Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6762

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ний. В частности, Ринг (Ring, 1982) сообщает, что из 200 человек,
опрошенных после клинической смерти, у 50% обнаруживаются
переживания, сходные с описаниями Моуди. Более трети из них
сообщали о "пребывании вне тела", 25% говорили, что перед ними
"прошла" вся жизнь и более половины "видели" вдали свет, в кото-
рый многие "вошли".

Полагают, что все наблюдения изменений состояний сознания у

умирающих, возможно, объясняются  врожденным  предрасполо-
жением, свойственным  человеческому  роду. Однако  некоторые
высшие млекопитающие "чувствуют" приближение собственной
смерти или смерти одного из их близких. Все это наводит на мысль,
что речь здесь идет, возможно, о каких-то общих закономерностях
адаптации.

Считается также, что гипоксия мозга при умирании человека яв-

ляется  основным "возбудителем" определенных  структур  мозга,
хранящих память об этих, хотя и индивидуально разнообразных, но в
общих тенденциях однотипных перинатальных и трансперсональных
переживаниях. Возможно, что именно эти "матрицы памяти" могут
возбуждаться  психоделиками (ЛСД), сенсорной  стимуляцией или,
напротив, сенсорной  депривацией, а также гипнозом, лишением
сна, техниками медитации или духовной практики и рядом патологи-
ческих состояний мозга при психозах, травмах и стрессе.

Кроме  того, открытие  эндорфинов — собственных "наркотиков"
мозга, выделяющихся во все критические моменты жизни, позволяет
объяснить состояние блаженства, в котором находятся многие люди
в момент смерти. Возможность получения измененных состояний
сознания с помощью психоделиков, вдыхания "смеси Медуны" (кис-
лород — 70% и углекислота—30%), управляемого дыхания, ритмич-
ной музыки и других техник широко используется для их научного
изучения (картографии бессознательного), а также нашло примене-
ние в терапии, в том числе и психотерапии терминальных больных.

Психоаналитические концепции. Фрейд в работе "По ту сторо-

ну принципа удовольствия" выдвинул идею о том, что организм был бы

уничтожен полным энергии внешним миром, если бы не был снабжен

специальным защитным механизмом, действующим как барьер для раз-

дражителей. Оскар Пифстер (Pifster О., 1930) счел эту концепцию по-

лезной для понимания механики переживаний, возникающих в момент

сближения со смертью. Согласно его концепции, шоковые фантазии спа-

сают человека от избыточной эмоциональной травмы и действуют как

защитный механизм, оберегающий индивида от потери бодрствующего

сознания и ухода в сон или обморок. Следовательно, такой механизм

подобен сновидению, охраняющему сон. Когда угроза слаба, человек

272


background image

отреагирует, утратив способность говорить и двигаться. Сильная уг-
роза приводит к высокой степени активности, стимуляции мышления.
Когда реально бороться с опасностью больше нет смысла, ориентация
на реальность выключается и подавленные фантазии вступают в дей-
ствие. Бегство в трансперсональное переживание рая, согласно психо-
аналитическим концепциям, является регрессией в период безопасного
перинатального  существования. Пифстер, обсуждая  природу  созна-

ния, высказывается в пользу того, что сознание несет в себе и бессозна-
тельные элементы, поскольку содержит знание об опасности, активизи-
рующееся при шоковых переживаниях.

Картография бессознательного С. Грофа

(Grof S., 1971). На ос-

новании изучения влияния на психику ЛСД и влияния ряда нефармако-
логических способов воздействия на сознание, в частности управляемо-
го дыхания, С. Грофом разработана оригинальная концепция строения
бессознательной психики, а также предложены на ее основе своеобраз-
ные психотерапевтические методики, в частности "психоделическая" и
"голотропная" психотерапия. При психоделической терапии использу-
ется прием психоделиков (ЛСД), а при голотропной терапии применяет-
ся методика управляемого дыхания для получения и использования в

лечебных целях измененных состояний сознания. Теоретические и прак-
тические подходы С. Грофа обнаруживают связь с психоанализом и те-
лесно-ориентированной биоэнергетикой (есть ее различные направле-
ния, но  в  основе  их  всех  лежат  идеи  о  наличии  некой  всеобщей
мистической природной энергии).

По мнению С. Грофа, за областью индивидуального бессознатель-

ного  лежат  более  глубокие  и труднодоступные — перинатальная  и
трансперсональные  его  сферы. В

индивидуальном  бессознательном

конденсируются  индивидуальные  психологические  травмы, незавер-
шенные гештальты, биография человека. Характер процессов  в этой
области весьма схож с явлениями, которые описывает 3. Фрейд.

В

перинатальной

области

обнаруживаются "системы конденси-

рованного опыта", содержащие память о процессах рождения и смер-
ти. Например, во время сеансов управляемого волей дыхания ("голот-
ропное  дыхание") на  определенном  этапе  у  человека  возникают
своеобразные ощущения боли и умирания. Причем подчеркивается,
что человек ощущает себя как будто перешедшим свои индивидуаль-
ные границы и переживающим боль целой группы людей, всего чело-
вечества. Именно такие переживания встречаются и у человека в со-
стоянии клинической смерти.

С. Грофом подробно описывается картография перинатальной об-

ласти бессознательного с выделением четырех "базовых перинатальных
матриц" (БМП), каждая из которых имеет собственное эмоциональное и
психосоматическое содержание. БМП-1 интегрирует опыт биологичес-

кого единства с матерью во внутриутробном периоде жизни (пережива-
ния единения с природой и космосом, удовлетворения любых потребно-
стей). БМП-2 отражает процесс начала рождения, когда шейка матки

273


background image

еще закрыта (прежнее равновесие нарушается периодическим "давле-

нием" с пульсирующими переживаниями "поглощения" чем-то косми-

ческим, бесконечной боли и безысходности). БМП-3 характеризует уже

процесс продвижения плода по родовому каналу (нарастание страда-

ний, но уже с оттенком удовольствия и появлением "вулканического"

типа экстаза). БМП-4 биологически связана с непосредственным выхо-

дом ребенка из чрева матери, когда снижается внешнее давление ("ил-

люминативный" тип экстаза с видениями больших помещений и яркого

света, ощущениями счастливого спасения). В более поздних работах

Грофа (1988) им была добавлена еще одна БМП, которая располагается

между второй и третьей матрицами.

Трансперсональная сфера

размещается глубже перинатальной и

является частью психики, в которой наиболее полно проявляются эф-

фекты коллективного бессознательного (Jung C.G.). Их общим знамена-

телем является ощущение выхода сознания за привычные границы Ego,

времени и пространства. Хотя мы встречаемся с трансперсональным

опытом уже на перинатальном уровне, здесь же переживания человека

в этом плане становятся наиболее яркими — "эмбриональные воспоми-

нания", идентификация себя с животными, растениями и даже неживой

природой. К этой категории относятся случаи видения абстрактных ар-

хетипических паттернов, интуитивное понимание универсальных симво-

лов (крест, инь—янь, свастика, пентаграмма, шестиконечная звезда).

Случаи телепатии, ясновидения и ряд других парапсихологических фе-

номенов также относятся к этой области.

Т

ЕРМИНАЛЬНЫЙ БОЛЬНОЙ И КАЧЕСТВО ЕГО ЖИЗНИ

Характер и широта работы с умирающим от неизлечимой болез-

ни или по причине старости зависят от физического состояния и
особенностей его личности, а также от эмоциональной настроенно-
сти, мировоззрения и прочих обстоятельств.

Главная психологическая мишень, на которую нацелены психо-

коррекционные воздействия, что всегда следует учитывать при об-
щении с терминальным больным, — это

страх пациента

перед ус-

тановлением  врачами "смертельного" диагноза (рак, СПИД),
мучительными болями, а также самой смертью.

"Правдивость" у  постели больного  есть всеобщая  тенденция

современности, и это касается не только врачей, но и родственни-
ков больных и всех тех, кто занимается уходом. Одновременно
следует избегать и чрезмерной откровенности в этих ситуациях —
врач не должен быть многословен. Отношения его с больным дол-
жны строиться на взаимном доверии. Следует при этом учиты-
вать динамику психологических реакций у терминальных боль-

274


background image

ных, описанную Кюблер-Росс, особенности конкретной ситуа-
ции. Если у больного выраженная реакция отрицания и он не же-
лает знать о смертельных болезнях, то и говорить на эти болезнен-
ные темы, "навязывать" больному правду не следует, если это не
мешает терапии.

Изменения личности, ее перестройка, возникающая в результате

хронического  неизлечимого  заболевания, измененное  состояние
сознания  больного  также  часто  не  позволяет  сообщать  ему  всю
правду о состоянии. В беседах с больным важно учитывать то, что
больной действительно хочет знать и чего он боится. Именно это
является  ориентиром в разъяснении больному сущности болезни
для оптимального проведения лечебных мероприятий. Не следует и
препятствовать возможной личностной трансформации больного в
направлении "третьей  действительности", т.е. иррациональности,
религии и т.д. Часто именно иррациональность, вера в "жизнь после
смерти" помогает больному справиться с печалью и чувством овла-
девающего одиночества.

Требование правдивости касается  и  очень  ответственного для

врача момента — сообщения диагноза больному. В настоящее вре-
мя преобладающей является тенденция дозированного и доступного
разъяснения тяжелобольному или умирающему причин и особен-
ностей его состояния. Одновременно с открытием диагноза всегда
следует давать в приемлемой форме и надежду. По возможности
следует сразу сделать и терапевтическое предложение. Тем самым
мы обещаем больному, что не оставим его одного. Что касается мо-
мента сообщения диагноза, то многие считают лучшим вариантом
наиболее раннее информирование больного — уже в связи с пер-
вым же подозрением или первой консультацией.

Большое значение имеет привлечение родственников к эмоцио-

нальной поддержке больного. Врач должен учитывать индивиду-
альную систему семьи и семейных отношений. Следует избегать
слишком большого информирования семьи о состоянии больного
с одновременной недостаточностью представления такой инфор-
мации самому больному. Желательно, чтобы больной и родствен-
ники находились на примерно  одинаковом  уровне владения ин-
формацией о болезни — это способствует большей консолидации
семьи, мобилизации резервов семейной группы, содействию пси-
хологической проработки скорби у больного и членов семьи.
Э. Кюблер-Росс считает, что психологические реакции родствен-
ников больного в таких ситуациях соответствуют приблизительно
таковым у самих больных.

275


background image

Когда исчерпаны возможности патогенетического лечения  ос-

новного заболевания, для облегчения страданий больного прибега-
ют к симптоматическому, паллиативному лечению. Под паллиатив-
ным  лечением (лат. palliatus — покрытый  плащом) понимают
применение лекарств, средств и методов, которые приносят времен-
ное облегчение, но не излечивают болезнь. Главной его целью явля-
ется  создание  максимально  возможного  комфорта  для  больного,
улучшение качества его жизни. Особенно это важно для больных
обреченных, медленно умирающих (например, от онкологического
заболевания). Главным здесь является не только продление жизни, но
и создание условий для того, чтобы оставшаяся жизнь для больного
была более комфортабельной и значимой.

Важным нововведением в уходе за смертельно больными стал ле-

чебный эксперимент, проводившийся с 1967 года в приюте Святого

Христофора в Лондоне под руководством доктора Сесилии Сандерс.

Главным в деятельности этого приюта стало стремление сделать все,

чтобы дать возможность пациентам полноценно и комфортабельно

жить до самого дня кончины. Основная идея

хосписов,

или мест умира-

ния, не идея ускорения смерти как можно более законными и безболез-

ненными путями, а идея облегчения страданий во время умирания с

сохранением сознания. С подобными целями обитателям хосписа на-

значают специальную микстуру, состоящую из морфия, кокаина и ал-

коголя, окружают их заботой, друзьями и родственниками. Режим и

вся атмосфера здесь гораздо более свободны и неформальны по срав-

нению с обычной больницей. Подход, практикуемый в приюте, соеди-

няет хорошо организованный уход и медицинское мастерство с состра-

данием, теплом  и  дружелюбием. Работа  Сандерс  имела  явно

религиозный акцент, но носящий не сектантский характер и не своди-

мый к канонам какой-то одной избранной религии.

Современными  организационными  формами  для  проведения

паллиативного  лечения  являются  хосписы, специализированные
отделения или центры для лечения больных СПИДом, геронтоло-
гические  отделения  в  многопрофильных  или  психиатрических
больницах. Хосписная  служба  обычно  ориентирована  на  помощь
инкурабельным  онкологическим  больным  и  их  родственникам  и
близким. Программа  действий  в  хосписе  рассчитана  в  первую
очередь на паллиативный уход за больными, обезболивание, ока-
зание  психологической  поддержки  им  и  их  семье. Как  правило,
хоспис имеет в своем составе стационар и выездную службу, осу-
ществляющую патронаж больных. Работу по уходу на дому про-
водят специально подготовленные медицинские сестры. Психоло-
гическая  поддержка  больных  осуществляется  психологом  и
социальным работником.

276