Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5794
Скачиваний: 35
2. Эмоциональная регуляция поведения — совершается как через эмоциональное отражение и
оценку текущих событий, так и через актуализацию прошлого индивидуального опыта.
Эмоции, благодаря обобщенности оценки, позволяют определить полезность или вредность
воздействующих факторов прежде, чем будет определено само вредное воздействие. Они являются тем
языком, той системой сигналов, посредством которых субъект узнает о значимости происходящего. Из
этой оценки вытекает и побуждение к действию. Например, при переходе улицы человек может
испытывать страх разной степени в зависимости от дорожной ситуации. Именно усиление страха перед
приближающейся машиной побуждает его ускорить свое движение через дорогу.
Эмоции также могут организовывать деятельность, направлять силы и внимание человека на
определенный предмет. Закон Йоркса — Додсона констатирует наличие криволинейной,
"колоколообразной" связи между силой эмоционального возбуждения и успешностью деятельности
человека. Наиболее продуктивной деятельность бывает при умеренном, оптимальном уровне
возбуждения. Дезорганизация деятельности может наступить при чрезмерном эмоциональном
возбуждении за счет переключения на так называемое "аварийное поведение" (бегство, агрессия,
оцепенение).
Регулирующая функция эмоций заключается также и в том, что соответствующее эмоциональное
подкрепление способствует закреплению нужных реакций, что играет важную роль в процессах
научения. Прошлый эмоциональный опыт человека оказывает боль-
184
шое влияние на поведение. Сильное эмоциональное переживание способствует соединению,
синтезу и сохранению всех событий и обстоятельств его возникновения, образуя в памяти прочный
эмоциональный комплекс. Актуализация любого из его элементов влечет, часто против воли субъекта, к
воспроизведению в сознании и всех других элементов комплекса с соответствующей коррекцией
актуального поведения.
3. Коммуникативная функция эмоций. В эволюции эмоционально-выразительные движения
(специфические изменения в пантомимике, мимике, тоне голоса), внешние вегетативные проявления
эмоций (побледнение, покраснение и другие) развивались и закреплялись и как средства оповещения во
внутривидовом и межвидовом общении (Ч. Дарвин, 1953). У человека эта сигнально-экспрессивная
функция эмоций не потеряла своего значения и обеспечивает ему так называемую невербальную
коммуникацию. Эмоционально-выразительные движения указывают на внутреннее состояние
говорящего и его отношение к тому, что в данный момент происходит. Они могут также оказывать
определенное воздействие и на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных
движений. Следует, однако, отметить, что не все проявления чувств одинаково легко распознаются.
Легче всего узнается ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%) и удивление (34%).
Наибольшую информативность о переживаемых человеком чувствах несет выражение его рта.
Классификация эмоций
Наиболее часто в эмоциональной сфере выделяют пять основных групп эмоциональных
переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.
Аффект (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — сильная, бурная, но относительно
кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, которая полностью захватывает психику
человека и предопределяет единую глобальную реакцию на ситуацию. Порой сам запускающий стимул
и реакция на него осознаются недостаточно, что является одной из причин возможной неуправляемости
аффектом. Он быстро овладевает человеком и характеризуется утратой самообладания, нарушением
контроля за действиями, а также изменениями всей жизнедеятельности организма.
185
Формами проявления аффекта могут быть ярость, гнев, ужас и другие эмоциональные
переживания. Перенесенный аффект может надолго фиксироваться в сознании — его следы могут
актуализироваться при определенных условиях, усиливаться и проявляться порой в еще более острой
форме (эффекты "накопления" и "разрядки").
Развитие аффекта характеризуется стадиями. Вначале человек не может не думать о предмете
своего чувства и всего того, что с ним не связано. В поле восприятия удерживаются только те объекты,
которые "вошли" в аффективный комплекс. Выразительные движения становятся все более
безотчетными. Слезы и рыдания, хохот и выкрики, жесты и позы, характер дыхания и другие
вегетативные реакции создают обычную картину нарастающего аффекта. Сдержаться, не потерять
власти над собой на этой стадии человек еще может (физиологический аффект), но при наличии
заболеваний и других ослабляющих факторов аффект может перерасти в патологический.
При развитии патологического аффекта торможение все глубже охватывает кору головного мозга
— сознание резко сужается, нарастает дезорганизация мышления, и человек утрачивает контроль над
собой, совершая автоматические, безотчетные и бессмысленные разрушительные действия. После
аффективной вспышки наступает разбитость, упадок сил, неподвижность. Патологический аффект
обычно завершается сном с последующей амнезией совершенного. Правильная диагностика
патологического аффекта имеет большое значение в судебной психиатрии, так как лица, совершившие
противоправные действия в таком состоянии, признаются невменяемыми.
Эмоция ("собственно эмоция" в узком значении слова) — это непосредственное, временное
эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним
событиям. Эмоция, также как и аффект, возникает как реакция на ситуацию, но в отличие от аффекта,
она более длительна и менее интенсивна. Если аффект — буря, то обычная эмоция — это душевное
волнение.
Эмоция возникает как реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятностные или
вспоминаемые. Если аффекты отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции более
смещены к началу действия и предвосхищают его результат. В этом смысле они носят опережающий
характер, обобщая оценку ситуации, связанной с удовлетворением потребности.
Кроме положительных и отрицательных эмоций, отражающих процесс удовлетворения
потребностей, были выделены (Кант Э.) стенические и астенические эмоции. Если стенические эмоции
стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение человека, побуждают его к поступкам
и высказываниям, то астенические эмоции обуславливают пониженную активность, неуверенность,
сомнения и бездеятельность.
186
Все эмоции человека можно различать и классифицировать также по модальности, т.е. качеству
переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории
дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно
различных "фундаментальных" эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание,
гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-
раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к
отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний,
различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как
радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и
другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные
эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.
Фундаментальные эмоции (Изард К., 1980)
1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и
умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.
2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить
актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость
сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к
самореализации являются препятствиями и для появления радости.
3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака
эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие
эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.
4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние,
связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности
удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или
менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме
эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной
утратой.
5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта;
возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер
стенической эмоции.
187
6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами,
людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает
в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и
установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях
мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая
при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных
отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с
таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие
принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он
презирает.
8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом
информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой
опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей,
человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного
неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или
преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и
протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и
тревожности, либо в виде аффекта (ужас).
9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия
собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным
представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании
неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и
раскаянии.
Чувства (высшие эмоции) — особые психические состояния, проявляющиеся социально
обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные
отношения человека к реальным или воображаемым объектам. Их часто обозначают как вторичные
эмоции, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых
(первичных) эмоций к объекту чувства.
Выражаются чувства также через эмоции, но не постоянно, а временами, в соответствии с
ситуацией. Причем конкретные эмоции как формы переживания определенного чувства могут быть
самыми разнообразными. Например, любящая мать может испытывать ситуативную эмоцию гнева,
столкнувшись с возмутившим ее
188
поступком сына, однако по истечении времени любовь к сыну возьмет свое, и этот поступок
забудется. Потребовалось бы множество его проступков, чтобы отрицательные эмоции накопились и
сделали возможным перерождение чувства любви к сыну, а тем более переход его в противоположное
чувство.
Вторичные эмоции значительно разнообразнее, чем первичные. Поэтому при попытке их
классификации у человека, единственного существа, которое осознает большинство своих чувств,
создаются почти непреодолимые трудности из-за субъективного разнообразия их трактовок в
словесном выражении. Однако чувства человека всегда предметны. Поэтому чаще всего их
классифицируют в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Отсюда можно
выделить чувства моральные, интеллектуальные и праксические.
Моральные (нравственно-этические) чувства — это переживания, которые возникают при
восприятии и оценке действий, поступков или психических особенностей людей (включая себя) с
позиций норм и принципов общественной морали. Близкими к ним являются эстетические чувства —
переживания прекрасного или безобразного в окружающем нас мире.
Интеллектуальные чувства — это переживания, сопровождающие умственную деятельность. К
неспецифическим интеллектуальным чувствам относятся переживания, которые бывают не только при
умственной деятельности: любопытство, удивление, уверенность, сомнение, чувство нового, чувство
иронии и юмора. Специфические интеллектуальные чувства порождаются исключительно процессом
интеллектуальной деятельности (чувство первооткрывателя истины — "эврика", чувство ясности,
отчетливости, стройности и логичности формулировок решения).
Праксические чувства — это чувства, сопровождающие все сферы практической деятельности
людей: труд, учение, спорт или игры.
Особый вид устойчивых чувств человека образуют страсти и увлечения. Страсть — сильное и
стойкое чувство, доминирующее над другими побуждениями человека. Она направляет все мысли и
поступки человека на предмет страсти и характеризуется слиянием волевых и эмоциональных
моментов. То, что не связано с доминирующей страстью, кажется человеку второстепенным и
отодвигается на второй план. Увлечения отличаются от страсти только их меньшей интенсивностью.
Существует множество и других устойчивых чувств, захватывающих все помыслы и стремления
личности. Заметное место среди них, особенно в юношеском возрасте, принадлежит чувству любви.
Понятие "любовь" употребляется в двух значениях. В широком значении (родовое понятие) любовь —
это высокая степень эмоционально-положительного отношения к объекту с помещением его в центр
189
устойчивых жизненных потребностей и интересов субъекта. Такова любовь к Родине, любовь к
матери, к детям. В более узком понимании (видовое понятие) любовь — это интенсивное и
относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными
потребностями и выражающееся в стремлении с максимальной полнотой быть представленным своими
личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого человека, чтобы пробуждать у него
потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.
Настроения. Настроение представляет собой общее и относительно слабое эмоциональное
состояние, но окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Одно настроение
может сохраняться неделями, а иногда и месяцами. Вызываются настроения различными событиями,
обстоятельствами, а также физическим самочувствием. Причины, обусловившие настроение, человеком
осознаются не всегда.
Выделяют две основные черты, которые характеризуют настроение в отличие от других
эмоциональных состояний. Во-первых, настроение не предметно, а личностно, т.е. когда у человека
радостное настроение, он не рад чему-то, а ему просто радостно. Во-вторых, настроение — не
специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние и
основной компонент общего чувственного фона.
Настроения очень разнообразны: радостные или печальные, веселые или угнетенные, бодрые или
подавленные, а также скука, ликование, восторг, надежда и так далее.
Стрессовые состояния. Первоначально понятие стресса (от англ. stress — давление, напряжение)
возникло в физиологии для обозначения неспецифической биологической реакции организма ("общего
адаптационного синдрома", физиологического стресса) в ответ на любое неблагоприятное воздействие.
Позднее оно стало использоваться и для описания типичных эмоционально-психических состояний
человека в экстремальных условиях — психологический стресс. Последний иногда еще подразделяют
на стресс эмоциональный (в ситуациях угрозы, обиды, опасности) и информационный (при
информационных перегрузках).
Стрессовые состояния — это особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на
экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том
числе и нервно-психических сил. По выраженности стрессовое состояние занимает промежуточное
положение между эмоцией и аффектом, но по длительности протекания оно приближается к
настроениям.
1901
Слабые воздействия не приводят к стрессу, т.к. он возникает только тогда, когда влияние
стрессора превосходит приспособительные возможности человека. Небольшой уровень стресса даже
полезен и необходим для любой физической или психической активности.
Стресс не есть просто нервное напряжение, а комплексная приспособительная реакция всего
организма. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с
которой сталкивается человек. Иногда различают понятия стресса и дистресса. Умеренный стресс не