Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6792
Скачиваний: 24
мов личностной психологической защиты, позволяющие это отно-
шение менять.
Действительно, обнаружено, что во многих странах в послевоен-
ные годы, т.е. когда нет никаких массовых бедствий, резко возрастает
среди населения число непсихотических форм психических наруше-
ний — невротических реакций, неврозов, а также самоубийств.
Чрезвычайно часто обнаруживают случаи, когда человек совершал
суицид без каких-либо видимых предшествующих психотравм.
Объяснение этим явлениям стали искать в срыве личностных форм
защиты. Поиски ответа на вопрос о том, как происходит нейтрализа-
ция переживаний при эмоционально-личностных воздействиях, при-
вели к формированию понятий
"фрустрация"и "механизмыпсихо-
логической защиты личности".
Устойчивость к патогенному
влиянию жизненных ситуаций, способность к нейтрализации небла-
гоприятных социально-эмоциональных факторов личностного бы-
тия даются человеку в процессе его индивидуального развития.
Отсюда
психогении
уже можно рассматривать
как опосредован-
ное всей личностью (на сознательном и бессознательном уровнях)
формирование переживания при развитии патологических форм
психологической защиты или их срыве.
В.Н. Мясищев полагает, что
ситуация патогенна только тогда, когда она не может быть
рацио-
нально переделана
(например, при неврастении имеется своеобраз-
ная блокада механизма рационализации),
преодолена
(например,
при истерическом неврозе отмечаются низкие возможности транс-
формации установочного механизма, блокада сублимации) или
не-
возможен отказ от неосуществимых влечений
(как, например, при
неврозе навязчивых состояний).
Ф
РУСТРАЦИЯ
Фрустрацией (от лат. frustratio — обман, разрушение планов) на-
зывают критическую ситуацию и состояние человека при невоз-
можности реализации им тех или иных потребностей, т.е. когда име-
ются объективные или субъективные трудности на пути к
достижению цели или решению задачи.
Фрустрация внешне выражается различными формами отрица-
тельных эмоций; иначе, фрустрация—это переживание неудачи. В
простейшем случае фрустрация возникает, когда отсутствует объект
потребности (первичная фрустрация) или, что более характерно,
внешние обстоятельства препятствуют осуществлению желаемого.
Однако гораздо чаще фрустрация возникает не в силу внешних пре-
207
пятствий, а как
следствие противоречия личных желаний человека
и ограничений, налагаемых обществом.
Необходимость баланса
между потребностями индивида и нуждами социальной группы
формируется в процессе воспитания. По мере взросления человека
социальные стандарты и запреты интериоризируются и это противо-
речие (конфликт) по своей сути становится внутренним (интрапси-
хическим, или внутриличностным).
Среди множества потребностей человека выделяются базовые по-
требности (безопасности, любви, уважении и др.), фрустрация кото-
рых более патогенна. Соответственно имеется и классификация барь-
еров, с помощью которых может быть блокирована та или иная
потребность. В частности, выделяют барьеры физического порядка
(например, стены тюрьмы), биологические (болезнь, старение), психо-
логические (страх, интеллектуальная недостаточность и др.) и социо-
кулыуральные (законы, правила, запреты и др.) барьеры. Разновидно-
стью социокулыуральных барьеров являются морально-этические и
идеологические барьеры, их осознает сам человек. Таким образом,
препятствия на пути к достижению цели могут быть внешними (объек-
тивными) и внутренними (субъективными).
Конструктивные эффекты фрустрации.
Фрустрация обыч-
но приводит к напряжению и интенсификации усилий человека на
преодоление препятствия и достижение цели деятельности. Выз-
ванное фрустрацией или конфликтом напряжение способствует
концентрации внимания человека на конкретном мотиве, действу-
ющем в данный момент. При этом все несущественное отходит на
второй план, а в результате усиливается привлекательность еще не
достигнутой цели и происходит большая
мобилизация сил
для ее
достижения. В тех случаях, когда препятствия слишком велики и
интенсификация усилий к успеху не приводит, усилившееся напря-
жение может помочь человеку обрести новый взгляд на ситуацию
в целом
(переоценка ситуации),
пересмотреть свои предыдущие
действия и увидеть новые и ранее не замечаемые обходные пути ее
достижения
(замена средств достижения цели)
или может обна-
ружиться альтернативная цель, вполне удовлетворяющая потреб-
ность или желание
(замена цели).
При конструктивной фрустрации не только восстанавливается
временно утраченное психологическое равновесие, но и
идет
развитие личности.
Человек обучается ставить реальные цели,
учится умению манипулировать "точкой цели", отказываясь от
неосуществимого.
Деструктивные эффекты фрустрации.
Увеличение напряже-
ния и эмоциональное возбуждение при фрустрации может оказать-
208
ся так велико, что они превысят уровень, необходимый для конструк-
тивных действий: человек волнуется, впадает в панику, теряет конт-
роль над ситуацией. У него может нарушаться тонкая координация
движений и возникает когнитивная ограниченность — становятся
невозможными рациональные процессы размышления и адекватно-
сти принятия решений.
Толерантность к фрустрации.
Существует определенная по-
роговая величина уровня напряжения, превышение которой приво-
дит к деструктивным эффектам фрустрации. Эту величину часто оп-
ределяют как устойчивость, или толерантность к фрустрации. Таким
образом, под
фрустрационной толерантностью понимается спо-
собность человека противостоять разного рода жизненным
трудностям без утраты психологического равновесия.
Толерантность к фрустрации является переменной величиной и
зависит от величины напряжения, типа ситуации, особенностей лич-
ности. Один и тот же человек в различных обстоятельствах оказыва-
ется способным вьщержать разную степень напряжения. Высокий
уровень развития личности предполагает сознательный отказ от
фрустрирующих целей и выдвижение новых, более приемлемых и
достижимых.
Многие авторы используют понятие фрустрации и психологическо-
го стресса как синонимы. Первоначальное понимание стресса было свя-
зано с воздействием на организм экстремальных факторов. Человек ре-
агирует на них увеличением психического напряжения в форме
психобиологической защиты. Различают три уровня такой защиты:
1-й уровень — клеточно-иммунологический, защита от различных
физических воздействий;
2-й уровень — автономный, уровень "немедленной необходимос-
ти" с реакциями типа стресса физиологического (комплекс стереотипных
вегетативных и биохимических сдвигов) и стресса психологического
(психологические состояния типа страха, страдания, ярости);
3-й уровень — кортикальный, защита личности от психологической
угрозы, защита "Я".
Последний уровень и относится к собственно фрустрации, но в ши-
роком плане фрустрация проникает во все три уровня психобиологичес-
кой защиты (например, страдание относится ко всем уровням, страх—к
2-му и 3-му уровням, а тревога — достояние только 3-го уровня).
Агрессия.
Естественным путем разрешения фрустрации счита-
ется агрессивное поведение, т.к. в своей простейшей форме агрессия
может рассматриваться как прямая атака на препятствие или барьер,
и в этом смысле она является проявлением
адаптивного поведения.
Однако агрессия может быть и вредна: препятствие иногда требу-
ет более тонких методов преодоления, чем атака в лоб, вызванная
209
гневом. Агрессия может генерализироваться и обращаться на мно-
гие объекты, в том числе и те, которые никакого отношения к фруст-
рации не имеют. Кроме того, могут существовать причины, которые
препятствуют прямому направлению агрессии непосредственно на
источник фрустрации. В этих случаях агрессия находит выход в заме-
щении истинного объекта фрустрации другим ("козлы отпущения").
Отсюда наиболее часто агрессию подразделяют по направленности
на внешние объекты —
экстрапунитивный
тип, и на самого себя,
самообвинение —
интрапунитивпый
тип. Исследователи подчерки-
вают, что для нормального развития человека нужно формировать
навык преодоления фрустрации. Для ребенка, например, более оп-
тимален и является естествененным экстрапунитивный тип реакции.
Однако важно строгое запрещение проявления агрессии к конкрет-
ному лицу и лучше, если ребенок проявит свой гнев на не одушев-
ленный предмет — игрушку и пр.
Кроме агрессии при фрустрации также можно наблюдать другие
реакции — типа "бегства от ситуации", возникновения ко всему апа-
тии и безразличия, двигательного возбуждения со стереотипиями и
даже поведения типа регресса на более детские формы реагирова-
ния. Все эти типы поведения являются негативными, поскольку они
не направлены на цель деятельности, не обеспечивают возможности
ее достижения.
Таким образом, мы наблюдаем многообразие реакций на фруст-
рацию. Большинство из них связаны с продолжением потребности
тем или иным способом. Если поведение направлено на продолжение
потребности вопреки препятствиям, то такое поведение адаптивно.
Неадаптивное поведение не ведет к достижению цели. Неадаптивны-
ми считаются и случаи, когда у человека преобладает тип реакций,
направленных на защиту "Я". Все они проявляются в виде попыток
уклонится от упреков (импунитивный тип реакций), внешнего обви-
нения (экстрапунитивные реакции) или в виде раскаяния, самообви-
нения и угрызений совести (интрапунитивные реакции). Фрустраци-
онная толерантность формируется в процессе воспитания и в
какой-то мере определяет и поведение человека в трудных ситуациях.
М
ОТИВАЦИОННЫЕ КОНФЛИКТЫ
Реакцией организма на мотивационное возбуждение обычно яв-
ляются действия, направленные на ослабление или устранение воз-
буждения. Специфические способы действия очень широко варьи-
руют в зависимости от конкретного мотива, конкретного индивида и
210
конкретной ситуации. Несмотря на это разнообразие, можно объе-
динить все такие целенаправленные действия в две общие категории:
поведение, направленное на сближение и на избегание.
Не всякое сближение и избегание обязательно требуют физи-
ческих действий. Мы можем чувствовать себя мысленно привле-
ченным к объекту наших желаний и отталкивать от себя мысли о
предметах болезненных или неприятных. Однако на практике ситу-
ации, когда перед нами стоит простая проблема реагировать на од-
нозначно положительный или однозначно отрицательный мотив,
являются весьма редкими. Обычно в каждый данный момент в нас
действуют разные два или более мотива. Иногда эти множествен-
ные мотивы совмещаемы, и тогда они могут усиливать друг друга.
Однако чаще множественные мотивы в какой-то степени вступают
друг с другом в противоречие.
Возможно, простейший случай кратковременного мотивацион-
ного конфликта состоит в конфронтации единственного мотива
сближения и единственного мотива избегания. Эта ситуация легко
моделируется экспериментально на животных. Например, на пути к
лакомству помещается электрический контакт, и животное получает
болезненный удар током при прикосновении к нему. Для исследова-
ния человеческого поведения в ситуации сближения—избегания ча-
сто нет необходимости воздвигать искусственный барьер, поскольку
множество вещей, которые мы хотели бы получить или сделать, ок-
ружены социальными табу, которые мы приручены не нарушать.
Эти социальные запреты и выполняют роль барьера.
Не все мотивационные конфликты носят характер сближения —
избегания. Противоречие может существовать между альтернатив-
ными целями, или это может быть выбор между различными путя-
ми достижения цели, или избегания нежелательной ситуации.
Конфликтные ситуации, согласно К. Левину (1935), следуют трем
основным схемам: сближение—сближение, избегание—избега-
ние, сближение—избегание.
Сближение
—
сближение
(желаемое—желаемое, аппетенция —
аппетенция) — это конфликт между двумя равно положительными
целями, т.е. проблема выбора между двумя желанными целями. Ре-
шение обычно достигается быстро и безболезненно. Тем не менее,
выбор одной из целей означает потерю другой, и эта неизбежность
делает конфликт иногда весьма чувствительным (фрустрирующим)
для человека. Обычно равноценность объектов весьма затрудняет их
выбор, но это равновесие неустойчиво, и по мере приближения к
одному из объектов его привлекательность увеличивается, а привле-
кательность другого снижается.
211