Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6767
Скачиваний: 24
При оценке субъективной стороны заболеваний у детей всегда
следует учитывать возраст ребенка, соответствие степени его пси-
хической развитости паспортному возрасту. Длительное сомати-
ческое заболевание у детей нередко становится источником задер-
жки общего физического и психического развития. Кроме того, при
заболеваниях в детском возрасте часто происходит не только задер-
жка в развитии, но и явления регрессии (возврат к типам психичес-
кого реагирования, характерного для более младших возрастных
периодов), которая рассматривается как защитный психологичес-
кий механизм. Защитная активность личности детей способствует
тому, что объективное значение понятия "болезнь" часто не усваи-
вается ими, не происходит осознания ее тяжести и последствий для
дальнейшей жизни.
У детей до 6-летнего возраста часто можно встретиться с фантас-
тическими представлениями о болезни, навеянными переживания-
ми страха уколов, других медицинских манипуляций. У подростков
наиболее часто формируются защитные явления типа "ухода в про-
шлое", которое оценивается ими как эталон счастья, или "ухода" от
болезни в фантазии и своеобразной устремленности в будущее (тог-
да болезнь воспринимается как временная преграда).
Для относительно внезапного серьезного заболевания, которое
не сопровождается многолетней астенией, справедливо мнение
Л.С. Выготского (1983) о том, что любой дефект есть всегда источник
силы. Одновременно с дефектом даны "психологические тенденции
противоположного направления, даны компенсаторные возможно-
сти для преодоления дефекта; ...именно они выступают на первый
план в развитии ребенка и должны быть включены в воспитательный
процесс как его движущая сила". Ориентация на компенсаторные
возможности, на тенденции к сверхкомпенсации очень важна при
реабилитационно-восстановительной работе с детьми, страдающи-
ми хроническими тяжелыми заболеваниями.
Заболевания в пожилом возрасте переносятся физически тяже-
лее и на длительное время ухудшают общее самочувствие больных.
С возрастом к человеку приходит целая гамма возрастных психоло-
гических феноменов: здесь и возмущение против старости, и суще-
ственная трансформация личностных реакций и жизненного стерео-
типа. Появляется неуверенность, пессимизм, обидчивость, страх
перед одиночеством, беспомощностью, материальными затрудне-
ниями. Заметно снижается интерес к новому и вообще к внешнему
миру с фиксацией на переживаниях прошлого и их переоценке. По
мере старения снижается психическая реактивность человека. Одна-
ко и здесь нельзя однозначно говорить только о регрессе личности в
262
пожилом возрасте, так как многие люди до глубокой старости сохра-
няют свои позитивные качества и творческие возможности.
Врачу следует помнить, что в старческом возрасте гораздо более
интенсивно выражены соматогенные влияния физического заболе-
вания на психику. Иногда первым признаком соматического заболе-
вания или утяжеления его течения являются признаки ухудшения
психического состояния пожилого человека. Особенно частым при-
знаком ухудшившегося соматического состояния у лиц старческого
возраста являются
ночные делирии
— беспокойство и галлюциниро-
вание по ночам.
Глава 31
ПСИХОЛОГИЯ УМИРАНИЯ
Биологическая смерть человека врачами констатируется на основа-
нии совокупности признаков — отсутствия сердечной деятельности
(нет пульса на крупных артериях, нет сокращений сердца при аускуль-
тации, нет биоэлектрической активности сердца по данным ЭКГ), пре-
кращения дыхания и исчезновения функций центральной нервной сис-
темы (нет реакции на раздражители, максимальное расширение зрачков
с отсутствием реакции на свет, нет роговичных рефлексов, исчезновение
биоэлектрической активности мозга по данным ЭЭГ).
В 1959 году впервые было описано в литературе состояние "смер-
ти мозга", которое иногда возникает в ходе реанимации. При этом все
основные функции головного мозга больными необратимо утрачива-
ются, а сохранение дыхания и кровообращения осуществляется с по-
мощью специальной медицинской аппаратуры. С тех пор до настояще-
го времени ведутся дискуссии о новой концепции смерти, согласно
которой смерть человеческого индивида отождествляется со смертью
его головного мозга. Особую остроту эта проблема приобрела после
первой пересадки сердца К. Бернардом в 1967 году, так как пациенты
с погибшим мозгом являются основным источником "запасных частей"
в трансплантологии.
Клиническая смерть — своеобразное переходное состояние между
жизнью и смертью, которое еще не является смертью, но уже не может
быть названо жизнью. Клиническая смерть начинается с момента пре-
кращения дыхания и кровообращения и продолжатся в течение корот-
кого периода времени (в обычных условиях 4-7 минут) до момента
наступления необратимых изменений в головном мозге. Таким обра-
зом, клиническая смерть является обратимым этапом умирания. Вос-
становить деятельность сердца и дыхания можно и в более поздние
сроки, однако функции клеток коры головного мозга будут полнос-
тью и необратимо нарушены (явление "декортикации"), что означает
социальную смерть человека.
П
ОВЕ ДЕ НИЕ И СУ Б ЪЕ КТ ИВНЫЕ ПЕ РЕ ЖИВАНИЯ У МИРАЮ ЩИХ
Хотя человек и знает о конечности своего существования, но, как
утверждают многочисленные психологические исследования, сам
человек в свою собственную смерть по-настоящему не верит и не
осознает глубоко этого факта. 3. Фрейд даже утверждает, что каждый
человек убежден в собственном бессмертии.
И. Харди (1988) в своей известной книге "Врач, сестра, больной"
пишет, что обычно, говоря о смерти, люди используют такие выра-
264
жения, как "ушел", "покинул нас", да и само слово exitus, означаю-
щее смерть, происходит от слова "уходить, выходить". Столкнувшись
со смертью других людей или сам оказавшись в смертельной ситуа-
ции, человек испытывает безотчетный страх и тревогу.
Естественно, что труднее всего воспринимается смерть детьми, ко-
торые не всегда понимают происходящего. Детское понимание смерти
следует за умственным развитием и формируется постепенно. Недо-
статочное понимание обычно у детей до 5 лет. Только между 5 и 10
годами постепенно развивается понимание, что смерть окончательна и
что все жизненные функции прекращаются, когда человек умирает.
Потом они начинают понимать, что смерть неизбежна, что все — и они
в том числе — когда-то умрут (Дюргеров А., Хордвик Е., 1995).
Смерть близких обычно вызывает у детей и подростков сильные
реакции. Это может быть отчаяние, страх, озлобленность, проблемы со
сном, чувство беспомощности и опасности, иногда даже депрессия и
сильное ощущение пустоты и одиночества. Ребенок—развивающаяся
личность, и изучение реакций на смерть окружающих, понимания им
смерти возможно только в возрастном аспекте (Исаев Д.Н., 1996).
В течение первых 2-х лет жизни
— страх и тревога у ребенка
возникают при отделении ребенка от родителя или воспитателя, на
большее ребенок этого возраста не способен. Довербальная стадия по-
знавательного развития еще не позволяет формулировать понятия и
смерть как идея не может возникнуть у младенца. Если ребенок болен
сам, то его переживания во многом более зависят от душевного состоя-
ния ухаживающих за ним, чем даже от его собственного физического
состояния.
В дошкольном возрасте (2-7лет)
— смерть также воспринимается
как отрыв от матери, и это отделение от любимого существа оказывается
для него ужасающим событием. Понятие смерти как окончательного
прекращения жизни и одновременно универсального и неизбежного
явления не может быть сформулировано ребенком, пока у него преоб-
ладает дооперациональный тип мышления. Например, трехлетний ма-
лыш в случае семейного траура может поразить родственников тем, что
покинув опечаленных взрослых, будет радостно играть в свои игры. У
маленьких детей понятие смерти все еще плохо очерчено, у них отсут-
ствует представление о времени "навсегда". У старшего дошкольника
возникающая печаль очевидна, однако он не может сохранять эти пере-
живания в течение длительного времени. Часто только в играх эти пере-
живания печали и обнаруживаются.
Для понимания переживаний дошкольника в различных ситуаци-
ях, связанных с умиранием и смертью, требуется понимание особен-
ностей возраста — преобладающий детский эгоцентризм и магичес-
кое мышление. Очень вероятно, что серьезно больной ребенок в
этом возрасте может понимать свою собственную близкую кончину,
хотя взрослые хотели бы отрицать это. О наличии тревоги и страха
265
можно догадаться по его поведению, рисункам и предпочтению
определенных игр.
Младшие школьники (6-10 лет)
— отличаются развитием конк-
ретного мышления, хотя магическое мышление еще частично сохраняет-
ся. Многие дети этого возраста персонифицируют смерть как опреде-
ленное лицо, приписывая ей некую злую силу. Некоторые дети смерть
считают наказанием за плохие дела. Младшие школьники, например,
демонстрируют такое магическое мышление в суждениях типа: "бабуш-
ка умерла из-за того, что я был сердит на нее". Однако такие высказыва-
ния бывают тем реже, чем старше ребенок. Для детей между 7 и 10
годами смерть становится более реальной, универсальной и оконча-
тельной, но лишь в конце этого периода они признают свою собствен-
ную бренность, понимая, что смерть есть часть общих процессов и
принципов, которые управляют миром.
Подростки
— характеризуются вступлением мышления в период
формальных операций и абстрактного мышления, но и у них еще могут
наблюдаться эпизоды возврата к ранним способам поведения и мышле-
ния. В частности, понимая, что собственная кончина является очевид-
ным фактом, они отрицают свою смерть фактическим игнорированием
ее в гонках на мотоциклах и прочей опасной для жизни активности. Пси-
хологическая защита от тревоги, вызываемой мыслью о смерти, у под-
ростков обычно та же, что и у взрослых, но чаще всего встречаются
механизмы совладания в форме отвергания возможности умирания.
Умирающий подросток несет двойное бремя. Наряду с эмоциональ-
ным стрессом нормального пубертатного периода, он переживает по-
трясение из-за приближающейся собственной смерти. При этом динами-
ка психологических реакций у умирающего подростка почти ничем не
отличаются от таковой у взрослых в этих ситуациях.
Динамика психологических реакций умирающих.
Все психо-
логические реакции человека, оказавшегося перед лицом смерти,
можно подразделить на ряд этапов. Наиболее известна в этом плане
схема Элизабет Кюблер-Росс (Kubbler-Ross, 1969). Она описала сле-
дующие пять этапов психологических реакций умирающих:
1
.
Фаза отрицания болезни (анозогнозическая)
—больной отка-
зывается принять свою болезнь. "Нет, не я!" — самая обычная реак-
ция вначале на объявление смертельного диагноза. Вероятно, целе-
сообразно молчаливо согласиться с больным. Особенно это
касается лиц, осуществляющих уход за больным, и родственников. В
зависимости от того, насколько человек может взять события под
свой контроль и насколько сильно поддерживают его окружающие,
он преодолевает эту стадию тяжелее или легче. По мнению М. Хе-
гарти (Heagarty М.С., 1978), эта начальная стадия отказа признавать
реальность, изоляции от нее является нормальной и конструктивной,
если она не затягивается и не мешает терапии. Если времени оказы-
266