Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6260

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется
и при формировании первого впечатления о человеке, когда первое
благоприятное впечатление приводит к позитивной оценке и еще не-
известных качеств человека, и наоборот, общее неблагоприятное впе-
чатление способствует преобладанию негативных оценок.

Эффекты "первичности" и "новизны"

—зависят  от  порядка

предъявления информации о человеке для составления представле-
ния о нем. При восприятии незнакомых людей преобладающей явля-
ется самая первая известная информация о нем. Напротив, в ситуа-
циях  восприятия знакомого человека действует эффект  новизны,
который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, инфор-
мация о нем оказывается наиболее значимой.

Стереотипизация

—это сложившийся некоторый  устойчивый

образ события, явления или человека, которым мы пользуемся как
своеобразным "сокращением" при взаимодействии. В более широ-
ком плане и все описанные выше эффекты можно рассмотреть как
проявления  стереотипизации. Впервые термин "социальный стерео-
тип" был введен У. Липпманом в 1922 году и содержал негативный
оттенок, связанный с ложностью или  неточностью восприятия. В
житейском плане это всевозможные предубеждения и предвзятости.

Область исследований, связанных с выявлением механизмов образо-

вания различных эмоциональных отношений к воспринимаемому чело-

веку, получила название

"аттракция".

Буквально аттракция — при-

влечение, но здесь не просто привлечение, а процесс формирования

привлекательности какого-то человека и продукт этого процесса, т.е.

некоторое качество отношения к нему. Аттракцию можно рассматри-

вать как особый вид социальной установки на другого человека, в кото-

рой преобладает эмоциональный компонент.

Половые различия в общении.

Общение между мужчинами боль-

ше подчинено статусной иерархии, чем общение между женщинами.
При этом люди с меньшими статусом выигрывают больше от исполь-
зования социально приемлемых видов поведения, чем люди с высо-
ким статусом (Carli L.G., 1989). Общаясь между собой, мужчины и жен-
щины  демонстрируют  в большей степени мужское, чем женское
поведение: больше говорят по делу, чаще не соглашаются друг с дру-
гом. Различия в стереотипном поведении больше при общении с ком-
муникантом своего пола. Мужчины выражают больше несогласия
при общении с мужчинами. Женщины общаются с женщинами в бо-
лее драматическом ключе, чем с мужчинами. Коммуниканты обоего
пола более убедительны в общении с женщинами, чем с мужчинами.


background image

Раздел 7

ЛИЧНОСТЬ И БОЛЕЗНЬ

Глава 28
ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Всякая болезнь оказывает влияние на человека в целом, его

личность. Каждый по своему опыту знает, что даже банальное
простудное заболевание или удаление зуба могут серьезно влиять
на нас — вызывают опасения и тревогу, приводят к плохому на-
строению, заставляют уделять себе больше внимания. Часто эти
реакции обобщают терминами

переживание и поведение чело-

века во время болезни.

Переживания и поведение больного могут носить самый различ-

ный характер. Неадекватность переживаний и поведения пациента
могут существенно затруднять диагностику болезни и сам лечебный
процесс. Именно поэтому так важно узнать и понять, что происхо-
дит в душе страдающего человека, т.к. это может способствовать
организации  соответствующих  реабилитационных  мероприятий,
лучшему приспособлению больного к новой ситуации болезни, ус-
пешному лечению и выздоровлению.

При рассмотрении влияния личности на болезнь могут быть вы-

делены две основные патогенетические цепи причинно-следствен-
ных связей (Иовлев Б.В., Карпова Э.Б., 1988). Одна из них отражает
влияние тех личностных особенностей, которые через особенности
поведения (например, курение) формируют условия внешней жиз-
недеятельности. Эти условия, в свою очередь, самыми разнообраз-
ными путями сказываются на соматическом, биологическом благо-
получии организма и в конечном итоге на возникновении и течении
заболевания.

Вторая линия влияния личности на болезнь отражает роль лично-

стных особенностей человека (например, у тревожного пессимиста)
в спектре доминирующих у него во времени эмоций, изменяющих
физиологический гомеостаз организма, на фоне которого и развер-
тываются механизмы заболевания. Определенные доминирующие
эмоциональные  психофизиологические  состояния  повышают  сте-
пень риска возникновения заболевания или ухудшают его течение.

203


background image

Если ориентироваться на роль личностно-психологических фак-

торов в причинах и механизмах развития болезни (этиопатогенез), то
в огромном разнообразии заболеваний  человека можно  выделить

три основные

и относительно самостоятельные группы: психоген-

ные, психосоматические и соматические заболевания.

1.

Психогенные заболевания

(неврозы и реактивные психозы) —

причины и механизмы развития болезни носят преимущественно
личностно-психологический характер, а со стороны внутренних ор
ганов наблюдаются только функциональные изменения за счет нару
шений их нервно-вегетативной регуляции.

2.

Психосоматические заболевания

(гипертоническая бо

лезнь, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, бронхиаль
ная астма и др.) — на начальных этапах болезни этиопатогенез в
общих чертах сходен с предыдущей группой, или, по крайней мере,
роль личностно-психологических факторов в возникновении забо
левания велика. Однако на более поздних этапах функциональные
сдвиги со стороны внутренних органов переходят в органические,
т.е. болезнь приобретает все черты соматического заболевания с
деструкцией органов.

3.

Соматические заболевания

(травмы, инфекции, интоксика

ции, нарушения обмена веществ и др.)—роль психологических фак
торов в этиопатогенезе этой группы заболеваний отсутствует или
минимальна. Однако и здесь сам факт заболевания выступает для
больного в качестве своеобразной психической травмы, что приво
дит к многочисленным вариантам психологической личностной ре
акции на болезнь.

Эта личностная реакция на болезнь лежит в основе т.н.

"внутрен-

ней картины болезни ",

т.е. совокупности представлений, чувствова-

ний и соответственных поведенческих реакций больного в период
болезни. Внутренняя картина болезни оказывает существенное вли-
яние на самочувствие больного и течение болезни, его взаимоотно-
шения с врачом и родственниками, на сам лечебно-диагностический
процесс. Впрочем, формирование внутренней картины болезни ти-
пично не только при соматических болезнях, она характерна для лю-
бого заболевания человека.

У

ЧЕНИЕ О ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ

Термин "психогенные заболевания" (психогении) был впервые

предложен в 1894 году немецким психиатром и психологом Куртом
Зоммером (1865-1947) при описании психической эпидемии судо-

204


background image

рог, возникшей среди школьников. Позднее психогениями (от греч.
psyche—душа и gemao —• порождаю) стали обозначать все те психи-
ческие расстройства, которые возникали под влиянием психической
травмы. Психическая травма — это жизненное событие или ситуа-
ция, затрагивающие значимые стороны существования человека и
приводящие к глубоким психологическим переживаниям.

Под влиянием психической травматизации у человека могут воз-

никать  нервно-психические  расстройства

непсихотического

(не-

врозы) и

психотического

(реактивные психозы) типов.

Непсихотические психогенные расстройства часто относят к кли-

ническим формам т.н.

малой психиатрии.

Все болезненные нервно-

психические нарушения здесь часто объединяют общим термином—

"пограничные состояния ".

Этим названием подчеркивают, что они

стоят на границе между нормой и патологией, между психическими
и соматическими болезнями, между психотическими и непсихоти-
ческими формами психических болезней. В широком плане это все
проблемы переживаний человека в связи с интимно-личностными,
межличностными и социальными конфликтами и различные психо-
генные психические и психосоматические реакции, как в рамках
нормы, так и патологии. Все они, по сути, выражения чисто челове-
ческих проблем, проявления человеческой сущности в трудной жиз-
ненной ситуации.

На первом этапе учения о психогениях

ведущая роль в возникно-

вении заболевания у человека отводилась психической травме. По
мнению немецкого психиатра Карла Ясперса( 1883-1969), создателя
экзистенциально-феноменологического  направления  в  психиатрии,
патологические реакции психики в ответ на психическую травму ха-
рактеризуются единством причины и клинической динамики болез-
ни. Это значит, что чисто психологическая травма вызывает и цели-
ком психологическую реакцию и обе они оказываются объединены
психологически понятной связью. Эти диагностические принципы
сформулированы К. Jaspers (1923) в виде следующих трех основных
положений ("реактивная триада"):

1) реактивное состояние возникает вслед за психической травмой;
2) содержание психической травмы находит отражение в симпто

матике болезни, и между ними существуют психологически понят
ные связи;

3) при устранении психической травматизации наступает улуч

шение и выздоровление больного.

Позднее было обнаружено, что второй и третий критерии из "ре-

активной триады" Ясперса не всегда находят свое подтверждение в
клинической практике, особенно при затяжных неврозах и патологи-

205


background image

ческих (психогенных и невротических) развитиях личности. При за-
тяжных неврозах часто бывает трудно доказать, что содержание кли-
нической картины прямо вытекает из характера психической трав-
мы, а при патологических развитиях личности пусковая психическая
травма со временем теряет актуальность, тогда как болезнь все равно
продолжает развиваться. Более того, не всегда приемлемым бывает и
первый критерий знаменитой триады, т.к. нередко бывает и так, что
реактивное состояние возникает не непосредственно вслед за психи-
ческой травмой, а может быть отставленным. И тем не менее, сфор-
мулированные К. Ясперсом критерии реактивных состояний явля-
ются хорошим ориентиром в обосновании и постановке диагноза
реактивных невротических состояний и психозов, почему и получи-
ли широкое распространение.

Второй этап учения о психогениях

связан с именем немецкого

психиатра и психолога Эрнеста Кречмера (1888-1964), который отме-
тил, что психогенное заболевание возникает в ответ не на любую
психическую травму, как полагал Ясперс, а только на ту, которая
затрагивает особо

значимые стороны отношений

больного, зависи-

мые  от особенностей его характера. Психическая  травма должна
"подходить" к характеру как "ключ к замку", и только тогда "состоит-
ся" триада Ясперса. Таким образом, на втором этапе изучения пси-
хогенных  заболеваний значение  психотравмы  и  конституционно-
личностных  особенностей  в  этиопатогенезе  заболевания  стало
уравновешиваться. Одинаково важно наличие психической травмы
и предрасположенности к ней человека.

В процессе изучения преморбидных особенностей личности в пато-

генезе психогений было положено начало исследованиям реагирующей

почвы в более широком плане. При этом выяснилась роль не только

конституционных личностно-характерологических особенностей, но и

роль комплекса экзогенных, и прежде всего соматогенных и социальных

факторов в течении реактивных состояний (Осипов В.П.,1941; Жисли-

нС.Г, 1940, 1950; БунеевА.Н., 1944, 1946; Гиляровский В.А., 1944,

1946). Представление о реактивном состоянии как болезненном состоя-

нии, при котором этиологический фактор — психическая травма —

опосредуется функционально-динамическими церебральными механиз-

мами, определило последующее развитие этой проблемы (Фелинская

Н.И., 1968; Морозов Г.В., 1971).

На третьем этапе изучения психогений

появляются доказатель-

ства, что психическая травма не играет главной роли в возникнове-
нии заболевания, а определяющее значение имеет

отношение лич-

ности

к  психотравмирующей  ситуации  как  патогенной

(Мясищев В.Н., 1960) и особенности функционирования механиз-

206