Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5199

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

"Периферическая" теория эмоций Джеймса — Ланге. Американец В. Джеймс (1884) и независимо

от  него  датчанин  Г. Ланге (1885) сформулировали  теорию, согласно  которой  возникновение  эмоций
обусловлено  внешними  воздействиями, приводящими  к  физиологическим  сдвигам  в  организме.
Ощущение  этих  собственных  изменений  в  организме  и  переживается  человеком  как  эмоция. По
Джеймсу, "мы  печалимся  потому, что  плачем; боимся  потому, что  дрожим; радуемся  потому, что
смеемся; сердимся, потому, что  наносим  удар". Таким  образом, физиолого-телесные  периферические
изменения, которые  обычно  рассматривались  как  следствие  эмоций, стали  их  причиной. Отсюда
становится  понятной  упрощенная  трактовка  произвольной  регуляции  эмоций: горе, например, можно
подавить, если  намеренно  совершать  те  движения, которые  соответствуют  положительным  эмоциям.
Ценность  теории  Джеймса — Ланге  заключалась  в  том, что  она  открывала  широкий  простор  для
внедрения физиологических методов исследования в область психологии эмоций. Приемы, с которыми
было  связано  экспериментальное  изучение  эмоций  по  их  телесным  и  органическим  проявлениям
(сдвиги  в  дыхании, кровообращении  и  других  системах  организма), были  названы  немецким
психологом О. Кюльпе общим именем — "метод выражения".

Если  Джеймс  связывал  эмоции  с  широким  кругом  периферических  изменений, то  К. Ланге —

только  с  сосудодвигательной  системой: состоянием  иннервации  и  просветом  сосудов. Он  дал  очень
выразительные описания физиологических и поведенческих реакций при различных эмоциях. Радость,
например, сопровождается  усилением  иннервации  в  мышцах, мелкие  артерии  расширяются, кожа
краснеет — все  физиологические  отправления  начинают  совершаться  лучше. Радующийся  человек
активно  жестикулирует, подвижен. Радость  молодит, потому  что  человек  довольный, находящийся  в
хорошем настроении, создает оптимальные условия для питания всех тканей тела. Напротив, признаком
печали  является  ее  парализующее  действие  на  мышцы, возникает  чувство  усталости, движения
медленные  и  слабые. Глаза  кажутся  большими, так  как  расслабляются  мышцы  глазной  впадины.
Одновременно  сосудодвигатели  сжимаются  и  ткани  обескровливаются. Человек  постоянно  ощущает
чувство  холода  и  озноба. Легкие  тоже  опорожняются  от  крови, и  человек  постоянно  ощущает
недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди. Он старается облегчить состояние продолжительными
и  глубокими  вздохами. Огорчения  очень  старят, поскольку  они  сопровождаются  изменениями  кожи,
волос, ногтей и зубов.

"Таламическая" теория эмоций Кэннона — Барда. В 1929 году физиолог Уолтер Кэннон (Cannon:

1871-1945) пришел  к  выводу, что  в  теории  Джеймса — Ланге  ошибочно  само  исходное  положение,
согласно которому каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений.
Его исследования показали, что

198

одни  и  те  же  физиологические  реакции  могут  сопровождать  разные  эмоции. Кроме  того,

искусственно  вызываемые  некоторыми  препаратами (например, адреналин) у  человека
физиологические изменения на периферии часто и вовсе не сопровождаются эмоциями. Он заключил,
что  телесные  изменения  при  эмоциях  биологически  целесообразны  и  являются  средством  для
достижения цели — они готовят организм к борьбе или бегству. Как эмоции, так и соответствующие им
сигналы активизации вегетативных функций возникают в одном и том же центре мозга — таламусе.

Филиппом  Бардом (Bard, 1934) эти  положения  были  модернизированы — ему  удалось  показать,

что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы, проходя через таламус, как бы
расщепляются: половина  идет  в  кору  больших  полушарий, где  порождает  субъективное  переживание
эмоции, а  другая  половина  идет  в  гипоталамус  и  центральную  часть  лимбической  системы, которые
управляют  физиологическими  изменениями  в  организме. Согласно "таламической" теории  эмоций
Кэннона — Барда, психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно.

Круг  Папеса  и  теории  активации. Теория  Кэннона — Барда, "вернув" процесс  возникновения

эмоций из периферических органов обратно в мозг, подчеркивала роль таламуса как "центра" эмоций.
Однако  благодаря  работам  анатома  Дж. Папеса (Papez, 1937) и  его  продолжателей (Lindsley, 1951 и
другие) стало  известно, что  эмоции — это  функция  не  отдельных  центров, а  результат  активности
сложной  сети  мозга, названной  позднее "кругом  Папеса". Структуры, объединенные  в  круг  Папеса,


background image

составляют  в  основном  образования  лимбической  системы: передняя  область  таламуса, гипоталамус,
миндалина, гиппокамп, поясная извилина, свод и перегородка.

Кроме того, было  установлено, что важную роль в регуляции эмоций играет также ретикулярная

формация (сетчатая структура внутри моста и ствола головного мозга), активность которой определяет
многие  динамические  параметры  эмоций — силу, продолжительность, изменчивость. Внешние  или
внутренние стимулы порождают импульсы, активирующие ствол мозга. Ретикулярная формация ствола,
в  свою очередь, активирует  гипоталамус и  кору мозга. В конечном  итоге  происходит опосредованная
всеми  эмоциогенными  структурами  мозга  трансформация  первичного  стимула  в  поведение,
характеризующееся эмоциональным возбуждением.

199

Некоторые участки ретикулярной формации обладают более определенными функциями. Таково,

например, голубое  пятно — плотное  скопление  тел  нейронов, использующих  в  качестве  медиатора
норадреналин. Известно, что недостаток норадреналина в структурах мозга приводит к депрессии, а при
длительном  избытке  его  возникают  тяжелые  стрессовые  состояния. Нейроны  другого  участка
ретикулярной  формации ("черная  субстанция") используют  медиатор  дофамин. Последний
способствует  возникновению  у  человека  эйфории, ради  которой  наркоманы  употребляют  кокаин  или
амфетамины. Избыток дофамина вызывает симптомы, сходные с шизофренией. Кроме того, оказалось,
что "центры" агрессии и удовольствия, найденные в опытах с вживленными электродами, совпадают с
путями передачи возбуждения от дофаминэргических нейронов черной субстанции и адренергических
нейронов голубого пятна.

Важные  данные  для  понимания  природы  эмоций  были  также  получены  при  изучении

функциональной  асимметрии  мозга. Установлено, что  левое  полушарие  в  большей  степени  связано  с
возникновением и поддержанием положительных эмоций, а правое — с отрицательными эмоциями.

Для  локальных  височных  поражений  медиобазальных  отделов  височной  коры  головного  мозга

(лимбическая система) существуют различия в проявлениях эмоциональных нарушений при право- или
левостороннем страдании.

При поражении коры правой височной доли возникают два типа нарушений:

1) пароксизмы  чрезмерных  по  силе  эмоций  типа  тоски, страха  и  ужаса, которые  могут

сопровождаться галлюцинациями и висцеро-вегетативными изменениями;

2) пароксизмы  дереализации  и  деперсонализации  с  резким  уменьшением  эмоциональности  или

эйфорическим настроением, причем внешне больные достаточно адекватны.

Кроме  того, при  поражении  правой  височной  доли  также  обычно  выявляются  нарушения

распознавания  эмоциональных  характеристик  речи (методика  опознания  эмоций  по  голосу) и
нарушения распознавания эмоций по мимике.

При  поражении  коры  левой  височной  доли  главными  проявлениями  нарушений  эмоциональной

сферы  является  преобладание  депрессии  и  тревоги, сопровождающееся  двигательным  беспокойством.
При  этом  у  больных  легко  возникают  настороженность, подозрительность, раздражительность  и
конфликтность.

Когнитивные  теории  эмоций. Отдельно  стоит  группа  теорий, раскрывающих  природу  эмоций

через механизмы мышления. Среди них надо отметить теорию когнитивного диссонанса Л. Фестинге-ра
и информационную теорию эмоций П.В. Симонова.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. У человека в динамике эмоций не меньшую роль,

чем  физиологическая  активация, играют  когнитивно-психологические  факторы (когнитивное —
относящееся к знаниям). По мнению Фестингера, поло-


background image

200

жительная эмоция возникает тогда, когда ожидания человека подтверждаются, т.е. когда реальные

результаты  деятельности  согласуются  с  намеченным  им  планом (находятся  в  консонансе).
Отрицательные  эмоции  возникают  в  противоположной  ситуации, когда ожидаемые  и  действительные
результаты расходятся (находятся в диссонансе).

В  психологии  теория  когнитивного  диссонанса  нередко  используется  не  только  для  объяснения

эмоциональных  состояний, но  и  для  объяснения  поступков  человека  в  различных  социальных
ситуациях.

Информационная  теория  эмоций  П.В. Симонова (1970). Концепция  эмоций  отечественного

физиолога  Симонова  также  относится  к  разряду  когнитивистских. В  ней  в  краткой  символической
форме представлена совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции: Эмоция =
П*(Ин — Ис), где П — актуальная потребность, (Ин — Ис) — оценка вероятности ее удовлетворения на
основе информации о необходимых (прогнозируемых) средствах для ее достижения (Пн) и информации
о средствах, имеющихся в наличии в данный актуальный момент времени (Пс). Таким образом, степень
эмоционального напряжения определяется потребностью и дефицитам информации, необходимой для
удовлетворения этой потребности.

Отрицательные эмоции порождаются более или менее осознаваемой реальной или воображаемой

невозможностью  удовлетворения  потребности  или  падением  вероятности  ее  удовлетворения  по
сравнению  с  прогнозом, который  давался  ранее. Отрицательные  эмоции  возникают  и  при  дефиците
информации, необходимой для организации действий. Если субъективная вероятность удовлетворения
потребности велика, появляются положительные чувства.

Индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств

Эмоции  как  сложные  системные  психологические  образования, составляющие  эмоциональную

сферу личности, характеризуются многими параметрами: знаком (положительные или отрицательные) и
модальностью (качеством), продолжительностью и интенсивностью (силой), подвижностью (быстрота
смены  эмоциональных  состояний) и  реактивностью (скорость  возникновения, выраженность  и
адекватность  эмоционального  отклика  на  внешние  и  внутренние  стимулы), а  также  степенью
осознанности эмоций и степенью их произвольного контроля.

201

При  оценке  эмоций  врачу  следует  учитывать, что  у  здоровых  людей  все  эти  индивидуальные

проявления  эмоций  чрезвычайно  широко  варьируют — они  зависят  от  возраста  человека, его
темперамента  и  личности  в  целом. Оценка  способности  к  эмоциональному  переживанию
(эмоциональности человека) приобретает особо важное практическое значение в случаях, граничащих с
патологией.

Эмоциональная  лабильность — обнаруживается  чрезмерная  подвижность, облегченность  смены

эмоций, например, перехода  от  слез  к  смеху  и  наоборот. Если  в  пожилом  возрасте  эмоциональная
лабильность, особенно  в  случаях  ее  нарастания, расценивается  как  признак  патологии (слабодушие,


background image

эмоциональная  слабость), то  для  маленьких  детей  это  явление  естественно  и  расценивается  как
возрастная  норма. При  астении  в  период  выздоровления  после  тяжелых  соматических  заболеваний
эмоциональная  лабильность  также  часто  наблюдается, но она  здесь  обычно  сочетается  с обостренной
эмоциональной  чувствительностью  к  раздражителям  и  быстрой  истощаемостью  аффектов
(эмоциональная гиперестезия).

Эмоциональная 

ригидность (инертность, "тугоподвижность", "вязкость" эмоций) —

противоположное  эмоциональной  лабильности  состояние. У  человека  длительное  время  эмоция
сохраняется, хотя  вызвавшее  ее  событие  давно  миновало. Чаще  всего  такая  длительная  задержка
("застреваемость", персеверация) возникает  на  неприятных  переживаниях — чувстве  вины, обиды,
злобы, мести. Как личностная особенность эмоциональная инертность отмечается у акцентуированных
тревожно-мнительных  и  параноических  личностей. При  ряде  заболеваний, например  при  эпилепсии,
эмоциональная ригидность постепенно прогрессирует и становится характерным признаком болезни.

Эмоциональная  возбудимость — обычно определяется  той  минимальной  силой, интенсивностью

внешних  или  внутренних  стимулов, которые  способны  вызвать  отклик, эмоциональную  реакцию  у
человека. Более выраженная реактивность наблюдается в детском и подростковом возрасте, а в старости
она снижается. Человек может реагировать эмоционально повышенно, однако все же пропорционально
стимулам (синтонно). Эта  пропорциональность  начинает  нарушаться  при  невротических  состояниях,
когда  повышенные  эмоциональные  реакции  возникают  на  обычные  стимулы. При  повышенной
чувствительности, проявляющейся  легкой ранимостью, говорят об эмотивности. Такая эмоциональная
гиперреактивность  бывает  у  больных  неврозами  и  обычно  сопровождается  быстрой  истощаемостью
аффекта.

202

Эксплозивность — бурные эпизодические взрывы аффектов, которые неадекватны раздражителям,

появляются  по  каждому  ничтожному  поводу, иногда  даже  с  проявлениями  агрессии  по  отношению  к
окружающим  или  аутоагрессии (самоповреждения). Взрывчатость  часто  сочетается  с  инертностью  и
тугоподвижностью эмоций, а также трудностями их произвольного контроля — больные в силу этого
импульсивны. Наблюдается  при  некоторых  видах  психопатий, при  алкоголизме, при  органических
заболеваниях мозга.

Эмоциональная  монотонность ("холодность") — в  отличие  от  эксплозивности, выражается

неадекватно эмоционально монотонным, ровным, холодным, почти безразличным отношением ко всем
событиям  независимо  от  их  эмоциональной  значимости. Эмоциональная  холодность  встречается  при
шизоидной психопатии и некоторых формах шизофрении. При шизофрении эмоциональная холодность
и  безразличие (эмоциональная "тупость") по  отношению  к  серьезным  проблемам  близких
родственников  часто  парадоксально  сочетается  с  эгоистично  обостренной  чувствительностью
("хрупкостью") по  отношению  к  предметам  своего  внутреннего  аутизированного  мира
(эмоциональность по типу "дерево и стекло").

Эмоциональный "паралич". В  некоторых  случаях  в  результате  действия  внезапного, шокового

воздействия  психической  травмы (стихийное  бедствие, катастрофа  или  тяжелое  известие) наступает
острое кратковременное выключение эмоций ^паралич эмоций"), когда никакие воздействия не находят
эмоционального  отклика  в  душе.  Иногда  этот  "паралич  эмоций"  сопровождается  мучительным  для
больного "чувством  потери  чувств". По  прошествии  реактивного  состояния  эмоциональные  реакции
больного восстанавливаются.

Апатия (анормия) — по  клиническому  выражению  близка  к  параличу  эмоций. Она

характеризуется  полным  безразличием  к окружающему, близким родственникам  и самому себе, часто
сопровождается  бездеятельностью (абулией). Такое  полное  отсутствие  какой-либо  эмоциональной
реакции  и  эмоционального  движения  является  болезненным  симптомом  и  встречается  при  ряде
психических  заболеваний. Чаще  такая  апатия  развивается  постепенно  через  так  называемое
эмоциональное  огрубление  или  эмоциональное  уплощение. При  этом  происходит  постепенное  и
стойкое  оскудение  эмоциональных  переживаний, касающееся  первоначально  высших  чувств


background image

(нравственных, этических, эстетических), а низшие эмоции (влечения: пищевое, сексуальное) при этом
нередко  усиливаются. Подобные  изменения  в  эмоциональной  сфере (эмоциональное  огрубление)
встречаются при алкоголизме и ослабоумливающих органических заболеваниях мозга. Для шизофрении
более  характерно  параллельное  оскудение  и  снижение  всех  видов  чувствований (эмоциональное
уплощение) с постепенным развитием полной апатии.

203

Эмоциональная  неустойчивость. Об  эмоциональной  устойчивости  обычно  судят  по  тем

изменениям, которые  наступают  в  текущей  деятельности  человека  под  влиянием  эмоциогенных
факторов. При эмоциональной устойчивости текущая деятельность практически не меняется и внешние
проявления  эмоционального  состояния  хорошо  контролируются. При  эмоциональной  неустойчивости
происходят  различные  нарушения  хода  текущей  деятельности, а  внешние  проявления  эмоций  слабее
поддаются  сознательному  управлению. У  некоторых  людей  эти  особенности  эмоциональной  сферы
могут в одних случаях  устойчиво проявляться в нарушениях психомоторики (эмоционально-моторная
неустойчивость), а  в  других — в  нарушениях  точности  восприятия (эмоционально-сенсорная
неустойчивость). Причем  они  не  всегда  сопутствуют  друг  другу  и  совпадают  с  повышенной
эмоциональной  возбудимостью. Есть  люди  эмоциональные, но  эмоционально-моторно  устойчивые, а
другие являются эмоционально-моторно неустойчивыми, но эмоционально-сенсорно устойчивыми, или
наоборот.

С  эмоциональной  моторной  и  сенсорной  неустойчивостью  связано  другое  психоэмоциональное

состояние, нарушающее  деятельность  человека. Это  психоэмоциональная  напряженность  в
ответственных  ситуациях, чаще  при освоении  нового  дела. Ее  очень  ярко  описал  К.С. Станиславский
(1948), изучая состояние молодого актера: "Вы не можете себе представить, каким злом для творческого
процесса является  мышечная  судорога и  телесные зажимы, когда  они создаются в  голосовом органе...
Когда зажим в руках — руки коченеют, превращаются в палки и поднимаются, точно шлагбаумы... Но
хуже  всего, когда  зажим  удерживается  в  лице  и  искривляет  его, парализует  или  заставляет  каменеть
мимику...".

Физиологическим  механизмом  напряженности  является  пассивно-оборонительный  рефлекс

(Павлов  И.П.). Напряженность  проявляется  в  нарушении  движений, сужении  объема  внимания  и
сопровождается  вегетативными  изменениями (меняется  окраска  лица, учащается  дыхание  и
сердцебиение, появляется  дрожание  пальцев  рук, потливость, ощущение  сухости  во  рту).
Напряженность  может  быть  разной  степени  выраженности, но  в  ней  сказывается  неспособность
человека владеть своими эмоциями, отсутствие у него самообладания.

От  напряженности  следует  отличать  внешне  похожую  на  нее  растерянность. Однако  ее

происхождение иное. Если при напряженности нарушения в сфере внимания и мышления производны
от эмоционального состояния, то при растерянности они первичны, а эмоции производны.

204

Эмоциональная невоздержанность. Устойчивая неспособность человека контролировать и владеть

своими  эмоциями, приобретающая  патологический  характер, обычно  бывает  при  некоторых
органических заболеваниях мозга — после мозгового инсульта, при интоксикациях. В этих случаях ее
называют эмоциональной невоздержанностью, так как здесь как бы отпадают естественные тормоза для
эмоциональной реакции. Человек обнаруживает вне себя свою радость или гнев, хотя и знает, что этого
делать  в  данной  ситуации  не  следует. У  здоровых  людей  различного  рода  изменения  аффективной
возбудимости  и  эмоциональной  невоздержанности  могут  быть  либо  длительными, устойчивыми,
составляя  сущность  той  или  иной  конституции, либо  же  наблюдаются  в  качестве  эпизодической
реакции.

Немаловажным  в  клинической  практике  считается  симптом  алекситимии — затруднения  или

неспособность  точно  описать  собственные  эмоциональные  переживания. При  этом  пациент  пытается