Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5793

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Оценка  экспрессивной  речи  производится  на  основании  выполнения  испытуемым  специальных

заданий  исследования  спонтанной, диалоговой, монологической, автоматизированной  и  отраженной
речи.

При  оценке  спонтанной  и  диалоговой  речи  предъявляют  ряд  вопросов, предусматривающих  как

короткие, односложные  ответы (типа "да", "нет", "хорошо", "плохо"), так  и  развернутые. Отмечается
характер  жестов  и  мимики  при  ответах, особенности  произносительной  стороны  речи, наличие
эхолалий.

При исследовании автоматизированной речи просят перечислить цифры (от 1 до 6, от 7 до 12, от

15 до 20), перечислить  месяцы  в  году. Учитывается  возможность  плавного  перечисления
автоматизированных рядов, пропуски элементов, персеверации, парафазии.

Монологическая  речь  исследуется  с  помощью  пересказа  коротких  рассказов  после  прочтения  их

экспериментатором  или  путем  предложения  описать  показанную  сюжетную  картинку. При  анализе
обращают  внимание  на  отражение  в  рассказе  основных  элементов  текста, их  последовательность,
понимание  смысла  рассказа. Отмечаются  плавность  или  отрывистость  речи, затруднения  в  подборе
слов, аграмматизмы, преобладание глаголов, существительных или вводных слов.

При исследовании отраженной речи пациента просят повторить изолированные гласные звуки (а,

о, у, и, е, ю), изолированные согласные (эм, эр, рэ, с, д, к), слоги-триграммы (лив, кет, бун, шом, тал,
гис), серии трех гласных звуков (аоу, уао, оау, уоа, оуа, ауо), серий оппозиционных слогов (ба-па, па-ба,
ка-ха, са-за), различение изолированных гласных звуков и их серий (а-у-у-а-у-а), различение близких по
звучанию  слогов (да-та-да-да-та-та), простых  и  сложных  слов (дом, работа, водопровод, полководец),
повторение предложений и серий слов, по смыслу не связанных (дом — лес, сон — бег, ночь — план —
лист), повторение серий слогов-триграмм (бун-лец, кег-лаш, зук-тиз, рел-зук-тиз), повторение названий
реальных  и  изображенных  предметов, частей  тела, название  действий (топор — рубить, пистолет —
стрелять, ножницы — резать).

177

Значимым  при  оценке  речи  является  исследование  обращенной  к  пациенту  речи, понимание  ее,

выполнение простых команд (показать язык, поднять руку), флексивных отношений (ключ — ручкой,
ручку — ключом, ручкой — ключ, ключом — ручку), а также понимание отношений между предметами
(один  предлог  и  указание  места — положите  ручку  под  книгу, над  книгой, справа  от  книги; двумя
предлогами — положите тетрадь в книгу, но под ручку), конструкций родительного падежа (отец брата
и  брат  отца, сын сестры и  сестра  сына), интравертированных конструкций (Я позавтракал после того,
как прочитал газеты. Что я сделал раньше?), проб Хеда (Покажите указательным пальцем правой руки
левое ухо).

Письменная речь исследуется путем списывания коротких фраз, букв, слогов, слов под диктовку,

запись автоматизированных энграмм (написать свое имя, отчество и фамилию).

Нарушения  чтения  исследуются  путем  чтения  букв, слов, предложений  и  коротких  рассказов.

Предлагаются также буквы, выполненные разными шрифтами и "затемненные" крапом. При вербальной
алексии  больной  не  понимает  смысла  фраз  и  отдельных  слов, а  при  литеральной  алексии  нарушение
чтения связано с нарушением узнавания отдельных букв и цифр.

В  ряде  случаев  необходимым  является  и  изучение  нарушений  счета (акалькулия), которые

встречаются при поражении теменной и затылочных долей доминантного полушария головного мозга.
Для оценки нарушений счета испытуемому предлагают прочесть, назвать и написать числа, произвести
автоматизированные счетные операции (таблица умножения), решить устно и письменно ряд задач на
сложение и вычитание.


background image

Глава 6
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Определение и общая характеристика эмоций

Эмоции  (от  лат.  emoveo  —  потрясаю,  волную)  —  это  психический  процесс  субъективного

отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим
людям и самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и
намерений.

Если  процесс  удовлетворения  потребностей  протекает  благоприятно, то  человек  испытывает

положительные  эмоции, и, напротив, отрицательные  эмоции  возникают  в  ответ  на  неудовлетворение
потребностей или отсутствие нужного результата собственного действия.

Эмоции, как  и  ощущения, восприятия  или  мышление, являются  одной  из  форм  отражения

сознанием  реального  мира.  Однако  эмоции  отражают  предметы  и  явления  не  сами  по  себе,  а  в  их
отношении  к субъекту, их значимости для его потребностей и  мотивов деятельности. Таким образом,
эмоции  обусловлены, с  одной  стороны, внутренними  потребностями  и  мотивацией, а  с  другой —
особенностями внешней ситуации. Они как бы устанавливают связь и взаимоотношения между этими
двумя рядами событий, сигнализируя субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его
потребностей в данных условиях.

Радость  или  печаль, гнев  или  страх, восхищение  или  возмущение — все  это  различные  виды

психической (эмоциональной) реакции человека на раздражитель. Эта реакция может быть рассмотрена
прежде всего как психический  процесс, поскольку она  подвижна и  имеет  свою динамику. Однако эта
реакция  субъективно  переживается  и  выступает  для  человека  как  особое  эмоциональное  состояние.
Одновременно  она  может  быть  и  проявлением  особой  эмоциональной  пристрастности, устойчивого
личностного  эмоционального  отношения  к  этому  раздражителю, поскольку  далеко  не  все  объекты
окружающего мира одинаково сильно индуцируют в нас эмоциональный отклик.

179

Все содержания эмоциональной сферы человека, какими бы разными они ни казались, неотделимы

от личности. Они прежде всего связаны с потребностями, мотивами и отражают состояние, процесс и
результат их  удовлетворения. По отношению к личности все эмоциональные проявления возникают в
трех основных видах (Лебединский М.С. и Мясищев В.М., 1966):

1) как острые эмоциональные реакции на внезапные обстоятельства (гнев, радость, тоска, страх);

2) как эмоциональные состояния с изменениями нервно-психического тонуса (состояния эйфории

и депрессии, страха и тревоги, гнева и тоски, фрустрационные и другие состояния);

3) как  выраженная  избирательность  эмоциональных  отношений, положительных  или

отрицательных к тому или иному объекту (чувства любви, привязанности, страсти, вражды, неприязни,
ненависти и другие).


background image

Эмоции субъективны, и единственный способ ознакомиться с ними — спросить у человека, что он

испытывает. Однако существуют и внешние выражения эмоций в виде особых их телесных проявлений:
мимики (выразительные движения мышц  лица), пантомимики (выразительные движения конечностей,
изменения положения тела в пространстве), вокальной "мимики" (изменения тона голоса), вегетативных
реакций (изменения  пульса, тонуса  сосудов  и  мышц, дыхания, потоотделения  и  других  вегетативных
функций), а также биохимических сдвигов в организме (типа выделения в кровь адреналина, глюкозы и
других биологически активных веществ).

При изучении психологии эмоциональной сферы следует учитывать существующую по этой теме

терминологическую неоднозначность многих основных понятий. В какой-то мере она заложена  уже в
повседневном  языке, позволяющем  нам  называть  страх  эмоцией, аффектом, чувством  и  даже
ощущением или объединить под общим названием чувств такие различные явления, как боль и иронию,
красоту  и  уверенность, прикосновение  и  справедливость. В  научном  языке  также  нет  полного
терминологического  единства. Например, эквивалентом  словосочетания "органы  чувств" является
термин "анализаторы". Следует  также  помнить, что  эмоции  и  чувства  в  широком  понимании
рассматриваются  как  синонимы, но  при  классификации  эмоциональных  состояний  в  эти  термины
вкладывается различный смысл.

Основные свойства эмоций

1. Субъективный характер эмоций. Все психические явления являются субъективным отражением

объективного  мира, зависимым  от  жизненного  опыта, состояния  и  установок  человека. Но  особенно
субъективность проявляется в эмоциях. Некоторые проявле-

180

ния  эмоций  человек  в  состоянии  сдерживать  и  может  внешне  даже  показать  совершенно

противоположное  истинному  чувству.  Субъективность  эмоций  выражается  и  в  том,  что одно  и  то же
событие  может  вызывать  у  разных  людей  самые  различные, а  порой  и  противоположные  эмоции. С
другой  стороны, даже  сходные  переживания  у  разных  людей  всегда  будут  в  чем-то  различаться. Нам
иногда  бывает  трудно  выразить  словами  то, что  мы  переживаем. Отсюда  возникает  иллюзия  почти
полной оторванности мира чувств от внешней действительности.

2. Полярность  эмоций  вытекает  уже  из  самого  их  определения  эмоций, выражая  процесс

удовлетворения  или  неудовлетворения  потребностей. Все  эмоции  отличаются  полярностью, т.е.
обладают  положительным  или  отрицательным  знаком: удовольствие — неудовольствие, веселье —
грусть, радость — печаль. Следует, однако, отметить, что оба эти эмоциональных полюса не являются
взаимоисключающими. В  человеческих  переживаниях  они  часто  образуют  сложное  противоречивое
единство — амбивалентность, как, например, страстная  любовь  может  уживаться  со  жгучей
ненавистью. Эту  амбивалентность  чувств  часто  можно  объяснить  простым  несовпадением
эмоциональных  ситуативных  переживаний (реакций) и  устойчивых  эмоциональных  отношений. В
новой и незнакомой ситуации иногда можно фиксировать неопределенное по знаку, т.е. эмоциональное
ориентировочное  состояние. Оно обычно  не  является  длительным  и  снимается  изменением  ситуации,
переходя в положительную или отрицательную эмоцию.

3. Фазностъ  эмоций  характеризует  эмоции  в  их  динамике  с  количественной  стороны. Замечено,

что  в  пределах  одного  и  того  же  эмоционального  состояния (одной  модальности) отчетливо


background image

обнаруживаются  колебания  его  интенсивности  по  типу  напряжения — разрядки  и  возбуждения —
успокоения.

Если чувство удовольствия или неудовольствия вызвано более особенностями самих предметов и

их  ролью  в  удовлетворении  потребностей, то  степень  напряжения  и  возбуждения  обусловлена
спецификой  самого  чувства. Так, например, гнев  чаще  протекает  в  форме  ярко  вьфаженного
возбуждения, в то время как для удовольствия характерно успокоение.

Немецкий  психолог  Вильгельм  Вундт (1832-1920) демонстрировал  эти  свойства  на  примере

вслушивания в ритм метронома — прибора, который физически всегда выдает равномерный звуковой
ряд. Если испытуемый субъективно организовывал звуки в определенные такты, то по мере повторения
звукового ряда он все время нахо-

181

дат подтверждение этой организации, каждый раз испытывая чувство удовольствия. Если сильно

замедлить  ритм  метронома, то  у  человека  в  ожидании  следующего  звука  непроизвольно  возникает
чувство  напряжения. Наконец, щелчок  метронома  наступает — и  возникает  чувство  разрядки.
Экспериментатор  учащает  щелчки  метронома — и  у  испытуемого  появляется  какое-то  внутреннее
дополнительное ощущение; это возбуждение, которое связано с ускоренным темпом щелчков. Если же
темп вновь замедляется, то возникает успокоение.

По  мнению  В. Вундта, в  динамике  эмоций  проявляются  возможности  соединения, слияния  и

суммации  отдельных  эмоций  в  более  сложные  эмоциональные  переживания. Он  полагал, что  все
сложные  эмоции  человека  являются  производными  комбинациями  трех  пар  основных  свойств
("измерений") простых эмоциональных состояний: удовольствие-неудовольствие, напряжение-разрядка
и  возбуждение-успокоение ("трехмерная  теория  чувств" В. Вундта). Например, радость — это
удовольствие  и  возбуждение, надежда — удовольствие  и  напряжение, а  страх — неудовольствие  и
напряжение. Напряжение, помимо  того, что  оно  неразрывно  связано  с  такими  чувствами, как  гнев,
страх, горе, и  по  мере  их  исчезновения  сменяется  на  разрядку, может  переживаться  и  как
самостоятельное, особое чувство. Таково, например, напряжение при восприятии чего-то неизвестного,
но очень важного для человека.

Функции эмоций

Человеческие  чувства  имеют  длительную историю  филогенетического развития, в  ходе которого

они  стали  выполнять  целый  ряд  специфических  функций. Основными  из  них  являются  регулятивная
(гомеостаза и поведения) и коммуникативная функции.

1. Регуляция  гомеостаза  и  вегетативных  функций. Филогенетически  наиболее  древней  является

гомеостатическая  функция  эмоций, которая  связана  с  необходимостью  поддержания  постоянства
внутренней  среды  организма. Малейшие  изменения  гомеостаза  улавливаются  эмоциогенными
подкорковыми структурами мозга  и отражаются в  эмоциональной  сфере в  виде различных витальных
(лат. vita — жизнь) эмоций, например — голода или жажды, что способствует поиску необходимого и
устранению дисбаланса. Витальные эмоции тесно  связаны с инстинктами  и являются разновидностью


background image

"низших" элементарных (таламических, прото-патических) эмоций, которые сопровождают ощущения.
Это переживания типа удовольствия при ощущении сладкого или неудо-

182

вольствия  при  ощущении  горечи  во  рту. Подкорковые  таламические  эмоции  существенно

отличаются  от  корковых  реактивных  эмоций, которые  переживаются  как  реакция  на  осознание
неблагополучия и корковых "высших", эпикритических эмоций, т.е. нравственных и интеллектуальных
чувств.

В  процессе  эволюции  постепенно  происходило  формирование  и  закрепление  наиболее

целесообразных, способствующих  выживанию  регуляторных  взаимосвязей  определенных  эмоций  с
теми или иными адаптивными физиологическими сдвигами в организме. Например, при угрозе жизни
возникает  страх  с  активной  одновременной  подготовкой  организма  к  борьбе  или  бегству. При  этом
происходит  целесообразное для  жизнеобеспечения  перераспределение  крови: усиливается  ее приток  к
мышцам,  сердцу,  легким  и  мозгу,  а  сосуды  кожи  и  брюшной  полости  сужаются.  Животное  при  этом
принимает  различные  защитно-устрашающие  позы — оскал  зубов, поднятие  шерсти  дыбом  и  другие.
Различные  эмоции  по-разному  внешне  выражаются  и  по-разному  влияют  на  деятельность  отдельных
внутренних органов. В таких случаях обычно говорят, что каждое эмоциональное состояние имеет свое
телесное (вегетативное) "сопровождение".

У  человека  все  эти  реакции, несмотря  на  то, что  они  во  многом  уже  утратили  свою

целесообразность, все  еще  сохраняются  в  редуцированном  виде. Поэтому  излишняя  интенсивность  и
длительность  переживаний, создавая  дополнительные  нагрузки  на  соответствующие  функциональные
системы организма, может способствовать возникновению в них болезненных изменений. Так еще М.И.
Аства-цатуров (1932) отмечал, что сердце чаще "поражается" страхом, печень — гневом, а желудок —
апатией и подавленным настроением.

С  другой  стороны, все  особенности  функционирования  внутренних  органов  организма  и

различные болезненные изменения в них влияют на психоэмоциональное состояние человека, составляя
важный  компонент  его  так  называемого  общего  чувственного  тона, т.е. своеобразной  эмоциональной
окраски  любой  психической  деятельности — ощущений, восприятия  или  мышления. В  обеспечении
оптимального  чувственного  тона  особенно  велика  роль  сохранности  эмоциогенных  структур  мозга
(таламус, лимбическая система и другие). При их повреждении оттенок всех эмоциональных состояний
приобретает болезненно "витальный", прото-патический характер.

Чувственный тон включает также в себя и как бы аккумулированное отражение наиболее общих и

часто  встречающихся  признаков  полезных  и  вредных  факторов  внешней  среды. Благодаря  своей
обобщенности, он  помогает  принять  предварительное, но  зато  быстрое  решение  о  значении  нового
раздражителя.

183

Замечено, что некоторые цвета, звуки или запахи могут сами по себе, независимо от их значения

для человека, вызывать у него приятное или неприятное чувство. Чувственный тон часто носит и сугубо
субъективную окраску: если для одного человека книга интересна, собеседник приятен, а кинокомедия
веселая, то  у  другого  человека  все  это  может  вызывать  противоположные  чувства. Чувственный  тон
зависит и от того, как протекает деятельность. Постоянно проигрывающий партнер по игре кажется нам
более симпатичным, чем тот, который все время у нас выигрывает.

Несмотря  на  свою  внешнюю  незначительность, знание  и  целенаправленное  использование

чувственного  тона  позволяет  воздействовать  на  настроение  человека  и  тем  самым  улучшить
производительность  труда  на  производстве  или  обеспечить  более  комфортное  лечение  в  больнице
(соответствующая  окраска  стен, оформление  помещений, музыкальный  фон  и  прочие  компоненты
внешней среды).