные) отношения.
Отношения зависи-
мости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и другие
отношения неизбежно и закономерно возникают в любой реальной
группе людей. Следует к этому добавить, что не только каждый инди-
вид вступает в отношения, но и целые группы людей также вступают
в отношения между собой. Последние чаще всего определяют как
социальные (общественные) отношения.
Таким образом, человек
оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отноше-
ний, и во всем этом многообразии отношений различают межгруп-
повые (социальные, общественные) и межличностные (психологи-
ческие) отношения.
Общественные отношения исследуются социологией, где выде-
ляют экономические, политические, идеологические и другие виды
отношений. Такие отношения строятся не на основе симпатий или
антипатий, а обусловлены объективно и носят безличный характер.
Если здесь и осуществляется между индивидами какое-то взаимодей-
ствие, то сущность его сводится к взаимодействию их как носителей
определенных "социальных ролей", которые они выполняют в своей
социальной группе.
Социальная роль всегда несет на себе печать общественной
оценки: общество может одобрять или не одобрять некоторые со-
циальные роли (например, не одобряется такая социальная роль,
как "преступник"). Важно подчеркнуть, что это одобрение или
неодобрение относится не к конкретному лицу, а лишь к конкрет-
ному виду социальной деятельности. Указывая на роль, мы отно-
189
сим человека к определенной социальной группе, идентифициру-
ем его с группой.
Сама по себе социальная роль не определяет все поведение че-
ловека в деталях. Усвоение ее зависит от многих обстоятельств —
индивидуальных особенностей человека, его воспитания и обуче-
ния. Поэтому общественные отношения, хотя и являются безлич-
ностно-ролевыми, в своем конкретном проявлении все равно име-
ют личностную окраску. В социологии и политической экономии
можно абстрагироваться от нее, однако в социальной и политичес-
кой психологии этот личностный аспект роли является предметом
специального анализа. Любая социальная роль всегда оставляет не-
который "диапазон возможностей" для своего исполнителя, что
часто называют "стилем исполнения роли". Именно этот диапазон
и является основой для построения внутри системы безличных об-
щественных отношений — отношений второго рода, т.е. психологи-
ческих, межличностных.
Межличностные отношения, в отличие от общественных отно-
шений, складываются на эмоциональной основе, т.е. на основе опре-
деленных чувств, возникающих у людей друг к другу- Поэтому их
можно рассматривать как фактор "психологического климата" груп-
пы. В социальной психологии чувства чаще всего сводят в две боль-
шие группы: конъюнктивные, т.е. сближающие, объединяющие лю-
дей, и дизъюнктивные, т.е. разъединяющие, антипатийные чувства.
Главным методом исследования межличностных отношений являет-
ся метод социометрии, предложенный американским исследовате-
лем Я. Морено (1958). Сущность методики заключается в выявлении
системы симпатий и антипатий путем определенных "выборов" из
состава группы своих членов по заданному критерию. Результаты
заносятся в таблицу — социометрическую матрицу, что позволяет
рассчитывать различного рода социометрические индексы как ин-
дивидуальные, так и групповые.
О
БЩЕНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА
Как общественные, так и межличностные отношения раскрыва-
ются и реализуются в общении. Вне общения просто немыслимо
человеческое общество. Корни общения лежат в материальной
жизнедеятельности индивидов. Идея единства общения и деятель-
ности особо подчеркивается в отечественной психологии, хотя
иногда общение интерпретируют даже как особый вид деятельнос-
190
ти. Но в любом случае все признают недопустимость их отрыва
друг от друга при анализе.
Общение
—
это многоплановый процесс установления и разви-
тия контактов между людьми, порождаемый потребностями в
совместной деятельности. Он включает в себя обмен информаци-
ей, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и
понимание другого человека.
Другими словами, в структуре обще-
ния можно выделить три его взаимосвязанных стороны: коммуника-
ционную, интеракционную и перцептивную.
Имеются другие классификации структуры и функций общения.
Например, Панферовым В.К. (1987) предложено различать шесть
функций:
1) коммуникативная функция — осуществление взаимосвязи лю
дей на уровне индивидуального, группового и общественного взаи
модействия;
2) информационная функция состоит в обмене информацией между
коммуникантами;
3) когнитивная функция состоит в осмыслении значений на основе
представлений, воображения и фантазии;
4) эмотивная функция общения проявляется в эмоциональной свя
зи индивида с действительностью;
5) конативная функция состоит в управлении и коррекции взаимных
позиций коммуникантов — уточняются цели, мотивы и программы по
ведения, взаимная стимуляция и взаимный контроль поведения;
6) креативная функция общения состоит в развитии людей и
формировании новых отношений между ними через механизмы взаи
мовлияния — подражание, эмоциональное заражение, внушение и
убеждение.
Общение страдает, если нарушена хотя бы одна из функций. При
анализе реального общения полезно провести диагностику представ-
ленности этих функций, а затем принять меры для их коррекции.
К
ОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
Коммуникативная сторона общения включает в себя обмен ин-
формацией между участниками совместной деятельности. Основ-
ными средствами коммуникации являются различные знаковые сис-
темы. Обычно различают вербальную коммуникацию, где в качестве
знаковой системы используется речь, и невербальную коммуника-
цию, где используются неречевые знаковые системы.
Вербальная коммуникация.
В ходе совместной деятельности
люди обмениваются между собой различными идеями, представле-
191