Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6258

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ниями, настроениями, чувствами, интересами и установками. Все
это можно расценивать как информацию, а сам процесс общения
отсюда может быть понят как обмен информацией и описан в терми-
нах теории информации. Однако здесь фиксируется лишь формаль-
ная сторона дела — человеческая коммуникация не сводится только
к информационному обмену.

При человеческом общении происходит не просто обмен инфор-

мацией, но и ее формирование, уточнение и развитие. Особую роль
здесь играет

значимость

информации для собеседников, возмож-

ность через нее психологически воздействовать, влиять друг на дру-
га. Кроме того, даже зная значение слов, разные люди часто могут
понимать их неодинаково в силу своих социальных, политических
или возрастных различий, а также конкретной ситуации общения.
Только у людей возможно возникновение этих специфических ком-
муникативных барьеров социального характера, а также барьеров
психологических, таких как, например, застенчивость или неприязнь
и недоверие к собеседнику. Ничего подобного не бывает в информа-
ционных процессах кибернетических устройств.

Тем не менее в психологических концепциях общения широко

используются термины из теории информации, такие как

"аксиаль-

ный коммуникативный процесс "

(от лат. axis — ось), когда сигналы

направлены единичным приемникам информации, т.е. отдельным
людям; и

"ретинальный коммуникативный процесс "

(от лат. rete —

сеть), когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов.

Научное исследование последнего процесса в связи с гигантс-

ким  развитием  средств  информации  приобретает  особо  важное
значение. В этих случаях отправление сигналов группе не просто
информирует их о чем-то, но и создает феномен социальной ори-
ентации. При  этом  следует  учитывать, что  информация  людьми
принимается через своеобразный

фильтр "доверия и недоверия ".

Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация
может оказаться не принятой, а ложная — принятой. Способы, ко-
торые ослабляют действие этих фильтров и помогают принятию
информации, называют

фасцинацией.

Примерами фасцинации яв-

ляются музыкальное или цветовое сопровождение передаваемого
речевого сообщения.

Сама по себе информация, исходящая от источника информации

(коммуникатора) к слушателям (реципиентам), может быть двух ти-
пов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация
в свою очередь подразделяется на активизирующую, т.е. побуждаю-
щую к действию в заданном направлении, интердикционную, т.е.
запрещающую нежелательную активность, и дестабилизирующую,

192


background image

т.е. приводящую к рассогласованию и нарушению некоторых форм
поведения и деятельности.

Невербальная коммуникация.

На сегодняшний день описано

довольно много невербальных знаковых систем: кинесика, пара-
лингвистика, проксемика, визуальное общение, такесика. Все они
призваны дополнить, заместить речь или отражают эмоциональ-
ное состояние партнеров. По оценке Мерабяна (1972), содержание
сообщений только на 7% передается смыслом слов, 38% информа-
ции определяется тем, как эти слова произносятся, и 55% — выра-
жением лица.

Кинесика

включает в себя жестикуляцию, мимику и пантомими-

ку. Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоцио-
нальные реакции человека. Выразительные движения уточняют, до-
полняют, поясняют  речевые сообщения. Исследования  показали,
что флегматик делает минимальное, а холерик максимальное коли-
чество жестов в одинаковых ситуациях. Кинесика почти всегда выда-
ет состояние человека, даже если он пытается скрыть его.

Некоторые нюансы включения моторных знаков в общение могут

иногда приводить  к недоразумениям. Например, русский движение

головы сверху вниз воспринимает как "да", согласие, в то время как

болгарин  этот  знак  интерпретирует  противоположным  образом.

Включение в разговор моторных знаков различно в разных культу-

рах. Например, в одном из исследований показано, что в течение часа

финны жестикулировали 1 раз, итальянцы — 80, французы 120, а

мексиканцы —180 раз.

Пара- и экстралингвистика

— системы знаков, представляю-

щие собой "добавки" к речи. Паралингвистическими знаками назы-
вают различные системы вокализации — тембр голоса, его тональ-
ность и другие. К экстралингвистическим знакам относят паузы,
включение в речь смеха, плача, покашливания и сам темп речи. Та-
ким образом, все эти дополнения усиливают семантическую значи-
мость информации посредством "околоречевых" приемов.

Проксемика

или "пространственная психология" (по Э. Холлу) —

специальная область, занимающаяся нормами организации общения
в пространстве и времени.

Окружающая среда имеет для человека не только физический, но

и психологический смысл. Индивидуальное пространство по-разно-
му понимается и  ощущается жителями разных стран. Например,
служебные помещения в США строят часто из стекла и они просмат-
риваются насквозь. Американцы привыкли быть на виду у коллег,
прохожих. Они "говорят" таким образом, что им нечего скрывать,
они занимаются делом. Европейцы, особенно немцы, в такой обста-

7  Сидоров П. И. и др. Т   II

J 9 3


background image

новке работать не могут. Подобные здания они называют "фабрика-
ми неврозов".

Определенные правила существуют и при сохранении личного про-

странства. Э. Холл экспериментально зафиксировал нормы приближе-

ния к партнеру при различных ситуациях общения. Так, для американ-

цев интимное расстояние составляет 45 см, т.е. ближе могут подходить

друг к другу только близкие люди. Дружеская дистанция (персональ-

ное расстояние) — от 45 до 120 см — характерна для общения знакомых

людей. Официальная (социальная) дистанция  между  незнакомыми

людьми и при отношениях субординации составляет от 120 до 400 см. И,

наконец, публичная дистанция, расстояние, например, между лектором

и аудиторией — от 400 до 750 см. При проведении дискуссии оптималь-

ным размещением участников считается размещение их за круглым сто-

лом: лидеры двух команд сидят напротив друг друга, а участники ко-

манд справа от своего лидера.

В некоторых субкультурах и ряде специальных сфер деятельности

(например, в дипломатии) детально разработаны пространственно-вре-

менные характеристики для организации определенных видов общения.

Своевременный приход к началу переговоров в дипломатии свидетель-

ствует об уважении к партнеру, а опоздание истолковывается как про-

явление неуважения. В дипломатических отношениях существует мно-

жество  различных "допусков" опозданий  с  соответствующими  их

значениями.

Визуальное общение

("контакт глаз") — первоначально связыва-

лось только с ситуациями интимного общения. Однако позже было
установлено, что знаки, представленные взглядом и движениями
глаз, включены в более широкий диапазон ситуаций общения. Разго-
варивая с аудиторией, целесообразно переводить взгляд с одного
слушателя на другого, стремясь создать впечатление у каждого, что
именно он избран объектом внимания. В одном из экспериментов
отмечено, что те, на кого в классе учитель не смотрел, оценили его
как личность на 25% ниже и на эти же 25% хуже усвоили учебный
материал. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значе-
ние дополнения к вербальной коммуникации.

Такесика

— прикосновение. Этнографы  делят  человеческие

культуры на "контактные" и "неконтактные". Представители контакт-
ных культур (итальянцы, арабы, латиноамериканцы) в разговоре сто-
ят близко друг к другу и часто теребят одежду друг друга, кладут ему
руку на плечо, вертят пуговицу на пиджаке. Члены неконтактных
культур (скандинавы, японцы, англичане, индийцы), разговаривая,
не подходят близко друг к другу и не прикасаются к собеседнику.
Например, сидя в ресторане, английские юноша и девушка касаются
друг друга 1-2 раза в час, а мексиканские — 100-120 раз. В отече-

194


background image

ственной культуре эти требования не столь жесткие. Однако у нас в
разговоре не принято касаться собеседника. Следует отметить, что в
ряде случаев прикосновение полезно при утешении, может подбод-
рить человека, успокоить. Не следует забывать, что высокомерно-
фамильярные прикосновения вызывают у человека только возмуще-
ние, воспринимаются им как покушение на независимость.

Каждая из этих систем невербальной коммуникации использу-

ет свою знаковую систему, которую можно рассмотреть как оп-
ределенный код. В случае невербальной коммуникации выделе-
ние  единиц "семантически  значимой  информации" затруднено,
однако различные попытки решения этой задачи предпринима-
лись. В частности, шведский ученый К. Бирдвистл предложил вы-
делить единицу телодвижений человека — кин, или кинему (по
аналогии с фонемой в лингвистике). Из кинем образуются кине-
морфы (нечто  подобное фразам), которые  и  воспринимаются в
ситуации общения. Для классификации выражений лица, в лите-
ратуре их описано более 20 000, была предложена FAST-методи-
ка, где лицо делится на три зоны горизонтальными линиями —
глаза и лоб, нос, рот и подбородок. Затем выделяются шесть ос-
новных эмоций: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и
грусть. Фиксация эмоций по зоне позволяет регистрировать и со-
ответствующие мимические движения.

В настоящее время активно изучаются

парадоксальные комму-

никации,

которые ставят в трудное положение одного из собеседни-

ков. Этот вид  общения чаще всего принимает форму приказа, кото-
рый  надо  выполнить  без  проявлений  неповиновения. Примером
такой парадоксальной материнской коммуникации является описание
Гринсберга (цит. по: Творогова Н.Д., 1998). Подарите сыну две ру-
башки, как он наденет одну из них, печально на него посмотрите и
произнесите проникновенным голосом: "А другая, она тебе не нра-
виться?". Парадоксальная  коммуникация  содержит  два  взаимоиск-
лючающих принуждения, причем одно может быть сформулировано

вербально, а другое невербально. Существуют и другие разновид-
ности подобных метакоммуникаций.

Человек, не способный к метакоммуникациям, столкнувшись с аб-

сурдностью в его понимании таких ситуаций, может обнаружить одну
из следующих реакций:

1)у него  складывается впечатление, что что-то  существенное от

него ускользает, поэтому даже самые безобидные факты, которые к си-
туации не относятся, он начинает принимать как относящиеся к сути
беседы (аналогия с параноидностью);

2) он начинает понимать буквально ту "логику" ситуации, которая

его озадачивает, он начинает подчиняться всем ее требованиям (анало-
гия с гебефренностью);

7*

195


background image

3) он может полностью "выйти из игры", отрезав все пути коммуни-

кации, демонстрируя свою скрытность и неприступность (аналогия с

кататоническим негативизмом).

Когда человек не в состоянии расшифровывать сообщения других

людей, то он похож на саморегулирующуюся систему, которая лиши-

лась своего регулятивного устройства. Такой человек обречен на систе-

матические искажения (Бейтсон и др., 1956).

И

НТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

Интерактивная  сторона  общения заключается во взаимодей-

ствии общающихся, т.е. обменом в процессе общения не только
словами, но и действиями, поступками. Это уже не просто обще-
ние, а совместная деятельность, направленная на реализацию об-
щих для группы целей, это и взаимное влияние друг на друга кон-
тактирующих людей.

Существует два вида взаимодействия: кооперация и конкурен-

ция. В последнее время из кооперации стали выделять "помогаю-
щее  поведение", характеризующее  стремление  оказать помощь
другому человеку.

Кооперация

— основной вид взаимодействия, при котором про-

исходит объединение, суммирование усилий участников. В целом
для нее характерно взаимопонимание людей. А для взаимопонима-
ния необходимо, чтобы  основные  характеристики  мировоззрения
участников взаимодействия имели точки соприкосновения. Устой-
чивая кооперация существенно затруднена, если в группе есть инди-
видуалисты и коллективисты или непримиримые атеисты и фанатич-
но верующие и тому подобное.

Взаимопонимание зависит от знания самого себя и партнеров по

общению, адекватной самооценки и оценки окружающих, умения
регулировать свое внутреннее психическое состояние, способству-
ющее налаживанию  отношений с другими  людьми. Следует  по-
мнить, что не существует каких-либо специфических качеств, спо-
собствующих возникновению симпатии к человеку. Одна и та же
черта зачастую оценивается и положительно, и отрицательно в за-
висимости от отношения к человеку и ситуации взаимодействия.
Например, смелость может быть расценена как нахальство, береж-
ливость — как жадность, а скромность и стеснительность — как
скрытность и хитрость.

Важно подчеркнуть и то, что для подлинно дружеских отношений

необходимо, чтобы партнеры находились примерно на одном уров-

196