Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6790
Скачиваний: 24
ниями, настроениями, чувствами, интересами и установками. Все
это можно расценивать как информацию, а сам процесс общения
отсюда может быть понят как обмен информацией и описан в терми-
нах теории информации. Однако здесь фиксируется лишь формаль-
ная сторона дела — человеческая коммуникация не сводится только
к информационному обмену.
При человеческом общении происходит не просто обмен инфор-
мацией, но и ее формирование, уточнение и развитие. Особую роль
здесь играет
значимость
информации для собеседников, возмож-
ность через нее психологически воздействовать, влиять друг на дру-
га. Кроме того, даже зная значение слов, разные люди часто могут
понимать их неодинаково в силу своих социальных, политических
или возрастных различий, а также конкретной ситуации общения.
Только у людей возможно возникновение этих специфических ком-
муникативных барьеров социального характера, а также барьеров
психологических, таких как, например, застенчивость или неприязнь
и недоверие к собеседнику. Ничего подобного не бывает в информа-
ционных процессах кибернетических устройств.
Тем не менее в психологических концепциях общения широко
используются термины из теории информации, такие как
"аксиаль-
ный коммуникативный процесс "
(от лат. axis — ось), когда сигналы
направлены единичным приемникам информации, т.е. отдельным
людям; и
"ретинальный коммуникативный процесс "
(от лат. rete —
сеть), когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов.
Научное исследование последнего процесса в связи с гигантс-
ким развитием средств информации приобретает особо важное
значение. В этих случаях отправление сигналов группе не просто
информирует их о чем-то, но и создает феномен социальной ори-
ентации. При этом следует учитывать, что информация людьми
принимается через своеобразный
фильтр "доверия и недоверия ".
Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация
может оказаться не принятой, а ложная — принятой. Способы, ко-
торые ослабляют действие этих фильтров и помогают принятию
информации, называют
фасцинацией.
Примерами фасцинации яв-
ляются музыкальное или цветовое сопровождение передаваемого
речевого сообщения.
Сама по себе информация, исходящая от источника информации
(коммуникатора) к слушателям (реципиентам), может быть двух ти-
пов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация
в свою очередь подразделяется на активизирующую, т.е. побуждаю-
щую к действию в заданном направлении, интердикционную, т.е.
запрещающую нежелательную активность, и дестабилизирующую,
192
т.е. приводящую к рассогласованию и нарушению некоторых форм
поведения и деятельности.
Невербальная коммуникация.
На сегодняшний день описано
довольно много невербальных знаковых систем: кинесика, пара-
лингвистика, проксемика, визуальное общение, такесика. Все они
призваны дополнить, заместить речь или отражают эмоциональ-
ное состояние партнеров. По оценке Мерабяна (1972), содержание
сообщений только на 7% передается смыслом слов, 38% информа-
ции определяется тем, как эти слова произносятся, и 55% — выра-
жением лица.
Кинесика
включает в себя жестикуляцию, мимику и пантомими-
ку. Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоцио-
нальные реакции человека. Выразительные движения уточняют, до-
полняют, поясняют речевые сообщения. Исследования показали,
что флегматик делает минимальное, а холерик максимальное коли-
чество жестов в одинаковых ситуациях. Кинесика почти всегда выда-
ет состояние человека, даже если он пытается скрыть его.
Некоторые нюансы включения моторных знаков в общение могут
иногда приводить к недоразумениям. Например, русский движение
головы сверху вниз воспринимает как "да", согласие, в то время как
болгарин этот знак интерпретирует противоположным образом.
Включение в разговор моторных знаков различно в разных культу-
рах. Например, в одном из исследований показано, что в течение часа
финны жестикулировали 1 раз, итальянцы — 80, французы 120, а
мексиканцы —180 раз.
Пара- и экстралингвистика
— системы знаков, представляю-
щие собой "добавки" к речи. Паралингвистическими знаками назы-
вают различные системы вокализации — тембр голоса, его тональ-
ность и другие. К экстралингвистическим знакам относят паузы,
включение в речь смеха, плача, покашливания и сам темп речи. Та-
ким образом, все эти дополнения усиливают семантическую значи-
мость информации посредством "околоречевых" приемов.
Проксемика
или "пространственная психология" (по Э. Холлу) —
специальная область, занимающаяся нормами организации общения
в пространстве и времени.
Окружающая среда имеет для человека не только физический, но
и психологический смысл. Индивидуальное пространство по-разно-
му понимается и ощущается жителями разных стран. Например,
служебные помещения в США строят часто из стекла и они просмат-
риваются насквозь. Американцы привыкли быть на виду у коллег,
прохожих. Они "говорят" таким образом, что им нечего скрывать,
они занимаются делом. Европейцы, особенно немцы, в такой обста-
7 Сидоров П. И. и др. Т II
J 9 3
новке работать не могут. Подобные здания они называют "фабрика-
ми неврозов".
Определенные правила существуют и при сохранении личного про-
странства. Э. Холл экспериментально зафиксировал нормы приближе-
ния к партнеру при различных ситуациях общения. Так, для американ-
цев интимное расстояние составляет 45 см, т.е. ближе могут подходить
друг к другу только близкие люди. Дружеская дистанция (персональ-
ное расстояние) — от 45 до 120 см — характерна для общения знакомых
людей. Официальная (социальная) дистанция между незнакомыми
людьми и при отношениях субординации составляет от 120 до 400 см. И,
наконец, публичная дистанция, расстояние, например, между лектором
и аудиторией — от 400 до 750 см. При проведении дискуссии оптималь-
ным размещением участников считается размещение их за круглым сто-
лом: лидеры двух команд сидят напротив друг друга, а участники ко-
манд справа от своего лидера.
В некоторых субкультурах и ряде специальных сфер деятельности
(например, в дипломатии) детально разработаны пространственно-вре-
менные характеристики для организации определенных видов общения.
Своевременный приход к началу переговоров в дипломатии свидетель-
ствует об уважении к партнеру, а опоздание истолковывается как про-
явление неуважения. В дипломатических отношениях существует мно-
жество различных "допусков" опозданий с соответствующими их
значениями.
Визуальное общение
("контакт глаз") — первоначально связыва-
лось только с ситуациями интимного общения. Однако позже было
установлено, что знаки, представленные взглядом и движениями
глаз, включены в более широкий диапазон ситуаций общения. Разго-
варивая с аудиторией, целесообразно переводить взгляд с одного
слушателя на другого, стремясь создать впечатление у каждого, что
именно он избран объектом внимания. В одном из экспериментов
отмечено, что те, на кого в классе учитель не смотрел, оценили его
как личность на 25% ниже и на эти же 25% хуже усвоили учебный
материал. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значе-
ние дополнения к вербальной коммуникации.
Такесика
— прикосновение. Этнографы делят человеческие
культуры на "контактные" и "неконтактные". Представители контакт-
ных культур (итальянцы, арабы, латиноамериканцы) в разговоре сто-
ят близко друг к другу и часто теребят одежду друг друга, кладут ему
руку на плечо, вертят пуговицу на пиджаке. Члены неконтактных
культур (скандинавы, японцы, англичане, индийцы), разговаривая,
не подходят близко друг к другу и не прикасаются к собеседнику.
Например, сидя в ресторане, английские юноша и девушка касаются
друг друга 1-2 раза в час, а мексиканские — 100-120 раз. В отече-
194
ственной культуре эти требования не столь жесткие. Однако у нас в
разговоре не принято касаться собеседника. Следует отметить, что в
ряде случаев прикосновение полезно при утешении, может подбод-
рить человека, успокоить. Не следует забывать, что высокомерно-
фамильярные прикосновения вызывают у человека только возмуще-
ние, воспринимаются им как покушение на независимость.
Каждая из этих систем невербальной коммуникации использу-
ет свою знаковую систему, которую можно рассмотреть как оп-
ределенный код. В случае невербальной коммуникации выделе-
ние единиц "семантически значимой информации" затруднено,
однако различные попытки решения этой задачи предпринима-
лись. В частности, шведский ученый К. Бирдвистл предложил вы-
делить единицу телодвижений человека — кин, или кинему (по
аналогии с фонемой в лингвистике). Из кинем образуются кине-
морфы (нечто подобное фразам), которые и воспринимаются в
ситуации общения. Для классификации выражений лица, в лите-
ратуре их описано более 20 000, была предложена FAST-методи-
ка, где лицо делится на три зоны горизонтальными линиями —
глаза и лоб, нос, рот и подбородок. Затем выделяются шесть ос-
новных эмоций: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и
грусть. Фиксация эмоций по зоне позволяет регистрировать и со-
ответствующие мимические движения.
В настоящее время активно изучаются
парадоксальные комму-
никации,
которые ставят в трудное положение одного из собеседни-
ков. Этот вид общения чаще всего принимает форму приказа, кото-
рый надо выполнить без проявлений неповиновения. Примером
такой парадоксальной материнской коммуникации является описание
Гринсберга (цит. по: Творогова Н.Д., 1998). Подарите сыну две ру-
башки, как он наденет одну из них, печально на него посмотрите и
произнесите проникновенным голосом: "А другая, она тебе не нра-
виться?". Парадоксальная коммуникация содержит два взаимоиск-
лючающих принуждения, причем одно может быть сформулировано
вербально, а другое невербально. Существуют и другие разновид-
ности подобных метакоммуникаций.
Человек, не способный к метакоммуникациям, столкнувшись с аб-
сурдностью в его понимании таких ситуаций, может обнаружить одну
из следующих реакций:
1)у него складывается впечатление, что что-то существенное от
него ускользает, поэтому даже самые безобидные факты, которые к си-
туации не относятся, он начинает принимать как относящиеся к сути
беседы (аналогия с параноидностью);
2) он начинает понимать буквально ту "логику" ситуации, которая
его озадачивает, он начинает подчиняться всем ее требованиям (анало-
гия с гебефренностью);
7*
195
3) он может полностью "выйти из игры", отрезав все пути коммуни-
кации, демонстрируя свою скрытность и неприступность (аналогия с
кататоническим негативизмом).
Когда человек не в состоянии расшифровывать сообщения других
людей, то он похож на саморегулирующуюся систему, которая лиши-
лась своего регулятивного устройства. Такой человек обречен на систе-
матические искажения (Бейтсон и др., 1956).
И
НТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
Интерактивная сторона общения заключается во взаимодей-
ствии общающихся, т.е. обменом в процессе общения не только
словами, но и действиями, поступками. Это уже не просто обще-
ние, а совместная деятельность, направленная на реализацию об-
щих для группы целей, это и взаимное влияние друг на друга кон-
тактирующих людей.
Существует два вида взаимодействия: кооперация и конкурен-
ция. В последнее время из кооперации стали выделять "помогаю-
щее поведение", характеризующее стремление оказать помощь
другому человеку.
Кооперация
— основной вид взаимодействия, при котором про-
исходит объединение, суммирование усилий участников. В целом
для нее характерно взаимопонимание людей. А для взаимопонима-
ния необходимо, чтобы основные характеристики мировоззрения
участников взаимодействия имели точки соприкосновения. Устой-
чивая кооперация существенно затруднена, если в группе есть инди-
видуалисты и коллективисты или непримиримые атеисты и фанатич-
но верующие и тому подобное.
Взаимопонимание зависит от знания самого себя и партнеров по
общению, адекватной самооценки и оценки окружающих, умения
регулировать свое внутреннее психическое состояние, способству-
ющее налаживанию отношений с другими людьми. Следует по-
мнить, что не существует каких-либо специфических качеств, спо-
собствующих возникновению симпатии к человеку. Одна и та же
черта зачастую оценивается и положительно, и отрицательно в за-
висимости от отношения к человеку и ситуации взаимодействия.
Например, смелость может быть расценена как нахальство, береж-
ливость — как жадность, а скромность и стеснительность — как
скрытность и хитрость.
Важно подчеркнуть и то, что для подлинно дружеских отношений
необходимо, чтобы партнеры находились примерно на одном уров-
196