Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5798

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

является  вредным, помогает  осуществлять  приспособительные  реакции. Дистресс — результат
чрезмерного  стресса, наступает  при  исчерпании  адаптационных  резервов, оказывает  деструктивное
действие на организм.

Типичными  тяжелыми  стрессорами  являются  боевые  действия, природные  и  транспортные

катастрофы, несчастный случай, присутствие при насильственной смерти других, разбойное нападение,
пытки, изнасилование, пожар. В литературе описываются болезненные психические реакции человека,
перенесшего  эти  события. Это  так  называемые  посттравматическое  стрессовое  расстройство,
социально-стрессовое расстройство, транзиторные ситуативные расстройства и нарушения адаптации.

В  случаях  депрессивного  варианта  адаптационных  и  стрессовых  расстройств  в  клинической

картине  появляются  такие  аффективные  феномены, как  горе, понижение  настроения, склонность  к
уединению, а также суицидальные мысли и тенденции.

При  тревожном  варианте  доминирующими  становятся  симптомы  беспокойства, неусидчивости,

страха и тревоги, спроецированной в будущее, ожидание несчастья. Одним из своеобразных вариантов
адаптационных расстройств считается паническое расстройство, характеризующееся  повторяющимися
приступами (эпизодами) беспричинной  тревоги  с  двигательным  беспокойством, эмоционально-
вегетативными  кризами (напоминающие  вегето-сосудистый, диэнцефалоподобный  криз), страхом
смерти. Панические атаки могут возникать непредсказуемо даже для самого человека.

Следует  отметить, что  стрессогенные  раздражители  необязательно  должны  существовать  в

реальности. Человек  реагирует  не  только  на  действительную  опасность, но  и  на  угрозу  или
напоминание  о  ней. Некоторые  реальные, но  неопасные  раздражители  могут  иметь  стрессогенное
значение в силу неадекватной когнитивной интерпретации с приписыванием им угрожающих свойств.
Отсюда  понятно, что  большей  частью  стресс  в  жизни  человека  инициируется  и  продуцируется  им
самим. Все зависит от того, как он реагирует на свое окружение и социально значимые стимулы.

191

Внешние признаки стресса проявляются общим возбуждением, а обычный набор эмоций уступает

место  беспокойству  и  тревоге.  У  одних  людей  реакция  на  стрессор  активная  и  эффективность  их
деятельности  может  даже  нарастать  до  определенного  уровня, у  других — реакция  изначально
пассивная и эффективность деятельности сразу падает. В любом случае обычное состояние человека в
стрессовой  ситуации  характеризуется  дезорганизацией  поведения  и  речи: или  беспорядочная
активность, или не свойственная ранее человеку пассивность и бездеятельность. Поведение при стрессе
во многом зависит от типа нервной системы, силы или слабости основных нервных процессов.

Фазы стрессовой реакции. Автор теории стресса Г. Селье (1960) определяет его как совокупность

стереотипных  и  филогенетически  запрограммированных  реакций  организма, готовящих  его  к
сопротивлению, борьбе или бегству. В развитии стресса выделяют три фазы: тревоги, стабилизации и
истощения.

В  первой  фазе (тревога) происходит  мобилизация  защитных  сил  организма  и  повышение

работоспособности: в  кровь  выделяются  гормоны, усиливающие  режим  работы  всех  систем
жизнеобеспечения  организма. Во  второй  фазе  происходит  относительная  стабилизация  всех
параметров, выведенных из равновесия в первой фазе, их закрепление на новом, более высоком уровне.
Если стресс длится долго, то неизбежно наступает третья фаза — истощение со сломом регулирующих
механизмов, с ухудшением самочувствия вплоть до необратимых изменений в органах.

Близким  по  своим  проявлениям  к  стрессу  является  состояние  фрустрации (от  лат. "обман",

"расстройство", "разрушение  планов"). Фрустрационное  состояние  возникает  при  объективных  или
субъективных трудностях, возникающих у человека на пути к цели. Фрустрация сопровождается целой
гаммой  отрицательных  эмоций (озлобленность, подавленность, агрессия), которые  в  состоянии
дезорганизовать поведение и сознание человека.


background image

Уже давно врачи обращали внимание на связь предрасположенности к некоторым заболеваниям с

преобладанием  у  человека  определенных  переживаний. Особенно  в  этом  отношении  показателен
эмоциональный стресс. Он может приводить к нарушениям функций и даже структурным изменениям
концевого  органа-мишени, т.е. органа, в  котором  проявляются  клинические  признаки  чрезмерного
стресса. Патологические  системные  нарушения  внутренних  органов, возникающие  вследствие
длительного  или  часто  повторяющегося  неспецифического  стресса, лежат  в  основе  возникновения
психосоматических заболеваний — гипертонической болезни и стенокардии, язвенной болезни желудка
и 12-перстной кишки, бронхиальной астмы и других.

192

Известно множество житейских ситуаций, порождающих стресс, — от случаев отделения ребенка

от матери в первые годы жизни до серьезных заболеваний и различных жизненных коллизий у людей
зрелого  возраста. В  наше  время  одно  из  самых  травмирующих  событий  для  взрослого — это  потеря
работы. Но  и  сама  профессиональная  деятельность  может  порождать  неспецифический  стресс
различной интенсивности. Особенно показательны в этом отношении данные, полученные в свое время
английскими исследователями. Они проследили смертность от коронарной болезни у представителей 13
профессиональных  групп. Оказалось, что  врачи-хирурги  и  мелкие  собственники  почти  в 10 раз  чаще
погибали  от  инфаркта  миокарда, чем  сельскохозяйственные  рабочие, а  судьи  и  адвокаты — в 5 с
лишним раз.

Некоторые раздражители способны сами по себе вызывать стрессовую реакцию без вовлечения в

нее высших когнитивно-интерпретационных механизмов мозга. Длительное воздействие жары, холода,
вибрации, шума выше 85 децибел и прочих подобных раздражителей приводит к стрессорной реакции
через  низшие  мозговые  сенсорные  механизмы. Неумеренный  прием  кофеина (кофе, крепкий  чай),
табакокурение (никотин), а  также  злоупотребление  некоторыми  другими  веществами (теофиллин,
амфетамины) запускают стрессогенную реакцию через пищеварение. Стрессогенной может оказаться и
тяжелая физическая нагрузка.

Развитие эмоций в филогенезе и онтогенезе

Некоторые из внешних выражений эмоций у человека очень сходны с таковыми у предков людей

— высших  обезьян. Ч. Дарвин (1872) рассматривал  способы  выражения  эмоций  у  человека  как
сохранившиеся остатки действий, связанных с нападением и защитой у животных. Этолог Н. Тинберген
называл их "интенциональными  движениями" — фрагментами  подготовки животного к действию. По
мере  развития "социальности", групповых  форм  поведения  они  стали  развиваться  в  средства
внутривидового и межвидового общения животных.

Существуют убедительные данные в пользу того, что ряд фундаментальных человеческих эмоций

также имеет эволюционную основу. Эти эмоции наследственно закреплены в организации лимбической
системы  мозга. Не  обладают  лимбической  системой  рептилии  и  амфибии, и  их  эмоциональное
поведение наименее выражено по сравнению с млекопитающими, у которых есть развитая

193

лимбическая система. Чем выше животное в эволюционном ряду, тем больше эмоций и заботы о

своем потомстве оно может проявить. У человека эмоциональная жизнь так разнообразна потому, что


background image

лимбическая  система  у  него  связана  с  корой  полушарий  и  лобные  области  коры  в  высшей  степени
развиты.

Французский психолог Теодюль Рибо (1839-1896) филогенез чувств характеризовал следующими

этапами:

1-й  этап — протоплазматический (досознательный), где  чувства  выражаются  лишь  изменениями

раздражимости тканей;

2-й  этап — потребностный  с  появлений  первых  признаков  переживания  удовольствия  и

неудовольствия;

3-й этап — примитивных эмоций органического характера типа боли, гнева, полового чувства;

4-й  этап — абстрактных  эмоций  человека (моральные, этические, эстетические  и

интеллектуальные эмоции).

В индивидуальном развитии человека, в онтогенезе эмоций также можно проследить четыре этапа.

1. Новорожденный — преобладают инстинкты, прежде всего самосохранения и пищевой.

2. Младенчество — органические  чувствования  удовольствия-неудовольствия, приятного-

неприятного. Они  основаны  на  переработке  экстеро- и  интерорецептивной  информации. Из  этих
чувствований постепенно формируется отношение ребенка к близким.

3. С3-4до 12-14 лет — постепенное  развитие  корковых (эпикритических) эмоций. Вначале  этого

периода  преобладает  связь  эмоций  с  органическими  потребностями, и  лишь  к  концу  этого  периода
эмоции  приобретают  самостоятельное  психическое  выражение  с  преобладанием  уже  корковой
коррекции органических потребностей и влечений.

4.  Формирование  высших  эмоций,  их  полное развитие  достигается  лишь  к  20-22  годам.  Чувства

становятся подвластными интеллектуальной проработке и разуму. В этот период человек в достаточной
степени может подавлять и внешние проявления эмоций.

Новорожденный раньше всего переживает отрицательные эмоции, которые проявляются плачем и

криком в ответ на неблагоприятные воздействия внешней и внутренней среды: холод, спазмы пустого
желудка, вздутие кишечника. Выражение лица, похожее на улыбку, можно заметить у ребенка с первых
дней жизни, но эта улыбка рефлекторная. Лишь через несколько недель улыбка начинает возникать на
различные события внешнего мира, но она еще не дифференцирована и возникает на самые различные
стимулы. Затем, примерно в 2,5 месяца, появляется  социальная  улыбка, т.е. — улыбка, обращенная  к
другому человеческому лицу. С этого времени ребенок уже требует социальных контактов. В возрасте
3-4 месяцев  при  встрече  с  взрослыми  улыбка  сопровождается  общей  двигательной  реакцией —
"комплексом оживления".

194

Следует  отметить, что  у  маленьких  детей  любая  эмоция  очень  широко  иррадиирует

(распространяется), так как центральная нервная система является  еще  незрелой. В период от 6 до 15
месяцев  происходит  активное  отложение  миелина  во  всех  важнейших  нервных  трактах. Миелин  для
нервных  волокон  часто  сравнивают  с  изоляцией  для  электропроводов — он  облегчает
целенаправленную  передачу  импульсов. Поэтому  нарушение  режима (например, запоздавшее
кормление) или  необычно  строгий  тон голоса  вызывают  иногда  неожиданную  для  родителей  бурную
эмоциональную  реакцию  ребенка. Даже  дети  среднего  дошкольного  возраста  отвечают  общим
нарушением обычного поведения на эмоционально значимое для них воздействие. После праздника или
в  его  ожидании  они  капризничают, отказываются  от  еды, долго  не  засыпают. Общая  лабильность
нервной  деятельности  ребенка  выражается  также  в  том, что  переживаемые  эмоции  обычно


background image

кратковременны и быстро затухают: ребенок может легко заплакать, но его так же легко можно отвлечь
и вызвать улыбку.

К  концу  первого  года  отношения  ребенка  с  окружающим  миром  становятся  более

избирательными. На  новое, яркое и  необычное явление ребенок начинает показывать  эмоциональную
реакцию  удивления. Он  уверенно  узнает  знакомые  лица, появляется  страх  и  неудовольствие  при
приближении  незнакомца  или  отделении  от  матери. Последние  два  типа  поведения  обычно
прекращаются к двухлетнему возрасту.

Возраст  около  двух  лет  считается  важным  переломным  этапом  интеллектуального  развития

ребенка. Неудовольствие при отделении от матери кончается именно потому, что наступает новый этап
в  развитии  познания — устанавливается  то, что  в  психологии  называется  постоянством  объекта.
Ребенок  начинает  понимать, что  предметы  и  люди  продолжают  существовать  и  тогда, когда  он  не
может их увидеть, услышать или потрогать.

Чувство  удивления, которое  возникает  еще  у  годовалого  ребенка, постепенно  сменяется

любознательностью. На  основе  врожденного  страха  младенца (например, при  громких  звуках  или
потере опоры) к 3-5 годам формируется стыд, который "надстраивается" над ним, являясь социальной
формой  этой  эмоции — страхом  осуждения. Гнев  в  младенчестве  возникает  лишь  при  ограничении
свободы движений, но в 2-3 года у ребенка уже развивается рев-

195

ность  и  зависть — социальные  формы  гнева. Удовольствие  вначале  пробуждается  контактно —

убаюкиванием, поглаживанием, а  в  дальнейшем  на  его  основе  развивается  радость  как  ожидание
удовольствия  в  связи  с  растущей  вероятностью  удовлетворения  какой-либо  потребности. Таким
образом, эти и все другие сложные эмоции и чувства развиваются всегда на основе простых эмоций под
влиянием социального научения.

Нейрофизиологический субстрат эмоций

В  настоящее  время  мы  знаем, что  физиологические  сдвиги, сопровождающие  эмоции, связаны  с

деятельностью  симпатической  и  парасимпатической  нервной  системы. Но  процессы  в  вегетативной
нервной  системе  не  объясняют  всего  многообразия  эмоций. Реакции  вегетативной  нервной  системы
стереотипны и бывают одинаковы при разных эмоциях.

Физиологической  основой  эмоций  является, прежде  всего, деятельность  подкорковых  отделов

мозга — таламуса, гипоталамуса  и  лимбической  системы. Кора  головного  мозга  оказывает
сдерживающее, регулирующее влияние на проявления эмоций. Еще экспериментально показано, что у
лишенного коры животного возникают парадоксально более сильные "эмоциональные реакции" даже на
более слабые импульсы, чем до декортикации. Аналогичное явление в клинике наблюдается всегда там,
где  интенсивность  корковой  деятельности  ослаблена  и  где  на  первое  место  выходит  деятельность
подкорковых центров — у больного появляется чрезмерная вспыльчивость, истеричность, гневливость
и прочие подобные явления.


background image

Другие важные доказательства  роли глубоких  структур  мозга в  формировании эмоций получены

экспериментами У. Хесса и  Дж. Олдса в  начале 50-х годов  с вживлением  электродов  в определенные
участки  гипоталамуса  животных. Они  привели  к  открытию "центров  страдания" и "центров
удовольствия". Много  интересных  данных  принесли  результаты  изучения  ретикулярной  формации  и
роли правого полушария в формирования эмоций.

Однако, несмотря  на  важность  этих  открытий, только  деятельностью  подкорковых  центров

невозможно объяснить все богатство и сложное многообразие эмоциональной жизни человека. Участие
коры  головного  мозга  в  сложных  эмоциональных  проявлениях  очевидно. И.П. Павловым  было
показано, что  именно  кора  регулирует  протекание  и  выражение  эмоций. Возникая  в  коре  головного
мозга, физиологический  процесс, являющийся  основой  чувств, распространяется  на  нижележащие
подкорковые центры.

196

О  том, что  кора  мозга  является  субстратом  чувств, свидетельствуют  и  клинические  случаи  так

называемых "насильственных  эмоций", которые  возникают  при  некоторых  подкорковых  поражениях
мозга. У  таких  больных  любой  раздражитель  часто  приводит  к  неадекватной  ситуации  реакции —
взрывам смеха или потокам слез. Однако, смеясь, эти больные чувствуют себя печальными, а плача —
испытывают  веселье. Существенную  роль  в  эмоциональных  переживаниях  человека  играет  и  вторая
сигнальная  система: переживания  могут  возникнуть  не  только  при  непосредственных  воздействиях
внешней среды, но могут быть вызваны словами, мыслями.

Теории эмоций

В XVHI-XIX вв. не  было  единой  точки  зрения  на  происхождение  эмоций, однако  самой

распространенной  была  интеллектуалистическая  позиция: "телесные" проявления  эмоций  являются
следствием  психических  явлений. Наиболее  четкую  формулировку  этой  теории  дал  И.Ф. Гербарт,
который  полагал, что  чувства  можно  рассматривать  как  реакцию  на  конфликт  представлений.
Например, образ  умершего  близкого  родственника, сравниваемый  с  образом  его  живого, порождает
печаль. В  свою очередь  эта  эмоция  непроизвольно, почти  рефлекторно  вызывает  слезы  и  вообще  все
телесные изменения, характеризующие печаль.

Другая группа психологов  склонна  была  рассматривать  эмоцию  не  как психическое состояние, а

как  ответ  организма  на  внешнюю  ситуацию. Такой  подход  можно  обнаружить  уже  у  Ч. Дарвина,
который  считал, что  большая  часть  эмоциональных  реакций  объясняется  либо  тем, что  они  полезны
(например, выражение  гнева  и  ярости  пугает  врага), либо просто тем, что они являются  рудиментами
движений, ранее биологически полезных для организма. Например, выражение печали есть ослабленная
форма подлинного плача младенца. В 1872 году Ч. Дарвиным в работе "Выражение эмоций у человека и
животных" этот принцип "полезных ассоциированных привычек" развивается в теорию эмоций, которая
укрепляла  положение  о  телесном  выражении  эмоций. Роль  внешних  поведенческих  реакций  в  генезе
самих эмоциональных состояний в дальнейшем была развита 1884 году В. Джеймсом и Г. Ланге.

197