Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6791

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Группа может быть гомогенной или гетерогенной, в зависимо-

сти от проблем пациентов. Гомогенные группы включают в себя
участников, стремящихся уменьшить вес тела или бросить курить
или имеющих одни и те же проблемы, связанные с соматическим
или  психическим  состоянием, например  с  посттравматическим
стрессовым  расстройством  или  с  расстройствами, вызванными
злоупотреблением  психоактивными  веществами. Специальные
группы предназначены для пациентов с различными симптомами.
Для пациентов с психотической симптоматикой, которым необхо-
димо структурирование и прямое  направление их мыслей, будет
неэффективным пребывание в группах, ориентированных на дос-
тижение инсайта. Состояние пациентов с параноидными симпто-
мами, антисоциальными  расстройствами  и  злоупотреблением
психоактивными веществами может  улучшиться после групповой
терапии, но пребывание в гетерогенных группах, ориентированных
на достижение инсайта, для них также неэффективно. Как правило,
включение в группы пациентов с тяжелой психотической симпто-
матикой и суицидальными идеями не дает эффекта.

Анонимные алкоголики

— пример высокоструктурированной, уп-

равляемой на равноправных условиях группы, которая организована

для людей со схожей главной проблемой. В группах акцент делается на

обмене опытом, на ролевых моделях, обсуждении ощущений и сильном

чувстве единения и взаимной поддержки. Также существуют аналогич-

ные группы анонимных наркоманов и анонимных пациентов с сексуаль-

ной патологией.

Семейная терапия.

Семейная терапия основана на теории, в соот-

ветствии с которой семья является системой, стремящейся сохранить

состояние равновесия вне зависимости от степени дезадаптации. Эта

теория называется ориентацией на семейные системы, а используемые

в ее рамках методы сосредоточены прежде всего на семье, а не на от-

дельном пациенте. Таким образом, вся семья становится пациентом, в

отличие от члена семьи, который может быть идентифицирован как

больной. Одной из главных целей семейного психотерапевта является

определение гомеостатической роли, иногда патологической, которую

отдельный пациент играет в конкретной семейной системе. Одним из

примеров является ребёнок, который идентифицируется семьей как

пациент, а в действительности обеспечивает поддержание семейной си-

стемы, будучи включённым в супружеский конфликт как "козёл отпу-

щения", судья или даже суррогатный супруг(а). Задача психотерапев-

та  состоит  в  том,  чтобы  помочь  семье  понять  сложность  сути

происходящего в этом треугольнике процесса и обратиться к глубин-

ному конфликту, который лежит в основе неправильного, разруши-

тельного  отношения  к  ребенку. Методы, используемые  при  этом,

включают переструктурирование и позитивное представление (пози-

187


background image

тивное осознание всех негативно выражаемых чувств или поведенчес-
ких  реакций), например "этот  ребёнок  невыносим" превращается  в
"этот ребёнок  отчаянно пытается  оградить или защитить вас от по-
следствий того, что он или она считают несчастным браком".

К другим целям семейной терапии относятся изменение дезадаптив-

ных правил, которые действуют в семье, формирование более глубоко-
го осознания динамики взаимоотношений между поколениями, установ-

ление  равновесия  между  личными  и  семейными  факторами,
установление взаимного прямого контакта и общения, искоренение вза-
имных обвинений и представления кого-то из членов семьи в качестве
"козла отпущения".

Терапия пар, или брачная терапия.

Примерно 50% пациентов уча-

ствуют в психотерапии главным образом из-за проблем, связанных с
браком. Терапия пар, или брачная терапия, представляет собой эффек-
тивный способ помочь каждому из пациентов достичь самопознания при
решении беспокоящих вопросов. Эта терапия охватывает широкий диа-
пазон методов лечения, направленных на укрепление чувства удовлет-
воренности от супружеской жизни или коррекцию нарушений, возни-
кающих в браке. Как и в случае с семейной терапией, в качестве пациента

выступают супружеские пары, а не каждый из них в отдельности.

Лечение средой.

Многодисциплинарный терапевтический подход,

используемый в стационарных условиях. Термин "лечение средой" от-
ражает идею, согласно которой любая деятельность, происходящая в
палате, ориентирована на усиление способности пациента выживать в
обществе. Терапия средой, как правило, групповая. Одновременно мо-
жет  использоваться  терапия  творчеством  и  трудотерапия. Использу-
ются управляемая деятельность терапевтических групп, встречи в рам-
ках общины, групповые выезды и социальные мероприятия.


background image

Глава 27
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ
И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ

П

СИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляет-

ся в системе объективно существующих отношений, которые скла-
дываются между ним, живой и неживой природой, другими людьми.
Проблема отношений имеет в психологии большое практическое
значение, и в нашей стране она активно разрабатывалась В.Н. Мяси-
щевым(1949).

Связь с внешним миром существует и у животных, но только для

человека эта связь выступает как отношение к окружающему. Важ-
нейшей составной частью всей системы отношений являются

меж-

личностные (интерперсональные) отношения.

Отношения зависи-

мости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи  и  другие
отношения неизбежно и закономерно возникают в любой реальной
группе людей. Следует к этому добавить, что не только каждый инди-
вид вступает в отношения, но и целые группы людей также вступают
в отношения между собой. Последние чаще всего определяют как

социальные (общественные) отношения.

Таким  образом, человек

оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отноше-
ний, и во всем этом многообразии отношений различают межгруп-
повые (социальные, общественные) и межличностные (психологи-
ческие) отношения.

Общественные отношения исследуются социологией, где выде-

ляют экономические, политические, идеологические и другие виды
отношений. Такие отношения строятся не на основе симпатий или
антипатий, а обусловлены объективно и носят безличный характер.
Если здесь и осуществляется между индивидами какое-то взаимодей-
ствие, то сущность его сводится к взаимодействию их как носителей
определенных "социальных ролей", которые они выполняют в своей
социальной группе.

Социальная роль всегда несет на себе печать общественной

оценки: общество может одобрять или не одобрять некоторые со-
циальные роли (например, не одобряется такая социальная роль,
как "преступник"). Важно подчеркнуть, что это одобрение или
неодобрение относится не к конкретному лицу, а лишь к конкрет-
ному виду социальной деятельности. Указывая на роль, мы отно-

189


background image

сим человека к определенной социальной группе, идентифициру-
ем его с группой.

Сама по себе социальная роль не определяет все поведение че-

ловека в деталях. Усвоение ее зависит от многих обстоятельств —
индивидуальных особенностей человека, его воспитания и обуче-
ния. Поэтому общественные отношения, хотя и являются безлич-
ностно-ролевыми, в своем конкретном проявлении все равно име-
ют личностную окраску. В социологии и политической экономии
можно абстрагироваться от нее, однако в социальной и политичес-
кой психологии этот личностный аспект роли является предметом
специального анализа. Любая социальная роль всегда оставляет не-
который "диапазон  возможностей" для  своего  исполнителя, что
часто называют "стилем исполнения роли". Именно этот диапазон
и является основой для построения внутри системы безличных об-
щественных отношений — отношений второго рода, т.е. психологи-
ческих, межличностных.

Межличностные отношения, в отличие от общественных отно-

шений, складываются на эмоциональной основе, т.е. на основе опре-
деленных чувств, возникающих у людей друг к другу- Поэтому их
можно рассматривать как фактор "психологического климата" груп-
пы. В социальной психологии чувства чаще всего сводят в две боль-
шие группы: конъюнктивные, т.е. сближающие, объединяющие лю-
дей, и дизъюнктивные, т.е. разъединяющие, антипатийные чувства.
Главным методом исследования межличностных отношений являет-
ся метод социометрии, предложенный американским исследовате-
лем Я. Морено (1958). Сущность методики заключается в выявлении
системы симпатий и антипатий путем определенных "выборов" из
состава группы своих членов по заданному критерию. Результаты
заносятся в таблицу — социометрическую матрицу, что позволяет
рассчитывать различного рода социометрические индексы как ин-
дивидуальные, так и групповые.

О

БЩЕНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА

Как общественные, так и межличностные отношения раскрыва-

ются и реализуются в общении. Вне общения просто немыслимо
человеческое  общество. Корни  общения  лежат  в  материальной
жизнедеятельности индивидов. Идея единства общения и деятель-
ности  особо  подчеркивается  в  отечественной  психологии, хотя
иногда общение интерпретируют даже как особый вид деятельнос-

190


background image

ти. Но в любом случае все признают недопустимость их отрыва
друг от друга при анализе.

Общение

это  многоплановый  процесс  установления  и  разви-

тия  контактов  между людьми, порождаемый  потребностями  в
совместной  деятельности. Он включает в  себя  обмен  информаци-
ей, выработку  единой  стратегии  взаимодействия, восприятие  и
понимание  другого  человека.

Другими  словами,  в  структуре  обще-

ния можно выделить три его взаимосвязанных стороны: коммуника-
ционную, интеракционную и перцептивную.

Имеются другие классификации структуры и функций общения.

Например, Панферовым  В.К. (1987) предложено  различать  шесть
функций:

1) коммуникативная функция — осуществление взаимосвязи лю

дей на уровне индивидуального, группового и общественного взаи

модействия;

2) информационная функция состоит в обмене информацией между

коммуникантами;

3) когнитивная функция состоит в осмыслении значений на основе

представлений, воображения и фантазии;

4) эмотивная функция общения проявляется в эмоциональной свя

зи индивида с действительностью;

5) конативная функция состоит в управлении и коррекции взаимных

позиций коммуникантов — уточняются цели, мотивы и программы по
ведения, взаимная стимуляция и взаимный контроль поведения;

6) креативная функция общения состоит в развитии людей и

формировании новых отношений между ними через механизмы взаи

мовлияния — подражание, эмоциональное заражение, внушение и
убеждение.

Общение страдает, если нарушена хотя бы одна из функций. При

анализе  реального общения  полезно  провести  диагностику  представ-
ленности этих функций, а затем принять меры для их коррекции.

К

ОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

Коммуникативная сторона общения включает в себя обмен ин-

формацией между участниками совместной деятельности. Основ-
ными средствами коммуникации являются различные знаковые сис-
темы. Обычно различают вербальную коммуникацию, где в качестве
знаковой системы используется речь, и невербальную коммуника-
цию, где используются неречевые знаковые системы.

Вербальная коммуникация.

В ходе совместной деятельности

люди обмениваются между собой различными идеями, представле-

191