Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6792

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

мов личностной психологической защиты, позволяющие это отно-
шение менять.

Действительно, обнаружено, что во многих странах в послевоен-

ные годы, т.е. когда нет никаких массовых бедствий, резко возрастает
среди населения число непсихотических форм психических наруше-
ний — невротических  реакций, неврозов, а  также  самоубийств.
Чрезвычайно часто обнаруживают случаи, когда человек совершал
суицид  без  каких-либо  видимых  предшествующих  психотравм.
Объяснение этим явлениям стали искать в срыве личностных форм
защиты. Поиски ответа на вопрос о том, как происходит нейтрализа-
ция переживаний при эмоционально-личностных воздействиях, при-
вели  к формированию  понятий

"фрустрация"и "механизмыпсихо-

логической  защиты  личности".

Устойчивость  к  патогенному

влиянию жизненных ситуаций, способность к нейтрализации небла-
гоприятных социально-эмоциональных факторов личностного бы-
тия даются человеку в процессе его индивидуального развития.

Отсюда

психогении

уже можно рассматривать

как опосредован-

ное всей личностью (на сознательном и бессознательном уровнях)
формирование  переживания при развитии патологических форм
психологической защиты или их срыве.

В.Н. Мясищев полагает, что

ситуация патогенна только тогда, когда она не может быть

рацио-

нально переделана

(например, при неврастении имеется своеобраз-

ная  блокада  механизма  рационализации),

преодолена

(например,

при истерическом неврозе отмечаются низкие возможности транс-
формации установочного механизма, блокада сублимации) или

не-

возможен отказ от неосуществимых влечений

(как, например, при

неврозе навязчивых состояний).

Ф

РУСТРАЦИЯ

Фрустрацией (от лат. frustratio — обман, разрушение планов) на-

зывают  критическую ситуацию  и  состояние человека  при  невоз-
можности реализации им тех или иных потребностей, т.е. когда име-
ются  объективные  или  субъективные  трудности  на  пути  к
достижению цели или решению задачи.

Фрустрация внешне выражается различными формами отрица-

тельных эмоций; иначе, фрустрация—это переживание неудачи. В
простейшем случае фрустрация возникает, когда отсутствует объект
потребности (первичная фрустрация) или, что более характерно,
внешние  обстоятельства  препятствуют  осуществлению желаемого.
Однако гораздо чаще фрустрация возникает не в силу внешних пре-

207


background image

пятствий, а как

следствие противоречия личных желаний человека

и ограничений, налагаемых обществом.

Необходимость баланса

между  потребностями  индивида  и  нуждами  социальной  группы
формируется в процессе воспитания. По мере взросления человека
социальные стандарты и запреты интериоризируются и это противо-
речие (конфликт) по своей сути становится внутренним (интрапси-
хическим, или внутриличностным).

Среди множества потребностей человека выделяются базовые по-

требности (безопасности, любви, уважении и др.), фрустрация кото-
рых более патогенна. Соответственно имеется и классификация барь-
еров,  с  помощью  которых  может  быть  блокирована  та или  иная
потребность. В частности, выделяют барьеры физического порядка
(например, стены тюрьмы), биологические (болезнь, старение), психо-
логические (страх, интеллектуальная недостаточность и др.) и социо-
кулыуральные (законы, правила, запреты и др.) барьеры. Разновидно-
стью  социокулыуральных барьеров являются морально-этические и
идеологические барьеры, их осознает сам человек. Таким образом,
препятствия на пути к достижению цели могут быть внешними (объек-
тивными) и внутренними (субъективными).

Конструктивные эффекты фрустрации.

Фрустрация обыч-

но приводит к напряжению и интенсификации усилий человека на
преодоление препятствия и достижение цели деятельности. Выз-
ванное  фрустрацией  или  конфликтом  напряжение  способствует
концентрации внимания человека на конкретном мотиве, действу-
ющем в данный момент. При этом все несущественное отходит на
второй план, а в результате усиливается привлекательность еще не
достигнутой цели и происходит большая

мобилизация сил

для ее

достижения. В тех случаях, когда препятствия слишком велики и
интенсификация усилий к успеху не приводит, усилившееся напря-
жение может помочь человеку обрести новый взгляд на ситуацию
в целом

(переоценка ситуации),

пересмотреть свои предыдущие

действия и увидеть новые и ранее не замечаемые обходные пути ее
достижения

(замена средств достижения цели)

или может обна-

ружиться альтернативная цель, вполне удовлетворяющая потреб-
ность или желание

(замена цели).

При конструктивной фрустрации не только восстанавливается

временно  утраченное  психологическое  равновесие, но  и

идет

развитие личности.

Человек обучается ставить реальные цели,

учится  умению манипулировать "точкой цели", отказываясь  от
неосуществимого.

Деструктивные эффекты фрустрации.

Увеличение напряже-

ния и эмоциональное возбуждение при фрустрации может оказать-

208


background image

ся так велико, что они превысят уровень, необходимый для конструк-
тивных действий: человек волнуется, впадает в панику, теряет конт-
роль над ситуацией. У него может нарушаться тонкая координация
движений и возникает когнитивная ограниченность — становятся
невозможными рациональные процессы размышления и адекватно-
сти принятия решений.

Толерантность к фрустрации.

Существует определенная по-

роговая величина уровня напряжения, превышение которой приво-
дит к деструктивным эффектам фрустрации. Эту величину часто оп-
ределяют как устойчивость, или толерантность к фрустрации. Таким
образом, под

фрустрационной толерантностью понимается спо-

собность  человека  противостоять  разного  рода  жизненным
трудностям без утраты психологического равновесия.

Толерантность к фрустрации является переменной величиной и

зависит от величины напряжения, типа ситуации, особенностей лич-
ности. Один и тот же человек в различных обстоятельствах оказыва-
ется способным вьщержать разную степень напряжения. Высокий
уровень  развития личности  предполагает  сознательный  отказ  от
фрустрирующих целей и выдвижение новых, более приемлемых и
достижимых.

Многие авторы используют понятие фрустрации и психологическо-

го стресса как синонимы. Первоначальное понимание стресса было свя-

зано с воздействием на организм экстремальных факторов. Человек ре-

агирует  на них  увеличением психического напряжения  в форме

психобиологической защиты. Различают три уровня такой защиты:

1-й уровень — клеточно-иммунологический, защита от различных

физических воздействий;

2-й уровень — автономный, уровень "немедленной необходимос-

ти" с реакциями типа стресса физиологического (комплекс стереотипных

вегетативных и биохимических сдвигов) и стресса психологического

(психологические состояния типа страха, страдания, ярости);

3-й уровень — кортикальный, защита личности от психологической

угрозы, защита "Я".

Последний уровень и относится к собственно фрустрации, но в ши-

роком плане фрустрация проникает во все три уровня психобиологичес-

кой защиты (например, страдание относится ко всем уровням, страх—к

2-му и 3-му уровням, а тревога — достояние только 3-го уровня).

Агрессия.

Естественным путем разрешения фрустрации счита-

ется агрессивное поведение, т.к. в своей простейшей форме агрессия
может рассматриваться как прямая атака на препятствие или барьер,
и в этом смысле она является проявлением

адаптивного поведения.

Однако агрессия может быть и вредна: препятствие иногда требу-

ет более тонких методов преодоления, чем атака в лоб, вызванная

209


background image

гневом. Агрессия может генерализироваться и обращаться на мно-
гие объекты, в том числе и те, которые никакого отношения к фруст-
рации не имеют. Кроме того, могут существовать причины, которые
препятствуют прямому направлению агрессии непосредственно на
источник фрустрации. В этих случаях агрессия находит выход в заме-
щении истинного объекта фрустрации другим ("козлы отпущения").
Отсюда наиболее часто агрессию подразделяют по направленности
на внешние объекты —

экстрапунитивный

тип, и на самого себя,

самообвинение —

интрапунитивпый

тип. Исследователи подчерки-

вают, что для нормального развития человека нужно формировать
навык преодоления фрустрации. Для ребенка, например, более оп-
тимален и является естествененным экстрапунитивный тип реакции.
Однако важно строгое запрещение проявления агрессии к конкрет-
ному лицу и лучше, если ребенок проявит свой гнев на не одушев-
ленный предмет — игрушку и пр.

Кроме агрессии при фрустрации также можно наблюдать другие

реакции — типа "бегства от ситуации", возникновения ко всему апа-
тии и безразличия, двигательного возбуждения со стереотипиями и
даже поведения типа регресса на более детские формы реагирова-
ния. Все эти типы поведения являются негативными, поскольку они
не направлены на цель деятельности, не обеспечивают возможности
ее достижения.

Таким образом, мы наблюдаем многообразие реакций на фруст-

рацию. Большинство из них связаны с продолжением потребности
тем или иным способом. Если поведение направлено на продолжение
потребности вопреки препятствиям, то такое поведение адаптивно.
Неадаптивное поведение не ведет к достижению цели. Неадаптивны-
ми считаются и случаи, когда у человека преобладает тип реакций,
направленных на защиту "Я". Все они проявляются в виде попыток
уклонится от упреков (импунитивный тип реакций), внешнего обви-
нения (экстрапунитивные реакции) или в виде раскаяния, самообви-
нения и угрызений совести (интрапунитивные реакции). Фрустраци-
онная  толерантность  формируется  в  процессе  воспитания  и  в
какой-то мере определяет и поведение человека в трудных ситуациях.

М

ОТИВАЦИОННЫЕ КОНФЛИКТЫ

Реакцией организма на мотивационное возбуждение обычно яв-

ляются действия, направленные на ослабление или устранение воз-
буждения. Специфические способы действия очень широко варьи-
руют в зависимости от конкретного мотива, конкретного индивида и

210


background image

конкретной ситуации. Несмотря на это разнообразие, можно объе-
динить все такие целенаправленные действия в две общие категории:
поведение, направленное на сближение и на избегание.

Не всякое сближение и избегание обязательно требуют физи-

ческих действий. Мы можем чувствовать себя мысленно привле-
ченным к объекту наших желаний и отталкивать от себя мысли о
предметах болезненных или неприятных. Однако на практике ситу-
ации, когда перед нами стоит простая проблема реагировать на од-
нозначно положительный  или  однозначно отрицательный  мотив,
являются весьма редкими. Обычно в каждый данный момент в нас
действуют разные два или более мотива. Иногда эти множествен-
ные мотивы совмещаемы, и тогда они могут усиливать друг друга.
Однако чаще множественные мотивы в какой-то степени вступают
друг с другом в противоречие.

Возможно, простейший  случай  кратковременного мотивацион-

ного  конфликта  состоит  в  конфронтации  единственного  мотива
сближения и единственного мотива избегания. Эта ситуация легко
моделируется экспериментально на животных. Например, на пути к
лакомству помещается электрический контакт, и животное получает
болезненный удар током при прикосновении к нему. Для исследова-
ния человеческого поведения в ситуации сближения—избегания ча-
сто нет необходимости воздвигать искусственный барьер, поскольку
множество вещей, которые мы хотели бы получить или сделать, ок-
ружены  социальными табу, которые мы приручены не нарушать.
Эти социальные запреты и выполняют роль барьера.

Не все мотивационные конфликты носят характер сближения —

избегания. Противоречие может существовать между альтернатив-
ными целями, или это может быть выбор между различными путя-
ми  достижения  цели, или  избегания  нежелательной  ситуации.
Конфликтные ситуации, согласно К. Левину (1935), следуют трем
основным  схемам: сближение—сближение, избегание—избега-
ние, сближение—избегание.

Сближение

сближение

(желаемое—желаемое, аппетенция —

аппетенция) — это конфликт между двумя равно положительными
целями, т.е. проблема выбора между двумя желанными целями. Ре-
шение обычно достигается быстро и безболезненно. Тем не менее,
выбор одной из целей означает потерю другой, и эта неизбежность
делает конфликт иногда весьма чувствительным (фрустрирующим)
для человека. Обычно равноценность объектов весьма затрудняет их
выбор, но это равновесие неустойчиво, и по мере приближения к
одному из объектов его привлекательность увеличивается, а привле-
кательность другого снижается.

211