Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6789
Скачиваний: 24
Избегание
—
избегание
(нежелаемое—нежелаемое, аверсия —
аверсия) — представляет собой конфликт выбора из двух нежела-
тельных решений. Это случай "выбора меньшего из двух зол", и в
этой ситуации человек сколько возможно оттягивает свое решение.
Как только он делает шаг в сторону от одной из неприятных альтер-
натив, ее отталкивающая сила уменьшается. Однако этот же шаг
приближает его к другой неприятности, ее отталкивающая сила
увеличивается, и человек часто возвращается на исходную пози-
цию. Обычно дело решается вмешательством третьей силы, кото-
рая подтолкнет к выбору уже окончательного решения.
Сближение
—
избегание
(желаемое—нежелаемое, аппетенция—
аверсия)—конфликт, когда одна и та же цель для человека обладает как
выраженными положительными, так и выраженными отрицательны-
ми свойствами. Этот тип конфликта вызывает наибольшие пережива-
ния, т.к. на человека действуют силы притяжения и отталкивания в
одном и том же направлении. Примерами такого рода конфликтов
являются съеденное ребенком без разрешения вкусное варенье и на-
казание, хорошая выпивка и похмелье, запретное удовольствие и поте-
ря самоуважения.
Все рассмотренные выше варианты кратковременных конфлик-
тов достаточно упрощены. В жизни, например, может наблюдаться
ситуация, при которой одна из возможных линий поведения пред-
ставляет собой нежелательный путь к желаемому результату, а дру-
гая — желаемый путь к нежелательному результату. В этом случае
обе линии поведения могут в равной степени привлекать (как в конф-
ликте сближение—сближение), либо в равной мере отвергаться (как
при конфликте избегание—избегание). Такая ситуация иногда обо-
значается термином
"двойной конфликт ".
В реальных ситуациях
бывает и так, что выбор одной из целей означает не полный отказ от
другой, а лишь отсрочку ее достижения. Сущность любого конфлик-
та заключается просто в том, что человек не может идти в двух раз-
ных направлениях одновременно.
Воздействие фрустрирующей ситуации будет наиболее небла-
гоприятным в том случае, если препятствие будет носить не пас-
сивный характер (отсутствие необходимых средств для достиже-
ния цели), а активный характер, связанный с одновременным
существованием разнонаправленных, но сравнимых по силе по-
требностей. Именно такой тип фрустрации и представляет собой
интрапсихический конфликт,
который В.Н. Мясищев (1960) оп-
ределяет как
несовместимость, столкновение противоречивых
отношений личности.
212
Возможность нарушения психической адаптации в результате
интрапсихического конфликта тем больше, чем больше
значимость
для индивидуума конкурирующих потребностей.
М
ЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
Рассмотренные варианты конфликтов хотя и не отражают всей
полноты динамики мотивационных процессов, но само существова-
ние конфликта, длительная невозможность его разрешения вызывает
у человека чувство тревоги, которое может иногда стать доминиру-
ющим. В свою очередь тревога ведет к попыткам личности избежать
или хотя бы ослабить неприятные воздействия формированием так
называемых защитных механизмов. Таким образом, защитные меха-
низмы личности являются реакцией на тревогу, а не на изначальную
фрустрацию как таковую.
Источники конфликтов, которые могут индуцировать тревогу,
рассматриваются по-разному различными теориями личности:
противодействующие силы Id, Ego и Superego (Фрейд 3.); комплекс
неполноценности, противостоящий стремлению к совершенству
(Адлер А.); несовместимые невротические потребности, одновре-
менно побуждающие индивида стремиться к другим людям и про-
являть агрессивность по отношению к ним с желанием быть от них
независимым (Хорни К.); конфликтующие требования сложных
межличностных связей (Салливан Г.); психосоциальные кризисы,
возникающие в процессе формирования идентификации личности
(Эриксон Э.) и т.д.
Несмотря на все различия в предполагаемых источниках тревоги,
авторы большинства теорий личности согласны в одном — суще-
ствует множество защитных механизмов, которые до известной сте-
пени обеспечивают индивиду избавление от тревоги, правда, все это
происходит за счет определенного отказа от реалий действительнос-
ти или ее искажения. Многие из механизмов личностной психологи-
ческой защиты были описаны ранее и хорошо известны вследствие
широкого распространения психоаналититической терминологии в
повседневной жизни. Примерами защитных механизмов, существу-
ющих неосознанно, поскольку иначе они потеряли бы свою защит-
ную функцию, являются вытеснение, изоляция, рационализация,
проекция и другие.
Весьма загадочными являются механизмы
психологической защи-
ты на уровне перцепции.
При изучении индивидуального стиля лич-
ности, т.е. системы познавательных процессов, потребностей и способов
213
адаптации, было установлено, что при восприятии человеком аффекто-
генных, значимых ситуаций наблюдаются три закономерности:
1) те сигналы, которые адекватны ожиданиям личности, узнаются
человеком лучше прочих (Принцип релятивности: "вижу то, что
хочу");
2) те сигналы, которые не отвечают ожиданиям, субъективно узна
ются хуже и подвергаются наибольшим искажениям (Принцип защиты:
"не вижу то, что не хочу");
3) те сигналы, которые содержат потенциальную угрозу и являются
для личности разрушающими, узнаются быстрее всех прочих (Принцип
сенсибильности).
Таким образом, здесь мы сталкиваемся с парадоксом: органы
чувств не воспринимают и не сообщают мозгу именно то, что представ-
ляет, например, угрозу для личности. Однако для оценки этой угрозы
ее нужно воспринять и обработать. В настоящее время имеются только
гипотезы, объясняющие эти механизмы. Так, по мнению 3. Фрейда, на
уровне сознания действует некая цензура, способная повышать порог
восприятия эмоциогенных сигналов. Возможно, что эта цензура осуще-
ствляется в правом полушарии, которое эмоционально более глобально
реагирует, проникает в смысл раздражителя быстрее, чем рациональ-
ное левое полушарие, и не позволяет последнему продолжать деко-
дировать слова. На уровне же рецепторов информация сохраняется
недолго (1/4 сек.), пока не будет решено на высшем когнитивном уровне
(где может действовать цензура), переводить их из сенсорной в крат-
ковременную память или нет.
Защитные механизмы в теориях личности не только отражают
определенные свойства индивида, но и определяют развитие лично-
сти. Если защитные механизмы почему-либо не выполняют свои
функции, то это может способствовать возникновению психических
нарушений. Более того, характер возникшего нарушения часто оп-
ределяет и особенности самих защитных механизмов индивида. За-
щитные механизмы служат защите "Я" и самоутверждения, они не
осознаются человеком и не выбираются им. Защитные механизмы
могут рассматриваться как адаптивный механизм, поскольку они за-
щищают личность от тревоги и неприятных переживаний, но одно-
временно они играют и дезадаптивную роль, так как по своей приро-
де они искажают правильное восприятие объективной реальности.
П
СИХОГЕННЫЕ НЕРВНО
-
ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Психические расстройства, входящие в эту группу, объединяют-
ся общим признаком — психогенностью, т.е. главной причиной за-
болевания считается психический фактор или, как чаще выражают-
214
ся, психическая травма. Обычно психогенные заболевания подраз-
деляют на две группы: неврозы и реактивные психозы. Такое подраз-
деление поддерживается, главным образом, соображениями практи-
ческого удобства, т.к. при всей относительности и теоретической
невыдержанности этого разграничения оно все же дает общую
оценку тяжести имеющихся нарушений, а этим определяется харак-
тер практических мероприятий.
Психические травмы различаются с учетом количественных
критериев (сила воздействия, его длительность и т.п.), а также име-
ет значение содержание психической травмы. Исходя из этого,
можно выделить следующие разновидности психотравмирующих
факторов:
1) шоковые, сверхсильные и внезапные психические травмы;
2) психотравмирующие ситуации относительно кратковремен
ного действия;
3) хронически действующие психотравмирующие ситуации;
4) факторы эмоциональной депривации (лишения любви и вни
мания).
Учение о психогениях, описывая схему психологических реакций
человека на различные события его жизненного пути, требует при
этом обязательного учета личностных свойств, четкого анализа всех
жизненных обстоятельств и особенностей функционирования пси-
хологических защитных механизмов личности.
Реактивные психозы
— развиваются чаще всего после шоко-
вых, сверхсильных психических травм. Последние отличаются боль-
шой силой и внезапностью действия (обстановка стихийных бед-
ствий, внезапные нападения с угрозой для жизни и т.п.). Ввиду
непосредственного воздействия на инстинктивную и низшую аф-
фективную сферы человека сами эти воздействия не осознаются им
в полной мере, а в силу быстроты действия не вызывают сознатель-
ной интрапсихической переработки их содержания и значения. По-
этому такие психические травмы обычно приводят к реактивным
психозам типа
аффективно-шоковых реакций
(с психомоторным
возбуждением или обездвиженностью), а также иным реактивным
психозам с более сложными психопатологическими картинами —
истерическим, бредовым и депрессивным психозами.
Основным клиническим критерием реактивного психоза яв-
ляется отсутствие достаточной интрапсихической переработки
ситуации, что сопровождается отсутствием переживания психо-
патологических расстройств как личностно чуждых и болезнен-
ных, для клиники болезни характерна "реактивная триада" симп-
томов К. Ясперса.
215
В отличие от реактивных психозов, при неврозах имеется лично-
стная переработка психотравмы, она болезненно переживается и
проявляется комплексом преимущественно эмоционально-пове -
денческих и соматовегетативных расстройств. При неврозах проис-
ходит "срыв" личности в ее отношениях с окружающими и человек
обычно стремится к преодолению и компенсации возникающих
расстройств.
Неврозы
— психические травмы, лежащие в их основе, обычно не
отличаются такой остротой и интенсивностью, как при реактивных
психозах. Однако явно прослеживается их зависимость по степени па-
тогенности от сложившихся в течение жизни
особенностей личности,
создающих различную степень свободы реагирования человека на
возникшую ситуацию. При этом важнейшим элементом неадекватно-
го личностного реагирования (с комплексом расстройств невротичес-
кого уровня) на патогенные события являются особенности функцио-
нирования системы "психологической защиты".
Невроз можно определить как психогенное, функциональное,
личностное расстройство, которое проявляется преимущественно
эмоциональными нарушениями, нарушениями поведения и нару-
шениями нейровегетативной регуляции внутренних органов.
В учении И.П. Павлова сущность невроза сводится к хроническому
отклонению высшей нервной деятельности от нормы, которое про-
изошло вследствие перенапряжения нервных процессов и изменения их
подвижности. По мнению И.П. Павлова и его учеников, неврозы зави-
сят от исходного типа нервной системы: при преобладании первой сиг-
нальной системы (у людей "художественного" типа) невроз протекает
по истерическому типу; у лиц с преобладанием второй сигнальной сис-
темы (у "мыслителей") возникают явления психастении. У людей же с
уравновешенными первой и второй сигнальными системами ("средний"
тип) обычно отмечаются явления неврастении.
Первое определение понятия "невроз" принадлежит шотландцу
Gullen (1776). Согласно его определению, неврозы суть "расстройства
ощущений и движений, которые не сопровождаются лихорадкой и не
зависят от местного поражения какого-либо органа, а обусловлены об-
щим страданием, от которого специально зависят движения и мысль".
Данное определение носит крайне общий характер, что вызывало к жиз-
ни ряд других, пытавшихся его конкретизировать. Во второй половине
XIX столетия наметились два основных для того времени направления в
учении о происхождении неврозов—анатомическое и психологическое.
Следует отметить, что поиски патологоанатомического субстрата
неврозов до настоящего времени существенных результатов не принес-
ли, хотя сторонники анатомического направления и сейчас полагают, что
достижения в области молекулярной биологии и генетики позволяют
уверенно отрицать существование функциональных болезней и нахо-
216