Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6794

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

не развития с относительно равным набором достоинств и недостат-
ков, это подсознательная потребность человека. Но поскольку не
всегда удается выбор приблизительно равного себе по интеллекту и
внешнему виду партнера, существуют три вида вхождения в контак-
тное взаимодействие (Ершов П.М., 1972): "пристройка сверху", "при-
стройка на равных" и "пристройка снизу".

Пристройка сверху

—это "техника" доминирования над партне-

ром. В ее классическом варианте происходит навязывание опреде-
ленной дистанции в общении с ним, характерна выпрямленная поза,
жесткий немигающий взгляд или полное отсутствие визуального об-
щения, медленная речь с паузами.

Пристройка на равных

— характеризуется мышечной и психи-

ческой раскованностью. При этом громкость и темп их речи уравно-
вешены, на лице улыбка, внимание переходит в мягкий обмен взгля-
дами, партнеры располагаются на комфортной дистанции.

Пристройка снизу

— отличается приниженной  позой, согну-

тым туловищем, движениями глаз вверх-вниз или слева направо
(бегающий взгляд), быстрым темпом речи, предоставлением ини-
циативы партнеру.

Взаимоотношения улучшаются, когда люди делают друг другу доб-

ро. Причем замечено, что, как это ни парадоксально, лучше относится
к партнеру не тот, кто добро получает, а тот, кто его делает. Этот вывод
вытекает не только из житейских наблюдений, но и подтвержден лабо-
раторным экспериментом. Таким образом, для укрепления сплочен-
ности группы, усиления взаимной симпатии необходимо ставить ее
членов в такие условия, чтобы они чаще оказывали друг другу различ-
ные услуги, проявляя при этом внимание и доброту.

Особую роль в интерактивном общении играют личности, кото-

рые могут выступить организаторами различной деятельности, об-
ладают  притягательностью  и  обаянием. Их  называют  лидерами
группы, и от них во многом зависит психологический климат в кол-
лективе. Вопрос о лидерах и лидерстве в социальной психологии
рассматривается  особо, а  здесь  только  отметим, что  подлинный
лидер готов действовать даже в ущерб себе, подчиняя свои желания
интересам коллектива.

Конкуренция

— соперничество, соревнование между участника-

ми интерактивной группы, которое может при определенных усло-
виях привести к атмосфере недоверия, подозрительности, отчужде-
ния и даже социальному конфликту.

Конкурентные отношения возникают и внутри любой коопера-

ции — наивно полагать, что в коллективе никто ни с кем не вступает
в спор и не возникают противоречия. Бесконфликтная жизнь — ил-

197


background image

люзия. В любом коллективе, организации что-то новое, передовое
отстаивает право на существование в борьбе со старым, консерва-
тивным. Поэтому различные конфликты и противоречия в группах
не всегда следует считать дефектами общения. Они во многих случа-
ях являются своего рода страховкой, гарантией против застоя. Стрем-
ление добиться внешнего благополучия, нежелание и даже боязнь
вступить в конфликт порождают нравственную аморфность и пас-
сивность личности.

Структуру социального конфликта как наиболее яркую  форму

выражения конкуренции разные авторы описывают по-разному, но
основные элементы его практически принимаются всеми. Это конф-
ликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект конф-
ликта, "инцидент" (пусковой механизм), развитие и разрешение кон-
фликта. Все эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа
конфликта, но важно подчеркнуть, что конфликт не всегда только
деструктивен.

Продуктивный  конфликт

способствует  формированию  более

всестороннего понимания проблемы, а мотивации партнеров, защи-
щающих противоположную точку зрения, становятся более "закон-
ными" (легитимными) с точки зрения групповых норм. Сам факт
признания легитимности противоположной точки зрения  способ-
ствует развитию кооперации внутри конфликта и возможности его
разрешения и нахождения оптимального решения.

Деструктивный конфликт

приводит к разрушению всех либо

отдельных элементов сложившихся социальных систем, изоляции
или  подавлению  субъектов  конфликта, деформации  отношений
между членами группы. Все это сказывается на работе, на их настро-
ении и самочувствии, затрудняются или делаются невозможными
совместные координированные действия. Практически важно уметь
не допускать перехода конфликтных ситуаций в деструктивное рус-
ло, предупреждать такое развитие событий. В настоящее время тео-
рия и практика разрешения конфликтных ситуаций выделилась в от-
дельную дисциплину, названную

конфликтологией.

Конфликты часто возникают стихийно, непредвиденно, ситуатив-

но. Чаще они провоцируются неумелой критикой друг друга. Аме-
риканский психолог Дейл Карнеги считает, что критика это и есть та
"опасная искра, которая может вызвать взрыв в пороховом погребе
гордости". В условиях конфликтной ситуации, связанной с критикой,
главное—не потерять самообладание. Овладеть ситуацией помога-
ет умение выслушать собеседника. Между тем, по данным исследо-
вания, лишь 10% людей умеют выслушать другого в случае возник-
новения разногласий.

198


background image

В социальной психологии было несколько попыток описать струк-

туру интерактивного общения. В частности, в теории Т. Парсона для

описания структуры взаимодействия вводится понятие единичных дей-

ствий, которые складываются в системы действий. Деятель мотивирует-

ся реализацией собственных установок и потребностей, а в отношении

"другого" он развивает систему ориентации и ожиданий, которые опре-

делены как стремлениями к достижению цели, так и с учетом вероятных

реакций другого. Однако предложенная классификация возможных ви-

дов взаимодействия распространения не получила.

В другой классификации польского исследователя Я. Щепаньского

(1969) структура взаимодействия связана с расчленением взаимодей-

ствия не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Цен-

тральным понятием у него является понятие "социальной связи". Соци-

альная  связь  может  быть  типа  пространственного  контакта,

психического контакта (взаимная заинтересованность), социального

контакта (совместная деятельность), взаимодействия (действия с целью

вызвать соответствующую реакцию у партнера) и социального отно-

шения (взаимно сопряженных систем действий).

Теория  трансакций

("трансактный  анализ") — концепция

структурного описания взаимодействия, получившая большую по-
пулярность и признание в практике работы с группами и при психо-
логическом  консультировании. Она  предложена  Эриком  Берном
(1902-1970), который развивал представления об общении, опираясь
на теорию психоанализа. С его точки зрения, вступая в контакт, люди
находятся в одном из базовых состояний: Ребенок, Взрослый или
Родитель. Позиция Ребенка кратко может быть определена как пози-
ция "хочу", позиция Родителя — "надо", а позиция  Взрослого —
объединение "хочу" и "надо".

Успех общения во многом зависит оттого, соответствуют ли друг

другу Ego-состояния  коммуникантов. Эффективность  взаимодей-
ствия выше, если трансакции носят "дополнительный" характер, т.е.
совпадают. Так, благоприятными для общения являются такие пары
Ego-состояний, как "Ребенок-Ребенок", "Взрослый-Взрослый", "Ро-
дитель-Родитель".

Взаимодействие  нарушается, если  трансакции "пересекаются".

Типичным житейским примером последних является ситуация, когда,
например, жена обращается к мужу с информацией: "Я порезала па-
лец" (апелляция к Взрослому с позиции Взрослого), а в ответ слышит:
"Вечно у тебя что-то случается!" (ответ с позиции Родитель) или "Что
же теперь я должен делать?" (ответ с позиции Ребенок). Как можно
заметить, эффективность взаимодействия в этих случаях меньше, чем
если бы ответ шел с позиции Взрослого: "Сейчас перевяжем".

Таким образом, для успеха общения все трансакции должны при-

водиться в соответствие с базисными, т.е. совпадающими. В этом

199


background image

состоит задача психолога при консультировании клиента. Другая его
задача состоит в том, чтобы освободить клиента от так называемых
"игр" в общении, осваиваемых еще в детстве и выражающих лицеме-
рие и неискренность. Кроме игр, Э. Берн особое внимание при опи-
сании взаимодействия уделяет различным ритуалам и полуритуа-
лам. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в
каждой из них человек по-разному "подает" себя, а если эта самопо-
дача неадекватна, то возникают затруднения во взаимодействии.

Ритуальный стиль поведения часто задается некоторой культурой.

Так, для американцев традиционно на вопрос: "Как дела?" отвечать

"Прекрасно!", как бы это ни было на самом деле. Для нашей культуры

свойственно отвечать "по существу", причем не стесняться негатив-

ных характеристик собственного бытия ("Ой, жизни нет, цены растут,

транспорт не работает..."). Человек, привыкший к другому ритуалу,

получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше

(Андреева Г.М., 1977).

П

ЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

Перцептивная сторона общения означает процесс взаимовосп-

риятия и познания партнеров по общению и установление на этой
основе взаимопонимания.

Человек  вступает  в  общение  как  личность  и  воспринимается

партнером по общению также как личность. В ходе познания одно-
временно  осуществляется  несколько  процессов: эмоциональная
оценка другого, попытка понять его поступки, построение стратегии
изменения его поведения, построение стратегии своего собственно-
го поведения. Таким образом, от меры точности "расшифровки" и
понимания внешнего рисунка поведения другого человека зависит и
успех организации с ним согласованных действий. Многим требует-
ся время, чтобы понять, что впечатление, вызываемое ими у других
людей, может значительно отличаться от ожидаемого ими.

Очень часто восприятие человека человеком обозначают терми-

ном "социальная перцепция", введенным Дж. Брунером в 1947 году в

ходе разработки так называемого "нового взгляда" (New Look) на вос-

приятие. Позднее за этим термином закрепилось понимание процесса

восприятия всех "социальных объектов" (другие люди, социальные

группы и большие социальные общности), т.е. более широко, чем про-

сто восприятие человеком человека. При рассмотрении общения целе-

сообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межлично-

стной перцепции, или межличностном восприятии. Более того, само

употребление термина "восприятие" также является не совсем точ-

200


background image

ным, так как речь идет о познании человека человеком в целом, вклю-

чая и когнитивные процессы.

Идентификация

— уподобление себя партнеру по общению,

является одним из самых простых способов понимания другого че-
ловека. Здесь предположение о внутреннем состоянии собеседника
строится на основе попытки поставить себя на его место. Психоана-
литики в этих процессах усматривают влияние переноса.

Эмпатия

— другое, близкое по содержанию к идентификации,

явление, понимаемое  как "вчувствование", умение  распознавать
эмоции окружающих, откликаться на них. Здесь имеется в виду не
рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление
эмоционально его понять и эмоционально откликнуться на его пере-
живания. Это вовсе не означает, что человек тем самым полностью
одобряет линию поведения партнера и ее поддерживает. Он ее пони-
мает и принимает, но свое поведение может строить иначе.

Рефлексия

— определяется в процессах общения как знание и

понимание того, как другой человек знает и понимает меня самого.
В общении это выглядит как своеобразный удвоенный процесс зер-
кальных отражений друг друга, последовательное взаимоотражение.
Именно от этого зависит подлинное взаимопонимание, личностное
развитие. Личность становится для себя тем, что она есть, через то,
что она представляет собой для других.

Эффекты межличностного восприятия

—зависят от характери-

стик как субъекта, так и объекта восприятия. Каждый из участников,
оценивая другого, стремится построить определенную систему ин-
терпретации поведения, причин его. В обыденной жизни люди обыч-
но мало знают о действительных причинах поведения другого. Тогда,
в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг
другу причины и образцы поведения, которых в действительности
нет. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведе-
ния с каким-то имевшим место в прошлом опыте образцом, либо на
основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогич-
ной ситуации. Так или иначе возникает целая система способов тако-
го приписывания —

каузальная атрибуция.

Значительна при этом

роль "первого впечатления", предубеждений и установок. Наиболее
изученными  механизмами "приписывания" являются  эффекты
"ореола" ("галоэффект"), "первичности и новизны", а также "сте-
реотипизации".

Эффект  ореола

—происходит  приписывание  воспринимаемому

человеку качеств на основе образа, который сложился ранее о нем из
различных источников информации. Этот образ, ранее существовав-
ший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные

201