Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6728
Скачиваний: 24
Следует отметить, что сам термин "психотерапия" имеет неодноз-
начное толкование в литературе и используется для обозначения иногда
очень далеких друг от друга явлений. Это связано с тем, что психотера-
пия в настоящее время не является однозначно понимаемой областью
научных знаний и практических подходов. В развитии ее теории и прак-
тики сегодня принимают участие не только врачи, но и многие другие
специалисты. Содержательно методы психотерапевтического воздей-
ствия основываются не только на данных медицины и физиологии, но и
педагогики, психологии, социологии и других наук.
Существуют определения психотерапии, которые разработаны не
на медицинской модели, а на психолого-педагогических (методы влия-
ния, приводящие в движение процесс научения) или социологических
(методы манипуляции с целями социального контроля) и других концеп-
циях. Особенно ярко междисциплинарный характер психотерапии про-
является в современных формах групповой психотерапии, именно ее
методы и конкретные технологии особенно широко стали использовать-
ся во внебольничной среде.
Всем этим обусловливается актуальность важнейшего для теории и
практики медицины раздела клинической психологии, который может
быть определен как психологические основы психотерапии, задачей его
является разработка психологической теории психотерапии (Карвасар-
скийБ.Д., 1982).
Симптоматическая психотерапия.
Симптоматическая психоте-
рапия направлена в большей мере на смягчение или ликвидацию
симптомов болезни, а не на их личностно-психологические причины
и механизмы. Устранение ведущих патологических симптомов, есте-
ственно, может приводить и к конструктивным изменениям первич-
ной конфликтной ситуации и восстановлению внутриличностной
психодинамики (за счет изменения самовосприятия, самооценки и
т.п.), но от этого суть этого класса психотерапевтических методов не
меняется. По целям проведения симптоматическая психотерапия
может быть направлена не только на ключевой симптом заболева-
ния или овладение навыками контроля над физиологическими функ-
циями, но и на активизацию различных сфер личностного функцио-
нирования — когнитивной, эмоциональной или поведенческой.
К симптоматической психотерапии, предполагающей активиза-
цию когнитивного компонента личности, относится
рациональная
психотерапия.
Она направлена на логическое переубеждение паци-
ента, обучение его правильному мышлению (Dubois P., 1912) и пред-
полагает различные варианты разъяснительной психотерапии.
К симптоматической психотерапии, центрированной на эмоцио-
нально-волевой сфере личности, относятся различные варианты ка-
тарсической психотерапии и внушения (суггестии).
337
Катарсическая психотерапия
используется для эмоциональ-
ного отреагирования и нейтрализации ("катарсис", "абреакция")
психотравмирующих переживаний, при этом в терапевтических
условиях пациенту предлагается воспроизводство прошлых психо-
травмирующих ситуаций. Катарсис может достигаться полным по-
гружением в психотравмирующую ситуацию или путем поэтапно-
го приближения к ней (десенсибилизация). "Погружение" в
психотравмирующую ситуацию может осуществляться путем на-
правления воспоминаний пациента в состоянии расслабления, лег-
кого гипноза и самогипноза.
Суггестивная психотерапия
объединяет группу методов, где
главным лечебным фактором является внушение или самовнуше-
ние. При внушении подаваемая психотерапевтом информация вос-
принимается пациентом без критической оценки и влияет на течение
нервно-психических и соматических процессов. В медицинской
практике наиболее часто используют внушение в бодрствующем
состоянии, в состоянии гипнотического или наркотического сна.
При самовнушении формулы внушения адресуются самому
себе. Из методов самовнушения наибольшее распространение по-
лучил метод французского аптекаря Куэ (Coue E., 1857—1926). Боль-
ному при этом предлагается несколько раз в день внушать себе ле-
чебные формулы типа — "с каждым днем мне становиться все
лучше и лучше". Куэ также показал целесообразность положитель-
ного самовнушения ("я здоров") взамен отрицательного ("я не бо-
лен"). Самовнушение является важным механизмом лечебного дей-
ствия ряда других методов психотерапии — аутогенной тренировки,
биологической обратной связи (БОС), йоги, медитации и др.
К методам симптоматической психотерапии, направленным на
изменение поведения, относятся различные варианты поведенчес-
кой психотерапии, некоторые методики аутогенной тренировки, тре-
нинг БОС, техники нейролингвистического программирования и др.
Патогенетическая психотерапия.
Принятое в медицине опреде-
ление психотерапии, характеризующее ее как группу лечебных ме-
тодов психологического воздействия на психику и через нее на весь
организм, является наиболее общим из возможных, однако в нем
отражено существенное, впрочем характерное и для медицинской
практики в целом, представление о приписывании врачу роли ак-
тивного начала, т.е. субъекта, начинающего и осуществляющего весь
лечебный процесс, а пациент как бы выступает в роли пассивного
объекта, реципиента. Подобный субъект-объектный подход имеет
место и в определениях психотерапии, возникших в русле психоло-
гии, где психотерапия также понимается как психологическое воз-
338
действие, основанное на природе общения и направленное на психи-
ческие процессы или психические состояния человека, которые воз-
никли в силу психологических причин, однако не имеющие одно-
значного характера медицинских симптомов.
Многими психотерапевтами и психологами указывается на не-
достаточность такого субъект-объектного подхода к определению
психотерапии, где подчеркивается активная роль самого психоте-
рапевта, оказывающего некое "воздействие" на пациента. Вероят-
но, это не так, уже хотя бы потому, что именно пациент является
инициатором всего происходящего, поскольку именно он обратил-
ся к психотерапевту, а не наоборот. Более того, все происходящее в
последующем также зависит от пациента — его желания и способ-
ности принять на себя какие-либо усилия психотерапевта и поддер-
живать с ним контакт на протяжении всего курса лечения (Калмы-
кова Е.С., 1992).
Таким образом, данное определение сильно отстает от реалий
психотерапевтической практики. Однако задача определения психо-
терапии, психотерапевтического процесса и его сути не является
простой, особенно когда мы говорим о психотерапии патогенети-
ческой, каузальной. Так, американский исследователь, автор многих
методологических трудов X. Страпп (Strupp., 1978) на определенном
этапе приходит к такому определению: "В самом широком смысле
мероприятие, называемое психотерапией, включает в себя человека,
который сознает, что ему необходима некая помощь; специалиста,
который готов оказать ему эту помощь; и серию межличностных
взаимодействий, довольно тонких и часто продолжительных, кото-
рые направлены на осуществление желательных изменений в чув-
ствах и поведении пациента".
Очевидно, что и это определение — всего лишь формальное опи-
сание участников и событий психотерапевтического взаимодей-
ствия, равно приложимое к любому типу и направлению психотера-
пии. Все попытки уточнить его неизбежно влекут употребление
какой-либо конкретной терминологии той или иной психотерапевти-
ческой школы или направления психотерапии, их теоретической ори-
ентации. Более конкретное определение психотерапии с необходи-
мостью будет включать в себя
представление о целях и способах
лечения,
а отсюда
представление как о личности в целом,
т.е. ее
идеальном, "нормативном" или "здоровом" устройстве, так
пред-
ставление о патологии,
т.е. механизмах личностных нарушений.
В научных исследованиях в области психотерапии наибольшее вни-
мание специалистов привлекают в настоящее время следующие аспекты
(Калмыкова Е.С., 1992):
339
1) методологические и методические проблемы изучения психоте
рапии;
2) процессуальные аспекты психотерапии (взаимоотношения пси
хотерапевта и пациента, их взаимодействие);
3) использование различных техник;
4) психотерапия различных нозологических групп пациентов (воз
можности изучения, оценка эффективности и др.).
Многочисленные исследования, посвященные оценке эффективнос-
ти психотерапии, не выявили подтверждений тому, что какая-либо шко-
ла психотерапии приносит лучшие результаты, чем любая другая.
Можно лишь отметить, что более устойчивые положительные отдален-
ные результаты лечения имеют место при использовании патогенетичес-
ких психотерапевтических методов, по сравнению с симптоматическими.
В психологии существует множество теорий личности, которые
по-разному трактуют и объясняют природу поведения человека.
Каждой из этих теорий соответствуют и определенные терапевти-
ческие методы, которые основаны на соответствующих теории по-
веденческих моделях. За рубежом наибольшее развитие и призна-
ние получили три психотерапевтических направления и возникшие
на их основе психотерапевтические методы:
психоаналитическое,
гуманистическое(феноменологическое) и бихевиористское.
В
рамках этих трех направлений, ориентированных на личностные
изменения, имеет место стройная психотерапевтическая система с
представлениями о норме (личности), патологии (личностных из-
менениях) и логически вытекающее из этого представление о зада-
чах и способах лечения. Их различия представлены в нижеследую-
щей таблице (по N. Karasu).
Различия психотерапевтических подходов
Тема
Психодинамичес-
кий подход
Поведенческий
подход
Феноменологи-
ческий подход
Природа
личности
Движется сексуаль-
ными и агрессив-
ными инстинктами
Продукт
социального
научения и обу-
славливаник; ведет
себя на основании
прошлого опыта.
Имеет свободную
волю и способность к
самоопределению и
самоактуализации
Основная
проблема
Сексуальное
подавление
Тревога
Психическое
отчуждение
Концепция
патологии
Конфликты в ин-
стинктивной сфере:
бессознательные
детские либидозные
влечения
Приобретенные
стереотипы поведе-
ния
Экзистенциальное
отчуждение: утрата
возможностей, рас-
щепление "Я", потеря
аутентичное-
340
Тема
Психодинамический
подход
Поведенческий
подход
Феноменологичес-
кий подход
ти (рассогласование
между мыслями,
чувствами и
поведением)
Вид
изменения
Глубинный инсайт:
понимание раннего
прошлого
Прямое научение:
поведение в теку-
щем настоящем, т.е.
действие или дей-
ствие в воображе-
нии
Непосредственное
переживание:
ощущение или
чувство в данный
момент
Временной
подход и
"фокус"
Исторический:
субъективное
прошлое
Неисторический:
объективное
настоящее
Отсутствие историз-
ма: феноменологи-
ческий момент
("здесь и сейчас")
Задачи
терапевта
Понять бессознатель-
ное психическое
содержание и его
историческое,
скрытое значение
Программировать,
подкреплять, по-
давлять или форми-
ровать
специфические
поведенческие
реакции для устра-
нения тревоги
Взаимодействие в
атмосфере взаимного
принятия,
способствующей
самовыражению (от
физического до
душевного)
Основные
техники
Интерпретация.
Материал: свободные
ассоциации, сновиде-
ния, обыденное
поведение, перенос и
сопротивление
Обуславливание:
систематическая
десенсибилизация,
позитивное и нега-
тивное подкрепле-
ние, моделирова-
ние поведения
"Энкаунтер"
("встреча"): равное
участие в диалоге,
эксперименты или
игры, драматизация
или разыгрывание
чувств
Роль
терапевта
Нейтральная. Помога-
ет пациенту исследо-
вать значение свобод-
ных ассоциаций и
другого материала
бессознательного
Учитель (тренер).
Помогает пациенту
заменять дезадап-
тивное поведение
на адаптивное. Ак-
тивный, ориентиро
ванный на
действие
Фасилиатор
(ускоритель) роста
личности
Характер
связи между
терапевтом
и пациен-
том
Трансфсрная и перво-
степенная для лечебно-
го процесса: нереаль-
ные взаимоотношения
Реальная, но второ
степенная для лече-
ния: взаимоотноше
ния отсутствуют.
Реальная и первосте-
пенная для лечения,
реальные взаимоот-
ношения
Лечебная
модель
Медицинская: врач—
пациент. Авторитар-
ная. Терапевтический
союз.
Образовательная:
преподаватель—
ученик. Автори-
тарная. Учебный
союз.
Экзистенциальная:
общение двух
равных людей
Эгалитарная
(равноправная).
Человеческий союз
341