Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6775

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

относится, главным образом, к участию в стрессе эндокринной
системы. Адаптационный синдром протекает различно в зависи-
мости от того, в какой исходной ситуации находится организм.
Именно в фазе истощения происходит слом регулирующих меха-
низмов  с  необратимыми  соматическими  изменениями. Таким
образом, общий адаптационный синдром может быть посредни-
ком между психосоциальным стрессом и психосоматическим за-
болеванием.

Первые  исследования  проявлений  стресса  относились  к  дей-

ствию определенных острых ситуаций, но и хронический неспеци-
фический стресс с различной степенью тревожности также обнару-
живает  физиологические  корреляты  с  психосоматическими
расстройствами у генетически предрасположенных субъектов. По-
степенно  центр  тяжести  исследования  стресса  перемещается  на

субъективное переживание

внешних стрессоров.

Стресс не является синонимом

дистресса,

т.е. горя, несчастья,

недомогания, истощения, нужды. Стресс—это давление, нажим и
напряжение. Многие склонны отождествлять стресс с нервной пе-
регрузкой или сильным эмоциональным возбуждением. Стрессо-
вые реакции, по мнению Г. Селье, присущи низшим животным,
которые не имеют нервной системы. Часто стрессор может быть и
приятным, и совершенно неважно для возникновения стресса, ка-
ков будет результат его воздействия на организм — приятный или
неприятный. Эффект воздействия стрессора зависит от интенсив-
ности  требований к приспособительной  способности  организма.
Только дистресс всегда неприятен. Обычно люди говорят о стрессе,
когда имеется в виду чрезмерный стресс—дистресс, когда человек
переживает горе, недомогание.

Признаки стрессового напряжения (в свободной интерпретации по

Шефферу):

1)

невозможность сосредоточиться на чем-либо;

2)

слишком частые ошибки в работе;

3)

ухудшение памяти;

4)

слишком частое возникновение чувства усталости;

5)

очень быстрая речь;

6)

довольно частые боли (голова, спина, область желудка);

7)

повышенная возбудимость;

8)

работа не доставляет прежней радости;

9)

потеря чувства юмора;

10)

резко возросшее число выкуриваемых сигарет;

11)

пристрастие к алкогольным напиткам;

12)

постоянное ощущение недоедания.

237


background image

13)

пропадает аппетит — вообще потерян вкус к еде;

14)

невозможность вовремя закончить работу.

Причины стрессового напряжения

(в свободной интерпретации по

Буту):

1)

гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что
входит в ваши обязанности;

2)

вам постоянно не хватает времени — не успеваете ничего сделать;

3)

вас постоянно что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то
спешите;

4)

вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-
то внутреннего напряжения;

5)

вам постоянно хочется спать — никак не можете выспаться;

6)

вы видите чересчур много снов, особенно когда устали за день;

7)

вы очень много курите;

8)

потребляете алкоголя больше, чем обычно;

9)

вам почти ничего не нравится;

10)

дома, в семье у вас постоянные конфликты;

11)

постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью;

12)

влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться;

13)

у вас появляется комплекс неполноценности;

14)

вам не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого
желания;

15)

вы не чувствуете уважения к себе — ни дома, ни на работе.

Теория  жизненных  событий  Холмса  и  Рейха.

Жизненная

стрессовая травматизирующая ситуация — это ситуация, которая
ставит перед человеком проблемы, с которыми он не может спра-
виться самостоятельно на должном уровне. При этом имеет значе-
ние  частота  и  тяжесть  переживаемых  событий. Т.Н. Holmes.,
R.H. Rahe (1967) создали теорию жизненных событий и разработали
специальную шкалу для определения уровня выраженности стресса
в повседневной жизни. В шкале содержится ряд житейских событий,
выраженность стрессогенного влияния которых оцениваются в бал-
лах. В течении года у человека набирается таких событий в среднем
на 150 баллов. Если их число возрастает более чем в 2 раза (300 бал-
лов), то вероятность заболевания у такого человека составляет 80%.
Если число событий в сумме составляет от 300 до 200 баллов, то риск
болезни составляет 50%, а при сумме баллов от 200 до 150 — риск
физической реакции на стресс составляет 30%.

Теория жизненных событий не учитывает, что человек в мире не

один, что близкие и друзья могут человеку помочь справиться с
трудными ситуациями в его жизни. Спорным в этой теории и являет-

238


background image

Жизненные события

Стресс (баллы)

1. Смерть супруги, супруга, ребенка (матери, отца)

100

2. Развод

73

3. Разрыв с партнером, разъединение с партнером

65

4. Смерть близкого члена семьи

63

5. Значительное личное повреждение или болезнь

53

6. Свадьба

50

7. Увольнение с работы, уход с работы, перемещение по службе

47

8. Уход на пенсию

45

9. Примирение с партнером (партнершей), супругом (супругой)

45

10. Значительная перемена в здоровье или поведении членов семьи 

44

11. Беременность (для мужчин — беременность партнерши)

40

12. Сексуальные затруднения

39

13. Рождение ребенка

39

14. Изменение финансового положения

38

15. Смерть близкого друга

37

16. Смена места работы

36

17. Увеличение числа супружеских (партнерских) ссор

35

18. Растущие долги

30

19. Значительное изменение в обязанностях на работе

(повышение, понижение, горизонтальный перевод)

2 9

20. Отъезд сына или дочери из дома (свадьба, поступление

в учебное заведение)

29

21 Раздоры с родителями мужа или жены (раздоры с родителями

или другими членами семьи)

29

22. Головокружительный личный успех

28

23. Окончание школы и (или) поступление в институт (училище)

26

24. Уход с работы (мужа, жены)

26

25. Изменение жилищных условий

25

26. Пересмотр личных привычек (одежды, манеры, знакомства)

24

27. Конфликты с начальством (с преподавателем)

23

28. Изменение условий работы или рабочего времени

20

29. Перемена места жительства

20

30. Экзамены, зачеты, квалификационная аттестация

20

31. Смена привычного места отдыха

19

32. Значительное изменение в виде и количестве развлечений

19

33. Значительные изменения в общественной деятельности

18

34. Изменения в отношениях с окружающими (друзьями,

коллегами и т.д.)

18

35. Нарушение сна

16

36. Изменение характера и частоты встреч с другими

членами семьи или близкими родственниками

15

37. Изменение привычного режима питания и количества

потребляемой пищи

15

38. Отпуск

13

39. Штраф за нарушение правил уличного движения

12

40. Стрессоры, не внесенные в данную шкалу (смерть любимого

животного, аборт, кража, потеря любимой вещи и пр.)

10

239


background image

ся рейтинг жизненных событий по силе воздействия. Более опти-
мальным является комплексный подход, который учитывает не толь-
ко силу стрессора, но и индивидуальную личностную реакцию на
него. Из различий взаимоотношений личности и ее окружения выте-
кают несоответствия, приводящие к стрессу.

Процессы совладания (копинг-механизмы).

Ожидания и дей-

ствия по-разному переживаются разными людьми в зависимости от
веры в собственные возможности, удовольствия от деятельности или
честолюбия. Любые ситуации оцениваются личностью в плане оп-
ределения их типа — угрожающего или благоприятного. Поэтому
совладание с ситуацией

(копинг-процессы)

определяются личност-

ными особенностями и значением ситуации для человека. Эти про-
цессы совладания рассматриваются как средства личности, как свое-
образные  механизмы  сознательной  личностной  защиты, которые
направлены на уменьшение, устранение или приближение действу-
ющего стрессора (Lazarus R.S., 1970). Причем к стрессогенным отно-
сятся не только угрожающие, но и положительные, доставляющие
удовольствие ситуации. В любом случае процессы совладания явля-
ются частью аффективной реакции и от них зависит сохранение эмо-
ционального гомеостаза.

Термин "копинг" (англ. coping — совладание, адаптация, приспо-

собление) получил распространение в отечественной психологичес-

кой литературе сравнительно недавно. Его профессиональное психо-

логическое  содержание  чаще  определяют  как  совокупность

процессов, происходящих в личности и направленных на достижение

адаптации к стрессу, контроля над ним, сохранения деятельности на

фоне стресса. Осюда копинг-поведение рассматривается как целенап-

равленное поведение личности по сознательному овладению ситуа-

цией для устранения или уменьшения вредного действия стресса.

При этом происходит выбор определенных стратегий ("копинг-стра-

тегий") поведения, основанных на определенных ресурсах ("копинг-

ресурсы") как личности (Я-концепция, локус контроля, аффилиация,

эмпатия и др), так и среды (дружеская поддержка, поиск рациональ-

ного избегания и др). Главное в процессах, описываемых как "ко-

пинг", — именно совладание и адаптация к стрессорной ситуации, не

избегание ее (Лапин И.П., 1999).
Результатом оценки стрессогенной ситуации становится один из

трех возможных типов стратегии совладания:

1)

прямая активность в поступках для устранения опасности —

нападение или бегство, восторг и наслаждение;

2)

косвенная, мыслительная активность без прямого воздей

ствия — вытеснение ("это меня не касается"), переоценка ("это не

240


background image

так опасно, как кажется"), изменение направления аффекта, пере-
ключение на другие дела и т.п.;

3)

совладение без аффекта — возможно тогда, когда непосред-

ственной реальной угрозы для личности нет и не предполагается,
здесь достаточно просто стараться рационально избегать соответ-
ствующих ситуаций (транспорта, техники, неприятных контактов с
окружением).

Алекситимия

(греч. а — отсутствие, lexis — слово, thymos —

эмоции). Предполагают, что особенно предрасположены к психосо-
матическим  заболеваниям

алекситимические

субъекты

(Sifheos P.E., 1973). Они отличаются бедным жизненным воображе-
нием и недостаточной эмоциональной включенностью в объектив-
ную ситуацию, ослаблением сопереживания. Лица с выраженным
алекситимическим  личностным  радикалом  обычно  не  способны
описать тонкие нюансы своих чувств и часто вообще не находят слов
для самовыражения. Они не осознают своих эмоциональных конф-
ликтов, не могут  их вербализировать, так что психосоматические
расстройства могут быть результатом накопления эмоционального
раздражения. В психологической практике созданы  специальные
опросники (шкалы) для измерения выраженности алекситимическо-
го личностного радикала.

П

СИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В МЕДИЦИНЕ

,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ И
ТЕРАПИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Лечение психосоматических расстройств одними психологи-

ческими методами не вызывает достаточно хороших результатов,
так что не может быть рекомендовано в качестве единственного
метода лечения. Как следствие этого у врачей возникли сомнения в
достоверности  концепций  психосоматической  медицины. Боль-
шинство, однако, полагает, что хронические  и тяжелые  стрессы
могут играть значительную этиологическую роль в развитии ряда
соматических заболеваний.

Кроме влияния типичных стрессов, таких как развод или смерть

супруга, ряд специалистов признают, что разные личности склонны
к различным психосоматическим заболеваниям, как и разные конф-
ликты также вызывают разные заболевания.

В отечественной психоневрологии В.Н. Мясищев (1960) предла-

гает при терапии анализ реальных конфликтов, т.к. некоторые люди
не могут "позволить дать себе невроз", а психосоматическое заболе-

241