Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6760
Скачиваний: 24
Условия работы для персонала хосписа считаются тяжелыми (Гнез-
дилов А.В., 1995), т.к. высок уровень психических нарушений у пациен-
тов (у 60-70%), выраженной неврологической патологии ("спинальные"
больные с парезами и параличами составляют 30-40%). Особую про-
блему представляют так называемые "грязные больные" с разлагающи-
ми опухолями, выводами прямой кишки, свищами и т.д., а также посто-
янное соприкосновение персонала со смертью. Эти особенности
вызывают текучесть кадров, а у части персонала могут возникать не-
вротические расстройства, депрессия, психосоматические нарушения.
Большое значение в работе хосписов придается привлечению к уходу за
больными и их психологической поддержке непрофессионалов из числа
лиц, добровольно соглашающихся на этот труд из побуждений гуманиз-
ма и человечности — волонтеров, а также создание на базе хосписа раз-
личных общественных организаций и общин.
Глава 32
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
По определению французского философа и социолога Эмиля
Дюркгейма (1858-1917),
суицид
(от англ. suicide) — намеренное ли-
шение себя жизни. В случаях завершенных суицидов это намерение
легко заподозрить, но очень трудно доказать. Одним из способов
выяснения намерений суицидентов является так называемая
психо-
логическая аутопсия,
поэтому специалист должен как можно рань-
ше побеседовать со всеми близкими жертве людьми и зафиксиро-
вать их реакции и воспоминания об ушедшем, пока они еще свежи.
Самоубийство и покушение на самоубийство составляют объект
междисциплинарной области знаний —
суицидологии,
которая в
последние годы интенсивно развивается во многих странах мира.
Самоубийство находится в ряду первых причин смертности тру-
доспособного населения, а покушение на самоубийство приводит к
утрате трудоспособности и часто влечет за собой необратимые на-
рушения здоровья, инвалидность. Например, только в США каждый
год появляется около 30 тыс. сообщений о совершенных суицидах.
По данным за 1988 год, в России совершалось 24 самоубийства на
100 тыс. населения. Несомненно, что истинное число самоубийств
еще выше, поскольку о реальной причине смерти не всегда сообща-
ется, или эта причина скрывается под таким названием, как "смерть
от несчастного случая". Изучение статистики самоубийств в России
показывает, что число суицидальных попыток примерно в восемь
раз превышает число зарегистрированных завершенных само-
убийств (Абрумова А.Г., 1984), а некоторые американские исследо-
ватели считают, что эта цифра на порядок выше — 80-100 попыток.
Культурологический и этнопсихологический аспект проблемы
самоубийств находит отражение в факте неодинаковой распростра-
ненности аутоагрессивного суицидального поведения в различных
регионах мира. В частности, известно, что наиболее высока распро-
страненность самоубийств в Венгрии, а в России — в Удмуртии и
Марий Эл. Роднит представителей данных регионов их фино-угорс-
кие корни. Именно данный факт позволяет трактовать выбор суици-
дального поведения как признак влияния этнокультуральных осо-
бенностей (Менделевич В.Д., 1998).
Для большинства людей самоубийство является формой пове-
дения, как бы свидетельствующей о безумии человека. Однако это
предубеждение мало обосновано, т.к. 70-85% всех самоубийств со-
вершают лица, которые психическими заболеваниями не страдают.
278
Еще в начале века известный русский правовед А.Ф. Кони заметил,
что самоубийство стало превращаться в болезнь общества, "в не-
дуг, все более надвигающийся на людское общежитие". Проблема
суицидов является наиболее серьезной в индустриально развитых
странах, причем уровень самоубийств у мужчин примерно в три
раза выше, чем у женщин.
Существуют люди, являющиеся суицидальными личностями, но
этого не признают ни их друзья, ни родственники. Их поведение может
быть направлено на смерть из-за отчаяния и невыносимости жизненных
препятствий. Такое поведение Э. Дюркгейм еще в 1897 году назвал
"символическим суицидом". Позднее все типы поведения, над которыми
у человека есть реальный или потенциальный волевой контроль, но
которые способствуют продвижению индивида в направлении более
ранней физической смерти, стали определять как
саморазрушающее
поведение.
Такое поведение, которое сокращает жизнь человека, также
еще определяют как "частичное", "полунамеренное", "скрытое" само-
убийство, "бессознательное суицидальное поведение" или "суицидаль-
ный эквивалент". К саморазрушающим типам поведения обычно отно-
сят злоупотребление алкоголем или наркотиками, игнорирование
серьезных болезней, чрезмерную работу, переедание или курение. Су-
ицидальный эквивалент может быть закамуфлирован увлеченностью
"смертельными" играми или "рискованными" видами спорта, случаями
фанатической храбрости с желанием отдать свою жизнь за какие-либо
религиозные или социальные идеалы.
Главными характеристиками непрямого суицида является отсут-
ствие полного осознания своих поступков в этом направлении, такое
поведение рационализируется или вовсе отрицается, открытое обсуж-
дение этих тенденций крайне редко, вторичная выгода может быть из-
влечена из сочувствия или проявления враждебности во время само-
разрушения, окружающим смерть жертвы почти всегда кажется
случайной. Хотя непрямое самоубийство является менее очевидным,
результаты его не менее легальны.
Основной детерминантой суицидального поведения является со-
циально-психологическая дезадаптация личности в условиях меж-
личностного или внутриличностного конфликта, когда суицидент не
может найти адекватного способа его разрешения. Психологическое
состояние, в котором принимается решение о самоубийстве, харак-
теризуется как
кризисное.
В острых кризисных состояниях человек
испытывает целую гамму негативно окрашенных эмоций—чувство
беспомощности, ущербности, отчаяния, безнадежности, личной ка-
тастрофы. Другой формой протекания кризиса является безразли-
чие к жизни и желание уйти из нее.
279
Этиология суицидального поведения достаточно сложна, в
ней обнаруживается целый комплекс разнообразных психологи-
ческих и социальных факторов. Как уже отмечалось, высокие по-
казатели суицидов коррелируют с мужским полом, а также увели-
чением возраста, вдовством, отсутствием семьи и детей, высокой
плотностью населения, проживанием в крупном городе, высоким
общим жизненным стандартом страны, экономическими кризи-
сами, состоянием алкогольного опьянения, некоторыми психи-
ческими нарушениями и соматическими заболеваниями. Очень
высок риск суицида у лиц, злоупотребляющих алкоголем. Алкого-
лизм имеет отношение к 25-30% самоубийств. Длительное зло-
употребление алкоголем способствует усилению депрессии, чув-
ства вины и психической боли, которые, как известно, часто
предшествуют суициду.
Следует заметить, что представители различных научных направ-
лений, последователи различных психологических школ по вопросу
о суицидах не имеют полного согласия. Основатель психоанализа
3. Фрейд является автором наиболее ранней попытки психологичес-
кого толкования суицида. Позднее это выразилось в его утверждени-
ях о существовании инстинкта смерти. Работа Фрейда "Печаль и ме-
ланхолия" посвящена его теории суицида.
Причинами самоубийств следует заниматься многосторонне,
поскольку речь идет об очень сложном явлении. Самоубийство
нельзя схематически отождествлять с психическим заболеванием,
хотя несомненно то, что обычно речь идет о людях с ранимой пси-
хикой, подверженных различным социальным нагрузкам. Наибо-
лее частыми причинами суицида обычно называют депрессию и
агрессивность личности, направленную против себя самой. Эти
реакции часто приводят первоначально суицидента к врачу. В час-
тности, И. Харди (1988) сообщает, что 60-70% всех самоубийц до
этого трагического события посещали врача, получали от него ка-
кое-либо лечение. Среди причин посещения врача фигурируют
прежде всего различные проявления депрессии, часто эти депрес-
сии носят соматизированный характер ("вегетативные, скрытые
депрессии"). Трудной задачей для врача являются и больные с ипо-
хондрическим состоянием, которое нередко "неожиданно" закан-
чивается самоубийством. В одном из исследований среди пациен-
тов, которые открыто высказывали суицидальные мысли, у 37%
диагностирована невротическая депрессия, у 13% — личностные
расстройства, у 8% — психотическая депрессия, у 19% — шизоф-
рения, а у остальных каких-либо психических расстройств выявле-
но не было (Beck A., Steer R. и др., 1985).
280
О самоубийстве известно с самого начала человеческой истории.
Отношение к самоубийству было различным от века к веку и от цивили-
зации к цивилизации. Значение и смысл суицидального поведения меня-
лись на различных этапах исторического развития общества.
В определенные периоды самоубийства у некоторых народов рас-
сматривались как социальная норма. В античности человек, принявший
решение лишить себя жизни, совершал этот поступок открыто, с созна-
нием собственного долга и правоты. Но и в эти времена были в Древней
Греции несогласные со стоицизмом и эпикурейством, философскими
школами, которые приветствовали добровольное желание человека
расстаться с жизнью. Платон и Сократ считали, что с моральной точки
зрения суицид никогда не может быть оправдан.
С течением времени общество стало в целом реагировать на случаи
самоубийства враждебным образом. Религиозная традиция наклады-
вает на самоубийства табу, рассматривая покушение на собственную
жизнь как отвержение Бога и обещания вечной жизни. В знак позора
возник обычай хоронить самоубийц на распутьях дорог, их тело под-
вергалось оскорблениям. В этой атмосфере легко возникали суеверия
о призраках самоубийц. Считалось, что если беременная женщина на-
ступала ногой на могилу самоубийцы, то ее дитя обязательно разделит
его судьбу. В странах, где сильно было влияние иудейской, христианс-
кой или мусульманской религии, самоубийство стало совершаться тай-
но, с чувством вины перед близкими и богом. Религиозные запреты
находили отражение в уголовном и гражданском кодексе некоторых
стран. Желание избежать гласности связано с негативными последстви-
ями суицида — заключением покушавшегося на свою жизнь в тюрь-
му, лишением прав наследования для родственников самоубийцы.
На протяжении развития человеческого общества вопрос о борьбе с
самоубийствами возникал неоднократно. Необходимость превенции
(предупреждения) суицида многими отрицалась. В качестве доводов
социал-дарвинистами, например, приводились аргументы, истолковы-
вающие самоубийство как результат регулирующего воздействия в
человеческой популяции естественного отбора, что следует оценивать
как положительное явление.
Ненужность и даже аморальность борьбы с самоубийством обосно-
вывались также с точки зрения того, что суицид является частным де-
лом каждого человека, ему следует позволить умереть, если он этого
хочет. Создание препятствий в реализации этого акта следует расцени-
вать как покушение на свободу личности. Эти псевдогуманные идеи
были доведены до абсурда французским психологом Бине-Сангле, при-
зывавшим к созданию особого медицинского учреждения, помогающе-
го желающим совершенно безболезненно расстаться с жизнью.
В противовес последней точке зрения ряд известных американских
суицидологов факт суицида трактуют как своеобразный призыв к ок-
ружающим, "крик о помощи". По словам Джастиса Кордоза, этот "крик
о помощи является призывом к спасению". Сегодня, на фоне растущей
281